На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Балетный театр России ХХ в

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Актуальность  исследования. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой. Учрежден Большой Совет в Большом театре и Директория в Мариинском театре.
     Новое искусство балета рождалось в  спорах, необходимо было освоить новое  содержание. Были попытки приспособить старые балеты и музыку к новым  «революционным» сценариям. Новое  художественное восприятие проявилось наиболее ярко в творчестве А.Горского, К.Голейзовского, Ф.Лопухова, а позже - М.Дысковского, М.Фореггера, И.Моисеева, А.Ермолаева и др.
     Поиски  драматургического материала, созвучного современности, связаны с новыми редакциями балетов дореволюционной поры: В.Рябцева - «Петрушка» (1921, муз. И.Стравинского), «Карнавал» (1924, муз. Р.Шумана), «Миллионы Арлекина» (1924, муз. Р.Дриго), Л.Жукова в Большом театре - «Испанское каприччио» и «Шехеразада» (1923, муз. Н.Римского-Корсакова), А.Горского - «Стенька Разин» (1918, муз.А.Глазунова, оф. П.Кончаловского), «Щелкунчик» (1919, оф. К.Коровина) в Большом театре, две реакции балета «Лебединое озеро»(1920 и 1922, Большой театр) с участием Вл.Немировича-Данченко, стремление разделить партии Одетты и Одиллии, чтобы заострить тему борьбы добра и зла. Своеобразие постановки спектакля А.Горским, обеспечившим длительную сценическую жизнь последней редакции. Появились и балеты Горского на современную тему в Новом театре «Вечно живые цветы» (1922, муз. Б.Асафьева).
     Цель  исследования – рассмотреть становление балетного театра в России XX века, определить его художественное своеобразие и значимость для поступательного развития российского балетного искусства.
     Основные  задачи работы: всесторонне рассмотреть балет России XX века; обнаружить воздействие традиций русского балетного театра; обобщить опыт постановки российского классического балета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Начало балетмейстерской  деятельности В.Д.Тихомирова

 
 
     Василий Тихомиров родился в 1878 году в Москве, в семье мастерового.
     Учился  в Московском театральном училище в классе у И. А. Ермолова с 1885 по 1891 годы, вскоре, благодаря блестящим способностям, в 1891 году был переведён в столичное Петербургское хореографическое училище, где уровень преподавания на тот момент был выше, которое окончил в 1893 году (педагоги П. А. Гердт, П. К. Карсавин, А. В. Ширяев) и вскоре вернулся в Москву, хотя и был уже зачислен в балетную труппу Мариинского театра[3]. 4 сентября 1893 года состоялся его дебют на сцене Большого театра в балетном спектакле «Роберт и Бертрам», и Василий Дмитриевич получил статус премьера балетной труппы, в которой с 1893 по 1935 годы танцевал ведущие партии в балетах «Корсар» Адольфа Адана, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова. Исполнение этих партий отличалось выразительностью, пластичностью и мужественностью. Был постоянным партнёром и супругом Е. В. Гельцер, после развода артисты остались партнёрами по сцене.
     С 1900 по 1935 годы был балетмейстером-репетитором Большого театра. В 1908 году он стал помощником режиссёра балетной труппы, а через год режиссёром ведущим спектакли. В 1925—1930 годы состоял в должности заведующего балетной труппой Большого театра.
     Тихомиров был продолжателем сложившихся традиций классического балета, ощущая себя наследником академического балета, он категорически не принимал никаких новшеств, способных исказить облик классического танца. «Он возвратил зрителю все достоинства мужского классического танца. Мужественность в сочетании с пластичностью и грациозностью — вот те черты, которые помогли Василию Тихомирову стать выдающимся танцовщиком». «Он танцует легко, красиво, уверенно, чисто, исполняет самые быстрые туры безо всякого усилия», «Этот танцовщик так легок, пластичен и грациозен, что, безусловно, может считаться образцом классической школы»[3]1. — писали в газете
     Александр Горский ориентировался на реформаторские постановки, и когда Тихомиров занял в Большом театре должность режиссёра, разногласия балетмейстеров вылились в конфликт. В 1911 году «Петербургский листок» писал: «Московские балетмейстеры Горский и Тихомиров рассорились друг с другом, и ссора эта оказала влияние на происходившие репетиции, которые временно прерваны».
