На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС и в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические  последствия…………………………………………………………………..4
ГЛАВА 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС…………………………………………………………………..16
ГЛАВА  3. Социальная политика  в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы  развития………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия.
В период с VIII в. до первой половины XX в. за рубежом доминировали два основных подхода в изучении бедности: социал-дарвинистский и эгалитаристский. Согласно первому подходу бедность трактовалась как закономерное явление в обществе. Ее причины – рост населения, производства, неумение отдельных индивидов приспособится к конкурентной среде, при этом критерии бедности не выделялись. Представители эгалитаристского направления (Э. Реклю, К. Маркс, Ф. Энгельс) в качестве принципа организации общественной жизни предлагали  всеобщую уравнительность, бедность рассматривали как социальное зло, обусловленное характером производственных отношений и безвозмездным присвоением прибавочной стоимости капиталистами; за критерий бедности принимали весьма абстрактные единицы – собственность на средства производства и меру эксплуатации. Англичане Ч. Бут и С. Раунтри (конец XIX в.) положили начало академическим исследованиям в данной области и стали основателями  концепции абсолютной бедности. За точку отсчета в определении бедности они брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище.
В настоящее время (конец XX– начало XXI в.) в зарубежной экономической науке и практике используются различные модификации теории абсолютной бедности, а также новые подходы, разработанные в 1970-1990-е гг.: концепция относительной, субъективной, структурной бедности и т.д. Обобщая многочисленные современные теории бедности, можно выделить пять агрегированных подходов к ее определению.
    Абсолютная концепция бедности идентифицирует в качестве бедных ту часть общества, представители которой не в состоянии обеспечить себя суммой благ, абсолютно необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Бедные – это те, кто испытывает недостаток  элементарных средств к существованию. Иногда они ограничиваются лишь самыми дешевыми продуктами питания, потребность в которых определяется на основе физических норм необходимого потребления калорий, белков, жиров и углеводов. Чаще к средствам существования помимо продовольствия относят одежду, предметы санитарии, жилье, но в ограниченном объемах. Граница абсолютной бедности, т.е. минимальный уровень жизни, ниже которого семья оценивается как бедная, обычно считается стабильной, не зависящей от времени. Минимальные потребности человека в питательных веществах считаются в основном одинаковыми во всех странах и требуют лишь незначительных поправок на климатические или природные условия.
    Относительная концепция бедности. Ее сторонники интерпретируют общество как ограниченное единство социальных слоев с разным уровнем жизни, а определение бедности трактуют как отношение уровня доходов низших слоев к уровню доходов остальной части общества.
    Показатели  благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями (абсолютная бедность), а с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.
    Концепция «структурной бедности» соединяет в себе элементы теорий относительной и абсолютной бедности. Акцентируется внимание на нравственном ее аспекте; в качестве критерия бедности признается чувство стыда вследствие невозможности приобрести предметы потребления, необходимые для поддержания чувства собственного достоинства. Эта концепция была выдвинута в 1983 г. Американским экономистом А. Сеном.
    Комбинированный подход направлен на совмещение двух методов оценки критерия бедности: прямого (анализ реального удовлетворения первоочередных потребностей) и косвенного (измерение ресурсов домохозяйств в основном через доходы). В результате бедными признаются те, кто испытывает лишения из-за отсутствия необходимого уровня располагаемых ресурсов.
    Концепция субъективной бедности опирается не на суждения официальных экспертов,  а на оценку рядовыми потребителями своего благосостояния. На основе выборочного обследования домохозяйств устанавливается размер дохода,  позволяющий, по мнению населения, удовлетворить основные потребности. [1]
    Ни  один из рассмотренных подходов к  определению бедности не является полностью исчерпывающим.
