На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Закономерности аномального развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вологодский Государственный Педагогический Университет 
 

Реферат
Тема: Закономерности аномального  развития. 
 
 

От студента III-го курса
Группы  «А»
Очной формы  обучения
Истоического  факультета ВГПУ
Подосёнова  Дмитрия 
 
 

2010 год.
Содержание:
    Ввведение………………………………………………………….стр 3
    Понятие «Аномальный ребёнок»………………………………...стр 4
    Общие закономерности аномального развития…………………стр 5
    Специфические закономерности аномального развития…….....стр 7
    Вывод……………………………………………………………...стр 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
«Важнейшая  задача всякого научного исследования состоит в установлении закономерностей изучаемых явлений и  их специфических особенностей.»
Лубовский В. И.
   Понятие «Аномальное развитие» на сегодняшний  день, очень активно используется в Специальной психологии. Выявление  закономерностей, присущих аномальному  развитию, и особенностей, характерных  для той или иной формы дефекта, очень важно потому, что эти  данные представляют большое значение для создания наиболее продуктивных путей и форм учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, а  также для разработки эффективных  методов диагностики нарушений  и отбора детей в учреждения соответствующего типа.
          Однако выделение подлинно специфических  закономерностей или особых проявлений  более общих законов развития—  дело сложное и трудное. Закономерности  или особенности, выделяемые исследователями  как специфические для каждого  данного   дефекта, часто не  являются таковыми. Многие из  таких  особенностей   характерны  для нескольких   форм аномального  развития. В то же время существуют закономерности идентичные, как для обычныго так и для аномального развития. Выявление общности нормального и нарушенного развития необходимо продолжить, однако центральной задачей сейчас, когда специальной психологией накоплен огромный фактический материал, должно быть установление специфических закономерностей аномального развития.
     В связи с этим, целью данной  работы, будет являтся выяснение  закономерностей аномального развития. Задачами данной работы, будут: изучение учебной и специальной литературы по данной теме, раскрытие понятий таких, как аномальное развитие, закономерности. Определение значения дефектов в аномальном развитии человека.
   Понятие «Аномального ребёнка».
   К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера  нарушения одни дефекты могут  полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации. Развитие аномального ребенка, подчиняясь в  целом общим закономерностям  психического развития детей, имеет  целый ряд собственных закономерностей.
   Выготский выдвинул идею о сложной структуре  аномального развития ребенка, в  соответствии с которой наличие  дефекта какого-либо одного анализатора  либо интеллектуального дефекта  не вызывает выпадения одной локальной  функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную  картину своеобразного атипичного развития. Сложность структуры аномального  развития заключается в наличии  первичного дефекта, вызванного биологическим  фактором, и вторичных нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующего развития. 
 
 
 
 
 
 

Общие закономерности аномального  развития.
     Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений.
   Знание  общих закономерностей и специфических  особенностей психического развития ребенка  в условиях того или иного дефекта  является одним из вопросов, на которых  строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей.
   Фундаментальные исследования ведущих отечественных  специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные  развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных  категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.
   Выделяют  следующие закономерности, общие  для развития нормального и аномального  ребенка:
   1. Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
   2. Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование.
   И в норме, и при патологии психическое  развитие имеет поступательный поэтапный  характер. Каждый этап завершается  формированием принципиально новых  качеств, которые становятся основой  для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному  появлению новообразований в  психике, создающих базу для дальнейшего  развития.
   3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми.
       Появление новых качеств невозможно  без направленного обучения, которое  более эффективно в сензитивные  периоды развития как нормального,  так и аномального ребенка.  Общение как вид психической  деятельности – необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение – главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.
   4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности.
       Ведущими видами деятельности  для детей раннего возраста  с нарушениями в развитии и  без отклонений являются действия  с предметами и игра. Игра рассматривается  как одно из проявлений спонтанно  развивающегося сознания, душевной  жизни ребенка. Специфика игровой  деятельности заключена в ее  замещающем по отношению к  настоящей деятельности взрослых  характере. 
 
