На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Распад СССР и ее влияние на международную обстановку

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ РАСПАДА  СССР…………………………………….5
1.1. Влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад….5
1.2. Изменение общественно-политической атмосферы после смерти И.В. Сталина…………………………………………………………………………….7
1.3. Социально-экономические и политические факторы, осложнившие развитие страны………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАСПАДА  СССР – АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ………………………………………………………………………15
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА  СССР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ОБСТАНОВКУ……………………………………..21
3.1. Экономические последствия……………………………………………….21
3.2. Политические последствия…………………………………………………22
3.3. Международные  последствия распада СССР……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...31 
 

 

ВВЕДЕНИЕ
       В конце XX века с политической карты мира исчезла крупнейшая империя – Советский Союз, что обернулось подлинной драмой для ее народов. Распад СССР – уход с международной арены мощнейшей политической доминанты вызвал широкий общественный резонанс.
       С середины 80-х и особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом  в СССР, стали происходить серьезные  изменения. Эти изменения затронули  все стороны социально-экономической  и особенно политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели  серьезные последствия для России и всех республик, входивших в  Советский Союз. Вместе с тем политические события, проходившие в советском  союзе и в его республиках, отразились и на процессе мировой  политической истории. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все  вопросы, которые в этой связи  возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все  эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для  глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего  и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что  в настоящий момент трудно найти  человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи  с реформами М.С. Горбачева. Учитывая вышесказанное, следует считать  тему данной курсовой работы «Распад СССР и его влияние на международную обстановку» актуальной.
       Цель  работы: изучить причины, развитие и последствия распада СССР.
       Объект  исследования – СССР и входящие в нее страны.
       Предмет исследования – распад СССР.
       Задачи  работы:
       - выделить предпосылки экономического  и политического распада СССР;
       - рассмотреть влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад;
       - проанализировать основные этапы  изменения общественно-политической атмосферы после смерти И.В.Сталина;
       - дать характеристику распада  СССР;
       - обобщить различные оценки данных  событий отечественными и зарубежными  авторами.
       Методы  исследования:
       - анализ литературы по данной  проблеме;
       - изучение документов и материалов  по проблеме;
       - анализ и обобщение различных  точек зрения по проблеме.
       Материал  работы представлен во введении, трех главах и заключении и списка использованной литературы.
       Практическая  значимость работы обусловлена наличием документов, цитат из различных источников. Работа может быть использована в  качестве справочного материала, материалов для подготовки уроков по данной теме студентами и преподавателями школ и колледжей. 
 
 
 

 

ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ РАСПАДА  СССР
1.1. Влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад
       Выявление факторов, приведших к распаду  Советского Союза, следует начать с  периода становления Советской  власти.
       Октябрьская социалистическая революция разрушила  существовавшую систему власти. Новые  властные структуры создавались  с большим трудом. Старые государственные  чиновники отказывались служить  новой власти, и большевики вынуждены были привлекать к управлению неподготовленных работников из числа рабочих и крестьян, нередко совсем неграмотных. В результате резко снизился качественный уровень управления. Становление Советской власти на местах шло одновременно с большевизацией Советов.
       В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК РКП(б) была создана комиссия для подготовки к пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был назначен И.В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. В комиссию также вошли В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе, Х.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и представители национальных республик – по одному от каждой. И.В. Сталиным был подготовлен проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. ВЦИК и СНК РСФСР становились, по резолюции И.В. Сталина, высшими органами государственной власти, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР1.
       Проект  И.В. Сталина был одобрен ЦК КП Азербайджана и Армении. Центральный Комитет Коммунистической партии Грузии выступал против, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично – хозяйственной деятельности.
       Ознакомившись с материалами комиссии, В.И. Ленин пишет для членов Политбюро письмо «Об образовании СССР», в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и «вместе и наравне с ними» войти в новый союз.
       Таким образом, в период создания СССР теория самоопределения наций легла  в основу конституционно-правовых норм государства, а национальный вопрос был перенесен в сферу государственного строительства. Уже в этот период партия столкнулась с серьезными проблемами, порожденными теорией самоопределения: политические лидеры малых народов стали разыгрывать национальную карту, с целью получить большие привилегии. Однако централизация государства по линии партии позволила частично снять эту проблему.
       В ходе борьбы за решение этой проблемы победила идея создания Союза Советских  Социалистических Республик. 30 декабря  1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).
       Агония  и крах Советского Союза – это  не чьи-то персональные просчеты или  злая воля, это влияние принципов, далеких от признания суверенных прав учредивших его республик.
       Итак, в результате острой политической борьбы за власть в СССР к концу 1920-х годов утвердились авторитарные методы руководства, осложненные культом личности И.В. Сталина. В стране была создана антидемократическая однопартийная жестко централизованная и в значительной мере милитаризованная общественно-политическая система, целью которой внутри страны была модернизация, проводившаяся экстенсивными методами, а во внешней политике – поддержка революционных движений, где бы они не возникали. Трагедией страны стало то, что после смерти В.И. Ленина, ВКП(б) переродилась, в ней победило правоцентристское крыло. Интересы этого крыла все дальше расходились с интересами пролетариата. Правое крыло партии стало выражать интересы капиталистического уклада, результатом чего стало проведение политической реформы (изменение структуры власти) через конституционную реформу. Оставив все социалистические термины, название Советской власти в этой Конституции СССР 1936 г., изменили ее сущность и способ формирования власти – в Конституцию ввели всеобщее избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, льготы и привилегии депутатам. Трудящиеся, в силу своей доверчивости, в эйфории действительных успехов Советской власти, просмотрели перерождение ленинской партии, захват власти партийной номенклатурой и реставрацию основ буржуазного общества.
       Политическая  реформа 1936 г. породила противостояние между новой властью и трудящимися, которые осуществили революцию, верили в Советскую власть и традиционно требовали от нее защиты своих интересов. Однако новая власть пошла на разрешение этих противоречий путем массовых репрессий. В результате реформы, в СССР начал формироваться класс партийно-хозяйственной номенклатуры. Эти тенденции были несколько замедлены в период Великой Отечественной Войны и восстановления разрушенного хозяйства, но с 60-х годов получили новое ускорение, которое завершилось перестройкой. 

