На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эффективные способы обучения пунктуации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
 
 
 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ
КАФЕДРА: РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ
ДИСЦИПЛИНА: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
ТЕМА: «Эффективные способы обучения пунктуации» 
 

РЕФЕРАТ 
 
 

                Выполнил: студентка 2-ого курса
                историко-филологического 
                факультета
                группы  Ф-О9
                -
                Проверил: доцент
                - 
                 

Сочи 2010 

Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы обучения пунктуации………………………...4
1.1 Цели обучения  пунктуации и ее место в  школьном курсе 
      русского языка………………….……………………………………………..4
1.2 Этапы обучения пунктуации …………………………………………….…..6
1.3 Принципы и свойства русской пунктуации…………………………………7
Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных  навыков...............10
2.1 Методы обучения пунктуации…………………………………..………….11
2.2 Методика работы над пунктуационным правилом……………………..…14
Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений………………16
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения………………………17
3.2 Диктант как вид пунктуационного упражнения…………………………..19
Заключение…………………….……………………………………………..…..21
Библиография……………………………….……………………………………22 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Система пунктуации является одной из важнейших  систем языка. Пунктуация это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме. Знаки препинания вместе с буквами служат графическим средством передачи на письме устной речи.
     Владение  пунктуационной грамотностью имеет  большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, поэтому поиск эффективных способов обучения пунктуации является важной задачей. Школа призвана научить детей свободному пользованию знаками препинания в своих письменных высказываниях. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения пунктуационным умениям, а этому учит методика пунктуации раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.
     С течением времени, благодаря исследованиям  и научным трудам великих ученых XIX-XX века методика пунктуации стала самостоятельной областью методики преподавания русского языка в школе. Сегодня она устанавливает принципы методики пунктуации и дает возможность правильно выстраивать учебные программы с использованием эффективных методов обучения школьников в этом важнейшем разделе курса русского языка.    
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Цели обучения  пунктуации и ее  место в школьном  курсе
русского  языка
     Конечная  цель обучения детей пунктуации в  школе  сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего адекватно с пишущим понимать написанное.
     Существуют  два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами и умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил. «Абсолютно грамотными и в орфографии, и в пунктуации являются немногие исключительно опытные корректоры и тоже немногие знающие учителя русского языка. Все остальные пишущие люди, считающие себя грамотными, грамотны лишь относительно» (Л.В. Щерба).
     Школа ставит цель достижение относительной пунктуационной грамотности, для достижения которых реализуются специальные цели работы по пунктуации в школе, которые делят на две группы:
     1) Познавательные цели. Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умения. Этот факт определяет постановку познавательных целей работы по пунктуации в школе:
    раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;
    знакомство с основной единицей пунктуации пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;  
    ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;  
    усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.
     Все перечисленные частные познавательные цели направлены на создание базы, способствующей определению содержания работы по пунктуации и создающей предпосылки формирования пунктуационных умений.
     2) Практические цели. Это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Перед школой стоят следующие практические цели:  
    развить у учащихся пунктуационную зоркость;  
    научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;  
    развить умение обосновывать выбор знаков препинания;  
    научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
     Пунктуация в курсе  русского языка  один из важнейших разделов, который изучается, как и орфография, на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с начальных классов. Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Таким образом, параллельно с синтаксисом ведется работа над пунктуационными правилами.
     М.Т. Баранов выделяет некоторые пунктуационные понятия и умения, которые желательно было бы компактно преподнести учащимся как своеобразную базу перед изучением конкретных пунктуационных норм: понятия пунктуация, знаки препинания, функции знаков препинания, пунктуационно-смысловой отрезок, условия выбора знака (знаков) препинания, опознавательный признак применения пунктуационного правила, пунктуационное правило, а также умение находить пунктуационно-смысловой отрезок.
1.2 Этапы обучения  пунктуации
     При изучении курса русского языка в  школе достаточно четко выделяются три этапа обучения нормам пунктуации. Так, в начальной  школе большое внимание уделяется формальным внешним признакам и условиям постановки пунктуационных знаков: учащиеся при постановке запятых ориентируются на присутствие в тексте союзов и союзных слов (что, где, когда, который и т.п.). Устойчивость этого навыка приводит к тому, что и в старших классах учащиеся при пунктуационном оформлении предложения продолжают ориентироваться не на синтаксическую структуру предложения, а на те же формальные признаки, что приводит к частым ошибкам.
     Следующий этап изучения пунктуации характеризуется  вниманием к морфологизированным  признакам постановки знаков: при  изучении причастий и деепричастий учащиеся знакомятся с понятием обособления  причастного и деепричастного оборотов или одиночного деепричастия. На этом этапе правильность пунктуационного  оформления текста определяется умением  находить в тексте определенные формы  глагола и классифицировать их структуру, видеть их позицию в предложении.
     Систематическая работа по пунктуации реализуется в VIII-IX классах. При этом в VIII классе ведется  работа над пунктуацией простого предложения и предложений с  прямой речью. Сочетается повторение пройденных в V и VII классах пунктуационных норм с новыми вариантами этих норм, а  также вводятся новые смысловые  единицы  обособленные члены предложения и вводные слова, словосочетания и предложения. В IX классе изучаются правила разделения знаками препинания простых предложений в сложном.  
 
