На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административная ответственность юридических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1. Особенности административной ответственности юридических лиц. 

     
      Юридические лица как субъекты административных правонарушений.
 
     Приступая к раскрытию данного вопроса, прежде всего, следует дать определение понятию юридического лица.
     Юридическим лицом в соответствии со ст. 48 Гражданского Кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1
     При рассмотрении юридических лиц, как  субъектов административных правонарушений следует разобраться с сущностными  характеристиками, которые присущи юридическим лицам.
     В части 1 статьи 1.4. КоАП РФ раскрывается принцип равенства перед законом, где говорится, что юридические  лица подлежат административной ответственности  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.2
     Административную  ответственность юридических лиц  характеризуют признаки состава  административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Однако они обладают существенными особенностями, отличающих их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего, и в основном это касается понятия вины.
     Вина  – необходимое условие  ответственности. Невозможно наступление ответственности без наличия вины, то есть виновного совершения противоправного действия или бездействия.
     Понятие вины применительно к юридическим  лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к  административной ответственности  привлекаются физические лица. Юридические лица являются специальным субъектом административного правонарушения. К административной ответственности юридическое лицо может быть привлечено лишь за противоправные действия (бездействия), исходящие от органов юридического лица в рамках их компетенции. Компетенция и порядок работы органов юридического лица закреплены законодательством и в учредительных документах.
     Так как юридическое лицо является специальным субъектом административного права, и поэтому законодатель предусмотрел особенности для его привлечения к административной ответственности.
     В административном праве существует комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.
     Объективная вина, в соответствии со ст. 2.1. КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего правила, то есть юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
     Субъективная  вина - отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
     Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы, отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.3
     Юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений только в случаях, если это предусмотрено санкциями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.4
     Филиалы, представительства и иные коллективные образования не могут быть субъектами административных правонарушений.
     Положения разделов Общей части КоАП РФ носят  общий характер и применяются  как к физическому, так и к  юридическому лицам в равной мере, за исключением следующих случаев:
    если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены          только к физическому лицу;
    когда в норме закона прямо указано, что она применяется только в отношении физического лица.
        В случае реорганизации юридического лица лицо, привлекаемое к административной ответственности, определяется следующим образом:
    при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;
    при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо;
    при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
    при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.5
     При реорганизации административная ответственность  за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
     Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых  различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и прочее). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).
     Выделяют  следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:
    нарушения земельного законодательства;
    экологические правонарушения;
    нарушения в сфере строительства и производства строительных материалов;
    нарушения таможенных правил;
    нарушения налогового законодательства;
    незаконное осуществление банковской деятельности;
    нарушения антимонопольного законодательства;
    нарушения пожарной безопасности;
    нарушения санитарных и природоохранных правил;
    нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);
    валютные правонарушения.6
     Несмотря  на то, что вид публичноправовой ответственности юридических лиц  закреплен в российском законодательстве, он не лишен внутренних противоречий и является предметом дискуссий. Решение этих противоречий может послужить исходным материалом для развития всех видов публично-правовой ответственности юридических лиц в российской правовой науке и законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Характеристика административных наказаний,      назначаемых юридическим лицам.
 
     Прежде  всего, стоит дать определение понятия  административное наказание, которое  закреплено в части 1 статьи 3.1. КоАП РФ.
     Административное  наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами.7 Административное наказание является разновидностью административного принуждения, административными наказаниями признаются только те взыскания, которые указаны в статьях 3.3. – 3.11. КоАП РФ. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
     В настоящее время КоАП РФ установлены  девять видов административных наказаний. В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания.
     Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.
     Предупреждение  как мера административного наказания  всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.
     Предупреждение  — самая легкая по карательному воздействию мера административного  наказания. Применение этой меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.8 Например, предупреждением наказывается в соответствии со ст. 6.3 КоАП нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании.
     Административный штраф - денежное взыскание, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Например, ст. 16.1 - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; 2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Например ст. 15.25 КоАП – нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году. Например ч. 1, ч. 2 ст. 14.32 КоАП – заключение ограничевающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Например, в соответствии со ст. 14.6 КоАП – нарушение порядка ценообразования; 5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Например ст. Статья 7.32 КоАП - нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
     Административный  штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Минимальный размер административного штрафа равен 1 МРОТ (в настоящее время 1 МРОТ=100 рублей). Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.9
     Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.
     В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия  заключается в том, что оно может быть обращено только на те вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.
     Применить возмездное изъятие значительно  сложнее, чем конфискацию, предусматривающую  безвозмездное обращение в доход  государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 3 ст. 20.8 КоАП РФ за нарушение правил коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему. В данном случае возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания к основному, которое может назначаться или не назначаться.
     В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции  РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда». Под лишением имущества в данном случае понимается принудительное прекращение права собственности. Возмездное изъятие является одним из оснований такого прекращения права собственности. Поэтому в соответствии с требованиями данной конституционной нормы ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие может быть назначено только судьей.10
     Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.11
     Предметами  конфискации как наказания за административное наказание могут  являться: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная  продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и т.д.
     С учетом конституционного положения  о невозможности лишения имущества  иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения,  как и  возмездное  изъятие,  назначается только судьей.
     Нельзя  считать конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, которые: 1) подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; 2) изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.12 Например, статья 14.2. КоАП - незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
     Административное  приостановление  деятельности –  в соответствии со ст. 3.12 КоАП под административным приостановлением деятельности понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Такой вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
     Законодательством предусмотрено, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП и если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности не может превышать девяноста суток.
       Административные наказания подразделяются на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Предупреждение, административный штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового спирта влечет наложение административного штрафа (основное наказание) для юридических лиц в размере – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией (дополнительное наказание) этилового спирта и спиртосодержащей продукции.13
     Проанализировав виды административных наказаний применяемых к юридическим лицам, можно сделать вывод, что применение данных видов наказания оправдывает цель предупреждения правонарушений, а так же данные виды наказаний, применяющиеся за те или иные административные правонарушения, являются соразмерными мерами ответственности за совершенные правонарушения.   
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях юридическими лицами.
 