    Абсолютная  концепция бедности, базирующаяся на критерии сбалансированности между  здоровьем и его отсутствием, крайне ограничена.  Ассортимент  приобретаемых населением благ не только определяется соображениями выживания, но неизбежно зависит от национальных обычаев, традиций, сложившегося образа жизни. Относительная концепция бедности учитывает современные стандарты жизни, сложившиеся в конкретной стране. Однако относительный взгляд на бедность , во-первых, затрудняет оценку степени успешности реализации программ борьбы с бедностью, во-вторых, усложняет процесс сравнения преимуществ предлагаемых стратегий социально-эконмического развития: блага, в потреблении которых принимают участие все, имеют тенденцию обесцениваться. Теория относительной бедности в чистом виде может даже привести к абсурдным выводам. Так, в богатом обществе в качестве бедных могут быть квалифицированы те, кто не в состоянии приобрести новый автомобиль. С другой стороны, во время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося падением среднего уровня жизни, число людей, терпящих лишения, может резко возрасти, но этот факт не обязательно отразится в увеличении размеров бедности, так как относительная картина может остаться прежней. Концепция  А. Сена, попытавшегося учесть преимущества относительной и абсолютной теории бедности, носит сугубо теоритический характер. Приверженцы «субъективной бедности» придерживаются одностороннего рассмотрения бедности  - с точки зрения респондента.
    Самыми  приемлемыми представляются комбинированные  подходы, объединяющие в себе элементы абсолютной, относительной и субъективной бедности.
    Наиболее  часто используемым в мире определением, в основе которого лежит концепция  ООН, является рассмотрение бедности как  «состояния длительного вынужденного отсутсвия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни». Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей реализации потенциала человека, вызванное отсутствием достойной работы, удобного жилища, доступа к качественному образованию и здравоохранению.
    При определении понятия бедности необходимо исходить из следующих положений:
    представление о бедности как социально-экономические категории формируется на стыке экономической теории, статистики, социологических, политических и этнических дефиниций;
    бедность представляет собой многоаспектное социально-экономическое явление, обладающее сложной иерархической структурой;
    бедность неразрывно связана с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, низкой продолжительностью предстоящей жизни (прежде всего, с вероятностью умереть до 40 лет), низки уровнем образования, низкими возможностями эффективной реализации своего трудового потенциала и т.д.;
    в категории «бедность» следует выделять две стороны: абсолютную и относительную; критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, критерием второй – средний уровень жизни, сложившийся в данном обществе;
    социальная политика государства может во многом видоизменять границы и содержание бедности; в результате соглашения различных противоборствующих политических сил и исходя из возможностей государства складывается так называемое политическое или государственное определение бедности, согласно которому устанавливается официальная черта бедности, т.е. конкретизируются границы той части общества, которая нуждается в социальной помощи. Данный показатель зависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и от экономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровня жизни населения, его менталитета.
    использование абсолютного жизненного стандарта необходимо в тех случаях, когда требуется оценить степень эффективности проводившихся программ борьбы с бедностью. [1]
    Как многоаспектная категория бедность может проявляться в различных формах. В зависимости от базы сравнения и степени глубины выделяют абсолютную и относительную бедность; в зависимости от характера статистической информации, собираемой для оценки черты бедности и определения контингента бедных, - объективную и субъективную; в зависимости от продолжительности – застойную и временную; в зависимости от причин – первичную и вторичную бедность.
    Объективная бедность – это состояние бедности определенное по принятым в данной стране критериям дохода, степени доступности материальных и духовных благ или основании рекомендаций экспертов.
    Субъективная  бедность – это уровень и масштабы бедности, которые определены на основе самооценки. Человек является бедным, если идентифицирует себя сам в качестве бедного. Подобные оценки важны при анализе общественного сознания и общественного поведения с целью выявления взаимосвязи бедности и маргинализации общества, бедности и стремления самореализоваться и т.д.
    Застойная бедность (долговременная, постоянная) – это состояние бедности, которое ассоциируется с принципиальной невозможностью для семьи или индивида самостоятельно разрешить свои имущественные и материальные проблемы. Является результатом одновременного действия целого комплекса факторов: кризисные явления в экономике, безработица, низкий уровень оплаты труда, временная занятость и т.д.
    Временная бедность – это кратковременное, возможно, сезонное состояние бедности индивида или домохозяйства. Может быть вызвано действием одного или нескольких факторов (например, потерей работы, задолженностью по заработной плате или сезонными колебаниями цен).
    Первичная бедность является результатом действия внешних причин, социального неравенства: даже при оптимальном расходовании своих ресурсов семья (индивид) находится в состоянии бедности.
    Вторичная бедность вызывается не малым объемом доходов и ресурсов семьи (индивида), а их неэффективным расходованием, т.е. обусловлена причинами личного характера. 