 
 
 

1.3 Принципы и свойства русской пунктуации
     Устойчивость  русской пунктуационной системы  объясняется в первую очередь  тем, что определяющие ее принципы позволяют  передавать на письме и смысловую, и  синтаксическую, и в значительной степени интонационную структуру  речи. Знаки препинания в большинстве  случаев членят текст на связанные  по смыслу и интонационно оформленные  синтаксические единицы.
     Принципы, на которых основана вся система  правил пунктуации, осмыслялись постепенно. Так, В. К. Тредиаковский считал, что «препинание есть слов, членов и целые речи разделение, определенными знаками изображаемое, во чтении к понятию содержания и к отдохновение служащее, также и порядок сочинения указывающее». Иными словами, В. К. Тредиаковский видел назначение пунктуации («препинания») в смысловом, интонационном и синтаксическом расчленение речи. М. В. Ломоносов подчеркнул смысловые и синтаксические функции знаков препинания: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположения к союзам».
     В русском языкознании различают  три основных направления в понимании  принципов пунктуации: логическое (смысловое), синтаксическое (или грамматическое) и интонационное.
     Смысловой (или логический) принцип выдвинут Ф.И. Буслаевым, который писал, что «знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к слушающему» (О преподавании отечественного языка.М., 1992). Этот принцип развивали С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро, А.Ф. Ломизов и другие.
     Синтаксический (или грамматический) принцип развил Я. К. Грот, писавший о том, что с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи. Данный принцип поддерживал А.И. Гвоздев, а в настоящее время Г.И. Блинов, Н.С. Валгина и другие.
     Интонационный принцип выдвинул Л.В. Щерба, писавший, что знаки препинания обозначают фразовую интонацию. Этот принцип развивали А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский, Г.П. Фирсов и другие.
     В 70-е гг. нашего века ученые пришли к  выводу, что «современная пунктуация строится не на одном только каком-либо принципе, а на ряде принципов... в их совокупности, причем эти принципы часто перекрещиваются между собою» (Текучев А.В. Методика преподавания русского языка. М., 1980). По наблюдениям Г.И.Блинова, эта совокупность отражается в формулировках пунктуационных правил.
     В практике письма пишущему приходится одновременно решать две взаимосвязанные  пунктуационные задачи: определить место  для знака (знаков) препинания и выбрать  необходимый знак препинания. Ни интонационный, ни смысловой принципы достоверно не могут определить место знака (знаков) препинания. Эту задачу уверенно решает синтаксический (грамматический) принцип, потому что «знаки препинания, пишет А.И.Гвоздев, обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражение в синтаксических конструкциях» (Современный русский литературный язык. Ч. II. М., 1963). Смысловой и интонационный принципы дают возможность решать задачи выбора знака (знаков) препинания. Например, восклицательный знак выбирается исключительно по интонационному принципу и в конце предложения, и после обращения. В процессе обучения детей необходимо учитывать указанные сферы действия принципов у школьников синтаксического и интонационно-смыслового анализа предложений.
     Современная русская пунктуация строится на смысловой и структурно- грамматической основах, которые взаимосвязаны и обуславливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико-грамматической основе русской пунктуации. Пунктуация отражает смысловое членение письменной речи, указывает на смысловые связи и отношения между отдельными словами и группами слов, на различные смысловые оттенки частей письменного текста. Но те или иные смысловые связи слов и частей текста находят своё выражение в определённой грамматической структуре. И не случайно формулировка большинства правил современной русской пунктуации опирается одновременно и на смысловые особенности предложения (на смысловую основу), и на особенности его структуры особенности построения предложения, его частей, наличие или отсутствие союзов, способы выражения членов предложения, порядок их расположения и т. п., что и составляет структурно-грамматическую основу пунктуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Работа по совершенствованию пунктуационных  навыков
     Система работы по совершенствованию пунктуационных  навыков состоит из ряда компонентов, направленных на получение и усвоение учащимися знаний по пунктуации и обеспечивающих полноценное изучение школьной программы по синтаксису и пунктуации. Одним из важнейших компонентов обучения знакам препинания является дидактический материал.
     Именно  отсутствие высококачественно дидактического материала для совершенствования  пунктуационных навыков является одной  из причин низкой пунктуационной грамотности  выпускников средней школы. Дидактический  материал является решающим  звеном в обучении языку вообще и знакам препинания в частности.
     Основной  вид дидактического материала для  совершенствования пунктуационных  навыков словосочетания, предложения, связные тексты. Выбор вида дидактического материала зависит от форм, методов и приемов работы по пунктуации, от характера изучаемой темы, от этапа становления пунктуационного навыка.
     Неотъемлемой  частью работы является применение эффективных  методов обучения пунктуации, которые  в зависимости от задач и целей урока при изучении конкретной темы делятся на теоретические, практические и теоретико-практические. 
 
