Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эвтаназия как преступление против жизни в российском уголовном законодательстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия  параллельного образования

Кафедра «Гражданское право и процесс»

 
 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     Дисциплина: «Уголовное право».
     Тема: «Эвтаназия как преступление против жизни в российском уголовном законодательстве». 

       

      Выполнила студентка группы Ю-41а:
                                                                                                    Позднякова К.О.
      Проверил:
                                                                                                      Литвинов А.А. 

Тамбов 2011г.
     ПЛАН:
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие, способы, история и аспекты (этический, правовой, медицинский, религиозный) эвтаназии
1.1 Понятие  и способы эвтаназии……………………………………………..…7
1.2 Историческое  развитие идей об эвтаназии………………………………...11
1.3 Аспекты  эвтаназии…………………………………………………….…….13
Глава 2. Правовое регулирование  эвтаназии в России
2.1 Правовое  регулирование проблемы эвтаназии  в России………………….20
2.2 Путаница в законодательстве………………………………………….……20
2.3 Необходимость выделения эвтаназии в самостоятельный состав менее опасного вида убийства………………………………………………………....23
2.4 Судебная практика и статистика………………………………..…………..27
Заключение……………………………………………………………….…31
Список  использованной литературы…………………………..…33 
 
 
 
 
 
 

«Из всех преступлений самое  тяжкое – это бессердечие»
     Конфуций
     ВВЕДЕНИЕ
     Среди множества современных проблем  существуют такие, которые стремительно перестают быть личными и превращаются в социальные и общенародные. Это  в полной мере относится к эвтаназии. Явление эвтаназии, безусловно, можно  назвать одной из «болевых точек» общественно-правового сознания населения. В связи с признанием жизни  человека главной ценностью современной  цивилизации и произошедших достижений в области научно-технического прогресса, проблема эвтаназии приобрела качественно  иное звучание. Ценность человеческой жизни по отношению ко всем правовым и нравственным реалиям возводит любую общественно-правовую проблему (например, допустимость смертной казни, абортов, клонирования человека), в  том или ином аспекте затрагивающую  право на жизнь, в ранг общечеловеческих, глобальных проблем. Каждая историческая эпоха предлагает для нее свое видение и решение. Современность  особенно усложнила и актуализировала  ее.
     Проблему  эвтаназии со всей ответственностью можно назвать одной из самых  спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, религиозно-этических  и юридических проблем современности. Разворачивается драматическая  борьба среди юристов, философов, медиков, социологов, политологов, богословов. Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное  существование, возражают другие. Основным аргументом в этой борьбе выступают  правовые запреты и дозволения.
     Проблема  эвтаназии находится на стыке  ряда общественных наук. Именно поэтому  при ее изучении весьма важен системный  подход. Суть его в исследовании и понимании эвтаназии заключается  в рассмотрении этого явления  не просто как способа разрешения противоречий, но, прежде всего, как  самостоятельного системного явления, являющегося подчиненной частью общей системы человеческих отношений. При этом следует понимать, что  системный подход сам по себе не служит решением проблемы непосредственно, но является средством постановки новой  проблемы.
     Тема  курсовой работы относится к числу мало изученных, о чем говорит недостаточное количество специальных монографических исследований, полно и объективно отражающих, в целом, правовой и, в частности, уголовно-правовой аспект эвтаназии. Тем не менее, существует большой массив литературы, так или иначе затрагивающей данную проблематику, носящий фрагментарный, публицистический характер, раскрывающий лишь отдельные аспекты проблемы, что в свою очередь затрудняет либо делает абсолютно невозможным использование полученных выводов в правовой сфере. Кроме того, проблема эвтаназии на монографическом уровне до настоящего времени рассматривалась преимущественно в рамках биоэтики и философии. Для сложившихся подходов к проблеме характерен унитарный взгляд на эвтаназию, которая в настоящее время рассматривается не как совокупность разнородных общественных отношений, а как единое неделимое понятие.
     Все привлеченные в процессе исследования работы целесообразно разделить  на 2 основные группы. 1 Группа – «понятие, способы, история и аспекты (этический, правовой, медицинский, религиозный) эвтаназии», 2 группа – «правовое регулирование эвтаназии в России».
     Анализ  имеющейся литературы показывает отсутствие комплексных исследований проблемы эвтаназии, что также свидетельствует  об актуальности темы, избранной для  исследования.
     Объект  исследования – совокупность общественных отношений, связанных с совершением  акта эвтаназии.
     Предмет исследования – сложившиеся научные  подходы, правовые идеи и концепции; нормы отечественного и зарубежного  права, относящиеся к проблеме эвтаназии, а также практика их реализации.
     Цель  исследования состоит в том, чтобы  на основе комплексного системного анализа  нормативных правовых актов и  практики их применения исследовать  исторический опыт правового регулирования  эвтаназии, выявить его общие  закономерности и определить возможность  использования в современных  условиях.
     Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
     - рассмотреть исторический аспект  явления эвтаназии;
     - изучить теоретические основы  определения эвтаназии; 
     - выявить и проанализировать формы  эвтаназии; 
     - исследовать нормативные правовые  акты, содержащие нормы об эвтаназии  в международном и российском  законодательстве;
     - изучить медико-биологические предпосылки  эвтаназии; 
     - исследовать и проанализировать  основы морально-нравственной ответственности  за эвтаназию;
     - рассмотреть основы религиозной  ответственности за эвтаназию; 
     - исследовать эвтаназию как разновидность  убийства;
     - сформулировать уголовно-правовую  характеристику убийства по просьбе  потерпевшего;
     Межотраслевой характер исследования обуславливает  выбор наиболее приоритетных подходов в изучении проблемы эвтаназии. Методологическую основу исследования составляют общенаучный  диалектический метод познания, общенаучные  методы анализа и синтеза, а также  специальные методы: системно-структурный, формально-юридический, ретроспективный  и др. Особое значение имели методы историко-правовой науки: сравнительно-исторический и др.
     Структура работы определяется логикой проведенного исследования, его целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
 

