На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
      Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
      Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
      Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
      Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
      Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
      Процедура исследования……………………………………………....…24
      Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
      Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного  класса………………………………………...31
      Направленность  лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41
    ВВЕДЕНИЕ
       В  последние годы наблюдается тенденция  «омоложения» состава лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Из общего числа несовершеннолетних преступников  почти треть приходится на «младшую» возрастную группу от 14 до 15 лет [9. с. 13].
       Подростки в спецучреждениях живут, учатся и работают в различных по составу, размеру, целям деятельности группах. Неотъемлемой частью их криминальной субкультуры  является особая стратификация правонарушителей в неформальном общении. Статус личности подростка, его личностная позиция складываются под влиянием целого ряда факторов. Чтобы успешно руководить общением подростков в неформальных группах, сотрудникам исправительных учреждений необходимо хорошо знать позиции всех членов группы, а так же особенности каждой ступени групповой иерархии.
       Во  многом направленность группы несовершеннолетних в исправительном учреждении определяется  позицией лидера, функция которого заключается в планировании, определении способов и путей к достижению групповых целей, контроль за внешними и внутренними связями и другие. Опытные сотрудники спецучреждений знают, что если найден «ключ» к лидеру, то значит вся группа в их руках. 
       Однако  для выявления лидера необходимо знать определенные качества личности, которыми должен обладать подросток, чтобы занять верхнюю ступень криминальной иерархии. К таким, например, может относиться наличие организаторских способностей, развитые волевые качества, умение властвовать другими осужденными, подчинять их своему влиянию и т.п.
       В психологии достаточно широко рассмотрена  проблема  выявления лидерских качеств у несовершеннолетних. Однако упор сделан на школьников и других подростков, несвязанных с преступным миром. Учитывая рост численности несовершеннолетних правонарушителей, следует больше внимания уделять изучению социально – психологического климата в криминальной среде. Именно поэтому проблема лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей становится актуальной в современном мире.
Цель  работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект  исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Теоретические задачи:
      Изучить понятие «лидерство» в психологии
      Изучить психологические особенности группы несовершеннолетних правонарушителей
      Выявить особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей

Гипотеза: лидерство в группе несовершеннолетних правонарушителей и в школьном классе различаются по следующим параметрам:

    Интрагрупповая  структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом  носит более строго стратифицированный характер.
    Лидерские качества в  группе несовершеннолетних правонарушителей носят в большей степени отрицательную направленность.
 
      ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ
        Сущность понятия лидерство в психологии
  Проблема  лидерства рассматривается как  отечественными, так и зарубежными  психологами. Однако ни те, ни другие так  и не дали единого определения  данному психологическому феномену.
  Обзор различных определений лидерства в зарубежной науке предпринимался не раз. Это пытались сделать Р. Моррис и М. Симан, С. Шартл, С. Джибб и многие другие авторы. Р. Стогдилл в своем «Руководстве по лидерству» объединил все определения в 11 групп. Однако наиболее  популярной трактовкой лидерства является «лидерство как осуществление влияния». То есть лидерство – это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей. Согласно данной теории, индивиды отличаются друг от друга, кроме всего прочего, степенью их влияния на поведение группы.  Однако, как отмечает Кудряшова Е.В., процесс влияния является взаимным.  Следовательно, данное определение преувеличивает степень влияния лидера на последователей, которым отводится пассивная роль внутри группы [7, c.26].
    Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег, лишь с конца 60-х – начала  70-х годов 20 века. Согласно с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии под лидером понимается «член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [15, c.159].
      Однако  существуют и другие подходы к  трактовке данного феномена. Основные теории лидерства, существующие в современной науке, стараются объяснить либо причины и потребности лидерства, либо его природу и носят преимущественно описательный характер. Поэтому многообразные теории лидерства, появившиеся в социальных науках в период с конца XIX и до 80-х годов XX века, можно объединить в три большие группы.
   Первую  группу составляют теории, которые  пытаются ответить на вопрос «кто такой  лидер?», т.е. теории, исследующие личность лидера (теории «великого человека или героя», теории черт и т.д.). Во вторую группу теорий входят поведенческие теории, теории обмена, трансактного анализа, а так же мотивационные теории. Данная группа теорий анализирует действия и поведения лидера, которые позволяют ему успешно организовывать деятельность группы. Третья группа теорий исследует условия, в которых происходит процесс лидерства. Это ситуативные, личностно-ситуативные теории, теории случайностей, гуманистические теории, т.е. теории, изучающие социальный контекст лидерства [8,c.118]. Однако в соответствии с целями нашей работы мы будем придерживаться теории черт.
  В ранних исследованиях проблемы лидерства  считалось, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним  этот статус исключительно его личностные качества. Авторы теории лидерских черт (С.Клубек, Б.Басс, Е. Боргатт и др.) объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида. Проанализировав результаты своих исследований Р. Каттел и Г. Стайс выделили следующие черты, присущие лидеру: нравственная зрелость, влияние на окружающих, целостность характера, социальная смелость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, управление своим поведением, предприимчивость, отсутствие излишних переживаний [1, c.218].
  Попытка выделить лидерские качества так  же предпринята А. Лоутоном и Э. Роуз. Они приводят следующие десять качеств:  дальновидность; умение определить приоритеты; стимулирование последователей выражением признания и вознаграждения за успехи; владение искусством межличностных отношений; стойкость; харизма; гибкость; решительность; способность идти на риск.
  Аналогичную работу проделал и Р. Манн, выделив  те качества личности, которые в  значительной степени влияют на поведение  человека как лидера: интеллект, приспосабливаемость, экстравертность – интравертность (лидерам в большей степени  характерна экстравертность), способность влиять на людей, отсутствие консерватизма, восприимчивость и эмпатия. Р. Манн так же отмечает, что лидерство можно рассматривать и оценивать по-разному: с точки зрения члена группы, с точки зрения исследователя и в плане соответствия лидера определенным критериям. То есть роль отдельных черт характера в лидерстве неоднозначна и во многом зависит от избранного подхода к лидерству. Так же нужно отметить, что выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества, то есть нельзя говорить о постоянстве лидерских качеств или их отсутствии, что предполагает теория черт [7, c.57].
  Раскрывая понятие лидерства, необходимо так  же отметить существующие его типологии. В советской психологии типология лидерства строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. В связи с этим выделяются следующие типы лидерства: [16, c.111].
  1. По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором. 
 2. По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля. 
 3. По характеру деятельности: а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера лишь в определенных, специфических ситуациях.

  Независимо от стиля, который выбирает лидер для организации эффективной деятельности группы, он играет большую роль в функционировании группы в целом. Ю.Н. Емельянов выделил 14 основных функций лидера. Среди них отметим следующие:  лидер как пример, как источник поощрений и наказаний, как регулятор отношений внутри группы, как представитель группы во внешней среде и т.д. [7].
  Специфика функций лидера обусловлена особенностями группы, которой он руководит. Например, в демократичных группах решающее значение имеют совершенно другие функции, нежели в «авторитарных»  

