На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ВНИМАНИЕ! В виду постоянных изменений в бюджетном  законодательстве, лекции могут корректироваться. Следите за изменениями. 

     ТЕМА 1
     Бюджет, внебюджетные фонды  и бюджетное устройство России 

     План  лекции
    Бюджетное устройство России
    Понятие, виды и функции бюджетов
    Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
    Особенности бюджетной системы России
 
     1. Бюджетное устройство  России
     Бюджетное устройство государства — это его финансовый хребет, на котором строится вся система государственного управления. Бюджетное устройство любой страны определяется, как известно, ее государственным (административно-территориальным) устройством. Для России как федеративного государства свойственно трехуровневое строение ее бюджетной системы. Таким образом, бюджетное устройство России характеризуется наличием трех уровней бюджетного управления и бюджетной деятельности:
    федеральный уровень бюджетного управления (на этом уровне расположены федеральный (государственный) бюджет, федеральные внебюджетные фонды);
    региональный уровень бюджетного управления (представлен бюджетами субъектов Федерации и региональными внебюджетными фондами);
    муниципальный уровень бюджетного управления (представлен местными бюджетами).
      Свод  бюджетов всех уровней на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет. Например, консолидированный бюджет России представляет собой совокупность федерального бюджета, всех региональных и местных бюджетов. В свою очередь, под консолидированным бюджетом субъекта Федерации понимается совокупность регионального бюджета и бюджетов всех расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации муниципальных образований.
      (рисунки)
      Бюджетная система РФ строится на ряде принципов. В бюджетном Кодексе РФ этим принципам посвящен ряд статей. Ст. 28 БК устанавливает перечень принципов. Каждая статья (со ст. 29 по ст. 38) посвящена отдельному принципу:
    Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.
    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти всех трех уровней.
    Принцип самостоятельности бюджетов означает:
      право представительных органов государственной власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; формировать доходы и расходы бюджета; устанавливать дефицит бюджета и источники его покрытия;
      принцип устанавливает право недопустимости изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, означает, что все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме.
    Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.
      6. Принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств означает максимальный эффект при минимальном использовании бюджетных средств.
      7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Но последние не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов.
      8. Принцип гласности (Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в открытой печати закона о бюджете и отчета об его исполнении.
      9. Принцип достоверности бюджета означает, надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
      10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование.
      11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств введении которого они находятся.
      12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а так же операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ. 

      2. Понятие, виды и функции бюджетов
      Как экономическая категория  бюджет является совокупностью  экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Напротив, с точки зрения юриспруденции, бюджет представляет собой, с одной стороны, основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет — план), который, с другой стороны, принимается в особой процедуре представительным органом государственной власти в форме закона (бюджет — закон). При этом такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных правоотношений2. Согласно определению рассматриваемого понятия, содержащегося в ст. 6 БК РФ, бюджет — это «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». При этом все бюджеты в России являются годовыми — составляются на один финансовый (бюджетный) год, т. е. с 1 января по 31 декабря.
      Под внебюджетными фондами понимается форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. Бюджеты и внебюджетные фонды могут существовать только в правовой форме, т. е. в виде разработанных в соответствии с методологией бюджетного планирования и принятых в установленной законодательством процедуре нормативных правовых актов.
      При этом необходимо отметить, что в  настоящее время используются самые различные классификации видов бюджетов и внебюджетных фондов. Однако наиболее распространенным критерием является их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы Российской Федерации.
      Федеральный бюджет утверждается в форме ежегодного федерального закона, принимаемого по особой процедуре, установленной в БК РФ.
      Бюджет  субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
      Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Многочисленные местные бюджеты составляют важное звено бюджетной системы Российской Федерации (виды местных бюджетов представлены на схеме).
      Кроме того, рассматривая виды бюджетных  фондов, нельзя не остановиться на проблемах консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Под консолидированным бюджетом Российской Федерации понимается совокупность федерального бюджета России и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации — это бюджет субъекта Российской Федерации «плюс» свод всех бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта.
      Основным  критерием эффективности бюджетной деятельности выступает достаточность бюджетов, отсутствие бюджетного дефицита (превышения расходов бюджета над его доходами). Вместе с тем основным индикатором эффективности бюджетирования выступают не столько показатели бюджетов различных уровней, сколько соотношение доходов и расходов консолидированного бюджета страны. Достижению целей обеспечения эффективности бюджетирования во всем мире призвана способствовать система межбюджетных отношений, в том числе через оказание финансового содействия одного уровня бюджетной системы другому. Формы такого содействия различны: бюджетные ссуды, дотации, займы.
      (рисунки)
      Бюджет  выполняет 6 основных функций:
    Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда. Данную функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, сборы, безвозмездные перечисления, займы, доходы от государственной собственности и т.д.
    Перераспределительная или использования бюджетного фонда. С помощью бюджетных доходов и расходов происходит перераспределение ВВП страны.
    Контрольная функция. С помощью контрольной функции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства, территориальных образований.
    Информационная функция. Бюджет является показателем текущего состояния экономики, социальной сферы и политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики.
    Институционализация общественных предпочтений. В России, как и в большинстве государств, принятию закона о бюджете предшествует его обсуждение в парламенте. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.
    Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Увеличивая или сокращая расходы по отдельным отраслям или предприятиям, государство может способствовать или наоборот тормозить развитие этих отраслей.
      Регулирующее  значение имеют не только государственные расходы, но и налоги, с помощью которых государство так же может стимулировать различные отрасли и сферы деятельности.
      Названные функции бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических институтов и характера государственной экономической политики. 

