Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


творческая работа Подходы общения к изучению в социальной психологии

Информация:

Тип работы: творческая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ 2
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии 3
Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 7
Общение: структура, функции, основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19 

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования объясняется тем, что в современных социальных условиях, когда на смену привычным формам жизни приходят новые рыночные отношения, интерес к проблемам общения еще больше обострился. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ интеграции людей и вместе с тем, как способ их развития. Именно отсюда и вытекают проблемы общения как способы взаимодействия и самопознания. В ряду разных научных дисциплин, способных решить эти задачи первостепенное место отводится социальной психологии.
Вопросам  общения посвящены труды многих выдающихся психологов-классиков, таких  как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н  Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и  др. Однако, однозначного подхода к  проблемам общения в психологической  науке не существует, что и позволило  нам рассмотреть их более детально, и определило направление исследования.
Процесс общения достаточно сложное социальное явление, поэтому необходимо более  детально рассмотреть его структуру. К пониманию структуры общения  существуют разные подходы. Т.М. Андреева предлагает характеризовать структуру  общения путем выделения в  ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной; интерактивной и  перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении  выделяет три функции: информационно - коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, эффективно - коммуникативную. Естественно, что все это деление весьма условно. Иногда в более или менее  аналогичном смысле употребляются  и другие классификации.
 


Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение  их усилий с целью налаживания  отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает его в своих  партнерах (Я.Л. Коломинский)

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии

А.А. Бодалев  утверждает, что в историческом плане  можно выделить три подхода к  изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием  информации); интеракциональный (ориентированный  на взаимодействие); реляционный (ориентированный  на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской  техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и  предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты  анализа проблемы общения.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения  в науке представлены в разных теоретических подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е -- 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» -- сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональные подходы были развиты главным  образом в 60 -70-е годы. В отличие  от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе  общение рассматривается как  ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается  и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних  атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое  управление ситуацией совместного  присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения  участвующих индивидов. Хотя они  обладают действительным контролем  за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают  присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут  избежать постоянной координации поведения  по отношению друг к другу.

Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше -- функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии).

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» -- это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части  этой системы, вызывающее изменение  других частей, называется «информацией».

Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный  подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого  или нет, частью как локальной, так  и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему  с момента рождения и не покидают до момента смерти.

По  утверждению Г.М. Андреевой, три направления  теоретических исследований оказались  инструментальными и способствовали появлению реляционной теории коммуникаций; а) кибернетика и теория общих  систем; б) теория логических типов, которая  идентифицирует разрывы непрерывности  между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.

Категория общения является базовой для  социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления, существует достаточно много подходов к его  рассмотрению. Кроме социальной психологии, общение рассматривают и другие науки. Так, общефилософская концепция  представляет общение как актуализацию реально существующих общественных отношений: именно общественные отношения  обусловливают форму общения. Общение - это способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

Социологическая концепция обосновывает общение  как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво  социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта  эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества. Социально-педагогический подход к  анализу сущности общения опирается  на его понимание как механизма  влияния (с целью социального  воспитания) общества на личность. В  связи с этим в социальной педагогике все формы общения рассматриваются  как психотехнические системы, обеспечивающие взаимодействие людей. При психологическом  подходе общение признается важнейшей  социальной потребностью и средством  развития высших психических функций.

Н.В. Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения является весьма специфичным  в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение»  не имеет точного трактования  в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс  передачи информации от отправителя к получателю.

Таким образом, можно сделать вывод, что  вышеперечисленные теоретические  подходы не исчерпывают актуальность исследования проблемы общения в  социальной психологии. Вместе с тем  они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления  с помощью методов системного анализа.

1.3 Основные концепции общения в отечественной и зарубежной психологии

В отечественной  психологии общение трактуется иначе, чем термин «коммуникация» и включает не только передачу и прием информации, но и восприятие партнера по общению, оказание воздействия на него и т.д. По сути дела, общение есть реализация всей системы отношений человека - и общественных и межличностных, считает М.В. Гамезо.

Кроме того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание его рассматривается в отечественной  социальной психологии в контексте  психологической теории деятельности. В соответствии с этим подходом предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются при выполнении ими различных  функций, но они всегда общаются в  процессе некоторой деятельности и по поводу нее .

Б.Ф. Ломов  подчеркивает, что в процессе совместной деятельности люди вступают в определенные виды межличностного взаимодействия. При этом между ними возникают конкретные отношения, устанавливается как нормативная, так и личностная (психологическая) сторона их контактов. Осуществляется координация, согласование индивидуальных усилий отдельного человека со всей системой коллективных действий в достижении поставленных задач. Общение при этом выступает как средство формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность.

