На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Коллективные договоры как источник трудового права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Муромский институт (филиал)
федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный  университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(МИ (филиал) ВлГУ)
                               Факультет          РЭКС          
                               Кафедра           СПД                      
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
              

       по                                                      ОТЗ                                                
                                                          (наименование  дисциплины) 
       Тема         Коллективные договоры как источник трудового права.     .                                                                    
                                                                                                            
                 
                Руководитель 
                                    Короткова Ю.А.                                              
                              (фамилия, инициалы) 
                                                             
                (подпись)                            (дата)
                Студент    ЭВМз-210                                               (группа) 
                             Вилков А.М. 
                (фамилия,  инициалы) 
                                                             
                (подпись)                            (дата) 
                 
                 


Содержание 

Введение 3
Глава 1.  Общая характеристика коллективного договора 6
1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование коллективного договора 6
1.2 Функции коллективного договора 14
1.3 Стороны коллективного договора 15
1.4 Исторические аспекты коллективно-договорного регулирования 20
Глава 2. Ведение коллективных переговоров 23
2.1 Порядок ведения коллективных переговоров 23
2.2 Внесение изменений и дополнений путем коллективных переговоров 26
Глава 3. Содержание коллективного договора 28
3.1 Условия коллективного договора 28
3.2 Срок действия договора, его регистрация 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………........34 
 
 
 
 
 
 
 

 


      Введение
      Коллективный  договор, заключая в себе конститутивные признаки договора, как средства согласованной  организации общественных отношений  является нормативным актом локального значения, имеющим публично-правовую природу. Он предназначен для регулирования  общественных отношений в сфере  труда.
      В данной работе рассмотрим именно этот локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права и занимающий особое место во всей системе локальных  нормативных актов, регулирующих условия  труда.
      Подчеркивая значимость коллективного договора для общества, ученые в разных странах  определяли  его как «соглашение, увеличивающее силу рабочих»1, «способ органического эластичного регулирования условий»2, «сглаживание противоречивых интересов между рабочими и работодателями», «уравновешивание сил предпринимателей и рабочих»3
      Проблема  коллективного договора в России представляет несомненный теоретический  и практический интерес, поскольку: во-первых, в связи с развитием  идей социального партнерства в  Российской Федерации (как общемировой  тенденции) коллективно-договорное регулирование  социально-трудовых отношений получает новый импульс; во-вторых, расширение договорной свободы в регулировании  трудовых отношений привело к  тому, что условия труда могут  устанавливаться по соглашению между  работниками и работодателем  на уровне коллективных договоров о  труде; в-третьих, коллективный договор  как правовое явление и в прошлые  годы и в настоящее время неоднозначно толкуется учеными-юристами.
В коллективном договоре сочетаются управленческие функции  руководителя с правами работников на участие в управлении организацией. 
 
 

      Заключив  коллективный договор, стороны выступают  в качестве носителей договорных прав и обязанностей сторон, вытекающих непосредственно из него.
      Коллективный  договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации, то есть содержащий нормы  трудового права, разрабатывается  и принимается представителями  сторон трудовых правоотношений. В  этом его отличие от государственных  нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений и т.п.), принимаемых  соответствующими государственными органами. Такое понятие, данное в Трудовом кодексе РФ, еще раз подчеркивает регулятивное значение этого локального нормативного акта.
     Актуальность  темы определяется особой ролью на современном этапе трудовых правоотношений вообще и коллективных договоров в частности. Наряду с другими факторами коллективные договоры является действенным стимулом развития трудоправовых отношений, серьезным образом влияющего и на другие сферы общественной жизни страны: экономику, право, социальное обеспечение, здравоохранение, культуру.
     Целью работы являются разработка общего правового понятия коллективных договоров на современном этапе развития общества, выявление проблематики и анализ состояния трудового законодательства, регулирующего эту сферу.
     
Задачей работы является выявление правового  статуса коллективных договоров, их возникновения и прекращения их деятельности. В круг задач, стоящих перед настоящей работой, входят также выявление взаимосвязей между сходными объектами, характера правовых связей с субъектами трудовых правоотношений, характеристика ответственности за нарушение правового режима и выявление существующей проблематики. 
 