     Впоследствии  Тихомиров совсем не принимал новаторских  реформ в балете своего же ученика К. Голейзовского.
     По  сути постановки Горского были той  же классикой с драматургией балета и массовыми сценами. В 1913 году Тихомиров  отметил двадцатилетие своей  творческой деятельности и союз с  Горским. После смерти Горского, в 1924 году, Тихомиров возглавил московскую балетную труппу театра, на сцене которого шли спектакли в постановке Горского к наследию которого Тихомиров проявил уважение и не стал переделывать спектакли.
     В 1927 году совместно с Л. А. Лащилиным поставил балет Р. М. Глиэра «Красный мак» в стиле нового реализма.
     Василий Тихомиров возобновил балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1924), «Сильфида» (1925), «Эсмеральда» (1926), в небольшой своей редакции.

2 Роль Ф.Лопухова  в сохранении шедевров классической хореографии

 
     Фёдор Васильевич Лопухов (1886—1973) — российский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР (1956), заслуженный балетмейстер РСФСР (1927).
     Закончил  Императорское Театральное училище (педагог Н. Г. Легат) и с 1905 — принят в труппу Мариинского театра, где проработал артистом балета до 1922 (с перерывами в 1909—1910 — приглашен А. А. Горским в Большой театр в Москве, и в 1910—1911 — с антрепризой русских артистов совершил турне по Европе и США).
     Художественный  руководитель балетной труппы Мариинского театра (ГАТОБ, театр оперы и балета им. С. М. Кирова) в 1922—1931, 1944—1946 и 1955—19562.
     Жизнь и творчество Фёдора Лопухова проходили  в очень сложную историко-культурную и политическую эпоху. За время руководства  театром сумел отстоять и сохранить  большинство балетных спектаклей классического  наследия, входящих ныне в «золотой фонд» российского и мирового балетного искусства. Во время редакторской работы над классическими балетами делал это так мастерски, что поставленные им танцы нередко невозможно было отличить от первоисточника М. И. Петипа.
     Балетмейстерское  творчество Фёдора Лопухова очень разностороннее, в нем большую роль играют экспериментальные  работы, тем не менее основанные на классическом танце с привнесением разнообразных народных плясок (фольклора). Наряду с К.Голейзовским впервые ввёл в дуэтный танец сложные акробатические поддержки (в том числе стал изобретателем движений, известных ныне во всем балетном мире). За создание балета «Ледяная дева» (1927) единственный в стране был отмечен званием «Заслуженный балетмейстер РСФСР»
     Фёдор Лопухов является одним из основателей  бессюжетного балета. В его новаторской  постановке — танцсимфонии «Величие мироздания» (1923) принимал участие Г.Баланчивадзе (Дж. Баланчин) — будущий ярчайший мастер этого балетного жанра.
     Лопухов — создатель балетной труппы Малого оперного театра (Театр Оперы и Балета им. М. П. Мусоргского) и ее художественный руководитель в 1931—1936. Его балет «Светлый ручей» (1935) является первым советским балетом на современную бытовую тематику, где главные герои действовали под своими реальными именами.
     Организатор балетмейстерских курсов при Ленинградском Хореографическом училище в 1937—1941. (Среди учеников — Б.Фенстер, В.Варковицкий, К.Боярский)
     Основатель (1962) и руководитель балетмейстерского  отделения С-Петербургской (Ленинградской) консерватории (1962—1967) Среди учеников — Г.Алексидзе, Н.Маркарьянц, Н.Боярчиков, А.Дементьев.
     Похоронен в Санкт-Петербурге на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
     На  сегодняшний день все спектакли  Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского  театра идут лишь некоторые номера: танец персиянок в опере «Хованщина» музыку М.Мусоргского и фанданго в балете «Дон Кихот» на музыку Э.Направника.
