На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс оптимизации налога на прибыль на предприятии «Юничел»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
   СОДЕРЖАНИЕ: 

 Введение
 Глава 1. Теоретические аспекты налога на прибыль………………………..4
 1.1. Сущность и роль налога на прибыль в налоговой системе…………...4
 1.2. Виды расходов их функции и признаки. Объект налогообложения……..7
 Глава 2. Обзор методов по оптимизации налога на прибыль.……....16
 2.1. Создание резерва по сомнительным долгам……………………………..16
 2.2. Создание ремонтного фонда…………………………………………………18
 2.3. Методы амортизации......................................................................................23
 Глава 3. Процесс оптимизации налога на прибыль на предприятии «Юничел»......................................................................................................…..26
 Заключение……………………………………………………………………….35
 Список  используемой литературы…………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Актуальность  данной темы проявляется в том, что  на данный момент многие предприятия  используют нелегальные и противозаконные схемы оптимизации и минимизации налогов, в том числе и налога на прибыль. А правильно выбранная налоговая политика любого предприятия поможет на законных основаниях снизить налоговые платежи по налогу на прибыль.
   В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых для развития предприятия денежных средств. Поэтому знание путей оптимизации налога на прибыль дает организации возможность развиваться не только за счет заемных средств, но и используя свои резервы.
   Предмет работы – оптимизация налога на прибыль, по средствам политики управления расходами на предприятии.
   Задачи  исследования вытекают из поставленной цели. Целью курсовой работы - изучить способы снижения налоговой нагрузки на предприятии. Так же рассмотрение некоторых методов на примере обувной фабрики «Юничел». Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
      Изучить понятие налога на прибыль, его сущность и роль в налоговой системе;
      Разделить расходы предприятия по группам, согласно налоговому законодательству;
      Рассмотреть объект налогообложения его понятие и сущность;
      Изучить методы основные снижения налоговой нагрузки.
   В зарубежных странах налоговое планирование получило широкое распространение  во второй половине 20-го века, в Российской Федерации - практически одновременно со становлением налоговой системы в начале.
  Внутреннее  содержание налогов для участников налоговых отношений проявляется  в различных внешних формах. Для  государства налоги выступают в форме дохода, а для налогоплательщиков - в форме изъятия части дохода (расхода). Противоречие внешней формы проявления налоговых отношений порождает противоречие в экономических интересах участников данных отношений. Государство объективно заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а значит и в росте объемов налоговых поступлений. Налогоплательщик заинтересован в сокращении изъятия части своего дохода, а значит в уменьшении величины налоговых платежей.
   Объективный экономический интерес всегда порождает субъективную деятельность по его защите. Государство может защищать свой экономический интерес посредством разработки эффективного налогового законодательства и проведения строго, последовательного контроля за его соблюдением. Налогоплательщик может защитить свой экономический интерес посредством системы мер, ведущих к снижению сумм налоговых обязательств. Такими мерами могут быть уклонение от налогов, обход налогов и налоговое планирование.
   Цивилизованным  способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налогового планирования». Оно является предпочтительной и для государства, так как оно воспитывает дух уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие росту налоговых поступлений в бюджет в долгосрочном отрезке времени.
   Налоговое планирование можно рассматривать  как положительное социально-экономическое  явление современности, так как  оно соответствует перспективным  экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить вопрос о целесообразности включения в состав прав налогоплательщиков права на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное определение понятия «налоговое планирование».
   На  основании изученной литературы, проведенного исследования темы и сделанного анализа проблематики работы, в конце  сделать необходимые выводы.   Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении диалектического метода познания, относимого в юридической науке к категории всеобщего. Общенаучный метод также был использован и включает в себя анализ, синтез, комплексный и другие подходы.
   Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, шести параграфов, заключение и библиографический список.
   При написании работы  теоретическую  основу составляют работы таких авторов как  Ржаницына В.С,  Полухина М., Артельных И.К.,  Осипов М.А.,  и т.д.
    Теперь  перейдем к основной части моей работы, к первой ее главе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1. Глава Теоретические аспекты налога на прибыль
     1.1. Cущность и роль налога на прибыль в налоговой системе 

