На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработка системы управления распределением прибыли предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Государственный Университет Экономики  Статистики и Информатики 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему «Разработка системы управления распределением прибыли предприятия». 
 
 
 
 
 

    Выполнила: Ехвая Виктория
                                                           Группа: ДНФ-405
                                                                     Проверила: Ронова Г.Н. 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические  основы создания системы управления распределением прибыли предприятия………………………………………4
      Сущность и принципы распределения прибыли………………………4
      Факторы, влияющие на распределение прибыли……………………...8
      Распределение и использование прибыли предприятия……………..14
Глава 2. Теории, лежащие в основе дивидендной  политики………………..19
2.1. Сущность  дивидендной политики……….……………………………….19
2.2. Теории разработки  дивидендной политики………………………………21
2.3. Нормативное регулирование начисления и выплаты дивидендов. Налогообложение дивидендов. ………………………………………………..25
Глава 3. Классификация дивидендной политики……………………………..31
3.1. Типы дивидендной политики………………………………………………31
3.2.Основные виды  дивидендной политики …………………………………..34
3.3.Факторы, определяющие  дивидендную политику ………………………..40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………45
Приложение………………………………………………………………………47 
 
 
 

Введение
    Объектом  исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как  неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.
    Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как  и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние  на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его  акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
    Дивидендная   политика  имеет огромнейшее значение вследствие ее влияния на структуру капитала и финансирование компании. Она призвана решать, как прибыль компании будет разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью.
    Дивидендная   политика  включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии . Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента  дивидендных  выплат  уменьшает объем реинвестируемой прибыли.
    Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия, изучение факторов, определяющих выбор дивидендной политики предприятия.
Исходя из цели, в работе будут решены следующие  задачи:
- раскрыть сущность  дивидендной политики;
- выявить факторы, влияющие на распределение прибыли;
- изучить типы  и виды дивидендной политики
- рассмотреть  нормативное регулирование начисления  и выплаты дивидендов;
- выявить факторы,  определяющие дивидендную политику предприятия.
Глава 1. Теоретические  основы создания системы управления распределением прибыли предприятия.
      1.1.Сущность и принципы распределения прибыли.
    Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:
    Распределение прибыли непосредственно  реализует главную цель управления ею - повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
    Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости  предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
    Пропорции распределения прибыли  определяют темпы  реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.  
 