      Подходы к диагностике лидерства
     С пониманием лидерства как процесса межличностного взаимодействия тесно  связан вопрос диагностики лидеров. В целом, можно выделить три диагностических  подхода, применяемые в практической социальной психологии.
        Первый-применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии, все они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы, отвечая на вопросы теста, ставится в ситуацию гипотетического выбора. К такому виду методов относится, например,  методика «Диагностика функционального лидерства в малых группах», в которой предлагаются такие ситуации, как: «С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе?» или  «Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса?» [20, c.328].
      Предполагается, что у каждого члена группы есть осознанное представление о  том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции. Однако, применяя подобные тестовые процедуры, мы не можем быть уверены в том, что гипотетический и реальный выбор  совпадут.
    Социометрический анализ обращается к эмоционально-психологической сфере взаимодействия индивидов, видит в членах группы «звезд», «ведомых», «предпочитаемых», «отвергаемых», «аутсайдеров» и т. д., т. е. делает попытку представить групповую структуру только в виде иерархии психологических статусов членов групп. Лица, получившие наибольшее количество выборов, так называемые «звезды», рассматриваются в социометрии как неформальные лидеры группы. Однако нельзя с уверенностью сказать, что выбранный группой индивид как лидер будет обладать лидерскими качествами и организаторскими способностями [16, c.103].
        Кроме того существует проблема  выбора критерия. Необходимо предложить  такую ситуацию, в которой группа  выберет именно лидера, а не своего близкого друга. К тестовым процедурам так же относятся и методики, предназначенные для самооценивания лидерства. К таким относится  методика «Самооценка лидерства», «Определение уровня лидерского потенциала», «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) и др. [20, c.326].
     Второй  диагностический прием – использование  метода референтометрии. Это способ выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. В случае диагностики лидеров, выявляют референтных членов группы, т.е. тех, к мнению которых прислушиваются, хотя при этом не всегда на это мнение ориентируются при построении собственного поведения [4, c.222].
     Третий  подход к диагностике лидерства  в малой группе связан с динамическим пониманием этого феномена.  Изучать  лидерство – это одновременно и создавать его, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими в группе изменениями. Суть данного подхода заключается в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Исследователю в данном случае необходимо иметь четкое представление о признаках проявления лидерских качеств и поведения у того или иного члена группы [4, c.223].
  Таким образом, нужно отметить, что лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. 
  Как отмечают многие исследователи, индивид  может стать лидером только при  наличии у него необходимых для  этого качеств. Наиболее часто упоминаемыми из них являются: влияние на окружающих, доминирование, предприимчивость, сила воли, способность быстро адаптироваться, стремление к саморазвитию, экстравертность, эмпатия, дальновидность и др. Однако наличия лишь этих качеств недостаточно для осуществления эффективного лидерства, необходимо так же учитывать те условия, в которых происходит данный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

  2. 1. Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных

  Как мы уже отметили в первой главе, при изучении лидерства необходимо учитывать не только качества лидера, но и те условия, в которых протекает данный процесс. Именно поэтому прежде чем начать рассматривать особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей, необходимо охарактеризовать их психологические особенности и ту среду, в которой они пребывают.

  Внутренний  мир несовершеннолетних осужденных наполнен различным идейно-нравственным содержанием отрицательной направленности, которое ярче всего проявляется в асоциальной субкультуре несовершеннолетних правонарушителей.

  Понятие асоциальной или криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. В рамках нашей работы данное понятие мы будем рассматривать в узком смысле, т.е. как различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни [3, c.154].

  Сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знать, есть ли на их территории социально-негативные явления и как далеко зашло расслоение неформальной сферы отношений. Для этого нужно знать внешние признаки криминальной субкультуры. Пирожков В.Ф. отмечает, что проявления криминальной субкультуры сходны во всех закрытых специальных воспитательных и исправительных учреждениях для несовершеннолетних. В их перечень входят такие признаки, как: жесткая групповая стратификация;  наличие меченых столов, посуды, одежды и других предметов; групповые нарушения режима; факты полового извращения и т.д. [18, c.118].

  Однако  следует использовать все эти критерии в системе, т.к. ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Необходимо не только установить наличие тех или иных признаков  криминальной субкультуры несовершеннолетних, но и провести их боле глубокий детальный анализ.

  Ценность  изучения и знания криминальной субкультуры наблюдается и при социально-психологических исследованиях. Использование методов прямого изучения  групп несовершеннолетних в специальных исправительных учреждениях не всегда корректно и успешно, т.к. социометрические методики в среде преступников не отражают объективной картины внутригрупповых отношений. Данное явление имеет ряд причин. Во-первых, криминальные группы не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений. Во-вторых, лишение свободы и другие ограничения являются мощным психотравмирующим фактором, помещая, таким образом, осужденного в ситуацию фрустрации. Социометрическое измерение искажается еще и потому, что в преступной среде существует стойкое отвержение одних членов группы другими при наличии между ними враждебных отношений [18, c.113].

  В отличие от групп законопослушных  подростков и юношей в криминальных группах социально-психологическая  стратификация закрепляется социальной стигматизацией, т.е. социальным клеймением.   Средствами социальной стигматизации являются: [11, c.56].

