На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Феноменологическая социология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и  науки РФ
Национальный  исследовательский  университет
«Белгородский государственный  университет» 
 
 

Кафедра социологии и организации работы с молодёжью 
 

Реферат на тему:
«Феноменологическая социология» 
 
 

Выполнила:
студентка группы 110903
дневной формы обучения
Ачкан И. А.
Проверила:
Сигарёва  Л. В. 
 
 
 

Белгород 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.История  феноменологии………………………………………………………4
2. Феноменология Эдмунда Гуссерля…………………………………………. 6
3. Феноменология Альфреда Щюца…………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список  использованной литературы………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     С термином «социология» каждый из нас  встречался неоднократно. В современной  жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических  опросов населения по самым разнообразным  проблемам. Различные социологические исследования которые создают образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука?
     Термин  «социология» - производное от двух слов: латинского слова - общество и  греческого - слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология - наука  об обществе. Но это довольно абстрактное  определение, поскольку общество в  его различных аспектах изучается  значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т. д.
     Социологическое знание включает в себя очень многое. Как и в любой другой науке  в социологии выделяют объект, предмет, цели, задачи, этапы, направления, школы  и т.д.
     В современной социологии выделяют структурно-функционалистскую парадигму, бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическую социологию, неомарксизм Франкфуртской школы, теорию интегрального синтеза, конструктивный структурализм Пьера Бурдье.
     Далее подробнее будет рассмотрена  феноменологическая социология. 
 
 

1.История феноменологии 

     Термин "феноменология" прочно вошел в философский лексикон каждого, кто уже знаком с классической европейской философией. В нашей философской традиции он сразу же заставит вспомнить о гегелевской феноменологии духа, основная идея которой состояла в том, что все объекты мира, в котором живет человек (включая культуру и самого человека), суть "инобытие", предметное воплощение особой духовной сущности - "абсолютного духа". Поэтому предметный мир человека есть мир феноменов, за которым скрыт (или в котором проявляет себя) мир ноуменов. В этом плане гегелевская концепция находится в русле долгой европейской традиции с ее оппозицией "внутреннего" и "внешнего", "скрытого" и "очевидного", "глубинного" и "поверхностного". Тему эту легко обнаружить уже у Платона с его противопоставлением мира идей, мира "чистых сущностей", чувственному миру, трактуемому в качестве "теней" первого. Хотя, как мы увидим, проблематика современной феноменологии не только не совпадает с такими представлениями об устройстве мироздания, но даже во многих отношениях им противостоит, когда отвергает принципиальную возможность построения таких моделей. Тем не менее, глубинная связь между этими этапами развития философской мысли имеется. Состоит она прежде всего (и, пожалуй, главным образом) в устремленности философского знания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу - даже если в конечном счете таким первоначалом знания окажется вовсе не основание мира, а первичный слой самого знания. И. Кант формулировал этот аспект проблемы в виде "королевского" вопроса: "что мы можем знать?"  

     Таким образом, проблема первоначала может  иметь как онтологический, так  и гносеологический аспекты, каковые  либо совпадают, либо радикально расходятся в противопоставленные друг другу  философские концепции. В истории европейской философии мы встречаем все "цвета" этого "спектра", и на проблематику феноменологического течения оказали влияние все варианты философских исследований проблемы первоначала. Попытки как-то синтезировать их, найти универсальное и всестороннее решение, сделали феноменологию одной из самых сложных в теоретическом отношении философских конструкций. В качестве теоретических предшественников (ближайших и главнейших) современной феноменологии следует назвать картезианство, кантианство, эмпириокритицизм. В них нетрудно обнаружить также влияние более древних систем - Августина, Лейбница, а также "психологической школы" в логике, классиков исследований по основаниям математики конца прошлого и начала нашего века. Короче, феноменологическое течение оказывается очень трудно, практически невозможно вырвать из контекста всей европейской философской традиции и современной философской мысли. Если "определить" значит "отграничить", то феноменологию в качестве философского течения определить трудно, если вообще возможно. Несколько легче определить ее в качестве философской школы, хотя и это вызывает немалые трудности даже для самих феноменологов. Может быть, поэтому распространены попытки сделать это, трактуя феноменологию прежде всего в качестве метода, или подхода - тогда границы направления представляется ненужным фиксировать сколько-нибудь точно; один и тот же метод в разных его модификациях могут использовать мыслители, придерживающиеся не только разных, но даже противоположных установок.  
 
 
 
 
 
 

     2. Феноменология Эдмунда Гуссерля 

     Эдмунд  Гуссерль- (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просниц, Моравия (Австрия) — 26 апреля 1938, Фрайбург) — немецкий философ, основатель феноменологии. Происходил из еврейской семьи. В 1876 году поступил в Лейпцигский университет, где начал изучать астрономию, математику, физику и философию, в 1878 году перешёл в Берлинский университет, где продолжил изучать математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у Ф. Паульсена. В 1881 году изучает математику в Вене. 8 октября 1882 года защитил в Венском университете у Лео Кёнигсбергера диссертацию «К теории вариационного исчисления» и стал заниматься философией у Франца Брентано. В 1886 г. Гуссерль вместе с невестой принимают протестантское вероисповедание, в 1887 г. оформляют брак, после чего Гуссерль устраивается преподавать в университете в Галле.
     Его первые публикации были посвящены проблемам  основания математики («Философия арифметики», 1891) и логике («Логические исследования» I, 1900; II, 1901). «Логические исследования»  становятся первой книгой нового направления  философии, открытого Гуссерлем  — феноменологии. 

