На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История развития Технлогии и технологического образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Новосибирский  государственный  педагогический университет» 

Факультет технологии и предпринимательства
Кафедра педагогики, психологии и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по технологии и методике обучения
«История  развития технологии и технологического образования» 
 
 
 
 

              Выполнила: студентка  4  курса ,
                 41 группы , ФТП
                _Смоленцева О.А __
            Руководитель: ст.преподаватель кафедры ППиП
                           ___М.В. Леонов___
                       
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Новосибирск 2011 

  Содержание
  Введение……………………………………………………………….3
  1.Разбор понятий технология и технологическое образование…....4
  1.1.Технология. Возникновение термина «технология»………… ...4
  1.2. Развитие  понятия «Техническое образование»…………………9
  1.3. Зарождение  технологического образования в  ВУЗах России...11
  2.Различия  старой и новой систем образования……………………15
  2.1. Что  такое образование Российской  Федерации  в целом? ........15
  2.2. Принцип  классической (советской) системы  образования……16
  2.3.Принцип  технологической системы образования……………....17
  2.4.Парадигма  систем образования………………………………….20
  Заключение……………………………………………………………22
  Список  литературы…………………………………………………...23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  В условиях модернизации отечественного образования  особое внимание следует уделить  опыту прошлого в российской системе  образования, следует изучать исторические корни возникновения технологического образования для обеспечения прогностической функции современного специалиста по направлению «Технологическое образование».
  Вообще  термин «технология» впервые употребил  немецкий профессор Иоганн Бекман (Johann Beckmann)(4 мая 1739—3 февраля 1811) в 1772 году, он придумал данный термин для обозначения «науки о ремесле». Бекман был первым, кто стал преподавать технологию, и писать о ней как о научном предмете.
  В настоящее  время большая часть простого населения заинтересованного в  обучении не понимает, в чем заключается  суть технологического образования, поэтому  данное исследование имеет значимый характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Разбор понятий технология и технологическое образование. 

  1.1.Технология. Возникновение термина «технология». 

  Момент  перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным ее дальнейшее развитие и совершенствование.
  Началом Технологии человека стоит считать  первый опыт улучшения свойств первых инструментов, будь то палка-копалка  или кремневый нож.
  Термин "технология" часто употребляют, не заботясь о  точных определениях, в лучшем случае поясняя, что следует понимать под  технологией в самых общих  чертах. Неудивительно, что существует множество различных толкований этого термина - от технологии как  объекта материальной культуры до технологии как области прикладных научных  знаний. Всем этим широко распространенным определениям присущ общий недостаток: они настолько широки, что нечего и пытаться получить с их помощью  содержательные выводы или конкретные результаты. По существу, общепринятые трактовки технологии ничуть не информативнее, чем утверждения типа "всякий джентльмен - мужчина, любая леди - женщина".
  Дабы разрушить  всю не точность трактовок об этом понятии, следует обратиться к истории происхождения понятия «технология», следовательно, в дальнейшем уже появления «технологии» как отдельного образовательного предмета.
  В конце XVIII века в общем массиве знаний о  технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «технология». Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное  употребление термин «технология», которым  он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттинге с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал: «Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780—1805 гг.) он развил это понятие. [Salomon J. What is Technology? The Issue of its origins and definitions // Historiy of technology. 1984/]
  Иоганн  Бекман (нем. Johann Beckmann)(4 мая 1739—3 февраля 1811) — немецкий учёный, придумавший термин «технология» для обозначения «науки о ремесле». Он был первым, кто стал преподавать технологию, и писать о ней как о научном предмете. 