Под абсолютной бедностью понимается такое состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Выделяются три степени абсолютной бедности:  
- нищета, наиболее глубокая острая бедность - определяет уровень бедности людей, живущих ниже физиологического минимума. Домохозяйства признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% их совокупного дохода. [2, 292]
- нужда, средняя бедность охватывает те группы населения, которым хватает средств только на удовлетворение простейших физиологических потребностей, но которые не могут обеспечить даже самые элементарные социальные потребности. В этих группах обычно отсутствует постоянное недоедание, но не обновляются одежда и обувь, нет средств на лечение, отдых.
необеспеченность, или умеренная бедность. Это такой уровень жизни, при котором удовлетворяются элементарные потребности - как физиологические, так и социальные, но остаются неудовлетворенными потребности более высокие. Здесь обеспечен прожиточный минимум, но нет достатка. 

      Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. При определении относительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в той или иной стране.  В данном случае за границу бедности принимается определенное соотношение между наиболее низкими доходами и размером среднего (медианного) дохода. Лица, чьи доходы по отношению к среднему (медианному) уровню окажутся ниже установленного соотношения, относятся к бедным слоям.
    Основным  инструментом определения численности и состава бедных в стране является черта, или граница, бедности. Она позволяет разделить общество на бедных и небедных. По своей экономической природе черта бедности – это минимально допустимый критический уровень жизни, который правительство страны должно гарантировать своим гражданам.
    В мировой  практике существует множество методов  определения черты бедности. Их можно  сгруппировать по сочетанию двух основных признаков: 1) формы, которую принимает черта (граница) бедности и 2) характера информации, лежащей в основе ее построения.
    Форма черты (границы) бедности может быть представлена либо в виде натурального набора  (корзины) благ первой необходимости, либо в виде стоимостного выражения этого набора благ (корзины). Первый вариант предусматривает учёт домохозяйств, чьи жизненно необходимые потребности находятся на грани удовлетворения, второй – доход, с которым семьи уже в состоянии удовлетворить указанные потребности.
    Подавляющие большинство известных границ бедности представлено обобщающими денежными  показателями, такими как минимально допустимый семейный доход либо минимальная сумма потребительских расходов.
    По  характеру используемой информации методы установления черты бедности можно условно разделить на три группы:
      нормативные, опирающиеся на рекомендации экспертов (в частности, диетологов);
      бихевиористские, базирующиеся на фактическом различии в составе потребления семей с разным уровнем жизни;
      социологические, позволяющие получить границу бедности путём обработки результатов опроса общественного мнения. [1]
    Выбор метода и комбинации методов построения границы бедности зависит от поставленной цели. Научное исследование или разработка прогнозов допускает более широкое толкование бедности (относительные и комбинированные подходы), чем определение ее официальной границы, которая дает право на получение материальной помощи (преимущественно абсолютные подходы в странах с переходной экономикой).
    На  основании предложенной классификации и таких факторов, как состояние экономики, средний уровень жизни населения, менталитет, а так же с использованием других методик исследования разные страны определяют границу бедности и условия ее пересмотра.
    В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.
    Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Потребности значительно дифференцируются в зависимости от пола и возраста потребителей, характера их занятий, места проживания, национальных традиций и особенностей быта, социального и семейного положения, достигнутого уровня потребления материальных благ и услуг. Поэтому минимальный потребительский бюджет рассчитывается не абстрактного человека или семью, а на конкретные потребительские единицы, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения (семья из четырех человек; мужчина трудоспособного возраста; женщина трудоспособного возраста; молодая семья с одним ребёнком; пенсионеры, студенты, дети различного возраста). В качестве минимального потребительского бюджета в среднем на душу населения принимается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек.
    Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. При формировании потребительской корзины используется принцип ее репрезентативности, т.е. включенные в нее блага и услуги представляют все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:
      питание;
      одежда, белье, обувь;
      лекарства, предметы санитарии и гигиены;
      мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
      жилье и коммунальные услуги;
      культурно-просветительные мероприятия и отдых;
      бытовые услуги, транспорт, связь;
      содержание детей в дошкольных учреждениях;
      обязательные взносы и платежи.