     В 2003 году была предпринята попытка  восстановить танцсимфонию «Величие мироздания»  по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим  совместно с балетной труппой  Театра оперы и балета С-Петербургской  консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова (художественный руководитель — Н. А. Долгушин)
     Балетмейстер-новатор  Фёдор Лопухов создал оригинальные постановки, где смело экспериментировал  в области хореографической выразительности  и танцевального симфонизма, среди  его постновок3:
    1918 — «Сон» муз. Н.Щербачева; «Мексиканский кабачок» муз. Л.Гончарова (Тетр музыкальной драмы)
    1921 — «Жар-Птица» муз. И.Стравинского (ГАТОБ)
    1923 — «Величие мироздания», музыка — Людвиг Бетховен (4 симфония) (ГАТОБ)
    1924 — «Ночь на Лысой горе», музыка — Модест Мусоргский
    1924 — «Красный вихрь», музыка В. М. Дешевов (ГАТОБ)
    1926 — «Пульчинелла» И.Стравинского (на темы Д.Перголезе)
    1927 — «Ледяная дева» Э.Грига в инструментовке Б.Асафьева
    1927 — «Крепостная балерина» муз. К.Корчмарева в инструментовке А.Гаука (все — ГАТОБ)
    1927 — «Байка про лису»
    1929 — «Красный мак» , Р.Глиэра. Балетмейстер Фёдор Лопухов (1 акт), совместно с Пономарёвым и Леонтьевым
    1929 — «Щелкунчик» П.Чайковского
    1931 — «Болт», музыка — Дмитрий Шостакович
    1933 — «Арлекинада» муз. Р.Дриго (Ленинградский Малый оперный театр)
    1934 — «Коппелия» муз. Л.Делиба (Ленинградский Малый оперный театр)
    1935 — «Светлый ручей» муз. Д.Шостаковича (Ленинградский Малый оперный театр; в том же году — Большой театр СССР)
    1938 — «Ночь перед рождеством» муз. Б.Асафьева (Художественный театр п/р В.Кригер)
    1939 — «Соловей» муз. М.Крошнера (Белорусский театр оперы и балета)
    1940 — «Тарас Бульба» муз. В.Соловьева-Седого (Ленинградский театр оперы и балета им. — С. М. Кирова)
    1943 — «Ак-Биляк» муз. С.Василенко (Узбекский театр оперы и балета им. А.Навои)
    1944 — «Тщетная предосторожность» муз. Г.Гертеля (Ленинградский Малый оперный театр в эвакуации в Оренбурге) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова)
    1947 — «Весенняя сказка» муз. Б.Асафьева (по музыкальным материалам Чайковского) (Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова
    1959 — «Баллада о любви» муз. П.Чайковского в оркестровке А.Гаука (Ленинградский Малый оперный театр)
    1963 — «Картинки с выставки» муз М.Мусоргского в инструментовке М.Равеля (Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко)
     Также было поставлено множество танцев в  оперных спектаклях.

3 Искания К.Голейзовского,  его хореоэтюды

 
     Касьян  Голейзовский родился в Москве 22 февраля (7 марта) 1892 года в семье артистов Большого театра.
     Мать  Касьяна, Елена Дмитриевна была балериной Большого, по сцене — Добровольская. Отец, Ярослав Матвеевич Голейзовский — солист оперы, баритон. По происхождению он был обрусевшим поляком, и при крещении получил двойное имя — Карл-Ярослав.
     Когда Касьяну исполнилось восемь лет, мать определила его в Московское хореографическое училище Большого театра. В котором ему преподавали: Н. П. Домашев, В. Д. Тихомиров (классический танец), В. А. Рябцев (пантомима, грим) А также в Строгановское училище.
     В 1906 году он был переведен в Петербургское хореографическое училище, которое закончил в 1909 году. В Петербурге его педагогами были: М. К. Обухов, С. К. Адрианов (классический танец), А. В. Ширяев и А. Ф. Бекефи (характерный танец), Михаил Фокин — балетмейстерские навыки. Касьян стал обучаться всему, что его интересовало, всячески развивая свой вкус, будущий балетмейстер писал:
     «С  момента окончания  школы жизнь моя  становится крайне разнообразной  и интересной…  Следуя преподанному на уроке эстетики совету, исходившему  из новерровских доктрин, что балетмейстер должен обладать энциклопедической культурой»4.
