На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине: «Система государственного и   муниципального управления»
На  тему: «Местное самоуправление в РФ: функции, предметы ведения, основные тенденции развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Магадан
2011
 

      СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Управление  городом осуществляется местными органами власти, которые не входят в систему  органов государственной власти. Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя, принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные и исполнительные органы, которые наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Задача органов местного самоуправления – рационально управлять объектами управления с целью удовлетворения потребностей населения и повышения их жизненного уровня.
     Управление  городом становится все более  сложным и менее надежным: решение острых городских проблем традиционными методами управления все чаще не дает удовлетворительных результатов. Дефекты в системе управления городом могут привести к снижению качества жизни горожан, к застою, или даже к регрессу городского развития и деградации городской среды. Городское управление должно обеспечивать социально-экономическое развитие и соответствовать сложности самого города как объекта управления.
     Особую  актуальность данной проблемы на современном  этапе придают следующие обстоятельства:
     - необходимость преодоления существующей  политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
     - потребность  в  развитой органов правоохраны в субъектах Российской Федерации.   Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти, осуществление ими правоохраны, а также их взаимодействия с органами внутренних дел;
- острота проблемы укрепления российской государственности, и роли местного самоуправления в системе правоохраны. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления.
     Цель  курсовой работы состоит в выявить предметы ведения местного самоуправления, рассмотреть перспективы развития местного самоуправления.
     В соответствии с указанной целью  поставлены и решаются следующие задачи:
     • рассмотрение теоретических основ местного самоуправления;
     • выявление предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления;
     • раскрытие основных тенденций развития местного самоуправления.
    Объектом  исследования является: муниципальное самоуправление в РФ
    Предмет: функции, предметы ведения, основные тенденции развития местного самоуправление в РФ.
 

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
      Понятие, принципы особенности организации местного самоуправления 

     Местное самоуправление в России имеет глубокие корни, которые уходят в догосударственные образования восточных славян с их патриархальным самоуправлением. Традиции вечевого самоуправления отмечают первые русские летописи в древнейших городах – избрание (приглашение на княжение) главного должностного лица города.
     Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое по-разному трактуется в разных источниках. Так, в Европейской Хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г. под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения1.
     В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций2. Новый Федеральный закон определяет местного самоуправления не через «деятельность населения», а через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.
     Местным самоуправлением называется организация  власти на местах, предполагающая самостоятельное  решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти3.
     Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается  принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное  самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1999 г.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Государством гарантируется организационная обособленность органов муниципальной власти, признается и защищается муниципальная собственность. Участие граждан в осуществлении местного самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, самостоятельно решать вопросы местного значения, самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.
     В Конституции Российской Федерации  перечислены важнейшие вопросы  местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.
     Положения Конституции Российской Федерации, определяющие основные принципы осуществления местного самоуправления, явились результатом осмысления отечественного опыта организации местной власти с учетом сформулированных в Европейской Хартии местного самоуправления принципов законности, децентрализации управления, самоорганизации граждан, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем наиболее эффективно их реализовывать, при максимальном приближении к потребителям услуг.
     Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это обозначает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.
     Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов.
     Местное самоуправление функционирует на основе определенных принципов. Принципы (лат. principium – первоначало, основа) – это основополагающие начала, закономерности, отношения взаимосвязи между элементами.
     Принципы  местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления4. Выделяют два вида принципов местного самоуправления:
    Принципы общие – начала, характерные не только для системы местного самоуправления, но и для всей системы государственной власти в целом. К ним относятся: принцип народовластия, демократии, законности, гласности и т.д.
    Принципы специальные – начала, характерные только для системы местного самоуправления, позволяющие говорить о ее единстве и уникальности. К ним относятся:
     1) принцип самостоятельности;
     2) принцип ответственности органов  и должностных лиц местного  самоуправления перед населением  муниципального образования, государством  и юридическими лицами;
     3) принцип социальной направленности  деятельности местного самоуправления;
     4) принцип сочетания коллегиальности  и единоначалия;
     5) принцип государственной поддержки  местного самоуправления и другие.
     Принцип самостоятельности является наиболее важным в организации и осуществлении местного самоуправления. Под самостоятельностью в российском законодательстве понимается, во-первых, организационная самостоятельность органов местного самоуправления. Данное положение закреплено в конституционном требовании: «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»5. Во-вторых, население муниципального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления. В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Российской Федерации и она обеспечивается прежде всего наличием муниципальной собственности. Наконец, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливают наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.
     Вторым  по значимости является принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Ответственность – неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Выделяют ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.
     Принцип гласности – принцип, основные требования которого:
     1) обеспечение информированности  граждан о решениях органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;
     2) обеспечение доступности обсуждения  важнейших государственных вопросов  и вопросов местного значения;
     3) изучение и учет общественного  мнения6.
     Принцип законности – принцип, основное требование которого – это соблюдение Конституции РФ и законов, соответствие всех издаваемых нормативных актов действующему законодательству. В государственном управлении для законности характерно: общеобязательность законов, их верховенство над правовыми актами управления; единообразное понимание и исполнение законов на всей территории Российской Федерации; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; связь с правовой культурой7.
     Согласно  взглядам Н.И. Лазаревского, сущность самоуправления определяется следующими принципами:
     1) самоуправление есть осуществление  правительственных прав по поручению  от государства;
     2) самоуправление есть деятельность, состоящая в исполнении местных  задач государственного управления;
     3) самоуправление есть исполнение  задач государственного управления  самим государством;
     4) органы самоуправления являются  органами и представителями самого  государства.8
     Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. Иногда функции именуются вопросами местного значения.
     Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относил: принятие нормативных актов по вопросам местного значения; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; комплексное благоустройство территории муниципального образования, социально-экономическое развитие территории и т.п.
     Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет за каждым типом муниципальных образований собственный перечень вопросов местного значения. Вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранения объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения отнесены к компетенции городских и сельских поселений. Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды отнесены исключительно на районный уровень. Вопросы электро- и газоснабжения, содержания и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставления транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района.
     Функции местного самоуправления обусловлены  его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретной этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления9.
     В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при  решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относится:
     1) обеспечение непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения, учет и координация интересов различных групп населения;
     2) обеспечение комплексного социально-экономического  развития муниципального образования;
     3) управление муниципальной собственностью  и местными финансами;
     4) осуществление социальной политики  местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
     5) охрана окружающей среды;
     6) обеспечение общественного порядка10.
     В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.
     Таким образом, под местным самоуправлением понимается организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти. Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления. Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению поставленных целей и задач. 
 