    В международной  практике при формировании минимума материальной обеспеченности используются различные методы:
      статистический (минимальный бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 10-20%  самых малоимущих граждан страны);
      нормативный (на основе определения минимальных общественно необходимых норм потребления материальных благ и услуг);
      комбинированный, или нормативно-статистический (питание определяется по нормативам, а остальное – по доле в общих расходах);
      метод самооценки (на основе данных специальных исследований и опросов населения о необходимом минимальном доходе);
      субъективный (по экспертной оценке респондентов);
      ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить минимальную потребительскую корзину). [1]
    Для стоимостной оценки потребительских  корзин используются средние цены на товары и услуги с учетом всех видов торговли: розничной, индивидуальной, торговли на колхозном рынке. В случае отсутствия товара в каком-либо виде торговли учитываются цены, по которым его можно приобрести в альтернативных видах торговли.
Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста  потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.
Минимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однако в условиях кризисной экономики установление критериев и норм социальной защиты в тесной привязке к минимальному потребительскому бюджету весьма проблематично и не реально, поскольку государство не располагает для этого необходимыми экономическими возможностями. Низким экономическим возможностям государства больше соответствует такой норматив, используемый при осуществлении социальной политики, как бюджет прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – это такой минимальный набор материальных благ и услуг, который необходим для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.  Прожиточный минимум выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум представляет собой минимум товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для поддержания приемлемого уровня жизни. Помимо удовлетворения минимальных физиологических потребностей, он включает затраты на минимальные материальные и духовные запросы: расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Физиологический минимум включает в себя затраты на продукты, необходимые для удовлетворения главные физиологических потребностей. Это стоимостная оценка натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий. [4]
Бюджет  прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). [3]
Прожиточный минимум в большей степени, чем  минимальный потребительский бюджет, ориентирован не на средние научно обоснованные нормы потребления, а на его низший (физиологический) уровень, что нашло отражение в некотором сокращении набора товаров и услуг по товарным группам и количеству товаров-представителей в каждой группе.
Несмотря  на усовершенствование методики определения  бюджета прожиточного минимума, при  его исчислении возникают определенные проблемы:
1. В  составе прожиточного минимума  сложно адекватно оценить потребление  предметов длительного пользования:  квартир, дачных построек и т.д.
2. При формировании бюджетов прожиточного минимума не учитываются различия в потреблении у городских и сельских жителей, а именно: различные пищевые предпочтения, особенности быта.
К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят:
    экономические (низкая производительность труда, низкая заработная платы и высокая ее дифференциация, безработица, неконкурентоспособность ряда отраслей, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, неквалифицированного или малоквалифицированного труда, сохранение высокой доли убыточных предприятий );
    социально-медицинские (инвалидность, старость, плохое здоровье, высокий уровень заболеваемости, маргинализация, а также детская безнадзорность и беспризорность, которые могут быть отнесены и к проявлениям бедности);
    демографические (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);
    социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий и соотношений минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом );
    образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, ситуация «невостребованности» предлагаемых образования и квалификации спросу на региональном рынке труда );
    политические (военные конфликты, вынужденная миграция);
    регионально-географические (неравномерное развитие регионов). [5, с.10]
      Проблема  бедности неразрывно связана с проблемой  неравномерного распределения доходов  между людьми. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (Рисунок 1.), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. 

        
 

      Рисунок 1. Кривая Лоренца 

      Кривая  Лоренца демонстрирует фактическое  распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.
      Для характеристики распределения совокупного  дохода между группами населения  применяется индекс концентрации доходов  населения (коэффициент Джини). Чем  больше этот коэффициент, тем сильнее  неравенство, т. е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.
Самыми  опасными и губительными для существования  любого современного государства являются следующие последствия бедности:
    бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были "горючим" материалом социальных переворотов и стремились "грабить награбленное".
    бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична "наследуемая" бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Смирение с недостатком средств к существованию прививается детям в семьях с рождения. Вырастая в атмосфере бедности, они не представляют себе иного образа жизни.
    живущие в странах "третьего мира" бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах ЕС.
Социальная  политика – это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнёрства.