      Биография
      Бекман  родился 4 мая 1739 в городе Хойя в государстве Ганновер, где его отец был почтальоном и сборщиком налогов. Образование он получил в Гёттингенском университете, где изучал теологию, математику, физику, естествознание, а также государственные финансы и управление. После окончания обучения, в 1762, он проводил исследования в Брауншвейге и Нидерландах, изучая рудники, фабрики и музеи естественной истории.
      Смерть  матери в 1762 лишила его надежд на поддержку, и в 1763 он принял приглашение пастора  лютеранской общины, Антона Фридерика Бюшинга, основателя современных историко-статистических методов географии, и стал преподавать естествознание, а лютеранской академии в Санкт-Петербурге.
      Эту должность  он оставил в 1765. В 1765—1766 он путешествовал  по Дании и Швеции, где изучал методы разработки рудников, организации  фабрик и литейных цехов, а также  собирал данные об искусстве и  естествознании. В путешествии он познакомился с Линнеем. Его путевой  дневник, написанный в этом путешествии, «Schwedische Reise in den Jahren 1765—1766», был опубликован в Уппсале в 1911.
      В 1766 он был назначен внештатным профессором  философии в Готтингеме. Там он читал лекции о политической и домашней экономике, а в 1768 основал ботанический сад по принципам Линнея. Его успех был так велик, что в 1770 его назначили штатным преподавателем.
      Беккман часто водил своих студентов в мастерские, чтобы они могли овладеть не только теоретическими, но и практическими навыками в различных ремеслах. Он и заинтересовывал их, и объяснял им историю и сложившееся положение в тех направлениях в ремеслах и науке, о которых он рассказывал. Но, несмотря на свои усилия и рвение, он не мог получить объем знаний, необходимый для этих занятий. Тогда он ограничил внимание только несколькими практическими искусствами и ремеслами. Этим стараниям мы обязаны появлению его « Beitrage zur Geschichte der Erfindungen (1780—1805)», переведенному на английский язык как «History of Inventions, discoveries and origins» (История открытий, изобретений и истоков) (1780, 4е издание выпущено в 1846) — работе, в которой он связал истоки, историю и нынешнее состояние различных машин, утвари и других приспособлений, используемых в ремесле и домашнем хозяйстве. Эта работа позволила Беккману быть названным основателем научной технологии — термин, впервые употребленный им в 1772.
      Беккмановский подход был новым для эпохи Просвещения, а его аналитические работы по технологии были отражением «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дидро. Он был вдохновлен классифицированными работами Линнея и «Bibliothtecae» Альбрехта фон Галлера.
      Никто в Англии того времени не писал  ничего подобного. Беккман был первым, кто стал писать исторические и критические доклады о технологиях ремесел и производства и опубликовал классификацию технологий. Его целью было провести исследования, которые вдохновили бы других на дальнейшее развитие науки. В 1772 Беккман был избран членом Королевского Общества Готтингема, и создавал ценные научные труды для него до 1783, когда отказался от дальнейшего участия в его работе. Также он был членом научных обществ Целле, Галле, Мюнхене, Эрфурте, Амстердаме, Стокгольме и Санкт-Петербурге. В 1784 он был назначен советником ганноверского суда, а в 1790 избран иностранным членом Королевской Шведской Академии Наук.
      Он умер 3 февраля 1811. 

  Клемм говорил: «Он должен быть признан первым заслуживающим  доверия историком изобретений, а также почтен как отец учения об истории технологий.»
  Технология (от греч. — искусство, мастерство, умение; др.-греч.  — мысль, причина; методика, способ производства)  — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
  Технология  это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.
  Разработкой технологий занимаются технологи, инженеры, конструкторы, программисты и другие специалисты в соответствующих  областях.
  Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала  под собой простой навык, то в  настоящее время технология —  это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих  исследований.
  Дисциплина, изучающая эти явления, также  получила название "Технология" (появление как обучающей дисциплины в 1772году) и представляет собой совокупность приемов получения новых знаний о процессах обработки (переработки) различных сред.
  В России, предмет технологии был утвержден  манифестом императора Александра I от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств», он имел долговременные позитивные последствия для различных сфер социальной жизни России. Благодаря созданию Министерства народного просвещения начала целенаправленно складываться самобытная российская система образования, не имевшая аналогов в мире. С годами Министерство народного просвещения превратилось в настоящий образовательный штаб по руководству учебными заведениями различных типов на всей огромной территории Российской империи. Вся многогранная деятельность Министерства находилась под контролем Правительствующего Сената.
  После продолжительного времени, после революций и всяческих реформ, в декабре 1936г. Наркомпросами республик было внесено предложение о преодолении перегрузки школьников и сокращении учебного года за счёт ликвидации преподавания трудового обучения как самостоятельного предмета. Руководство Наркомпроса РСФСР и Наркомпросы других республик поддержали этот проект.
  В XIX в. И.Песталоцци, Р.Оуэн, К.Д.Ушинский и другие педагоги вполне обоснованно доказали, что без привлечения воспитанников к труду нельзя ожидать положительных результатов в воспитании. На основании этого положения в XX в. Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий. и др. разработали и продемонстрировали на практике большие воспитательные возможности ремесленного, разнообразного бытового и высокомеханизированного индустриального труда. Классик российского трудового обучения К.Ю.Цируль, выступая за введение ручного труда в классическую гимназию, писал, что он «удовлетворяет в детях стремление к деятельности и творчеству, развивает волю, внешние чувства, упражняет руки и физические силы, учит любить и уважать всякое практическое дело»; школа же, «как и при преподавании всех прочих предметов, с занятиями ручным трудом соединяет чисто воспитательные, педагогические цели».
  Великая Отечественная война очень сказалась  на образовании.
  Именно  это предопределило введение раздельного  обучения для мальчиков и девочек, но не во всех школах, а примерно в 25% школ.
  В 1954-55гг. для учащихся 1-5-х классов общеобразовательных  школ был введён труд как предмет  обязательного школьного обучения. С 1955-56гг. стали внедряться программы  по трудовому обучению для всех классов  средней школы. Тогда же началась организация в школах мастерских и рабочих комнат. За 1954-1957гг. они  были созданы уже при 80% семилетних и средних школ. На сегодняшний день абсолютно все учебные заведения оборудованы трудовыми мастерскими.  

