На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономическая роль государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

Институт  управления и предпринимательства  в социальной сфере
Кафедра политической экономии 
 
 
 
 

     Реферат 

     на  тему:
     «Экономическая роль государства» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Баранова А.А.
студентка 1 курса
очной формы  обучения
группы  МСС 1-1
Цыгляева  А.А. 
 
 

                                                           Проверила: к. э. н., ст. преп.
                                                                          Быковская Е.Н. 
 
 
 
 

     Москва 
     2011 

План  работы:

Введение.

3

   
1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики. 5
   
2. Цели  и границы государственного воздействия на экономику. 10
   
3. Рыночные  формы и средства государственного  регулирования внутренних и внешних  условий экономического роста. 13
   
4. Обзор  позиций различных школ. 18
   

5. Функции государства в экономике.

21

   
Заключение. 24
   
Список  литературы. 26
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Введение 

Экономическая роль государства является  актуальной темой на сегодняшний день.
Самым важным субъектом, конечно, является государство. Ему  принадлежит немалая часть общественного  богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д. 

Проблема государственного вмешательства в экономику является,  основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная.
    Цели  исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.
    В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
    - Исследовать  возникновение и основные исторические  этапы государственного регулирования экономики
    - определить  объекты, цели, функции и цели государственного                  регулирования экономики;
       - Рассмотреть позиции различных  школ
    - Рассмотреть  функции государства в экономике
    - Обозначить  цели и границы государственного  воздействия на экономику
     
    Методы исследования:
    -обработка,  анализ  научных источников;
    -анализ  научной литературы, учебников и  пособий по исследуемой проблеме
    Объект  исследования – механизм государственного регулирования  в экономике.
    Предмет исследования – экономическая роль государства.
    При написании работы широко использовались ряд учебных пособий по экономике; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики
 
