На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Беспризорность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ
  ВВЕДЕНИЕ
  ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
  1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности  в семье
  1.2 Причины детской беспризорности  и безнадзорности
  1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
  1.4 Социальный портрет беспризорника  (безнадзорника)
  ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ
  Актуальность  исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
  Значительную  часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к  беспризорности, нарушению нормального  процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных  социально-педагогических проблем  семьи и общества.
  Анализ  причин роста безнадзорности среди  детей и подростков свидетельствует  о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная  обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей  к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка  родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации  и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.
  Учитывая  важность профилактической деятельности, специалисты разных областей знаний затрагивают ее различные стороны. В научных исследованиях созданы  предпосылки для комплексного изучения данной проблемы: анализ общих подходов к реабилитации безнадзорных детей  и подростков; профилактика предотвращения роста числа безнадзорных детей  и подростков и ранняя диагностика  причин этого явления; взаимосвязь  медицинских, психологических и  педагогических аспектов в процессе работы с безнадзорными детьми; профессиональное самоопределение как средство помощи и поддержки безнадзорных детей  и подростков; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и безнадзорными детьми и подростками (Алексеева Л.С., АлмазовБ.Н., Деев В. Г., Захаров А.И., Лоткин Д.Б., Сидоров П.И.,Эйдмиллер Э.Г., Юстицкий В.В)
  Безнадзорность  и беспризорность в семье современным  российским обществом оцениваются  как факторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.
  По  различным данным, на сегодняшний  день беспризорных детей, не имеющих  постоянного места жительства, находящихся  вне рамок государственного и  семейного попечительства в России значительно больше, чем было в  послереволюционный и послевоенный периоды.
  Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения  родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного  места жительства, беженцев и вынужденных  переселенцев, жертв вооруженных  и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и  не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в  которых проживало 770 тыс. детей и  подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся  за чертой бедности и имеющих среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел  Российской Федерации, за не обеспечение  нормальных условий жизни своим  детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько  ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о  количестве безнадзорных и беспризорных детей.
  Однако  до сих пор многие актуальные вопросы  профилактики остаются нерешенными, а  действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в  семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и  кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной  и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в  семье зачастую, к сожалению, действуют  разрозненно и неэффективно.
  Методологической  основой исследования являются положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики и др.
  Теоретическими  основаниями и методологическими  ориентациями исследования выступают  подходы, нашедшие отражение причин и факторов, влияющие на подростковую безнадзорность в семье на современном  этапе общества
  Целью курсовой работы является полное и  всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так  же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в  семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих  задач:
  1.         Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
  2.         Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
  3.         Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
  4.         Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
  5.         Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
  Объектом  настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность в семье.
  Предметом данного исследования является профилактика безнадзорности и беспризорности в  семье.
  Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблемам исследования, сопоставительный анализ различных концепций и  программ превентивной деятельности, анализ содержания нормативно-правовой документации социальных учреждений, служб по месту жительства в профилактической деятельности; изучение и обобщение  опыта работы специалистов школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи; анализ и синтез содержания их программно-методических материалов); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, беседа, анкетирование, тестирование, формирующий педагогический эксперимент; метод независимых характеристик; биографический метод; метод «Работа над случаем»; контент-анализ; метод экспертной оценки). 

  ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ  

  1.1 Понятие безнадзорности  и беспризорности  в семье  

  Безнадзорность  детей и подростков – это сложная  социально-педагогическая проблема. Она  существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.
  Понятие «безнадзорность» прочно вошло в  психологию, педагогику, социологию и  юриспруденцию, перешло в категорию  междисциплинарных и полностью  вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана  с комплексом проблем в социально-экономической  политики государства, так как изменения  в системе общественных отношений  негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно  искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В  юриспруденции – в контексте  причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике –  правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких  взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений  подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно  влияющие на безнадзорность, необходимость  профилактики и преодоление ее последствий.
  Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей  или законных представителей либо должностных  лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка  или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов  и др. по осуществлению контроля над воспитанником.
  Безнадзорный  ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет  с родителями, сохраняет связи  с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких  ему людей.
  Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные –  это несовершеннолетние, проживающие  в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и  воспитанием отсутствует.
  Изучение  возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее  большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту  жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес  к старшим подросткам 12 - 15 лет.  