     Задачи  феноменологии
     Гуссерль  выдвигает цель построения универсальной  науки (универсальной философии, универсальной  онтологии), относящейся к «всеобъемлющему  единству сущего», которая имела  бы абсолютно строгое обоснование  и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.
     Феноменология исследует и приводит в систему  априорное в сознании; сводя априорное  к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.
     Метод феноменологии
     Методами  осуществления феноменологического  исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
     Непосредственное  созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.
     Феноменологические  редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается  от естественной установки, то есть наивной  погружённости во внешний мир, и  сосредоточивает внимание на самом  акте (переживании) сознания, в котором  мир нам даётся (феноменолого-психологическая  редукция). Во-вторых, феноменология  берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как  идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается  на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний  мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного  эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).
     Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая  истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу». Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация). Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании». 

     Осуществление феноменологического исследования
     Первым  методическим принципом, критерием  действительности чего-либо является очевидность. Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания. Эти очевидности должны быть аподиктичными: очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия»
     В существовании мира можно усомниться — это не аподиктическая очевидность. Проведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе?), делая мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что  ему «в качестве самого по себе более  первичного бытия предшествует бытие  чистого ego и его cogitationes» (то есть чистого  сознания и его переживаний, взятых как сущности). Это и есть искомая  аподиктическая очевидность. После этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности — «универсальную аподиктическую структуру опыта Я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)». Таким образом, трансцендентальная феноменология — это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нем самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания). Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) — трансцендентальный идеализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Феноменология Альфреда Щюца 

     Альфред Шюц (нем. Alfred Schutz; 19 апреля 1899, Вена, Австро-Венгрия  — 20 мая 1959, Нью-Йорк, США) — австрийский  социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил  процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
     Родился в Вене, где учил законоведение. Изучал юриспруденцию и экономику, вместе с Хайеком и Фон Мизесом, среди  прочих. Служил юрисконсультом в банковских фирмах, одновременно посвящая себя научным  занятиям. В 1939 г. в связи с «аншлюсом» Австрии Шюц эмигрировал в  Соединенные Штаты, где смог вступить в нью-йоркскую Новую Школу Социального  Исследования. Его вдохновляли Анри Бергсон, венская экономическая  школа и мышление Эдмунда Гуссерля, его прямого наставника. Здесь  он долгое время преподавал и работал  над своими книгами, не имея полноправной научной должности (он получил такую  должность лишь в 1952 г.)
     С 1952 Альфред Шюц стал профессором  социологии нью-йоркской Новой школы  социальных исследований.
     Свой  первый труд «Смысловое строение социального  мира»(«Der Sinnhafte Aufbau der sozialen Welt») опубликовал  в 1932, ещё будучи в Вене. Работа была высоко оценена основоположником феноменологии  Эдмундом Гуссерлем. В ней заложены основные идеи, предпринята попытка  философского обоснования социальных наук на основе гуссерлевской описатательной феноменологии. Тем самым Шюц  стремился выполнить поставленную Гуссерлем задачу восстановления связи  абстрактных научных категорий  с «жизненным миром», понимаемым как  мир непосредственной человеческой жизнедеятельности, мир культуры. Щюц  постарался подвести философскую основу под методологическую перспективу  и основные категории Макса Вебера. Его мышление нашло новые возможности в умственном диалоге с предшествующими авторами прагматической ориентации, такими как Джордж Герберт Мид и Джон Дьюи. Работа Шюца, мало известная, повлияла на современную социологическую теорию через труды Бергера и Лукмана, а также через этнометодологический подход Гарфинкеля и Сикурела.
     Опираясь  на свою теорию, Шюц исследовал структуры  мотивов социального действия, формы  и методы обыденного сознания, структуру  человеческого общения, социального  восприятия, рациональности и др., а  также проблемы методологии и  процедуры социального познания. Результаты этих исследований изложенные в большом количестве изданий  его работ в 1970—1980, широко распространялись среди профессиональных социологов.
     Некоторые из основных идей развитых Шюцем:
     1) Социальная реальность: Совокупность предметов и событий общественного культурного мира, так как его испытывает общий смысл людей, которые проводят своё повседневное существование между себе подобными, связанные с ними множеством отношений взаимодействия. Это мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, в котором мы должны передвигаться и который мы должны понимать.
     2)  Жизненный мир: Человек постоянно участвует в сфере реальности в одновременно неизбежных и шаблонных формах (кажущихся «очевидными»). Та область, в которую он может вмешиваться и которую он может модифицировать, оперируя в ней своим живым организмом, называется мир повседневной жизни.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.