      3.Понятие  и виды внебюджетных  фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
      В свою очередь, основными видами денежных фондов в Российской Федерации помимо собственно бюджетов выступают:
      I. Государственный (федеральный, региональный или муниципальный) внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, вне бюджетов субъектов Российской Федерации или вне местных бюджетов. Как правило, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
      Основными видами таких внебюджетных фондов, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.
      II. Целевой бюджетный фонд образуется в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной смете. Поэтому средства таких бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
      (с  01.01.2008г. - утратил силу ФЗ от 26.04.2007 №63-ФЗ)
      III. Резервные фонды могут создаваться помимо государственных и муниципальных внебюджетных фондов и целевых фондов в Российской Федерации (Резервный фонд Президента Российской Федерации, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Стабилизационный резервный фонд России). 

      4. Особенности бюджетной системы России
      Структура бюджетной системы нашей страны определена в статье 10 БК РФ. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, поэтому бюджетная система Российской Федерации состоит и: бюджетов трех уровней (подсистем):
    федеральная подсистема, представленная федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
    региональная подсистема, представляющая собой совокупность бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    муниципальная подсистема, представленная местными бюджетами.
      Согласно  существующему легальному определению  бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ). При этом главным специфическим свойством бюджетной системы Российской Федерации является ее единство.
      Таким образом, представляется, что бюджетная система Российской Федерации выступает совокупностью:
      системы бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации;
      системы бюджетных правоотношений;
      системы участников бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 2
     Принципы  построения и функционирования бюджетной системы России 

     План  лекций
    Понятие и значение принципов построения и функционирования бюджетной системы России.
    Принцип   законности   (принцип   надлежащей   правовой формы бюджетов).
    Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
    Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
    Принцип самостоятельности бюджетов.
    Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
    Принцип сбалансированности бюджета.
    Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
    Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
    Принцип гласности бюджетирования.
    Принцип достоверности бюджета.
    Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 
      1. Понятие и значение  принципов построения  и функционирования  бюджетной системы Российской Федерации
     Принципы  порядка эффективного построения бюджетной  системы (бюджетного строительства) формулируются, как правило, в результате тщательного изучения опыта построения бюджетных систем зарубежных государств на различных исторических отрезках и совокупности правовых норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. В современной юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм какой-либо отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом принципы права — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений.
     При этом принципы той или иной экономико-правовой системы — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников правоотношений, формирующихся в процессе функционирования этой системы. Последнее обстоятельство не лишний раз подчеркивает значение принципов бюджетной системы для бюджетного (да и в целом — для финансового) права.
     Таким образом, принципы бюджетной системы России это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирования этой системы и« целом бюджетных отношений, закрепленные в действующем законодательстве. Естественно, эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах российского бюджетного права. 

     2.Принцип    законности   (принцип    надлежащей   правовой формы  бюджетов)
     Значение  и содержание данного принципа заключается  в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме — нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти или местного самоуправления. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В случаях, если бюджетным законодательством предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 

     3. Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации
     Рассматриваемый принцип означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом отмечается, что принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это вызвано тем, что полная реализация принципа единства возможна только путем ограничения самостоятельности нижестоящих бюджетов, и наоборот. Кроме того, необходимым условием единства бюджетной системы является наличие единой бюджетной классификации и единой системы бюджетного процесса. 

      4. Принцип разграничения  доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это специфический принцип государства с многоуровневой бюджетной системой, каким является Российская Федерация. Поскольку в ближайшее время состоится переход к четырехуровневой бюджетной системе, потребуется внести существенные изменения в порядок закрепления доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующих уровней, иначе Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть реализован в полной мере. 

