На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сущность, направления и особенности применения коррекционных программ при различных заболеваниях. Особенности и методики проведении психотерапии при заболеваниях органов дыхания, а также сердечнососудистых, желудочно-кишечных и эндокринных заболеваниях.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Медицина. Добавлен: 05.12.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И.ВЕРНАДСКОГО
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Реферат
По психосоматической коррекции
На тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»
Выполнила: студ. Левицкая
Екатерина Владимировна
Специальность 7.01.0202
«Физическая реабилитация»
Курс 5, группа Р501
Проверил: Канд.мед.наук доцент
Кадомцев Георгий Михайлович
Севастополь 2007.
1. НА ЧТО НАПРАВЛЕНЫ КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
Психокоррекция ориентирована на психически здоровую личность. Акцент ценностей - есть вклад психолога в изменение поведения и развитие личности. Так как психологический фактор при психосоматических расстройствах выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии- одного из компонентов лечебного и реабилитационного процесса.[1] Коррекционные программы в основном должны быть направлены на:
коррекцию Я;
достижение объективности собственной оценки;
реабилитацию Я в собственных глазах и достижение уверенности в себе;
коррекцию системы ценностей, потребностей их иерархии, приведение притязаний в соответствие со своими психофизическими возможностями4
коррекцию отношения к другим; достижение способности к эмпатии и пониманию переживаемых другими состояний и их интересов;
приобретение навыков равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
коррекцию неадекватного образа жизни и подавленности.
2. О БОЛЕЗНИ
Различные психотерапевтические техники используются независимо от конкретного психосоматического заболевания направлены на: определение причин болезни, прояснение её смысла, оценку преимуществ болезни экологичным образом.
Существует 5 основных областей причин и смыслов болезней. Любая болезнь:
«даёт разрешение» уйти от неприятной ситуации или от решения сложной проблемы;
предоставляет возможность получить заботу, любовь, внимание окружающих;
«дарит» условия для того ,чтобы переориентировать необходимую для разрешения проблемы психическую энергию или пересмотреть своё понимание ситуации;
предоставляет стимул для переоценки себя как личности или изменения привычных стереотипов поведения ;
«убирает» необходимость соответствовать тем высочайшим требованиям, которые предоставляют к Вам окружающие и вы сами.
Необходимо уметь определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни и найти пути удовлетворения этих потребностей другим образом ( без участия болезни).
Рассмотрим наиболее распространённые терапевтические заболевания.
3. БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ - БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА (БА)
Эмоциональное состояние человека определяет дыхание. Простое возбуждение как элементарная и ещё недифференцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т.д. приводит к учащению дыхания. Уравновешенное и приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха, как и во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания. Одним из заболеваний органов дыхания является бронхиальная астма. Она является классическим примером многофакторно обусловленной болезни, при которой взаимодействуют многочисленные компоненты, в основном психосоматические, инфекционные и аллергические. Эмоциональные факторы вряд ли сами по себе могут создать достаточные условия для развития болезни, но у биологически предрасположенного к ней человека, они могут привести в действие астматический процесс . Выделено 4 варианта нервно-психического механизма патогенеза БА [2]: неврастеноподобный, истероподобный, психастеноподобный и смешанный. Для каждого варианта свойственны свои внутри- и межличностные невротические конфликты.
При обострении неврастенического типа конфликта мы, как правило, имеем дело с больными со сниженной самооценкой, завышенными требованиями к себе, сознанием несамостоятельности, защитой от которых становится приступ бронхиальной астмы. Основной акцент в психотерапии пациентов с неврастеноподобным вариантом БА делается на формировании приемлемой, доброжелательной микросоциальной ситуации, которая предоставляет возможность для углублённого самопознания и стабилизации самооценки. Это создаёт условия для отказа больных от завышенных, непосильных требований и жизненных целей, способствует устранению тягостного сознания несостоятельности в осуществлении тех желаний, от которых прежде защищали астматические симптомы.
