На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Одиночество подростков как социальная проблема

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и  науки Российской Федерации
     Курганский  государственный  университет
     Юридический факультет
     Кафедра социологии и социальной работы 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа
     по дисциплине «Методология и методика социологических исследований» на тему:
     ОДИНОЧЕСТВО ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнила: Колбина  М.А.
                                            студентка группы З85
                                                        Руководитель: Кокина Т. А. 
 
 

     Курган 2010 

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические подходы к изучению одиночества………………6
      Феномен одиночества…………………………………………………...6
      Специфика подростков как особой социальной группы …………….14
ГлаваII. Анализ и интерпритация результатов исследования……........19
Заключение……………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….....27
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, но одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. Часто одиночество - ощущение, которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу, или желательность этого, или потребность просто быть в контакте с кем-либо, т.е. отсутствие духовного единства - будет переживаться, как одиночество. Ведь одинокие люди, как правило, чувствуют себя покинутыми, отверженными, забытыми, обделенными, ненужными. Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, значит и разочароваться в ней. Но те, кто считает так, глубоко ошибаются. Одинокими могут быть и подростки. И, пожалуй, именно в подростковый период это состояние впервые осознается наиболее остро. Одиночество, перенесенное в этот период, может привести к серьезным психологическим и социальным проблемам в будущем.
      Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону дестабилизации и негатива. Одним из наиболее острых ощущений становится одиночество.
    Актуальность  исследования связана с изменениями, происходящими в современном российском обществе, которые привели к разрушению традиционных ценностей, падению идеи их объективной обоснованности, что способствовало утрате регуляторов человеческих контактов. Кризисы многих сторон жизни (социальной, экономической) обострили вопрос о самостоятельном, индивидуально осуществляемом выборе жизненных приоритетов развивающейся личностью.
      Противоречия настоящего этапа общественного развития заключаются в  «разрыве» духовных ценностей предыдущих и нынешнего поколений; обособление индивидов друг от друга вследствие распада социальных и личностных взаимодействий между ними, характеризующееся появлением одиночек в подростковой среде, что вызывает серьезные  проблемы. Как следствие, в молодежной среде стали распространяться негативные социально-психологические явления ухода от социальной активности, проявляющиеся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и т.п.), вступлении в религиозные и преступные сообщества.
      Оказавшись в ситуации одиночества, подросток начинает искать смысл своего существования, строить собственную систему координат. Переживание бессмысленности своего существования актуализирует у него чувства одиночества, беспомощности, страха. Если подросток не находит поддержки и понимания во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то он обращается к таким же, которых «не поняли» окружающие. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что никому не удастся его обидеть и притеснить. Включаясь в субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего «Я» и компенсации тех неудач, которые постигли его в обществе. При этом максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности.
        Цель исследования: исследовать феномен одиночества подростков.
    Объект  исследования: одиночество в подростковом возрасте.
       Задачи исследования:
      Изучить теоретические подходы к проблеме одиночества;
      Проанализировать причины возникновения подросткового одиночества;
      Проанализировать мнения подростков об одиночестве.
    Значительный интерес для понимания сущности одиночества представляют труды таких авторов, как Коломенский Я. Л., Петровский А. В.,  Лебедев В. И., Хорицкая Ю. Г., Шевченко С. Н.
    Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С.Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии, Н.Е. Покровский - автор одной из первых значительных работ по изучению взаимосвязи одиночества и аномии, Ж.В. Пузанова, представляющая современное социологическое направление в исследовании одиночества.
