На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине "Экономическая теория"
Преимущества  и недостатки рыночной системы координации  экономической деятельности
ГОУ ОГУ  080504.5011.02 ОО 

Руководитель  работы
канд. эконом. наук, доцент
___________________ Р.Н.Хисамутдинов
"_____"_________________20__ г.
Исполнитель
студент группы 10-ГиМУ-1
___________________ А.А. Алексеева
"_____"_________________20__ г. 

Оренбург 20__
                                                 План
Введение
    Современная рыночная экономика и её характеристика………………
1.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики………………………………………………………………………..
1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………………
1.3 Проблема взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике………………………………………………………………………..
    Рыночная система координации экономической деятельности……….
2.1 Роль государства в координации экономической деятельности субъектов хозяйствования………………………………………………...…….
2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов……………………………………………………………………………
2.3 Деятельность предприятий в новых условиях хозяйствования…………..
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Современная экономическая наука сегодня  по-новому рассматривает многие процессы, происходящие в нашем обществе. Это  касается проблем собственности, соотношения  плановых и рыночных методов регулирования  хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами, пределами  использования товарно-денежных отношений  и общественных отношений и общественной жизни.
Переход к рыночной экономике требует  от хозяйствующих субъектов повышения  эффективности производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, активизации  предпринимательства и т.д. Взаимная увязка частных интересов и потребностей общества обусловлена закономерностями и внутренней логикой функционирования рыночной системы.
Работа  имеет традиционную структуру и  включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованных источников.
Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические и специфические условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики, определяются основные понятия, рассматриваются преимущества и недостатки рыночной экономики, аргументы в пользу и против рыночной системы. Выявляется проблема и рассматривается пример взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике.
В главе  второй более подробно рассмотрена экономическая деятельность и роль государства в координации экономической деятельности субъектов хозяйствования и их функции, выявляются проблемы и пути решения «что производить», «как производить», «для кого производить». Теория трансакционных издержек помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций более в соответственных институциональных рамках.
Также рассматривается деятельность предприятий в новых условиях хозяйствования, где основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции.
Целью исследования является изучение темы "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической  деятельности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Рассмотрение  вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.
Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Источниками информации для написания работы по теме "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической  деятельности" послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности", справочная литература, прочие актуальные источники информации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    Современная рыночная экономика  и её характеристика
1.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики
РЫНОЧНАЯ  ЭКОНОМИКА - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение  ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему  цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг  и соответствующий ему перелив  ресурсов образуют в целом экономический  оборот любой рыночной экономики.
Важнейшими  историческими условиями возникновения  рынка являются следующие.
Первое  условие-общественое разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счёт полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. Это положение объясняется принципами сравнительного преимущества, т.е.производством продукции при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
Второе  условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных  решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).Эта обособленность возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. Д. Хайман писал, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Эти два условия выражают глубинное противоречие рыночной экономики, которое выражается в объективной необходимости, с одной стороны, всеобщей взаимосвязи производителей из-за общественного разделения труда, а с другой – всеобщего обособления (ограничения) производителей. Именно последнее определяет наличие системы товарных, рыночных отношений.
Третье  условие – разрешение проблемы трансакционных издержек- издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по измерению свойств товаров, определённую дань рэкетирам (если речь идёт о России) и т.д. Если эти расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.
Четвертое условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Чем  меньше скован производитель, тем больше развит рынок. Свободный обмен позволяет  сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.[1]
Для нормально  развития рыночной экономики нужны  особые и специфические условия  такие как:
    Развитие многообразных форм собственности.
    Преодоление дефицитности в экономике.
    Достижение финансовой стабильности, укрепление национальной валюты.
    Создание условий для предпринимательства и различных форм бизнеса.
    Формирование в обществе позитивного общественного мнения, относительно предпринимательства и различных видов деятельности.[1]
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения.
Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько  тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику  можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного  производства.
Вместе  с тем, было бы большой ошибкой  рассматривать рынок как идеальный  механизм, лишенный каких-либо недостатков  и противоречий. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себе дорогу через  постоянное нарушение равновесия. Результатом  стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного  труда. Частные предприниматели  не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения  спроса, поэтому уже материализованные  затраты могут оказаться излишними.
