На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сценарии макроэкономического развития на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. Прогноз платежного баланса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

    Макроэкономика как наука зародилась относительно недавно. До 30-х годов двадцатого века самого термина «макроэкономика» просто не существовало как такового. С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики. Несмотря на это, еще с более ранних времен развивались все новые и новые макроэкономические идеи, объясняющие поведение экономики, причины, по которым стоит или нет использовать ту или иную экономическую политику для её развития, разницу между долгосрочным и краткосрочным периодами в экономике и другие факторы. Некоторые из них противоречили друг другу. Таким образом, появилось немало сторонников разных макроэкономических идей; появились целые школы макроэкономической мысли.1
    Чтобы  получить более реалистичную  картину действительности, мы разработаем  модель с переменным уровнем  цен, которая позволяет одновременно  анализировать изменения и реального  ВВП, и уровень цен. Для этого  необходимо объединить, или агрегировать, в единый рынок все существующие  в экономике отдельные рынки.  Надо свести тысячу отдельных  равновесных цен – на пиццу,  роботов, зерно, компьютеры, нефть,  духи – к общему уровню цен.  Подобным же образом мы должны  свести равновесные количества  отдельных товаров и услуг  в реальный ВВП.
    В  данной работе мы введем понятия  совокупного спроса и совокупного  предложения, рассмотрим формы  кривых совокупного спроса и  совокупного предложения и опишем  факторы, вызывающие их сдвиги. Проанализируем равновесные уровни  цен и реального ВВП, а также  влияние сдвига кривых совокупного  спроса и совокупного предложения  на уровень цен и реальный  ВВП.
    Информация, полученная из данной работы, поможет упорядочить представления  относительно уровня цен, равновесного  реального ВВП и макроэкономической  политики государства. Приобретенные  знания помогут для дальнейшего  углубленного познания макроэкономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Понятие и факторы совокупного  спроса и совокупного  предложения
 
      Совокупный  спрос и факторы, его определяющие
    В  макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
    Рассматривая  спрос как один из элементов  рынка, необходимо заметить, что  его предъявляют не только  физические, но и юридические  лица. Поэтому в экономической  науке анализируется не только  спрос на отдельном товарном  рынке, но и совокупный спрос.
    Под  совокупным спросом следует понимать  общий объем спроса на товары  и услуги в стране.
    При  отсутствии ограничений со стороны  производства, а также при отсутствии  сильной инфляции рост совокупного  спроса стимулирует увеличение  объема выпуска и занятости,  оказывая незначительное влияние  на уровень цен. Такое воздействие  на экономику в период кризиса  1930-х годов оказала государственная  политика стимулирования совокупного  спроса в США.
    Если  экономика близка к состоянию  полной занятости, то рост совокупного  спроса вызовет не столько  увеличение объема выпуска (так  как практически все мощности  уже задействованы), сколько рост  цен.
    Совокупный  спрос формируется четырьмя секторами экономики и включает:
    Спрос на потребительские товары и услуги (С);
    Спрос на инвестиционные товары со стороны предпринимателей (Ig);
    Спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
    Спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт, Xn).
    Иными  словами, совокупный спрос равен  общей сумме спросов на конечную продукцию: C + Ig + G + Xn.
    Одни  компоненты совокупного спроса  относительно стабильны, изменяются  медленно, например потребительские  расходы. Другие – более динамичны,  например инвестиционные расходы,  их изменения вызывают колебания  экономической активности.
    Кривая  совокупного спроса AD (от англ. Aggregate Demand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.
    Движение  вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег.
MV = PY,
отсюда P =  или Y =     ,
где   P – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;
        Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;
        M – количество денег в экономике;
        V – скорость обращения денег. 

    Отрицательный  наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень цен P, тем меньше реальные запасы денежных средств,
(кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
    Кривая  совокупного спроса AD внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, однако построена в иной системе координат (рис. 1).
Из рис. 1 следует, что с понижением уровня цен объем  ВВП, который будет реализован, увеличится, и, наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем ВВП найдет своих покупателей.