  1.2. Развитие понятия «Техническое образование». 

  В условиях модернизации отечественного образования  особое внимание следует уделить  опыту прошлого в российской системе  образования, следует изучать исторические корни возникновения технического и технологического образования  для обеспечения прогностической  функции современного специалиста  по направлению «Технологическое образование».
  Развитие  образования в целом требовало  новых подходов к теоретической  разработке основ образования, прежде всего, в рабочей группе населения  России. В этом проявлялось противоречие, когда правительство, стремясь обеспечить развитие промышленности, ограничивало возможность получения образования в рабочей среде.
  К середине XIX века стало употребляться понятие  «техническое образование», которое  являлось составной частью специального образования. Поэтому следует определить смысл, который вкладывался в  это понятие для дальнейшей характеристики уровней технического образования.
  А.Г. Неболсин, И.А. Анопов определяют техническое образование как образование, посвященное исключительно техническому обучению, или в котором последнее, хотя и связано с общим образованием, но составляет основную задачу.  Из данного определения мы видим два направления образования: специально-техническое, которое связано с конкретной профессией и общетехническое, связанное с преподаванием общетехнических дисциплин, напрямую не связанных с профессией.
  В энциклопедическом  словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона 1901 года,  мы встречаем следующие  определение технического образования:  «техническое образование – один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние, высшие: первые два разряда дают необходимые  познания для низших и средних  служебных органов в различных  отраслях промышленности (для рабочих  и техников), высшие школы приготовляют руководителей технических работ (инженеров)». Из этого определения мы уже видим разные квалификационные должности, а именно: инженер, техник, рабочий.
  Правительственная инициатива по обеспечению промышленности квалифицированными кадрами выразилась в создании реальных училищ, но в  целом оно преследовало цели сословного принципа в образовании, пытаясь  оградить рабочее население от среднего и высшего образования. Реальные училища не могли полностью обеспечить запросы промышленности, которая требовала не только решения технической стороны производства, но и решения проблемы качественной подготовки квалифицированных кадров, управляющего состава для технических предприятий страны, поэтому значительную роль в развитии технического образования сыграли общественные организации и частные учебные заведения, которые в своей деятельности пытались сочетать требования местных и государственных условий промышленности.
  В том  же проекте промышленного образования  в России техническое образование  определяется как подготовка к промышленной деятельности лиц действительно  к ней пригодной, вооруженных  необходимыми знаниями и умениями в  той степени, чтобы они без  особых затруднений при помощи не очень продолжительных практических занятий тем специальным делом, к которому приготовляются в школе,  могли становиться действительно  полезными деятелями в соответственных  родах и на соответственных ступенях промышленного поприща .
  Таким образом, можно сделать вывод о том, что к середине XIX века в России были определены различные уровни учебных  заведений для реализации технического образования (высшие, средние, низшие), в рамках которого рассматривалась  подготовка людей к оптимальному функционированию в развивающейся  промышленности, хотя на уровне подготовки рабочих не предусматривалось формирование активной позиции самого субъекта.
  Поэтому, говоря о развитии технического образования  в России середины XIX- ХХ вв.,  будем  понимать под техническим образованием  один из видов специального образования, направленный на освоение научно-теоретических  и практических знаний и умений в  различных отраслях промышленности для подготовки на уровне начальных  и средних учебных заведений  – специалистов низшего и среднего звена, а на уровне высших учебных  заведений – специалистов высших административных постов (руководителей технических работ). 

  1.3. Зарождение технологического образования в ВУЗах России. 