 
 
 
 
 
 
 


     Для достижения целей использовались работы специалистов и ученых, посвятивших научные работы исследованиям в области трудовых правоотношений, и в частности правовой характеристики коллективных договоров: А.Ф. Нуртдиновой, М.В. Лушниковой, С.Ю. Чучи, Г.В. Хныкина, А.С. Лада, Л.Ю. Шадриной, Э.Ф. Гумеровой, И.А. Ивановой, и др4.
     Объектом  исследования являются трудоправовые отношения, связанные с правовой характеристикой коллективных договоров по Российскому законодательству.
     Предмет исследования – трудоправовые отношения, связанные с исследованием сущности, порядка возникновения и прекращения коллективных договоров на современном этапе развития российского законодательства.
     Основные  задачи исследования:
    Определить общую характеристику коллективного договора.
    Провести исследование ведение коллективных переговоров. 
    Исследовать содержание коллективного договора.
Работа состоит  из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка нормативных и литературных источников и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.  Общая характеристика коллективного  договора 

     1.1 Понятие и нормативно-правовое регулирование коллективного договора 

     Трудовой  кодекс Российской Федерации в статье 40 определяет коллективный договор  как  правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей5. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).
     Коллективный  договор - это соглашение, которое устанавливает дополнительные гарантии для работников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации. Такой договор призван повышать правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что установлены трудовым законодательством.
     Правовая  природа коллективного договора - важнейшая теоретическая проблема, постоянно привлекающая внимание многих научных и практических работников и нашедшая свое отражение в нормативных  правовых актах, содержащих нормы трудового  права.
     
 Коллективный  договор как правовое явление  и в прошлые годы, и в настоящее  время неоднозначно толкуется  учеными-юристами.
   Например, В.М.Догадов определял коллективный договор как своеобразный гражданско-правовой договор, формальную сделку.6
   Г.И.Лях  и М.И.Бару характеризовали коллективный договор как «хозяйственно-политический документ», «средство выполнения задач, поставленных КПСС»7.
   Юридическая сила коллективного договора в Российской Федерации как локального нормативного акта выражается в следующем:
   1) работники вправе требовать применения  к ним закрепленных в соответствующих  коллективных договорах условий  труда, установленных в общих  нормах и специальных нормах;
   2) в признании принципа неотменяемости  коллективно-договорных условий  труда (в сторону их ухудшения)  индивидуальными трудовыми договорами  и соглашениями. При заключении  коллективного договора намерения  сторон направлены на то, чтобы  содержание индивидуальных договоров  о труде по определенным вопросам  не противоречила коллективно  выраженным интересам;
   3) в юридической ответственности  конкретных субъектов трудового  права за нарушение коллективно-договорных  норм.
   М.А. Лушникова пишет: "...в теории трудового  права обоснованы две концепции, определяющие юридическую природу  коллективного договора. В первом случае имеется в виду концепция  публично-правовой природы коллективного  договора, имеющего силу закона. Во втором случае - договорная концепция, в соответствии с которой договор есть соглашение сторон. В теории трудового права  сложилось единодушное в целом  суждение о "смешанной природе" коллективного договора. Согласно названной  дуалистической концепции коллективный договор - это источник трудового  права, акт совместного нормотворчества  заключивших его лиц.
   
   При этом подчеркивается сложная природа  коллективного договора, включающего  нормативные условия и обязательства (см., например: Советское трудовое право: Учебник / Б.К. Бегичев, А.Д. Зайкин. М., 1985. С. 81; Смолярчук. В.И. Источники советского трудового права. М., 1978. С. 11 - 12).
   
    Многие  современные исследователи трудового  права и в настоящее время  относят коллективный договор к  разновидности локального нормативного акта8. Более того, Г.В. Хныкин, относя коллективный договор к разновидности локального нормативного акта, весьма спорно полагает: "Чрезмерное... увлечение коллективными договорами удивительным образом повлияло на законодателя: большинство вопросов локального регулирования трудовых отношений предложено решать посредством коллективного договора" 9.
    Коллективный  договор как правовой акт социального  партнерства регулирует трудовые и  непосредственно связанные с  ними отношения, имеет договорную природу  и носит представительский характер: он порождает права и обязанности  не только у заключивших его лиц, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей). При этом основной круг прав и обязанностей возникает именно у представляемых лиц10.
    Среди иных видов нормативных правовых договоров в специальной литературе коллективный договор исследуется  наиболее активно и плодотворно. Например, А.Ф. Нуртдинова отмечает: "Исторически  коллективный договор возник как  инструмент ограничения хозяйской  власти работодателя, побуждения его  к социально ответственным действиям"11.  С одной стороны, А.А. Мясин отмечает тенденцию к повышению роли договоров, содержащих нормы права, в регулировании общественных отношений12.
    В то же время, с другой стороны, нельзя переоценивать значение коллективного  договора по отношению к иным видам  нормативных правовых договоров  и иным формам российского трудового  права, как, например, это делает Г.С. Горяева: "...коллективному договору... теория и практика отдает предпочтение по сравнению с действующим законодательством"13.
    Понятие коллективного договора как источника  трудового права и определение  его места в системе источников трудового права непосредственно  связано с вопросом о его юридической  природе. Юридическая природа коллективного  договора неоднократно исследовалась  в науке трудового права, однако по данному вопросу так и не сложилось единого мнения. Рассмотрим подходы к пониманию коллективного  договора, выработанные в науке трудового  права и трудовом законодательстве в дореволюционный и советский  периоды, а также в настоящее  время.
    