    Интересны в области изучения подросткового  одиночества труды Драгуновой Т. В., Якобсона П. М., Фельдштейна Д. И., Кона И. С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические подходы к изучению одиночества 

        Феномен одиночества
      Проблема одиночества является  предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, социологии, медицине, педагогике. Феномен одиночества имеет сложное содержание, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми. В силу этого, данное понятие часто превращается в безразмерную метафору, что осложняет его научный анализ. Исследование проблемы одиночества затрудняется и тем, что в разных цивилизациях и обществах сложились  определённые культурно-исторические и психологические формы одиночества, а также способы отношения к нему и его переживания.  Для Запада на протяжении последних столетий характерна ярко выраженная ориентация на индивидуальный успех. Основой общества признается отдельная личность, и все общественное устройство подчинено тому, чтобы она могла реализовывать свои потребности и интересы, в первую очередь, экономические. Несмотря на происходившие в течение последнего столетия трансформации в сторону роста влияния общества и государства на личность, именно она и защита ее прав продолжают считаться основой и фундаментальным принципом социальной жизни. [12, С. 64-65]
       Признание приоритета прав отдельного  человека, – большое достижение, но это влечет за собой последствия. Одним из них становится формирование объективных условий, способствующих обособлению людей, формированию у них философии индивидуализма с последующим развитием одиночества.
        Начиная с древнейших времен до сегодняшнего дня, в разных культурах и в разных философских системах мы находим различные формы одиночества, различные формы отношения к нему и его переживания. Для древности были характерны три формы: во-первых, испытание, воспитание одиночеством через различные обряды и ритуалы; во-вторых, наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода или общины или в заключении; в-третьих, появившееся, по-видимому, позже первых двух форм добровольное уединение, отшельничество. [15, С. 147-148]
    Все эти формы связаны с пространственно-временной  изоляцией человека от других людей. Позже на их основе сформировались целые социальные институты: пенитенциарная система, одним из краеугольных камней которой является наказание одиночеством, институт отшельничества и монашества и др. Все исторические формы одиночества сохраняются до сих пор и играют отнюдь не второстепенную роль в жизни современного общества и воспитании человека. Но в современном мире, в результате усложнения видов деятельности человека (в том числе, профессиональной), возникли разнообразные формы одиночества.
    Очевидно, есть большая разница между вынужденным  одиночеством Робинзона и одиночеством человека, ушедшего в добровольное изгнание; одиночеством    космонавта   или   путешественника    и   одиночеством  заключенного; одиночеством стариков, переживших всех родных, и одиночеством сирот, ничего не знающих о своих родственниках и т.д. Но современный индустриальный мир чрезвычайно обострил проблему в другом аспекте. Духовное одиночество, которое в предыдущие эпохи было уделом немногих, в основном интеллектуально развитых и творчески одаренных людей, с начала XX века стало приобретать массовый характер.[12, С. 71-74]
    В современном понимании проблема никак не вписывается в традиционные формы. В мире остается мало места пространственно- временному одиночеству. В то же время, всё больше возрастает роль духовного и психологического одиночества. Можно сказать, что оно из явления в большей степени объективного превратилось преимущественно в социально-психологическое и личностное. Проблемой стало, в сущности, не само одиночество, а отношение к нему и его переживание.
       Одиночество — одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он.
    Одиночество — субъективно ощущаемое явление, эмоциональное состояние человека, возникающее чаще всего по причине отсутствия положительных отношений с другими лицами и, как правило, имеющее негативные последствия. Также — изоляция или уединение, то есть недостаток контакта с другими людьми.
    Одиночество — характеристика, связанная со временем: может быть хроническим или временным — в случае разрыва отношений с близким человеком или его смерти. Одиночество не следует путать с теми случаями, когда человек периодически нуждается в «отдыхе» от общения. [8, С.40-42]
    Одиночество — распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае, одиночество может привести к депрессии. [31, С. 46-53]
    Проблема  одиночества наиболее полно разработана  зарубежными исследователями. Достаточно широко ими представлены теоретические и экспериментальные исследования. Среди известных теоретических подходов можно выделить: интеракционистский (Р. Вейс); коснитивный (Э. Пепло); социологический (Д. Рисмен); психодинамический (X. С. Салливан); феноменалогический (К. Роджерс); экзистенциональный (К. Мустаскас); мотивационный (Д. Эйсендорф), общесистемный (Д. Фландерс).
      Общим для всех вышеперечисленных подходов является присутствие следующих составляющих:
    1) выделение феномена «одиночества», как психологическое состояние;
        2) определение возникновения причин одиночества;
    3) характеристика личности, испытывающей состояние одиночества, и определение основных проблем, связанных с одиночеством.