 Рис. 1 Кривая  совокупного спроса
    На  величину совокупного спроса, как  и на величину спроса вообще, влияют ценовые и неценовые  факторы. К ценовым факторам совокупного спроса относят:
    Эффект процентной ставки;
    Эффект богатства;
    Эффект импортных закупок,
которые в конечном итоге и определяют траекторию кривой совокупного спроса AD (см. рис. 1)
    Эффект  процентной ставки состоит в  том, что при росте общего  уровня цен повышаются и процентные  ставки. Дело в том, что юридические  лица, которые формируют большую  часть совокупного спроса, и часть  физических лиц совершают покупки  в основном за счет заемных  средств. Поэтому рост общего  уровня цен приводит к увеличению  спроса на кредитные ресурсы,  повышению процентных ставок (спрос  на кредитные ресурсы превышает  предложение) и сокращению спроса  на товары и услуги со стороны  потребителей. И наоборот, низкий  уровень цен способствует сокращению  потребности в кредитных ресурсах, снижению процентных ставок и  росту совокупного спроса.2
    Эффект  богатства, или эффект реальных  кассовых остатков, заключается  в том, что при более высоком  уровне цен (инфляции) реальная  покупательная способность накопленных  финансовых активов, находящихся  у юридических и физических  лиц, уменьшится. В этом случае  они станут беднее и будут  предъявлять меньший спрос на  товары и услуги. При снижении уровня цен реальная покупательная способность юридических и физических лиц возрастает, что вызывает рост расходов с их стороны.
    Эффект  импортных закупок проявляется  там, где имеет место изменение  соотношения цен на отечественные  и иностранные товары. Если цены  на отечественные товары будут  выше цен за рубежом, то покупатели  данной страны будут приобретать больше импортных товаров, чем отечественных. В то же время иностранцы будут покупать меньше товаров этой страны, что приведет к уменьшению ее экспорта. Другими словами, при прочих равных условиях повышения уровня цен в данной стране вызовет увеличение ее импорта и сокращение экспорта, что в конечном итоге сократит чистый объем экспорта в совокупном спросе этой страны.
    К  неценовым факторам совокупного спроса относят:
      а) изменение потребительских расходов:
    Благосостояние потребителей;
    Ожидания потребителей;
    Задолженность потребителей;
    Налоги;
     б)  изменения в инвестиционных расходах:
    Процентные ставки;
    Ожидаемые прибыли от инвестиций;
    Налоги с предприятий;
    Технология;
    Избыточные мощности (наличие неиспользуемого капитала);
    в)  изменения в государственных  расходах;
    г)  изменения в расходах на чистый объем экспорта:
    Национальный доход в зарубежных странах;
    Валютные курсы.
 
    Уравнение  количественной теории денег  также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег M  и сокращение их обращения V. Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо (рис. 2), а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево (рис. 2).

Рис. 2 Влияние  неценовых факторов на совокупный спрос 

    Часто  непосредственное воздействие какого-либо  неценового фактора на совокупный  спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта  требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных  расходов непосредственно ведет  к росту совокупного спроса. Но, финансирую эти расходы через  продажу облигаций, государство  забирает часть ресурсов с  денежного рынка, что при неизменном  общем предложении денег в  экономике и спросе на них  со стороны частного сектора  увеличивает ставку процента. Это,  в свою очередь, затрудняет  инвестиционную деятельность частного  сектора, покупку дорогостоящих  товаров потребителями, т.е. сокращает  другие компоненты совокупного  спроса.3 

1.2  Совокупное предложение  и факторы, его  определяющие 

    Рассматривая  предложение как один из важнейших  элементов рынка, следует заметить, что его, как и спрос, анализируют  не только в рамках отдельного  товарного рынка, но и как  совокупное предложение.
    Под  совокупным предложением понимают  общее количество товаров и  услуг, которое может быть предложено  покупателям при разных уровнях  цен.
    На  совокупное предложение, как и  на совокупный спрос, оказывают  влияние ценовые и неценовые  факторы. Более высокие уровни  цен стимулируют производство  дополнительного количества товаров  и их предложения на рынке.  Более низкие уровни цен вызывают  сокращение производства товаров.  Поэтому зависимость между уровнем  цен и объемом валового внутреннего  продукта, который предлагается  к продаже, является прямой  или положительной. Кривая совокупного  предложения AS (от англ. Aggregate Supply) изображена на рис. 3.
   
    Рис. 3 Кривая совокупного спроса 

    Рассматривая  зависимость между уровнем цен  и совокупным предложением, следует  заметить, что эта зависимость  может быть различной при разных  состояниях экономики. Так, если  экономика находится в состоянии  глубокого спада (депрессии), если  имеется значительное количество  неиспользуемых ресурсов, то привести  последнее в движение и увеличить  объем ВВП можно, если Иванов  будет требовать повышение зарплаты (что повлекло бы рост издержек  и соответственно рост цен), то  его всегда можно заменить  Сидоровым, который не имеет  работы и готов продать свою  рабочую силу за более низкую  цену.
    На  рис. 3 кривая совокупного предложения  будет выглядеть в виде горизонтального  (кейнсианского) отрезка.
    Если  же в некоторых отраслях избыточные  ресурсы уже вовлечены и ощущается  их ограниченность, если при увеличении  объема производства приходится  использовать менее эффективное  оборудование и принимать на  работу менее квалифицированных  работников, то возрастают издержки  производства и для их компенсации  необходимы более высокие цены. На рис. 3 кривая совокупного предложения  будет иметь вид восходящей  линии (промежуточный отрезок).
    И  наконец, если экономика находится  в такой точке своего развития, когда имеющиеся ресурсы уже  вовлечены и дальнейшее наращивание  объема производства в краткосрочном  периоде невозможно, то любое  повышение цен не приведет  к наращиванию производства. Кривая  совокупного предложения на рис. 3 примет вид вертикального (классического)  отрезка.
    К  неценовым факторам, влияющим на  совокупное предложение, относятся:
     а)  изменения цен на ресурсы:
    Наличие внутренних ресурсов: земли, трудовых ресурсов, капитала, предпринимательских способностей;
    Цены на импортные ресурсы;
    Господство (монопольное положение) на рынке;
    б)  изменения в производительности;
    в)  изменения правовых норм:
    Налоги с предприятий и субсидии;
    Государственное регулирование.
 