     5. Принцип самостоятельности  бюджетов
     Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, содержание которого раскрывается в ст. 31 БК РФ:
    право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
     4) право органов государственной власти и органов государственного самоуправления определять направление расходов соответствующих бюджетов;
     5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
     6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
     7) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
     Как видно из вышеперечисленного перечня  моментов, характеризующих принцип самостоятельности, все они относятся не к бюджету как многоцелевому фонду денежных средств, а к правам и компетенции органов власти разных уровней, утверждающих и исполняющих соответствующие бюджеты. Данный принцип должен был защищать бюджеты нижних уровней бюджетной системы от неправомерных или необоснованных перераспределений, изъятий бюджетных средств, от вмешательства в бюджетный процесс на любой его стадии.
     Мировой опыт свидетельствует о том, что  даже в богатых в финансовом отношении  государствах самостоятельности органов местного самоуправления препятствует зависимость их бюджетов от величины субсидий, выделяемых центральным правительством или региональными властями для оказания финансовой помощи.
     Особенностью  Российской Федерации является высокая степень дифференциации доходов регионов и муниципалитетов по доходам и, соответственно, значительные объемы перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами и уровнями бюджетной системы. Принцип самостоятельности или должен быть дополнен и расширен по составу требованием минимальной достаточности, или требование достаточности доходной базы должно быть выделено в качестве самостоятельного принципа.
     В связи с явной недостаточностью содержания принципа самостоятельности бюджетов Федеральным законом от 20 августа 2004 г № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» бьи введен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также ст. 31.1 с аналогичным названием. В условиях, когда в России сохраняются центробежные тенденции, данный принцип, означающий определение бюджетных полномочий органов власти разных уровней, установление и исполнение расходных обязательств и пр., в том числе предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями Бюджетного кодекса, направлен на более четкую оформленность отношений в рамках бюджетной системы, но на разных ее уровнях. 

      6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
      Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Кроме того, элементом принципа полноты можно считать также принцип полноты структуры бюджетной системы. Требование полноты структуры бюджетной системы означает, что в ней должны быть учтены все реально существующие виды бюджетов. На местном уровне в Российской Федерации мы имеем города, где каждый из районов (округов) имеет свои бюджеты; но в то же время есть примеры, когда такие же по основным параметрам районы (округа) в других городах лишены своих бюджетов и финансируются по сметам.
      Переход на бюджетную систему с двухуровневым  делением местного бюджета, когда выделяются муниципальные и поселенческие бюджеты, в Российской Федерации можно рассматривать как одно из направлений реализации принципов самостоятельности и полноты. 

      7. Принцип сбалансированности  бюджета
      Рассматриваемый принцип заключается в том, что  объем предусмотренных бюджетом     расходов     должен  соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и  поступлений из источников финансирования его дефицита. Кроме того, необходимо отметить, что при составлении, 'утверждении   и   исполнении   бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета. Исторический опыт различных стран показывает, что величина бюджетного дефицита не должна   превышать   предельно  допустимый   размер, определяемый   5%  валового  национального  продукта. В свою  очередь,   дефицит,   превышающий   предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия такт мер,   которые   могли бы   привести   к его быстрейшему сокращению. 

      8. Принцип эффективности  и экономности  использования бюджетных средств
      Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. Наилучшие возможные результаты должны достигаться с меньшими затратами для государства. 

      9. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов
      Принцип общего покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и источников финансирования его дефицита. Этот принцип дополняет принцип сбалансированности бюджета. 

      10. Принцип гласности  бюджетирования
      Принцип гласности предполагает:
    обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
    обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.
      Следовательно, принцип гласности обязывает  органы власти публиковать бюджет и ход бюджетного процесса. В то же время допускаются исключения из этого принципа, когда дело касается высших государственных интересов и связано с сохранением государственной и военной тайны. 

      11. Принцип достоверности  бюджета
      Принцип достоверности бюджета — это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета. В масштабе государства это означает, что для составления реалистического бюджета нужны реалистические прогнозы по ВВП, по динамике доходов, зарплат, занятости и безработице, численности дошкольников, школьников, пенсионеров и т.п. Необходимо отразить связь и влияние факторов социально-экономического развития на статьи доходов и расходов бюджета. Признаком хорошо развитой бюджетной системы является использование экономико-математического и статистического аппарата, формул для описания влияния факторов, определяющих доходные и расходные статьи бюджетов.
      Совпадение  отчетных данных об исполнении бюджета в целом и по статьям с утвержденными показателями принятого бюджета в решающей мере зависит от качества сделанных прогнозов. 

      12. Принцип адресности  и целевого характера  бюджетных средств.
      Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Принцип адресности в бюджетных системах других государств формируется как принцип специализации кредитов (т.е. выделенных на определенные расходы средств). В структуре расходов бюджета реализации этого принципа в Российской Федерации способствует ведомственная классификация расходов, в соответствии с которой бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением их направления на финансирование конкретных целей. 

      13. Принцип равенства  бюджетных прав  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
      Рассматриваемый принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными. 

