На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АКАДЕМИЯ БЮДЖЕТА И КАЗНАЧЕЙСТВА»
ОМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. 
 

Студента (ки) Буньковой Светланы Анатольевны
Группа  №             4У2         .Курс №         4                                                               /Тема:  Анализ объема, ассортимента и качества продукции. 
 

Факультет: финансово-учетный                                                         .
Специальность: бухгалтерский учет, анализ и аудит                        .
Отделение: очно-заочное                                                                     .
Научный руководитель: Кальницкая И.В. к.э.н., доцент                    . 
 

________________                  ____________________        _________________
Дата  поступления                       Допуск к защите.                    Защита работы.
 работы  в деканат                   Подпись преподавателя.                   Оценка.
Подпись преподавателя. 
 

Омск  – 2010/2011 уч.год
  Содержание:
  Введение                                                                                                                 3                                                                       
  Глава 1. Теоретический аспект анализа  объема, ассортимента и качества продукции.                                                                                                                 5                                                                               
  1.1 Задачи и информационное обеспечение  анализа объемов производства и продаж продукции.                                                                                                    5
  1.2 Методика анализа объемов производства  и продаж продукции.               8
  1.3 Анализ динамики и выполнения  плана объемов производства и реализации продукции.                                                                                          14
  1.4 Анализ ассортимента и структуры  продукции.                                        18  
  1.5 Анализ качества продукции.                                                                        21
 1.6 Определение  резервов объема производства  и продаж.                           25  
  Глава 2. Практическая часть.                                                                             30
  Заключение                                                                                                          36
  Список  литературы                                                                                             40
  Приложения                                                                                                         43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.
  К важнейшим показателям, характеризующим  результаты производственной деятельности предприятия и его структурных  подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.
  Анализ  деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. [3, стр. 114]. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.
  В настоящее время большое значение приобретает качество продукции  и  наличие возможности выбора товара  из  предлагаемого  ассортимента.  Именно поэтому управление  ассортиментом  и  качеством - это одни  из  самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия.  Лидерство в конкурентной борьбе получает  тот, кто наиболее компетентен в  ассортиментной  политике,  владеет  методами  её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
  Также одним из  важнейших факторов  роста эффективности производства является улучшение качества  выпускаемой  продукции.  Повышение качества    продукции  расценивается  в  настоящее   время,   как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
  Цель  работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.  
 

  Задачи:
    Рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
    Сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции.
    Исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
    Изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции.
    Дать характеристику методики анализа качества продукции.
    Определить резервы повышения объемов производства  и продаж.
    Провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
  Методологическая основа исследования: учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов.
  Методы: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение, графический метод, факторный анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции.
  1.1 Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции.
  Согласно  точке зрения Н.П. Любушина, целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширять долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и в результате — увеличить прибыль организации. [9, стр.183].
    Содержательный анализ экономической  литературы позволяет сделать  вывод о том, что дискуссионным  моментом является определение  основных задач анализа объемов производства и реализации продукции. Основными задачами анализа, по мнению Н.П. Любушина, являются: [9, стр. 183]
 • оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;
• оценка динамики выпуска и продаж продукции;
• оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;
• установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска;  
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
  Другие  авторы, такие как Савицкая Г.В.,  Чуев И.Н. и Чуева Л.Н., Войтоловский Н.В. дополнительно выделяют еще одну задачу:
• разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных  резервов для повышения темпов роста  продукции, улучшения ассортимента и качества.
  Мы  придерживаемся точки зрения Савицкой Г.В.
  Также Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н. выделяют следующие объекты анализа: [15, стр. 103; 9, стр. 184;20 стр. 87]
• объем  производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;  
• качество и конкурентоспособность продукции;

• структура  производства и реализации продукции;
• ритмичность  производства и реализации продукции.
  Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели. Г.В.Савицкая выделяет следующие показатели: [16, стр. 4]
  1) стоимостные: 
  2) натуральные (штуки, метры, тонны  и т. д.);
  З) условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.);
  4) трудовые (нормо-часы затрат труда).
  Натуральные показатели используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
  Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок т.д.
  Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции - в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства невозможно выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
  Объема производства характеризуется валовой и товарной продукцией, а объем продаж – реализованной или проданной продукцией.
  В настоящее время предприятия  самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы производства и продаж производимых товаров, план развития и т. д.
  Источниками информации для анализа производства и реализации продукции, по мнению И.Н. Чуева, служат: [20, стр. 87]
    бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики;
    отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
  Главный блок фактической информации — данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции:  
приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т. д. [3, стр. 116]