      Прежде  всего, необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:
      Государственное регулирование экономики  представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения  других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.
      Государственное регулирование экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса общества, охватывающего длительный период. В этой связи живой интерес вызывает генезис этого регулирования, важнейшие экономические теории и взгляды, обосновывающие его формы, методы и программы, социально-экономические последствия и эффективность. Без такого исторического подхода нельзя представить себе в полной мере государственное регулирование современной экономики и перспективы его развития.
      Еще задолго до начала формирования в  XV веке государства в его нынешнем виде государственные власти устанавливали законы и правила хозяйственной деятельности.
      В XV — XVII веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражавших интересы купеческого капитала.
      Идеи  меркантилистов, которые превыше  всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Следует заметить, что учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной протекционистской политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVIII веке. Показательно, что взгляды англичанина Т.Мена и других меркантилистов нашли отражение в трудах крупнейшего экономиста современности Дж.М.Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования экономики, в попытках многих современных правительств по применению протекционистских мер, а также по сдерживанию экспорта сырья и стимулированию экспорта готовой продукции, чтобы увеличить экспорт и валютную выручку, обеспечить положительный баланс внешней торговли.
      Плодотворность  и живучесть идей меркантилизма не означает, однако, их абсолютной монополии в экономической теории и практике. В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным вмешательством, связанными с ним ограничениями и феодальными пережитками, рассматривая все это как тормоз в своей деятельности. Пришедшие на смену меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономии А.Смита, особенно в его знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужный для общества товар. А.Смит считал, что экономика будет функционировать тем эффективнее, чем слабее будет ее государственное регулирование.1 Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную объективную основу, поскольку в этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.
      А.Смит имел многочисленных последователей, относящихся к субъективному неоклассическому направлению политической экономии, которое возникло в 70-х годах XIX века. Его основатели — известные экономисты: К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бём-Баверк, У.Джевонс, Л.Вальрас, В.Парето, Дж.Б.Кларк и А.Маршалл. Они пытались определить оптимальный режим работы хозяйственных единиц при свободной конкуренции, условия экономического равновесия рыночной системы. При этом исходили из того, что свободная конкуренция и адекватное ей ценообразование обеспечивают равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением, а всякое государственное вмешательство нарушает равновесие. Государству неоклассики отводили лишь роль традиционного «ночного сторожа», охраняющего свободу рынка, и «дорожного регулировщика », который должен вмешиваться в случае экстремальных ситуаций.
      Однако  экономическая практика уже в  XIX веке выявила и в XX веке убедительно подтвердила, что рыночный механизм  не свободен от недостатков и противоречий, не обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующаяся рыночная система далеко не всегда дает правильное и эффективное решение коренной проблемы: «что», «как», «для кого» производить, чтобы удовлетворять потребности общества и его членов. Ведь рынок может быть не только объединяющим, организующим и созидающим фактором, но и стихийным и разрушительным. Достаточно отметить, что заложенная в рыночном механизме тенденция к установлению экономического равновесия прокладывает себе дорогу стихийно, через его нарушение и неосуществление. Это вызывает потери общественного труда, поскольку производители, не зная потребностей и спроса, производят товар на мало известный рынок. В данных условиях стихийные колебания цен, инфляция, циклический характер воспроизводства, включающий фазу кризиса, разоряют многих производителей, увеличивая безработицу и нищету.
      Рыночный  механизм, ориентированный на максимизацию прибыли, не может в полной мере решать многие экономические и социальные задачи (защита внешней среды, развитие фундаментальной науки, непроизводственной инфраструктуры, культуры и образования, здравоохранения и др.), а также задачи управления на макроуровне и обороны страны.
      Рыночный  механизм, взятый сам по себе, безразличен  к проблеме социальной справедливости и равенства, что приводит к дифференциации доходов, социальной незащищенности людей, чревато конфликтами. Свойственная для рынка тенденция к концентрации производства и монополизму подрывает свободную конкуренцию, необходимую для осуществления регулирующей функции рынка. Все это дало повод заговорить о фактическом «фиаско» рынка. Профессор А.Я.Лившиц подчеркивает: «Рыночная экономика не имеет врожденного иммунитета против трех тяжелых болезней — монополизма, инфляции и спадов деловой активности»2.
