На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Компетенция Президента Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 1.1
Филиал  
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Конституционное право РФ
Тема Компетенция Президента Российской Федерации
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество  студента  
№ контракта  

     Содержание

Введение 4
1 Глава государства 7
1.1 Полномочия в сфере назначения должностных лиц 9
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса 12
2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 15
2.1 Руководство внешней политикой 16
2.2 Основные направления оборонной политики страны 17
2.3 Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами 19
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 27
Приложение 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Реализация  принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником [ст. 3 Конституции РФ] является многонациональный народ Российской Федерации.
     Конституция исходит из того, что никакой государственный  орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
     Президент Российской Федерации занимает в  системе федеральных государственных  органов особое положение. Конституция  возлагает на него задачу обеспечения  единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти.
     Правовое  положение Президента характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он - первый среди государственных должностных лиц.
     Президент Российской Федерации является главой государства. Как правило, главой государства называют должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях как внутри него, так и с другими странами.
     Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
     Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Здесь же указано, что Президент  может и обязан действовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством [ст. 1 Конституции РФ]. Таким образом, например, обеспечивая целостность и единство Российской Федерации, Президент должен принимать меры, направленные на устранение имеющихся противоречий нормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральной Конституции и федеральным законам.
     Трудно  переоценить актуальность рассматриваемой  в работе темы. Вопрос полномочий главы  государства периодически поднимается  в России с момента появления  института президентства. А в  последнее время, в свете избрания на пост президента Д. Медведева и утверждения В. Путина премьером, в стране вновь заговорили о передачи части президентских полномочий главе правительства.
     Цель  – изучить полномочия Президента в области законодательной и  исполнительной власти.
     Задача  работы – описать виды полномочий Президента.
     Объект  исследования курсовой работы – Конституция  Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
     Предмет исследования – компетенция Президента Российской Федерации.
     В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
     - изучение научной литературы;
     - анализ и обобщение отечественной  и зарубежной практики;
     - анализ нормативно – правовых  документов регулирующих вопросы  компетенции Президента России.
     Гипотеза: в ходе изучения данной курсовой работы предполагалось уточнить компетенцию Президента РФ, касающуюся его полномочий.
     Практическая  значимость – результаты данного  исследования могут применяться  в правовой и учебной практике.

     Основная  часть

     1 Глава государства

 
  Российская конструкция  президентской власти сочетает в  себе признаки различных классических моделей института президентства.
  По  ряду основных позиций российская модель, безусловно, тяготеет к чисто президентской  республике. Ее главная черта —  контроль за формированием и деятельностью правительства. В Конституции РФ Президент характеризуется как глава государства [ч.. 1 ст. 80]. Согласно ей Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. До принятия Федерального закона об общих принципах организации системы государственной власти субъектов Российской Федерации, который определит порядок избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации, Президент осуществляет обширные полномочия и по руководству деятельностью глав администраций краев и областей. По Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» главы администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов непосредственно подчинены не только Правительству РФ, но и Президенту, именно он назначает и освобождает их от должности.
  Тем не менее говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России, в отличие от США и других президентских республик, глава государства не является одновременно главой Правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и президента в России — наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.
  Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и  полупрезидентской республики. Особенно много общего у президентской  власти в России с моделью ее организации во Франции. В частности, в обеих странах президенты имеют право направлять принятый закон на новое обсуждение, право роспуска законодательной палаты парламента, право направлять законопроект на референдум, минуя парламент, и др.
  Однако  и здесь российская модель имеет ряд принципиальных особенностей. Президент России определяет основные направления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Полномочия  в сфере назначения должностных лиц
 
     Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением  должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру.
     В соответствии с пунктом "а" ст. 83 Конституции РФ Президент с  согласия Государственной Думы назначает  Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме  постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение двух недель.
     В соответствии с пунктом "в" настоящей  статьи Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
     Тесная  связь Президента и Правительства  Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в  силу пункта "д" ст. 83 Конституции  назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации.
     Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.
     Как гарантию независимости членов судебного  корпуса, и прежде всего судей  Конституционного, Верховного и Высшего  Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора  Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации [пункт "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции].
     Судей других федеральных судов назначает  непосредственно Президент Российской Федерации.
     Значительное  число должностных лиц, указанных  в пунктах "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" [пункт "е" ст. 83], назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     Назначает и отзывает Президент и дипломатических  представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
     Следует заметить, что в соответствии с  пунктом "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после  консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.
     Статья 83 Конституции РФ указывает, что Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.
     Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он на основании пункта "ж" ст. 83 Конституции РФ формирует и возглавляет. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовку решений по вопросам государственной безопасности, которые оформляются указами Президента.
     Президент в соответствии с пунктом "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает военную  доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности. 