    В современных исследованиях, посвященных  коллективному договору, также подчеркивается его нормативный характер. А.Ф. Нуртдинова доказывает, что коллективные договоры и соглашения представляют собой  самостоятельный вид источников трудового права, отличающийся как  от нормативных правовых актов, изданных государством, так и от локальных  актов, принятых единолично работодателем, рассматривая их как нормативные  соглашения, давая им следующее определение: "Нормативное соглашение как источник права характеризуется, во-первых, особым - договорным - порядком его принятия; во-вторых, признанием его регулятивного  значения со стороны государства (в  противном случае его вообще нельзя было бы относить к источникам права); в-третьих, особенностями определения  сферы действия по кругу лиц"14. Соглашаясь в целом с выводами автора, можно разделить мнение Н.И. Гонцова о том, что позиция А.Ф. Нуртдиновой не совсем последовательна, поскольку, с одной стороны, она считает, что нормативный правовой акт может приниматься не только государственными, но и иными органами и гарантируется государством,
    
     а с другой стороны, что нормативный  акт исходит от компетентного  государственного органа. При этом А.Ф. Нуртдиновой высказывается мысль  о том, что акт, принимаемый работодателем  единолично (с нормативным содержанием), - это локальный нормативно-правовой акт, что, по мнению Н.И. Гонцова, является противоречием, ибо если нормативные акты издаются государством, то акты работодателя нормативного характера нельзя считать таковыми15 .
    Признание нормативного характера коллективного  договора является традиционным также  и для зарубежного законодательства. И.Я. Киселев указывает, что зарубежом  акцент в правовом регулировании  труда смещен в сторону локального регулирования. При этом коллективные договоры выступают как равный или  почти равный законодательному источник трудового права, а в некоторых  странах их значение в правовом регулировании  труда превосходит роль законодательства. Типичный для многих западных стран  коллективный договор - это объемный документ, имеющий весьма богатую  по содержанию нормативную часть. Она  включает регламентацию вопросов заработной платы (тарифные ставки, надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени  отдыха и других условий труда. Наряду с этим,  коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские  пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятии, производственного  обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут  содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников 16.
     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод, что коллективный договор рассматривается  либо только как правовой акт, содержащий нормативные положения, регулирующие трудовые и иные непосредственно  связанные с ними отношения в  конкретной организации, либо как соглашение, содержащее только обязательства работодателя и работников, либо как правовой акт, содержащий как нормативные  положения, так и обязательственные  условия.
     Думаю, можно согласиться с теми учеными, которые считают, что коллективный договор имеет смешанную юридическую  природу. Он сочетает в себе черты  договора и нормативного правового  акта. Как договор он заключается  после проведения переговоров, содержит обязательственные условия, действует  в течение установленного срока. При этом наличие обязательственной  части в коллективном договоре признается многими учеными 17. Вместе с тем наличие нормативных положений (нормативная часть) отличает коллективный договор от других видов договоров и позволяет рассматривать его как источник права. Поэтому вряд ли можно согласиться с авторами, которые не разделяют мнение о двойственной природе коллективно-договорного акта и рассматривают его лишь как договор18, считая, что все условия коллективного договора - суть обязательства, а нормативные положения являются воспроизведением в коллективном договоре правовых норм, принятых государством 19.
     
Так, статья 40 ТК определяет коллективный договор  как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и  заключаемый работниками и работодателем  в лице их представителей. Очевидно, что данное определение не позволяет  сделать вывод о юридической  природе коллективного договора. До 6 октября 2006 г. статья 5 ТК, определяющая состав источников трудового права, не называла в их числе коллективный договор.
    Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ статья 5 ТК была дополнена положением о том, что  трудовые и иные непосредственно  связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права. Тем самым теперь статья 5 ТК относит коллективные договоры к  источникам трудового права.
    Коллективный  договор рассматривается в ст. 9 ТК как акт, регулирующий трудовые отношения в договорном порядке. При этом ст. 41 ТК, посвященная содержанию коллективного договора, определяет круг вопросов, составляющих взаимные обязательства сторон коллективного договора. Вместе с тем ч. 4 ст. 41 устанавливает, что в коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Анализ указанных статей позволяет сделать вывод, что ТК рассматривает коллективный договор как правовой акт, имеющий смешанную природу и включающий как нормативные, так и обязательственные положения.
    О нормативном характере коллективного  договора позволяют говорить также  следующие особенности:
    - правом на его принятие обладают  работники и работодатель, их  представители;
    - он принимается после проведения  коллективных переговоров;
    - действует в течение определенного  периода времени (заключается  на срок не более трех лет). Начальный момент действия договора  связывается с подписанием его  сторонами либо с днем, установленным  в самом договоре. По истечении  указанного срока коллективный  договор действует до тех пор,  пока стороны не заключат новый  или не изменят, дополнят действующий;
    
