На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  3
1. Характеристика института Центрального Банка России 5
  1.1. Возникновение и развитие Центрального Банка России 5
  1.2.  Цели и функции Центрального Банка России 8
  1.3. Общая характеристика  денежно – кредитной политики   Центрального Банка России                            13
2.  Организация денежно – кредитного регулирования Центрального Банка России 16
  2.1.  Инструменты денежно – кредитной политики 16
  2.2.  Эффективность мероприятий денежно – кредитной политики 18
3. Повышение эффективности    инструментов денежно – кредитной политики Центрального Банка России 22
  3.1. Зарубежный опыт   денежно – кредитной политики 22
  3.2. Совершенствование мероприятий     денежно – кредитной политики 23
Заключение  25
Список  использованной литературы 27
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

      Ядро  любой кредитной системы составляет банковская система. Единым органом, координирующим деятельность кредитных организаций, является Центральный Банк. Но прямое воздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – только опосредованно.
     На  ранних стадиях развития кредитной  системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала.
     По  мере развития кредитной системы  происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием комме6рческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем стал называться Центральным Банком, что соответствовало его главенствующему положению.
     Первые  центральные банки возникли примерно триста лет назад (один из первых центральных  банков – Шведский Риксбанк образован  в 1668 г.), но повсеместное их распространение  относится лишь к концу XIX - началу XX вв. исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями.
     В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.
      Центральный (эмиссионный) банк (ЦБ) – центральное  звено денежно – кредитной  системы любого государства, головной банк страны, сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства.
     ЦБ  наделен правом монопольной эмиссии  банкнот, регулирования денежного  обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией ЦБ является выработка общей кредитной политики. Его стратегическая задача – создание условий для не инфляционного развития экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Характеристика  института Центрального  Банка России 

      Возникновение и развитие Центрального Банка России
     При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравнится по своей значимости со стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков и эффективной системой управления финансовыми и кредитно – денежными отношениями. Банковская система в экономике, связанная рыночными отношениями, исполняет три главные роли:
    Развитая структура коммерческих банков управляет системой платежей. В развитых рыночных отношениях большинство коммерческих сделок производится путем перераспределения средств между различными банковскими вкладами по средствам чеков или электронных переводов. При системе государственного социализма и монополии государственного банка, Россия не испытывала необходимости в эффективно действующей платежной системе. Производство и товарообмен между предприятиями определялись государственным планом, устанавливавшим выпуск продукции по фиксированным ценам. В экономике, связанной рыночными отношениями, платежная система обеспечивает выполнение предприятиями и частными лицами обязательств друг перед другом по средствам отлажено работающей банковской системы.
    Наряду с другими финансовыми посредниками, банки направляют сбережения населения к фирмам и деловым предприятиям. Эффективность осуществления процесса инвестирования средств в значительной степени зависит от способности банковской системы предоставлять кредиты именно тем заемщикам, которые найдут способы их оптимального использования. Это особенно важно в связи с тем, что рынки нашей страны до конца еще не заняты и имеется много неиспользованных ресурсов. Отлаженная кредитная эмиссия банковской системы помогает нашим предпринимателям осваивать новые рынки без привлечения иностранного капитала.
    Коммерческие банки, действауя в соответствии с кредитно – денежной политики Центрального Банка России, регулируют количество денег находящихся в обращении. Стабильный и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство  уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным и выгодным образом. Задача кредитно – денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в идеале на свободном рынке должен быть какой – то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно – денежной политики.  
     Государственный банк Российской Империи был основан  в  1860 г. В процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание происходило, в условиях  вступления России в капитализм и было первое из «великих реформ», проведенных в стане Императором Александром II. Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызвано особенностями экономического развития России, обусловило генезис Государственного банка как органа экономической политики правительства.  Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно ставу был учрежден «для оживления торговых оборотов и упрощения денежно – кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных о общественных процентных бумаг иностранных стран, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет. В деятельности государственного банка Российской Империи можно выделить два периода. В течении первого (с 1860 – 1894 гг.) он являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное финансирование казны. На него возлагались функции, относящиеся к аппарату Министерства финансов6 проведение выкупной операции и все делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и т. д. До 1887г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных банков все ликвидационные операции должны были производится за счет Государственного казначейства, которое являлось должником этих банков. Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно вплоть до 1872г. направлял на эти цели значительную часть своей коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла уже во второй период его деятельности – в 1901г. На протяжении всего дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа экономического политики правительства участвовал в создании, а затем и в поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки – банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность или управление для последующей продажи [3, C. 108].
     В сентябре 1988г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в расчетном хозяйстве. В январе 1990г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. Центральный банк РФ (Банк Росси) был учрежден 13 июля 1990г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно – кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единым на территории РСФСР органом государственного денежно – кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.  

