На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………...………………………………………………………...….4 

1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
    1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
    1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
    1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10 

2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
 справедливости  в РБ……………………………………………………….……13
    2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
    2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
    2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
    2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23 

3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26 

Заключение……………………………………………………………………….28 

Список использованных источников………………………………………..….30 

Приложения………………………………………………………………….…..32 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Экономика –  это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей; - это сорок отраслей народного хозяйства; - это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Рыночное регулирование не может без государственного участия. Управлять экономической системой любого уровня (малого, среднего предприятия, национальной экономики) – значит управлять всеми тремя аспектами экономики. Нельзя успешно управлять производством, не регулируя отношения.
    Во  всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.
    В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
    Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.
    Во  многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обязательствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги.
    Целью курсовой работы является раскрытие  сущности государственного регулирования денежных доходов, бедности и социальной справедливости в Республике Беларусь.
    Задачами  работы являются:
      1. Выявить особенности государственной социальной политики Республики Беларусь.
      2. Проследить динамику показателей, характеризующих уровень доходов в 2006-2008 гг.
      3. Выявить пути решения проблемы неравенства доходов, бедности, социальной справедливости.
    Основными источниками литературы при выполнении данной курсовой работы являлась различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, посвященные экономике Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1
Общая характеристика бедности и социальной справедливости
      Доходы: понятие, виды
      Денежные доходы населения включают оплату труда, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению), доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и прочие доходы от собственности), прочие доходы (поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления). Прочие доходы включают поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, и прочие поступления (сальдо полученных и отправленных населением денежных переводов, поступления от продажи товаров через магазины комиссионной торговли, поступления от продажи лома черных и цветных металлов, макулатуры и прочего вторичного сырья). Выделяют следующие виды доходов:
    Реальные  денежные доходы населения – относительный показатель, рассчитанный путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги за соответствующий временной период.
    Располагаемые денежные доходы населения – это денежные доходы населения за вычетом налогов и взносов.
    Среднедушевые денежные доходы рассчитываются путем деления общего объема денежных доходов населения на среднегодовую численность населения.
    Денежные  расходы и сбережения населения  включают расходы на покупку товаров  и оплату услуг, на оплату налогов, взносов  и других платежей, сбережения и  величину изменения задолженности  населения по кредитам. Бюджет прожиточного минимума – стоимость минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Бюджет прожиточного минимума ежеквартально рассчитывается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала [8, c.248]. 

    1.2 Бедность: понятие,  предпосылки возникновения.
    Бедность  – это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Бедность – характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность – неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Бедность – показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточная степень удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения (семей), которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью [2, c.347].
    Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность - это «намного больше чем деньги»[8, c.237].
    Определение бедности как - состояния, при котором  насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?
    Потребность – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах - личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности [15, c.74]. Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни. Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного. Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.
    Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д. В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. [19, c.274].
    Абсолютная  бедность – состояние, при котором  индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности  в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).
    Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.
    Субъективная  бедность – базируется на оценках  собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.
    1.3 Характеристика социальной  справедливости
    Социальная  справедливость способствует эффективности  воздействия экономического роста  на сокращение бедности.
    Социальная  справедливость, определяемая как равенство возможностей людей, должна стать неотъемлемой частью успешной стратегии сокращения бедности в любой точке развивающегося мира, говорится в годовом Отчете Всемирного банка «Мировое развитие: 2006 г.». “Социальная справедливость дополняет стремление к долгосрочному процветанию”, - заявил Франсуа Бугиньон, главный экономист и старший Вице-президент по вопросам экономики развития, который возглавил группу специалистов по подготовке отчета. “При наличии в обществе большей справедливости эффект в борьбе с бедностью удваивается. Социальная справедливость способствует устойчивому общему развитию и предоставляет более широкие возможности наиболее бедным слоям общества”.
    Политика, направленная на обеспечение принципов  социальной справедливости, может существенно сократить неравенство. Задачей, при этом, скорее является не обеспечение равенства доходов, а расширение доступа беднейших слоев населения к услугам здравоохранения, образования, рынкам труда и капитала, а также, предоставление гарантированных прав на землю. Что особенно важно, социальная справедливость предполагает большее равенство в том, что касается доступности политических свобод и политической власти. Она также подразумевает ломку стереотипов и уничтожение дискриминации, повышение доступа к системе правосудия и благам инфраструктуры [2, c.148].
    Для повышения уровня социальной справедливости в развивающихся странах необходима, в частности, политика, искореняющая хроническое неравенство возможностей путем выравнивания условий игры на экономическом и политическом поле. Проведение такой политики также повышает эффективность экономики, и нивелирует недостатки рыночной экономики. Проведение подобной политики основывается на следующих принципах:
    • Инвестиции в человека путем расширения доступа к качественным услугам здравоохранения и образования, а также путем формирования системы социальных гарантий для наиболее уязвимых групп населения;
    • Расширение возможностей доступа к  правосудию, земле и экономической  инфраструктуре, включая дороги, электроэнергию, водоснабжение, канализацию и телекоммуникации;
    • Поощрение принципов справедливости на рынках финансов, труда и товаров, с тем, чтобы люди с низким уровнем  доходов имели бы больше возможностей получить кредит и работу, а не подвергались бы дискриминации.
    Обращая внимание на отрицательные последствия  крайнего неравенства нужно делать четкое различие между равенством и социальной справедливостью. Социальная справедливость, не то же, что равенство в доходах, или в состоянии здоровья, или в каком-либо ином конкретном следствии жизненной деятельности. Скорее это поиск ситуации, в которой возможности равны, то есть, где личные усилия, предпочтения и инициатива, а не происхождение, принадлежность к касте, расе или полу, формируют различия между экономическими достижениями людей [4, c.152].
    Таким образом преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость. Социальная справедливость и процветание идут рука об руку, и приводятся примеры стран, где высокий уровень экономического и политического неравенства ведет к существованию экономических институтов и социальных схем, которые постоянно действуют в интересах тех, кто имеет больше влияния. Такие институты подрывают потенциал роста и снижения уровня бедности в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2
Анализ  проблемы неравенства  доходов, бедности и  социальной справедливости в РБ
     2.1 Уровень и качество жизни в РБ
    Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе  является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:
    создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
    последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
    формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
    обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
    повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания [10 c.385].
    Приоритетной  задачей национальной экономики  Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [20, c.324].
    Рост  денежных доходов населения и  заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего  потребительского спроса. В 2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны, в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников, как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности [13, c.284].
    Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
    обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
    формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
    поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
    совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
    регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
    развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
    усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
    Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области  оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
    Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для  устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. [9, c.284]
    С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.
    Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление  социальной политики. На нынешнем этапе  развития национальная пенсионная система  Республики Беларусь столкнулась с  целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков [12, c.275].
    В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений. Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.
    В комплексе мер по обеспечению  устойчивого развития в республике должна быть повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам должно стать реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации [5, c.273].
    Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация различных  видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. 
 

    2.2  Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения 
 

       Снижение доли заработной платы и трансфертов в денежных доходах населения и незначительность доходов от собственности, что иллюстрирует замороженный процесс приватизации собственности в республике можно увидеть в таблице 2.1. Минимальная заработная плата не выполняет роли социальных гарантий. К 2005 году соотношение минимальной заработной платы и средней заработной платы, по  сравнению с 2001 годом, уменьшилось с 26 % до 6%. Одновременно отношение минимальной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету, снизилось почти в 10 раз (с 56% в 1990 году до 8,9 % в 2002 году).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.