При истероподобном механизме больной притязателен к лицам его окружающим: семье, трудовому коллективу, медперсоналу. Пытаясь манипулировать окружающими, больной достигает желаемого результата с помощью приступа. Задачи психотерапии при истероподобном варианте БА: перенесение с окружающих на больного ответственности за разрешение его эмоциональных проблем и сознательное принятие её астматиком; формирование адекватного уровня требований к больному в зависимости от его актуального психологического и соматического состояния; создание условий для разумной, принимающей без гиперпротекции, реакции микросоциальной среды на астматические симптомы; санкционирование зрелых способов поведения и адаптации.
Пациенты со психастеноподобным вариантом бронхиальной астмы отличаются повышенной тревожностью, блокированием эмоций, несформированностью собственной ценностной системы, низкой способностью к самостоятельным решениям. Приступ может появиться перед необходимостью принятия ответственного решения из-за нарастания тревоги. В психотерапии основное внимание уделяют формированию собственной ценностной системы больного, его зрелости и способности к независимому поведению, умению принимать самостоятельные решения в отношении своих личных проблем.
При смешанном (или «шунтовом»- от англ. Shunt- шунтировать, переводить на запасной путь) типе наблюдается манипулирование окружением и перекладывание ответственности, как при истероподобном и сложность выражения своего эмоционального состояния, как при психастеноподобном варианте. Психотерапевтическая тактика у больных с шунтовым вариантом БА состоит в провокации на первых этапах кризиса, когда взаимодействие членов семьи организуется таким образом, что они вынуждены иметь дело с всплывающими конфликтами, конфронтация с которыми раньше избегалась. При этом мы устраняем из конфликтной ситуации астматика. Необходимо отчётливо отразить содержание кризиса, способствуя развитию такой ситуации, в которой возникает возможность и необходимость развития членами семьи новых отношений и коммуникативных стереотипов. Скрываемые проблемы всплывают и становятся доступными воздействию на них.
Психотерапевтическое лечение бронхиальной астмы направлено на повышение жизненных возможностей, способности брать на себя ответственность за свою жизнь. Психотерапия БА не бывает кратковременной. Необходимо совместное участие психотерапевта, врача-пульманолога и пациента. Целью психотерапии больных является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают это путём перестройки значимых отношений больного. Целью психотерапии больных БА является также коррекция эмоциональных расстройств и неадекватных форм поведения. Достигают это путём перестройки значимых отношений больного. Для психотерапевтической коррекции на личностном и микросоциальном уровнях необходимо объяснить субъективное значение факторов, подкрепляющих патологическую адаптацию пациентов к конфликтным ситуациям, и восприятие астматических симптомов как самим больным, так и значимыми лицами его окружения. Сдвиги на социальном уровне тесно взаимосвязаны с позитивной динамикой на личностном уровне. [2]
Психотерапия особенно показана:
1.Больным, у которых этот механизм патогенеза является одним из ведущих.
2.Больным с сопутствующими нервно-психическими расстройствами и неадекватными реакциями личности (в том числе на болезнь), затрудняющими их полную реабилитацию.
3.Больным БА без выраженного нервно-психического компонента, находящимся в состоянии психологического кризиса, когда вероятность формирования этого механизма патогенеза возрастает (личностные и микросоциальные факторы риска, неразумные стили воспитания и реакции на заболевание членов семьи, наличие у родственников психосоматических моделей адаптации к стрессам).
Общение больного и психотерапевта начинается с:
1.При консультировании больного психотерапевтом, психологом или психиатром собирается тщательный психологический анамнез, который должен содержать данные о нервно-психических заболеваниях родителей больного (фактор наследственности и одновременно экология микросоциальной группы), о психосоматических заболеваниях членов семьи, данные о периоде беременности и взаимоотношениях в семье в этот период, а также о родах и взаимоотношениях в это время. Эти сведения позволяют сформулировать представления о наличии моделей психосоматического реагирования в семьях, об отношении к беременности и формировании отношений матери к будущему ребёнку, о характере той среды, в которой он должен появиться. Далее подробно уточняются условия его раннего развития, наличие в детстве нервно-психических заболеваний. Исследуются характерные периоды развития пациента, успеваемость в школе, взаимоотношения с учителями и сверстниками. Особое внимание уделяется эпизодам нервно-психических нарушений, психотравмирующих обстоятельств и влияния их на личность пациента. Внимательно изучаются все факторы, оказывающие влияние на соматическую сферу, изучается индивидуально-личностный смысл астматических симптомов, их субъективное восприятие.