      Цели  и функции Центрального Банка России
     Основными задачами Центрального Банка России являются регулирование денежного обращения, проведения единой денежно – кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
     Получение прибыли не является целью Банка  России. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) от 10.07.2002г. определяет три основные цели его деятельности:
     - защита и обеспечение устойчивости  рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
     - развитие и укрепление банковской  системы РФ;
     - обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов.
     Достижение  этих целей осуществляется путем  выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 Закона о  Центральном банке Российской Федерации:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит е6диную государственную денежно – кредитную политику;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    устанавливает правила проведения банковских операций;
    осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредствам проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на которые возлагается организация исполнения и исполнения бюджетов;
    осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
    принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действия и отзывает их;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в сосотве6тствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
    организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
    устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
    устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    устанавливает порядок и условие осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно – кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
    осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
     Для реализации возложенных на него функций  ЦБ России участвует в разработке экономическ5ой политики Правительства  Российской Федерации [5, C. 68].
     Рассмотрим  функции, которые традиционно выполняет  любой Центральный банк: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно – кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно – банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, то есть осуществление банковского надзора; функции финансового агента Правительства.
     За  Банком России как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии наличных денег, организация  их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации.
     Совет директоров принимает  решение о  выпуске в обращение новых  банкнот  и монет и об изъятии  старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.
     В целях организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
     - прогнозирование и организация  производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
     - установление правил хранения, перевозки  и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
     - установление признаков платежеспособности  денежных знаков и порядка  замены поврежденных банкнот  и монет, а также их уничтожения;
     - определение порядка ведения  кассовых операций;
     Основными инструментами денежно – кредитной политики Центрального Банка являются: изменении норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Центрально Банке России; регулирование официальной учетной ставки;  проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой [7, C. 309].
     При проведении денежно – кредитной  политики Банк России имеет право  осуществлять следующие операции с  российскими и иностранными кредитными организациями:
    предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
    покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;
    покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
    покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги сроками погашения не более одного года;
    покупать и продавать иностранную валюту а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
    покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
    проводить расчетные, кассовые депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
    выдавать гарантии и поручительства4
    осуществлять операции с финансовыми инструментами используемыми для управление финансовыми рисками;
    открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
    осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
     Обеспечение для кредитов Банка Росси могут  выступать: золото и другие драгоценные  металлы в различной форме; иностранная  валюта; векселя в российской и иностранной валюте сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.
     От  имени правительства Центральный  Банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.
     Для осуществления своих функций  Банк России может открывать представительства  в иностранных государствах. Рефинансирование коммерческих банков, то есть предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно – кредитной сферы. Выполняя функции рефинансирования, Центральный банк выступает в качестве банка банков.
     Банк  России является органом банковского  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредствам которых государство через Центральный Банк обеспечивает стабильное и бе6зопасное функционировании банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
     Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, Центральный Банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначе6йских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами. 