      Функции местного самоуправления
 
           Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.
     Перечень  полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции:
     1. Обеспечение участия населения  в решении местных дел.
     Это предполагает развитие муниципальной  демократии, создание условий для  поддержки инициатив, для самостоятельного решения  населением  вопросов местного значения, различных форм самоуправления.
     Важное  значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.
     2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
     В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции  РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и  распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.
     3. Обеспечение развития соответствующей  территории.
     Органы  местного самоуправления принимают  программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление11.
     4. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно  важных услугах.
     Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.
     5. Охрана общественного порядка,  обеспечение режима законности  на данной территории.
     Согласно  ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.
     6. Защита интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.
     Органам государственной власти РФ и ее субъектов  запрещается ограничивать права  местного самоуправления, установленные  Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в  соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
     Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга. 
 
 
 

      ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
        Общее понятие предметов ведения местного самоуправления
 
    Предметы  ведения местного самоуправления —  необходимый элемент правового  статуса каждого муниципального образования.
    Закрепляемые  нормами муниципального права предметы ведения местного самоуправления прежде всего определяют те области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
    Конституция Российской Федерации (ст. 130), Федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 6) используют для характеристики предметов ведения местного самоуправления понятие “вопросы местного значения”. Вместе с тем Конституция Российской Федерации и названный выше Закон в круг предметов ведения включают также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
    Таким образом, предметы ведения местного самоуправления включают:
    а) вопросы местного значения;
    б) отдельные государственные полномочия.
    В соответствии с Конституцией Российской федерации и законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения относится
    1. Организация местного самоуправления  в муниципальном образовании,  ее правовое закрепление в  уставе муниципального образования.
    Каждое  муниципальное образование, решая вопросы организации и структуры местного самоуправления, самостоятельно разрабатывает и принимает свой устав, вносит в него изменения и осуществляет контроль за его соблюдением.
          2. Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления.
    Значительная  часть норм, регулирующих муниципальные  отношения, содержится в уставе муниципального образования.
    Кроме того, муниципальные образования  принимают общеобязательные правила  по предметам своего ведения; устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью; регулируют планировку и застройку территории муниципального образования; регулируют использование водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения, решают другие вопросы правового регулирования муниципальных отношений.
    3. Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
    Муниципальные образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной  собственностью; формируют, утверждают и исполняют местный бюджет; устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения. При осуществлении этой деятельности принимаются во внимание задачи комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, предусматривая рациональные пропорции в развитии производственной и социальной инфраструктур, координируют участие предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
    4. Организация, содержание и развитие  муниципальных служб: предприятий  и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
    Муниципальные образования организуют, содержат и  развивают муниципальные учреждения образования, здравоохранения. К их ведению относится создание условий для деятельности учреждений культуры, сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.
    Муниципальные образования создают условия  для организации зрелищных мероприятий, развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
    В ведении муниципальных образований  находятся также:
      содержание и использование муниципальных жилищного  фонда и нежилых помещений;
      создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
      создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
      организация, содержание и развитие муниципальных служб:
                       энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения                населения и муниципальных учреждений топливом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.