2.Анамнестические данные должны быть подтверждены и уточнены данными психологического обследования: особенности личности, характера, эмоций а также микросоциального окружения. Для исследования личности существует множество тестов.
3.Психотерапевт анализирует информацию, полученную анамнестическими, клинико-психологическими и экспериментально-психологическими методами. Формируется представление об особенностях, способствующих формированию личностных конфликтов, созданию неадекватного Я.
4. Понимание этих важных моментов объясняет индивидуально- личностный смысл конфликтогенного симптома бронхоспазма у больного и даёт ключ к построению терапевтического вмешательства.[3]
Для лечения БА существуют различные направления психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка в сочетании с дыхательной терапией, нейролингвистическое программирование (использование речевой тактики), гештальт-терапия (индивидуальная и групповая), семейная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия.
4. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ГИПЕРТОНИЯ, ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА (ИБС), ИНФАРКТ МИОКАРДА
Психосоматический компонент в первую очередь характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:
Эссенциальная артериальная гипертония,
Ишемическая болезнь сердца,
Нарушение сердечного ритма,
Сердечный невроз страха.
Сердце и сосуды участвуют во всех формах жизнедеятельности. Несмотря на то, что изменения в работе сердца проявляются и при положительных, и при отрицательных чувствах, патологические нарушения в сердечнососудистой системе связаны со страхом, гневом, яростью, тоской и другими отрицательными эмоциями.[2]
Обследования гипертоников выявило некоторые определённые черты личности: трудолюбие, ответственность, общительность. В связи с этим у них возникают внутренние и внешние конфликты, от которых они не могут эмоционально отстраниться. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь. Психотерапия в начальной и средней стадиях гипертонической болезни играет большую роль, в тяжёлой- действует облегчающее и поэтому должна быть обязательным элементом в комплексе лечения.
Существуют различные психотерапевтические методики. Эмоционально- волевые формы должны применяться очень осторожно, только с целью выработки положительных эмоций и без больших «волевых нажимов». Особенно показана гипнопсихотерапия, в частности удлинённый гипносон (2-4 часа). Содержание внушений должно быть направлено на выработку нового отношения к явлениям по типу дезактуализации раздражителей, борьбу со взрывчатостью, общим плохим самочувствием. Очень важно отрегулировать сон и выработать правильный режим дня. Помимо гипнотерапии можно применять и аутогенную тренировку перед или после сна. Рекомендуется сочетание медикаментозного лечения с психотерапевтическим опосредованием и потенцированием средств, снижающих артериальное давление. Очень полезно действие веществ, регулирующих артериальное давление, сочетать с нейтральными раздражителями, используя их вид, цвет, запах, вкус. Впоследствии нейтральные вещества можно будет применять, как гипотензивные средства.[4]
Для поддерживающего лечения рекомендуется раннее вовлечение социального поля, недирективное отношение психотерапевта к больному, не активирующее конфликт агрессивности/зависимости, активное сообщение психотерапевтом информации, усиление собственной ответственности и самостоятельности, а также самовосприятия (например, за счёт самостоятельного измерения давления). Пациенты должны понять, какие ситуации, трудности, конфликты приводят к повышению артериального давления, научиться контролировать свои успехи и неудачи. Могут использоваться методы арттерапии, креативной визуализации, транзактного анализа, семейной психотерапии.
