На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социология культуры

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ 4
2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ 6
3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ  КУЛЬТУРЫ 9
4. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ  КУЛЬТУРЫ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЛИТЕРАТУРА 17 

 


ВВЕДЕНИЕ

 
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком  смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его  мнению, культура представляет собой  совокупность того, что создано деятельностью  общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал  противоположность естественному  состоянию, то есть природе. В его  содержании происходил постепенный  переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более  широком смысле.
Значительное  внимание проблеме культуры уделял идеолог  немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства  каждого народа, сплачивает людей, используя  для этого законы и воспитание, традиции и символы.
Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком  можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения  к поколению знаний и опыта, в  завоевании свободы от природных  сил, в моральном совершенствовании  человека, в преодолении в нем "грубости и животности".
В настоящее  время существует около 300 вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены  способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности  характеризуются уровнем достигнутых  знаний, качеством и разнообразием  созданных орудий труда и средств  жизни, умением практически их применять  и использовать в созидательных  целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования  социальной жизни в интересах  общества.
 


1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ  КУЛЬТУРЫ

 
Культура, очевидно, выступает как качественная сторона  любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как  материальные, так и духовные. В  реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.
Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи  отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей  и т.п.
Однако, представляется, что содержание указанной категории  не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или  духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и т. п.).
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя  собой известные ценности, в то же время характеризует различные  явления общественной жизни.
Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов  культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух  культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.
Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов.
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически  не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
В культуре фиксируются:
общее отличие  человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
качественное  своеобразие форм жизнедеятельности  в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей  людей;
особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни.
 


2. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ

 
Понимание культуры как социального феномена дает право  и возможность вычленять в  обширном мире социологической науки  особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая  отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е  г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в  области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную  ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных  социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции  с определенными общественными  условиями, раскрыть их собственную  динамику. Социология культуры стремится  к социологическому раскрытию историко-культурного  материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия  идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована  не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и  исторических трансформаций различных  культурных форм.
Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу  и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.
Культура как "вторая природа" порождается  материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных  социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние  средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения  национальных, духовных, семейных, бытовых  отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности  учреждений культуры и т.д.
Содержание социологии культуры составляют:
существующие  в данном обществе формы и способы  освоения, создания и передачи объектов культуры;
устойчивые и  подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;
конкретный вклад  той или иной социальной общности в развитие культуры;
оценки освоения культуры членами социальных общностей  и групп и их собственного культурного  окружения;
социокультурные нормы, регулирующие отношения в  социальных общностях, между социальными  общностями, в обществе в целом;
технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;
специфические формы культурной жизни различных  социальных общностей, общества в целом  на каждом этапе его развития.
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.
Представления формируются на личностном уровне и  сочетают в себе образы, знания, отношения  и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению  к определенным предметам и социокультурным  образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие  в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного.
Указанные типы культурных образований выполняют  важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в  процессе социального взаимодействия.
 


3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ  КУЛЬТУРЫ

 
В вопросе о  понимании структуры, основных элементах  культуры среди исследователей нет  единства.
Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом: 

1) Понятия и  ощущения, которые содержатся главным  образом в языке и помогают  людям организовать и упорядочить  свой опыт для ориентировки  в окружающем мире. Язык является  основным средством передачи  культуры, обладает высокой приспособляемостью  к потребностям человека. 

2) Отношения.  Культура не только отвечает  на вопрос "что есть", т.е.  описывает с помощью понятий  то, из чего состоит мир, но  и указывает на связь друг  с другом в пространстве и  времени различных явлений, может  ответить на вопрос "что может  быть" в результате взаимодействия  составных частей социального  организма. 

3) Ценности - разделяемые  большинством убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными  в разное историческое время  и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют  главное в культуре. 

4) Нормы - правила,  определяющие, как должен вести  себя человек, чтобы "вписаться"  в ценности культуры своего  общества. Нормы, стандарты, правила  поведения обосновываются ценностями. 

Ряд современных  отечественных исследователей видят  в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев  в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой  формирования мировоззренческой позиции  человека. Благотворна ее роль также  в создании особого духовного  климата в обществе. Наука - это  систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они  переплавляются в убеждения - такое  духовное состояние, которое связывает  воедино интеллект, чувства и  волю. Такое знание выступает в  качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия.
Активным элементом  культуры признается искусство, которое  является худо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.