      1. Понятие, способы, история и аспекты (моральный, правовой, медицинский, религиозный) эвтаназии
     1.1 Понятие и способы эвтаназии
     Не  вызывает сомнение, что важное значение для анализа любого правового  явления имеет его точное определение. Научные споры по поводу эвтаназии  актуализируют обращение к этимологии данного термина и его различным  толкованиям.
     Известно, что термин «эвтаназия» составной  и образован путем соединения двух греческих слов: прилагательного  «ev» – т.е. благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». Этот термин введен в научный оборот в ХVI веке английским философом Ф.Бэконом в сочинении «О достоинстве и приумножении наук».
     В настоящее время, в отечественной  и зарубежной юридической литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина «эвтаназия». В результате терминологической  путаницы искусственно создается ситуация, при которой современные понятия  об эвтаназии описывают не одну, а несколько реальностей, подчас не совпадающих друг с другом. В  медицинской, философской и правовой литературе эвтаназия толкуется  по-разному: «безболезненный, щадящий  и избавляющий от страданий необратимый  исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с  целью прекращения страданий»; «сознательное  действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым  и безболезненным путем с целью  прекращения страданий».1 Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющим эвтаназию. Представляется, что таким субъектом может быть только медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра). Если же соответствующие действия (бездействие) совершают иные лица, например родственники больного, то эти случаи следует рассматривать не с позиции эвтаназии, а с позиции более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение смерти путём асисстируемого суицида (самоубийство, осуществляемое с помощью другого лица). Говоря об эвтаназии, как уголовно-правовом деянии, крайне важно проводить различие между философским, медицинским определением эвтаназии и правовым. Поскольку в первом случае мы скорее имеем дело с внутренним смыслом эвтаназии, во втором с ее процедурой, а в третьем с установлением ответственности за данное деяние. Нам скорее видится, что в уголовно-правовом смысле под эвтаназией следует понимать умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий.
     Такое понимание эвтаназии имеет свои преимущества, позволяющие: выделить систему  уголовно-правовых признаков эвтаназии; ставить вопрос о выделении нового самостоятельного состава преступления – убийства, совершенного по просьбе  потерпевшего; провести грань между  предлагаемым составом и другими  смежными составами преступлений, в  том числе и убийством, ответственность  за которое предусмотрена ст. 105 УК РФ.
     Несомненно, что именно проблемы ответственности  являются ключевыми для понимания  данного явления с позиции  права.
     Комплексный характер эвтаназии как социально-правового  явления обусловливает наличие  различных форм данного деяния, в  совокупности которых проявляется  ее сущностный характер и содержание. В качестве основного критерия для  классификации форм эвтаназии следует  принять характер действий, направленных на умышленное умерщвление больного. С учетом данного критерия, эвтаназия  может осуществляться в двух формах: активной и пассивной. При этом не является активной эвтаназией: 1) так  называемое убийство из «милосердия» - когда врач, не руководствуясь просьбой безнадежно больного (как правило, это  больные, находящиеся в коме или  ином тяжелом