На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие правосознания, его структуры, видов, роли в правовом регулировании

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВВЕДЕНИЕ 

     Проводимые  в нашем государстве реформы  коренным образом изменили правовое сознание всех слоев российского  общества. Сложные, неоднозначные процессы трансформаций самым непосредственным образом отразились на состоянии  и понимании права, законности, правопорядка, законотворческой и правоприменительной практики, прав и свобод человека и гражданина, на правосознании. Все это требует переосмысления устоявшихся в теории права понятий, что в полной мере относится и к правосознанию.
     В юридической науке особая значимость правового сознания определяется его всеохватывающим характером: оно объемлет все явления государственно-правовой жизни - формирование, познание, понимание, функционирование государства и права, их взаимодействие между собой и с другими социальными явлениями. По образному выражению И,А.Ильина, право «живет правосознанием» и только с его помощью право может «творить внешний порядок жизни»1.
     Острота задач, стоящих перед современной  юридической наукой в изучении правосознания  далеко не исчерпана уже имеющимися научными разработками понятия правового сознания, его структурных элементов, видов, принципов, функций. Новизна указанных направлений в исследуемой сфере обусловлена динамикой, присущей всем общественным отношениям, необходимостью научного осмысления развития форм правового сознания в современных условиях глобализации права и государства, а также интеграции правовых наук.
     Насущной  необходимостью сегодня признается решение вопросов, связанных с  методами преодоления негативных явлений, как в сфере реализации субъективного права, так и в сфере формирования должного уровня
     _____________________
     1Ильин И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин // Собр. соч.: В 10 т. / Сост. и ком. Ю.Т. Лисицы.  Москва, 1994. Т. 4. С. 408.
     правосознания, отвечающего позитивным потребностям самой личности и правовым ожиданиям общества. «Современное нравственное сознание, - отмечал П.И. Новгородцев, - в своих требованиях к праву значительно ушло вперед»1 . Эти строки, написанные почти столетие назад, не утрачивают своей актуальности и сегодня. В аксиологическом измерении значение правосознания выражается в его позитивной направленности, ценностной ориентации субъектов права.
     Именно XX век ознаменовал «открытие» в  юридической науке феномена правосознания. Однако, после трудов И.А. Ильина, фундаментальное исследование правосознания на какое-то время прекратилось, и было возобновлено лишь в 60-х годах в работах А.Л. Могилевского, Е.В. Назаренко, Г.С. Остроумова, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбера и других.
     Рубеж XX-XXI вв. ознаменован не только появлением новых исследований правосознания (А.В. Аверин, Р.С. Байниязов, П.П. Баранов, В.И. Бегинин, Е.А. Белканов, Т.И. Демченко, В.Н. Карташов, С.Н. Касаткин, А.П.), но и переосмыслением его назначения в сложившихся реалиях.
     Как следует из Конституции РФ, конструкция новой системы современного российского общества предполагает формирование гражданского государства, основанного на приоритете права. Однако правовое государство невозможно построить без соответствующей социальной  базы, которая должна опираться на сознание людей, живущих в данном обществе.
     Отсутствие  социальной  базы  препятствует  формированию  правового государства. Для формирования в недрах гражданского общества демократического правового государства необходимо, чтобы в его лоне роди-
     ___________________
     1Новгородцев П.И. Философия права. Кризис современного правосознания / П.И.Новгородцев // Москва, 1909. С. 2.
лось  такое общественное сознание, которое было бы проникнуто уважением к праву, чтобы это уважение привело к такому состоянию всего общества, при котором оно в целом будет “пронизано” юридическими принципами и понятиями.
     Российское  правосознание требует особого  изучения в силу этнокультурных особенностей народов, проживающих на территории страны, и при формировании правовых норм, выражающих государственную волю народа, необходим учёт этих особенностей.
     С учётом вышеперечисленных факторов изучение студентами юридического факультета проблем правосознания и правовой культуры становится актуальным, т. к. именно им предстоит участвовать в формировании, совершенствовании и устранении деформаций правосознания граждан как обладателям профессионального уровня правосознания.
     И если задача организовать мирное и  справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис общественных отношений обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания. Российское общество в его сегодняшнем состоянии начинает XXI в. в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. В этой ситуации вопросы понимания роли правосознания, путей его формирования и развития приобретают особую значимость. Для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы его историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка. Этим объясняется актуальность выбранной мной темы работы.
     Задачами  в данной работе являются изучение понятия правосознания, его структуры, видов, роли  в правовом регулировании, а также профессионального правосознания современного юриста. Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы.
ГЛАВА 1.  ПРАВОСОЗНАНИЕ – КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН 
 