  Развитие  промышленности, внедрение новых  способов работы, производства, усовершенствование технических средств труда определяли создание различных уровней технологического образования, которые выступали средством подготовки квалифицированных специалистов в контексте работы промышленных предприятий. Как отмечают Н.Н. Кузьмин, уже в первой половине XIX века идет быстрый количественный рост, как самих предприятий, так и рабочих, занятых в промышленности. Осуществляется переход от одной формы промышленности к другой (от мануфактуры к фабрике), а быстрое экономическое развитие страны поставило задачу подготовки специалистов для работы по различным отраслям хозяйства.
  Технологическое образование в России середины XIX – начала ХХ века представлено различными уровнями – высшим, средним, низшим, которые в свою очередь образуют систему технического образования в России.
  Высшие  технические учебные заведения  в качестве основной задачи определяли подготовку опытных инженеров –  руководителей в технических  и промышленных предприятиях, обучения контингента лиц, необходимых для  замещения правительственных технических  должностей.
  Так, в 1773 году был утвержден первый устав  Горного училища, после, в 1833году учебное заведение было переименовано в Горный институт. Это учебное заведение было первым, которое начало практиковать преподавание технологического образования.
  Характеристика  ещё нескольких высших учебных заведений  дает представление о качественной подготовке специалистов в интересах  промышленности. Анализ содержания обучения в высших технических учебных  заведениях, их целевого назначения, нормативных  документов позволяет сделать вывод  о том, что подготовка в рамках высшего технического образования  в России середины XIX века была ориентирована  преимущественно на освоение механической и химической технологии, наблюдалась  практическая направленность в обучении.
  В современной  конкретно-исторической обстановке востребовано осознание сущности феномена технологического образования, но в тоже время мы не можем говорить о единстве в понимании  технологического образования. Необходимость  изучения сущности технологического образования  вытекает из новой стратегии развития образования, модернизации системы  образования, где ее структурное  и содержательное обновление рассматривается  как основа модернизации общества, экономики, страны в целом.
  Еще одной  существенной категорией при характеристике технологического образования выступает "технология", в определении  которой также не наблюдается  унификация подходов.
  В процессе преподавания технологии должны быть решены следующие задачи:
    формирование политехнических знаний экологической культуры;
    привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
    ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
    развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
    обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнение профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
    воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма,  человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
    овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
    использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации, развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребёнка.
  Для решения  этих задач в содержании образовательной  области «Технология» («технологическое образование») можно выделить 10 основных разделов:
  1. Технология  обработки конструкционных материалов  и элементы машиноведения. 
  2. Электрорадиотехнология (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, робототехника,  высокие технологии – использование  ЭВМ в управлении технологическими  процессами).
  3. Информационные  технологии – использование ПЭВМ  для решения практических задач. 
  4. Графика (черчение, оформительско-дизайнерские работы).
  5. Культура  дома, технологии обработки тканей  и пищевых продуктов. 
  6. Строительные  ремонтно-отделочные работы.
  7. Художественная  обработка материалов, техническое  творчество, основы художественного  конструирования. 
  8. Отрасли  общественного производства и  профессиональное самоопределение. 
  9. Производство  и окружающая среда. 
  10. Элементы  домашней экономики и основы  предпринимательства.
  Опираясь  на вышеуказанную информацию и знания о специальностях факультета, на факультете технологии и предпринимательства  практикуются два из основных разделов технологии (или как принято в  новой системе образования –  разделов технологического образования):
  -Технология  обработки конструкционных материалов  и элементы машиноведения. 
  -Культура  дома, технологии обработки тканей  и пищевых продуктов. 
  2.Различия  старой и новой систем образования. 

  2.1. Что  такое образование Российской Федерации в целом? 

  Материал  из Википедии — свободной энциклопедии.
  Образова?ние в Росси?йской Федера?ции — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
  В 2006 году было 1,3 млн выпускников школ. К 2012 году, по прогнозу 2009 года Министра образования и науки России Андрея Фурсенко, количество выпускников школ в России может сократиться до 700 тыс.
  В 2008 году среднегодовая численность занятых  в сфере образования в России составляла 5,98 млн человек.
  В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства  РФ В. Путин заявил, что на мероприятия  федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах  будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные  средства будут направлены на поддержку  одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах  и дистанционных школ при исследовательских  университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.
  Уровень общего и специального образования  обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
  Также образование  можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей  по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
  В широком  смысле слова, образование — процесс  или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому (между поколениями)». 

  2.2. Принцип классической (советской) системы образования. 

   В начале  советской власти предпринимаются  попытки создания единой трудовой  школы, состоящей из двух ступеней: I ступень для детей 8-13 лет,  и II ступень для детей 14-17 лет.  Уже в 1919 году Наркомпрос пришел к осознанию необходимости восстановления низшего и среднего профессионального образования на базе I ступени Единой трудовой подготовки.
  В 20 - 30 гг. ХХ века изменяется содержание трудовой подготовки в сторону углубления изучения теоретических основ производства, что вызвано процессами индустриализации. Становится важен развивающий аспект развития мышления, воли, характера, общетрудовых умений и навыков.
   Этот  подход нашел отражение в деятельности  А.С. Макаренко, где четко прослеживалась  политехническая направленность  общеобразовательных дисциплин,  сочетающаяся с профориентацией. 
  В 1927 году труд был введен как особый предмет, задачами которого выступали: выработка  умений и навыков, общих для различных  трудовых процессов.
   К 30-м  годам осознается необходимость  унификации учебных заведений  и 15 мая 1934 года издается постановление  Совета Народных Комиссаров и  ЦК ВКП (б) "О структуре начальной  и средней школы в СССР". Согласно этому документу на всей территории страны были установлены единые типы общеобразовательной школы:
    Начальная школа (4 года);
    Неполная средняя школа (3 года);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.