Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика: цели, принципы, содержание

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Год: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ                                                           3
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ             6
1.1 Стратегические цели и принципы государственной социальной политики            6
1.2 Основные функции социальной политики                                                                10
1.3 Структура социальной политики                                                                               12
1.4 Содержание социальной политики                                                                           18
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ      
   ПОЛИТИКИ                                                                                                                  19
2.1 Социальная защита населения                                                                                    19
2.2 Главные принципы политики социальной защиты                                                  24
3 СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА  РОССИИ                                                    26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                       32       
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ           33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Любое государство  вне зависимости от политического  строя имеет свою социальную политику. Социальная политика представляет собой проводимую государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами систему мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства и социального смысла в обществе.
     Государство, стремящееся войти в ряды высокоразвитых, обязательно проводит сильную социальную политику. Для нашей страны она определяется не столько наличием средств, сколько открытостью, честностью, реалистичностью и справедливостью, и должно проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения, носить активный опережающий характер.
     Различные страны выбирают разные модели социальной политики. Если же страна провозгласила  себя социальным государством, она  обязана выбрать модель социальной политики, ориентированную на укрепление принципов социального государства, а ведущая роль в ее формировании и реализации должна принадлежать государству. "Взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан".
     Социальная  политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его  насущных интересов. Проблемы, связанные  с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией  принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного  общества злободневными. Совершенствование  в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
     Целью курсовой работы является исследование основных направлений, целей и принципов социальной политики, проводимой в РФ. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
    Исследовать сущность и содержание современной  модели социальной политики государства;
    Проанализировать основные цели и принципы социальной политики;
    Рассмотреть направления развития и совершенствования социальных отношений в условиях рыночной экономики.
     Объектом  исследования является социальная политика государства.
     Предмет исследования – цели, принципы и содержание социальной политики.
     Методологической основой курсовой работы является изучение социальных явлений, теорий, концепций и механизмов формирования наиболее приемлемой модели социальной политики государства.
     Теоретической основой курсовой работы послужили:
      Основополагающие законодательные  акты, на которые опирается социальная политика России, а именно:
    Декларация ООН о правах человека 1948г.;
    Конвенция ООН о правах человека 1989 г. и другие международные документы;
    Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года);
    Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года);
    Гражданский кодекс Российской Федерации;
    Семейный кодекс Российской Федерации;
    Трудовой кодекс Российской Федерации;
    Федеральные Законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и другие документы Министерств и Комитетов Российской Федерации, локальные нормативно-правовые акты.
      Труды отечественных и зарубежных ученых, различная учебная и научная литература, материалы печатных, периодических изданий и Интернет-публикаций.
     Работа  состоит из трех  глав, введения, заключения, снабжена списком использованной литературы.
     Первая  глава курсовой работы посвящена  рассмотрению содержания социальной политики государства, совокупности принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества.
     Во  второй главе курсовой работы исследованы основные направления реализации социальной политики государства, цели и направления развития всего комплекса социальных процессов.
     Третья  глава курсовой работы посвящена исследованию социальной доктрины России, сделаны выводы, реализация которых позволит упорядочить взаимоотношения между социальными и экономическими решениями и действиями власти на всех уровнях управления, создать эффективную и гибкую систему приоритетов общественного развития, ускорить движение общества по пути социально-экономического прогресса.   
 
 
 
 
 
 
 

     
          СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ,
         СОДЕРЖАНИЕ
      Стратегические цели и принципы государственной социальной
         политики 
     

