На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Личность и общество

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       

      1.1 Понятие личности 

 
      Личность  — одно из центральных понятий  социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального  знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
      Социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.
      В современной социологии личность, как  и субъект (который, напомним, может быть индивидуальным — тождественным «личности» и групповым — тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности1.
      Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».
      В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все  более концентрированной субстанцией  его особой (общественной) природы.

      1.2 Сущность и особенности  процесса социализации  личности, его этапы  и факторы

 
      Социализация  — это освоение культуры (норм, и  ценностей, идей, правил поведения и  стереотипов понимания) сообщества2. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.
      Нормативная, личность — та, черты которой  лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеал личности данной культуры.
      Модальная личность — статистически более  распространенный тип отклоняющихся  от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет: они — основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».
      Если  личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить  их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую) модель адаптации.
      Инновационная модель адаптации характеризуется  тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить  необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предэлитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»).
      Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма  личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.
      Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.
      И наконец, бунт, мятеж является такой  формой отклоняющегося поведения, которая  направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).
      Будучи  даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные «правила», поэтому и следует внимательно оглядываться по сторонам и успевать менять передник на декольте, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность.
      Итак, смена общностей, как смена культурных декораций, должна заставлять личность менять ролевые маски, дабы сохранять  соответствие ситуации и тем нормативным, символическим требованиям, которые предъявляются к человеку как к персоне социального театра. (Как тут не вспомнить гениального У. Шекспира: «Весь мир — театр» — и не задуматься о преимуществах искусства перед наукой в вопросах социального постижения!)
      В целом же можно сделать вывод: макросоциология определяет личность через культуру (общество).

      2.1 Социальный статус  и социальная роль

 
      Понятие личности – это совокупность таких  психологических качеств индивида как:
    Отношение к чему-либо.
    Нормы поведения, взглядов.
    Ценности.
      В философии личность человека как таковая не рассматривается. ею надо стать.
      В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная систем, которая  может быть независима от общества. Эта независимость проявляется  в собственном мировоззрении личности. в её самосознании.
      Социальные  роли – это совокупность требований. предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые  должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт. 

        

      Основные  ролевые характеристики:
      Толкот  Парсенс предложил 5 характеристик  любой роли:
    Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.
    Способ получения: предписанные и завоеванные.
    Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть – размыта.
    Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.
    Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т. д.
      Социальная  роль состоит из:
    Ролевого ожидания.
    Исполнения этой роли.
      Теория  Ч. Кули – Теория общественного зеркала. Суть теории: сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное  мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке, могут получить дальнейшее развитие.
      Мы  анализируем, как к нам относятся  люди.
      Мы  анализируем, как мы относимся к  этой оценке.
      Мы  анализируем, как мы реагируем на эту оценку.
      При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы она  получает свою содержательную характеристику через "общественные функции" –  роли, которые усваиваются ею в  онтогенезе". Описывая ролевое социотипическое  поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности.
      Для того чтобы проанализировать, как  индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" – это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной деятельности – вторая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя".
      Каждый  человек, живущий в обществе, включен  во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.
      Социальная  роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.
 

       Заключение

 
      Из  всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.
      Астрология, теология, философия, литература и социальные науки- вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда поскольку большинство серьёзных недугов человечества- стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.
 

       Литература

 
    Андреева  Г.М. Социальная психология. М. 1979.
    Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
    Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 1998.
    Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991
    Коган Л.Н. Социология: проблемы духовной жизни". - Челябинск, 1992г.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.