      Общая характеристика денежно  – кредитной политики Центрального Банка России
     Согласно  ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002г. № 86 – ФЗ, статьей 35 денежно – кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным Банком России во взаимодействии с Правительством, по этому ее цели определяются задачами общеэкономической политики государства. Основной принцип формирования денежно –кредитной политики состоит в том, что Центральный Банк России всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно  Центральный Банк России исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программ социально – экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.
     Закон определил, что денежно – кредитная  политика направлена на защиту и обеспечение устойчивости рубля,  его внутренней и внешней стабильности, то есть низких темпов инфляции и стабильного валютного курса [11, C. 324].
     Достижение низкого уровня инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов и является по мнению Центральный Банк России,  наилучшим вкладом денежно – кредитной политики в развитии экономики. Последовательное снижение инфляции, было, есть и будет главной целью денежно – кредитной политики Центральный Банк России.
      Следует, однако, иметь ввиду, что Центральный  Банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Промежуточной целью может быть достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок.
      Выделяют  два вида денежно –кредитной политики – политику «дешевых» и «дорогих»денег. Политика  «дешевых» денег характеризуется снижение ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции Центральный Банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это – стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в экономике. Ее противоположностью является политика «дорогих» денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и учетной ставки, а также скупка Центробанком ценных бумаг.
      Денежно – кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики.
      Чаще  всего денежно – кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.  Взаимоотношения Центрального Банка и правительства в проведении денежно – кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и «широкую» денежно –кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижении оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией, через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно – кредитная политика должна быть четко связана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета. 
 
 
 
 
 

2. Организация денежно  – кредитного  регулирования Центрального Банка России 

2.1. Инструменты денежно  – кредитной политики 
         Инструментов денежно  – кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Классики выделяют три – регулирование  учетной ставки, норма обязательных резервов и операций на рынке ценных бумаг. Однако все действия, направленные на лечение денежной и кредитной системы, проводимые Центральным Банком, могут быть названы монетаристскими инструментами.
      Банк  России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно – кредитную политику в Российской Федерации, использует следующие инструменты и методы:
     - официальная учетная ставка –  относительно редко изменяемая  ставка ЦБ, по которой он готов  учитывать векселя или предоставлять  кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции;
     - обязательные резервы – часть  ресурсов банков, внесенных по  требованию властей на беспроцентный счет в  Центральном Банке;
     - операции на открытом рынке;
     - валютные интервенции – вмешательство  Центрального Банка на валютном  рынке, то есть, купля – продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы;
     - моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно – кредитной политики многих развитых стран;
     - разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционирование банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов;
     - контроль за рынком капиталов  – порядок выпуска акций и  облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.;
     - допуск к рынкам – регулирования  открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждением;
     - специальные депозиты – часть  прироста депозитов или кредитов  коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в Центральном Банке;
     - количественные ограничения –  потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическая «замораживание» процентных ставок;
     - управление государственным долгом  – эмиссия государственных облигаций  нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства;
     - таргетирование – установление  целевых ориентиров роста одного  или нескольких показателей денежной  массы;
     - регулирование фондовых и фьючерских  операций путем установления обязательной маржи;
     - нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и  инвестиционных институтов.
      Девизные  операции (валютные интервенции) –  это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы [4, C.62].
      Еще одним классическим инструментом в  практике центральных банков является политика учетной ставки, то есть установление ставки процента за кредиты, которые  Центральный Банк предоставляет  коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют Центральные банки платежные обязательства – векселя. Это могут быть как собственные векселя банка, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. Центральный банк покупает, учитывает эти векселя, удерживая при это определенный процент в  свою пользу.  Средства, полученные от Центрального Банка, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита – процентная ставка – должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если Центральный Банк повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, Центральный Банк имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
      Все инструменты регулирования можно  охарактеризовать с помощью следующих критериев: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенного воздействия; краткосрочные или долгосрочные.
      Депозитные  операции  Банка России сочетались с активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО – ОФЗ, основными из которых стали операции по прадаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыточной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, при проведении аукционов ОМР Банк России сосредоточил внимание на проведении операции на сроки, превышающие четыре месяца, что было связано с отсутствием иных инструментов стерилизации с сопоставимыми сроками. 