А.Н. Леонтьев настаивает , что в понимании взаимосвязи деятельности и общения существуют следующие основные аспекты:

1. деятельность  и общение рассматриваются не  как параллельно существующие  взаимосвязанные процессы, а как  две стороны социального бытия  человека. Общение при этом рассматривается  как специфический вид человеческой  активности, продуктом которой являются  отношения между людьми;

2. общение  понимается как определенная  сторона деятельности: оно включено  в любую деятельность, есть ее  элемент, в то время как саму  деятельность можно рассматривать  как условие общения;

3. общение  интерпретируется как особый  вид деятельности, специфическая  форма взаимодействия с другими  людьми, средство его организации.

Однако  все подходы признают недопустимость отрыва друг от друга деятельности и общения, утверждает А.Н Леонтьев. Посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.

Все сказанное  позволяет сделать вывод, что  принцип связи и органического  единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной  социальной психологии, открывает действительно  новые перспективы в изучении этого явления. При этом под общением следует понимать форму социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых (языковых) средств в целях  взаимопонимания и согласования совместной деятельности, утверждает Я.Л. Коломинский.

В ряде зарубежных психологических концепций  существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности (Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой постановке проблемы, в конечном счете, пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения.

Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии

   
В историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интернациональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь  общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты  анализа проблемы общения.
Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:
    содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);
    человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
    принятие аристотелевской и Ньютоновской картины мира: существует нейтральное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема.
В рамках информационного подхода  существуют два основных направления  исследований.
Первое  направление занимается теорией  и практикой обращения или  изменения сообщений е различные  изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей  декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В. Вивером (1949),
Первоначальная  модель состояла из 5 элементов: источник информации, передатчик информации (шифратор), канал для передачи сигналов, приемник информации (дешифратор), получатель информации (место получения информации). Считалось, что все элементы организованы в линейном порядке. Дальнейшие исследования позволили улучшить первоначальную схему. Были введены разграничения между «сообщением» как таковым и «источником» и введены важные дополнительные понятия: «обратная связь» (отклик получателя информации, дающий возможность источнику кодифицировать и корректировать последующую передачу информации); «шум» (искажения и помехи в сообщении при его прохождении по каналу); «избыточность» или «дублирование» (излишние повторения в кодировании информации для того, чтобы сообщение могло быть корректно декодировано); «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает шифратора или покидает дешифратор).
Данная  теоретическая модель обладала рядом  положительных качеств - простотой  и наглядностью, возможностью быстрой  квантификации, универсальностью. Но эти  же обстоятельства привели к игнорированию, недооценке исследователями потенциальной  полезности или даже возможности  существования других подходов в  изучении проблемы общения.
Первый  аналитический обзор использования  этой теоретической модели коммуникаций в различных дисциплинах и  сферах исследовании был дан К. Черри  в 1957 г.
Второе  направление исследований возникло в 60-х годах.
Основным  предметом этого направления  явился анализ социально организованных условий для циркулирования информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические. Основные исследования в этой области были выполнены  И. Гофманом (1963,1969, 1975),
В своих исследованиях Гофман разработал и использовал для анализа  общения модель коммуникационного  обмена, состоящую из 4 элементов:
    коммуникационные условия или условия общения, устанавливаемые индивидами в конкретных ситуациях социального взаимодействия (например, прямое, непосредственное—непрямое, опосредованное, симметричное - асимметричное передавание сообщений);
    коммуникационное поведение или стратегия общения, которые используют участники общения во взаимоотношениях друге другом;
    коммуникационные ограничения, включающие экономические, технические, интеллектуальные и эмоциональные факторы, ограничивающие выбор участниками общения той или иной стратегии;
    основы или критерии интерпретации, определяющие и направляющие способы восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Именно  разработка и использование этой модели в анализе межличностного общения помогла наиболее полно  сблизить и навести мосты между  информационным и интеракциональный подходами к изучению проблемы общения.
Интеракциональный подходы. Были развиты главным образом в 60 - 70-е годы В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерении участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу.
Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес  больше направлен на организацию  поведения. Теоретические основания  этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения  во множестве жизненных условий  и обстоятельств (в различных  социальных контекстах); поведение  является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных  или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция  ситуационного подхода в социальной психологии); положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский  инструментарий и концептуальный аппарат  такие фундаментальные понятия  как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
