Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Специфика русской философской мысли

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Специфика русской философской  мысли 
Русская философия  насчитывает тысячу лет своего существования, десять веков - от десятого до двадцатого.
"Лицом к  лицу лица не увидать, \ Большое  видится на расстояньи"... Эти  слова поэта как нельзя более  точно передают наше восприятие духовной культуры этого исторического отрезка времени, в том числе и философии.
Большая часть  территории нашей страны заселена позднее, чем регионы мира, в которых  сложились главные центры древней  мировой культуры и цивилизации. На историческую арену народы России в своем подавляющем большинстве вышли позднее народов, обосновавшихся в этих центрах или вблизи них, причем вышли они в разное время и оказались на неодинаковых уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. Подавляющее большинство современных российских народов – исторически молодо по сравнению не только с такими странами, как Индия или Китай, но и с наиболее крупными западноевропейскими народами.
В силу своего запоздалого  исторического старта и своей  исторической молодости в эпоху, хронологически совпадающую с европейским средневековьем, народы нашей страны оказались весьма специфически связанными с тогдашними центрами мировой культуры и цивилизации, причем с разными центрами.
В силу реальной совместной жизни в рамках одного государства между различными народами нашей страны начали складываться как политико-экономические, так и культурные, в том числе идейно-философские, связи, начался процесс взаимодействия и взаимовлияния философских культур, образовалось общее поле встреч разных культур и цивилизаций, встреч частью дружественных, частью конфликтных, полемических, но затрагивавших общие проблемы, в том числе проблемы философии.
Каковы же черты  национального своеобразия русской  философской мысли? Интерес к обществу и человеку в нем органически присущ русской философии, более того, самой сущности народного мироощущения. Эта первооснова, далеко не всегда рационально осознаваемая и тем более формулируемая, нашла свое отражение в том, что в русской философии, во всяком случае в лучших ее творческих, а не школярских, не эпигонских образцах, не получили широкого развития ни абстрактно-логические построения, ни индивидуализм.
О развитии русской  социально-философской мысли лучше  всего могут сказать сами ее творцы.
Ценнейшее свидетельство - статья С. Франка "Сущность и ведущие  мотивы русской философии", напечатанная впервые в Германии в 1925 году. Изгнанный  незадолго до этого из родной страны, Франк оставался русским мыслителем. Его до конца дней волновали судьбы русской философской мысли, он стремился раскрыть западному читателю совершенно не известную тому область духовной культуры - русскую философскую мысль, опровергнуть ложное мнение, будто философия в России - это копия классических философских систем: шеллингианства, гегельянства, кантианства...
Конечно, идеи немецких и других западноевропейских философов  были распространены в России. Но все  же оригинальная, самобытная философия  существовала в России, и ее высшее достижение относится ко второй половине XIX - началу XX века. Франк совершенно справедливо подчеркивает, что нельзя сводить философию лишь к науке, к научно-систематическому исследованию. Истина, замечает он, может быть постигнута совершенно необязательно в "логических связях и благообразной систематичности". Русская философия, по Франку, это "сверхнаучное интуитивное учение и мировоззрение". Поэтому русская философия - это и художественная литература, пронизанная глубоким философским восприятием жизни (Достоевский, Толстой, Тютчев, Гоголь), это и свободно написанная статья, посвященная философской теме, связанная, как отмечает
Франк, с "новой  проблемой исторической, политической и литературной жизни". Тем самым  утверждается место и социально-философской  мысли. Франк прямо говорил: "Философия  истории и социальная философия... - вот главные темы русской философии".
Самое значительное и оригинальное, созданное русскими мыслителям, говорит он, относится  к этой области.
Очень важной отличительной  чертой русской философии является выдвижение нравственной оценки людей, их деяний, а также событий, в том числе социальных и политических, на первый план. Все эти черты действительно выражают национальное своеобразие русской философии, при условии, что ее развитие не противостоит общим чертам философской мысли других народов и сама русская философия не возвышается искусственно, как самая "высшая" и "глубокая".
Для русских  мыслителей характерно то, что кроме  понятия "истина", которое есть во всех языках, они пользуются и  таким непереводимым словом, как "правда". Это, по Франку, слово ключевое. В нем тайна и смысл национальной русской философии. Русский мыслитель - от простого богомольца до Достоевского, Толстого и Соловьева - всегда ищет правду. Ведь правда - это не только истина, теоретически верный образ мира. Правда - это нравственные основания жизни, это духовная сущность бытия. Правду ищут не ради абстрактного познания, а ради того, чтобы "преобразить мир, очиститься и спастись".
Поиски правды-истины определяли и формы, в которые  отличалась русская философская  мысль. Это всегда спор, диалог. В них и рождалась правда-истина. Действительно, нестяжатели и масоны, материалисты, Пушкин и Чаадаев, славянофилы и западники, марксисты и народники - спорам не было конца в русской социально- философской мысли.
Философская мысль  в России начала зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Киевский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, обосновывающую «включенность русской» земли в общемировой процесс торжества божественного света.
Своеобразной  практической философией отличается «Поучение» князя Владимира Мономаха (начало XII столетия). Это один из немногих текстов, где дан этический кодекс поведения  мирян. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается «добрыми делами»: «покаянием», «Слезами», «милостыней». Особенностью практической философии Мономаха является слабая расчлененность «этики», «экономики» и «политики», отражающая пронизанность древнерусской культуры традициями родового быта. Максимы личного поведения оказываются одновременно и политическими принципами. Основы «домостроя» во многом определяют этику лица в зависимости от позиции в семье.