Стихийное колебание цен и предложения  имеет следствием неустойчивость положения  участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что  для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих —  безработицу. Поскольку товары в  рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок  может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы.
Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли  и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом  задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окружающей среды и т.д.
Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости  его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства  в экономическую жизнь. 

Аргументы в пользу рыночной системы 
Конкурентная  рыночная система направляет ограниченные ресурсы общества на производство тех  товаров и услуг, в которых  общество больше всего нуждается. Она  диктует применение наиболее эффективных  комбинаций ресурсов и способствует разработке и внедрению новых, наиболее эффективных технологий, методов  организации процессов производства, общественного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда. Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.
Действие "невидимой руки" во многом освобождает  государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.
Рыночная  система обеспечивает свободу предпринимательской  деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую  деятельность, делая ее более эффективной  без принуждения.
Предприниматель, или экономический  субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.
Конкурентная  рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению  эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.

Аргументы против рыночной системы

Экономическая деятельность в условиях рыночной системы  приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической  деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.
Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения  высоких цен на продукцию и  получения экономической прибыли  и сверхприбыли.
По мере ослабления конкуренции подрывается  суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.
Научно-технический  прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией  монополистов.
Создается неравенство в распределении  доходов и полученного общественного  продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.
Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних  издержек производства и развития экономики  страны в целом.
В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности  экономического развития, чередовании  подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема  экономическими кризисами, отражающимися  на уровне жизни членов общества.
Отсутствуют полная занятость и полный объем  производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий  и неполном использовании производственных возможностей.
Рыночная  экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических  наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.
В действительность "чистой" рыночной экономической  системы не существует. Действуют  смешанные системы с различной  степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем  государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и  повышению ее социальной направленности.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Проблема взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике
Экономические блага движутся не сами по себе, они  выступают как средства связи  между экономическими агентами.
Экономические агенты – субъекты экономических  отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических  благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. Агенты делятся на рыночные и нерыночные.
Экономические агенты осуществляют связи друг с  другом с помощью экономических  благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис.1.2. Кругооборот спроса и предложения 

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов  и расходов.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства  предъявляют спрос на потребительские  товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая потребительские товары и услуги (рис.1.2).
В рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.[3]
Действие  хозяйственного процесса предусматривает  вступление экономических агентов  в производственные отношения, процесс  распределения, обмена и потребления  по поводу рыночных и нерыночных продуктов (благ). Следовательно, экономические  субъекты, удовлетворяющие собственные  потребности с применением рыночного  механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными  агентами. Удовлетворение собственных  потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального  и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными  агентами.
Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к  экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие – землей, третьи – рабочей силой  или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности  для реализации потребностей и интересов  людей, а также способов для их достижения.
В современных  теориях, развивающих принципы классического  либерализма, единственно реальным агентом признается индивид, остальные агенты рассматриваются как производные от него формы.
Большую роль в хозяйственной жизни страны играет государство. Его вмешательство  в экономику выступает в многообразных  формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический  агент, который действует совместно  с индивидуальными экономическими субъектами и группами.
Существуют  различные показатели и критерии, характеризующие экономическую  активность государства. Это, например, доля государственных расходов в  ВВП, доля налогов в ВВП, размеры  государственной собственности, количество государственных предприятий.
     Один  и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного  хозяйства: будучи государственным  служащим – представлять государство, владея акцией – представлять бизнес, и, расходуя свой доход на товары и  услуги, - являться членом домашнего  хозяйства.
     Современная экономическая теория исходит из предпосылок рационального поведения  экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью является получение максимального результата при данных затратах либо минимизация  затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых  благ в рамках своего дохода. Фирмы  нацелены на получение максимума  прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство  ориентировано на реализацию интересов  общества в целом, на рост общественного  благосостояния при определенном бюджете.
Ощущая  собственные потребности, экономические  субъекты стремятся улучшить свое существование. Человеческие потребности многообразны, их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие субъектов  экономики. Оно происходит путем  использования конкретных благ, создаваемых  производством. Поэтому между производством  и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, потребность  – двигатель производства, стимул для его совершенствования, а  с другой – производство, создавая продукты, стимулирует потребности  в них.