Объектом  социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связами и отношениями. Следует отметить, что некоторые ученые объект социальной политики рассматривают более узко – как социальную сферу общественной жизни.[6, с.86]
Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи и приоритеты социальной политики и реализует ее. К ним относятся:
    государственные ведомства и учреждения;
    органы местного самоуправления;
    внебюджетные фонды;
    общественные, религиозные, благотворительные и иные негосударственные объединения;
    коммерческие структуры и бизнес;
    профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;
    отдельные граждане. [1]
     Содержание  социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:
    выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
    оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
    интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
    прогностическая;
    социальная защита населения;
    управление социальными процессами и др. [7, с. 80]
Социальная  политика в развитых странах реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. Рассмотрим в данной курсовой работе, как проводится социальная политика в странах ЕС.
     Если  следовать определению Европейской  социальной модели (ЕСМ), которое было дано на сессии Европейского совета в  Барселоне в 2002 г., то она подразумевает  высокий уровень социальной защиты, заботу о качественном образовании и поддержание социального диалога – то есть ключевые черты, присущие социальной политике государств, участвующих в ЕС.[8, с.22]
     Наличие развитых систем социальной защиты представляет собой фундаментальный компонент и отличительную особенность европейской модели рыночного хозяйства. Под моделью социальной защиты понимаются сложившиеся принципы организации и функционирования программ социального обеспечения. Согласно отчету Европейской комиссии, представленному в 2005 г., в странах ЕС доминируют четыре основные модели: континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская. [9, с.70] Рассмотрим их подробнее.
Континентальная модель: Германия.
Континентальная модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В Германии существуют три «отрасли» социального страхования: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Основные принципы данной модели присущи также Австрии, Франции, странам Бенилюкса.
     Развитая  система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социаламт (управление социального обеспечения) обязан, так или иначе, помочь. [10,с.42]
     Несмотря  на обязательность социального страхования, она соблюдается не в полной мере. Это связано с существованием потолочных уровней заработной платы, в случае превышения которых возможно лишь добровольное страхование или лимитирование отчислений (отчисления производятся только в пределах потолочной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню).
     В модели социальной защиты ФРГ центральное  место занимает социальное страхование. В большинстве западноевропейских странах система социального  страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного. Они, в  свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев. В немецкой специальной литературе в качестве основных принципов системы социальной защиты называются следующие положения:
     Принцип страхования. Размер предоставляемой помощи осуществляется за счет взносов страхового объекта, при этом объем предоставляемых услуг равен размеру индивидуальных взносов (правило эквивалентности). Помимо этого правила, система социального страхования также использует солидарное перераспределение.
     Принцип обеспечения. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных взносов и предоставляется по другим поводам (например, обеспечение жертв войны) и финансируется за счет бюджета. Получатели этой помощи, как правило, не платили никаких взносов, однако получили это право в результате особых заслуг перед государством. Однако использование этого принципа необходимо в тех случаях, когда нельзя использовать принцип страхования.
     Принцип вспомоществования. Такую помощь может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме в том случае, если у него нет возможности самостоятельно выйти из затруднительного положения. Так же, как принцип социального обеспечения, данный принцип предусматривает финансирование из государственного бюджета. Это значит, что оно в большей степени зависит от состояния бюджета страны и в некоторые моменты может приводить к снижению уровня социального обеспечения. Элемент вспомоществования – непременная часть социальной политики ФРГ, поскольку принципы страхования не охватывают все возможные страховые риски. [9, с.71]
     Система социальной защиты в Германии действует  по принципу самоуправления: учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой, организационной  независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране. Отдельно действуют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду.
     Однако  имеются и большие недостатки. Так, расходы на социальную помощь –  одна из самых крупных статей германского  бюджета (они сопоставимы с расходами  на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получают в месяц почти столько же, сколько неработающий «социальщик». А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг. Политики и общественность ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Экономисты, социологи, психологи предлагают различные методы стимулирования, призванные вовлечь получателей социальной помощи в общественное производство. Чиновники же предпочитают простые, лежащие на поверхности меры – сокращение, а затем и лишение пособий в случае отказа от предложенной работы, тщательную проверку нуждающихся.
Англосаксонская модель: Великобритания.
Англосаксонская модель социальной защиты, используемая Великобританией и Ирландией, радикально отличается от немецкой. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству в 1942 г. Беверидж предложил организовать систему социальной защиты, во-первых, на принципе всеобщности (универсальности), то есть распространить ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан, и, во-вторых, на принципе единообразия и унификации социальных услуг, что выражается в едином размере пособий, а так же условий их выдачи. Условие "равные пособия за равные взносы" Беверидж считал социально справедливым, а потому в большинстве случаев соблюдался принцип равенства пенсий и пособий независимо от размера утраченного дохода.