    Характер  распределения прибыли  является важнейшим  индикатором инвестиционной привлекательности  предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
    Распределения прибыли является одной из действенных  форм воздействия  на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
    Пропорции распределения прибыли  формируют уровень  обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.
    Характер  распределения прибыли  оказывает влияние  на уровень текущей  платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренной к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень может существенно снизиться.
    Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально подработанной политикой (ее основу составляет дивидендная  политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Эта политика призвана отражать требования общей стратегии развития предприятия, обеспечивать повышение его рыночной стоимости, формировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, обеспечивать материальные интересы собственников и персонала. При этом в процессе формирования политики распределения прибыли необходимо учитывать противоположные мотивации собственников предприятия (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их размеров в перспективном периоде.
    Основной  целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста его рыночной стоимости.
Исходя из этой основной цели, в процессе формирования политики распределения прибыли  предприятия решаются следующие  задачи:
    обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
    обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;
    обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
    обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.
С учетом реализации этих основных задач осуществляется непосредственное распределение прибыли  предприятия. Процесс этого распределения  базируется на следующих принципах:
    1) Связь политики распределения прибыли с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.
    2) Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестируемого капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли - между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
    3) Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров.
    4) Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов является одним из важных условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, формирующей реальную стоимость обращающихся акций.
    5) Оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат; коэффициента участия персонала в прибыли. 1
    Далее следует рассмотреть факторы, влияющие на распределение прибыли.
1.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли.
    По  характеру возникновения все  факторы, можно разделить на две  основные группы:
а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);
б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия).
    Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:
    Правовые  ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд).
    Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.
    Темп  инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и 2значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условием при этом является выплата текущих доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.
    Стадия  конъюнктуры товарного  рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.
    «Прозрачность»  фондового рынка. Возможность быстрого использования акционерами информации о характере распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет им оперативно принимать решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных выплат) или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в условиях высокой «прозрачности» фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций. При отсутствии такой «прозрачности» влияние этого фактора проявляется в меньшей степени и со значительным «лагом запаздывания».
    Среднерыночная  норма прибыли  на инвестированный  капитал. Характер этого показателя формирует эффективность пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.
    Альтернативные  внешние источники  формирования финансовых ресурсов. Если предприятие имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.
    Внутренние  факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:
    Менталитет  собственников предприятия. Это один из важных показателей формирующих конкретный тип политики распределения прибыли предприятия (его дивидендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой). В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также будут вынуждены реинвестировать свой капитал в другие предприятия с соответствующей дивидендной политикой).
    Уровень рентабельности деятельности. Этот показатель оказывает существенное влияние на свободу формирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности
(а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли «связана» контрактными обязательствами с собственниками (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям) с персоналом (формы социальной защиты) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих условиях существенно влиять не будет.
    Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли.
    Стадия  жизненного цикла  предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат собственникам. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а следовательно могут обеспечить более высокие размеры выплат.
    Уровень коэффициента финансового  левериджа. Если предприятие имеет возможность повысить эффект финансового левериджа за счет роста его коэффициента, не снижая при этом существенно уровень своей финансовой устойчивости, доля потребляемой прибыли в процессе ее распределения может быть повышена. И наоборот, если коэффициент чрезмерно высок и не обеспечивает прирост финансовой рентабельности, а снижение объема используемого заемного капитала может вызвать существенное сокращение объемов операционной деятельности, предприятие вынуждено капитализировать значительную часть своей прибыли.
    Уровень концентрации управления. Если в процессе оптимизации структуры капитала возникает необходимость существенного увеличения доли собственной его части, а собственников волнует угроза потери финансового контроля над управлением предприятием при привлечении капитала из внешних источников, то в процессе распределения прибыли уровень ее капитализации должен существенно повышаться. Только при условии существенного возрастания объема внутреннего финансирования развития предприятия контролируемый объем капитала, обеспечивающий реальное управление предприятием, останется в руках прежних собственников.
    Уровень текущей платежеспособности предприятия. В условиях низкого уровня текущей платежеспособности, высокого объема неотложных финансовых обязательств предприятие не имеет возможности направлять большие размеры распределяемой прибыли на потребление. Это привело бы к значительному снижению уровня ликвидности активов, поддерживающих текущую платежеспособность, а также к возрастанию угрозы банкротства предприятия. С позиции финансового риска снижение платежеспособности более опасно, чем снижение уровня дивидендных выплат отрицательно влияющем на рыночную стоимость акций.
    Численность персонала и действующие программы его участия в прибыли. Чем выше численность персонала, тем больше объем контрактных обязательств предприятия по участию персонала в прибыли, тем соответственно выше должна быть доля потребляемой части прибыли. Этот фактор формирует и внутренние пропорции распределения потребляемой части прибыли - между собственниками и персоналом предприятия.
    Уровень рисков осуществляемых операций и видов  деятельности. Если предприятие ведет агрессивную политику в отдельных сферах своей деятельности или осуществляет большой объем отдельных хозяйственных операций с высоким уровнем риска, оно вынуждено больше средств направлять из прибыли на формирование резервного и других страховых фондов. Без обеспечения такого минимального внутреннего страхования высокорисковой хозяйственной деятельности возрастает неотвратимая угроза банкротства предприятия.
    Альтернативные  внутренние источники  формирования финансовых ресурсов. Если потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов операционной деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования (амортизационных отчислений, реализации неиспользуемых машин ин оборудования, продажи финансовых активов при их низкой инвестиционной отдаче), то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот - если прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).
    Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов. Ряд ранее начатых инвестиционных программ и проектов, связанных с региональной или товарной диверсификацией хозяйственной деятельности, переходом на новые технологии, обновлением состава операционных основных фондов и другими направлениями стратегического развития предприятия, могут требовать ускоренного завершения в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка. При недостатке инвестиционных ресурсов для ускорения завершения их реализации, следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.
    Принципы  распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.  