      Понятие правосознания
 
 
     Общественное  сознание как явление социальной действительности, имеет различные формы: политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное, а также правовое сознание. Посредством указанных форм общественного сознания люди отражают окружающий мир. С помощью же правосознания происходит отражение правовой действительности, которое предполагает: осмысление и ощущение необходимости права; оценку права; осознание необходимости создания развитой системы законодательства; осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов; восприятие процесса и результатов реализации права; соотношение правовых ценностей с иными (моральными, политическими, национальными и др.)
     Правосознание - явление идеальное, непосредственно  ненаблюдаемое. Оно представляет собой  сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций регулирующих поведения людей в юридически значимых ситуациях.
     Правосознание - это совокупность представлений  и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение  людей к действующему и желаемому  праву. Это неизбежный спутник права. Существование права нераздельно  связано с волей и сознанием  людей. Требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических предписаний до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание людей.
     В то же время и воздействие права  на общественные отношения также  осуществляются через волю и сознание граждан. Всё это и вызывает к жизни известный комплекс правовых представлений, чувств, настроений, переживаний, взглядов и т.п.
     Объектом  правосознания является не объективная  реальность, как, например в естественных науках – природа, а идеи и представления  о государстве, праве, правосудии и т.д. Мир правосознания – прежде всего мир субъективного, должного или желаемого. «Кто высказал ту или иную правовую идею, – пишет А.И. Экимов1, – тем самым осознанно или нет, но признал наличие каких-то интересов и ценностей». Отсюда следует, что объект и само правосознание определяются субъективным политико-правовым опытом. Этот опыт может быть как благоприобретенным, так и заимствованным. Последнее особенно характерно для нынешнего состояния правосознания в России. В совокупности же оба этих уровня представляют собой разновидность так называемых идеальных объектов как особого вида реальности.  
     Таким образом, правосознание – это  теоретическое и эмоционально-ценностное восприятие и осознание господствующих в обществе идей о существующем или желаемом государстве, праве и правосудии, выраженное в совокупности знаний, чувств, переживаний, определяемых политическими интересами и ценностями.
     Если  признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемое правосознанием. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделённых волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.
     Примером  работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь  любого  из  нас,  когда  мы  при  совершении  юридически   значимых
     _____________________
     1 А.И. Экимов Интересы и право в современном обществе. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. С. 135.
действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании.
     Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, ибо взаимосвязано с другими видами и формами сознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести и чести и другое.
     Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.  «Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений».1 
     Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждая личность должна обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого она должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осу ществлять ществлять выбор варианта поведения, так как только в  свободном
     ____________________________
     1 С.А. Комаров Общая теория государства и права: Учебник - 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997. С. 145. 