    - занимает особое место в иерархии  источников трудового права и  выполняет специфическую роль  в правовом регулировании трудовых  отношений;
    - защита прав, предусмотренных этим  актом, осуществляется в судебном  порядке. При этом если нарушаются  права одного работника, то  для защиты используется процедура  индивидуального трудового спора,  если положения договора не  выполняются по отношению ко  всему коллективу работников, может  возникнуть коллективный трудовой  спор20.
    Таким образом, коллективный договор как  источник права закрепляет локальные  нормы права, которые распространяются только на конкретную организацию. Локальные  нормы права, которые содержатся в коллективном договоре, обладают всеми свойствами, характерными для  правовых норм вообще, а именно: они  обязательны для исполнения; рассчитаны на многократное применение; распространяются на неопределенный круг лиц. Вместе с тем нормативные положения коллективного договора имеют ограниченные сферу действия и круг субъектов, на которые распространяется их действие, что отличает коллективный договор от других источников трудового права.
    Следовательно, коллективный договор имеет смешанную  юридическую природу и сочетает в себе обязательственные и нормативные  условия. В создании нормативных  положений коллективного договора принимают участие представители  работников и работодателя.
    
      Наличие нормативных условий  в содержании коллективного договора  позволяет в этой части отнести  коллективный договор к числу  источников трудового права. При  этом нормативные положения (условия)  коллективного договора признаются  источниками трудового права  социально-партнерского (договорного)  характера, занимающими место  на уровне источников социального  партнерства в конкретной организации,  предваряя иные локальные нормативные  акты, регулирующие социально-трудовые  отношения.
 



1.2. Функции коллективного договора 

     Коллективный  договор, как уже отмечалось выше, это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или  у индивидуального предпринимателя  и заключаемый работниками и  работодателями в лице их представителей (статья 40 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2009 г. N 90-ФЗ).
     Любое цивилизованное государство заинтересовано в стабильности существующих в нем  общественных отношений в самых  различных сферах его жизнедеятельности. С этой целью оно регулирует их соответствующими правилами, именуемыми нормами права.
     Регулируя общественные отношения, упорядочивая их, стабилизируя, изменяя, право придает  им новое свойство: превращает их в  правовые отношения. Иными словами, общественные отношения могут быть должным образом урегулированы  только при помощи юридических норм. Правоотношения являются лишь определенным видом общественных отношений. Они  определяются нормами права и  являются специфической формой его  выражения. Таким образом, правоотношения - это разновидность общественных отношений, юридическая связь между  участниками, которые взаимодействуют  посредством реализации гарантированных  им законом права и обязанностей21.
     Трудовые  правоотношения как разновидность  общественных отношений (связей) возникают  в результате воздействия норм трудового  права по применению наемного труда22.
     
     Говоря  об укреплении стабильности в обществе, государстве или в отдельном  коллективе, нельзя не сказать о  следующем. В процессе жизнедеятельности  люди вступают друг с другом, с органами государственной власти и органами управления в различного рода отношения: экономические, в том числе направленные на поддержание существования человека, технико-экономические, связанные с  ликвидацией техногенных или  экологических катастроф, и др. Исходя из того, что эти отношения носят волевой, сознательный характер, государство заинтересовано в их упорядочении и воздействии на них с помощью права.
     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что общественные отношения, урегулированные нормами права, характеризуются как правовые отношения. В процессе реализации ими своих  прав и обязанностей, гарантированных  государством, складываются правовые отношения. 

 


    1.3. Стороны коллективного договора

 
    Сторонами договора являются работники организации  в лице их представителей и работодатель, в необходимых случаях представляемый руководителем организации или  другим полномочным лицом.
    Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта – трудового коллектива организации. При этом сами работники  и трудовые коллективы непосредственно  не участвуют в заключении коллективного  договора, а действуют в лице представителей – органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов.  Таким образом, различаются сторона  коллективного договора – ею являются работники (трудовой коллектив) и участники  коллективного договорного процесса – ими на стороне работников могут  быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации  и уполномоченные им.
    При заключении или изменении коллективного  договора представителями работников являются.
    органы  профсоюзов (первичная профсоюзная организация);
    иные представители, избираемые работниками .
    В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам, их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников. В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников.23
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.