    Татуировки, в которых отражается опыт несовершеннолетнего в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде
    Клички, по степени благозвучности (неблагозвучности), возвышенности (оскорбительности) которых можно судить о положении личности в групповой иерархии (чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в группе осужденных)
    Система вещественных атрибутов, к которым относится  носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и т.п. Например, лидер («вожак») первым получает пищу в столовой, носит самую новую одежду и т.д.
    Размещение  осужденного в пространстве, занимаемой группой несовершеннолетних правонарушителей. Определенные точки пространства (столовая, спальня и т.д.) обладают разной ценностью. Например, вожак никогда не займет кровать около входной двери, унитаза в камере и т.п., здесь должен находиться подросток из «низов», даже если в помещении есть свободные кровати в удобных местах.

  В пространственно – знаковой социометрии  в качестве критериев используются не вопросы, которые принято задавать опрашиваемым, а готовые ответы, т.е. «знаки различия». Исследователь, правильно читая эти знаки, может не только легко и объективно установить характер межличностных отношений в группе несовершеннолетних осужденных, но и движение правонарушителя по лестнице групповой иерархии [18, c.114].

2. 2. Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии.

  Жизнь и деятельность осужденных, как и  других людей, проходит в малых группах, знание структуры которых несет информацию, как о самой группе, так и о ее членах. Структура малых групп дает возможность судить о внутригрупповых социально-психологических процессах, происходящих в них. Во всем многообразии структур групп можно выделить наиболее типичные и часто встречающиеся.   Графическое представление наиболее типичных и часто встречающихся типов структур малых групп приведено в Приложении 1.

  «Цепочка»  - тип групповой структуры, характерной  особенностью которой является последовательная связь осужденных между собой. У каждого в такой группе постоянные контакты не более, чем с двумя осужденными. Наиболее слабые звенья такой «цепочки» - осужденные, являющиеся крайними ее членами. Данная структура группы очень не устойчива и ведет либо к распаду группы, либо разделению на две. Такой тип редко встречается в среде осужденных.

  «Ядро» - группа из 3-х и более осужденных, связанных по принципу «каждый с  каждым». Группы такого типа наиболее устойчивые и замкнутые. Такая структура  группы в большей степени свойственна положительно направленной группе, однако группы отрицательной направленности с такой структурой опасны в большей степени.

  «Звезда» - группа с числом осужденных более 3-х человек. Отличительной чертой такой структуры является наличие  центрального члена группы, имеющего связь со всеми другими осужденными, который имеет статус лидера. Это наиболее часто распространенный тип групповой структуры в криминальной среде, однако отделение от группы центрального ее члена ведет к ее распаду [10, c.19].

  Правильное определение структуры группы осужденных дает возможность избрать наиболее рациональный метод воздействия как на всю группу в целом, так и на отдельных ее членов.

