На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Общее представление о экономической теории. Условия формирования предпринимательских отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы и его  аспекты……………………………............
1.1. История  возникновения и сущность предпринимательства...........................5
1.2. Формы  и виды предпринимательства………………………………………..11
1.3 Функции и роль предпринимательской деятельности………………………23
Глава 2. Общее представление о экономической  теории. Условия         
              формирования предпринимательских отношений……………………….
2.1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории
       в современном мире………………………………………………………..…26
2.2. Условия формирования предпринимательских отношений в
       переходной экономике Казахстана…………………………………………..29
2.3. Современные формы предпринимательской деятельности в России……..35
Заключение………………………………………………………………………...38
Список  используемой литературы…………………………………………….....39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   

                                                            Введение 

    Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно
противостоять давлению рутины. Нужно быть способным  найти новое и использовать его  возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости происходящих процессов – самому эти процессы определять.  (Й. Шумпетер).                                
    В последние годы в Казахстане  получило динамичное развитие 
предпринимательство, которое представляет собой инициативную,
самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою
имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц,
направленную  на получение прибыли.                      
Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до
1917 года  предпринимательство в стране  имело место, но в силу слабого  уровня
развития  производительных сил тогда оно  не получило должного распространения. За годы Советской власти понятия "предпринимательство" практически было исключено из экономической лексики, а термин "предприниматель" воспринимался негативно. Теперь мы не избегаем, как в прошлом, слов "предпринимательство","предприимчивость".
    Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает
развитие  производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели  – благодаря поддержке своих  государств. Предприниматель – это  энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов. Суть его состоит в том, чтобы нести всю полноту риска за начатое дело. В любом деле без рисковой предприимчивости нет жизнеспособности новых идей.
     Предприниматели - это люди в  деловом мире, умеющие увидеть коммерческие возможности, способные получить необходимый капитал, знающие, как провести соответствующую операцию, и готовые идти на риск, принимая на себя ответственность, как за успех, так и за провал.
    Предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах.
   По роду деятельности – производственное, коммерческое, финансовое.
    По размеру хозяйствующих субъектов – малое, среднее и крупное. По
характеру собственности – частное, совместное. По организационной
форме-    индивидуальное и коллективное (товарищества, общества).
Своеобразной  организационно – правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы.
Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая всё новые сферы
экономики и социальные слои. Его успешное развитие может происходить при
наличии таких необходимых условий, как  частная собственность, свобода
экономической деятельности.
Казахстан находится на стадии становлении  рыночных отношений, существование которых в настоящее время немыслимо без предпринимательской деятельности – это аксиома и является актуальностью выбранной темы.
    Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к
рыночным  отношениям. Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и
производственных  ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйствования. Развитие рыночной экономики предполагает формирование предпринимательства и
воспитание  предпринимателя. Решить эту задачу, сопряженную с преодолением довольно серьезных трудностей и психологических преград, непросто. Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                                1. Теоретические основы и его аспекты
             1.1. История возникновения и сущность предпринимательства 

    Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями - полководцами пошли завоеватели – хозяйственники. История сохранила память о многих предпринимателях, деятельность которых была тесно связано с воинственными набегами, пиратством и торговлей. Первые предприниматели- промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба. В Риме действовали школы гладиаторов, организованные на предпринимательских началах.
    В средние века появились хозяйственные условия для образования нового типа предпринимателей. Начинающие предприниматели того времени были представлены купцами, торговцами, ремесленниками и миссионерами.
Высокого  уровня достигла торговля в 9-12 вв. в  Средней Азии. Международная
торговля . известна по сведениям средневековых  авторов. При раскопках в
кладах  найдены импортные изделия –  художественная посуда, монеты. Крупными центрами предпринимательства были Испиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо – восточного Семиречья, как Каллык, Ики- Огуз. В Испиджабе имелись простые рынки и рынок полотна, караван – сараи. Некоторые из караван – сараев были населены купцами из Самарканда и Нахшеба, а купцы из Испиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из Исфагана имели свои караван – сараи в Шельджи. Кроме международной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии её свидетельствует находки монет, которые обслуживали международную и областную торговлю.
Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из
товаров, которые попадали в казахстанские  города из степи, - козьи шкуры и
меха.
Для 9-12 вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших
натуральный обмен. Работают монетные дворы в  Испиджабе, Отраре, Таразе,
Яссах.
    С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству обусловливает желание
получать  неограниченную прибыль. В это время  появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Самой первой  была  основана английская торговая компания, для торговли с Россией(1554год). Позже, в 1600году была создана английская – Ост-Индская торговая компания, в 1602 году – голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
    В конце 17 века возникают первые акционерные банки. Исторически сложилось
так, что  банки стали основной формой не только хранения денег вкладчиков, но
и эффективного размещения финансовых средств в различных отраслях
промышленности, торговли и услуг. Наиболее крупный размах банковские операции получили в Англии, где капитализм как общественный строй победил раньше, чем в других европейских странах.
Большинство современных принципов банковского дела зародилось именно в Англии. Мир обязан этой стране появлением в 1694 году прототипа современных банкнот, которые в 20 веке окончательно заменили в денежном обороте золотые и серебряные монеты, а также векселей – долговых расписок.
В конце 18- начале 19 вв. акционерная форма  организации банковского дела
получает  широкое развитие во многих странах. В этот период собственность
ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паёв вкладчиков – владельцев акций. Всё более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказывается не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Всё громче звучит мотив получения максимальной прибыли. Для успеха предприятия уже было недостаточно только заинтересованности его владельца, необходимы были
исключительные  способности, которыми этот владелец часто  не обладал. В этих условиях было неизбежно появление нового типа предпринимателя, имеющего особенности для организации предприятия и управления им, и новой профессии – менеджер, или организатор и руководитель крупного производства.
    После второй мировой войны у банков появились такие мощные конкуренты, как страховые компании. Они сосредоточили свою деятельность на предприятиях и частных лицах, стремящихся обезопасить себя от различных форс – мажорных обстоятельств (непредвиденных обстоятельств, ведущих к банкротству предприятий или составляющих угрозу жизни частного лица). Не менее прибыльными на Западе стал бизнес брокерских домов и холдинговых компании. Первые занимались по заказу поручителей выгодным размещением акций их предприятий и скупкою акций прибыльных фирм. Холдинговыми (держательскими, от англ. Слова hold – "держать") называют компании, владеющих контрольным пакетом акций других
фирм. Холдингом  может быть как промышленная или  торговая корпорация, так и банк или страховая компания.
Через систему участий в акционерном  капитале организуемых или контролируемых фирм холдинги имеют возможность диктовать своим дочерним фирмам такую
стратегию развития, которая в максимальной степени соответствует, прежде
всего, интересам самого холдинга.
Пирамиду  разновидностей бизнеса венчают  гигантские транснациональные
корпорации, имеющие десятки своих филиалов внутри страны и за рубежом. Эти корпорации производят тысячи видов продукции, имеют имущество, оцениваемое как
минимум в сотни миллионов долларов, обеспечивают работой десятки тысяч людей, контролируют огромный оборот капитала. Транснациональные корпорации (ТНК), среди которых известные автомобильные гиганты, как "Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер" (США), "Тойота"(Япония), "Вольво"(Швеция), лидеры электронной промышленности "Ай-Би-Эм", "Моторола", "Диджитал"(США), "Хитачи", "Сони"(Япония), "Сименс"(Германия), уже давно вышли за рамки бизнеса в обыденном понимании этого слова. ТНК – это практически бизнес – государства,
для которых  нет второстепенных вопросов ни в  области финансового положения страны их базирования, ни в сфере государственной политики, ни в кругу проблем, стоящих в целом перед мировой экономикой. Не зря известный афоризм одного из основателей компании мира "Дженерал Моторс": "то, что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо и для США" всё чаще перефразируется следующим образом: "Всё,
что выгодно  ТНК, хорошо для государства".
    Что же такое "предпринимательство" и кто такой "предприниматель"?
Эти понятия  впервые употребил английский экономист  конца 17- начала 18 вв.
Ричард  Кантильон. По его мнению,предприниматель - это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, который определяют действительную
стоимость экономических благ.
   Американский экономист Дж.Б.Кларк (1847-1938) несколько видоизменил
"триединую  формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно
участвуют четыре фактора:
1.   капитал;