исполнении  закона проявляется нравственное достоинство  личности, ее социальная активность.
     И.А.Ильин  в своей работе “О сущности правосознания” подчеркивал, что“очередная задача современного правосознания состоит в том, чтобы освободить себя от черт, характеризующих душу раба. Нормальное правосознание есть волевое состояние души, активное и творческое; оно ищет в жизни свободного, верного и справедливого права и заставляет человека вести борьбу за его обретение и осуществление”1 
     Специфическая черта правосознания как составной  части механизма правового регулирования  состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права.
     Правосознание - это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что считать правомерным, а что неправомерным. Но это еще и новый этап состояния общественного сознания.
     Действительно, формирование правосознания становится в ХХ-ХХI веках процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От утопического, мифологического сознания к
логическому, а от него к логико-правовому - так  можно определить основной вектор в  продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, осознания «здравого смысла».
     Возрастает  роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует  цивилизованное  общежитие человечества  (в  условиях атомных  электростанций,  ядерного оружия, химических  и  иных глобальных
     ________________
     1 И.А. Ильин О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 10-ти т. М.: Русская книга, 1994. Т. 4.
угроз, в условиях всепланетарных экономических связей и т.п.). Соответственно,  совершенствуется  и юридическое мировоззрение,  которое становится условием благополучного существования индивида, его коллектив-
ных образований, общества.
     Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ). Возможно также обратное воздействие правосознания на общественные отношения (жилищная реформа в РФ, из-за негативного отношения к ней масс, значительно затормозилось её проведение во многих городах России). Правосознание может отражать не только наличное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития.
     Современный период развития российского общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его области  или сфере, как правосознание, что  относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к государственным служащим, а особенно - к работникам правоохранительных органов. 

        Структура правосознания
 
     В науке выработано понятие структуры  правосознания. Структурно правосознание  складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.
     Правовая  психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных  людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология - своего рода стихийный, «несистематизированный» слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
     Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов - все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.
     «Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в  структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология - наиболее «распространенная» форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента».1
     Именно  в среде психологических реакций  право осуществляет ведущие определения  своей социальной сущности - гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т. д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действу- ющих актов, всей правореализационной практики.
Игнорирование юридической психологии населения  в правовой политике государства  не раз оборачивалось провалом тех  или иных государственных мероприятий, с  точки зрения  своих социальных целей часто общественно по лезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными тради циям и обычаями и т.д.).
     Кроме этого, юридическая психология, будучи  сама  по  себе сложносо- держательным, объективно-регуляторным явлением,  включает значительную
      
     _____________________________
     1 А. И. Ильин О сущности правосознания. - М., 1992. - С. 11.
область бессознательного - целый мир психических  явлений и процессов, обусловленных  фактами  действительности,  во  влиянии  которых субъект не
отдает  себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис право
вых представлений,  участвует  в  формировании  как  правового (стереотипы,
привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного  поведения.1
     Кроме правовой психологии в структуру  правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.
     Правовая  идеология - это совокупность юридических  идей, теорий, взглядов, которые в  концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
     По  сравнению с правовой психологией, первичной «субстанцией» которой  выступают психологические переживания  людей, идеология характеризуется  целенаправленным, как правило, научным  либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т. д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).
В сфере  идеологии и через идеологию  находят отражение потребности  и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового  сообщества  в  целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного  или  иная идеологическая доктрина создается и формулируется, правило, отдельными людьми - учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее  становится  достоянием  многих также кон кретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного  

     ___________________________________________
     1 Е.А. Белканов Лояльность правосознания. // Российский юридический журнал. 1996. - № 3. - С. 44.
     отражения государства и права.1
     Однако  правовая идеология значительно  превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология
фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный  аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт,
то правовая идеология стремится к выявлению  сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.2 
     Кроме этого, сфера наибольшего «применения» правовой идеологии - не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.
     Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии - консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т. д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
     Примером  конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей  может служить постепенный процесс  формирования в России правового  государства, которое должно соответствовать  как общечеловеческим, так  и национальным  представлениям о демократии, обес- 