  Важнейшими  особенностями групповой стратификации  в системе субкультуры осужденных являются следующие: [11, c.129].
   1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение социальных статусов и ролей в группе «своих».
   2. Социальное клеймение: использование для обозначения принадлежности правонарушителей к высшим слоям группы возвышенных терминов, а к низшим иерархическим группам – оскорбительных, унижающих человеческую личность.
   3. Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы. Чаще невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма, т.е. потери статуса.
   4. Затрудненная мобильность вверх и облеченная мобильность вниз. Смена статусов с низших на высшие затруднена, в то время как «потерять» статус очень легко.
   5. Основанием повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний», а понижения статуса – поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы, т.е. «законам» преступного  мира.
   6. Авторитарность и строгая субординация в отношении «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «верхами» «низов». Способность общаться с представителями низших членов групп, как с рабами, является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической касте.
   7. Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, привилегий.
   8. Устойчивость статуса при переводе в другое спецучреждение или при выходе на свободу. Попытки избавиться от статуса путем его завышения жестко наказываются, те же, как и попытки пользования «привилегиями» не по статусу.
   Статус  личности в уголовном мире складывается под влиянием целого ряда факторов, каждый из которых представляет составную часть в общей иерархии престижа личности. В качестве этих факторов В.Ф. Пирожков выделяет следующие (взаимосвязь данных факторов представлена в Приложении 2): [18, c.127].
  1) индивидуально-личностные: «бывалость» (преступный опыт); характерологические особенности (личностные качества); физическая сила.
  2) социально-групповые: возраст (авторитетнее тот, кто старше в данной группе осужденных); социальное происхождение; национальность; региональная принадлежность («землячество» формирует чувство «мы»).
  3) криминологические: категория и квалификация преступной группы; стаж преступной деятельности (рецидивизм); срок лишения свободы; поведение в правоохранительных органах (на следствие, в суде, в милиции и т.д.); соучастие в прошлых преступлениях
  4) поведенческие: поведение в адаптационный период в группе осужденных; отношение к ниже стоящим в групповой иерархии; отношение к официальному активу; отношение к «чужим»; отношение к учебе и проводимой воспитательной работе; отношение к законам и  требованиям режима.
  Таким образом, под влиянием перечисленных  факторов определяется статус личности каждого осужденного, для обозначения которого у несовершеннолетних правонарушителей существует свой ряд терминов.
  По  мнению Башкатова И.П. всех несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на пять категорий: [2, c.263].
  1. «Авторитетные» правонарушители  – так называемые «боссы»,  «паханы»: законодатели правил криминальной субкультуры; верховные судьи в спорах и конфликтах.
  2. «Борзые»:  советники при «боссе»; толкователи правил криминальной субкультуры; исполнители требований правил субкультуры и воли «боса»
  3. «Пацаны» - средний слой правонарушителей, прошедших прописку и претендующих на более высокую роль в системе неформальных отношений;
  4. «Чушки», «шестерки» - правонарушители, еще не прошедшие испытательного срока. Могут служить объектами издевательств, если в группе нет обиженных.
  5. «Обиженные» - правонарушители, служащие объектом издевательства, выполняющие всю грязную работу и т.д. Им присваивают унизительные прозвища «чушек», «обиженных» и т.д. Объект издевательств со стороны других осужденных, объект сексуального удовлетворения других правонарушителей, исполнитель всей «черной работы».
     Представители каждого уровня иерархии наделены определенными привилегиями и обязанностями что отображено в Приложении 3 [2, c.267].
     Таким образом, сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знание субкультуры групп несовершеннолетних правонарушителей. Это позволит обнаружить аспекты взаимодействия осужденных друг с другом, а значит выбрать для воздействия на ни наиболее эффективные средства.
   