состоянии при котором  они лишены возможности выразить свою просьбу или дать согласие на причинение им смерти), видя его мучительные  страдания, которые обязательно  в скором времени приведут к смерти и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего  препарата, в результате чего наступает  смертельный исход); 2) «самоубийство, ассистируемое врачом» - когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью. Например, дает таблетки, после приема определенного  количества которых наступает смерть. При этом решающие действия совершает  пациент самостоятельно.
     В первом случае отсутствует просьба  пациента на причинение ему смерти; во втором, согласие имеется, но действия врача ограничиваются содействием (помощью) в самоубийстве, так как  он лишь предоставляет средство, позволяющее  больному покончить жизнь самоубийством.
     Материальные  предпосылки, при наличии которых  деяние может быть отнесено к активной эвтаназии, следующие:
    действие совершено умышленно;
    установлена «инкурабельность» (неизлечимость) пациента, т.е. последний должен быть безнадежно больным человеком с предполагаемым летальным исходом;
    продолжительность применения методов и средств лечения;
    наличие у больного невыносимых физических страданий;
    отсутствие эффективных мер к облегчению страданий больного;
    обязательное наличие добровольной просьбы больного об эвтаназии.
     Критерии, при наличии которых деяние может  быть отнесено к пассивной эвтаназии:
    бездействие медицинского работника или иного лица; наличие у больного неизлечимого заболевания с предполагаемым летальным исходом;
    продолжительность применения методов и средств лечения;
    невозможность нормальной жизнедеятельности без специальной медицинской аппаратуры;
    наличие у больного невыносимых физических страданий;
    обязательное наличие добровольной просьбы больного об эвтаназии.
     Те, кто высказываются в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной  со стороны врача.2
     Об  эвтаназии не идет речь, когда стараются  облегчить страдания больного, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые  лишь косвенным образом могут  ускорить физиологический процесс  умирания. В этом случае у совершающего данное деяние лица нет умысла на лишение  жизни, он не ставит перед собой цели «помочь умереть» пациенту, но пытается уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть не провоцируется  преднамеренно, но является возможным  последствием обезболивающей терапии.
     Кроме того, эвтаназии нет в случае прекращения  реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым. Когда  можно с полной уверенность сказать, что аппарат поддерживает лишь внешнюю  видимость жизни, выраженную дыханием и кровообращением, в то время  как в действительности человек  мертв, не чувствует боли, ведь источник его жизнедеятельности — мозг, уже умер. Этот вид «легкой смерти»  не является убийством, но и не является эвтаназией. Не усматривается эвтаназия  и в ситуации, если больному неизлечимой  болезнью, которая естественным образом  приводит к смертельному исходу в  краткий срок, в случае, когда  всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь  в невыносимых условиях, «дают  спокойно умереть». Таким образом, понятие  эвтаназии носит крайне противоречивый характер. С точки зрения права, эвтаназия  – это умышленное причинение смерти неизлечимому больному, осуществленное по его просьбе медицинским работником, а также иным лицом по мотиву сострадания  к больному и с целью избавления его от невыносимых физических страданий. 