С течением времени потребности множатся, усложняются  и дифференцируются. Это происходит в результате развития производства, появления новых его методов, совершенствования технологий. Все  это позволило выявить закон возвышения потребностей, говорящий о том, что экономические потребности бесконечны и не имеют предела.
Экономические интересы принято делить на следующие виды: личные (связаны с индивидуальными потребностями домашних хозяйств); коллективные (выражают необходимость удовлетворения потребностей групп населения, предприятий, некоммерческих организаций – всех тех, кто объединен этим общим интересом); общественные (потребности общества, государства в целом)[4]
В условиях рыночной экономики приоритетное место  занимают личные интересы. Именно они  являются главным стимулом для ведения  экономической деятельности. Производители, ориентируясь на реализацию личных интересов  – получение большего дохода, повышение  качества жизни, - способствуют удовлетворению общественных потребностей через насыщение  рынков товарами и услугами, повышение  их качества, обновления ассортимента.
Политика  стран с социально-рыночной экономикой строится таким образом, чтобы гармонизировать  все виды интересов, что, однако, не исключает противоречий между ними. Разрешение подобных противоречий предполагает прямое и косвенное вмешательство  государства в экономическую  и социальную жизнь общества.
Экономические стимулы – факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду – становятся мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата,  положение в обществе и т.п. Интересы и стимулы способствуют возникновению материальной заинтересованности в ведении дел субъектами экономики.
Однако  средства, которыми располагает человек, коллектив или государство для  удовлетворения своих потребностей, ограниченны. Мы живем в мире, которому свойственна редкость благ. Ограниченность средств удовлетворения потребностей предполагает конкуренцию в борьбе за их использование. Конкуренция – это соперничество экономических субъектов за право использования тех или иных благ, в которых заинтересованы различные группы людей. Отсюда – проблема выбора направлений и способов использования благ, удовлетворение потребностей людей. Экономическое поведение людей при ограниченности ресурсов и безграничности потребностей формирует понятие рационального поведения человека, образ человека экономического (Homo economics), в котором заложено стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Все экономические  субъекты стремятся к рациональности, однако возможности ее реализации весьма ограничены. Признание ограниченности рационального поведения экономических  агентов означает, что субъекты экономики  не имеют полной информации о предпочтениях  других и подчас нечетко осознают свои интересы.
Помимо  предпосылки рационального поведения  экономических агентов существует концепция эгоизма экономических  субъектов, т.е. следование своим интересам. При этом различаются три формы  эгоизма: сильная, полусильная и слабая. Сильная форма эгоизма означает, что отдельные экономические субъекты могут вести себя предательски, оппортунистически, т.е. использовать ложь, коварство, воровство, мошенничество и т.п., преследуя свои корыстные интересы. Эгоизм в полусильной форме представляет следование своим интересам без использования обмана и всякого рода махинаций. Слабая форма эгоистического поведения проявляется тогда, когда субъект действует на базе чужих представлений о своем интересе. Такое поведение называется послушанием, оно близко к альтруизму, т.е. фактически противоположно эгоизму.[5]
На примере взаимодействия экономических агентов я привела характеристику ООО «Предприятия «Техник Систем Сервис».
ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» (первоначально  ТОО «Техник Систем Сервис») было образовано в 1992 году. Собственником  этого предприятия является город. Основной деятельностью ООО «Предприятия «Техник Систем Сервис» является организация такой услуги муниципальным предприятиям города, как установка и монтаж в области охранно-пожарной сигнализации (ОПС), противопожарной автоматики (ППА), систем связи, систем видеонаблюдения, электроремонтных работ (ЭР) и прочих работ.
На указанном  предприятии был объединен опыт работы в иногородних фирмах ЦНТУ и ЯАПТП, которые в свое время  занимались автоматикой и сигнализацией  на объектах г. Череповца. Именно специализация этих сходящих с рынка нашего города фирм предопределила и сформировала миссию вновь образованного предприятия «Техник Систем Сервис»: «Монтажно-наладочное предприятие «Техник Систем Сервис» призвано содействовать приданию г. Череповцу статуса города с высоким инженерно-техническим потенциалом, путем оказания качественных электротехнических услуг не только для муниципальных, но также для коммерческих предприятий и организаций Вологодской области и населений города Череповца, на основе высокого уровня менеджмента и высоких этических норм в бизнесе».