     В основе этой модели лежала идея о том, что любой человек независимо от его принадлежности к активному населению имеет неотъемлемое право на минимальную социальную заботу.
     Финансирование  подобных систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так  и из общего налогообложения. Так, семейные пособия и здравоохранение финансируются из госбюджета, а прочие социальные пособия - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, обязательной для получения пособия.
     Следует отметить, что внутри англосаксонской модели существуют некоторые различия. Так, в Англии бесплатные медицинские услуги оказываются всем гражданам независимо от уровня их дохода, а в Ирландии – только низкооплачиваемым.
     Обращают  на себя внимание две специфические  особенности британской системы социальной защиты. Во-первых, отсутствие в ее рамках социальных, организационно оформленных институтов, занимающихся страхованием конкретных видов социальных рисков, - старость, болезнь, безработица, несчастные случаи на производстве и др. Все программы социального страхования образуют единую систему. Во-вторых, это большая роль в обеспечении социальными услугами государственных учреждений, а также – в силу исторического развития их тесная связь с частными страховыми программами. Существует единый фонд, который формируется из отчислений работников, работодателей и дотаций. За счет средств этого фонда формируется пенсионное и медицинское страхование, пособия по болезни и пенсии по инвалидности.
     В системе социального страхования  застрахованные делятся на четыре класса в зависимости от уровня доходов. Первый класс - наемные работники и предприниматели. Второй класс - самозанятые граждане. Взносы второго класса дают право на получение пособий по болезни, беременности и родам, пенсия по старости (но не пособия по безработице). Третий класс - лица, не работающие или не имеющие достаточного страхового стажа для получения права на соответствующее социальное обеспечение по первым двум категориям. Четвертый класс - самозанятые лица (актеры, музыканты и пр.), а также руководители предприятий и административно-управленческий персонал, с доходами выше уровня, необходимого для страхования по первому и второму классу.
     Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы  социальной защиты является то, что она не предусматривает существование отдельных страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.д.). Все расходы на финансирование этих программ покрываются за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социального страхования.
Южно-европейская  модель: Италия.
Испания, Греция и Португалия представляют, так называемую, южно-европейскую модель социальной защиты. Данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» модели отмечается основной ее особенностью. Как правило, уровень социального обеспечения данной модели относительно низок, а социальная защита относится к сфере заботы родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль.
     Одна  из основных проблем социальной защиты Италии - исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. Так уровень безработицы на Севере составляет приблизительно 7,5%, а на Юге – более 20%. Также важной проблемой является неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам лишились каких либо доходов.
     Следующей по значению проблемой является ассиметричная  структура социальных расходов. Это  выражается в том, что наиболее крупную  часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение – 15,4% ВВП (при среднеевропейском уровне 11,9%), тогда как на поддержку материнства, семьи, образования и занятости затрачиваются значительно небольшие средства (около 0,8%).Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров.
     Наконец, характерным для Италии и самым  большим в Западной Европе до сих  пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.
     В целом можно обозначить три приоритетные цели, которые лежали в основе реформ, начатых в 90-е годы. Во-первых, стремление наряду с финансовой консолидацией социального бюджета к созданию более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности. Во-вторых, унификация предпосылок ля расчета пенсий в разных отраслях. И в-третьих, переход к активной политике занятости и более диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.
Скандинавская модель: Швеция.
Наиболее  лучшим образцом социальной политики в наше время является так называемая «шведская модель государства благосостояния». Эта модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальные услуги определяются в ней как гражданские права, а все граждане имеют права на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты и основывающееся на принципе добровольности.
     Отличительная черта скандинавской модели - широкий  охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые  требуют поддержки общества. Социальные услуги, как правило, гарантируются всем жителям страны и не обусловливаются занятостью и уплатой страховых взносов. В целом предлагаемый уровень социальной защищенности довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.
     Основополагающий  принцип шведской модели – ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным  для многих европейских социальных экономик, но в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип солидарности. Его суть заключается в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от социального статуса участвуют в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный с доходами вклад.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.