К коронарным заболеваниям предрасполагают определённые типы поведения. Например, при неуспехе некоторые склонны к навязчивым раздумьям, нарастающему внутреннему напряжению. Есть люди замкнутые, сдержанные, они редко выходят из себя, но если уж разойдутся, то долго не успокаиваются. Другие хорошо прячут свои чувства, но очень нервные изнутри. Третьи бурно выражают своё отношение ко всему, общительны, жестикулируют, громко говорят. Они часто срываются, сердятся, начинают ругаться, но тут же забывают причину своей злости. Традиционно считалось, что враждебно настроенные люди чаще болеют ИБС. Стресс и атеросклероз являются факторами, определяющими риск инфаркта. На усиление этих факторов влияет питание, алкоголь, курение, гиподинамия, а также состояние страха, напряжения, агрессивности, измотанности. К факторам риска относятся напряжённый жизненный ритм, стремление к успеху и социальной значимости, чувство цейтнота и ответственности.
Трудности лечения больных с коронарными заболеваниями обусловлены структурой их личности. В зависимости от истории развития личности и актуальной ситуации возможны три основных направления лечения:[2]
Индивидуальное консультирование, сообщение информации о здоровом образе жизни с особенным учётом когнитивных процессов.
Обучающие, ориентированные на симптом методики (аутотренинг, функциональная релаксация), которые вовлекают тело в терапевтический процесс, избегая работы с сопротивлением.
Психотерапия, работающая с сопротивлением и переносом.
При лечении ИБС психотерапия имеет большое значение. В остром периоде психотерапия действенна как в состоянии бодрствования, так и ( особенно) гипноза. Она направлена на: 1.снятие психоэмоциональных структур, продуцирующих растерянность, страх, панику; 2.мобилизацию личности, на борьбу с болью и вегетодискомфортными явлениями; 3. уравновешивание вегетомоторных явлений ( пароксизмальные явления, бради- и тахикардия, сосудистые спазмы, дыхательные пароксизмы и т.д.); 4. опосредование и потенцирование назначений врача; 5. снятие тормозных факторов при отправлении физиологических функций в присутствии других больных; 6. снятие дискомфортных ощущений от вынужденных поз покоя; 7. стимулирование хорошего сна; 8. снятие других преходящих явлений (головная боль и т.д.) 9. уравновешивание реакции на возникающие эмоционально-неприятные ситуации.[4]
Для больных, перенесших инфаркт миокарда , особенно важна психотерапия в период реконвалесцензии и реабилитации. Она начинается непременно с этапа индивидуальной (персональной) психотерапии, содержательно определяемой с учётом личностной характеристики больного, диапазона его тревоги и опасений или имеющихся анозогнозических или гипернозогнозических тенденций. В содержательной части психотерапии обязательно учитывается клиническая симптоматика и «внутренняя картина болезни», т. с. вся сумма ощущений, переживаний, тревог и внешних проявлений вегетоневроза (потливость, изменение сосудистого тонуса, тахи- и брадикардия и т. п.), учитывается и наличие ипохондрических переработок. Все это подвергается психотерапевтической дезактуализации и, прежде всего, в индивидуальных, прицельных психотерапевтических воздействиях в состоянии, как бодрствования, так и гипноза, а также при использовании приемов длительного «сна-отдыха».
Уже в стационаре применяют методику коллективно-групповой психотерапии. Когда больной возвращается в домашние условия, но еще не включается в активную трудовую деятельность, проводится психотерапевтическая работа по активному переключению больного на самообслуживание и переход к дозированной активности в поведении (выход на улицу, прогулка и т. д.). Далее следует этап полного перевода больного на спокойную личностную активность в быту и труде при воспитании полного владения своими эмоциями и т. п.
Последний этап реабилитации -- полное освобождение пациента от мысли, что он болен, и внушение уверенности в том, что он полностью здоров, может и должен работать. Вместе с кардиологом психотерапевт учитывает границы трудовой и социальной реадаптации и производит ориентировку больного либо на полноценный профессиональный труд, либо на необходимость и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.