     1.2 Историческое развитие идей об  эвтаназии 

     Стоит раскрыть процесс формирования и  становления феномена эвтаназии. Эвтаназия, как социально-правовое явление, имеет  глубокие исторические корни. Однако только к концу ХIХ века эвтаназию выделили в качестве объекта научного исследования оформив тем самым учение об эвтаназии в самостоятельное научное направление. В развитии идей эвтаназии в истории учений о праве и государстве можно выделить три этапа, каждому из которого характерны свои традиции в вопросе об отношении к такому способу ухода из жизни.
     Первый  этап включает политико-правовые учения Древнего мира (Платон, Аристотель, Сократ и др.), в которых эвтаназия  рассматривалась как благо и  неизбежность в определенных случаях. В научной мысли доминировало воззрение о том, что жизнь  человека принадлежит обществу. А  поскольку человек - не самоценность, то он не может свободно распоряжаться  собой. Личной свободы в ее экзистенциальном смысле античность не знала. Обезличивание  индивида, отношение к человеку как  бесправной части целого обусловливало  и отношение к эвтаназии как  к акту, не приносящему вреда обществу. Господствовала эра «предписываемого»  самоубийства. Второй этап связан с  развитием политико-правовой мысли  в средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения  привело к отрицательному отношению  к идеям эвтаназии большинства  мыслителей (Святой Августин, Фома Аквинский  и др.). С укоренением христианства отношение к добровольной смерти начало претерпевать кардинальные изменения  – от нетерпимого и осуждаемого  церковью до отражения ее противоправности в общегражданских установлениях. Третий начинается в Новое время  и связан с нарастанием плюрализма мнений в отношении эвтаназии, появлением новой аргументации в пользу ее легализации, и продолжается в Новейшее время. В Новое время начинает набирать силу и утверждаться идея о том, что  жизнь человека – это личный выбор  каждого. Происходит не только освобождение мышления от давления религиозных догм, но и формируется новое представление  о самой природе человека. Великие  мыслители этого времени, такие  как М. Монтень, Д. Юм, Д. Бэкон, Т. Гоббс, А. Шопенгауэр, отстаивали идею о том, что право на добровольную смерть является таким же естественным, как  и право на жизнь, на собственность  и т.д. В Новейшее время большое  влияние на развитие западной философской  мысли стали оказывать такие  философы, как К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю и др. Положено начало правовому  осмыслению проблем эвтаназии, направленному  на совершенствование правового  регулирования. Основные составляющие идей этого этапа сводятся к тому, что эвтаназия, с одной стороны, не приносит вреда обществу, более  того, ее криминализация, порождаемая  латентным характером, нарушает конституционное  право граждан на распоряжение собственной  жизнью. С другой стороны – убийство, какими бы побуждениями оно ни было продиктовано остается убийством, и  лицо, его совершившее, должно нести  уголовную ответственность за содеянное. Любые действия, направленные на прекращение  другой жизни, должны расцениваться  как противоправные и уголовно-наказуемые. Таким образом, можно выделить три  этапа развития политико-правовой мысли  в отношении эвтаназии. Для Древнего Мира эвтаназия – благо, ибо человек  не самоценность; Средневековье характеризуется  непринятием эвтаназии вследствие господства религиозных взглядов; в  Новое время эвтаназия – это, скорее, личный выбор каждого. 

