Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование как социальный институт

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Образование как социальный институт 

Социальный  институт - это организованная система  связей и  социальных  норм,
которая   объединяет   значимые   общественные   ценности    и    процедуры,
удовлетворяющие  основным  потребностям   общества.   Любой   функциональный
институт  возникает  и  функционирует,  выполняя  ту  или  иную   социальную
потребность.
Каждый  социальный институт имеет как специфические  особенности, так и  общие
признаки  с другими институтами.
Признаками  института образования являются:
1. установки  и образцы поведения - любовь  к знаниям, посещаемость
2. символические  культурные признаки - школьная эмблема,  школьные песни
3. утилитарные  культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс  устный и письменный - правили  учащихся
5. идеология  - академическая свобода, прогрессивное   образование,  равенство
при обучении
Образование  представляет  собой   социальную   подсистему,   имеющую   свою
структуру.  В  качестве  ее  основных  элементов  можно   выделить   учебно-
воспитательные  учреждения как социальные  организации,  социальные  общности
(педагоги   и   учащиеся),   учебный   процесс   кок   вид   социокультурной
деятельности. 

1.                      система формального образования  как объект
социологического  изучения .................. 3
2.                      эволюция института образования  .................3
3.                      функции института образования  в обществе ...........5
4.                      заключение .........................10
1. система формального  образования как  объект   социологического  изучения
В процессе нормального  функционирования и развития общества исключительно
важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом
предшествующих  поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт,
традиции  должны быть переданы новому поколению  людей и усвоены ими. Поэтому
поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее
совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых
веков. Эта  проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей
которого  как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям  культуры
и превращение  его в полноправного члена  общества. Существенным компонентом
процесса  социализации индивидов выступает  образование - обучение человека с
целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно
самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение
и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными  ценностями, умениями,
навыками, нормами  поведения, содержание которых определяется социально-
экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-
технического  развития
В социологии принято проводить различие между  формальным и неформальным
образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых,
существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы,
училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном
индустриальном  обществе система образования подчиняется  определенному
официально  предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в
данном обществе и б) нормативным требованиям  исполнения распространенных в
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы
формального образования определяется господствующими в обществе культурными
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое
воплощение  в проводимой государством политике в области образования.
В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального
образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку
образовательным учреждениям принадлежит в нем  решающая роль. Что же касается
термина "неформальное образование", то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он
стихийно  осваивает в процессе общения  с окружающей социальной средой
(друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения  к культурным
ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения  и т.д.
Неформальное образование также является важной составной частью
социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,
способствует  духовному развитию, но по отношению  к системе формального
образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,
говоря о  социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде
всего систему  формального образования.
2. эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в
современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций,
следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных, первобытных обществах образование  являлось составной частью
социально-производственного  процесса. В те далекие времена  не существовало ни
школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций
участвовали все члены общества. "В жизни  подрастающего поколения не
существовало  и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей
взрослых, ибо  все необходимые знания, навыки и способности приобретались и
развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени[1]. Характерно, что приобщение
детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5
лет, а в  подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении
пищи. Воспитанием  и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек -
женщины. Когда  ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации",
продолжающейся  несколько дней, в течение которых  юноши и девушки должны были
продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов
общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного
разделения  труда, появлением государственной  власти и сословного неравенства
начинается  обособление института образования. Специальную подготовку и
обучение  с использованием особой группы учителей получают дети из богатых
семей. Наглядным  примером первых формальных систем образования могут служить
школы в Древней  Греции и Древнем Риме, в которых  платные учителя обучали
детей благородных  сословий грамматике, философии, музыке, спорту,
красноречию, основам юриспруденции, медицине и  др. Обучение детей из других
сословий  осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на
определенный  срок отдавали на учебу в дом к  торговцу, купцу, ремесленнику и
т.п. Работая  в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными
знаниями  и навыками, искусством торговли, ремесла  и др. Подавляющая часть
населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе
трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей
принадлежала  семье.
В эпоху средневековья  начинает складываться более организованная система
образования, когда христианская церковь создает  в Европе сеть специальных
учебных заведений  по подготовке лиц духовных званий и возникают первые
университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже
культурно-образовательные  функции университетов расширились, в них начинают
обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются  первые попытки научных
исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью
системы формального  образования в доиндустриальном обществе являлось то, что
оно было доступно ограниченному числу лиц  выходцам из богатых и престижных
сословий.
Подлинная революция  в системе образования происходит в обществе
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится
массовым, доступным для широких слоев населения.
Такая радикальная  трансформация института образования  была вызвана
потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в
культуре  и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое  распространение получают
средние и  специальные школы, растет число  высших учебных заведений. Неполное,
а затем и  полное среднее образование становится необходимым условием
получения профессии  в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост
системы образования  приходится на период после Второй мировой войны, когда
происходит  техническое перевооружение ведущих  индустриальных стран и
совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей,
университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации.
Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около
5 млн. чел.  и ежегодно выпускалось около  800 тысяч специалистов с высшим
образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы
высшего образования  в США, где общее количество студентов  достигает 12,5 млн.
чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных
колледжах, дающих послешкольное специальное образование.
Не только массовость и общедоступность характеризуют  современную систему
образования. Кроме того, она отличается рядом  качественно новых свойств: если в
доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным
образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний
предшествующих  поколений, то в современном обществе институт образования
становится важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторую
половину  XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной
революции по той причине, что система образования  становится ключевым фактором
общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира период
60-80-х годов  ознаменовался крупными реформами в системе образования, задача
которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении
материально-технической  базы на основе новых информационных технологий и
гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями
современной системы образования являются следующие  моменты: превращение ее в
дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование)