Формируя  эту основную стратегическую цель, город основывался на своих собственных  мотивациях, на собственном опыте  и на минимальном заделе по заказам. Стартовый «портфель заказов» касался работ по охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и системам противопожарной автоматики (ППА). Перспективы развития организации и дальнейшей деятельности в данной сфере представлялись многообещающими. Анализ информации выявил следующие факторы, дающие предпосылки для успешного развития бизнеса: неуклонное развитие рыночных отношений в стране; незначительность конкуренция (2-3 фирмы в городе); активное развитие рынка систем безопасности, проникновение в Россию импортных совершенных систем нового поколения; формирование новых положений, подзаконных актов, ставящих деятельность в сфере ОПС и ППА на предпочтительное место; перестройка и ломка иногородних электромонтажных фирм, существовавших в городе (приток квалифицированных монтажников); развитие новых технологий в области информатики, применение которых возможно для применения в сфере деятельности предприятия; масштабность и постоянное увеличение рынка потребителей в г. Череповце, благодаря постоянно строящимся и перестраиваемым офисам, магазинам, возобновившимся после застоя ремонтам на заводах; ухудшение криминогенной обстановки в городе и в целом по России, что приводит к стремлению не только предприятия городского хозяйства, но и частников и физических лиц применять системы ОПС для защиты себя, своего имущества и бизнеса; наличие у предприятия стартового капитала в виде «портфеля заказов» и запасов материалов.
     Первоначально исследуемое предприятие было ориентировано  на оказание услуг по монтажу охранных и противопожарных сигнализаций строительным предприятиям ООО «Железобетон-12»  и ООО «Горстройзаказчик».
     За  время, прошедшее со дня основания  предприятия, постоянно совершенствуясь и развиваясь, ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» достигло определенных успехов. Рынок услуг и потребителей тоже претерпел изменения. Работа коренным образом перестроилась, и вся деятельность предприятия сформировалась под сложившийся в нашем городе рынок.
     Профиль предприятия - выполнение монтажно-наладочных работ в области охранно-пожарной сигнализации (ОПС), противопожарной автоматики (ППА), систем связи, систем видеонаблюдения, электроремонтных работ (ЭР) и прочих работ.
     Внешними  потребителями ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» являются крупные промышленные предприятия (ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий  сталепрокатный завод», ОАО «Азот»), муниципальные предприятия (УКС  Мэрии г. Череповца, «Теплоэнергия», «Водоканал»), частные и коммерческие предприятия, бюджетные предприятия (школы, предприятия здравоохранения), прочие потребители (районные, иногородние и т.п.). [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рыночная  система координации  экономической деятельности
 
2.1 Роль государства  в координации  экономической деятельности  субъектов хозяйствования
Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит цель, либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле. Он служит в этом случае для характеристики, объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени и внутри определенной территориальной общности; Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт.
Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов  третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких  хозяйствующих субъектов.
В экономике  действует огромное число субъектов, участников экономической деятельности. Все они заняты поиском наилучших  вариантов экономических решений. Следовательно, исходной проблемой  любой экономики является размещение имеющихся и создаваемых в  ней благ между определенными  потребностями, видами производства и  экономическими субъектами. Поэтому  существование и развитие любой  экономики зависит от того, как  решается эта исходная экономическая  проблема. Поиск наилучших способов размещения благ и определяет пути решения проблем «что производить», «как производить», «для кого производить».
Размещение  благ осуществляется через взаимодействие экономических субъектов. В силу того, что каждый экономический субъект  самостоятельно оценивает свои выгоды и затраты и делает выбор, общество сталкивается с необходимостью координации  экономической деятельности отдельных  субъектов, которая включает в себя необходимость:
1) согласовывать  решения производителей;
2) согласовывать  решения потребителей;
3) согласовывать  решения о производстве и потреблении  в целом. 
Эта необходимость  порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических  субъектов на определенных видах  экономической деятельности.