       Интеракционистский подход
    Р. Вейс определяет одиночество как продукт интерактивного влияния фактора личности и фактора ситуации. Он выделяет два типа одиночества:
    эмоциональная изоляция (отсутствие привязанности к отдельному человеку);
    социальная изоляция (отсутствие доступного крута социального общения).
      Выделяют следующие причины возникновения одиночества: ситуативные и характерологические. К ситуативным относятся личностные обстоятельства, например, смена места жительства. К характерологическим причинам относят то, что человек сосредоточивается на своем внутреннем мире, у него низкая самооценка, он застенчив. Для одиноких людей при эмоциональной изоляции характерна тревожность, беспокойство, пустота: при социальной изоляции люди испытывают ощущение бессмысленно своего существования. Они также испытывают тоску, собственную незначительность - чувство социальной маргинальности. [22, С. 26-29]
    Экзистенциальный  подход
    Экзистенциалисты  принимают в качестве точки отсчета  тот факт, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить  с нами наши чувства и мысли: разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредотачиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими. К. Мустакас подчеркивал значение различия между «суетой одиночества» и истинным одиночеством. Первая - это система защитных механизмов, которая отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности. Второе проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены), переживаемые в одиночку. Одиночество может иметь болезненный эффект, но это продуктивное творческое состояние человека. Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. [25, С. 103-107]
    Социологический подход
    К. Боумен, Д. Рисмен, Д. Слейтер - представители социологического подхода к одиночеству. Они считают одиночество нормативным — общим статистическим показателем, характеризующим общество. Ими выдвигается гипотеза о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:
    ослабление связей в первичной группе;
    увеличение семейной мобильности;
    3) увеличение социальной мобильности.
    Они говорят, что личности, «направленные  вовне», ориентированные на других обособленные от своего истинного «Я», от своих чувств и своих ожиданий, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение, чтобы определить линию своего поведения. [10, С. 136-142]
    Когнитивный подход
    Энн Пеппло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Этот подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает несоответствие между двумя факторами - желанным и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Одиночество - субъективное переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием. Они считают, чем более одинок человек, тем труднее ему осознавать свои чувства, тем менее он способен спонтанно выражать свои мысли, тем нетерпимее он к гневу и агрессивности в самом себе и тем труднее ему установить личные, близкие контакты с другими людьми. [18, С. 152-168]
    Феноменологический  подход
    Карл  Роджерс является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Его анализ основан на «Я-теории» личности. Одиночество — проявление слабой приспособляемости личности, отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств.
    Противоречие  между внутренним, истинным «Я» и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми может быть одной из причин возникновения одиночества. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей и поэтому испытывает опустошенность. Роджерс считает, что причина одиночества внутри индивида. Одинокие по этой теории, как правило, личности уязвимые, испуганные, уверенные в том, что будут отвергнуты всем остальным миром. [12, C, 157-164]
    Мотивационный подход
    Согласно  мотивационной теории возникновение различных типов отклонений в социальном развитии детей рассматривается через механизм мотивации приближения и избегания. Нарушения во взаимодействии указанных мотивов приводят к возникновению трудностей в общении подростков, к низкой психосоциальной адаптации. Дж. Эйсендорф выделяет три возможных варианта таких нарушений.
    Первый  характеризуется низкой мотивацией приближения. Дети, имеющие такую мотивацию, предпочитают находиться отдельно от других людей. Этот вариант поведения проявляется в раннем возрасте в одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка и не связан с плохой социальной адаптацией: наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса маленьких детей к предметному миру. Ее чрезмерная выраженность в более старших возрастах, особенно в школьные годы, свидетельствует о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений детей.
    Второй  вариант связан с конфликтом мотиваций  приближения и избегания. Он выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Такой конфликт может привести к поведенческому компромиссу, к такому, например, как наблюдение за другими издалека. Дети, переживающие этот конфликт, отличаются осторожностью и относятся к тому типу, который в литературе описывается как «скованный» по отношению к незнакомым или «застенчивый». Причина возникновения конфликта мотивов может лежать как в психологической природе ребенка, так и в определенных условиях воспитания (негативные оценки, обиды, сверхконтроль взрослых).
