На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция и конкурентные рынки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение……………………………………………………………………… ..2                                                                                                                
I.    1. Понятие конкуренции и её роль в экономике……………………… …4                                               
      1.2 Виды конкуренции…………………………………………………….. 7                                                                                              
II. Конкурентные рынки………………………………………………………..9                                                                                                  
      2.1 Механизм рынка совершенной  конкуренции………………………..12                                           
      2.2 Механизм рынка несовершенной конкуренции……………………..17                                        
      2.3 Виды монополий и их характеристики……………………………….19                                                             
      2.4 Чистая монополия……………………………………………………...23                                                                                                        
      2.5 Олигополия……………………………………………………………..26                                                                                                             
      2.6 Монополистическая конкуренция  с дифференциацией продукта….28      
      2.7 Монопсония…………………………………………………………….30                                                                                                        
     2.8 Антимонопольное законодательство  и регулирование экономики…32    
III. Заключение…………………………………………………………………36                                                                                                                
IV. Список используемой литературы………………………………………...38                                                                      
 V. Приложение…………………………………………………………………39                                                                                                                
 
 
 
 
 

Введение.
     В конце XX столетия наша страна  вступила на путь перехода  от плановой системы экономики  к рыночной, неотъемлемой частью  которой является конкуренция  как необходимое условие развития  предпринимательской деятельности. В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренции  не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении  конкуренции как пережитка капиталистической  системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных)  соцсоревнованием. Благодаря этому  российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в
некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических  разработок.
    Сегодня мы понимаем, что чем  ожесточеннее конкуренция на  внутреннем рынке, тем лучше  национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за  рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка". С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
    
    Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего  развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
     С начала 90-х годов эти проблемы  остро стали перед Россией.  Успех
экономических преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной,
выверенной  системы регулирования государством монопольных процессов и
конкурентных  отношений.
     Проблемы совершенствования конкуренции  на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских  товаров, борьбы с монополизмом  являются крайне актуальными в современной России.
     Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
     Задачами данной курсовой –  раскрыть 
    Виды конкуренции
    Конкурентные рынки.
 
 
 
 
Понятие конкуренции и  её роль в экономике.
     Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому «concurrentia», означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
    Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция – состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя,
его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством  с другими
товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает
производителей  учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой
конкретный  механизм, с помощью которого рыночная экономика решает
фундаментальные вопросы: что? как? для кого производить? Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической
власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо
полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям. Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует
деятельность  самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу
для экономики. Для обуздания ее и удержания  на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
    Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной
деятельности  для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким
ценам. От этого выигрывает потребитель.
     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных
формах. 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  конкуренции.
     Рассмотрим таблицу: (рис. №1)
     По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод
конкурентной  борьбы) известен также под названием  «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
     Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого
качества, с большей надежностью и сроками  службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
     Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
    Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
     Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
     Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
     Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что
монополии имеют возможности влиять на условия  реализации товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конкурентные  рынки.
     Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.
По степени  развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
    совершенная (чистая) конкуренция.
    несовершенная конкуренция (монополистическая конкуренция).
    олигополия.
    монополия.
     На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.
     При несовершенной конкуренции расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает известную степень влияния на рынок. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции.
     В условиях монополистической конкуренции она невелика и связана
только  с умением производителя выпускать  особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров.
     При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм.
    Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. 

     Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
    количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;
    характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
    наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
    степень доступности экономической информации.
     Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
     Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
     Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.
     Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Механизм  рынка совершенной  конкуренции. 

     Следует иметь в виду, что упомянутые выше черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т. е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели.
     Рассмотрим последовательно основные черты совершенной конкуренции.
При совершенной  конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. То есть условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях
совершенной конкуренции нет никаких оснований  для существования неценовой конкуренции. 

    Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они — мелкие фирмы.
     Типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или
свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что
ресурсы полностью мобильны и без проблем  перемещаются из одного вида
деятельности  в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов.
Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
Последнее условие существования рынка  совершенной конкуренции состоит  в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информации о рынке.
     Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены. Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. 

     Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами (от англ. price — цена,
take —  принимать) в отличие от фирм — прайс-мэйкеров (mаkе — делать), которые влияют на уровень рыночных цен.
     Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою  продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Это означает, что кривую спроса для совершенно конкурентных фирм можно изобразить следующим образом. ( рис. 2 )
     Такая кривая спроса показывает, что фирма может продавать любое количество своей продукции, которое она может произвести, по существующей рыночной цене «Ро» или по более низкой. При этом, если цена продаваемого фирмой товара превышает величину «Ро» даже на ничтожно малую величину, то объем спроса будет равен нулю. Таким образом, естественно, совершенно конкурентная фирма принимает цену «Ро» как должную и не зависящую от количества продукции, которое она решает продавать, то есть она является «ценополучателем». А так как она вынуждена принимать рыночную цену, то при выборе объема выпуска в целях максимизации прибыли фирма будет рассматривать выпуск своей продукции как постоянную величину.
    Для получения максимальной прибыли совершенно конкурентная фирма должна для себя выбрать оптимальный объем выпуска товара. Для этого она должна, прежде всего, решить вопрос, может ли она увеличить прибыль, производя чуть больше или чуть меньше, чем она производит в настоящий момент. Так как прибыль - это разница между доходами и расходами на производство товара, то единичный прирост выпуска товара увеличит прибыль только в том случае, если дополнительный доход, полученный от продажи дополнительной единицы, превышает издержки производства данной единицы продукции.
 
    В силу того, что фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса, то прибыль, которую она получает, не зависит от количества произведенной продукции. При продаже дополнительной единицы продукции прирост дохода будет равен величине исходной рыночной цены товара «Ро». При этом издержки производства дополнительной единицы товара будут равны предельным издержкам МС.
    Из этого можно сделать вывод, что если существующая цена превышает предельные издержки при любом конкретном объеме выпуска, то фирма получает больше прибыли, производя на одну единицу товара больше, поскольку прирост дохода «Ро» превышает прирост издержек МС. Если же цена ниже предельных издержек при данном объеме выпуска, то фирма увеличит свою прибыль только при уменьшении объема выпуска продукции. В случае, когда никакое изменение выпуска не увеличивает получаемую фирмой прибыль, объем выпуска должен оставаться без изменения. Таким образом, при наилучшем положительном объеме выпуска цена должна равняться предельным издержкам. Это проиллюстрировано на рисунке. При этом: «Ро» - цена, при которой фирма может продавать любое количество своей продукции; МС - кривая предельных издержек; Е - оптимальный объем выпуска, который соответствует выпуску Q , в котором «Ро» =: МС. ( рис. 3)                      
     Следующим шагом для определения оптимального выпуска и получения максимальной прибыли должно быть решение о том, производить продукцию на уровне оптимального выпуска или не производить ее вообще. Фирма может нести денежные потери, даже когда цена равняется предельным издержкам. Если фирма закрывается временно или ничего не производит в краткосрочном периоде, то ее доходы, как и ее переменные издержки, будут равны нулю, но при этом она не избегает своих постоянных издержек. В краткосрочном периоде постоянные издержки не зависят от того, привлекает ли она какие-либо переменные факторы для производства продукции.
      Необходимо отметить, что если доход превышает переменные издержки при оптимальном положительном выпуске, то фирме следует производить его в краткосрочном периоде. В этом случае она возвращает по крайней часть своих постоянных издержек и несет меньшие потери, чем при полной остановке производства.
     Таким образом фирма должна сравнивать цену и величину средних предельных издержек (AVC) при оптимальном положительном объеме выпуска, где Р = МС. Если цена равняется или превышает средние переменные издержки    ( Р > AVC),  то фирма должна производить оптимальный положительный уровень выпуска. В противоположном случае ( Р < AVC ) фирма должна прекратить свою деятельность. Так как в краткосрочном периоде постоянные издержки не влияют ни на предельные издержки, ни на средние переменные издержки, то изменения в стоимости постоянных факторов не оказывают воздействия на объем предложения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.