     1.3 Аспекты эвтаназии 

     Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназия, включает в себя целый  комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, этический, юридический и религиозный.
     Этический аспект:
     Защитники идеи "хорошей смерти", считают, что жизнь не должна превращаться в застенок, и терзать неизлечимо больных людей изнуряющими процедурами, капельницами и т.д. только ради того, чтобы констатировать их естественную смерть, куда более неэтично, чем  помочь им безболезненно уйти из жизни. В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов  поддерживает методы пассивной эвтаназии  и отвергает любую возможность  применения активной. Однако есть и  прямо противоположное мнение. Наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 г., где сказано: «…Намеренное прекращение  жизни одного человеческого существа другим – милосердное убийство –  противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации». Дж. Рейгелс считает, что если больной  в сознании, понимает, что его  дни сочтены, не может более терпеть  физических страданий, и просит врача  ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания  больного могут на это время усилиться. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна.
     Большинство учёных с ним не согласны, и прежде всего потому, что это противоречит принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни  побуждает бороться за неё даже вопреки  объективным медицинским законам  и в самых безнадёжных ситуациях (причём медицинская практика богата случаями исцеления самых безнадёжных  больных).
     Именно  сильные боли и являются обычно причиной просьбы больного ускорить наступление  смерти, а потому она является вынужденной  и неискренней. Врач должен противостоять  им с помощью богатого выбора обезболивающих средств, которыми сегодня располагает  медицина, а не идти на поводу у больного. Другое дело, когда, например, человек  длительное время находится в  состоянии комы и его сознание уже потеряно безвозвратно, а современные  медицинские технологии позволяют  проводить жизнеподдерживающее  лечение сколь угодно долго.
     Многие  учёные опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определённым психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств  диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким  больным. Реанимационная помощь им требует  не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения  и ухода может провоцировать  требования тяжелобольного ускорить смертельный  исход, что позволит врачу полностью  прекратить всякое лечение и уход за ним. И в этом ещё одна из причин необходимости правового регулирования  данного вопроса. Более общим  явилось мнение, что эвтаназия  с моральной точки зрения допустима  только в исключительных случаях, но в таких случаях следует её узаконить.
     Юридический аспект:
     Еще в Древнем Риме в случаях согласия потерпевшего на причинение ему вреда  причинитель такого вреда оставался  безнаказанным в публичном порядке. В последующих законодательных  актах западных государств, а также  в законодательстве Древней Руси не было положений касательно согласия потерпевшего (в Салической правде, Русской правде, Судебниках Руси). Однако есть основания полагать, что уже  средневековыми юристами (XVI – XVII в.) этот вопрос (применительно к убийствам) вновь был поднят. Тем не менее, в источниках права Древней и Московской Руси согласие и даже просьба потерпевшего не рассматривались как обстоятельства, влиявшие на квалификацию убийства и назначение наказания за содеянное.
     Девятнадцатое столетие положило начало дискуссии  по поводу вопроса об убийстве из сострадания, о влиянии согласия потерпевшего на квалификацию убийства. На диссертационном  уровне исследованием влияния согласия потерпевшего на квалификацию убийства впервые занялся Р. Пферсдорф, за ним – К. Иости. Первая монография, посвященная этой проблеме написана – К. Кеслером в 1884 г. В 1895 г. Адольф Йост опубликовал работу «Право на смерть», а в 1908 г. вышла в свет работа Курта  Хиллера «Право на самого себя». В  начале ХХ столетия в Германии юрист  К. Биндинг и психиатр А. Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так  называемых "неполноценных" жизней.
     Такая чудовищная интерпретация понятия "эвтаназия" получила позже широкое  распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Начав  с одобрения эвтаназии как  привилегии для неизличимо больных  арийцев, в сентябре 1939 года Гитлер подписал секретный указ, согласно которому эвтаназии следовало подвергуть все "формы жизни, которые недостойны жизни". Вопрос о "недостойности" в каждом случае решался врачебной "тройкой". В результате в течение 2 лет было уничтожено по разным источникам от 100 000 человек до 275 000. Программа  была формально закрыта после  того, как 3 августа 1941 года епископ  Клеменс фон Гален в своей  проповеди назвал нацистскую эвтаназийную программу "чистейшим убийством". Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти  действия как преступления против человечества. Вследствие этого, идея любой эвтаназии  была очень серьезно скомпрометирована  немецкими национал- социалистами. С тех пор один из главных аргументов противников эвтаназии - возможность  злоупотреблений, вплоть до уничтожения  всех недееспособных.