  1.2 Причины детской  беспризорности  

  Происходящий  в последние годы очевидный рост детской беспризорности, так называемого  социального сиротства, ставит перед  исследователями и разработчиками социальной политики непростые вопросы. С чем связана наблюдаемая  социальная патология, при которой  происходят сбои системы социализации подрастающего поколения, и дети начинают проходить «школу жизни» в  условиях физического насилия, «дарвинской  борьбы» за биологическое выживание, поодиночке или в организованных детских группировках? Какую систему социальной защиты надо создать для того, чтобы избавить детей от жестокого обращения и бесприютности?
  Беспризорные - это дети, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорный ребенок  живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у  него еще есть эмоциональная привязанность  к какому-либо члену семьи, но связи  эти хрупки и под угрозой атрофии  и разрушения.
  Хотя  пока еще нет достоверных данных о точном числе беспризорных детей  в Тюмени по России часто называется цифра 220 тыс. человек), анализ имеющейся  информации показывает, что о единовременном замере на улицах города, в подвалах и подъездах Москвы, можно обнаружить не менее 70-80 тысяч детей, как часто  утверждается в средствах массовой информации, а на порядок меньше. Тем не менее. В ЦВИНП за год  доставляется около 6 тысяч преимущественно  не москвичей. Кроме того, примерно такое число детей -москвичей, ведущих  уличный образ жизни направляются органами МВД обратно домой. Из всех детей поступивших в Московский ЦВРШП 84% - это дети, самовольно ушедшие  из семей, 34% детей не имеют одного из родителей, 5% не имеют родителей  вообще. В приютах Москвы находятся  одновременно 500 детей[1].
  Последние социологические опросы беспризорных детей проводились в нашей  стране в 20-30 годы. В связи с отсутствием  такой информации возникает много  ошибочных или вполне правомерных  суждений, объясняющих причины детской  беспризорности. Среди таких интерпретаций, выделяю три:
  Бедность  как ключевой фактор, провоцирующий  бедность, необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи;
  Склонность  детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями;
  Отсутствие  контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции  и др.
  Хотя  все три названных фактора  безусловно присутствуют в каждой этиологии  явления, они должны рассматриваться, как правило, в связи с одним  ключевым фактором. Этим фактором является насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная, физическая, медицинская, пищевая и  т.д.). Именно она, как показывают исследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот, выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом должен быть не ребенок, а, прежде всего, семья.
  Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого  обращения с детьми, а стало  быть, беспризорности детей.
  Проблема  беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофические размеры. Ежегодно (последние 5 лет) ими  совершается более 200 тысяч преступлений. За последние 7 лет более чем в  два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и  наркоманов. Возросла преступность среди  девушек, наблюдается рой венерических заболеваний, увеличивается процент  внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления - попадали в разряд безнадзорных.
  По  данным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве  РФ, причин для существования такой  тревожной ситуации предостаточно. Среди них:
  - Падение уровня жизни в процессе  перехода к новым экономическим  отношениям;
  - Ухудшение условий содержания  детей;
  - Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;
  - Усиление жестокого обращения  с детьми в семьях.
  Основная  причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье[2]. Об этом говорят цифры.
  За  последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность  родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди  женщин, приводит к необходимости  срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения  родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными  явлениями.
  «Уличные  дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются к  употреблению спиртных напитков, наркотических  и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия.
  В соответствии с мнением Московского  Совета по призрению беспризорных, действующего в начале XX века, беспризорными  считались дети, живущие в такой  обстановке, которая угрожает их физическому  и нравственному развитию.
  Думается, что сегодня эта характеристика беспризорных детей остается актуальной, несмотря на прошедшее столетие, круто  изменившее социально-политический строй  России.
  Глубокий  кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили  проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение  детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического  развития. Значительно возросло число  детей, для которых недоступен полноценный  отдых в каникулярное время, посещение  внешкольных учреждений, занятия  искусством, спортом, художественным и  техническим творчеством.
  Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого  явления обнаруживают, что оно  полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.
  А если к этому прибавить школьную деривацию, разлагающее влияние  уличных фуппировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте[3].
  Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у  широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому  увеличению криминальной обстановки в  среде несовершеннолетних.
  Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие[4].
  Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям  вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически  во всех регионах страны. Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многих родителей  заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко  вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей  войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.
  Низкий  уровень предупреждения социального  сиротства, неоперативное решение  органов опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают  беспризорность, влекут за собой нарушение  прав ребенка. Дополнительным фактором риска в последнее время становится безработица родителей. В 702 тыс. семей  с несовершеннолетними детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие детей  инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.
  Тяжелое материальное положение семей толкает  родителей к отказу от детей в  виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так  в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2006 году стало  больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа  всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки  со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах.
  Мощным  фактором детской беспризорности, помимо неблагополучной семьи, в наши дни, несомненно, становиться нарушение  прав ребенка в области образования, оздоровления, получения профессии  и жилья. В 2005/2006 учебном году ввиду  ограничения приема учащихся в 9-11 классы и сокращение приема в профессионально-технические  училища около 500 тыс. подростков в  возрасте 14-18 лет были лишены возможности  продолжать обучение. Из 670 тыс. детей  и подростков, состоявших на учете  внутренних органов, около 100 тыс. нигде  не учатся и не работают, 127 тыс. живут  в неполных семьях. В большинстве  своем - это дети из асоциальных семей, где на их развитие и воспитание практически не обращается внимание. Оказавшиеся вне влияния семьи  и школы, нетрудоустроенные, лишенные нравственно осмысленного досуга, эти  беспризорные дети стали питательной  средой для преступного мира[5].
  Серьезным фактором беспризорности детей в  последние годы стало увеличивающееся  количество беженцев и переселенцев. В 2002 году их было более 1 миллиона, в  том числе почти 300 тыс. из них  дети.
  Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся  число бродяжек, причем в ряде крупных  городов детей используют как  профессиональных нищих, взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных государств.
  Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет  их интеграцию в общество. Дети перестают  нормально учиться, многие из них  остаются неграмотными, педагогически  запущенными. Ослабленные психические  функции, серьезные нарушения физического  здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию  со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей  оказываются жертвами сексуальных  посягательств, оказываются втянутыми  в преступные группировки.
  Наряду  с этим, реально просматривается, тенденция повышения криминогенной  активности детей младшего возраста. Количество подростков, совершивших  общественно опасные деяния, по которым  уголовные дела были прекращены или  в возбуждении таковых было отказано только в связи с не достижением  возраста наступления уголовной  ответственности, увеличилось за пятилетие  на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек[6].
  Продолжающийся  распад семьи еще более увеличивает  детскую беспризорность. В 2004 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет  остались без одного родителя. Семей, где детей воспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2002 году их было 1.2%, то за последний год  прирост составил более 32%, в то время  как количество семей, где воспитывает  одна мать, уменьшилось на 11.2%.
  Увеличивается количество детей, рожденных вне  брака (сегодня они составляют свыше 20% от общего количества родившихся детей). Дети из неполных семей находятся  в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у  мальчиков, встречаются невротические  симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного  общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические  отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца. Дети из таких  семей, как правило, чаще всего без  отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды беспризорных детей. 