     Получив аттестат зрелости, Голейзовский стал изучать английский, французский, польский и персидский языки. Кроме интереса к языкам, Касьян имел врождённые способности к рисованию и музыке. Он обучался в школе живописи художника Леблана, в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами и посещал драматические и режиссёрские курсы в московской филармонии. У профессора Д. С. Крейна обучался игре на скрипке и рояле. Также Голейзовский изучил массаж, с увлечением занимался физкультурой в школе Пытлясинского, спортом в обществе «Сокол».
     В 1909 году Касьян был принят в труппу Мариинского театра, но с 1 августа, по личной просьбе, был переведён в труппу Большого театра, где и служил артистом до октября 1918 года.
     Исполнял  партии в спектаклях:
     «Спящая красавица» П. И. Чайковского, балетмейстер М.Петипа  Голубая птица, «Конёк-Горбунок» Пуни, балетмейстер Сен-Леон  Гений вод, «Саламбо» А. Ф. Арендса, балетмейстер Горский  Камон
     Ученик  таких новаторов, как Александр Горский и Михаил Фокин, Голейзовский быстро освоил репертуар и заскучал:
     «Моя  карьера классического танцовщика тянулась долго и нудно. Но, любя больше всего наше балетное искусство, я перенёс главную деятельность на созидательную — балетмейстерскую».
     Голейзовский  вошёл в историю, как балетмейстер, снискавший уважение всех артистов мирового уровня, в том числе Джоржа Баланчина, который писал: «Вы знаете, что я поклонник Вашего творчества».
     В 1916 году начинающий балетмейстер был приглашён руководителем театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиевым. Изящные танцевальные миниатюры Голейзовского очаровали зрителей, и для него открылись двери многих московских театров миниатюр. В 1916—1917 годах Касьян ставил номера в «Интимном театре» Б.Неволина и в «Мамонтовском театре миниатюр».
     Для Голейзовского искусство являлось способом воссоздания жизни в  более прекрасных формах и символах. Знаменитый артист М. М. Мордкин пригласил его в свою студию. И, когда Касьян вошёл в зал, дети, как обычно встали к станкам, но Голейзовский сказал: 
     — Нет, нет, это не надо. Вот видите этот рисунок? (Голейзовский поднял голову и показал на орнамент портьер). Изобразите мне его!
     Ученики с удивлением заметили, что образовали своими телами орнамент портьер. В этом и было характерное для балетмейстера  отношение к артистам, как к  материалу, из которого можно создавать пластические рисунки, лепить скульптуры, которые оживают в руках мастера, который притягивал, как магнит, молодых артистов.
     Также Голейзовский подрабатывал в открывшихся  в период НЭПа театрах миниатюр. В этот период им были созданы номера для программ «Летучей мыши», для театра «Палас», а так же для московского театра «Кривой Джимми», которым руководил конферансье А. Г. Алексеев, Касьян Голейзовский поставил пластическую интермедию «Бурлаки», на тему картины Репина, которая «оживала» под песню «Эй, ухнем!». В «Кривом Джимми» шли постановки «Фокс-Тротт», с Е. Ленской и Л. Л. Оболенским, «Шумит ночной Марсель», исполняемый И. Лентовским и Еленой Дмитриевной Ленской, а также «Танец смерти», «Новый эксцентрический танец», «Венгерский танец», «Хореографическая скороговорка», «Чемпионат фокстрота».
     В том же 1916 году К. Я. Голейзовский организовал собственную студию «Московский Камерный балет». Это была профессиональная балетная студия, которая по замыслу создания, занималась поиском новых средств хореографической выразительности. Здесь Голейзовский, осмысляя опыт смежных искусств, реформ А. Дункан, А. А. Горского, М. М. Фокина, создавал собственную эстетическую программу. Он разработал «Проспект практической театральной школы».