  __________________
  1 А. Лебедев Общая теория права. - СПб., 1993. - С. 182.
  2 Н. М. Коркунов Лекции по общей теории права. - СПб, 1995. - С. 125.
печении  прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.1
     Если  правовая идеология в правовом государстве  зависит от многих социальных факторов, то в тоталитарном она строится “сверху”, при этом интересы общества находятся на дальнем плане, самое главное – государство, а
не личность. Человек, его права и свободы  в таком государстве могут  свободно попираться, если государству что-то невыгодно. К примеру, свобода слова. Письменное или устно произнесенное слово могло стать причиной тюремного заключения на многие годы. Это характеризует общественное сознание в целом еще в недалеком прошлом. Моральное, религиозное, научное и правовое сознание были деформированы в значительной степени. Но, констатируя фак- ты, нельзя забывать о определенных закономерностях, которые так или иначе выступали как движущие силы данных процессов, разрушительно воздействующих на правовое сознание граждан в тоталитарном государстве, а также способных привести к отрицательным последствиям в будущем, если обещания построения правового государства не пойдут дальше своего декларирования, то есть не будут реализованы.
     Существует  общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не имеет ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной  
 

     __________________
     1 И.Е. Фарбер Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963. - С. 55.
и единственно  верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.1
     Выбор для будущего России сейчас заключается  не в том, жить ли с идеологией или  без нее, ибо какая-то идеология  будет в любом случае, а в  том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития. Национальная правовая доктрина - показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода «пропуском» в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.  
 
 

      1.3.   Виды правосознания 
       

     Общеприняты два основания выделения видов  правосознания:
     1.   Конкретные носители – субъекты.
     2.   Глубина отражения правовой действительности.
     Итак, по критерию субъектов (индивид, общественные группы, общество) правосознание распределяется на индивидуальное, групповое и общественное. Именно данный критерий показывает со всей ясностью социальную сущность правосознания.
     Индивидуальное правовое сознание формируется у каждого члена общества, так или иначе включенного в общественные отношения, в различные движения, партии, структуры. Например, члены движения «зеленых»
     ___________________
      1 В. С. Нерсесянц Право и закон. - М., 1993. - С. 24.
(экологические  движения) имеют свою систему  правовых взглядов, оказывающих  формирующее влияние на индивидуальное  правосознание. Иными словами,  индивидуальное и групповое правосознание  не отделены друг от друга  китайской стеной, взаимосвязаны  и переплетены. Но тем не менее на теоретическом уровне четко выделяется индивидуальное правосознание. Каналы формирования индивидуального правосознания самые различные. Это и средства массовой информации, и сведения о праве, которыми делится сосед, это и сборники, и рассказы отсидевших в местах лишения свободы бывалых людей, и представления, идущие из глубины веков.
     Индивидуальное  правосознание гражданина имеет  широкий диапазон: от конформизма  до нонконформизма, т.е. от приспособленчества, законопослушания до протеста, отрицания действующего законодательства, до надежды на правовые перемены. Но в целом индивидуальное правосознание - это фактор формирования активности личности, предпринимательства, стимулирования использования прав, свобод и исполнения обязанностей.
     А.А.Радугин  замечает, что на  индивидуальное правосознание оказывают воздействие  полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в городе или сельской местности, бытовая среда, в том  числе и возможное общение с лицами, побывавшими за преступление в местах лишения свободы.
     В правовой жизни, в развитии и воспитании правосознания граждан значительная роль принадлежит интеллигенции. Несомненно, что отношение интеллигенции  к праву, закону тесно связано  с ее политическими идеалами, отношением к государству. История Российского государства свидетельствует о противоречивых тенденциях в среде интеллигенции в ее отношении к государству и праву.
     С одной стороны, очевидно, что зарождение и развитие интеллигенции в России связано с государством, его деятельностью, в том числе и с правовой деятельностью, поддержанием правопорядка. Однако в русской политической и правовой истории наблюдается и негативное отношение определенных кругов интеллигенции к «праву государства», правопорядку. Так, славянофилы высказывали утверждения, отрицающие значение правовых норм для общественной жизни России, которая, по мнению славянофилов, предпочитает «духовную жизнь», «внутреннюю правду» в отличие от Запада с его «внешней формой», «вексельной честностью» западноевропейского буржуа. Поэт того времени Б.Н.Алмазов изложил взгляды К.С. Аксакова и других славянофилов в стихотворении, в котором есть слова:
     Широки  натуры русские, нашей правды идеал 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.