     В Российской налоговой системе налог  на прибыль предприятий и организаций  занимает важное место. Он служит инструментом перераспределения национального  дохода и является одним из главных  доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов.
     Данный  налог является федеральным. Это  означает, что плательщики налога, объект налогообложения, размеры ставок налога, виды льгот и сроки уплаты устанавливаются законодательными актами РФ. При этом какие-либо изменения налоговых норм могут быть произведены только посредством внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство. Как и все федеральные налоги, налог на прибыль относится к общеобязательным. Он подлежит взиманию на всей территории РФ.
     Исследуемый налог был введен государством для  формирования бюджета в целом, без  определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий.
     Налог на прибыль является прямым, то есть его окончательная сумма целиком  и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Заглянув глубже, необходимо отметить, что налог на прибыль уплачивается с действительно полученного дохода и отражает фактическую платежеспособность налогоплательщика, а значит, рассматриваемый налог считается личным прямым.
     Поступление налога на прибыль осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней  в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога. Можно выделить ряд существенных проблем по налогу на прибыль.
  В современных условиях выделяют следующие  четыре модели поведения налогоплательщиков:
  Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для осуществления вариативного подхода к практическому применению норм налогового законодательства, в том числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение налогового законодательства1.
  Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью  максимального уменьшения сумм налоговых обязательств. Эта модель создает препятствие для получения денежных средств Федеральным бюджетом РФ. Для решения этой проблемы необходимо ужесточить меры наказания за уклонения от налогообложения.
  Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность)2. Эта модель так же не способствует развитию экономически-правовых отношений между государством и предприятием. Для ее решения необходимо также усовершенствовать законодательную базу.
  Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы  налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых  платежей посредством творческого  применения законодательных норм в  своей практической деятельности.
  Теория  налогового планирования сводит содержание модели поведения налогоплательщика  «налоговое планирование» к легитимной деятельности, целью которой является минимизация налоговых, либо оптимизация  налоговых платежей являются лишь составными частями налогового планирования.3
   Модель  поведения «налоговое планирование»  неразрывно связана с самой экономической  сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования централизованного фонда денежных средств (бюджета).
   Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу для улучшения финансового состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это дает прирост чистой прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация ЕСН, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.
   Налоговая оптимизация в отличие от минимизации характеризуется большим масштабом деятельности. При проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов. Оптимизация ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.
   Налог на прибыль введен законом «О налоге на прибыль предприятий и организаций», принятым 27 декабря 1991 г. и действующим с изменениями и дополнениями до сегодняшнего дня.4
   В настоящее время налог на прибыль  регулируется 25 главой второй части  Налогового кодекса РФ.
   В главе 25 «Налог на прибыль организаций» сохранена прежняя концепция налога как формы изъятия части прибыли организаций.5
     Основная задача норм главы 25 Налогового кодекса - максимально точно определить размер прибыли, полученной налогоплательщиком, и установить процедуру изъятия части такой прибыли в виде налога. Прибыль - это сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты. Поэтому для правильного исчисления прибыли необходимо учесть все расходы, понесенные налогоплательщиком в связи с получением дохода.
   Целесообразность  тех или иных затрат в хозяйственной деятельности оценивается организациями самостоятельно и не должна регулироваться налоговым законодательством. Как известно, данная отрасль права определяет, с каким фактом хозяйственной деятельности связаны налоговые последствия, но не регулирует самих отношений, приводящих к налоговым последствиям. Налоги не могут и не должны прямо влиять на хозяйственную деятельность, они вторичны по отношению к ее результату. Нет результата - нет и налогов.
   В связи с принятием данной главы  НК налогоплательщики - организации обязаны вести налоговый учет, на основе данных которого должен исчисляться налог на прибыль. До этого названный налог исчислялся на основании данных бухгалтерского учета. Правда, эти данные применялись с отдельными корректировками, однако в целом бухгалтерская составляющая порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль всегда была основополагающей.
   Рассмотрим  понятие налогоплательщики налога на прибыль.
   В соответствии со статьей 246 НК плательщиками  налога на прибыль являются:
   а) предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
   Плательщиками налога на прибыль являются также  компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством  иностранных государств, которые  осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
   При этом под постоянным представительством иностранного юридического лица для  целей налогообложения понимаются филиал, бюро, контора, агентство, любое  другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.
   Указанные предприятия уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.
   Организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности.
   Не  являются плательщиками налога на прибыль  предприятия любых организационно-правовых форм, перешедшие
   - на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК;
   - на упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК;
   - на систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности. 