2.2. Эффективность мероприятий денежно – кредитной политики
      Итоги прошедших месяцев 2008г. свидетельствуют о сохранении благоприятной макроэкономической ситуации. Темпы роста производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал в текущем году превышают показатели официального прогноза. Остается устойчивы состояние государственных финансов. Инфляция на потребительском рынке последовательно снижается.
      Объем ВВП увеличился в первом полугодии 2008г. на 7,4% по сравнению с тем же периодом предыдущего года (в первом полугодии 2007г. на 7,7%). Экономическому росту способствуют благоприятные внешние и внутренние условия.
      Важную  роль в замедлении инфляции на потребительском  рынке в 2008г. играет динамика валютного курса. Номинальное укрепление рубля ограничивает рост цен на импортные потребительские товары и, соответственно, на отечественные аналоги.
      Более существенно по сравнению с прогнозной оценкой снижение скорости обращения  денег за период с начала года и  сокращение почтив два раза по сравнению с январем – сентябрем 2007г. темпов роста наличных денег также оказывают сдерживающее воздействие на динамику инфляционных процессов.
      По  итогам января – октября 2008г. позитивный вклад в замедлении роста потребительских цен со стороны динамики цен ан плодоовощную продукцию был меньше, чем в аналогичный период 2007г.
      Цены  и тарифы на платные услуги населению  выросли в октябре 2008г. по сравнению с декабрем предыдущего года на 15,7% против 20,7% в соответствующий период 2007г.  Увеличение цен на платные услуги населению превысило общий рост цен на товары, составивший 7,7%. Определенным вкладом в снижение инфляции явилось замедление роста административно регулируемых цен на услуги населению. Эти цены в октябре 2008г.  по отношении к декабрю 2007г., по оценкам, возросли на 17,6% против 21,7% годом ранее. Тем не менее, несмотря на замедление, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги был значительным – 22,5% (в соответствующий период 2007г. – 27,5%). Существенно подорожали также услуги пассажирского транспорта (на 12,9%). Тарифы на услуги связи повысились на 6,9%.
      Товарный  импорт в январе – сентябре 2008г. оценивался в 66,6 млрд. долларов США, темп его прироста был близок к 25%. Наиболее интенсивно увеличивался ввоз товаров  инвестиционного назначения.
      Международный оборот услуг вырос на 26% при опережающем  росте их импорта (на 29%). Отрицательное сальдо баланса услуг увеличилось до 11,0 млрд. долларов США против 7,8 млрд. долларов США в соответствующий период 2007г.
      Официальные золотовалютные резервы возросли за первые три квартала 2008г. на 18,1 млрд. долларов США (в аналогичный период 2007г. – на 14,3 млрд. долларов США) и на первое октября 2008г. составили 95,1 млрд. долларов США. Накопленного их объема в условиях января – сентября 2008г. хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течении 9,3 месяца (аналогичный показатель в январе – сентябре 2007г. равнялся 7,7 месяца).
      Основным  инструментом политики валютного курса  Банка России остаются конверсионные  операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно – кредитной политики [10, C.94]
      Превышение  темпов инфляции в России над темпами  инфляции в странах – основных торговых партнеров в целом и  стабильность номинального курса рубля обуславливают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь – сентябрь 2008г. составил 5,6%, к евро – 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля – 5,3% (к декабрю 2007г.).
      Введенный с 2008г. механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации и увеличение остатков средств на счетах субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в Банки России способствовали абсорбированию денежной ликвидности. При этом в условиях опережающего роста валютных резервов органам денежно –кредитного регулирования по сравнению с 2007г. объем денежного предложения, сформированный за 9 месяцев 2008г. за счет валютных операций был практически полностью компенсирован ростом остатков на счетах расширенного правительства в Банке России. Поэтому объем денежной базы в широком определении в целом за январь – сентябрь текущего года сократился на 4,5% по сравнению с увеличение на 20,4% за тот же период 2007г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.