    Третий  вариант нарушений во взаимодействии мотивов проявляется в сочетании  высокого мотива социального приближения  и низкого мотива избегания. Дети, имеющие этот мотивационный профиль, очень социабильны, но им незнакома мера во взаимодействии с другими людьми, они не чувствительны к ограничениям в контактах. Сверстники часто избегают их из-за чрезмерной навязчивости. Характерным для таких детей является агрессивное поведение.[22, С. 26-27]
    Таким образом, согласно мотивационной теории, одиночество в подростковый период может быть связано с нарушениями во взаимодействии различных мотивов.
    Психодинамический подход
    Ярким представителем является Г. Салливан. Он усматривает корни одиночества в детстве. Салливан установил движущую силу в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству. Для одиноких людей, исходя из этой теории, свойственна мания величия, враждебность, нарциссизм. Одиночество - реакция на неадекватное удовлетворение потребности в тесных человеческих связях. [17, С. 147-148]
      Общесистемный подход
      Среди теоретических подходов к проблеме одиночества можно также выделить общесистемный подход, разработанный Д.Фландерсом. Основное положение его концепции состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до социального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
      Рассуждения Д.Фландерса об одиночестве не имеют  эмпирического источника; они свидетельствуют  о дальнейшем распространении системной  теории. При этом Д.Фландерс расценивает  одиночество как потенциально патологическое состояние, но одновременно считает  его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества. Системная теория пытается соподчинить оба мотива поведения индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры. [22, С. 39-40] 
 
 

1.2. Специфика подростков как особой социальной группы 

    Состояние одиночества переживается человеком по-разному на протяжении всей жизни. Впервые как состояние оно осознается наиболее остро в подростковый период. Это связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту.[10, C. 43]
    Подростковый  период - это этап онтогенеза, находящийся  между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 12-14 лет до 15-17 лет. Исследователи подросткового возраста (И.В.Дубровина, В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн, Э.Эриксон и др.) отмечают, что переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и со сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Основная особенность подросткового периода - резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, в чем-то опережают их. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики.[33, С. 69-78]
    Кроме того, в данном возрасте стабилизируются  черты характера и 
основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это  самопознание, самовыражение, самоутверждение. Становление нового уровня самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие, уникальность и неповторимость - это становится центральным личностным новообразованием данного периода. Подросток смотрит на себя как бы «извне», сопоставляет себя с другими - взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Это позволяет ему постепенно выработать некоторые собственные критерии оценки и перейти от взгляда «извне» на собственный взгляд «изнутри». [2, С. 10-12]

    В подростковом возрасте формируются  новые взаимоотношения со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы в нем найти поддержку, прежде получаемую, внутри семьи. В этот период наиболее значимо групповое общение. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Подростки - особая социально-психологическая группа, имеющая свои собственные нормы, специфические формы поведения, одежду, моду - все это образует особую подростковую субкультуру. Группа создает особое чувство - «чувство мы». Они защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно предъявляет к нему определенные требования. Желание добиться признания со стороны сверстников порождает у подростка стремление соответствовать их требованиям. Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков, поэтому разрыв дружеских отношений переживается подростками как личная драма, которая может привести к серьезным психологическим проблемам, одной из которых является одиночество. [7, С. 36-39]
    Существует  несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них - отрицание  самого факта наличия подросткового  одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение».[5, с 36]. Романтическое - значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.
    Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни. Таким образом, переживание одиночества детьми в возрасте 11-14 лет столь поверхностно, что можно говорить о старшем дошкольнике как о более насыщенном психологически в этих своих переживаниях».[33, с 160].
    Третья  точка зрения принадлежит И.С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении».[9, С. 62]. А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность».[9, С. 129].
      Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
    На  разных стадиях развития и становления подростка одиночество может переживаться по-разному и вызывать множество проблем. Исходы переживаний могут быть альтернативными, переживаемое одиночество либо становится побуждением к раскрытию своих возможностей, ступенькой к поиску себя, либо - обстоятельством, ограничивающим развитие человека и даже иногда подводящим к суициду. Переживаемое одиночество предполагает часто хроническую разобщенность с самим собой и другими, являющуюся следствием невозможности построения и сохранения желаемых отношений со значимыми другими или результатом фрустрации потребности в социальной включенности. Оно характеризуется следующими компонентами:
    1. Отсутствием контакта с самим  собой.