     Медицинский аспект:
     Умерщвление страдающего человека по его просьбе  эмоционально кажется оправданным. Как с позиций медицинской  этики, так и по закону человек - хозяин своего тела. Значит, теперь речь пойдет только о том, что он обращается к  врачу с последним распоряжением  о своем теле. Почему же тогда  врачи отказываются от эвтаназии? Дело не только в законе РФ, ее запрещающем. Тут возникают проблемы для врача.
       Аргументы медиков, противников  эвтаназии, основываются на врачебной  практике. Во-первых, медицине известны  факты "самопроизвольного излечения"  о рака. И хотя такие случаи  редки, исключать их возможность  в каждой индивидуальной ситуации  нельзя. Во-вторых, практика военных  врачей свидетельствует о способности  человека приспособляться к жизни,  несмотря на инвалидность (ампутация  ног, рук). Адаптация и новое  качество жизни, как правило,  приводило большинство из них  к негативной оценке своих  прежних просьб к врачам об  ускорении их смерти. В-третьих,  принятие смерти как "вида" медицинского лечения (боли, страдания)  может оказаться мощным препятствием  на пути развития самого медицинского  знания, которое постоянно стимулируется  "борьбой со смертью".
     Врач  изначально - спаситель жизни. Умерщвление  противоречит этой роли. Если мы даже признаем за больным право распоряжаться  своей жизнью, то это не значит, что  врач обязан выполнить его волю. Вопрос об эвтаназии – один из сложных  вопросов врачебной нравственности, профессиональной морали. Поэтому на просьбы родителей, основанные на человеческих чувствах, жалости, желании сократить  мучения безнадежно больного врач обязан отвечать отказом, так как подобные просьбы не правомерны и с юридической  точки зрения.
     Но  врачи тоже люди, им тоже не чуждо  чувство сострадания. Естественно, и среди врачей есть те, кто оправдывает  эвтаназию, как способ избавления от мучений. По мнению заведующего кафедрой фармакологии ММА им. И. И. Сеченова проф. А. Кудрина3, «лишение больного жизни с целью помочь прекратить мучения вполне обосновано и даже необходимо, если: заболевание делает больного недееспособным и причиняет страдания ему и окружающим; консилиум врачей выносит заключение, что данное заболевание смертельно, вылечить его невозможно; в письменном заявлении главному врачу сам больной просит применить эвтаназию; близкие и родственники согласны с его решением».
     В России действует Этический кодекс российского врача (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994), ст. 14 которого гласит: «эвтаназия, как акт преднамеренного лишения  жизни пациента по его просьбе, или  по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме  пассивной эвтаназии. Под пассивной  эвтаназией понимается прекращение  лечебных действий у постели умирающего больного. Врач обязан облегчить страдания  умирающего всеми доступными и легальными способами».
     Религиозный аспект:
     Библейское "не убий" неразрывно связано с  отрицательным отношением христианства к самоубийству. Церковь говорит  от обреченности самоубийцы на вечную гибель, отказывает им в погребении по христианскому обряду. Жесткость  христианского отношения к самоубийству вообще, и к эвтаназии в частности, связана с жизнеобеспечивающими основаниями социального бытия  человека. Отметим, что Русская Православная Церковь (РПЦ) в лице Церковно-общественного  совета по биомедицинской этике недвусмысленно выразила свое отношении к этому  явлению. В заявлении совета "О  современных тенденциях легализации  эвтаназии" говорится: "Православные священнослужители, ученые, врачи считают  недопустимым реализацию любых попыток  эвтаназии, как действия по намеренному  умерщвлению безнадежно больных  людей". В социальной доктрине РПЦ, принятой в августе 2000 г., эвтаназия  определяется исключительно как  особая форма убийства или самоубийства, либо сочетание того и другого. Таким  образом, неоднозначность понятия  эвтаназии закономерно содержит комплекс взаимосвязанных аспектов (этический, медицинский, правовой, религиозный), которые невозможно рассматривать  по отдельности. Каждый из аспектов наполнен полярными мнениями. Возможно, все  это и сказывается на невозможности  принять однозначное решение  по вопросу эвтаназии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.