3.1. Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей
  В социальной психологии понятие «лидер»  определяется как член группы, который  спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели [15, c.85].
  В связи с этим важными являются следующие моменты: [10, c.5].
    Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы.
    Лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется система групповых норм и ценностей.
    Лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.
    Лидер выполняет организаторскую, планирующую, представительскую, информационную, исполнительскую  функции, функцию контроля внутренних и внешних связей, поощрения, наказания, арбитра и посредника [14, c.19].
    Лидеры  сразу же обращают на себя внимание: они лучше других одеты, подтянуты, поскольку внешний вид является показателем статуса. У них имеются  и другие льготы, например, как мы уже отмечали в предыдущей главе, они выполняют более легкие работы или вообще не работают.
     Лидеры  криминальных групп имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, у них достаточно сильно развита воля. Они умеют властвовать над другими, подчинять их своему влиянию. Наиболее ценными в криминальной среде несовершеннолетних качествами являются авторитарность, грубость, изворотливость, находчивость, цинизм, жестокость по отношению даже к членам своей группы [17, c.432].
     В зависимости от преобладающих функций  и личностных черт выделяют различные  типы лидеров: [13, c.5].
     Лидер-бунтарь – способен спровоцировать групповой эксцесс, громко протестовать, но повести за собой дальше группу не может, угасает. Это эмоциональный лидер. Такие часто встречаются среди несовершеннолетних осужденных, вернувшихся из лечебных учреждений, где они, пообщавшись со взрослыми осужденными, могут попасть под влияние «воровской романтики». Однако при должной работе сотрудников воспитательной колонии они быстро переориентируются.
     Лидер – тактик – умеет определять стратегию и тактику для получения власти и реализации ее в действии. Это очень опасные лидеры, если их деятельность носит асоциальный характер.
     Лидер – вожак – способен не только поднять и эмоционально зажечь других, но и повести за собой. Они обычно являются идеалом для тех, кто следует за ними.
     Лидер – организатор – рационален, умен, сочетает в себе лучшие свойства других типов, способен управлять большим количеством людей рационально и эффективно.
     Не  все авторитетные осужденные стремятся  занять место лидера-организатора. Они понимают, что находятся под  постоянным вниманием администрации  колонии и малейшая их активность может послужить предлогом для изоляции. Кроме того, они отдают себе отчет о том, что в их среде есть и другие авторитетные осужденные, поэтому открытая борьба за лидерство опасна. Но если прибывший осужденный – действительно признанная в криминальном мире личность, то с ним всегда считаются, его информируют обо всех заслуживающих внимания событиях в колонии, с его открытого или молчаливого согласия совершаются противоправные действия.
     В отличие от других осужденных, лидеров  характеризует подчеркнутый внешний  вид, аккуратность и собранность, устойчивый стиль взаимодействия с другими осужденными и администрацией исправительного учреждения, который не противоречит неформальным нормам и правилам поведения. Их поведение отличается корыстной мотивацией, неуважением, а иногда и откровенным пренебрежением к лицам, занимающим низкие уровни на субкультурной «лестнице» статусов, которую мы охарактеризовали в предыдущей главе.
     Лидерам свойственно стремление к личностной самореализации и расширению сферы  влияния в среде осужденных, активное участие в культивировании неформальных ценностей, норм и стереотипов поведения.
  Они обладают организаторскими и коммуникативными способностями, учитывают потребности и интересы осужденных, их настроение и личностные трудности, внимательно следят за деятельностью администрации учреждения. Им присуще умение вовлекать осужденных в противоправную деятельность прямыми и косвенными способами. [13, c.40].
     Для этой категории осужденных характерны такие индивидуально-психологические  свойства, как внутренний локус контроля, убежденность в больших возможностях влиять на свою жизнь и судьбу других лиц. Их отличает целеустремленность, сдержанность, настойчивость, смелость, самообладание.
    Однако  этих качеств бывает недостаточно, чтобы стать влиятельным лидером. Занять ключевые позиции им помогает позитивная самооценка и эмоциональная отстраненность, проявляющаяся в сдержанности по отношению к окружающим или социальным ситуациям до тех пор, пока они не покушаются на внутригрупповую систему ценностей и правил поведения.
    Лидеры  обычно демонстрируют склонность к  манипулированию окружающими, требовательность к себе и членам «своих» группировок, уверенность в собственных силах, пластичность и проницательность. Лидеры не только хорошо адаптированы к условиям отбывания наказания, но и характеризуются психоэмоциональной устойчивостью к стрессогенным факторам, характерным для мест лишения свободы, обладают аналитическими способностями [10, c.8].
    Подведя итоги вышесказанному, приведем результаты исследования Мокрецова А.И и Новикова В.В., которые на основе анализа полученных данных расположили типичные черты лидеров в порядке убывания значимости. Возглавляют список хорошие организаторские и коммуникативные способности; развитое чувство справедливости и собственного достоинства; высокий уровень инициативы и активности; уверенность в себе; богатый криминальный опыт, независимость от мнения других; приверженность неформальному кодексу поведения и нетерпимость к его «нарушениям».
    Вторая  половина рейтинга включает следующие  качества: личная привлекательность и аккуратность, информированность и обширная сеть полезных связей, смелость, находчивость, хладнокровность, физическая сила, рассудительность [12, c.56].
    Таким образом, можно выделить следующие  лидерские качества:
      Хорошие организаторские способности
      Авторитарность
      Умение быстро оценить ситуацию
      Целеустремленность
      Культивирование неформальных ценностей и норм
      Предприимчивость
      Склонность к манипулированию
      Аналитические способности
      Стрессоустойчивость
      Независимость от мнения других
      Жесткость
      Уверенность в себе
      Ответственность
      Физическая сила
      Способность быстро адаптироваться
      Обширная сеть социальных связей
      Экстравертность
      Хладнокровность
      Нравственная зрелость
      Требовательность к себе и другим
      Рассудительность
      Доминирование
      Хорошие коммуникативные способности
      Стремление к расширению сферы влияния
      Справедливость
      Инициатива и активность
      Изворотливость
      Настойчивость
      Сила воли
      Грубость
      Смелость
      Цинизм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЫВОДЫ  ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 

    Лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. 
    В отличие от групп законопослушных подростков в криминальных группах социально-психологическая стратификация более жесткая. Иерархия осужденных предполагает однозначное определение социальных статусов и ролей в группе, а также автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы.
    Лидеры групп несовершеннолетних осужденных имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, у них достаточно сильно развита воля, целеустремленность и ответственность.
    Наиболее ценными в криминальной среде несовершеннолетних качествами являются авторитарность, грубость, хладнокровность, находчивость, доминирование, жестокость по отношению даже к членам своей группы.
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
3.1. Процедура  исследования
Цель  работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Гипотеза: лидерство в группе несовершеннолетних правонарушителей и в школьном классе различаются по следующим параметрам:

    Интрагрупповая  структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом  носит более строго стратифицированный характер.
    Лидерские качества в  группе несовершеннолетних правонарушителей носят в большей степени отрицательную направленность.

Эмпирические  задачи:

    Сравнить  внутригрупповую структуру группы несовершеннолетних правонарушителей и школьного класса.
     Выявить  различия в представлении о  лидерских качествах у членов группы несовершеннолетних осужденных и учеников школьного класса.
    Сравнить  направленность лидерских качеств  у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса.

Выборка: исследование проводилось в одной из школ города Архангельска, а также в  одной из исправительных колоний. В исследовании приняли участие 26 учеников 9 класса (12 девушек и 14 юношей) в возрасте от 15 до 17 лет,   а также 18 осужденных юношей в возрасте от 15 до 18 лет.

 
Методы  и методики:
    Методический  прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе (Кондратьев Ю.М.) [5,с. 303] (Приложение 4). Данная методическая процедура позволяет выявить и выстроить интрагрупповую ранговую структуру неформальной власти в реально функционирующей контактной малой группе. Испытуемым предлагается приписать своим товарищам определенное место в группе по признаку «степень властного влияния» по 5 бальной шкале. Например:

Фамилия Имя

Степень влияния

1

Иванов Иван

5

2

Петров Петр

3

5 ставится, когда испытуемый обладает очень высокой степенью влияния, 4 – высокая степень влияния,  3 - средняя, 2 - низкая, 1 – очень низкая степень влияния.

     В результате обследования выявляются особенности интрагрупповой структуры групп, а также информация о месте каждого конкретного испытуемого в интрагрупповой неформальной иерархии власти.

    Социометрическая  методика – методическая процедура, позволяющая замерить и оценить аттракционные отношения типа «симпатия – антипатия» в реально функционирующих контактных малых группах (Приложение 5) [5,с. 285].

     Отбор критериев социометрии проводился с учетом рекомендаций специалистов – психологов исправительной колонии, а так же школьного психолога. В итоге были сформулированны критерии оциометрии соответственно возрастным особенностям подросткового возраста, где ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками. Выбор значимых ситуаций  для оценивания позволил повысить надежность социометрической процедуры.

  Испытуемым  предлагается ответить на 8 вопросов (4 на положительный выбор и 4 – на отрицательный) типа «С кем бы из ребят из твоего отряда ты поделился бы своим секретом?» или «Кого бы из ребят из твоего отряда ты не пригласил бы к себе домой на праздник (день рождения, семейный праздник и  т.д.)?».

  При помощи данной методики выявляется характер межличностных отношений внутри групп, а так же внутригрупповые подсистемы, во главе которых стоят неформальные лидеры.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.