На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная деятельность и источники ее финансирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Курсовая  работа
на тему:
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ 
 
 
 
 

 

Содержание.
Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические  основы инновационной деятельности………………….......5
   1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
   1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
   1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация  инновационной деятельности………………………………..20
   2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
   2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
   2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список  использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38
 

Введение
     В настоящее время Россия находится  в условиях жесткой конкуренции  с западными промышленниками, страховщиками, торговцами, банкирами и едва ли способна производить продукт или оказывать услуги на общемировом уровне. Это приводит к поискам новых путей развития бизнеса, к ускоренной модернизации, государственным субсидиям и пр. методам стимулирования развития отечественной экономики.
     Тема  инновационной деятельности и источников ее финансирования выбрана в силу своей актуальности. На сегодняшний день никому уже не нужно доказывать, что наиболее целесообразно развивать предприятия интенсивным, а не экстенсивным путем, т.е. используя передовые технологии или занимаясь их разработкой.  Хорошая научная база, быстрое внедрение инноваций поможет России превратиться из экспортера сырья в экспортера еще и качественных промышленных товаров.
     Курсовая  работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
     Цель  работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях. А задачи – рассмотреть, что такое инновации и инновационная деятельность на теоретическом уровне, т.е. дать определение, классификацию и раскрыть сущность, привести, при помощи каких источников эта деятельность финансируется, на практическом же уровне  - проанализировать мировой и отечественный опыт инновационной деятельности, а также проблем законодательства и рассмотрение перспектив.
     При написании курсовой работы использовался различный материал. В связи с отсутствием федерального закона использовался предложенный на рассмотрение законопроект "Об инновационной деятельности в Российской Федерации", т.к. большинство его положений распространяется на регулирование и поддержку инновационной деятельности в настоящее время.
Учебники, откуда брался теоретический материал, периодические издания для получения  актуальной информации и интернет-ресурсы: международные статистические сайты, интернет-периодика, новостные ленты и интервью.
     Таким образом, курсовая работа представляет собой комплексный анализ понятий  инновации и инновационная деятельность, их проблем и перспектив.
 

      1. Теоретические  основы инновационной деятельности
      . Виды инноваций, их экономическая сущность
     Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
       Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера1. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
      В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
     В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
     Инновация может быть рассмотрена как в  динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
     Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
     Следовательно,   научно-технические   инновации  должны2:
    обладать новизной;
    удовлетворять рыночному спросу;
    приносить прибыль производителю.
     Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что  вполне объяснимо.  Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
     Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

       Современные компании воспринимают инновации как  средство увеличения прибыли и завоевания более широкого  сегмента рынка. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения  конкурентоспособности в мире.

                  Инновации создают стоимость  и материальные богатства, опираясь                   на некую форму изменений (в  любой области – технологии,                   материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики),  формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой  производительности и прибыли.

