На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Подходы общения к изучению в социальной психологии

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ 2
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3
Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7
Общение: структура, функции, основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
Вопросам  общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких  как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н  Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и  др. Однако, однозначного подхода к  проблемам общения в психологической  науке не существует, что и позволило  нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.
Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более  детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения  существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру  общения путем выделения в  ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и  перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении  выделяет три функции: информационно - коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, эффективно - коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее  аналогичном смысле употребляются  и другие классификации.
 


Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих  партнерах (Я.Л. Коломинский)

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии

А.А. Бодалев  утверждает, что в историческом плане  можно выделить три подхода к  изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием  информации); интеракциональный (ориентированный  на взаимодействие); реляционный (ориентированный  на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской  техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и  предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты  анализа проблемы общения.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения  в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е -- 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» -- сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональные подходы были развиты главным  образом в 60 -70-е годы. В отличие  от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе  общение рассматривается как  ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается  и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних  атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое  управление ситуацией совместного  присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения  участвующих индивидов. Хотя они  обладают действительным контролем  за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают  присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут  избежать постоянной координации поведения  по отношению друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше -- функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии).

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» -- это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части  этой системы, вызывающее изменение  других частей, называется «информацией».

Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный  подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого  или нет, частью как локальной, так  и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему  с момента рождения и не покидают до момента смерти.

По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления  теоретических исследований оказались  инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих  систем; б) теория логических типов, которая  идентифицирует разрывы непрерывности  между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его  рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция  представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения  обусловливают форму общения. Общение - это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта  эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к  анализу сущности общения опирается  на его понимание как механизма  влияния (с целью социального  воспитания) общества на личность. В  связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются  как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом  подходе общение признается важнейшей  социальной потребностью и средством  развития высших психических функций.

Н.В. Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение»  не имеет точного трактования  в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс  передачи информации от отправителя к получателю.

Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления  с помощью методов системного анализа.

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной  психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо.

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной  социальной психологии в контексте  психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных  функций, но они всегда общаются в  процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов  подчеркивает, что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность  и общение рассматриваются не  как параллельно существующие  взаимосвязанные процессы, а как  две стороны социального бытия  человека. Общение при этом рассматривается  как специфический вид человеческой  активности, продуктом которой являются  отношения между людьми;

2. общение  понимается как определенная  сторона деятельности: оно включено  в любую деятельность, есть ее  элемент, в то время как саму  деятельность можно рассматривать  как условие общения;

3. общение  интерпретируется как особый  вид деятельности, специфическая  форма взаимодействия с другими  людьми, средство его организации.

Однако  все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное  позволяет сделать вывод, что  принцип связи и органического  единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной  социальной психологии, открывает действительно  новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых (языковых) средств в целях  взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский.

В ряде зарубежных психологических концепций  существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии

   
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь  общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты  анализа проблемы общения.
Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:
    содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);
    человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
    принятие аристотелевской и Ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода  существуют два основных направления  исследований.
Первое  направление занимается теорией  и практикой обращения или  изменения сообщений е различные  изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей  декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949),
Первоначальная  модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Данная  теоретическая модель обладала рядом  положительных качеств - простотой  и наглядностью, возможностью быстрой  квантификации, универсальностью. Но эти  же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной  полезности или даже возможности  существования других подходов в  изучении проблемы общения.
Первый  аналитический обзор использования  этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и  сферах исследовании был дан К. Черри  в 1957 г.
Второе  направление исследований возникло в 60-х годах.
Основным  предметом этого направления  явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены  И. Гофманом (1963,1969, 1975),
В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа  общения модель коммуникационного  обмена, состоящую из 4 элементов:
    коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное—непрямое, опосредованное, симметричное - асимметричное передавание сообщений);
    коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;
    коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
    основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Именно  разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно  сблизить и навести мосты между  информационным и интеракциональный подходами к изучению проблемы общения.
Интеракциональный подходы. Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский  инструментарий и концептуальный аппарат  такие фундаментальные понятия  как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракционального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.
Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.
Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
Модель  социального навыка (М. Аргайл, А, Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.
Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов).
Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей мета общения.
Эти программы интернализуются или  усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.
Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.
Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».
Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого иди нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
Рассмотрим  этот подход подробнее. В историческом аспекте (информационный и интеракциональный подходы) изучение общения и межличностных взаимоотношений считались двумя различными сторонами исследований. С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция к интеграции этих сфер исследования: делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в «реальных» видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения - это акт участия во взаимоотношениях.
С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа  выводится из потока взаимообменов  между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения  — это «нечто», что существует между и вне индивидов; то есть взаимоотношения существуют на над  индивидуальном или «трансактном»  уровне. Главная позиция нового подхода  состоит в следующем: природа  взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и  пространстве.
Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и  способствовали появлению реляционной  теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.
Наиболее  интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, были осуществлены в области  психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Д. Лэйнг, 1959). В частности, была предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией.
По  утверждению самих сторонников  подхода, реляционная теория общения  находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения (Р. Харре, Р. Ламб (ред.), 1983), Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к  изучению общения, взаимодействия и  поведения, которые до сих пор  были известны социальным и поведенческим  наукам.
Ее  методологический потенциал и сила заключаются в том, что она  заменяет аристотелевский принцип  картины мира на «системный подход».

Общение: структура, функции, основные понятия

   
Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность  как явления при внешних и  внутренних изменениях.
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса изданный момент позволяет  выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Г. М Андреева, 1988; Б. Ф.Ломов, 1981), выступающих  общеметодологическим ориентиром организации  исследований. К структуре общения  можно подойти по-разному, как  через выделение уровней анализа  явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов, 1984)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.