2.   капитальные блага – средства  производства и земля;
3.   деятельность предпринимателя;
4.   труд рабочего;
При этом каждому фактору должна быть вменена  специфическая  доля
произведенной выручки: капитал приносит капиталисту  процент; капитальные
блага – ренту, предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б.Кларк: свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам – то, что создается капиталом, а предпринимателям – то, что создаётся функцией координирования.
Известный американский экономист австрийского происхождения Йозеф Шумпетер (1883 – 1950) в книге "Теория экономического развития", которая вышла в 1911г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция
предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.
   Предпринимателями мы называем  хозяйственных субъектов, функцией  которых является как раз осуществления новых комбинаций, и которые выступают как его активный элемент.
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих Фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным.
Предпринимательство органически связано с экономической  свободой. Так,
например, М. Фелью, автор книги "Предпринимательство  – это свобода",
следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на
экономическую инициативность, на свободу создавать  и расторгать сообщества по своему собственному выбору. Свободное общество признаёт эти права не только потому, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности.
    Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому
развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать
экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого
человека  распоряжаться своей судьбой.
Вплотную  к понятию "предприниматель" примыкает  понятие "предпринимательство".
    Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая
частными  лицами, предприятиями или организациями по производству, оказания услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
    Интересно проследить эволюцию терминов "предприниматель" (в средние века – антрепренер) и "предпринимательство".
1725г.  Ричард Кантильон: предприниматель  – это человек, действующий  в
условиях  риска.
1579г.  Бодо: лицо, несущее ответственность  за предпринимаемое дело; тот,
кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
1876г.  Френсис Уокер: следует различать  тех, кто предоставляет капитал  и
получает  проценты, и тех, кто получает прибыль  благодаря своим
организаторским способностям.
1934г.  Йозеф Шумпетер: предприниматель  – это новатор, который разрабатывает новые технологии.
1961г.  Дэвид Маклелланд: предприниматель  – это энергичный человек,
действующий в условиях умеренного риска.
1964г.  Питер Друкер: предприниматель –  это человек, использующий любую
возможность с максимальной выгодой.
1975г.  Альберт Шапиро: предприниматель  – это человек, проявляющий
инициативу, организующий социально- экономические  механизмы. Действуя в
условиях  умеренного риска, он несёт полную ответственность  за возможную
неудачу.
1985г.  Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего- то
нового, что обладает стоимостью, а предприниматель  – это человек, который
затрачивает на это всё необходимое время  и силы, берёт на себя весь
финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и
удовлетворение  достигнутым.
А вот  как трактуется понятие "предпринимательство"  в Энциклопедическом  словаре предпринимателя:
     "Предпринимательство" (фр.enterprise) – инициативная самостоятельная
деятельность  граждан, направленная на получение  прибыли или личного дохода,
осуществляемая  от своего имени, под свою имущественную  ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр.entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не
запрещённые законом, включая коммерческое посредничество, торгово – закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами". Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведённая в книге "Рыночное предпринимательство".
Предприниматель в своей деятельности призван  обеспечить необходимую
комбинацию  или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.
     Предпринимательство. является деятельностью,  которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Такая формулировка предпринимательства представляется нам одной из удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность,
а не только способность заниматься определённой деятельностью. Эта
формулировка  отличается и от той, что дана в  законе Республики Казахстан с
изменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. "О  свободе хозяйственной
деятельности  и развитии предпринимательства  в Республике Казахстан":
предпринимательство – это инициативная хозяйственная  деятельность,
совершаемая  за счёт собственных, заемных и других средств и имущества в
целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных
результатов и дохода. К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:
- самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу,естественно, в рамках правовых норм;
- экономическую заинтересованность. Главная цель
предпринимательства – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода,
предприниматель способствует и достижению общественного  интереса;
- хозяйственный риск и ответственность. При любых самых
выверенных  расчетах неопределённость, риск остаются.
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и
действуют одновременно.
Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону
экономической деятельности обратили внимание ранее Й. Шумпетер и А. Маршалл.
Если  Й. Шумпетер показал тождественность  предпринимательства и нововведений, ТО А. Маршалл утверждал, что действительная роль предпринимателей (или изобретателей) в жизни общества состоит в том, что своим новшеством, они не только создают новый порядок, но, что очень важно, ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.
Представляется  более правильной оценка предпринимателя, данная Й. Шумпетером, как фигуры, решительно ломающей прежние формы производства и организации общества, являющейся революционером в экономике, зачинателем социальной и
политической  революции. По представлению Шумпетера, предприниматель постоянно осуществляет "созидательное разрушение", являясь главной фигурой в экономическом развитии общества.
Из всего  сказанного можно сделать вывод, что предприниматель и
новаторство в современном обществе представляют взаимосвязанное
целое. 