     Мерами  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.14
     В ст. 27.1 КоАП перечислены меры обеспечения  производства по делам об административным правонарушениям:
    доставление;
    административное задержание;
    личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
    осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
    изъятие вещей и документов;
    отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
    освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
    медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
    задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
    арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
    привод;
    временный запрет деятельности.
     Из  всех выше перечисленных мер обеспечения  производства по административным правонарушениям  в отношении юридических лиц  возможно применение следующих:
     Осмотр  принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. В статье 27.8 КоАП РФ урегулирован осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений территорий и находящихся там вещей и документов. Осмотр осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Для осмотра сложного технологического оборудования бывает недостаточно собственных специальных знаний лица, осуществляющего осмотр. В этой связи при их использовании необходимым является привлечение специалиста для производства осмотра, что допустимо, исходя из положений ст. 25.8 КоАП РФ. Согласно данной статье специалист привлекается для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств15.
       О проведенном осмотре составляется  протокол, содержание которого, аналогично содержанию протокола досмотра вещей, находящемся при физическом лице. Особенностью является то, что в соответствии с частью 6 статьи 27.8 КоАП РФ он подписывается законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя.
     Досмотр транспортного средства - это его обследование, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, так, к примеру, можно открыть багажник, но нельзя демонтировать какие-либо панели или агрегаты автомобиля. Согласно ч. 1 ст. 27.9 КоАП РФ досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Досмотр производится теми же должностными лицами, которые уполномочены осуществлять доставление и административное задержание обязательным является присутствие лица, во владении которого находится транспортное средство, и двух понятых. Но в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Содержание протокола в основном не отличается от протокола о досмотре вещей и дополнительно включает сведенья о транспортном средстве: о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства.
     Изъятие вещей и документов - статья 27.10 КоАП РФ предусматривает изъятие вещей, явившихся орудиями или предметами совершения правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу. Изъятие вещей и документов, осуществляется лицами, которые уполномочены производить досмотр, или осмотр. Вещи и документы изымаются в присутствии двух понятых. Содержание протокола аналогично протоколу досмотра вещей, находящихся при физическом лице. При изъятии водительского удостоверения, удостоверения судоводителя и др. выдается временное разрешение на право управления до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
     Изъятое огнестрельное оружие и патроны  к нему, иное оружие, боевые припасы  хранятся в порядке, определяемом МВД  России16. Подвергающиеся быстрой порче вещи, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются17. Наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ18. Частью 12 ст. 27.10 КоАП РФ также установлено, что образцы этих средств хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
     Арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Статья 27.14.
     арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями или предметами совершения правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу, либо его законному представителю о запрете распоряжаться и пользоваться ими. Применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и их сохранность можно обеспечить без изъятия.
     Арест товаров и других перечисленных  выше объектов осуществляется должностными лицами, уполномоченными производить  административное задержание, в присутствии владельца вещей и двух понятых, а в случаях, не терпящих отлагательства, может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол, в котором, в частности, отражаются сведенья о лице, во владении которого находятся соответствующие вещи. Отчуждение или сокрытие вещей, на которые наложен арест, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Привод - принудительным доставлением законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 27.15 КоАП). Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. В целях реализации ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода19.
     Временный запрет деятельности.  В соответствии со ст. 27.16 КоАП  в ходе осуществления своих надзорных полномочий компетентные должностные лица органов исполнительной власти могут применить такую особую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности. Эта мера заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, но не более 5 суток, прекращении деятельности структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Правовое регулирование временного запрета деятельности на уровне кодифицированного федерального закона (КоАП РФ) является новеллой российского административно-деликтного законодательства20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.