Современная высокоразвитая экономика является не только многоукладной, но и многосубъектной. В ней действует огромное количество, как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную (и все более возрастающую) роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Даже  беглого взгляда достаточно для  того, чтобы убедиться, что государство  является в экономике регулирующим субъектом, оно стремится изменить условия функционирования всех без  исключения субъектов хозяйственных  отношений. Обычно это называется регулированием среды обитания экономических субъектов.
Однако  государство не сразу стало таким  специфическим экономическим субъектом. Период превращения в регулирующий субъект - достаточно длителен. Первоначально  государство фактически сводило  свое участие в экономической жизни к сбору налогов. Вероятно, именно это и дало основание назвать государство “ночным сторожем” экономики.
По мере усложнения системы экономических  отношений государство стало  тем субъектом, который начал  вырабатывать рамки действий экономических  субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций  еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим  субъектом. Такие возможности возникают  в связи со становлением капитала-монополии  и необходимостью защиты института  конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.
Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль  выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен  перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.
Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое  положение вещей в целом негативно  сказывается и на общей хозяйственной  ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.
Преодолеть  данное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический  субъект. Наши потребители, используя  свое право избирателя, приводят в  законодательные органы власти таких  парламентариев, которые принимают  антимонополистические законы (законодательная  ветвь власти государства). Само же государство в лице правительства  превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующих функций в экономической системе.
Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мы познакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции  и возможностях воздействия на экономическую  систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. В этом плане стоит говорить, что  оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощи сугубо экономических  рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.
Приведем  простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что  этот импульс (информационный) не останется  без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые  воспримут его как снижение собственных  издержек и возрастание прибыли  при прочих равных условиях. Такое  изменение ситуации подтолкнет их к  корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).

где Тр – ставка налога на прибыль, Тс – издержки производства, Р – прибыль, Q – объем производства фирмы, GDP – ВВП.
Понятно, что при постановке цели изменить динамику производства на положительную (например, на стадии кризиса) государство  вполне может пользоваться снижением  ставок налогов на прибыль. Очевидно, что на стадии подъема необходимо действовать в противоположном направлении.
Чаще  всего в качестве основных функций  государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности  и справедливости. Приведенный только что простой пример вполне может  стать иллюстрацией первой из перечисленных  функций. Понятно, что регулирующие воздействия государства гораздо  сложнее, многовариантнее, чем приведенный пример (об этом мы скажем чуть позже).
Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство  именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект  действует, сопоставляя результат  и затраты собственной деятельности (см. выше). Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.
Определить  его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как  неочевидным является сам результат  деятельности государства. Даже в нашем  простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью  отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или  в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая  новую продукцию, и так планировала  расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.
Все сказанное  означает, что в привычных экономических  координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным  путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.
Таким образом, при реализации функции  эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.
Говоря  о выполнении государством функции  эффективности, стоит отметить, что  оно (государственные чиновники), конечно  же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над  интересами общества. Тогда государство  превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических  субъектов и реализация функции  эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.
Выполнение  государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения  доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей  просто не в состоянии быть столь  же эффективными в хозяйственной  деятельности как все остальные  члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому  общество должно о них позаботиться.
Для этого  за счет государственных средств  осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это  требует значительных средств, которые  должны быть мобилизованы государством, а затем адресованы и перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.
Выполнение  государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые  используются данным специфическим  экономическим субъектом при  воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия  государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или  со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие  при помощи законодательных актов  и нормативов, которые принимаются  государством (исполнительной, законодательной  и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование  бюджета и денежной массы для  изменения поведения экономических  субъектов.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов
Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов);издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм.
Трансакционные издержки являются центральным понятием неоинституциональной экономики и теории трансакционных издержек. Рональд Коуз, проводя мысленный эксперимент, описывающий экономику без трансакционных издержек, показал, что в таком случае действие социальных институтов становится неважным (соответственно неважными становятся экономические формации), так как люди могут договориться о любом выгодном решении без затрат.
Преимущества  и недостатки
Теория  трансакционных издержек помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций более в соответственных институциональных рамках.
    Она даёт возможность анализа межорганизационных форм проведения операций, что подтверждается также эмпирическими исследованиями.
    Ограниченное количество высказываний о внешних факторах как распределение влияние сторон договора. Так же отсутствует связанность между трансакциями.