                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 

                                 1.2. Формы и виды предпринимательства    

    Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и
отличается  по содержанию и технологии проведения предпринимательских
действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель,
способ  их получения активно воздействует на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая – когда он перепродает готовый товар, и третья – когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает,
соединяя  производителей и потребителей.
Формы предпринимательства зависят и  от того, действует ли предприниматель
самостоятельно  или в кооперации с другими  предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников.
В том  случае, когда предприниматель действует  как физическое лицо при условии регистрации своего бизнеса, но без оформления статуса предприятия, - это простейшая форма ведения дела, индивидуальное предпринимательство.
Примерами такого предпринимательства является любая деятельность, от выращивания огурцов на своем огороде и продажи их на рынке, до сдачи внаем своего жилья другим людям.
В ряде случаев закон предусматривает  необходимость получения государственных лицензий, выдаваемых за отдельную  плату и дающие право на конкретные виды индивидуального предпринимательства, например на занятие охотой и рыболовством в определенных масштабах, на медицинские образовательные услуги, транспортировку грузов. Для систематических занятий определенными видами деятельности приобретается патент.
Разновидность индивидуального предпринимательства  представляет собой семейный бизнес, который относится к коллективным формам ведения дела.
     Коллективное предпринимательство  не требует, как правило, отказа  от
собственности на имущество каждого предпринимателя  при создании общей фирмы с другими предпринимателями. Вопрос лишь в том, как делится общий доход. Вместе с тем большинство форм коллективного предпринимательства связаны со слиянием капиталов, созданием юридического лица в виде хозяйственного общества. Как вариант условного сохранения собственности в коллективном предпринимательстве можно привести превращение её в акционерную собственность, где каждый акционер
– хозяин своей акции.
     Объединительные, интеграционные  формы предпринимательства оформляются  в виде ассоциаций и союзов. Если к предпринимательству примыкают государственные предприятия и организации, то можно говорить о государственном предпринимательстве. Это возможно, например, в случае аренды предпринимателями государственной или муниципальной собственности.
    Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно- правовые и организационно- экономические. В числе организационно- правовых форм – товарищества, общества, кооперативы.
     Хозяйственным товариществом признаётся  коммерческая организация,
являющаяся  юридическим лицом, с разделённым на вклады (доли) учредителей
(участников) уставным капиталом, имеющая в  качестве основной цели своей
деятельности  извлечение прибыли.
Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.
Банки, страховые общества, инвестиционные компании и капиталы, другие
подобные  организации, деятельность которых  основывается на привлечении денег и иного имущества лиц, не являющихся участниками товарищества, учреждаются и действуют в формах хозяйственного товарищества, которые определены для этих организаций специальными законодательными актами.
     Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности
имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его
обязательствам  всем принадлежащим им имуществом. Полному товариществу не требуется устав. Оно создаётся на основе учредительного договора, который
подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре указываются
наименование  товарищества, место его нахождения, порядок управления его
деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок
изменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Для определения размеров налогов каждый участник прибавляет свою долю прибыли к имевшемуся у него доходу и с этой суммы платит налоги.
Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) товариществе (или 
товариществе  на вере). Наряду с участниками, осуществляющими от имени
товарищества  предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов.
Коммандитисты не принимают участия в осуществлении  товариществом
предпринимательской деятельности.
Товарищество  на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно
создается и действует на основе учредительного договора, который
подписывается всеми полными товарищами.
    Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий-
хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество.
На начальном  этапе перехода экономики Казахстана к рыночным отношениям
широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы  ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью. Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов.
В отличие  от общества с ограниченной ответственностью участники общества с
дополнительной  ответственностью солидарно несут  ответственность по его
обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к
стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Широко распространённой формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества. Согласно Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003г. №451-11: "Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности". Большинство акционерных обществ создано путём приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акционерного общества подразделён на определённое число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не
отвечают  по его обязательствам и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерные общества могут быть открытыми и  закрытыми.
    У закрытого акционерного общества акции могут размещаться только среди
его учредителей  и заранее определенного круга  лиц. Число акционеров не должно превышать ста, за исключением случаев, когда закрытое акционерное общество является некоммерческой организацией.
     Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Оно может проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятельностью, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения:
-         годовой отчет;
-         бухгалтерский баланс;
-         счет прибылей и убытков;
а также  ежегодно привлекать профессионального  аудитора для проверки и
подтверждения годовой финансовой отчетности.
ОАО, также  как и ЗАО, являются достаточно популярной формой
предпринимательства  как в Казахстане, так и во всем мире.
Предприятие, созданное группой лиц для  совместной производственной или
хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в
кооперативе является личное трудовое или иное участие его членов в деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.
    К производственному предпринимательству относятся
инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно  производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего, должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товаров.
Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В
противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надёжной гарантией и в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности очень невелика, а риск существенно высок.
     