1.2 Виды расходов их функции и признаки. Объект налогообложения 

Согласно  статье 252 в целях настоящей главы  налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых  выражена в денежной форме.
Под документально  подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости  от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с:
    производством и реализацией;
    внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством  и реализацией

1) расходы,  связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы  на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание  основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы  на освоение природных ресурсов;
4) расходы  на научные исследования и  опытно - конструкторские разработки;
5) расходы  на обязательное и добровольное  страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Расходы, связанные  с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные  расходы;
2) расходы  на оплату труда;
3) суммы  начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Материальные  расходы
Согласно  статье 254 к материальным расходам, в частности, относятся следующие  затраты налогоплательщика:
1) на  приобретение сырья и (или)  материалов, используемых в производстве  товаров (выполнении работ, оказании  услуг);
2) на  приобретение материалов, используемых:
для упаковки и  иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную  подготовку);
3) на  приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного  оборудования, спецодежды и другого  имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
4) на  приобретение топлива, воды и  энергии всех видов, расходуемых  на технологические цели;
5) на  приобретение работ и услуг  производственного характера;
Стоимость товарно - материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно - материальных ценностей.
Расходы на оплату труда
Согласно  статье 255 к расходам налогоплательщика  на оплату труда включаются:
    любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах,
    стимулирующие начисления и надбавки,
    компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда,
    премии и единовременные поощрительные начисления,
    расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизируемое  имущество

Амортизируемым  имуществом согласно статье 256 признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.
      Не  подлежат амортизации земля и  иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально - производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Прочие  расходы, связанные  с производством  и (или) реализацией

Согласно статье 264 к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
1) суммы  начисленных налогов и сборов,
2) расходы  на сертификацию продукции и  услуг;
3) суммы  комиссионных сборов и иных  подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);
4) суммы  портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана  и иные аналогичные расходы;
5) расходы  на обеспечение нормальных условий  труда и мер по технике безопасности;
6) расходы  по набору работников, включая  расходы на услуги специализированных  организаций по подбору персонала;
7) расходы  на оказание услуг по гарантийному  ремонту и обслуживанию, включая  отчисления в резерв на предстоящие  расходы на гарантийный ремонт  и гарантийное обслуживание;
8) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
9) расходы  на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного  и иных видов транспорта);
10) расходы  на командировки;
11) расходы  на юридические и информационные  услуги и т.д.