      Распределение и использование  прибыли предприятия.
    Распределение и использование  прибыли  является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.
    Механизм  распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
    В зависимости от объективных условий  общественного производства на различных  этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
    С развитием рыночных отношений  предприятия  имеют право использовать полученную  прибыль  по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
    Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения  прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой  прибыли  ( прибыли , остающейся в распоряжении  предприятия ).
    Экономически  обоснованная система распределения   прибыли  в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды  предприятия.
    Объектом  распределения является налогооблагаемая  прибыль   предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли  в бюджет и по статьям использования на  предприятия. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия , структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
    При распределении  прибыли   предприятия  необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:  
      Прибыль, получаемая  предприятием  в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
      Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.
      Величина  прибыли   предприятия , остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.  
      Прибыль, оставшаяся в распоряжении  предприятия , в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.
      Распределение чистой  прибыли  должно отражать процесс формирования фондов и резервов  предприятия  для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных  условиях хозяйствования государство  не устанавливает каких-либо нормативов распределения  прибыли, но через порядок налогообложения  прибыли   предприятия  стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы.
    Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования  прибыли  на предприятии  фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
    В соответствии с этим по мере поступления  чистая  прибыль   предприятий  направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.
    Наряду  с финансированием производственного развития  прибыль , остающаяся в распоряжении  предприятия , направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой  прибыли  выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество  предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.
    Капитализация прибыли — это превращение финансовых средств в капитал. В акционерных обществах основной целью распределения прибыли  предприятия  является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций  предприятия  за счет капитализации части  прибыли.
    Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой  прибыли,  предприятие  должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
    Расширение  процессов реформирования экономики в направлении создания полноценных рыночных отношений сопровождается расширением операций субъектами хозяйственной деятельности на рынке ценных бумаг.  Предприятия  различных форм собственности могут вкладывать часть своей чистой  прибыли  в приобретение акций акционерных обществ, облигаций (как других  предприятий, так и муниципальных, государственных). Альтернативными формами инвестирования чистой  прибыли  могут быть вложения средств в совместные  предприятия  (в т.ч. с участием иностранного капитала), их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений.  
    Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и
3материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль.
    В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать  средства в связи с проведением  рисковых операций и, как следствие  этого, потерей доходов от предпринимательской  деятельности. Поэтому при использовании чистой  прибыли   предприятия  вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.
    Размер  этого резерва должен составлять от 5 до 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться  за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении  предприятия . Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.
    Итак, наличие чистой  прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития  предприятия  при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.
    Что же такое дивидендная политика? Ответ  на этот вопрос рассматривается в  следующей главе. 
 
 
 
 

Глава 2. Теории, лежащие в  основе дивидендной политики.
           2.1. Сущность дивидендной политики.
    Термин  «дивидендная политика» связан с распределением прибыли в 
акционерных обществах. Однако рассматриваемые в этом разделе принципы и методы распределения прибыли применимы не только к акционерным 
обществам, но и к предприятиям любой иной организационно-правовой формы деятельности.

    Распределение прибыли в акционерном обществе представляет собой 
наиболее сложный его вариант и поэтому избран для рассмотрения всех аспектов этого механизма.