     
       
 


  

   

    Для начала производственной деятельности предпринимателю надо иметь
необходимый стартовый капитал. Не каждый может  его иметь. В этом случае
предприниматель обращается в коммерческий банк или  к другому обладателю
свободных денежных средств за получением кредита. Можно избрать и другой путь получения предпринимателем факторов производства в кредит. Однако в любом случае предприниматель должен будет вернуть кредитору денежную сумму, полученную в кредит или равную стоимости взятых в кредит факторов
производства  плюс проценты за пользование кредитом.
Результатом производственной деятельности предпринимателя  являются реализация продукции (работ, услуг) покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия. Различают валовую (балансовую) и остаточную (чистую) прибыль предпринимателя.
Валовая прибыль представляет собой денежную сумму, которая остается у
предпринимателя после оплаты им всех затрат на производство и реализацию
продукции, но до выплаты налогов. Остаточная прибыль  определяется
вычитанием  из валовой прибыли налогов, отчислений, различных платежей, штрафов, пошлин и т.п. и представляет собой конечный итог деятельности
предпринимателя-производственника.
Общую финансовую оценку деятельности такого предпринимателя определяют
показателям рентабельности. Он рассчитывается как  отношение остаточной
прибыли к полным издержкам производства. Так, например, если общая сумма
полных  издержек производства составила 40,0 млн., а чистая прибыль – 60млн.
тенге, то рентабельность будет равна 15% (6/40*100). Для западных
предпринимателей  такая рентабельность считалась  бы высокой, для отечественных минимальной. Очевидно, в данном случае имеет  значение и масштаб производства.
Одна  из форм технологических нововведений – венчурный бизнес характерен
для коммерциализации результатов научных исследований в наукоёмких и в первую очередь в высокотехнологических областях, где получение эффекта не
гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой
понимается  научно-техническая фирма, занятая  разработкой и внедрением новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала.
Малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного
предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др.
Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и
распределения риска. Оно позволяет авторам  идей, не имеющем в достаточном
объеме  собственных средств, реализовать  эти идеи.
Венчурный бизнес зародился и получил широкое  развитие в США. Любой малый инновационный бизнес испытывает ограниченность материальных и финансовых ресурсов, слабость научно-технической базы и нуждается в эффективной поддержке со стороны государства. В США разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу. Она включает в себя прямое финансирование малых предприятий из федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятное налоговое законодательство и амортизационный климат. Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний. В современных условиях в Казахстане имеются все необходимые предпосылки для развития венчурного предпринимательства. Прежде всего, это наличие динамично развивающегося рынка ценных бумаг. Далее – всё возрастающее проникновение зарубежных фирм на казахстанский рынок интеллектуальной собственности. Причем
это проникновение  носит не только характер прямой экспансии, но и форму
инвестирования  в отечественные инновационные  проекты. Одной из предпосылок является скрытая приватизация государственной интеллектуальной собственности, когда сотрудники государственных предприятий и научно-исследовательских организаций переходят в малый инновационный бизнес. Если говорить о малом предпринимательстве, то его развитию у нас уделяют особое внимание органы исполнительной и законодательной власти, что нашло свое отражение в Гражданском кодексе РК, ряде законодательных актов, программных документов по углублению экономических реформ. По данным Статистического
регистра  в республике на 1.07.2002г. было зарегистрировано 110,5 тысяч
предприятий малого бизнеса, что на 17,2% выше, чем  на 1.07.2001г. Основные действенные меры правительства связаны с реализацией Указа Президента Казахстана "О мерах по усилению государственной поддержки и
активизации развития малого предпринимательства" от 6 марта 1997г. В соответствии с данным указом: создан государственный институт поддержки МП (Департамент поддержки малого предпринимательства Министерства экономики и торговли Республики Казахстан): приняты законы "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об индивидуальном предпринимательстве", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства" и др. сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; образован Фонд развития малого предпринимательства; установлен минимальный размер кредитования субъектов малого предпринимательства всеми банками второго уровня (не менее 10% от основного долга кредитного портфеля банка).