      Производственные  организации, в свою очередь, также  пришли к пониманию необходимости  осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций
                 Именно инновации объясняют причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно выше во второй, а не первой половине XX в.    Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.
          Для получения более высокой  отдачи от инновационной деятельности  осуществляется классификация нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.
     Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих признаков.
    По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.
    Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.
     Стратегическая формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.
      По предмету и сфере приложения инноваций происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования товара, возможность реализации инноваций на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).
     По степени новизны инноваций выделяют:
-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного технического решения, не имеющего аналога;
-улучшающие - новые товары или технологические  процессы, разработанные на основе  использования достижений научно-технического  процесса и обеспечивающие совершенные  технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;
-модификационные  - нововведения, расширяющие эксплуатационные  возможности товара или технологического  процесса.
    По характеру удовлетворения потребностей инновационные группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся на рынке новые потребности.
    По масштабам распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.
    Несмотря на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.
      Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации.3 Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.
    Детальная и оригинальная типология инноваций дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").
- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют  крупнейшие изобретения и становятся  основой революционных переворотов  в технике, формирования новых  ее направлений, создания новых  отраслей. Такие инновации требуют  длительного времени и крупных  затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;
- крупные  инновации (на базе аналогичного  ранга изобретений) - формируют новые  поколения техники в рамках  данного направления. Они реализуются в более короткий срок и с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;
- средние  инновации реализуют такого же  уровня изобретения и служат  базой для создания новых моделей и модификаций данного поколения техники, заменяющих устаревшие модели более эффективными либо расширяющих сферу применения этого поколения;
- мелкие  инновации - улучшают отдельные  производственные или потребительские  параметры выпускаемых моделей техники на основе использования мелких изобретений, что способствует либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.
     М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в зависимости от степени использования в них научных знаний и широкого применения:
1) основанные  на использовании фундаментальных  научных знаний и широко применяющиеся  в различных сферах общественной  деятельности (например, ЭВМ и др.);
2) также  использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область применения (например, измерительные приборы для химического производства);
3) разработанные  с использованием уже существующих  технических знаний новшества  с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя  для сыпучих материалов);
4) входящие  в комбинации различных типов  знаний в одном продукте;
5) использующие  один продукт в различных областях;
6) технически  сложные новшества, появившиеся  как побочный результат крупной  исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная на основе исследований, проводившихся в рамках космической программы);
7) использующие  уже известную технику или  методы в новой области.4
    Обобщенная классификация инноваций по признакам приведена в приложении 1.
       Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что различные виды инноваций тесно взаимосвязаны между собой.
    Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений. Удачно подобранная инновационная стратегия играет едва ли не решающую роль в успешной деятельности предприятия, является залогом увеличения объем производства и, как следствие, прибыли, поэтому целесообразно следующий параграф посвятить значению инноваций для предприятия. 

    1.2. Роль инноваций  в развитии предприятия
    Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).
    Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
    И все же, как ни важны внепроизводственные  аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
    Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.
    Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
    Указанные составляющие конкурентоспособности  являются много-факторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления.
    По  существу, основа современной "философии  успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.
    Для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жизненного цикла товара". Стратегия производства в зависимости от стадии жизненного цикла товара показана на рис. 2.5
    Одновременная работа с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
    фирма-новатор, занимающаяся прежде всего вопросами нововведений;
    инжиниринговая фирма, разрабатывающая оригинальные модификации товара и его дизайн;
    узкоспециализированный изготовитель — чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
    производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
    Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. И если речь идет не о фундаментальных разработках в области технологии, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то это вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. 
    Рис.1. Стратегия производства в области  конкурентоспособности 
    в зависимости от стадии жизненного цикла  товара 

    Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами, находящимися на конкретных стадиях жизненного цикла, порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара на рынке.
    Согласно  закону о конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции (услуг) и снижения их удельной цены, отражающей отношение цены товара к его полезному эффекту. В условиях конкуренции никто никого не заставляет повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. В результате постоянно идет процесс "вымывания" с рынка некачественной продукции.
    Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
    В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.6 На самом деле конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара, побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. Но сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, поскольку именно оно является реальным двигателем процесса.
    Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.7
    Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант.
    Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.
    Наконец, инновация означает изменения в  экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
    Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такую  структуру и такой настрой, которые  способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
    Основной  организационный принцип для  инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
    Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии — уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Как отмечает П. Друкер, существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расширять, модернизировать производство.
    Предпринимательская и инновационная деятельность не обязательно должна проводиться на постоянной основе, тем более в малых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна.
    Прибыль от реализации инновационного проекта  существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в пяти-десятикратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными.8
    Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха. Однако на практике практически каждое предприятие (особенно в России и в нынешних условиях) может столкнуться с проблемой нехватки средств, чтобы обеспечить исследования и последующее внедрение их результатов. В такой ситуации необходимы дополнительные источники финансирования, которые будут рассмотрены в следующем параграфе. 

1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников
     Важным  элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной  деятельности, является финансирование. Его необходимость чаще всего обусловлена недостатком собственных средств у предприятия или прямой заинтересованностью в результатах деятельности государства или инвесторов. В современных условиях российской экономики финансирование инноваций является, пожалуй, основным условием самой возможности инновационной деятельности, потому что, к сожалению, на данный момент в основном исследованиями занимаются предприятия государственного сектора, в силу нехватки средств у частного, по этой же причине и бизнесмены обращаются за финансовой помощью к внешним источникам. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.