  1.3 Семья как дезадаптирующий фактор  

  Однако, по-видимому, есть условия, в которых  повышается риск того, что семья  не будет справляться с функциями  заботы о новом поколении и  управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие:
  1.         Социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты).
  2.         Особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности.
  3.         Представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями.
  4.         Высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции.
  5.         Низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия.
  6.         Неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты)[7].
  Раскрывая эти факторы, необходимо, на наш взгляд, главным образом остановиться на семье - как на источнике детской  безнадзорности. Обратить внимание на проблемы взаимоотношений родителей  и детей, на невыполнение родительскими  семьями своих функций - как немаловажный фактор возникновения безнадзорности.
  При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах  и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его  нравственных, моральных, этических, гражданских  качеств, его личности.
  Общеизвестно: семья - это тот самый первичный  коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает  семью двояко: как исторически  конкретную систему взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между  собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
  Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличие семьи, как единого  целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми  членами семьи. В-третьих, оптимальный  воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между  родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов  воспитания»[8].
  Именно  в такой последовательности видит  С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Мы думаем, что первичным может  быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к  воспитанию и воспитания, и многое другое.
  При этом довольно трудно развести «нормальный  семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что  эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в  основе которой все та же формула  Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.
  Искусство строить, корректировать, развивать  семейные отношения как раз заключаются  в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции  отрицательные, избавляться от негативного  опыта.
  Формирование  личности под влиянием семьи, ее психологической  организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.
  Именно  на ранних стадиях развития, под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными  факторов, возникает и неблагоприятное  для дальнейшего развития психологическое  новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая  в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все  более отклоняется от нормы, и  аномальное качество, укрепляясь в  системе личности, продолжает прогрессивность  уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали  его к жизни.
  Анализ  условий и механизмов возникновения  и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее  поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное  сходство социально-психологических  условий жизни в родительской семье.
  Дело  заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере  общения с родителями, в психологических  характеристиках этих отношений, а  именно - атмосфере непонимания и  неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым[9].
  Привлечь  к анализу некоторых неблагоприятных  типов семейных отношений, позволяющих  увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались  многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных  явлений с факторами, которые  их детерминируют.
  К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка[10].
  По  результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.
  А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении  ребенка», включает в число проблемных семей те, в которых психологические  напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию  к нарастанию, затрагивая как сферу  отношений, так и психологическое  состояние людей, в том числе  детей, которые ее составляют[11].
  Для целого ряда исследователей, достаточным  основанием отношения семьи к  неблагополучной становиться тот  или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского  контроля:
  автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.
  Действительно, для современной семьи особенное  значение имеет сфера межличностных  взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения  экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с  детьми. Косвенно об этом свидетельствует  статистика разводов, а также утверждения  о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей  способности управлять процессом  воспитания и прививать детям  положительные качества.
  При выявлении личностных склонностей  к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в  развитии негативных семейных отношений  накладывает специфический отпечаток  на семейный микроклимат, на возможности  супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при  этом прибегают, а главное, на положение  детей, обязательно втягиваемых  в орбиту конфликтных отношений.
  Это мнение соответствует современным  подходам к семье, как к единому  целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого  или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно  сами воздействуют на состояние всей семьи[12].
  Неблагоприятные черты личности возникают при  недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в  теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
  В свою очередь, привязанность - это эмоциональный  вид общения, позитивная установка  на объект, зависимость от него. Это  эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся  потребностей ребенка в безопасности и любви[13].
  Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере  отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о  том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей  способности управлять процессом  воспитания и прививать детям  положительные качества, что в  свою очередь, подготавливает почву  для безнадзорности.
  Эмоциональный строй интимных близких отношений  людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В  семейной жизни любовь переплетается  с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих  аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем  богаче люди внутренне, духовно, тем  разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения  друг с другом, тем больше они  находят выходов из состояния  конфликта и борьбы, а значит и  выработки механизмов взаимной адаптации  и принятия друг друга. В такой  ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие  конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом  жизни семьи.
  Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом  семейной дезорганизации, склонны намеренно  провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия  и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая» себя ими  в любой обстановке, всегда.
  А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного  фактора, поскольку от него зависит  приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.
  Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает  специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно  втягиваемых в орбиту конфликтных  отношений.
  В основу развития отношений в семье  в сторону конфликта, накладывают  неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного  поведения детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты  и свойства характера членов семейного  сообщества в целом, они обуславливают  выбор тех способов поведения  в семье, которые направлены на поддержание  и эскалацию конфликта.
  В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся  в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных  явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает  конфликт членов семьи:
  А) друг с другом;
  Б) с принятыми в обществе педагогическими  нормами, методами, подходами;
  В) с нормами морали и нравственного  поведения;
  Г) общественными ценностями установками, ориентациями.
  В этом отношении, все как одна, неблагополучные  семьи содержат не только какие-то отличительные  черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к  воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что  между безнадзорными подростками  и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.
  1.4 Социальный портрет  беспризорника  

  Детская безнадзорность одна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась  значительная по масштабам категория  детей и подростков, у которых  уже атрофированы или разрушаются  связи с семьей.
  Семья - базисная основа формирования личности. Р1менно здесь начинается процесс  индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, принятых обществом. Известно, что семья  оказывает значительное влияние  на ребенка, больше чем среда сверстников, средств массовой информации.
  Не  случайно в фольклоре всех цивилизованных стран популярные пословицы и  поговорки о семье, смысл сводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может быть компенсировано ни каким воспитанием.
  Увы, российская семья как социальный институт переживает сегодня не лучшие времена, престиж семьи катастрофически  падает. Незащищенная, не имеющая экономических  и нравственных тылов семья - это  одно из самых уязвимых мест нашего общества, его «ахелесова пята».
  Сложившаяся ситуация приводит к тому, что растет число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети.
  Они входят в жизнь сломленными, озлобленными, одинокими. Поэтому, как правило, именно такие социально ущербные подростки  склонны к безнадзорности.
  Основными причинами, способствующими росту  безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем  в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных  переселенцев, безработных.
  Безнадзорные - это категория детей, которые  до последнего времени прибывали  в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически  на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны  родителей. Отсутствие ухода, пренебрежение  интересами и потребностями развивающейся  личности ребенка, жестокое обращение  создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок  переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов  улицу, плохо учатся. Вступают в преступный мир, что всегда угрожает их жизни  и здоровью. Скрываясь от родительского  притеснения, дети на улице подвержены постоянному риску, стать жертвой  физического, психологического, сексуального насилия.
  Потребность же заявить о себе как личности, желание достигнуть самоуважения и  самоутверждения в окружающем социуме  толкают ребенка на поиск общества, которое бы его по достоинству  оценило, то есть на сближение с криминальной средой.
  Эта категория детей требует повышенного  внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для  них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального  инфантилизма и иждивенчества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.