      Существенные  недостатки рыночного механизма  требуют государственного регулирования экономики. Ставка лишь на рыночную самонастройку может нанести большой вред экономическому и социальному развитию общества, поставить под вопрос само существование системы. Это ярко проявилось в мировых экономических кризисах 1929— 1933 гг., 1937—1938 гг. и др., когда казалось бы процветающая экономика развитых стран была отброшена на многие годы назад. Тяжелые и разрушительные кризисы натолкнули людей на понимание того, что рыночный механизм развития экономики далеко не идеален и нуждается в серьезных мерах государственного регулирования.
      В XX веке вопрос о роли и функциях государства в экономической жизни общества стал центральным. Серьезное теоретическое обоснование данных проблем содержится в трудах выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса, прежде всего в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Кейнсианские идеи, получившие название «кеинсианской революции», совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждение о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. Он показал, что государство может, используя налоговую и кредитно-финансовую политику, воздействовать на психологию хозяйствующего субъекта, склонного к сбережению, и стимулировать эффективный совокупный спрос общества, чтобы через него регулировать в нужном направлении рынок и ускорять экономический рост, повышать уровень занятости населения и его благосостояние.3
      Кейнсианские  методы воздействия на совокупный спрос, составляющего становой хребет данной теории, были направлены на сглаживание циклических колебаний рыночной конъюнктуры и обеспечение целевых параметров так называемого магического четырехугольника, все стороны которого (устойчивые темпы экономического роста, низкая безработица, стабильные цены, равновесие торгового и платежного балансов в течение цикла) тесно взаимосвязаны. Именно на достижение эффективного совокупного спроса, обеспечивающего реализацию указанных выше целей и получение высоких прибылей, должно направлять свое регулирующее воздействие государство. Идеи Кейнса получили свое воплощение в новом крупном разделе современной теории — макроэкономике, изучающей национальную экономику как единое агрегированное целое, в разработке инструментария и методики макроэкономического анализа.
      В свете кейнсианских идей президентом США Франклином Д.Рузвельтом была осуществлена экономическая политика в период «великой депрессии» 1929—1933 гг., получившая название «новый курс». Эта политика в качестве центрального звена включала усиление роли государства в экономике, известный рост ее огосударствления. Речь идет о проведении активной экономической государственной политики, стабилизации экономики и преодолении отрицательных последствий рецессии (спада) производства; расширении государственных социальных программ, ликвидации массовой безработицы; оздоровлении финансов и денежного обращения, в частности, о централизации банков, контроле над ценами и расширении кредита, запрещении вывоза золота, увеличении налогового обложения и др. Все это способствовало формированию эффективного совокупного спроса со стороны граждан и государства, т.е. создание условий для реализации кейнсианского принципа бескризисного и динамичного развития экономики. Следует заметить, что и в послевоенные годы (вплоть до середины 70-х годов) многие страны с рыночной экономикой руководствовались положениями кеинсианской теории при выработке антикризисных мер, для восстановления разрушенного войной хозяйства, конверсии военной экономики и стимулирования роста ее гражданских отраслей.
      Однако  уже во второй половине 70-х годов против Кейнса вслед за известным австрийским экономистом Фридрихом Хайеком выступили сторонники современных неоклассических доктрин. Сторонники этих теорий, являющиеся антиподами кейнсианства, возрождают идею классиков о том, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным государственное вмешательство. Поэтому, считают они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а наоборот, порождают диспропорции и ухудшают экономическую конъюнктуру, поскольку препятствуют действию стихийных «выравнивающих» механизмов конкуренции и ценообразования.4
      Главный упор современные неоклассики, особенно монетаристы, делают, в отличие от кейнсианцев, не на принцип эффективного совокупного спроса, а на принцип предложения, на отмену государственного регламентирования и регулирования предпринимательской деятельности. Они выступают за снижение налогов с предпринимателей, создание других благоприятных финансовых условий для прибыльного предпринимательства (снижение бюджетного дефицита, либерализацию ценообразования, ограничение денежной эмиссии), а также за уменьшение денежных расходов на гражданские и социальные нужды, в частности, за отмену минимальных гарантированных ставок заработной платы. Преувеличивая роль денег, монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования.
      Идеи  монетаризма нашли свое отражение  в новом экономическом курсе, проводимом в 80—90-е годы в ряде стран. Наиболее последовательно это проявилось в «тэтчеризме» (Англия) и «рейганомике» (США), в Чили, Израиле, а также в России и других постсоциалистических странах в ходе экономических реформ.
      Вывод. Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования. Кейнсианские идеи, получившие название «кеинсианской революции», совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждение о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Цели и границы  государственного  воздействия на  экономику 