Наконец, надо отметить определенный интерес, который проявляют казахстанские предприниматели к нововведениям, не требующих значительных инвестиций.
Всё это  свидетельствует о том, что венчурное  предпринимательство, находящееся в нашей стране лишь в самой начальной стадии, имеет значительную перспективу роста и может сыграть роль катализатора дальнейшего развития малого инновационного бизнеса.
     В коммерческом предпринимательстве  бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги. Исторически бизнес в сфере ремесел немедленно порождал активность в
купеческом  деле. Так было много веков. Отметим, что активной стороной не всегда
выступало производство: зачастую именно коммерция, выявляя спрос на товары,
побуждает производственный бизнес к активности.
Полем деятельности коммерческого предпринимательства  служат товарные биржи и
торговые  организации. Товарная биржа – это  разновидность оптового
товарного рынка без предварительного осмотра  покупателем образцов и заранее
установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно
объединяются  коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых
операций  по совместно разработанным и  соблюдаемым правилам.
Цель  такой биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с её
помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные
цены.
Товарная  биржа – наиболее развитая форма  регулярно функционирующего оптового
рынка массовых заменителей товаров (зерно, уголь, металл, нефть, лес и т.д.),
продающихся по стандартам. Подобные биржи много  лет действуют во всех
экономически  развитых странах. Классическими примерами служат такие
специализированные  товарные биржи, как Лондонская (цветные  металлы),
Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.
Помимо  проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на
товарных  биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых
фьючерсных  сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар
по цене, установленной в контракте, через  определенный срок после заключения
сделки.
Товарные  биржи выполняют следующие функции:
O  оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
O  упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и
разрешение  торговых споров;
O  сбор и публикацию сведений о ценах, состоянии  производства и других
факторах, оказывающих влияние на цены.
Большую часть оборота товарных бирж составляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми.
В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры – биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляется лишь фьючерсные сделки.
Основное  содержание коммерческого предпринимательства  составляют операции и сделки по купле- продаже, другими словами, по перепродаже товаров и услуг.
Общая схема коммерческого предпринимательства в определённой мере аналогична схеме производственно - предпринимательской деятельности. Однако в отличие от
неё здесь  вместо материальных ресурсов приобретается  готовый товар, который затем реализуется потребителю. Таким образом, вместо производства продукции имеет место получение готового продукта.
Прежде  чем приступить к коммерческой сделке, необходимо выполнить маркетинговый анализ рынка. В общем виде маркетинг представляет собой систему организаций и управления всеми сторонами хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, фирмы. Маркетинг рассчитан на комплексный подход в управлении деятельностью торгового предприятия. Посредством маркетинга осуществляются все виды жизненного цикла торгового предприятия: исследование рынка; продвижение товаров по каналом обращения до конечного потребителя;
финансовое  обеспечение и получение прибыли. При этом к торговому предприятию предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции.
Важнейшим условием осуществления маркетинга в торговой деятельности является его планирование. План маркетинга служит основанием для установления задания по объёму продаж в натуральном и стоимостном выражении. При этом товары различаются по характеристике спроса: первая группа - товары, ещё не завоевавшие рынок, а потому требующие повышенного внимания; вторая группа – товары традиционные, пользующиеся устойчивым спросом.
Структура маркетинга наряду с оперативно- управленческой работой включает и такие функции, как исследование рынка, оценка ситуации, предвидение,
планирование (о котором говорилось выше), практическая реализация намеченного и контроль за ходом выполнения каждой из перечисленных функций. Если предварительный анализ рынка и прогноз свидетельствуют в пользу осуществления коммерческой сделки, то предпринимателю необходимо проработать бизнес- план, в котором должны найти отражение программа действий по осуществлению сделки расчёт требуемых затрат и ожидаемых результатов.
    