1.2. Изменение общественно-политической атмосферы после смерти И.В. Сталина
       Нараставший кризис в руководстве КПСС разрешился 5 марта 1953 г. смертью И.В. Сталина. Вождь умер, и 6 марта в газете «Правда» было опубликовано правительственное сообщение об этом событии. Не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не стало хуже» формировали главную психологическую установку тех дней. Она не определяла состояние общественной атмосферы и на более длительный период – пока люди выходили из психологического шока, вызванного смертью вождя.
       Период  с марта по август 1953 г. называют «смутным временем» послесталинского Советского Союза. «В последние часы его жизни в стране были произведены изменения, сопоставимые с государственным переворотом». Предварительное распределение должностей осуществили Г.М. Маленков и Л.П. Берия. Это произошло 4 марта, когда стало ясно, что вождь смертельно болен. Перестановки в высшем партийном руководстве по Уставу КПСС являлись незаконными. Их целью было восстановление позиций узкого круга лиц, считавшихся сталинскими сподвижниками. Уже 6 марта избранный XIX съездом партии Президиум ЦК был сокращен до 10 членов и 4 кандидатов. Первое место в сложившейся иерархии занял Г.М. Маленков, который получил пост Председателя Совета Министров. Одновременно он возглавил и секретариат ЦК. В Совмине у Г.М.Маленкова оказалось 4 заместителя: Л.П. Берия, вновь ставший первым человеком в объединенном МВД и МГБ; В.М. Молотов, вернувшийся на должность министра иностранных дел, Н.А.Булганин – министр обороны СССР, а также Л.М. Каганович. Единственным, кто не получил первоначально никакого государственного поста, стал Н.С. Хрущев. Однако он оказался вторым по значимости лицом в секретариате Центрального Комитета2.
       Вскоре  после похорон И.В. Сталина новое руководство приняло ряд шагов, направленных на ликвидацию злоупотреблений прошлых лет. Уже 27 марта 1953 г. по предложению Л.П. Берии Верховным Советом СССР была объявлена амнистия для заключенных, чей срок не превышал 5 лет. Из мест лишения свободы подлежало освобождению свыше 1 млн. человек, но амнистия практически не коснулась политзаключенных, чьи роки были значительно выше. 3 апреля, по инициативе нового министра внутренних дел, Президиум ЦК КПСС принял решение о реабилитации лиц, проходивших по «делу о врачах-вредителях».
       Как прагматик, Л.П. Берия понимал необходимость перемен во внутренней и внешней политике. Он готов был отказаться от идеологических крайностей, пойти на некоторые шаги по реформированию тоталитарного режима, склонялся к более реалистичному курсу по отношению к странам Восточной Европы. Но партийная и государственная верхушка опасалась за свое будущее в случае захвата Л.П. Берией власти в стране. Н.С. Хрущеву удалось организовать заговор против Л.П. Берии, привлечь на свою сторону членов Политбюро и группу военачальников во главе с маршалом Г.К. Жуковым. 26 июня 1953 г. на заседании Президиума ВС СССР в Кремле Л.П. Берия был арестован. Он был обвинен в антипартийной и антигосударственной деятельности, шпионаже. 23 декабря 1953 г. на закрытом судебном процессе Л.П. Берия был приговорен к смертной казни.
       В новом руководстве постепенно усилились  позиции Н.С. Хрущева и в сентябре 1953 г. на пленуме ЦК КПСС он был избран Первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии. Н.С. Хрущев предпринял попытку модернизировать партийно-государственную систему, ограничить привилегии партийного аппарата, улучшить материальное положение и условия жизни населения, сделать общество более открытым. На XX (1956 г.) и XXII (1961 г.) съездах КПСС выступил с резкой критикой культа личности и деятельности И.В. Сталина. Однако, сохранение в стране тоталитарного режима, подавление инакомыслия (расстрел рабочей демонстрации в городе Новочеркасске в 1962 году), произвол в отношении интеллигенции, вмешательство в дела других государств (вооруженная интервенция в Венгрии, 1956 г. и др.), обострение военного противостояния с Западом (Берлинский – 1961 г., Карибский – 1962 г., кризисы), а также политическое прожектерство (призывы «догнать и перегнать Америку!», обещания построить коммунизм к 1980 г.) делали политику Н.С. Хрущева непоследовательной. Недовольство государственного и партийного аппарата привело к смещению Н.С. Хрущева 14 октября 1964 г. со всех занимаемых постов.  

