Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функции и типология общественного времени

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                   ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………….4
    Глава  1. Сущность и структура общественного мнения………………………7
            1.1 Понятие общественного мнения……………………………………….7
            1.2 Существенные признаки общественного мнения…………………….8
            1.3 Форма общественного мнения………………………………………...10
            1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре …………11
            1.5 Стадии формирования общественного мнения………………………14
      Глава 2. Функции и типология  общественного времени…………………….17
             2.1 Функции общественного мнения…………………………………......17
             2.2 Типология общественного времени……………………………...…...23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...27 
 
 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

      Словосочетание "общественное мнение" давно у  нас на слуху. Это одно из тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня  недостатка внимания к себе. Его  изучают и анализируют специалисты  практически всех областей обществознания, о нем пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.
      Но  что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие  функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного  мнения?
     Изучение  общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором процессов, которые происходят в обществе. Его актуальность ещё состоит в том, что в России, как, в принципе, и во многих других странах общественное мнения выступает в качестве «создателя» каких-либо общественных норм, которые позже могут перерасти в традиции. Ещё одна не менее важная причина изучения общественного мнения, это то, что в последнее время предвыборные кампании и программы партий или тех или иных партийных лидеров опираются на результаты опросов общественного мнения. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Почему присутствует такое явление? На этот вопрос так же ответит настоящая курсовая работа.
      Общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей или в ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.
       Но существуют некоторые препятствия на пути к подробной разработанности проблемы изучения общественного мнения как социального института, а именно в источниках, с помощью которых была написана данная работа. Дело в том, что данная проблемы ещё не достаточно хорошо разработана, поэтому в списки литературы отсутствуют монографии последних годов выпуска. Монографии, же, написанные в советский период, постоянно делают акцент на общественном мнении, с марксистко-ленинской точки зрения. Выбирая из этих источников всё самое главное, невольно проводится параллель между прошлым, когда-то существующим общественным мнением и тем, которое присутствует сейчас в нашем обществе. Так же нужно заметить, что та информация, которая находится в современных учебниках по поводу общественного мнения и его изучения, порой противоречит друг другу. Что касается статей в журналах и газетах, они описывают практические вопросы, связанные с изучением общественного мнения, например: «Предвыборные опросы 1993 г. в России критический анализ» В. Э. Шляпентох, которые не приведут теоретических обоснований.
       В курсовой работе присутствуют примеры развития и функционирования общественного мнения на основе эмпирических исследований, которые проводили Российские исследовательские центры в разное время. Именно эти исследования являются эмпирической базой исследования общественного мнения, приведенные в конце курсовой работы в виде таблиц.
       Сама  же работа, лишь раскрывает и разрабатывает  общие понятия по вопросу общественного  мнения и того, что связано с  ним, основываясь в основном на отечественной научной литературе. Поэтому, снова возвращаясь к проблеме недостаточной разработанности этой проблемы, обращаю внимание на то, что полноценные источники, особенно зарубежные, по вопросу изучения общественного мнения являются труднодоступными или и вовсе отсутствуют.
     Так, постепенно следует перейти непосредственно  к цели данной курсовой работы, т.е. к исследованию общественного мнения и тем задачам, которые необходимо изучить: определить сущность общественного  мнения, исследовать его функции и типологию, найти проблемы, связанные с изучением общественного мнения. Но самой важной задачей является изучение общественного мнения как социального института. Именно эти и некоторые другие задачи должна разрешить данная курсовая работа, по средствам разработанного плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
     1.1 Понятие общественного  мнения.
     Впервые понятие "общественное мнение" появилось  в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".
      Общественное мнение «принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению»1. Поэтому существует множество точек зрения и мнений. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений и терминов. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи общественного мнения и общественного сознания, четвёртых – его качественно – количественных признаков – распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни»2. Для более полного понимания приведу несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: Так В. Н. Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»3; Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом»4. А в советском энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей. Общественное мнение выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений5. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя некоторые существенные признаки этого феномена. 

      1.2 Существенные признаки  общественного мнения.
     «Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения и мнения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которой данная совокупность выступает как общность.
     Во  – вторых, общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и неисторического общественного мнения.
     В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
     В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную группу людей.
     В-пятых общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
     В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определённого отрезка времени, что и дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена»6.
     Следует заметить, что термин «общественное  мнение» используется в двух смыслах: 1) мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями отдельной социальной группы и субкультуры в данном обществе 2) доминирующее мнение, среди всех представителей общественности.
     Исходя, из первого определения, «общественного мнения может быть много, и их число зависит от степени разнородности и степени неравенства в обществе»7. По второму определению можно сделать вывод, что «общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие «общественное мнение» может применяться как в первом, так и во втором смыслах»8. 

     1.3 Форма общественного мнения.
     С содержанием общественного мнения непосредственно связана его  форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.
     Вербальное  и невербальное выражение общественного  мнения объясняется его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:
·        Рациональный;
·        Эмоциональный;
·        Волевой.
     Охарактеризуем  каждый из компонентов.
     Основу  рационального компонента общественного  мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.
     Основу  эмоционального компонента общественного  мнения составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как  определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное  длительное состояние людей могут  иметь положительную или отрицательную сторону, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.
     Основу  волевого компонента общественного  мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект  общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору  цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения. 