В рамках интеракционального подхода был разработан ряд теоретических моделей, пытающихся объяснить главный вопрос — какими способами/путями структурируются и управляются ситуации социального присутствия при помощи средств поведения.
Условно можно выделить пять наиболее важных моделей.
Лингвистическая модель, предложенная в начале 60-х годов (Р. Бёдвистел, 1970) для невербального общения. Одно из основных положений модели — несмотря на многообразие взаимодействий, все они образуются и комбинируются из одного и того же ограниченного репертуара или набора, состоящего из 50-60 элементарных движений и поз тела человека. Делается предположение, что следующие друг за другом поведенческие акты, сформированные из элементарных единиц, организуются таким образом, каким организуется последовательность звуков как элементарных единиц языка в словах, предложениях и фразах.
Модель  социального навыка (М. Аргайл, А, Кендон, 1967). Эта модель опирается на положение о том, что межличностные трансакции (коммуникационные акты), подобно другим видам социальных умений и навыков (например, вождение автомобиля, танцы, игра в карты и т. п.), иерархично организуются и формируются посредством серии простых, целенаправленных, но часто пробных и допускающих двоякое толкование шагов, т. е. высказывается идея научения общению в самом общении.
Равновесная модель (М. Apгайл, Дж. Дин, 1965). Модель опирается на положение о том, что взаимодействующие участники всегда стремятся поддержать определенный общий баланс различных форм своего поведения в связи с присутствием и активностью других лиц в ситуации, Т. е. любое изменение в использовании поведения типа X обычно всегда компенсируется соответствующими изменениями в использовании поведения типа У и наоборот (например, диалог—монолог, сочетание вопросов и ответов).
Программная модель социального взаимодействия (А. Шефлен, 1968). В этой модели постулируется, что общая структура межличностной встречи или ситуации взаимодействия (и синхронная, и диахронная) порождается благодаря действию, по крайней мере, трех видов программ: первый вид программы имеет дело с простой координацией движений; второй — контролирует изменение видов активности индивидов в ситуации, когда возникают помехи или неопределенности; третья программа модифицирует сами процедуры изменений, то есть управляет комплексной задачей мета общения.
Эти программы интернализуются или  усваиваются индивидами по мере научения функционированию в качестве полноценных членов конкретной группы, сообщества и культуры; а также позволяют организовывать разнородный поведенческий материал в осмысленные и подходящие взаимообмены. Именно содержательный контекст конкретной ситуации, конкретная задача и конкретная социальная организация «запускают» действие конкретной программы.
Системная модель (А. Кендон, 1977) рассматривает взаимодействие как конфигурацию систем поведения, каждая из которых управляет отдельным аспектом межличностной трансакции. До настоящего времени идентифицированы и проанализированы две такие системы; первая — это система поведения, управляющая обменом речевых высказываний; вторая — это система поведения, управляющая главным образом использованием пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут.
Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».
Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого иди нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
Рассмотрим  этот подход подробнее. В историческом аспекте (информационный и интеракциональный подходы) изучение общения и межличностных взаимоотношений считались двумя различными сторонами исследований. С развитием реляционного подхода укрепилась тенденция к интеграции этих сфер исследования: делать акцент на изучение таких параметров процесса общения, которые характеризуют отношения между людьми в «реальных» видах человеческих взаимоотношений. Основная посылка состоит в том, что любой акт общения - это акт участия во взаимоотношениях.
С этой точки зрения можно считать, что взаимоотношения не существуют как отдельные реальные сущности в каком-либо смысле; скорее их природа  выводится из потока взаимообменов  между индивидами, являющимися частью их взаимоотношений. Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения  — это «нечто», что существует между и вне индивидов; то есть взаимоотношения существуют на над  индивидуальном или «трансактном»  уровне. Главная позиция нового подхода  состоит в следующем: природа  взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и  пространстве.
Три направления теоретических исследований оказались инструментальными и  способствовали появлению реляционной  теории коммуникаций: а) кибернетика и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид - взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания.
Наиболее  интересные и важные исследования, проведенные на основе реляционного подхода, были осуществлены в области  психопатологии (Г. Бэйтсон и др., 1956; Р. Д. Лэйнг, 1959). В частности, была предложена реляционная объяснительная модель общения больного шизофренией.
По  утверждению самих сторонников  подхода, реляционная теория общения  находится на начальной стадии своего развития, несмотря на длительный период существования с момента зарождения (Р. Харре, Р. Ламб (ред.), 1983), Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к  изучению общения, взаимодействия и  поведения, которые до сих пор  были известны социальным и поведенческим  наукам.
Ее  методологический потенциал и сила заключаются в том, что она  заменяет аристотелевский принцип  картины мира на «системный подход».

Общение: структура, функции, основные понятия

   
Под структурой объекта в науке понимается порядок совокупности устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность  как явления при внешних и  внутренних изменениях.
В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса изданный момент позволяет  выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения (Г. М Андреева, 1988; Б. Ф.Ломов, 1981), выступающих  общеметодологическим ориентиром организации  исследований. К структуре общения  можно подойти по-разному, как  через выделение уровней анализа  явления, так и через перечисление его основных функции. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов, 1984)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.