     В соответствии со ст. 7 Конституции России:
      1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [4]
     Положение о социальном государстве ввиду  его общественной важности отнесено к основам конституционного строя  страны и находит свое развитие в  других конституционных нормах.
     К ним следует отнести целый  ряд социальных прав, гарантированных  в следующих статьях Основного  закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни ( ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.
     В федеративном государстве государственная  социальная политика имеет свои особенности  в силу того, что само государство  является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации. Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.
     Социальная  политика – система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
     Социальная  политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
     Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения.
     Стратегическими целями государственной социальной политики являются:
    повышение уровня и качества жизни населения;
    снижение смертности и повышение рождаемости в России;
    сохранение стабильности базовых социальных групп (семьи как основной структуры в сфере социальной ячейки; трудового коллектива как основной социальной структуры в экономической сфере и др.);
    создание и развитие институтов гражданского общества;
    обеспечение социальной безопасности страны, создание условий для жизнедеятельности будущих поколений граждан.
     Формирование  социальной политики должно базироваться на следующих основных принципах:
    Принцип стратегической целенаправленности. Социальная политика государства должна иметь долгосрочный стратегический характер; предусматривать последовательность, целенаправленность и недопущение существенных социальных конфликтов, опору на институты гражданского общества; учитывать инерционность социальной системы и данные мониторинга результатов реализации политики.
    Принцип системности. Решения, принимаемые в отношении функционирования и развития социума, должны представлять полную и непротиворечивую систему, соответствовать целям социальной политики и быть скоординированными между собой и с решениями в сфере экономики, политики и права. Государственная социальная политика должна быть увязана с экономической, финансовой, научно-технической и другими видами государственной политики. Социальные реформы должны быть органической частью системной социальной политики.
    Принцип социальной справедливости. Следует стремиться к реализации принципа социальной справедливости, в том числе в трудовой сфере - более высокой оплаты за более сложный, требующий большей подготовки и сопряженный с большей ответственностью труд. Повышение уровня социальной справедливости в обществе при прочих равных условиях способствует консолидации общества, повышению социальной ответственности его членов и экономическому росту страны. Рост числа нарушений принципа социальной справедливости снижает уровень трудовой мотивации и, как следствие, потенциал экономического роста.
    Принцип сочетания социальной свободы, ответственности и гарантий. Следует обеспечить оптимальное (для данного периода в развитии страны) сочетание личной социальной свободы, личной социальной ответственности каждого гражданина и государственных социальных гарантий при безусловном обеспечении их минимальных уровней, определяемых принятыми социальными стандартами. Минимальный уровень гарантий должен обеспечивать гражданину доход, превышающий прожиточный уровень для данной местности и данной категории граждан (с учетом затрат на жилье). Минимальный уровень ответственности гражданина должен определять его лояльность по отношению к соблюдению требований федеральных и местных законов, уплаты налогов, соблюдения норм социального общежития. Минимальный уровень свободы для гражданина должен предусматривать возможность свободного выбора между принятием государственной социальной поддержки или отказом от нее.
    Принцип демократичности. Каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность участвовать в формировании государственной социальной политики и контроле за ее выполнением. Важнейшие социально ориентированные решения должны приниматься на основе общественного консенсуса.
    Принцип адаптации к местным условиям. Социальная поддержка должна осуществляться с учетом местных условий, оказывающих влияние на уровень качества жизни населения. Принцип уравнительности должен распространяться на конечный результат социальной поддержки, а не на ее объем.
    Принцип гуманитарности. Конституционные права человека имеют наивысший приоритет, в том числе - по сравнению с правами собственности.
     Данные  принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства.
     Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. 
 

     
      Основные  функции социальной политики
 
 
    Основные  функции социальной политики можно свести к следующим:
    стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
    поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
    гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
    защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [23].
     Взаимодействие  указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания  их баланса. Ослабление стимулирующей  функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей  функции обусловливает неоправданное  нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе. Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.
     По  отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.
     Другой, в отличие от первого, можно назвать  социально ориентированным подходом. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.
     Основное  преимущество такого подхода – в  обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития. [23]
     Социальная  политика осуществляется на разных уровнях:
    микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
    макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
    интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[24]
 
 
     
      Структура социальной политики
 
 
     Структура социальной политики включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:
    заработная плата;
    прибыль;
    рента;
    процент (на капитал);
    государственные (трансфертные платежи).
     Осуществляя регулирующую деятельность в области  доходов, государство изучает фактическое  их распределение с помощью специальных  показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца  показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.
     Соединение  долей в суммарном доходе для  различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства  в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность  распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
     Абсолютное  неравенство означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека, который  присваивает 100 % всего дохода. Следует  отметить, что личный доход после  вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее. Количественно степень неравенства  в распределении доходов можно  вычислить с помощью коэффициента Джини. Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.
     Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как  децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
     К причинам неравенства в распределении  доходов кроме отсутствия условий  для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
     Аргументом  в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [33]
     Инструментами государства для регулирования  доходов с целью уменьшения неравенства  их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен  и др. Однако даже в развитых странах  бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.
     Главными  задачами политики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается  за чертой бедности, и по возможности  сгладить поляризацию населения  по доходам, снизив в меру экономической  необходимости и возможности  децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достигал 20 (в 1997 г.). [23]
     Под политикой регулирования  занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.
     Главными  ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве  всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с  ограниченной трудоспособностью, принцип  предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов  политики обеспечения занятости  государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.
     Политика  пассивного типа ограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшить существующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование и вспомоществование.
     Политика  занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для  предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется и регулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. [21]
     Формами реализации активного типа управления служат повышение спроса на рабочую  силу и сокращение предложения рабочей  силы.
     К способам повышения спроса на рабочую  силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос  на рабочую силу. Чтобы снизить  предложение рабочей силы может  быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие  содействует сокращению предложения  на рынке труда и вместе с тем  обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.
     Особой  и непростой проблемой при  проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение  занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных  мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий  развития того или иного региона  и его возможных перспектив.
     Частью  социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества. Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
     Важнейшим видом государственных минимальных  социальных стандартов служит минимальный  потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.
     Понятно, что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также  направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются  на его экономическое состояние  и возможности.
     Минимальный потребительский бюджет в свою очередь  имеет несколько видов: он разрабатывается  конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а  также для средней семьи, состоящей  из четырех человек.
     Еще одним важным видом минимальных  социальных гарантий является минимальная  заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых  любым нанимателем работнику  простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей  силы.
     Объективной базой минимума заработной платы  должен служить минимальный потребительский  бюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать при  изменении МПБ в соответствии с ним.
     Кроме названных видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам  экологической безопасности и др.
     Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:
    бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
    развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
    налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
    создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иных доходов;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.