На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Воспитательный потенциал методики КТД

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):







СМОЛЕНСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПРАВА
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
 

Контрольная работа по предмету «Педагогика»
II курс I семестр
По  теме: «Воспитательный потенциал методики КТД»








 
 
 
 
 

Оглавление
Введение3
1. Что такое «коллективное  творческое дело»?4
2. Практикум по КТД7
      2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД7
    2.2 Алгоритм организации  и проведения КТД8
    2.3 Этапы подготовки  и проведения КТД10
    2.4 Условия педагогического  успеха коллективного  творческого дела12
3. Проблематика и возможности методики КТД13
вывод17
список  литературы и источников19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
С момента  появления методики коллективного творческого дела (первое издание книги академика и создателя методики И.П. Иванова «Энциклопедия коллективного творческого дела» вышло в Москве в 1989 году) прошло уже более 50 лет. За это время она не потеряла своей актуальности и по-прежнему применяется во всех учебных заведениях страны. Создателем методики КТД является доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко Игорь Петрович Иванов.
"Прежде  всего - это общественно-важное  дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни  своего коллектива и окружающей  жизни, сплав практических и  организаторских действий на  общую радость и пользу. Оно  - творческое, потому что, планируя  и осуществляя задуманное, оценивая  сделанное и извлекая уроки  на будущее, все воспитанники  вместе с воспитателями и во  главе с ними ведут поиск  лучших путей, способов, средств  решения жизненно-важных практических  задач. И оно не может превратиться  в догму, делаться по шаблону,  ведь оно, прежде всего, частица  жизни. Оно - коллективное, потому  что планируется, готовится, совершается  и обсуждается воспитанниками  и воспитателями, как младшими  и старшими товарищами по гражданской  заботе".
Методика КТД  легла в основу целого молодёжного  движения. И.П. Иванов был инициатором  и создателем социально-педагогического  движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну  юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного  актива старшеклассников, в 1963 г. –  Коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ) –  содружество студентов. По примеру  ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы  стали возникать по всей стране. В создании привлекательно для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском  лагере «Орлёнок» принимал участие  «десант» из сорока членов КЮФ. «Орлёнок» и «Комсомольская правда» («КЮК» и «Алый парус») сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П. Иванова.
Методика КТД  стала основой для творческих поисков педагогов и воспитанников. И каждая новая задача даёт возможность  раскрыть в себе весь творческий потенциал.  
 
 

Основная  часть.
1. Что такое «Коллективное творческое дело»?
Понятие «Коллективное  Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход  Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
    совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;
    его социальный характер (для кого это нужно?);
    высокая мотивация создателей.
КТД – форма  работы, которая направлена на:
    развитие творческих способностей;
    развитие интеллектуальных способностей;
    реализацию коммуникационных потребностей;
    обучение правилам и формам совместной работы.
 
Типы  КТД
Существует  три основных типа КТД:
    Представление.
    Малое творческое дело (МТД).
    Большое творческое дело (БТД).
БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задания участникам.
МТД не требует предварительной подготовки от участников – все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее назвать зрителями.
Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД  только для  его организаторов. Стоит особо  подчеркнуть, что Представление  – это тип КТД, а не его форма.
Примеры типов КТД:
Представление
    коллективные игры
    песни
    концерт
    концертные номера + игры с залом
    беседы с залом (разновидности диспутов, лекций)
Малое творческое дело
    телевизионные игры
    перемещения по станциям
    конкурсы
    несценарные ролевые игры
Большое творческое дело
    конкурс или набор постановок
    сценарные ролевые игры
    разновидности диспутов
 