 
 
 
 
 

   Специфические закономерности аномального  развития.
   Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии  аномального развития, которое имеет  свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в  развитии детей выявило, что для  всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
   Одна  из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал  положение о том, что наличие  первичного дефекта, вызванного биологическим  фактором, влечет за собой появление  вторичных нарушений, возникающих  в ходе последующего аномального  развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения  развития аномального ребенка: наступившее  в том или ином звене нарушение  закономерно в силу действия общих  законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется  в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают  влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.
   Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное  развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
   Выявлена  зависимость количественного и  качественного своеобразия вторичных  нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее  первичный дефект, тем более ярким  будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости  между степенью выраженности возникающих  нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
   Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
   Трудности социальной адаптации, затруднения  во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая  закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению  и конкретизации ее содержания.
   Однако  в развитии аномальных детей имеются  и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных  со способностью нервной системы  к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой  положительной закономерностью. Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей  при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая  совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных  условиях коррекционного воспитания и  обучения, сглаживаются и в известной  мере устраняют неравномерность  психического развития у аномальных детей. Одна из важнейших таких закономерностей была сформулирована Л.. С. Выготским о возникновении в процессе развития аномального ребенка вторичных симптомов. Им же отмечалась общность разных форм аномального развития, которая проявляется в родственных затруднениях взаимодействия со средой (Л. С. Выготский, 1935)
         Позднее Ж.И. Шиф (1965), развивая это положение, формулирует  его следующим образом:  «Общим для всёх случаев аномального  развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий  проявляется в изменениях в развитии личности аномального   ребенка  в целом».  В этой же
   работе  отмечается, что у аномальных детей  всех категорий, хотя им в разной мере, наблюдаются нарушения речевого общения.
         В настоящее время  данные специальной психологии и  результаты исследований высшей нервной  деятельности аномальных   детей  позволяют выделить   ряд таких   закономерностей. Они имеют разную меру общности. Отдельные из них  характерны для всех форм аномального, развития, другие объединяют лишь некоторые (например,   аномалии развития, связанные  с поражением разных анализаторов, или нарушения развития вследствие   органических поражений центральной  нервной системы), третьи свойственны  одному конкретному дефекту. Примером закономерности, общей   для развития психики всех аномальных детей, является снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. При всех видах аномалий развития объем информации, которая, может  быть принята в единицу времени, снижен по сравнению с нормой, для  приема равного объема необходимо большее  время; переработка информации также  замедлена. При дефектах, связанных  с нарушением деятельности того или  иного анализатора, это снижение, естественно, проявляется особенно .резко в области той информации, которая адресована пораженному  анализатору, однако оно обнаруживается и при восприятии раздражителей, воздействующих на сохранные анализаторы. В работах И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, К.И. Вересотской, Т.В. Розановой, X. Майклбаста и других показано, что у глухих детей такая закономерность совершенно отчетливо проявляется по отношению  к зрительно воспринимаемой информации (увеличение латентного периода простой  реакции; увеличение времени, требуемого для    восприятия   объектов; уменьшение количества воспринимаемых деталей   предметов и изображений  при усложненных условиях и т.д.). Аналогичная картина обнаруживается и в осязательном восприятии глухих.
         Поражения центральной  нервной системы (при олигофрении  и в меньшей степени при  задержках   развития) своим результатом  имеют снижение скорости приема   всех видов  информации и уменьшении ее объема, поступающего за единицу времени, а также   искажение   первичной информации (выражаясь    языком теории коммуникации,   увеличение   шумов). Замедленность   процесса восприятия у умственно   отсталых, его узость, отмечены   в работах Г. Я. Трошина, И. М. Соловьева и его сотрудников (А.И. .Липкиной, Е.М. Кудрявцевой). В этих же исследованиях показана меньшая дифференцированность восприятия     у  олигофренов.  Ж. И. Шиф, Г. Л. Выгодская и другие установили снижение скорости реакции у этих детей. Ф. Краттер, Н. О'Коннор,   Ф. Кодман, Е. Н. Правдина-Винарская обнаружили повышение   порогов чувствительности   у умственно   отсталых,   что также  свидетельствует о снижении способности к приему информации.    
         При задержках   развития данная закономерность выявлена Т.В. Егоровой, Л. И. Переслени, М. В. Ипполитовой  и другими.   Проявление ее при  алалии   отмечается М. А. Панкратовым. Ее наличие подтверждается также  клиническими и педагогическими  наблюдениями.
         Замедленность     или  нарушение приема и переработки  информации в той или иной мере   наблюдается при всех поражениях    центральной нервной    системы,    возникающих у взрослых людей (как  это, например, показано   А. Р. Лурия   и   другими применительно к  взрослым с локальными поражениями  мозга). Однако в этих случаях нарушения  ограничиваются пораженным    анализатором (X. Бирч,   А. Белмонт   и   Э. Карп, 1967; А.   Белмонт   и   А. Хандлер, 1971 ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.