      Государственное воздействие на экономику, необходимость  которого очевидна, представляет собой  целевую систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера. Среди иерархии целей этого воздействия ведущая роль принадлежит генеральной цели. Последняя включает такие коренные несущие звенья развития общества, как обеспечение интенсивного экономического роста, экономической и социальной стабильности, укрепление существующего общественного строя, международного положения страны. От этой генеральной цели распространяется дерево опосредующих конкретных целей, подчиненных генеральной, но без реализации которых генеральная цель не может быть достигнута.
      В дереве целей государственного регулирования экономики все цели взаимозависимы и субординированы, являясь первичными, вторичными, третичными, производными и перенесенными и т.п. Причем положение отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики может претерпевать изменения в зависимости от новых условий, экономических, политических и социальных задач. Так, например, при кризисе первичной целью становятся антикризисные меры, стабилизация экономики и экономический рост. При этом другие цели передвигаются на второй план, как бы подчиняются ей. Или при дефиците платежного баланса и растущей внешней задолженности, сокращении золотовалютных резервов в качестве приоритетной выступает такая цель, как оздоровление платежного баланса, реализации которой служат другие цели — привлечение отечественных и зарубежных инвесторов для интенсификации производства и повышения его эффективности, обеспечения большей конкурентоспособности на мировом рынке.
      Цели  государственного регулирования экономики  тесно связаны с его субъектами и объектами. К субъектам относятся носители экономических интересов (классы, социальные группы), выразители их интересов (предприниматели, партии, профсоюзы и др.) и исполнители (органы всех ветвей государственной власти, государственные учреждения, различные общественные организации и др.). Объекты - это экономический цикл, народнохозяйственная структура, условия накопления и потребления, цены и денежное обращение, занятость населения, платежный и торговый баланс, условия конкуренции, НИОКР, социальные отношения, подготовка и переподготовка кадров, окружающая среда, внешнеэкономические связи и др.
      Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ на макро-, мезо-, микроуровнях.
      Во-первых, государство разрабатывает и  утверждает правовые основы нормального развития рыночной экономики, законодательно определяет "правила игры" предприятий, организаций и физических лиц на рынке.
      Во-вторых, государство способствует стабильному  экономическому росту на макроуровне, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы. Важная функция государства состоит в исправлении просчетов и недостатков, чтобы перераспределить ресурсы и сгладить цикличность и диспропорции в экономике, повысить ее эффективность.
      В-третьих, государство содействует преодолению  недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить необходимое социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.) Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.
      В-четвертых, государство осуществляет меры, которые  не могут быть осуществимы (или эффективно выполнены) силами рынка частного капитала. Сюда относятся меры по производству так называемых общественных товаров, укреплению обороны, совершенствованию управления на макроуровне, развитию фундаментальной науки, выполнению космических программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры в городе и деревне.
      В-пятых, государство поощряет потребление  полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и др.).
      В-шестых, государство осуществляет регулирование  внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.
      Рассмотренные выше экономические функции государства, конкретизирующие его экономическую роль, относятся к такому типу экономики, в которой развитые рыночные отношения дополняются государственным регулированием процесса воспроизводства. В данном случае границы рыночного регулирования являются весьма широкими. Другое дело - такая экономика, где имеет место централизованное государственное планирование и регулирование с отдельными элементами рынка. Здесь границы рыночного регулирования значительно уже, причем доминируют административно-приказные методы управления, директивное установление воспроизводственных пропорций, прямое управление предприятиями из центра, осуществляется полный контроль государства за производством, распределением и сбытом продукции.
      Современная Россия находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это прежде всего диктуется самой спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы, когда командно-административные методы управления потеряли силу, а косвенные регулирующие экономические методы находятся в стадии становления. Положение сильно осложняется экономическим кризисом, тем, что не решены многие актуальные социальные проблемы. Кстати, история знает много примеров того, когда в переломные периоды роль государства в экономике возрастала и изменялась. Взять хотя бы жесткие законы и активную экономическую политику Петра I в конце XVII — начале XVIII веков, когда, по образному выражению А.С.Пушкина, император "уздой железной Россию поднял на дыбы"5.
      Следует заметить, что не нужно абсолютизировать необходимость государственного вмешательства в экономику, допускать шаблонный подход к его границам и методам. Ведь истина всегда конкретна. И в каждом отдельном случае это надо решать с учетом всего комплекса условий и возможностей, социально-экономических последствий. Так, например, положительное влияние на экономику оказало как усиление государственного вмешательства в России при председателе Совета Министров С.Ю.Витте и в США при президенте Рузвельте в период кризиса 1929—1933 гг., так и сокращение сферы данного воздействия в результате приватизации государственной собственности при премьер-министре М. Тэтчер в Англии. Однако есть и такие примеры, когда приватизация, проведенная без должной подготовки и квалификации кадров, нанесла экономике большой вред, вызвала массовое разорение предприятий и уменьшение ВВП, рост безработицы.
      Вывод. Поскольку эффективное решение проблем, связанных с государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования и высокой квалификации исполнителей, то самое простое и правильное решение состоит в том, что вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста 

      В механизме государственного регулирования экономики важное место принадлежит средствам. Данные средства, разграничение между которыми условно, можно подразделись на две основные группы: административные и экономические. Все эти средства в практике государственного регулирования экономики обычно существуют как в чистом виде, так и в совокупности, особенно при государственном экономическом программировании, использовании средств государственного сектора. Поэтому принципиальное значение приобретает правильный выбор тех или иных средств в соответствии с целями и социально-экономическими условиями, объектами и субъектами, эффективностью применения.
      Важнейшим экономическим средством государственного регулирования являются бюджетные инструменты. Ведь через государственный бюджет и внебюджетные фонды перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта стран с развитой экономикой.
      Государственный бюджет, представляющий собой годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, должен выполнять три основные функции:
      а) фискальную функцию, осуществляющую формирование финансовой базы деятельности государства;
      б) регулирующую функцию, включающую использование в целях регулирования экономики налогов и других инструментов;
      в) социальную функцию, означающую перераспределение ВВП для проведения государственной социальной политики.
      Бюджетная политика государства должна строиться  на сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, обеспечении сбалансирования бюджета, чтобы не только покрыть расходы доходами, но и образовать остаток средств, сократить государственный и внешний долги.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.