 
 
 
 
 

2.1 Методы обучения  пунктуации
     Методы  практического обучения пунктуации служат для подготовки учащихся к обобщениям. Эта задача решается с помощью таких методов обучения, как подбор предложений с изучаемыми пунктограммами, письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием и др.
     1. Подбор предложений с изучаемыми пунктограммами. На уроках могут быть предложены такие задания:
составить по одному примеры на каждый случай употребления тире между подлежащим и сказуемым;
составить по два предложения со словами итак и так, к счастью, казалось, должно быть, кстати, видно так, чтобы в первом случае они были членами предложения, а во втором вводными словами;
составить два сложноподчиненных предложения с придаточными определительными, стоящими после главного предложения и в середине главного;
составить три сложноподчиненных предложения с союзным словом где, прикрепляющим придаточные изъяснительные, места и определительные.
     2. Письменные работы с грамматико-пунктуационным заданием. Учащиеся могут выполнять письменные работы упражнения из учебника и упражнения, предлагаемые преподавателем. Например, выписать из текста сложные предложения в следующем порядке: а) сложносочиненные, б) сложноподчиненные; в) бессоюзные.
     У учащихся старших классов накоплен достаточный запас наблюдений над  языком, чтобы иметь базу для анализа  и синтеза наблюдений этого материала, т.е. для перехода к теоретическому изучению языка. В этих целях применяются такие методы, как самостоятельное изучение материала по учебнику, анализ предложения, выведение обобщающего правила, ответы на вопросы, формулирование вывода по теме и др.
     1. Анализ предложения. Он необходим для уяснения изучаемого в данный момент материала по синтаксису и пунктуации и для выведения обобщающего правила. В процессе анализа предложения устанавливается его тип, определяется его состав, выясняется связь между членами предложения и обосновываются знаки препинания.
     2. Выведение обобщающего правила один из методов обобщения учебного материала. Обобщающее правило не является простой суммой «частных правил», а отражает самое главное в материале.
     3. Ответы на вопросы это метод проверки усвоения учащимися теории, обобщающие правила, на основе которых совершенствуются навыки. Например, для проверки усвоения теории по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» учащимся могут быть поставлены следующие вопросы:
      Как выделяются на письме вводные слова и предложения?
     Какими знаками препинания выделяются обращения?
      Как обособляются слова Да и Нет?
     4. Формирование учащимися вывода по теме. Ценность этого метода состоит в том, что, применяя его, учащиеся находят в материале главное и учатся оформлять мысли стройно, четко, ясно, логически и грамматически правильно, а также развивают навыки монологической речи.
     Факты, накопленные с помощью практических методов и осмысленные в результате теоретического изучения материала, должны быть усвоены учащимися. Эта задача решается с помощью методов теоретико-практического  изучения, т.к. упражнений. Это такие  методы, как пунктуационный разбор, комментированное письмо, составление сводных таблиц, конструирование предложений и др.
     1. Пунктуационный разбор вид языкового анализа. Он состоит в нахождении пунктограмм, их объяснении, в синтаксическом, смысловом и интонационном обосновании, в указании способов их проверки, наконец, в выполнении самого действия проверки и в выборе нужного знака. В практике используется полный пунктуационный разбор, когда рассматриваются все пунктограммы, и тематический, выборочный, когда исследуются пунктограммы лишь на определенные темы.
     2. Сопоставление сводных таблиц. Убедительным доказательством усвоения материала является умение изложить полученные знания в виде схемы или таблицы. При этом составление таблиц и схем одновременно служит и методом закрепления материала.
     3. К числу синтетических методов  обучения пунктуации также относится  конструирование предложений: в процессе конструирования учащиеся объединяют части в целое, строят из отдельных языковых форм предложения, фразы, связные тексты. Учащимся могут быть предложены такие, например, задания: из данных простых предложений построить сложные, по возможности разных типов, объяснить знаки препинания; перестроить предложения, изъяв из них обобщающие слова при однородных членах предложения; вставить в предложения вводные слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Методика работы над пунктуационным правилом
     Пунктуационное  правило это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. Условия, заключенные в пунктуационном правиле, отражают постоянную зависимость выбора знака (знаков) препинания от сочетания ряда языковых особенностей предложения. Пунктуационное правило регулирует пунктуационную норму, соблюдение которой обязательно для пишущего. Основу пунктуационного правила составляет пунктуационно-смысловой отрывок; выделение его знаками препинания уточняет высказывание, делает его выразительным.
     В зависимости от того, определяет ли правило постановку знака (знаков) препинания или запрещает его (их) употребление, правила делятся на позитивные и негативные. Знание об этом свойстве пунктуационных правил необходимо для эффективной организации работы по обучению пунктуации.
     В работе над пунктуационным правилом выделяется два этапа: усвоение учащимися  условий постановки или непостановки знаков препинания при пунктуационно-смысловых  отрезках; обучение школьников применению на практике изученного пунктуационного  правила.
     Пунктуационная  норма описывается с помощью  перечисления условий постановки или  непостановки знака (или знаков) препинания. В их число входит название пунктуационно-смыслового отрезка, место его в коммуникативной  единице, наличие каких-либо грамматических особенностей (например, союзов), обладание каким-либо логико-предметным значением (например, причиной, противопоставлением). Ознакомить учащихся с пунктуационным правилом это значит разъяснить им, какие условия определяют постановку или непостановку знака (знаков) препинания, а также выбор нужного знака.
     В целях ознакомления школьников с  условиями постановки или непостановки, а также выбора знака (знаков) препинания используются все четыре познавательных метода обучения: сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися пунктуационного правила; беседа; самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения. Выбор учителем одного из них или их комбинации определяется степенью знакомства школьников с пунктуационной нормой, ее членимостью четкой или нечеткой на варианты, а также уровнем лингвистического и общего развития (способностью к самостоятельному анализу). При любом методе обучения, который выберет преподаватель, учащихся необходимо провести через все этапы осознания нового материала. Для восприятия детьми изучаемой пунктуационной нормы можно использовать запись соответствующего предложения с графическим выделением пунктуационно-смыслового отрезка либо на классной доске, либо спроецировать ее на экран с помощью кодоскопа, а также печатную таблицу, имеющую соответствующий материал.
     Завершается осознание новой пунктуационной нормы работой над пунктуационным правилом. В нее входят следующие  элементы: 1) название пунктуационно-смыслового отрезка, перечисление условий, которые должны войти в правило; 2) в слабом классе чтение правила по учебнику, в сильном самостоятельное его формулирование.
     В процессе запоминания учащиеся два-три  раза читают про себя формулировку нового пунктуационного правила, записывают по памяти перечень условий постановки или непостановки знака (или  знаков) препинания. Воспроизведение выученного правила осуществляется либо устно двумя-тремя учениками, либо всеми письменно.  
 