    Описание институциональных рамок представляет собой довольно простой концепт с ограниченным количеством альтернатив.
    Предполагание оппортунизма не совсем оправдано, так как трансакции и их участники находятся в определенных социальных связях, не учтённых данной теорией.
Трансакционные издержки являются издержками использования неустойчивого ценового механизма, связанного с поиском цены, переговорами и заключением контрактов.
При этом именно неустойчивость ценового механизма - или, иными словами, неопределенность поведения экономических агентов  и их стремление снизить ее и обусловливают  возникновение трансакционных издержек. Если считать, что мир без трансакционых издержек - это мир без силы трения, то в качестве материи, на которой возникает трение, выступает неопределенность и изменчивость внешней среды.[9]
Дополняя  и обобщая уже приведенные  определения, можно характеризовать  трансакционные издержки как издержки экономических агентов, порождаемые естественным стремлением минимизировать неопределенность, возникающую отношениях между ними.
Перед тем, как совершить сделку, нужно  располагать информацией о потенциальных  покупателях и продавцах товаров  и факторов производства и сложившихся  на данный момент ценах. Издержки в  данном случае складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых  для поиска информации, а также  из потерь, связанных с ее неполнотой и несовершенством.
Экономические агенты ведут поиск информации также  о контрагентах с целью минимизации  неопределенности (риска). Банковские учреждения ищут информацию о потенциальных  кредиторах, стремясь снизить кредитный  риск. Аналогичные действия предпринимают  любые экономические агенты, поскольку  заинтересованность в снижении степени  неопределенности является признаком  рационального поведения.
Представим, что фирма `А` собирается заключить  контракт с фирмой `В` на проведение работ связанных с оказанием услуг.
В связи  с этим фирма `А` осуществляет поиск  по параметрам: цена услуг, качество, сроки  и т.д. Руководствуясь целью найти  оптимального контрагента. она может затратить на это длительное время, что увеличивает трансакционные издержки в виде заработной платы специалисту по поиску и из-за уменьшения неопределенности (минимизации риска), она несет все большее бремя трансакционных издержек.
Издержками  являются и издержки по ведению переговоров  о предстоящей сделке в виде оплаты услуг переводчиков, расходов на встречу  контрагента, сопровождение, предоставление апартаментов и т.д. (а подчас и  издержки по затягиванию переговоров).
Принятие  решения о подписании контракта  между фирмами зависит от цены контракта, но часто не в меньшей  степени и от субъективных восприятий торгового представителя фирмы. Предположим, фирма `А`, стремясь снизить  трансакционные издержки, предпочла не встретить его в аэропорту и предоставила ему место для пребывания в крайне неудобных апартаментах. В данной ситуации он, возможно, будет склонен и не рекомендовать руководству своей фирмы подписывать контракт.
Трансакционные издержки и риск находятся в обратной зависимости. Стремление экономических агентов снизить риск увеличивает трансакционные издержки, что можно представить и графически. 


Достижение  нулевых издержек возможно лишь тогда, когда и неопределенность сведена  к нулю. В свою очередь, полная неопределенность означает отсутствие трансакционных издержек, поскольку в этом случае экономические агенты не обмениваются ценовыми сигналами. В реальной практике трансакционные издержки никогда не имеют значения, равного 1 и 0, поскольку данные состояния полной неопределенности (1) и определенности (0) в условиях реальной экономики немыслимы.
 Для  исследования поведения кривой  трансакционных издержек воспользуемся практикой функционирования кредитной организации. Допустим, в банк обратилась фирма `А` с целью получения кредита на производственные нужды. Прежде чем прийти в банк, финансовый директор фирмы `А` знакомится с минимальными требованиями банка к фирме, которым она должна соответствовать, чтобы претендовать на получение кредита. Эти требования состоят в том, что фирма `А` должна функционировать на рынке не менее года, показывать безубыточную деятельность и ее среднедневной оборот по расчетному счету не должен быть ниже величины n. Таким образом, банк выдвинул ряд требований, которые, как ему представляется, позволят уже на стадии, предшествующей переговорам с потенциальным заемщиком фирмой `А`, отнести вероятность неисполнения ей обязательств по кредиту до определенного уровня. В свою очередь, финансовый директор, располагая информацией, о том, что фирма `А` соответствует стартовым требованиям банка, определил вероятность того, что переговоры о кредите закончатся успешно, как высокую. Иными словами, и банк и фирма, основываясь на опыте или эмпирических представлениях, которые могут быть результатом как длительных наблюдений, так и ситуационными, оценили вероятность (неопределенность) на том уровне, которая обуславливает их к дальнейшим действиям с целью извлечения выгоды. Если обратиться к кривой трансакционных издержек, представленной на рисунке 1, то применительно к банку, знание точки R1 будет равно вероятности, при которой он считает целесообразным продолжить взаимоотношения с фирмой `А`.