систему, позволяющую  человеку непрерывно улучшать и обновлять  полученные ранее
знания и  навыки) (здесь важная роль отводится  учреждениям, занятым повышением
квалификации  и переподготовки кадров). Также  громадное воздействие образования
окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным
фактором  ее социализации, духовного и интеллектуального  развития. Полученное
человеком образование  в значительной степени определяет возможности дальнейшей
карьеры, достигаемое  социальное положение. Социальный статус человека в
современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,
который зависит от полученного образования.
Подобно другим социальным институтам институт образования  призван обеспечивать
социальную  стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано  с
удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей
общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным
ролям, занятию  определенных социальных позиций в  обществе
[2].
Функцию социализации выполняет в обществе также и  институт семьи, но
современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе
требует систематического и длительного обучения. Именно эту  двойственную
задачу и  призван решать институт образования, организация которого
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет
осуществлять  поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг
задач, выполняемых  институтом образования в современном  обществе, значительно
шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к
размещению  их по определенным социальным позициям в социальной структуре
общества, что  является одним из важнейших функциональных требований любой
социальной  системы. Эта задача решается не общеобразовательной  школой, а
специальными  учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами,
университетами  и др.
3. функции института образования в обществе
Рассмотрим  более подробно функции, выполняемые  в обществе
институтом  образования. Их достаточно много, и  различные авторы акцентируют
внимание  на разных сторонах деятельности института  образования.
Наиболее  важные из социальных функций института  образования.
1) Трансляция  и распространение культуры в  обществе - первая и наиболее
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института
образования происходит передача от поколения к  поколению ценностей культуры,
понимаемых  в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области
искусства, моральные  ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки,
присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории
человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом
просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого
народа имеет  свои национально-этнические особенности, а стало быть, система
образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении
национальной  культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к
которым, индивид  становится носителем национального  сознания и национальной
психологии.
2) Формирование  у молодого поколения установок,  ценностных ориентаций,
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,
молодежь  приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в
социальную  систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам
морали и  нравственности служит предпосылкой для  формирования у молодого
поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается
понимать  других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами
страны.
Содержание  осуществляемого системой образования процесса социализации и
воспитания  детей в значительной мере зависит  от господствующих в обществе
ценностных  стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного
обучения. В  современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от
государства, под контролем которого находится  система формального
образования, поэтому религиозное образование  и воспитание осуществляется
либо в  рамках семьи, либо в специальных  негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная  селекция - одна из важнейших функций  института формального
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что
она дает возможность  уже на самых начальных этапах осуществить
дифференцированный  подход к обучающимся (изменить профиль  обучения для
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В
ряде стран, в том числе и в нашей  стране, существуют специальные
образовательные программы для творчески одаренной  молодежи, учебный труд
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков
создаются благоприятные  условия.
В современном  обществе поиск и воспитание талантливой  молодежи возводится в
ранг государственной  политики в области образования, так как бурное развитие
науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного
притока талантливой  молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся
осуществляется  современной школой как бы авоматически, так как сама
внутренняя  микроструктура образования как  раз и имеет своей главной  задачей
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и  талантам, но и в
соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная
часть молодежи поступает на учебу в технические  училища, другие продолжают
учебу в средней  школе, и часть ее выпускников  поступают в вузы. После
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,
другие поступают  в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения
социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом
образования процесса селекции, так как его  конечным результатом (когда
различные группы молодежи завершают образование  в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным  позициям в социальной
структуре общества. Посредством этого достигается  воспроизводство в
обновление  социальной структуры общества, без  чего невозможно нормальное
функционирование  последнего. Другая важная сторона  процесса социального
размещения  заключается в том, что он запускает  механизм социальной
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той
или иной организации, как правило открывает для многих людей путь
профессиональной  карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и
властных  полномочий. Система образования, главным  образом высшего, в
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и
высокооплачиваемую  работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью  и доходом является важнейшим  показателем социального статуса
человека  в современном обществе.
4) Функция  социального и культурного изменения  является прерогативой
современного  института образования. Эта функция  реализуется двумя
взаимосвязанными  способами. Во-первых, в процессе научных  исследований,
научных достижений и открытий, которые проводятся в  стенах высших учебных
заведений. Способствуя  научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия
общества.  Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью
происходит  характерная для западных стран  интеграция науки, высшего
образования и производства, результатом которой является ускорение научно-
технического  прогресса. Университеты все в большей  степени становятся
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств
и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных  исследований в стенах
вузов способствует совершенствованию системы высшего  образования, так как
новые научные  идеи и открытия включаются в учебные  программы, обеспечивают
повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования  может быть предтставлена
как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и
организаторы  образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная
модель, значительно  упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют
различные типы учебных заведений (начальная и  средняя школы, средние
специальные учебные заведения, высшая школа  и т.п.), с присущими им
особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом
преподавателей  и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне
допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям
обобщенные  образцы поведения, нормативные  требования и ролевые предписания,
посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе
образования.
Итак, высшую позицию в социальной структуре  образования занимают руководители
различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и
деканы, директора  школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической
зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль,
которую выполняют административные работники в системе образования. Их
главная задача заключается в том, чтобы принимать  ответственные решения и
формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень
основных  дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально-
техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность
за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные
требования  к деятельности преподавателей и  сотрудников, а также - критерии
оценки их труда. Представители высшего управленческого  звена формируют
государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные
требования  к содержанию и качеству учебных  программ в соответствии с
изменяющимися социально-экономическими и политическими  условиями. Наряду с
этим они  осуществляют социальный контроль над  системой образования,
определяют  систему формальных санкций в  учебных заведениях. Административные
работники нижнего  звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ,
завучи и  т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.