 
 

Глава 3. Формирование у учащихся пунктуационных умений
     Пунктуационное  умение это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения, поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи.
     В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются  следующие виды пунктуационных умений:
    видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;
    пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
    уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;
    находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
     Ученик  должен обладать умением видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания и предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками «точек» применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. В процессе формирования у школьников пунктуационных умений на чужом материале, имеющемся в учебнике или привлекаемом учителем, применяются различные виды списывания и диктанта.
3.1 Списывание как вид пунктуационного упражнения
 Это упражнение заключается в переписывании учащимися из учебника или из другого дидактического материала в форме отдельных предложений или текста с одновременным выполнением пунктуационных заданий. При списывании обучение опирается на зрительную память. Списывание существует в двух разновидностях: в неосложненной и в осложненной форме.
     Неосложненное списывание состоит в переписывании дидактического материала в естественном виде, т.е. не имеющем каких-либо синтаксических или пунктуационных изменений. Обучающая пунктуационная сущность данного упражнения состоит в обнаружении смысловых отрезков и обосновании выбора знаков препинания. При списывании учащимся даются следующие пунктуационные задания:
    найти (указать, назвать, прочитать, подчеркнуть) смысловой отрезок и определить, какое смысловое значение он выражает;
    перечислить условия выбора места для знака (знаков) препинания и самого знака препинания;
    объяснить постановку или непостановку знаков препинания.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.