В общем  виде программа любой коммерческой сделки включает:
a.   наем работников для выполнения  торгово- посреднических услуг  (закупки
товаров, его транспортировки, продажи, проведения рекламной работы,
оформления  необходимых документов);
b.  приобретение  или наем помещений, складов,  баз, торговых точек,
необходимых для хранения и реализации товара;
c.   закупку товара для последующей  его продажи;
d.  привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и
последующий возврат кредита и процентов  за пользование им.
e.   получение и оплату услуг сторонних  организаций и лиц, выполняющих
посреднические  функции;
f.    получение или приобретение необходимой информации, требуемой для
планирования, оформления и регулирования сделки;
g.   реализацию товаров покупателю  и получение выручки;
h.   регистрацию сделки, выплату налогов  и платежей республиканским и
муниципальным финансовым органам.
Все важнейшие  мероприятия коммерческой сделки увязываются между собой по срокам и, где это возможно, предусматривается параллельно- последовательная методика проведения операций. В заключение разрабатывается бизнес- план и укрупнённый координационный план действий. При крупных и продолжительных сделках, рекомендуется разработать план- график выполнения работ с указанием сроков и исполнителей.
Основным  полем деятельности финансового  предпринимательства 
являются  коммерческие банки и фондовые биржи. Что же представляют собой этиинституты рынка?
     Коммерческий банк – это финансово-  кредитное учреждение акционерного
типа, кредитующее  на платной основе преимущественно  коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчётные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница
между процентными ставками депозитных (привлечённых) и ссудных средств.
Операции  коммерческих банков делятся на три  группы: пассивные (привлечение средств); активные (размещение средств); комиссионно –посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).Особенность деятельности коммерческих банков в Казахстане состоит в том, что
они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткие сроки. Эти банки подвержены риску коммерческого
характера, так как обязаны выплатить  своим кредиторам деньги в заранее
определённый  срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определёнными резервами. Другая особенность коммерческих банков в современном Казахстане заключается в том, что большинство из них не обладает возможностями предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаще всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3% всех активов. Между тем лавным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран
служат  долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость коммерческих банков
Казахстана, а иногда и их банкротство.
Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно
функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения.
Здесь проводятся так называемые котировки  ценных бумаг. Они состоят в
регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируется на световом табло биржи, и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности – своеобразных барометров экономической конъюнктуры.
За рубежом  сами фирмы и предприятия на бирже  не участвуют. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. долл., а число членов практически неизменно – 1469.
Вместе  с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого – образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объёма государственных облигаций в общей массе ценных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             

               1.3. Функции и роль предпринимательской деятельности

Современные экономисты практически отождествляют  понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.