  Важными исходными документами для анализа  являются хозяйственные договоры с  покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.
 Детальный план с расшифровкой объемов и  сроков выпуска продукции называется производственной программой. Производственная программа – основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. Производственная программа обеспечивает сбалансированность производства и продаж в течение планируемого года.
  1.2 Методика анализа  объемов производства  и продаж продукции.
  На  сегодняшний день существует множество разных методик анализа объемов производства и продаж продукции. Авторы выделяют разное количество этапов для проведения анализа.
  Г.В. Савицкая в работе «Экономический анализ» выделяет следующие 5 этапов: [15, стр.102]
    Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. Данный этап предполагает:
  а) анализ динамики выпуска и реализации продукции;
  б) оценка выполнения плана  по производству и реализации продукции;
  в) оперативный анализ производства и  отгрузки продукции;
  г) анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
  д) оценка риска невостребованной продукции.
    Анализ ассортимента и структуры продукции.
  3. Анализ качества продукции.
  4. Анализ ритмичности работы предприятия.
  5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
  В работе «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности» Г.В. Савицкая дополнительно рассматривает еще несколько этапов:[16, стр. 3]
  1. Анализ положения товаров на  рынках сбыта;
  2. Анализ конкурентоспособности продукции.
  Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторы под редакцией Л.Т. Гиляровской уделяют особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, а так же его динамики в целом по предприятию и подразделениям - цехам основного производства. [4, стр. 445]
  А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В.Малеева, Л.И.Ушвицкий в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» уделяют большое внимание анализу ассортимента и качеству продукции. [1, стр. 173]
  Однако, не смотря на большое разнообразие подходов к анализу объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность этих методик. Авторы, в том числе Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина и другие, для анализа объемов производства и продаж продукции обязательно выделяют следующие этапы:
  1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.
    Анализ ассортимента и структуры продукции.
  3. Анализ качества продукции.
  4. Анализ ритмичности работы предприятия.
  5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
  Анализ  динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции, анализ ассортимента и структуры продукции, анализ качества продукции, анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции будет рассмотрен нами подробнее в пунктах 1.3 - 1.6. Поэтому далее рассмотрим анализ ритмичности работы предприятия, анализ положения товаров на рынках сбыта и анализ конкурентоспособности продукции.
  По  мнению Г.В. Савицкой, ритмичность - это равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренной производственной программой. [16, стр. 19]
  Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце - за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
  Для оценки ритмичности, И.Н. Чуев, Г.В.Савицкая, А.И.Алексеева, Ю.В.Васильев, выделяют прямые и косвенные показатели. [1, стр. 196; 15, стр. 120; 20, стр. 113]
  Прямые  показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности,  коэффициент вариации, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему и т.д.
  Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.
  Одним из распространенных показателей оценки ритмичности работы предприятия является коэффициент ритмичности. И.Н. Чуев и Л.Н.Чуева предлагают рассчитать его несколькими способами: [20, стр. 113]
  1. Коэффициент ритмичности определяется делением объема производства товаров, который зачтен в выполнение плана по ритмичности, на плановый объем производства. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, но не более запланированного. Желательное значение коэффициента ритмичности равно 1.
  2.Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
  Также для оценки ритмичности производства на предприятии И.Н. Чуев и Л.Н.Чуева предлагают рассчитать коэффициент аритмичности и коэффициент вариации. [20, стр. 114].
    Коэффициент аритмичности равен:
                                        Карит = 1 – Крит,
  где Карит - коэффициент аритмичности;
        Крит  - коэффициент ритмичности.
  Коэффициент вариации равен:
       

    где Кв - коэффициент вариации;
    – квадратическое отклонение от среднедекадного  задания;
     п – число периодов;
       – среднедекадное задание по графику. 