    В более широком трактовании под термином  «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного  капитала предприятия.
    Дивидендная политика - это важная часть финансовой политики предприятия, нацеленная на повышение капитализированной стоимости предприятия путем установления определенного соотношения между реинвестируемой и выплачиваемой в виде дивидендов частями чистой прибыли предприятия. Количественным показателем дивидендной политики предприятия выступает коэффициент дивидендного выхода.
    Реализация  дивидендной политики направлена на решение различных задач:
    - установление  определенного соотношения между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом;
    - максимизация  собственности акционеров;
    - повышение  курсовой стоимости акций;
    - стабильность  дивидендных выплат;
    - сигнализирование  о стабильности финансового состояния  предприятия;
    - определение  наиболее выгодной для всех участников формы выплаты (наличными деньгами, акциями, имуществом акционерного общества), а также периодов и сроков выплаты дивидендов.
    4Основной целью разработки дивидендной политики является 
установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

    Исходя  из этой цели понятие дивидендная политика может быть 
сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет 
собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и 
капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости 
предприятия.

    Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядок выплаты дивидендов является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала.
    Реинвестирование  прибыли является одной из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных проектов и программ, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования и оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников.
    В связи с этим, целью  дивидендной   политики  является обеспечение оптимального сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.
    2.2. Теории разработки  дивидендной политики.
    Для выработки собственной  дивидендной   политики  предприятию необходимо решить два принципиально важных вопроса: 
1. Влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров? 
2. Какой должна быть оптимальная величина дивидендов?

С целью получения ответа на обозначенные вопросы разработаны основные теории  дивидендной   политики:
    Теория ирревалентности дивидендов.
    Теория существенности  дивидендной   политики .
    Теория налоговой дифференциации.
    Сигнальная теория дивидендов.
    Инвестиционная теория дивидендов.
    Инвестиционная теория дивидендов.
    1. Теория ирревалентности (независимости) дивидендов сформулирована Модельяни и Миллером. В рамках данной теории утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью её активов и инвестиционной политикой и пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают слияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной  дивидендной   политики  как фактора повышения стоимости фирмы не существует.
    Избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в 
текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.

    В соответствии с этой теорией дивидендной политике отводится 
пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. 
5Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, 
теория ММ стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений 
механизма формирования дивидендная политика.

    Предпосылки выдвижения данной теории: 
1. Существуют только совершенные рынки капитала, подразумевающие бесплатность и равнодоступность информации для всех инвесторов, отсутствие трансакционных расходов и рациональность поведения акционеров.

2. Новая эмиссия  акций полностью размещается на рынке.
3. Отсутствуют  налоги.
4. Для инвесторов равноценны дивиденды и доходы от прироста капитала.
    Данная  теория подверглась критике в  связи с тем, что на практике инвестору  небезразлично получит он доход  на вложенный капитал в форме дивидендных  выплат или в форме повышения курса акций  
предприятия. На практике, как правило, сокращение размера  дивидендных  выплат приводит к падению курса акций, а увеличение – к его росту.

    2. Теория существенности  дивидендной   политики  (предпочтительности дивидендов, теория «синицы в руках»). Разработана М.Гордоном и Д.Линтнером. Сторонники данной теории считают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она «очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли. Дивидендная   политика  существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности предприятия и целесообразности инвестирования в данное предприятие. Акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости фирмы.
    3. Теория налоговой  дифференциации. (минимизация дивидендов).Была предложена Р.Литценбергером и К.Рамасвами. В соответствии с этой теорией дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.
      Сторонники данной теории считают, что для акционеров важнее не  дивидендная  доходность, а доход от капитализации стоимости.
    С учётом того, что каждая из перечисленных  теорий имеет свои достоинства и недостатки, основывается на своих предположениях, не всегда отражающих условия реальной практики, в настоящее время  единой  дивидендной   политики  акционерных обществ не существует. На разных этапах становления и развития предприятия, при различных ситуациях на рынке предприятия стремятся либо форсировать накопления и обеспечивать за счёт этого своё развитие, либо наращивать  дивидендный  доход акционеров. Выбор проводимой  дивидендной   политики  в каждый отдельный период времени определяется необходимостью решения двух взаимосвязанных задач:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.