     С 1918 года студия назвалась «Мастерская балетного искусства», затем Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме.
     В студию входили артисты: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, С. М. Бем, Е. Д. Вигилёв, Владимир Дмитриевич Голубин, В. А. Ефимов, Е. М. Ильющенко, Валентина Васильевна Кудрявцева, Елена Дмитриевна Ленская, В. Лихачёв, Ольга Михайловна Мартынова, Л. А. Мацкевич, Асаф Мессерер, Т. А. Мирославская, Л. Л. Оболенский, Б. В. Плетнёв, Н. Б. Подгорецкая, Н. И. Тарасов, В. И. Цаплин, среди них были танцовщики Большого театра, позже составившие ядро коллектива. В созданном «Камерном балете» все работали безвозмездно, ради возможности создавать новое.
     Первая  программа студии включала постановки: «Эпоха танца» (на музыку разных композиторов); 1918 — «Соната смерти и движения» (на музыку «10 сонаты» А. Н. Скрябина); «Пляска нимф и козлоногих» И. А. Саца
     Касьян  Ярославич искал свои формы раскрепощения  пластики, предлагал неизвестные  балету пространственные решения, используя  в новых ракурсах пластику человеческого  тела. На Голейзовского обрушилась критика, с обвинениями в разрушении балетных традиций и эротике, а также в конфронтации Голейзовского с академическим балетом. Хотя сам хореограф настаивал именно на классической основе балетного образования танцовщиков.
     В 1919 году студия перешла в ведение детской комиссии ТЕО Наркомпроса и стала называться «Первой показательной балетной студией». Ставила спектакли для детей:
     «Песочные старички» (на музыку разных композиторов); «Макс и Мориц», на музыку Л. Шитте; «Арлекинада», на музыку С. Шаминад; 1920 — «Пьеро и Коломбина», на музыку С. Шаминад (для Госцирка)
     Позже студия пыталась перейти в состав «Камерного театра А. Я. Таирова»
     В феврале 1921 года студия стала называться Первой государственной балетной опытной студией при Высшей мастерской балетного искусства. В конце того же года переименована в студию «Искания».
     С 1922 года студия получила своё название — Московский Камерный балет, который занял одно из центральных мест в художественной жизни Москвы начала 20-х годов. В одноактных балетах вёлся поиск новых принципов театральности, новых пространственных решений с использованием конструктивистского оформления5.
     В конце 1924 года руководство Московским Камерным балетом взял на себя В. И. Цаплин, потому что Голейзовский начал работать в Большом театре.
     Итак  студия Голейзовского имела такие названия:
     1916 — студия «Московский Камерный балет», 1918 — «Мастерская балетного искусства», 1918 — Студия при Государственном театральном училище и при Театральном техникуме, 1919 — «Первая показательная балетная студия», «Первая показательная балетная студия при Высшей мастерской балетного искусства», студия «Искания», 1922 — Московский Камерный балет. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
     В России существовали балетные труппы уже к началу 20-го века. Родиной  балета как хореографический театр  является Россия, страна выдающихся балетмейстеров. В середине века начали появляться разновидности стилей балета, это связано с энтузиазмом балетных руководителей, которые начали внедрять новинки и заканчивалось все образованием нового стиля.
     Русский балет балетмейстера С.П. Дягилева прослыл популярностью в начале века. В России как всегда политика влияла на все, в плоть до балетного искусства, и с сдвигами в политике появлялись изменения и в балете.
     Время после революции 1917 года характеризуется полной разрухой, откликнувшейся по всей стране. Но скоро новая советская власть занялась среди прочего, и восстановлением балетного искусства. Национализировав казенные императорские театры, новые властители обратились к артистам с тем чтобы те продолжили работу, а для воспитания новых советских поколений классических танцовщиков был создан в августе 1922 года высший хореографический совет бывшего Мариинского театра, призванный руководить труппой. Туда пригласили прежних, царских, выдающихся балетных деятелей. Среди приглашенных преподавателей были
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.