Виды  КТД
В работе «Энциклопедия коллективных творческих дел» И.П. Иванов выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание:
    Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребенка об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремления вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески, достижение конкретных трудовых задач. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество.
    Примеры: трудовая атака, трудовой десант, подарок далёким  друзьям, почта, трудовой рейд, подарок секрет, фабрика, встречи с людьми труда.
    Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
    Примеры: вечер (сбор) весёлых задач, вечер (сбор) путешествий, вечер (сбор) разгаданных и не разгаданных  тайн, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, диспуты, турнир – викторина, турнир знатоков.
    Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
    Примеры: кольцовка  песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета-«ромашка», авторские вечера.
    Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к себе, как закалённым и здоровым гражданам общества, готовым к труду и обороне.
    Примеры: весёлая  спартакиада, «десант-ракета», «космонавты  и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристических игр, «тайна», день здоровья, игры на воде.
    Общественно-политические дела. Основная воспитательная задача – укрепить гражданское отношение, получение знаний, навыков и умений в решении злободневных социальных проблемах общества, обогащение общественно-политического опыта. У воспитанников формируется сознательное и ответственное, гражданское отношение к жизни, развивается стремление помогать взрослым в их повседневном творческом труде.
    Примеры: агитбригада, агитафиша, анкета общественного мнения, брифинг, вечер поколений, стенная  газета, митинг, походы по местам боевой славы
    Экологические дела. Цели – приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы, помочь родной природе, осознать её значение, почувствовать красоту родного края.
    Примеры: академия лесных наук, аукцион цветов, день леса, научно-исследовательская экспедиция по родному краю, экологические игры, экологический фестиваль.
    Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Всё, что дети делают в своё удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И всё-таки есть особые игры, детские забавы, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они – действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к самим себе.
    Примеры: академия веселых наук, бал, базар головоломок, вечер легенды, дискотека, игры, посиделки, праздники, состязания.
    КТД с целенаправленным нравственным содержанием. Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность.
    Пример: вечер  этикета, откровения, гостевой день, день рождения коллектива, диспут, рейд дружбы.
    Организаторские дела. Любое практическое дело – трудовое, познавательное, художественное, спортивное – становиться коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности. Все дети должны находиться в «самочувствии актива». Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организационной работы.
 
2. Практикум по КТД 

2.1 Создание мотивации ребёнка для участия в КТД.
Ребёнок, так  же как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В  различных жизненных ситуациях  могут возникать самые разнообразные  мотивы, но грубо их можно разделить  на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребёнок  сделает то, на что он замотивирован  положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).
Рассмотреть всё многообразие мотивов довольно сложно, но выделяют основные мотивы ребёнка  для участия в коллективных творческих делах:
    потребность в коммуникации
    выполнение данного КТД, для того что бы принимать участия в других делах
    желание выиграть (дух соревнования)
    интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, организаторских)
    осознание развивающей роли КТД
    осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес  в реализации своих способностей – так как это наиболее простой  в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях. 

2.2 Алгоритм организации и проведения КТД.
Воспитательно-образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным и эмоционально насыщенным.
1. Определение педагогической цели КТД (для педагогов, работающих с детской группой) или социальной цели (для детской группы).
То есть, необходимо понять, какие способности должно развивать данной КТД, как должны изменить ребята и что они должны осознать в результате проведения (для  педагога). Что к лучшему измениться в этом мире после этого дела (для  ребят).
Цель –  отвечает на вопрос «чего необходимо достичь».
2. Определения контекста данного дела.
Какие дела проходили  до дела, какие будут проходить  после.
3. Определение содержания дела.
Если дело большое (состоящее из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти  мероприятия. Если дело маленькое, то его  содержание это та деятельность, которая  будет происходить в течении  КТД. К примеру: содержание субботника – работа, содержание диспута –  его вопросы.
Содержание - отвечает на вопрос «что будет происходить».
4. Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.
5. Определение типа и формы дела.
Форма определяет, как будет проходить это дело.
Пример: праздник юбилея дня  города. Цель – формирование бережного отношения  к своему городу, уяснение таких понятий  как Родина, отечество, формирование чувства  долга. Содержание –  представление для  жителей микрорайона, субботник, беседа об известных жителях, о роли каждого  в жизни города, праздник города в  школе. Форма представления  для жителей микрорайона  – концерт, субботника – тимуровская  ночь, беседы об известных  жителях – концерт (агитбригада), о роли каждого  – диспут, праздник города – ярмарка.
Одну и ту же форму можно использовать при  разном содержании, а содержание можно  облекать в разные формы.
6. Решение организационных проблем.
Какие необходимы материалы, в какие сроки будет  проходить дело и т.д.
7. Проведение КТД.
8. Подведение итогов КТД.
Итоги подводятся организаторами КТД с целью накопления опыта.
- Первым шагов  подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений  от КТД и его анализа от  участников дела.
- Обработка  – это подсчет ребят, которым  понравилось и не понравилось  дело, запись основных претензий,  пожеланий, их анализ с точки  зрения психологии участников, фиксирование  положительных моментов.
- После этого  происходит анализ с точки  зрения организации – что в  будущем необходимо исправить  , что запомнить и использовать  впредь.
- Последним  шагом подведения итогов является  их оформление для будущих  поколений (так же желательно  выпустить газету по итогам  дела). 