1.3. Социально-экономические и политические факторы, осложнившие развитие страны
       В 1964 г. к власти в стране пришло консервативное крыло партийной элиты во главе с Л.И. Брежневым, которое взяло курс на свертывание реформ в экономике и в общественной жизни. Л.И. Брежнев, в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии, своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (А.Н. Шелепина, Н.В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю.В. Андропова, Н.А. Щелокова, К.У. Черненко, С.К. Цвигуна). Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающей ей власть, стабильность и широкие привилегии. Возникшее в 60-х гг. диссидентское движение, стало быстро развиваться. В центре этого движения была борьба за гражданские права человека, за демократизацию общества, за ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.
       С середины 70-х гг. стали проявляться  симптомы кризисных явлений в экономике: замедление развития научно-технического прогресса; моральный износ оборудования в ведущих отраслях промышленности; отставание инфраструктурных отраслей от основного производства; наметился ресурсный кризис, выражавшийся в перемещении добычи природных ресурсов в труднодоступные районы, в удорожании добываемого сырья для промышленности, в дефиците материальных ресурсов. Все это негативно отражалось на основных экономических показателях народного хозяйства страны. С каждой пятилеткой среднегодовые темпы их роста снижались, соотношение прироста национального дохода и прироста основных фондов ухудшалось. С 1960 по 1985 гг. основные фонды выросли в семь раз, а произведенный национальный доход – лишь в четыре раза3.
       Все это свидетельствовало о том, что экономика страны развивалась  экстенсивным путем, то есть объем дополнительной продукции и прирост национального  дохода достигались за счет вовлечения в производство природных и трудовых ресурсов, роста основных фондов. Причиной этого была амбициозная внешняя  политика руководящих кругов страны, для чего требовался сверхмощный  военный потенциал, который создавался военно-промышленным комплексом (ВПК). Для развития и содержания ВПК  были необходимы огромные материальные и финансовые ресурсы. Эти ресурсы  можно было получить лишь за счет других отраслей народного хозяйства и низкой заработной платы трудящихся, что, в свою очередь, обеспечивалось жесткой административной планово-распределительной системой управления страной и ее экономикой, строгим лимитированием материальных и финансовых ресурсов. Чтобы обеспечить быстрое получение этих ресурсов, подчеркну, что преимущество отдавалось экстенсивным методам ведения хозяйства, что сдерживало развитие научно-технического прогресса. Технологическое отставание СССР препятствовало быстрому налаживанию выпуска нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. В течение долгого периода времени работа советской промышленности оценивалась главным образом по количественным показателям. «Отставание в развитии и использовании вычислительной техники, - констатировал впоследствии академик Н.Н. Моисеев, - было на самом деле симптомом, точным индикатором абсолютно смертельной болезни».
       Причиной  негативных явлений в экономике  были также волюнтаризм и низкий профессионализм руководителей высшего и среднего звеньев управления. Проводимая руководством страны кадровая политика была направлена на незыблемость партийной системы подготовки и продвижения руководящих кадров. Специалисты и руководители могли самореализоваться будучи членами Коммунистической партии и работая в партийных, советских, комсомольских и профсоюзных органах. Непререкаемость авторитетов партийных и иных руководителей любого уровня, их нетерпимость к критике вели к тому, что в номенклатуру нередко включались лица, не обладающие многими качествами, необходимыми для руководителей. Таким образом, с каждым поколением интеллектуальный и профессиональный потенциал руководителей партийных и советских органов, предприятий и организаций в стране снижался. Социально-экономические последствия такого развития страны выразились в снижении трудовой и технологической дисциплины, экономической ответственности работников за результаты труда, убытки и потери, в уменьшении темпов роста производительности труда, объемов продукции и национального дохода.
       Итак, отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская  система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики, а экономический кризис, разразившийся в стране в конце 80-х – начале 90х гг. и приведший к распаду СССР, был обусловлен многолетней неэффективной экономической политикой, проводимой руководством страны. Это привело к экономическому истощению государства, к дискредитации социалистического способа производства и всей мировой социалистической системы.
       Созданный ценой огромных усилий и за счет постоянного недофинансирования других отраслей хозяйства военный потенциал  СССР обеспечивал его оборонную  мощь. Но этот же потенциал поощрял амбициозную внешнюю политику руководства страны, в результате которой были постоянные международная напряженность и гонка вооружений, хотя именно в этот период было немало сделано для достижения политической разрядки: были заключены советско-американские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан в 1979 г. и другими агрессивными акциями СССР, что способствовало подрыву международного авторитета СССР, отрицательному психологическому климату внутри страны.
       В 60 – 70 е гг. одним из крупных источников финансовых ресурсов государства были поступления от внешнеэкономической  деятельности. В основном это были доходы от продажи сырьевых ресурсов, главным образом, нефти. В этот период страна получила более 150 млрд. долларов. Эти средства направлялись на закупку оборудования для предприятий, на строительство гражданских и военных объектов, на закупку продовольствия и товаров широкого потребления. Эти средства позволяли дотировать продукцию многих предприятий и тем самым фактически население, которое покупало продукты питания, медикаменты, пользовалось услугами жилищного хозяйства и городского транспорта по ценам ниже их себестоимости. Средства, вырученные от продажи природных ресурсов, были существенным источником формирования общественных фондов потребления, которые позволяли обеспечить бесплатное образование, культуру, здравоохранение.
       Однако  к началу 80-х гг. стали возникать  трудности в получении таких  средств. В основе этого лежал  ряд причин. Стало труднее поддерживать прежний уровень добычи нефти. Иссякали старые нефтепромыслы. Ухудшились геологические  условия добычи нефти. Изменилась и конъюнктура международного нефтяного рынка. Все шире в хозяйстве внедрялись энергосберегающие технологии. Это влекло снижение потребности в энергоносителях. На нефтяном рынке усилилась борьба нефтедобывающих стран. Цена на нефть снижалась. Кроме того, содержание ВПК, поддержание прежнего уровня развития социальной сферы требовали все больших бюджетных ассигнований. Источником их были внешние займы и золотой запас страны, который снизился с 2050 тонн в 1953 г. до 340 тонн в 1996 г.
       Все эти факторы заставляли руководство  страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это выразилось в попытках расширения хозрасчета, установления прямых экономических связей между предприятиями, введения арендных отношений и др. Структурная перестройка промышленности должна была произойти на основе конверсии ВПК, но из-за отсутствия в бюджете необходимых средств на капитальные вложения и противодействия оборонных предприятий, не желавших производить гражданскую продукцию, конверсия проводилась в ограниченных масштабах.
       Свой  вклад в создание экономических  трудностей для Советского Союза  внесли страны, входящие в НАТО. Многолетнее  противостояние двух военно-политических блоков показало, что успех в холодной войне мог быть достигнут лишь на экономическом поле битвы. Для  достижения такого успеха аналитиками  западных стран выявлялись слабые места  в экономике СССР, а правительствами  стран НАТО проводились мероприятия, целью которых было ослабление советской  экономики. Для этого организовывались широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступления в Советский Союз иностранной конвертируемой валюты. Введение США запрета на приобретение СССР новой промышленной продукции и новых технологий, рост вооружения стран НАТО, повышение их технического уровня и стоимости обострили ресурсный и технологический кризис СССР, вызвали необходимость увеличения им собственных научных исследований. Все это вело к дальнейшему ухудшению экономической обстановки Советского Союза.  