  В процессе анализа необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой. Для этого используют: [1, стр. 197]
  а) разность между плановым и засчитанным  объемом производства;
  б) разность между фактическим и  возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.
  В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной  работы.  Причины аритмичности могут быть внутренними и внешними. [15, стр. 122] Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др.
  Таким образом, при изучении деятельности предприятия анализ ритмичности  играет огромную роль.
  Анализ положения товаров на рынках сбыта имеет также большое значение.   От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. Г.В. Савицкая для анализа положения товаров на рынках сбыта предлагает все товары разделить на 4 категории: [16, стр 12]
    «Звезды» - приносят основную прибыль предприятию;
    «Дойные коровы» - в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль;
    «Трудные дети» - новые товары, нуждающиеся в рекламе, не приносят пока прибыли;
    «Мертвый груз» или «Неудачники» - нежизнеспособные товары.
  Такая группировка продукции предприятия  позволит выбрать правильную стратегию. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.
  В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, технологию производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.
  Под конкурентоспособностью Г.В. Савицкая понимает характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение. [16, стр. 16]
  Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец - это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.
  Анализа конкурентоспособности товаров Г.В. Савицкая предлагает проводить путем расчета единичных, групповых, интегральных показателей. [16, стр. 17]
  Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта- конкурента, принимаемого за 100%:
                                                             g=Р/Рк*100,
  где  g  - единичные показатель;
         Р - технический или экономический параметр;
        Рк - параметра продукта- конкурента.
  Групповой показатель объединяет единичные показатели  по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определяемых экспертным путем:
                                   G = ?аi * gi,,
  где G - групповой показатель;
       аi -  весовой коэффициент;
          gi -  единичный показатель. 
  Интегральный  показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:
                                  I = GТ / GЭ,
  где I - Интегральный показатель;
        GТ - групповой показатель по техническим параметрам;
       GЭ - групповой показатель по экономическим параметрам.
  Если  I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента  
по своим параметрам.

  В результате сравнения дается одно из следующих заключений:
    продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом    классе   изделий;
    продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе  изделий на данном рынке;
    продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе  изделий на данном рынке.
    Заключение дополняется выводами  о преимуществах и недостатках  оцениваемой продукции по сравнению  с аналогами, а также предложениями  о мерах, которые должны быть  приняты для улучшения положения  ее на рынке.
  Таким образом, проведя содержательный анализ литературных источников, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день существует множество различных методик анализа объемов производства и продаж продукции. На наш взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой. Именно с помощью такого подхода можно провести развернутый комплексный анализ объема производства и объема продаж продукции.
  1.3 Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции.
  Продажа товаров является связующим звеном между производителем и потребителем. От спроса на товары зависят объем производства и объем продаж. По своему экономическому содержанию объем продаж характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.
  В экономической литературе наблюдается  тождественность в области методики анализа объемов производства и продаж продукции.   По мнению ряда авторов, таких как Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.И.Алексеева, анализ объемов производства и продаж продукции начинают с изучения их динамики и степени выполнения плана. [15, стр.104; 9, стр.185; 3, стр.118;1,стр.176]. При этом рассчитывают абсолютные изменения показателей, темпы их роста и прироста, проценты выполнения плана за период.
  На  основе полученных данных, А.И.Алексеева также предлагает рассчитать среднегодовые темпы роста и прироста по: [1, стр. 176]
       среднеарифметической взвешенной:
                                             ,
  где Тсра - среднегодовой темп роста или прироста по среднеарифметической взвешенной;
           Т1, Т2 … Тn - темп роста или прироста в 1-ый, 2-ой… n-ый года;
           n – количество лет. 

     или среднегеометрической взвешенной:
                                                   ,                                          
  где Тсрг - среднегодовые темпы роста  или прироста по среднегеометрической взвешенной;
          Т1, Т2 … Тi - темп роста или прироста в 1-ый, 2-ой… i-ый года.
  Анализ  выполнения плана производства и  продаж товаров проводится в целях  оценки качества планирования, а также для контроля плановой дисциплины, т.е. способности организации выполнять плановые показатели, т.е. достигать поставленные цели. Анализ проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
  Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия приводит к уменьшениям выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
  Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но на работу торговых предприятий, транспортных организаций и т. д. Огромное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
  Процент выполнения договорных обязательств Н.П.Любушин предлагает рассчитать по следующей формуле: [9, стр. 193]
                                        Кп = Nвп/Nпл*100%,
  где Кп – процент выполнения плана договорных обязательств;
        Nвп - объем продукции, зачтенный в выполнение плана по договорам;
        Nпл -  плановый объем продукции по договорам.
  В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
  Согласно  точке зрения Войтоловского Н.В. причины, повлиявшие на недовыполнение плана, делятся на внутренние и внешние. [3,стр. 125]
  Внутренние  причины:
1.Причины, связанные с отделом снабжения:  
- несвоевременное оформление заявок;  
- несвоевременный завоз материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов. 
2. Причины, связанные с производством:  
- производственный брак;  
- простои оборудования;  
- недостаток энергии;  
- нехватка рабочей силы;  
- отсутствие основных и вспомогательных материалов.  
З. Причины, связанные с работой отдела сбыта:  
- недостаток складских помещений;  
- возврат продукции;  
- слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- неправильная маркировка тары;  
- нарушение сроков оформления документов на отгрузку;  
- несвоевременное согласование замены поставок.  
К внешним причинам относятся:  
- изменение плана поставок;  
- изменение состава покупателей;  
- несвоевременная выдача нарядов на отгрузку;  
- отказ покупателя от продукции;  
- низкое качество поставленных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;