     1.4 Субъект и объект общественного мнения в его структуре.
     Структура общественного мнения представляет собой совокупность взаимосвязанных составных элементов, таких как:
      1) субъекты общественного мнения;
      2) объекты общественного мнения;
      3) рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
     4) социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;
     5) общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
     Ещё Гегель выделял в обще общественном мнении целый ряд структурных элементов: условия существования общественного мнения, объект (содержание) общественного мнения, носитель (субъект) общественного мнения и так далее. Рассмотрим подробнее такие понятия, как "объект общественного нения" и "субъект общественного мнения".
     Субъектом общественного мнения является народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Включённость в той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы.
     Специфика восприятия происходящего, разница  в интересах и социальном опыте  отдельных выразителей общественного  мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и  изменение в сторону согласования или поляризации разных точек  зрения.
     Объект  общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем сильнее проявляется общественное мнение. Так, в современных условиях в центре внимания общественного мнения находятся проблемы улучшения экологической ситуации, укрепление мира и т.д. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
     Объект  общественного мнения ограничен  не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью  и выполняемыми функциями, а также, некоторыми критериями, в соответствии, с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление  действительности в качестве объекта  для своих суждений.
     К признакам объекта общественного  мнения относится:
     - общественный интерес;
     - дискуссионность;
     - компетентность.
     Общественный  интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией «общественный интерес». В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
     Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже в соперничестве по содержанию.
     Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Совершенно ясно, что простая просьба или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказывания, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках и т. д., то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.
     Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые по-другому. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией – соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
     Наряду  с отмеченной органической некомпетентностью  общественного мнения существует ещё и, так сказать неорганическая, искусственно создаваемая некомпетентность общественности. С ней мы сталкиваемся, например, когда речь идёт об объектах, не требующих для своего освоения теоретического мышления, - таких, как многие стороны политики, морали, экономики и т.п. В существовании такого рода некомпетентности сомневаться не приходится: практически в каждом опросе общественного мнения выявляется более или менее широкая группа людей, которая отвечает «Не знаю», «Не думал об этом» и т.д.9
     Что касается сферы проявления общественного мнения – это политика, право, нравственность, экономика, наука, культура, религия и т. д. Наиболее отчётливо общественное мнение даёт о себе знать в сфере политики. Политическую окраску имеет общественное мнение и в правовой сфере, где поступки людей оцениваются с позиции действующих и желаемых правовых норм10.
     Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или  скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес11. Мнение общества представляет собой подвижную структуру, и то, что было мнением индивида, может неожиданно стать мнением общества. Любой фактор, черта характера, настроение - все может повлиять на данный феномен. Это и называется "подвижность" мнения. 

     1.5 Стадии формирования  общественного мнения.
     Общественное  мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется  стадиями, этапами и механизмами  формирования.
     Жизненный цикл общественного мнения проходит в три стадии:
     - возникновение и формирование,
     - функционирование,
     - убывание.
     Каждая  стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько  этапов.
     Стадия  возникновения и формирования общественного  мнения включает следующие этапы:  
       - зарождение индивидуальных мнений;
         - обмен мнениями;
         - кристаллизация общей точки зрения;
         - объективизация сложившегося мнения.
     На  этапе зарождения проявляется широкий  интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с  другими индивидами.
     На  этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит борьба мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.
     На  этапе кристаллизации общей точки  зрения в ходе продолжающихся дискуссий  и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки  зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе общих оценочных мнений.
     Основными механизмами общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.
     Стадия  функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.
     На  этапе объективизации происходит переход  сформировавшегося общественного мнения . На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.
     На  этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного  мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в  осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.
     Стадия  убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания.
     На  этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного  мнения у большинства людей.
     На  этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает  представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ И ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО    МНЕНИЯ    
     2.1 Функции общественного  мнения.
     Важнейшую содержательную характеристику общественного  мнения составляют его функции.
     Функции общественного мнения:
1. Регулятивно-воспитательная;   
2. Контрольная  (экспрессивная); 
3. Консультативная;
4. Директивная  (предписывающая);
5. Оценочная;    
6. Аналитическая;
7. Информационная и другие.
     Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости  от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь  от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы13.
     Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
     Механизм  регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, Который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования  жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного  мнения, по мере того, как оно доходит  до общества в целом и начинает воздействовать на него.    Регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется необходимой в силу важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.
     Посредством функции воспитания общественного  мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки14. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться.
     Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта  социальной практики - универсальное  средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свои функции в периоды особой актуальности. Потребности в нём, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль над поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
     Регулятивная  и воспитательная функции активно  взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют  друг друга, и всё чаще выступают  как единая регулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.
     Общественное  мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими  словами, выполняет значительный объём для общества работы.
Начнем  с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято  выделять контрольную, консультативную  и директивную функции общественного мнения15.
     Сущность  контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц»16. «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства в целом»17.
     Смысл консультативной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.