    2. Неспособностью к преодолению  эмоциональных барьеров с другими.
    3. Неспособностью и неумением найти свое место в социальном сообществе.
    4. Утратой смысла собственной жизни.
    Переживание одиночества у подростков связано  не только с ситуацией межличностных  отношений, но и с потерей смысла собственного существования. Одиночество в этот период часто неприятно для подростков, они жалуются на него, но в то же время часто его сами ищут. Подросток хочет быть собой и, одновременно, боится этого. Подростки еще не задумываются о смысле жизни, они чаще раздумывают над тем, любимы они или нет, ценят их или нет и т.д. [7, С. 62-67] 

    Выводы  по первой главе.
        Подводя итоги анализа проблемы  одиночества, выявлено следующее:  общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей; отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных; одиночество осознается человеком в подростковом возрасте, что связано, с развитием рефлексии, переходом на новый уровень самосознания; одиночество связано с усилением потребностей личности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки; одиночество предполагает переориентацию общения с родителей и значимых взрослых на ровесников, что, при отсутствии жизненного опыта, создает коммуникативные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава II. Анализ и интерпритация результатов 

      В данной главе будет рассмотрено  и проанализировано мнение самих  подростков об одиночестве, его причинах и последствиях. Так как нам необходимо мнение подростков в возрасте 15-17 лет, то респондентами могут быть ученики любой школы г. Кургана. Пол респондентов не важен. Для решения данного вопроса было проведено анкетирование учащихся 9-10-х классов. В исследовании приняли участие 30 учеников школы №42 в возрасте от 15 до 17 лет. Из них было опрошено 17  девочек  и 13 мальчиков. Так как исследование носит пробный, пилотажный характер, то достаточно небольшого количества респондентов. Данная школа и ученики были выбраны случайно. То есть выборка была случайной. Для опроса использовалась специально разработанная анкета, состоящая из 13 вопросов закрытого и открытого типа, направленных на выявление представлений подростков об одиночестве и их отношению к этому феномену.
      Сразу хочется отметить, что взгляд подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения исследователей.
      Анализ  результатов исследования показывает, что отношение подростков к феномену одиночества неоднозначно. В определении  понятия одиночества мнения подростков сходятся на том, что одиночество  – это состояние, когда человек  остается  наедине с собой.
        Большинство подростков считают одиночество проблемой. 77% подростков  считают, что это личная проблема, 20% - считают это личной и социальной проблемой, и только 3% подростков не считают  одиночество  проблемой. Таким образом, можно сделать вывод, что подростки в недостаточной мере  осознают, что одиночество – это социальная проблема. (Приложение 3)
     Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Естественно, что под «оторванностью» понимается не физическая изолированность, а скорее нарушение контекста сложных духовных связей, объединяющих личность с ее социальным окружением. [22, C. 4]
      Между тем, при ответе на вопрос «Является ли одиночество проблемой в аспекте общественного благополучия», большинство подростков (63%) ответили утвердительно, 20% - ответили отрицательно, а 16%  подростков затруднились ответить. Это свидетельствует о том, что подростки осознают влияние одиночества личности на общественное состояние в целом. (Приложение 3)
      В вопросе о том, приводят ли процессы социального развития общества к  состоянию одиночества, мнения несколько разделились: 43% подростков считают, что приводят, 37% - ответили  отрицательно и 20% - затруднились ответить на вопрос. (Приложение 3)
      При выявлении причин одиночества 52% подростков выделили главной причиной особенности  личности. К ним относятся черты  характера, умение общаться и т.д. На внешние факторы одиночества, таких как отсутствие досуга, общения близких людей, смена школы и места жительства приходится по 24%. Таким образом, по мнению подростков, главными причинами одиночества являются внутренние факторы, что опровергает основную гипотезу  исследования и подтверждает альтернативную. Можно сделать вывод о том, что выбор причин одиночества зависит от того, как к одиночеству относятся сами подростки. Из числа подростков, считающих одиночество личной проблемой, 55% как причину одиночества выделяют особенности личности. Отсутствие круга общения близких людей выбрали 27% опрошенных, смену школы и места жительства – 18%. Таким образом, даже в совокупности, процент выбора внешних факторов как причин одиночества меньше внутренних. Из числа опрошенных считающих одиночество и социальной, и личной проблемой, только 33% отметили как причину одиночества особенности личности. Большинство ответов пришлось на выбор внешних факторов одиночества. Отсутствие круга общения близких людей выбрали 17% опрошенных, и 50% приходится на такой внешний фактор, как смена школы и места жительства. В данном случае, в отличие от предыдущего, больший процент приходится на внешние факторы одиночества. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что понимание подростками одиночества как проблемы влияет на выбор причин одиночества. То есть подростки, которые считает одиночество личной проблемой, как причины выбирают внутренние факторы. Те же, кто считает одиночество как личной, так и социальной проблемой видят причины одиночества во внешних факторах. (Приложение 3,4)
      Портрет одинокого сверстника у анкетируемых выглядит примерно одинаково. Подростки  представляют его как замкнутого, неразговорчивого, необщительного человека, у которого нет друзей.
      Отношение к одинокому сверстнику у большинства подростков (57%)  сочувствующее, 30%  подростков считают, что в своем одиночестве человек виноват сам, 13%  - вообще равнодушны к такому подростку. Это связано с тем, что сами  подростки не хотели бы оказаться в состоянии одиночества. (Приложение 3)
      Многие  из участников анкетирования (70%)  сами испытывали чувство одиночества. Значит - это состояние имеет место быть среди подростков. 37% подростков считают пребывание в одиночестве естественным состоянием, 30% - считают   такое времяпрепровождение ненормальным, а 33% подростков не определились с ответом. Таким образом,  можно сделать вывод о том, что какого-либо однозначного мнения о времяпрепровождении в одиночестве в среде подростков не сложилось. Но можно выделить особенность в восприятии одиночества у подростков,  у которых чувство одиночества возникало и тех, у кого не возникало. Из тех, у кого возникало чувство одиночества, 33% считают данное состояние нормальным, 38% считают ненормальным находится в одиночестве и 29% затруднились ответить. Те, кто чувство одиночества не испытывал дали следующие варианты ответов: 44% считают это нормальным состоянием, также 44% затруднились ответить, и только 11% считают одиночество ненормальным времяпрепровождением. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнение о времяпрепровождение в одиночестве зависит от состояния переживания этого чувства. То есть те, кто был в данном состоянии, считают его ненормальным и, следовательно, не хотят испытать его еще раз. (Приложение 3,4)
     С точки зрения подростков (60%) эффективным способом, помогающим справиться с одиночеством, является запись в какую-либо секцию (спортивную, танцевальную, музыкальную и т.д.). На втором месте стоит прогулка (56%), на третьем месте – завести домашнего питомца (50%). Далее в порядке убывания: Интернет (47%), прослушивание музыки (37%), занятие домашними делами и посещение развлекательного мероприятия по 30%, просмотр телевизора  (20%). Своего способа справиться с одиночеством из подростков не предложил никто. Из этого следует,  что подростки предпочитают так называемые активные копинг-стратегии. Выбор данного поведения не зависит от того, как подросток относится к времяпрепровождению в одиночестве, и от того возникало или нет у него данное чувство. Выбор активных способов борьбы с одиночеством связан с тем, что подростки хотят быстрее с ним справиться. (Приложение 3,4)
     Из  последствий одиночества подростки  выделяют депрессию (37%), наркоманию и  алкоголизм по 27%, суицид отметили 20% подростков, уход в субкультуры (16%). Таким образом, делаем вывод, что, по мнению подростков последствия одиночества являются личностными, а не социальными. Это связано с тем, что большинство подростков считают одиночество личной проблемой. Так как большинство подростков, считающих одиночество личной проблемой, выбрали вариантом последствия депрессию (39%), 35% выбрали наркоманию и алкоголизм как последствие одиночества, 17% приходиться на суицид и только 9% выбрали уход в различные субкультуры. У подростков, считающих одиночество проблемой не только личной, но и социальной мнения о последствиях одиночества разделились в равной степени. По 33% приходится на уход в субкультуры, депрессию и суицид. Из тех, кто не считает одиночество проблемой вообще, а это один человек, как последствие одиночества выбрал уход в субкультуры. Из полученных данных мы и делаем вывод о том, что мнение о последствиях одиночества зависят от того, как подросток воспринимает эту проблему. Раз большинство выбрали одиночество как личную проблему, то и последствиями одиночества они так же выбрали личные. (Приложение 3,4)
     Таким образом, анализируя представления  подростков об одиночестве, можно сделать  следующие выводы.