-отказ от поставок материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий;  
- не выделение автомобильного и железнодорожного транспорта в соответствии с планом.

  В процессе анализа производства и реализации продукции, по мнению Г.В.Савицкой и И.Н.Чуева, необходимо оценить также риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы ее возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.
  Чтобы оценить риск невостребованности продукции, необходимо проанализировать динамику остатков нереализованной продукции. В случае увеличения остатков нереализованной продукции по изделиям, спрос на которые снизился, необходимо принимать меры по недопущению убытков или их уменьшению. С целью снижения потерь (убытков) необходимо осуществить дополнительные финансовые затраты на рекламу, упаковку, расфасовку и т.д. В противном случае хозяйствующий субъект будет иметь прямой ущерб в размере фактических затрат на производство и хранение.
     Таким образом, от объёма производства и продажи товаров зависят финансовые результаты организации, его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, анализ данных показателей имеет огромное значение.
  1.4 Анализ ассортимента и структуры продукции.
  Результаты  финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.
  Согласно  точке зрения И.Н.Чуева, ассортимент - это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.[20,стр. 97]
  Номенклатура - это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров). [20, стр.97]
  Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. [15, стр. 108]
  При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В Савицкой, включает в себя следующие основные моменты: [15, стр. 109]
    определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
    оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
    изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции  
    и изъятие из производственной программы морально устаревших  
    и экономически неэффективных изделий;

    оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
  Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом: [15, стр. 109; 20, стр.99]
                                                      Кас = Nас/Nпл,
  где Кас - коэффициент ассортиментности;
         Nас - объем продукции, принятый в расчет;
         Nпл – плановый объем производства.      
  Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции. [15,стр. 109]
                                                   Коб.ас. = Nн/N,
  где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;
         Nн - объем выпуска новых изделий;
         N – общий выпуск продукции.      
  Оценка  выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, ИН. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние. [20, стр. 100]
  К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.
  Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.
  Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.
  Согласно  точке зрения А.И.Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. [1, стр. 184]
  Анализ  структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.[1,стр.184]. 
    Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

  Проведя содержательный анализ экономической  литературы, следует отметить, что  большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.
  1.5 Анализ качества продукции.
  Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
  А.И.Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. [1, стр. 192]
  Повышение качества продукции, работ, услуг - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.
  Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н.Чечевицина являются: [21, стр. 206]
    оценка качества выпускаемой продукции;
    выявление причин снижения качества;
    установление влияния изменения качества на объем выпуска продукции.
  Качество  продукции подтверждается сертификатами  соответствия. Сертификация дает возможность  установить, что должным образом  идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному  стандарту или другому нормативному документу.
  При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, и устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.
  Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. [16, стр. 13]
    Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес  новой продукции в общем ее выпуске;  
б) удельный вес продукции высшей категории качества;  
в) средневзвешенный балл продукции;  
г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);  
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;  
е) удельный вес сертифицированной продукции;  
ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;  
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

  Индивидуальные  показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:  
а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);  
б) надежность (долговечность, безотказность в работе);  
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);  
г) эстетичность изделий.  
Косвенные показатели:

а) штрафы за некачественную продукцию;
б) объем и удельный вес забракованной продукции;
в) удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;
г) потери от брака и др.
 Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
  Средний коэффициент сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами: [9, стр. 197]
  а) отношением количества продукции 1 сорта  к общему количеству;
  б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
  Качество  товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И.Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие: [1стр. 194]
     изменение объема производства товаров:
 ?VП = (Р1 – Р0) * QК,                                       
     изменение выручки от продаж:
 ?В = (Р1 – Р0) * QПК,                                         
     изменение прибыли:
 ?П = [(Р1 – Р0) * QК] - [(C1 – C0) * QПК ],                       
где Р0,, Р1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;
     С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
    QК - количество произведенного товара повышенного качества;
    QПК - количество проданного товара повышенного качества.
  Важным  косвенным показателем качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на: [1, стр. 195]
    Исправимый и неисправимый;
    Внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя).
  Выпуск  бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.
  Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.
 В настоящее  время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных  составляющих производственного процесса. Кочергов  Д. в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.[24, стр.35]
 Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции. Схемы позволяют выявить и устранить слабые места в работе компании, ухудшающие потребительские свойства продукции. Системный подход закладывает прочный фундамент стабильности управления качеством. 
 