Организационные моменты.
    определить примерные сроки проведения КТД, от чего или от кого они могут зависеть;
    определить место проведения КТД, от чего и от кого оно будет зависеть;
    уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками;
    разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них. Часто встречающиеся задачи:
    - реклама дела;
    - подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобятся листы и ручки);
    - подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюм);
    - оформление места проведения дела;
    - подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру: таблички с цифрами);
    - подготовка призов победителям;
    - подготовка формы дела. Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые необязательно решать сообща;
    - согласование с людьми, от которых будет зависеть дело;
    - организация прессы – фото, видео, статьи.
    определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления (к примеру: на турслёте может идти дождь – взять с собой плащи);
    определить критические факторы успеха, организовать их достижение. Критические факторы успеха – то без чего дело пройти не сможет;
    продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.
 
2.3 Этапы подготовки  и проведения КТД.
Структура каждого  коллективного творческого дела определяется шестью этапами коллективного творчества.
1 этап. Предварительная работа.
На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые  для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят  их к коллективному планированию.
2 этап. Коллективное планирование.
Коллективное  планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает своё мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.
3 этап. Коллективная подготовка.
Для подготовки и проведения КТД создается специальный  орган – Совет дела, в который  входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
4 этап. Проведение КТД.
Руководитель  коллектива и другие педагоги, опираясь на коллективный опыт подготовки КТД, говорят о самом главном, нужном. Действия воспитанников являются исходным, в них проявляется опыт, примерный  и накопленный в процессе планирования и подготовки данного дела. Однако и в этой ситуации возникает необходимость  «взывать к жизни» те действия воспитанников, которые по каким-либо причинам не осуществляются, хотя назрели, нужны для развития положительных и преодоления  отрицательных личностных качеств.
5 этап. Коллективный анализ.
Подведение  итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос  – анкета, содержащая первичные  вопросы, задачи на размышление –  Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и  почему? Что предлагаем на будущее?
6 этап. Ближайшее последствие КТД.
На этой стадии в исходных направляющих действиях  педагогов непосредственно реализуются  выводы и предложения, выдвинутые при  подведении итогов проделанной работы. 

Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно  назвать связями развертывания  КТД – развертывания нужных развивающих  действий.
Итак, дело ценно  тогда, когда всему коллективу находятся  творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда  оно творческое по сути, т.е. имеет  сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки  и придумки, интересно всем и каждому.
Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем не обязательно должна быть командная роль. В творческом деле оно может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нём участие. Но контроль не исключать. Какую выбрать роль в деле подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.
Каждая модель КТД вариативна и несёт своё воспитывающее  и развивающее назначение. Следует  помнить, что форма – уже содержание, что практически любое КТД  можно использовать в работе с  малышами, младшими и старшими подростками  «облегчая» или усложняя её композицию, программу и содержание. КТД –  сфера педагогического изобретательства, в котором участвуют и дети. Часто в одной модели встречаются  и другие КТД, которые её только обогащают. Есть несколько условий успешного КТД. 

2.4 Условия педагогического успеха коллективного творческого дела.
1 условие. Общая забота.
Включение каждого  воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу. Организация  постоянной многосторонней заботы каждого  о своих товарищах, о людях  близких и далёких, о малышах  и взрослых.
2 условие. Товарищество.
Воспитатель всегда должен проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику, как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности.
3 условие. Единство мыслей и действий, воли чувств.
Воздействовать  так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего  человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие  чувства, стремления, интересы, потребности.
4 условие. Единый коллектив.
Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитание воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей.
5 условие. Творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные  виды воспитательного воздействия  – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. 

3. Проблематика и возможности методики КТД.
Область действия и содержания КТД сегодня должна отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это  были дела, в которых детей и  взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а  их отношения строились бы на принципах  сотрудничества и сотворчества. Однако, в нередких случаях, все происходит в корне да наоборот. «Методические разработки КТД», составленные для работы, придуманные не вместе с детьми, а вместо них, напрочь убивают всю творческую и коллективную составляющую, оставляя только дело, которое однажды придумали и как пластинку гоняют ее из смены в смену, из отряда в отряд, из класса в класс один и тот же урок. В них всё «по науке»: цель, деление на микрогруппы, задания, выполнение и даже обсуждение.… Вот она – схема без жизни, форма без содержания, очередная придумка для детей вместо коллективного творчества самих детей. В подобных разработках цели и задачи воспитательные, педагогические. Казалось бы, что здесь плохого? Развитие личности, её способностей – самое важное. Беда не в том, что цели в них воспитательные, а в том, что только воспитательные. А иных-то нет.
КТД по Иванову  – это практическая забота о жизни, о самых разных её сторонах, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, коллектива, членом которого становиться и взрослый. КТД - это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.
Большое значение имеет оригинальность формы и  игровой характер каждого дела. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в неё. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционально подъема
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.