    Действие  одного или нескольких вышеперечисленных  неценовых факторов приводит  к сдвигам вправо или влево  кривой совокупного предложения  (рис. 4).

Рис. 4 Влияние  неценовых факторов на совокупное предложение 

    Например, резкое повышение цен на нефть  и нефтепродукты приводят к  росту издержек и снижению  объема предложения при каждом  данном уровне цен в экономике,  что графически интерпретируется  сдвигом кривой AS влево. Высокий урожай, вызванный неожиданно благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой AS вправо.4  
 
 
 
 

2. Изучение общего  экономического равновесия 

2.1 Анализ общего  экономического равновесия
    Для анализа формирования равновесного объема национального производства в условиях изменяющихся цен, а также для выявления специфики приспособления экономики к состоянию равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах используется модель «совокупный спрос – совокупное предложение».
    Состояние  национальной экономики, при котором  совокупный спрос равен совокупному  предложению, называется макроэкономическим  равновесием. Графически равновесное  состояние экономики определяется  точкой пересечения кривых совокупного  спроса и совокупного предложения  (рис.5).
   
Рис. 5 Макроэкономическое равновесие 

    Следует  заметить, что кривая совокупного  спроса AD может пересечь кривую совокупного предложения AS на трех отрезках: горизонтальном, промежуточном и вертикальном. От того, на каком из этих отрезков пересекутся эти кривые, будет зависеть механизм формирования равновесного объема национального производства.
    Рассмотрим  три варианта возможного макроэкономического  равновесия, т.е. такого состояния  экономики, когда весь произведенный  национальный продукт будет реализован.
    1. Точка  E1 характеризует равновесие при неполной занятости и сложившемся уровне цен. Как видно из рис. 5 при абсолютной стабильности цен и наличии определенного числа безработных реальный объем производства Q1 определяется величиной совокупного спроса. Совокупный спрос, определяемый стабильностью цен и высоким уровнем занятости, Дж. Кейнс назвал эффективным спросом. Если производители в этих условиях переоценят эффективный спрос и произведут товаров и услуг больше Q1? То равновесие будет нарушено и они вынуждены будут сократить объем производства. Если же этот спрос будет недооценен, то они смогут увеличивать реальный выпуск до тех пор, пока он не достигнет величины эффективного спроса.
    2. Точка  E2 показывает равновесие при небольшом повышении уровня цен и состояния, близком к полной занятости. В этих условиях на формирование равновесного объема национального производства оказывает влияние, как совокупный спрос, так и совокупное предложение. На рис. 5 поведение фирм на рынке благ в таких условиях описывается восходящей кривой совокупного предложения (промежуточный отрезок). В данном случае процесс приспособления к равновесию связан с изменениями, как реального объема производства, так и уровня цен.
    3. Точка  E3 показывает равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией. В условиях, когда исчерпаны ресурсы и наращивать объемы производства невозможно, установление рыночного равновесия при возрастающем совокупном спросе возможно лишь за счет роста цен на предлагаемую продукцию.
    Рассматривая  варианты макроэкономического равновесия, следует заметить, что ни один  из них не может быть рецептом  абсолютно для всех стран. Выбор  того или иного варианта для  обеспечения макроэкономического  равновесия – это прерогатива  государственной власти, решающей  конкретные макроэкономические  задачи в специфических условиях  своей страны.
    Изменения  макроэкономического равновесия  характеризуются шоком спроса  и шоком предложения.
    Шоки  со стороны спроса могут возникать:
    Вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения;
    Резких колебаний инвестиционного спроса и т.д.
 