 

 1.6 Определение резервов  объема производства  и продаж.
 По  мнению Любушина, резервы роста объема производства – это измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов организации. [9,стр.  200]
 Использование производственных ресурсов может быть экстенсивным и интенсивным. [3,стр. 137] К показателям экстенсивности относятся количественные показатели: численность, средняя заработная плата, величина израсходованных предметов труда, количественные и технические характеристики основных средств и авансированных оборотных активов. К показателям интенсивности относятся качественные показатели: производительность труда, материалоотдача, фондоотдача и др.
  Основными факторами, влияющими на объем производства и реализацию продукции, по мнению Савицкой, являются следующие:[16,стр.22]
  1.Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность, их использования:
  ВП = ЧР?ГВ,
  РП = Дв ?ЧР ? ГВ,
  где ВП – объем выпуска продукции;
        РП – объем реализованной продукции;
       ЧР - среднесписочная численность работников;
       ГВ – среднегодовая выработка продукции одним работником;
           Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.
  2.Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
     ВП = ОПФ ? ФО,
     РП = Дв ? ОПФ ? ФО,
  где ВП – объем  выпуска продукции;
     РП – объем реализованной продукции;
     ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
     ФО – фондоотдача;
         Дв - доля реализованной продукции (выручки) в объеме выпущенной.
  3.Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
     ВП = МЗ ? МО,
     РП = Дв ? МЗ ? МО,
  где ВП – объем  выпуска продукции;
     РП – объем реализованной продукции;
     МЗ  – сумма материальных ресурсов;
     МО  – материалоотдача;
        Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.
     После расчета влияния различных факторов на производство и реализацию продукции, необходимо определить резервы увеличения производства и реализации продукции. Проведя содержательный анализ литературных источников, следует отметить тождественность определений резервов увеличения производства и реализации продукции.  Основные источники резервов, представлены на рисунке 1.1: [16, стр. 23]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рис. 1.1 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции.
  1. Определение величины резервов  за счет эффективного использования  трудовых ресурсов рассчитывается  следующим образом: [15, стр. 126]
    Увеличение объема производства продукции в результате создания дополнительных рабочих мест:
    ,

  где РВПрм - резерв роста выпуска продукции за счет создания новых рабочих мест;
        РРМ - резерв увеличения количества рабочих мест;
     ГВ – среднегодовая выработка продукции одного рабочего места.
  б).  Увеличение объема производства продукции за счет увеличения фонда рабочего времени:
 
,

  где РВПрв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения фонда рабочего времени;
     РФРВ – резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;
    ЧВ – средне часовая выработка.
  в). Увеличение объема производства продукции за счет повышения среднечасовой выработки:
,

  где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет повышения среднечасовой выработки;
     РЧВ  – резерв увеличения часовой выработки;
   ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.
2.Определение величины резервов за счет эффективного использования основных фондов: [15, стр. 127]
 а). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения количества оборудования:
,

  где РВПоф - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения количества оборудования;
  РКоф – резерв увеличения количества оборудования;
  ГВф – среднегодовая фактическая выработка.
  б). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения времени работы оборудования:
  
,

  где РВПт - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения времени работы оборудования;
  РТ  – резерв увеличения времени работы оборудования;
  ЧВф – среднечасовая фактическая выработка.
  в). Увеличение объема производства продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час:
  
,

  где РВПчв - резерв роста выпуска продукции за счет увеличения выпуска продукции за один машино-час;
       РЧВ – резерв увеличения среднечасовой выработки;
     Тв – возможный фонд рабочего времени.
  3.Определение величины резервов за счет эффективного использования материальных ресурсов: [15, стр. 128]
  а). Увеличение объема производства продукции за счет дополнительно приобретенного сырья и материалов рассчитывается путем деления дополнительного количества i -го материала на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции.
  б). Увеличение объема производства продукции за счет сокращения сверхплановых отходов материалов рассчитывается путем деления сверхплановых отходов материалов на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножением на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.