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАСПАДА  СССР – АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ
       В начале 80-х гг. все без исключения слои общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы4.
       Смерть  Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. и приход к власти Ю.В. Андропова побудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Но этим надеждам не суждено было сбыться. За короткий период правления Ю.В. Андропов сделал попытку реформировать политическую верхушку общества, провести кадровую революцию, т.е. придать эффективность бюрократической системе без существенных структурных изменений. Были отстранены от власти наиболее одиозные личности, намечены и частично осуществлены экономические преобразования. Одновременно укреплялись позиции официальной идеологии государства. Оппозиция и диссидентское движение были разгромлены КГБ и фактически прекратили существование. Все это не вывело страну из кризисного состояния.
       Смерть  Ю.В. Андропова в феврале 1984 г. приостановила реализацию программы намеченных изменений в жизни советского общества, а сменивший Ю.В. Андропова на посту генерального секретаря ЦК КПСС К.У. Черненко, обозначил возвращение к эпохе застоя в области экономики, идеологии и общественной жизни.
       С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. В стране был начат процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы. Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. По сути это означало, что осуществлялся вариант рефомирования экономики, когда при регулирующей роли государства должна была происходить приватизация части собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.
       Вообще, перестройка была призвана, прежде всего, интенсифицировать погрязшую  в застое страну, но у М.С. Горбачева не было четкого и системного плана реформирования страны, и тяжелыми оказались последствия многих действий (антиалкогольная компания, обмен денег, ускорение и др.). Связанная с именем М.С. Горбачева внешняя политика «нового мышления» способствовала коренному изменению международной обстановки (прекращение холодной войны и войны в Афганистане, ослабление ядерной угрозы, «бархатные» революции в странах Восточной Европы, объединение Германии). Однако непоследовательная внутренняя политика, прежде всего хаотичные экономические реформы, привели к углублению кризиса во всех сферах общества и как следствие к резкому снижению уровня жизни.
       Развивающийся экономический кризис сопровождался  ухудшением политической обстановки в  стране. Отмечая неспособность центрального правительства улучшить экономическое  положение, руководство союзных  республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации  управления, в предоставлении еще  больших прав регионам решать на местах экономические и социальные проблемы. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.
       Все это заставило правительство  СССР дать указание о разработке методических подходов к решению вопроса о  т.н. региональном хозрасчете, когда  объем национального дохода, оставляемый  в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. Но этот вопрос не был решен: шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат на содержание ВПК, поэтому у государства не имелось возможностей для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; в стране действовала искаженная система цен, когда цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены; налоговая система и порядок взимания налогов искажали показатели вклада республик в экономику государства.
       Данные  факторы нашли отражение в  борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения экономические неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств, занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.