    Шоки  предложения могут быть связаны:
    С резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок);
    Со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала;
    Усилением активности профсоюзов;
    Изменением в законодательстве (например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.5
 
2.2  Макроэкономическое  равновесие на  товарном рынке.      
        Классическая и  кейнсианская модели 

    Для  выработки основных направлений  экономической политики государства  необходимо исследовать функционирование  экономики в целом и выявить  механизмы установления общего  экономического равновесия. Общее  экономическое равновесие – это  такое состояние экономики, когда  на всех рынках (товаров, труда,  капитала) одновременно достигается  равновесие и у участников  хозяйственной деятельности нет  стимулов к изменению существующего  положения. По отношению к рынку  товаров такое равновесие предполагает  соответствие между производством  благ в рамках национальной  экономики и платежеспособным  спросом на них.
    При  анализе макроэкономического равновесия  на товарном рынке перед исследователями  встает вопрос «А способен  ли рыночный механизм самостоятельно, без вмешательства государства  обеспечить равенство совокупного  спроса и совокупного предложения  при полной занятости ресурсов?».  Классическая теория, с одной  стороны, и кейнсианская –  с другой, по-разному отвечают  на этот вопрос.
    Классическая  модель макроэкономического равновесия  базируется на следующих основных  положениях.
   1.Экономика  представляется как экономика  совершенной конкуренции с саморегулирующимся  механизмом в силу абсолютной  гибкости цен и рационального  поведения субъектов рынка. На  рынке действуют автоматические  стабилизаторы:
    Для капитала – гибкая процентная ставка;
    Для рынка труда (рабочей силы) – гибкая ставка номинальной заработной платы.
    Саморегулируемость  экономики означает, что равновесие  на каждом из рынков устанавливается  автоматически, а любые отклонения  от равновесного состояния вызываются  случайными факторами и являются  временными. Гибкие цены, гибкая  процентная ставка и гибкая  заработная плата позволяют экономике  самостоятельно, без вмешательства  государства, восстановить нарушенное  равновесие.
    2. Действует  принцип «нейтральности денег». В классической модели макроэкономического  равновесия предложение товаров  создает свой собственный спрос,  т.е. произведенный объем продукции  автоматически обеспечивает доход,  равный стоимости всех произведенных  товаров. Следовательно, этот  доход достаточен для полной  реализации созданной продукции.  Отсюда следует, что:
      а) получаемый доход целиком  расходуется на приобретение  различных материальных благ. Деньги  здесь выполняют чисто техническую  функцию (служат счетной единицей  и посредником в товарных сделках)  и их получение не является  конечной, целью субъектов рынка  (они не являются богатством, т.е.  не имеют самостоятельной ценности);
     б)  расходуются только собственные  денежные средства;
     в)  рынки денег и рынки благ  не являются взаимосвязанными. При  анализе макроэкономического равновесия  денежный сектор отделяется от  реального, к которому классическая  школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.
    3. В  силу саморегулирования рынка  труда занятость представляется  как полная, а безработица может  быть только естественной. При  этом рынок труда играет ведущую  роль в формировании условий  общего экономического равновесия  в реальном секторе экономики.
    Таким  образом, рыночный механизм в  теории классиков сам способен  устранять дисбалансы, возникающие  в масштабе национальной экономики,  и вмешательство государства  в эти процессы не требуется. 
    Кейнсианская  модель общего экономического  равновесия построена на принципах,  отличных от постулатов классической  школы. Она описывает экономику  как целостную систему, в которой  все рынки взаимосвязаны, и  изменения условия равновесия  на одном из них вызывает  изменение равновесных параметров  на других рынках, а также условий  общего экономического равновесия  в целом. Уровень цен становится  одним из параметров общего  равновесия.
    В  отличие от классиков Дж. Кейнс  исходит из следующих положений:
    Сбережения являются функцией не процента, а дохода;
    Цены (включая и заработную плату) не гибкие, а фиксированные;
    Точка равновесия совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) характеризует эффективный спрос, а рынок товаров становится ключевым;
    Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или снижения цен, а в результате изменения запасов;
    Реальный и денежный рынок являются взаимосвязанными;
    Рынок не обладает внутренним механизмом саморегулирования, способным обеспечить равновесие на макроуровне, поэтому необходимо вмешательство государства в эти процессы.
    Кейнсианская  модель «совокупный спрос –  совокупное предложение» - базовая  для анализа процессов выпуска  товаров и услуг и уровня  цен в экономике. Она позволяет  выявить причины колебаний в  экономике и их последствия.  В графической форме эта модель  равновесия представлена на рис. 6.

Рис. 6 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 

    Кривая  совокупного спроса (AD) характеризует количество товаров и услуг, которые способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Если уровень цен имеет тенденцию к повышению, то это ведет к снижению доходов потребителей и, соответственно, уменьшению объема товаров и услуг, на которые они предъявляют спрос.
    Кривая  AD в этой модели построена без учета государственных расходов и внешних связей, поэтому представляет собой функцию от располагаемого дохода и инвестиционных расходов:
AD = C(Y) + I(i),
где C – потребительские расходы; Y – национальный доход; I – инвестиции;  i – процентная ставка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.