     Во-первых, у подростков в возрасте 15-17 лет сходное мнение в понятии феномена одиночества. Само чувство одиночества имеет место быть в подростковой среде. Проблема одиночества представляется подростками как личная и  факторы, приводящие к одиночеству, выделяются так же внутренние.
     Тем не менее, подростки видят одиночество главной проблемой в аспекте общественного благополучия. Но мнение о том, приводят ли сложные социальные процессы развития общества к состоянию одиночества, разделилось. У подростков нет однозначного мнения на этот счет. Отношение к времяпрепровождению в одиночестве также неоднозначно.
     В качестве наиболее эффективных способов борьбы с одиночеством большинством были выбраны активные формы, что связано с желанием быстрее от него избавится.
     В связи с тем, что большинством подростков одиночество было определено как личная проблема, то и последствия  одиночества были выбраны как  личные.
     Это позволят сделать вывод о том, что хоть и одиночество изначально является психологической, личной проблей, она уже стала и социальной. А значит, причины и последствия  одиночества также являются не только личными, но и социальными. У подростков же на этот счет мнение иное. Тем самым наша основная гипотеза о том, что причинами одиночества являются внешние факторы, такие как отсутствие круга общения близких людей и смена школы и места жительства в данном исследовании не нашла своего подтверждения. И наоборот, альтернативная гипотеза о том, что причины одиночества – это внутренние факторы, была полностью подтверждена.
     Полученные  результаты, в целом, дают ясное представление  о многоуровневости, многофакторности одиночество в подростковом возрасте. И проблема имеет большое значение для дальнейшего развития данного направления, как в теоретическом, так и прикладном плане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение
      Одиночество одна из наиболее серьезных социальных проблем человечества. Оно связано  с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи. Именно в подростковый период это состояние впервые осознается наиболее остро.
        Подводя итоги анализа проблемы  одиночества, выявлено следующее:  общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей; отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных; одиночество осознается человеком в подростковом возрасте, что связано, с развитием рефлексии, переходом на новый уровень самосознания; одиночество связано с усилением потребностей личности в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки; одиночество предполагает переориентацию общения с родителей и значимых взрослых на ровесников, что, при отсутствии жизненного опыта, создает коммуникативные проблемы.
     Одиночество изначально является психологической, личной проблей, она уже стала и социальной. А значит, причины и последствия одиночества также являются не только личными, но и социальными. У подростков же на этот счет мнение иное. Тем самым наша основная гипотеза о том, что причинами одиночества являются внешние факторы, такие как отсутствие круга общения близких людей и смена школы и места жительства в данном исследовании не нашла своего подтверждения. И наоборот, альтернативная гипотеза о том, что причины одиночества – это внутренние факторы, была полностью подтверждена.
     Полученные  результаты, в целом, дают ясное представление  о многоуровневости, многофакторности одиночество в подростковом возрасте. И проблема имеет большое значение для дальнейшего развития данного  направления, как в теоретическом, так и прикладном плане.
     В ходе курсовой  работы были решены следующие  задачи:
      Изучены теоретические подходы к проблеме одиночества;
      Проанализированы причины возникновения подросткового одиночества;
      Проанализированы мнения подростков об одиночестве.
В соответствии с этим цель работы достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы
    Буянов М.И. От одиночества к общению, или контактология. - М., 1998.
    Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы.- М., 1993. – 30 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.