Внереализационные расходы

Согласно  статье 265 в состав внереализационных  расходов, не связанных с производством  и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
1) расходы  на содержание переданного по  договору аренды (лизинга) имущества  (включая амортизацию по этому  имуществу);
2) расходы  в виде процентов по долговым  обязательствам любого вида, в  том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком;
3) расходы  на организацию выпуска собственных  ценных бумаг; 
4) расходы,  связанные с обслуживанием приобретенных  налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг реестродержателя, депозитария, расходы, связанные с получением информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы;
5) расходы  в виде отрицательной курсовой  разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации;
6) расходы на  ликвидацию выводимых из эксплуатации  основных средств, включая суммы  недоначисленной в соответствии  с установленным сроком полезного  использования амортизации, а  также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы;
9) расходы,  связанные с консервацией и  расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
10) судебные  расходы и арбитражные сборы;
12) расходы  в виде признанных должником  или подлежащих уплате должником  на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;
13) другие  обоснованные расходы.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
1) в  виде убытков прошлых налоговых  периодов, выявленных в текущем  отчетном (налоговом) периоде;
2) суммы  безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял  решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва;
3) потери  от простоев по внутрипроизводственным  причинам;
4) не  компенсируемые виновниками потери  от простоев по внешним причинам;
5) расходы  в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
6) потери  от стихийных бедствий, пожаров,  аварий и других чрезвычайных  ситуаций, включая затраты, связанные  с предотвращением или ликвидацией  последствий стихийных бедствий  или чрезвычайных ситуаций.
   Итак, перейдем к рассмотрению вопроса  об объекте налогообложения.  Объектом обложения налогом является прибыль организации. Прибыль в самом общем виде можно определить как сумму, составляющую разницу, на которую доход превышает затраты, связанные с получением этого дохода. Поскольку понятие прибыли является производным от понятия дохода, при обложении прибыли необходимо учитывать и законодательное определение дохода: "доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить".
   Особо следует обратить внимание на то, что  в соответствии со статьей 248 НК к  доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных  прав и внереализационные доходы.6
     С учетом этого доход можно охарактеризовать следующими признаками:
   а) наличием выгоды в виде улучшения  материального положения лица за счет поступлений, превышающих произведенные  при этом затраты, а в некоторых  случаях - за счет экономии на расходах;
   б) существованием выгоды в денежной или  натуральной форме;
   в) возможностью оценить полученный доход  с целью определить его количество
   Прибыль определяется как полученный доход (сумма дохода), уменьшенный на величину произведенных расходов.7
   Здесь прослеживается расхождение со стандартами  бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета  доходы организации составляются как  минимум из трех составляющих: выручки  от продаж продукции (работ, услуг) по обычным  видам деятельности, прочих доходов и внереализационных доходах.
   Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность, при определении прибыли  исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины.
   По  основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.
   Прибыль от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, рыночная цена, а также предельная граница колебаний рыночной цены которых устанавливаются в соответствии с правилами, устанавливаемыми федеральным органом, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.
   Убытки  по операциям с ценными бумагами, не имеющими рыночной котировки или  не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.
   При реализации первичными владельцами  государственных ценных бумаг, полученных в результате реинвестирования, прибыль (убыток) определяется как разница  между ценой реализации и их оплаченной стоимостью с учетом затрат, связанных с реализацией.
     По операциям с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключаемыми в целях уменьшения риска изменения рыночной цены предмета сделки (базисного актива) в период торговли этими контрактами, доходы от купли - продажи фьючерсного или опционного контракта либо осуществления расчетов по ним увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом. Условием признания сделки сделкой, совершаемой в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива, является ее регистрация на бирже в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование операций с фьючерсными и опционными контрактами.
   Убытки  от купли - продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли - продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов.
   Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.8
     Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денежных средств на капитальные вложения по развитию их собственной производственной и непроизводственной базы.9
   В целях налогообложения доход  уменьшается на суммы, определенные в статьях 252-269 НК. В формировании расходной части для целей  налогообложения с 1 января 2002 произошли  некоторые изменения. В Положении  о составе затрат, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, используется термин «затраты», которые формируют себестоимость продукции (работ, услуг). В Положении по бухгалтерском учету, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, для целей бухгалтерского учета принят термин "расходы", под которым понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
   Статьей 252 НК РФ установлено, что полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются  на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.10
   Исходя  из устоявшихся определений, существующих в бухгалтерском учете, затратами  являются потребленные в хозяйственной  деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе  незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных и т.п. Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление этих ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров (робот, услуг) и отражаются в отчете о прибылях и убытках.11
   Практически такой же подход к квалификации расходов в налоговом учете содержится и в главе 25 НК РФ - для квалификации затрат организаций в качестве расходов установлены следующие условия:
   - обоснованность;
   - документальная подтвержденность.
   При этом под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме, а под документально  подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
   Формально эти два условия существовали ранее:
   - подпунктом "а" пункта 2 Положения  о составе затрат установлено,  что в себестоимость продукции  (работ, услуг) включаются затраты непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства;
   - пунктом 1 статьи 9 федерального закона  от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском  учете" установлено, что "все  хозяйственные операции, проводимые организаций ей, должны оформляться оправдательными документами".
   Необходимо  обратить внимание на тот факт, что  в статье 252 НК РФ речь идет не только о "бухгалтерских" правилах оформления документов (под которыми в узком  смысле понимается оформление документов на бланках унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России в течение 1997-2001 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 835 "О первичных учетных документах"), но и о требованиях к оформлению документов, вытекающих из норм всех законодательных актов РФ.
   Статьей 252 НК РФ для квалификации затрат организаций  в качестве расходов также установлено, что расходами признаются любые  затраты при условии, что они  произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если нет дохода, то и расходы не принимаются для целей налогообложения. Например. пунктом 16 статьи 270 НК РФ определено, что не учитываются в целях налогообложения расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества (товаров, работ, услуг, имущественных прав).12
   Соотносимость расходов с доходами существует также  и в бухгалтерском учете. Так, пунктом 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что  расходы признаются в отчете о  прибылях и убытках с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) или путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.
   Таким образом, для признания затрат организации  в качестве расходов необходимо выполнение следующих условий:
   - обоснованность затрат;
   -документальное  подтверждение затрат;
   - связь затрат с доходами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 2. Обзор методов  по оптимизации налога на прибыль
   2.1. Создание резерва по сомнительным долгам 