 Таким  образом, можно сформулировать  следующий тезис. 
 Трансакционные издержки являются следствием стремления экономических агентов снизить степень неопределенности во взаимоотношениях между собой. При этом сама трансакция возможна, если экономические агенты достигают уровня определенности относительно поведения друг друга, основываясь на котором, они предпримут дальнейшие действия с целью извлечения выгоды от взаимодействия.
 Вопрос  об определении трансакционных издержек является одним из наименее исследованных вопросов. Как указывал в этой связи Л. Девис:      
« Трансакционные издержки -полезное понятие, но полезность его уменьшается пропорционально точности его определения».[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Деятельность предприятий  в новых условиях  хозяйствования
В хозяйственной  деятельности предприятия основными  вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Под готовой продукцией подразумеваются  законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку  как товары. Работа предприятий в  новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Переход на рыночную форму хозяйствования коренным образом меняет подходы  к планированию и контролю сбытовой деятельности. Нет сомнений в том, что для успешной работы в рыночных условиях российским предприятиям необходима комплексная структурная перестройка  системы управления сбытом, созданной  при плановом ведении хозяйства. Известно, что при плановой экономике  системы планирования и контроля сбыта ориентировались исключительно на директивы органов Госснаба СССР, в которых ведущим разделом были производственные планы предприятий и объединений. Планирование сбыта на основе производственных планов привело к тому, что сбытовая деятельность отечественных промышленных организаций оказалась вторичной по отношению к производству. В условиях же конкуренции главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства организации над конкурентами. Сбыт продукции сейчас должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения — через призму рыночного спроса и предложения. Иными словами, для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят. Необходимо четко понимать новое содержание сбытовой деятельности. В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Хотя сбыт — завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и производственных возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности способна обеспечить конкурентоспособность предприятия. В данной статье рассмотрены основные аспекты организации системы внутреннего контроля сбытовой деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования. 

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осветим основные понятия системы контроля сбытовой деятельности предприятия  в современных условиях.
Внутренний  контроль (аудит) сбытовой деятельности — это система, состоящая из элементов  входа (информационное обеспечение  контроля), элементов выхода (информация об объекте управления, полученная в результате контроля) и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: среда контроля сбытовой деятельности, центры ответственности, техника контроля (информационно-вычислительная техника  и технология), процедуры контроля, система учета сбытовой деятельности.
Следует указать, что система внутреннего  контроля сбытовой деятельности —  это основа функционирования управленческой информационной системы (УИС), т.е. системы  обработки и интеграции разнообразной  внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений  на всех уровнях управления сбытом.
В качестве основных целей функционирования системы  внутреннего контроля (аудита) сбытовой деятельности коммерческой организации  можно назвать:
хранение  и эффективное использование  разнообразных ресурсов и потенциала коммерческой организации;
своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;
обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости и максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.
Функционирование  системы внутреннего контроля сбыта призвано сводить к минимуму различного рода риски в сбытовой деятельности организации (здесь риск — возможность неблагоприятных событий в деятельности организации: хищений, порчи ценностей, недополучения доходов, санкций, потери рыночных долей и т.д.).
Достижение  целей системы внутреннего контроля обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и  взаимодействия различных ее элементов требуется достичь общие или конкретные показатели (рубежи), по которым с различных сторон можно судить об эффективности управления и развитии организации. Основные задачи системы внутреннего контроля (аудита) сбытовой деятельности заключаются в достижении следующих показателей эффективности управления организацией:
1. Соответствие  сбытовой деятельности организации  принятому курсу действий (целевым  установкам и ориентирам) и стратегии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.