Главным итогом развития древнерусской философской мысли оказалась выработка принципиально новых, в сравнении с дохристианскими, представлениями о мире, как о творении бога, о человеческой истории, как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней, о человеке как о двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. Это обеспечило возможность восприятия в период перехода от культуры древнерусской к русской средневековой новых тенденций.
В XIV веке сильное  влияние на русскую мысль оказал исихизм (от греч. безмолвие) – религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолвной («умной») молитвы, учение о взаимодействии бога и мира и целостную концепцию человека. Следуя традиции Псевдо-Дионисия Ареопагита, исихасты отрицали возможность познания божественной сущности. Но они различали «сущность» и «энергию», которая пронизывает все сотворенное бытие и дает возможность познавать бога через творение.
Значительный  подъем национального самосознания был связан с Куликовской битвой (XV в.), в которой отчетливо определилась историческая роль Руси как защитницы Европы, которая обязана ей возможностью своего Возрождения, расцвета гуманизма.
Конец XV – начало XVI века принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную  с «новгородско-московской ересью». Среди литературы, использовавшейся еретиками имелся логический трактат, включавший фрагменты сочинений аль-Газали и Моисея Маймонида, а также трактат «Тайная тайных», построенный как наставление Аристотеля Александру Македонскому. Видимо наличие этой книги, содержащей своеобразную «технологию властвования» (вплоть до «науки» физиогномики) открыло им путь ко двору Ивана III. «Политическая философия» еретиков утверждала особый образ государя.
В то же время  сформировалась иная версия «политической  философии». Новый этап российского возрождения связан с расцветом Московского государства, выдвижением в XVI столетии игуменом псковского Елеазаровского монастыря Филофеем идеи "Москва - третий Рим", в которой звучала не столько апология абсолютизма, сколько идея религиозного и исторического возрождения России, православных народов. Дальнейшее развитие русской философской мысли проходило в русле развития нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации.
Реальная практика царствования Ивана IV, как и его  экскурсы в область «политической  философии», совместили обе эти тенденции, представив московского государя как  искусного правителя «святой  Руси». Подобный взгляд развивал И.С. Пересветов, сочетавший в «Большой челобитной» «научения веры мудрости» с астрологией. Тот же образ «грозного», но «справедливого» московского государя представлен в сочинениях Ермолая-Еразма («Правительница»). Лишь А.М. Курбский, бежав в Литву, оказался в состоянии вступить в полемику с Иваном IV и отвергнуть принцип неограниченного самодержавия. Некоторые исследователи ведут отсчет появлению западнических идей именно со времен Андрея Курбского.
Эпохой в развитии национального самосознания России явился период петровских реформ, приведших страну к плодотворной модернизации, включению в ткань общеевропейского экономического, научного, культурного прогресса. Этот процесс проходил противоречиво, однако в целом XVIII век - эпоха Просвещения – закрепил статус России в мире, привел к расцвету творческих сил народа - от Ломоносова и Татищева до Радищева и Державина.
Выпускник Московской академии М.В. Ломоносов (1711-1965) прошел курс обучения в Марбургском университете, где профессором философии был  Хр. Вольф. Будучи глубоким и всесторонним ученым – естествоиспытателем (трудившимся также в сфере практически всех «гуманитарных» наук того времени), Ломоносов создал основы «корпускулярной философии», базирующейся на атомистической доктрине. В ней он видел возможность примирения научного и религиозного объяснения мира. В русской историографии термин "золотой век" применяется к характеристике не только пушкинского времени, но и периода царствования Екатерины II.
Одним из важнейших  этапов роста национального самосознания явился период, начавшийся в 30-х годах XIX века, когда в полной мере был осмыслен и подъем патриотического сознания после победы над Наполеоном, и сила и слабость декабристских идей, и взлет культуры России. Данный период характеризуется зрелым творчеством Пушкина и появлением целой плеяды "поэтов Пушкинской поры", творчеством Росси, Брюллова, Гоголя, Каратыгина.
Оригинальные  поиски русской философской мысли  продолжались на протяжении XVI-XVIII вв. Эти  поиски проходили в атмосфере  противоборства двух тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции  получили в 40-60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идеологию западников поддерживали такие авторитетные мыслители и общественные деятели как В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен. Все они были крупными литературными критиками, писали философские произведения. Западничество выражало патриотическую ориентацию, оно внесло в отечественную культуру неприятие духовной замкнутости; стремление рассматривать собственное прошлое в особенности его патриархальные формы, как идеал общества. И если бы мы имели достаточное время, то было бы неплохо познакомиться с их философскими трудами. Но мы не имеем возможности это сделать, так как, в противном случае, не успеем познакомиться с оригинальной философской мыслью России. Работы же «западников», в большей мере, воспроизводят уже известные нам идеи крупных западноевропейских философов: Белинский – Гегеля, Чернышевский – Фейербаха, Герцен – французских материалистов и т.д.
Оригинальным  русским философско-идеологическим течением является славянофильство А.С. Хомяков (1804–1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876). Славянофилы опирались на «самобытников», на православно-русское направление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А.С. Хомякова, именно православие сформировало «то исконно русские начала, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».
Он делит все  религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Наиболее полно  сущность иранства выразило, по мнению А.С. Хомякова, христианство (религия  свободы, она обращается к внутреннему  миру человека, требует от него сознательного выбора между добром и злом).
Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной  свободы, поскольку там существует догмат о непогрешимости папы римского. Протестантизм же впадает в другую крайность – в абсолютизацию  человеческой свободы, индивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие, считает А.С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.