   Оптимизация отдельных налогов предполагает рассмотрение различных элементов  налога: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления и срока уплаты соответствующего налога. Наибольшее внимание на стадии оптимизации налогов также уделяется использованию льгот и освобождение от налогов и от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов.
   Оптимизация налога на прибыль является важнейшим  моментом принятия управленческих решений, поскольку данный налог  оказывает  непосредственное влияние, на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой стратегии развития.
   Планирование  налога на прибыль осуществляется при  международном налоговом планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных  договоров. В рамках международного налогового планирования следует сказать о том, что наиболее глобальный характер имеют общие соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, которые обычно состоят из трех частей: в первой части устанавливается сфера действия соглашения, во второй – определяются налоговые режимы, в третьей – предусматриваются методы и порядок выполнения соглашений. Урегулирование налоговых отношений между различными странами осуществляется путем заключения двухсторонних налоговых соглашений.
   Имеющиеся у России соглашения об избежании двойного налогообложения сгруппированы по рассматриваемым в них вопросам на следующие виды:
    по строительно–монтажным работам;
    по дивидендам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;
    по процентам, выплачиваемым иностранному лицу российским лицом;
    по международным перевозкам;
    выплаты вознаграждений иностранным гражданам за работу по найму;
    выплата вознаграждений за работу по найму на строительных и строительно-монтажных площадках.
   Следует отметить, что в России возможны два способа  использования таких договоров: 1) предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников в России; 2) возврат налогов на доходы иностранных юридических лиц из источников в России. Использование соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет предприятиям получать реальную экономию в случае, если ставка в другой стране меньше, чем в России.13
     В современных условиях законодательно  закреплена необходимость учитывать  налоговые аспекты при составлении  приказа по учетной политике. В соответствии с главой 25 НК РФ организация может в своей учетной политике определить следующие моменты:
    метод определения доходов и расходов (ст. 271, 273 НК РФ);
    порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по обособленным подразделениям организации (п.2 ст.288 НК РФ);
    налоговый учет амортизируемого имущества (ст.259 НК РФ);
    порядок формирования резервов по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);
    порядок формирования резервов по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст.267 НК РФ);
    порядок уплаты налога на прибыль (ст. 286 НК РФ).14
   Например, для целей налогообложения прибыли  амортизацию начисляют одним  из методов предусмотренных ст. 259 гл.25 НК РФ – линейным или нелинейным. Кроме того, для целей налогообложения  может применятся ускоренная амортизация, регламентируемая Постановлением Правительства РФ от 09.08.94 №967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов». Для целей бухгалтерского учета организации, использующие ускоренную амортизацию, могут применять один из четырех способов амортизации, предусмотренных в п. 4.2 ПБУ №6/97. В том случае, если амортизационные отчисления, исчисленные используемым в организации способом, окажутся больше суммы отчислений, исчисленной при ускоренной амортизации, производится корректировка прибыли в общеустановленном порядке.15
   Текущее планирование хозяйствующего субъекта предполагает разработку наравне с  учетной политикой и договорную политику, под которой подразумевается  использование возможностей выбора типа договора, партнера сделки, условий  хозяйственных договоров с целью достижения желаемого финансового результата или определенной структуры активов организации. К основным инструментам договорной политики относятся:
    выбор контрагента;
    выбор вида договора;
    определение отдельных условий договора.
   В рамках договора дарения в соответствии с п.2 ст. 248 НК РФ для целей налогообложения имущество, работы, услуги или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать услуги).
   Доходы  в виде безвозмездно полученного  имущества (работ, услуг) или имущественных  прав для целей исчисления налога на прибыль признаются внереализационными доходами налогоплательщика (п.8 ст.250 НК РФ).
   При этом оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки. 