        Полномочия в сфере  законодательного  процесса
     Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
     Правовые  акты Президента делятся на нормативные  и индивидуальные.
     Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные  акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
     Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
     Индивидуальные  указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы  и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
     Правовые  акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.
     В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений.
     Президент назначает выборы Государственной  Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом. В Конституции определен срок полномочий Думы - четыре года. В случае если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в этот срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.
     При роспуске Государственной Думы Президент  одновременно должен назначить выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" днем выборов является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.
     В полномочия Президента входит назначение референдума Российской Федерации. Порядок назначения референдума  и его проведения установлен Федеральным  конституционным законом "О референдуме  Российской Федерации”.
     Президенту  принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу (все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в первую очередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции РФ).
     Реализацию  конституционного полномочия Президента вносить законопроекты в Государственную  Думу обеспечивает полномочный представитель Президента в Государственной Думе Федерального Собрания.
     На  Президента возложена обязанность  подписывать и обнародовать федеральные  законы. Это традиционная функция  главы государства, завершающая  законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей.
     Основной  формой обнародования закона, то есть доведения его до всеобщего сведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
     Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении  в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Однако послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В посланиях излагается видение Президентом будущего страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации 

  Компетенция Президента Российской Федерации представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации.
  Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального'ведения [ст. 71 Конституции], а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [ст. 72 Конституции].
  Поскольку Президент наделен обширными  конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны. Они закреплены в основном в ст. 83—90 Конституции, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115, посвященной Правительству РФ, устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.
  В Конституции нет нормы, предусматривающей  возможность закрепления полномочий главы государства в текущих  законах, иных нормативных правовых актах. Вместе с тем, практика идет по этому пути. Например, право Президента утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации»'. Вероятно, по мере укрепления правовой (законодательной) основы государственного механизма России необходимо отказаться от принципа «саморегулирования» Президентом своих полномочий.
  Полномочия  Президента России, чтобы удобнее  было проанализировать их, могут быть объединены в несколько групп.
  1. Полномочия по формированию и  руководству исполнительной властью.  Взаимодействуя со всеми ветвями  власти, Президент имеет наиболее  тесные контакты с властью  исполнительной. Объем его полномочий  по отношению к ней, а также  широко распространенная практика решения президентом конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте России не только как о главе государства, но и фактически как о главе исполнительной власти. Эта его функция выражается прежде всего в обширном круге полномочий, дающих Президенту возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент назначает Председателя Правительства. Вместе с тем, поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при назначении на этот пост должен учитывать расстановку политических сил. 

        Руководство внешней политикой
     Президент Российской Федерации осуществляет руководство внешней политикой  Российской Федерации, ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активном участии Президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярные встречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейших международных дипломатических форумах, личное участие в переговорах, а также частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежными политическими деятелями.
     Руководство внешней политикой со стороны  Президента Российской Федерации в  значительной степени проводится через  федеральное Министерство иностранных  дел, глава которого - министр иностранных  дел - в соответствии со сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений, так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. без специальных полномочий
     Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем  дипломатических представителей. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. 
 

       Основные направления оборонной политики страны
     Президент Российской Федерации является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
     Президент Российской Федерации как глава  государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяет основные направления оборонной политики и осуществляет руководство обороной страны.
     В законодательстве под обороной понимается вся система политических, экономических, военных, военно-технических, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.
     В полномочия Президента входят издание  указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана гражданской обороны Российской Федерации и Положения о территориальной обороне.
     Президент утверждает планы дислокации Вооруженных  Сил и других войск, размещения военных  объектов, объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов на территории страны.
     Президент ведет переговоры и подписывает  международные договоры Российской Федерации о совместной обороне  и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности и разоружения.
     Президент объявляет военное положение, что  опосредуется изданием указа Президентом Российской Федерации [пункт "б" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ], который утверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводится Президентом до Совета Федерации и Государственной Думы.
     Военное положение, вводимое Президентом в  случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях, представляет собой особый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режим предусматривает наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также формируемых органов государственного управления военного времени, военных властей правами по реализации функций, обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных на них обязанностей.
     В условиях военного положения органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, обеспечения общественного порядка и безопасности.
     Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.