   2.2. Создания ремонтного фонда 

   Практически у каждой организации имеется  непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам. 16
   Необходимо  учитывать, что создавать резерв по сомнительным долгам могут только те организации-плательщики налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения методом начисления.17 В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:
   • организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний  день отчетного (налогового) периода;
   • рекомендуется предусмотреть возможность  создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;
   • рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва  включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерв
   При этом следует знать, что сумма  создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов  от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей 249НК РФ. Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
   Создание  резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым  регистром. Суммы отчислений в эти  резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода.
   Резерв  по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к  взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.18
     В бухгалтерском учете также  предусмотрено создание резервов  по сомнительным долгам по  расчетам с другими организациями  и гражданами за продукцию,  товары, работы и услуги. Порядок  создания резерва регламентируется  Положением по ведению бухгалтерского  учета и  бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34Н). Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.19
     Суммы резервов относятся на финансовые результаты организации. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой – либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
     В бухгалтерском учете организации  создание и использование резерва  сомнительных долгов отражается  следующим образом:
    создание резерва по сомнительным долгам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
    при списании невостребованных долгов, раннее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами – в части, покрываемой резервом, и по дебету счета 91 и по кредиту счетов учета дебиторской задолженности – в части, не покрываемой суммой созданных резервов;
    по окончании года сумма резерва, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в отчетном году, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.
   Дебиторская задолженность по которой созданы  резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам учета дебиторской задолженности и счету 63). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается.  Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника сумма дебиторской задолженности должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.
     Говоря об оптимизации налога  на прибыль путем создания  резерва по сомнительным долгам  необходимо отметить недостатки  данного способа:
    резерв создается не под любую задолженность, долги должны быть просрочены более чем на 45 дней;
    сумма  создаваемого резерва ограничена лимитом в 10% от выручки отчетного (налогового) периода;
    сумма создаваемого резерва зависит не только от срока задолженности, лимита выручки, но и от характера долга. Резерв по сомнительным долгам не создается в отношении долгов,  образовавшихся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Кроме того, в соответствии со статьей 266 НК РФ, чтобы задолженность была признана сомнительной, эта задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.20
   Еще одним из способов уменьшить налоговые платежи по налогу на прибыль для налогоплательщиков является образование резерва для предстоящих расходов на ремонт. В настоящее время НК РФ предоставил организациям возможность оптимизировать платежи по налогу на прибыль путем создания резерва на предстоящий ремонт основных средств. Организация – плательщик налога может в каждом отчетном периоде уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений, направляемых в ремонтный фонд. Создание такого резерва разрешает статья 260 НК РФ, в которой указано, что для обеспечения в течение двух или более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе образовывать резервы.
   При создании ремонтного фонда организации необходимо выполнить все требования, предъявляемые главой 25 НК РФ. Порядок создания резерва под предстоящие ремонты основных средств определен в статье 324 НК РФ. В ней говорится, что налогоплательщик, образующий резерв, рассчитывает отчисления исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений.
   Совокупная  стоимость основных средств отчисляется  как сумма первоначальной стоимости  всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию  на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию. Если основные средства приобретены до вступления в силу 25 главы НК РФ, т.е. до 06.08.2001г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, т.е. с учетом проведенных переоценок на ту же дату. Определение совокупной стоимости осуществляется на основании инвентарных карточек учета основных средств унифицированной формы № ОС – 6.21
   Норматив  отчислений налогоплательщиком определяется самостоятельно исходя из периодичности  осуществления ремонта объекта  основных средств, частоты замены элементов и сметной стоимости ремонта.
     В соответствии со статьей  324 НК РФ предельная сумма резерва  предстоящих расходов на указанный  ремонт не может превышать  среднюю величину фактических  расходов на ремонт, сложившуюся  за последние три года.
     Для проведения таких расчетов следует вести налоговый регистр, в котором бы определялась совокупная стоимость основных средств, размер отчислений, отчисления в резерв, производимые в каждом отчетном периоде.
     Отчисления в течение налогового  периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного периода.
     Сумма фактических затрат проведенных  в налоговом периоде списывается  за счет резерва.
     Если сумма фактически осуществленных  затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток фактических затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
   И наоборот, если сумма резерва превысит сумму фактических затрат, то разница  включается в состав доходов налогоплательщика.
     Создание резерва предстоящих  расходов на ремонт следует  отразить в учетной политике  организации.
     Если налогоплательщик осуществляет  накопление средств для финансирования капитального ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов с целью налогообложения. Исходя из текста статьи 324 НК РФ, это следует отразить в учетной политике и графике проведения капитального ремонта основных средств организации. При этом в предыдущие налоговые периоды подобные ремонты не должны осуществляться.22
     Таким образом, в случае проведения  капитального ремонта у налогоплательщиков  есть право увеличить предельный  размер отчислений в резерв. Увеличение  осуществляется на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения ремонта.
     В организации должны быть  следующие документы, которые  подтверждали бы необходимость  проведения капитального ремонта:
    дефектные ведомости с указанием всех неисправностей, требующих устранения путем ремонта;
    данные о стоимости основных средств;
    сметы на проведение ремонта;
    нормативы и сроки проведения ремонта;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.