      Основной  целью принципов бюджетной системы  является построение такой бюджетной системы, которая при наиболее оптимальном использовании финансовых ресурсов государства отражает федеративное устройство Российской Федерации в сочетании с самостоятельностью муниципалитетов, т.е. принципы выражают требования, предъявляемые к организации и устройству бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА 3
      Бюджетная классификация и  бюджетное планирование в России 

      План  лекций
    Понятие бюджетной классификации и ее значение для бюджетного планирования.
    Содержание бюджетной классификации.
    Классификация доходов бюджетов Российской Федерации.
    Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
    Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
    Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
    Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга.
    Классификация видов государственных внешних долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации.
    Ведомственная классификация расходов федеральной бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов.
 
      1. Понятие бюджетной  классификации и  ее значение для бюджетного планирования 

      Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
      Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для:
    составления, утверждения и исполнения бюджета;
    контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
    обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
•  составления консолидированных бюджетов всех уровней.
      Бюджетная классификация утверждена Федеральным  законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (в редакции от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; классификация расходов бюджетов; классификация источников финансирования дефицитов бюджетов; классификация видов государственных долгов России, субъектов Федерации и местных органов власти.
      На  основании Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ с 1 января 2005 г. введена новая бюджетная классификация. Внесение изменений в бюджетную классификацию вызвано необходимостью приведения ее структуры и содержания в соответствие с целями и задачами реформы бюджетного процесса Российской Федерации, а также приближения ее к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. Коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета учреждений и органов, занимающихся исполнением бюджетов.
      Это позволит осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса. 

      2. Содержание бюджетной  классификации
     Бюджетная классификация предусматривает  присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также отчетов об их исполнении.
     Бюджетная классификация включает в себя следующие  группировки:
    классификацию доходов бюджетов РФ;
    функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
    экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
    классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
    классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;
•  классификацию видов  государственных  внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.
      При этом необходимо отметить, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. 

      3. Классификация доходов бюджетов РФ
      Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основывается на законодательстве РФ, определяющем источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп и статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения.
      Все доходы бюджета РФ делятся на следующие  группы:
      - доходы;
      - безвозмездные поступления;
      - доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.
      Каждая  группа состоит из подгрупп. Например, группа «Доходы» состоит из таких подгрупп, как:
    «Налоги на прибыль, доход»;
    «Налоги и взносы на социальные нужды»;
    «Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации»;
    «Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации»;
    «Налоги на совокупный доход»;
    «Налоги на имущество»;
    «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами»;
    «Государственная пошлина, сборы»;
    «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам»;
    «Доходы от внешнеэкономической деятельности»;
    «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности»;
    «Платежи при пользовании природными ресурсами»;
    «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства»;
    «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов»;
    «Административные платежи и сборы»;
    «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»;
    «Прочие неналоговые доходы»;
    «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет»;
—«Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет».
      Второй  группой доходов  являются безвозмездные  поступления.
      Бюджетной классификацией предусматривается  учет безвозмездных поступлений  от нерезидентов, от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов), от государственных и негосударственных организаций, от наднациональных организаций и прочие безвозмездные перечисления.
      В группе «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» выделены такие подгруппы, как доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рыночные продажи товаров и услуг, безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
      Суммирование  данных подгрупп дает итоги по группам  доходов; в свою очередь, дальнейшая детализация кода вида доходов по подгруппам производится посредством статей и подстатей. Например, подгруппа «Налоги и взносы на социальные нужды» разбита на две статьи:
    «Единый социальный налог»;
    «Страховые взносы».
      Каждая  из статей состоит из подстатей. Так, статья «Единый социальный налог» формируется путем суммирования данных по следующим подстатьям:
    «Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет»;
    «Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации»;
    «Единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
      В целом по сравнению с ранее  действовавшими кодами бюджетной классификации введенная с 1 января 2005 г. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 72н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год» структура кодов является более сложной, так как содержит больше информации1. Если до 1 января 2005 г. код доходов состоял из 7 цифр (разрядов), то в настоящее время количество разрядов в коде увеличено до 20; цель такого усложнения — соблюдение единых принципов формирования и исполнения бюджетов.
      Структура кодов бюджетной  классификации может быть представлена следующим образом.
Код администратора Вид расходов Программа (подпрограмма) Экономическая классификация доходов
группа подгруппа статья подстатья элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 часть 2 часть 3 часть 4 часть
 
 
      Классификация расходов бюджетов РФ
      4.Функциональная  классификация расходов  бюджетов Российской Федерации.
      5. Экономическая классификация  расходов бюджетов Российской Федерации.
      9. Ведомственная классификация  расходов федеральной  бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
      К группировке бюджетных расходов применяется несколько критериев (принципов) деления показателей:
    функциональный (программный);
    ведомственный (адресный);
    экономический (предложный).
      Это означает, что величина расходов бюджета  может быть представлена одновременно по трем соответствующим классификациям, поэтому различают и утверждают при принятии бюджета три структуры расходов бюджета: функциональную, ведомственную и экономическую.
      Функциональная  классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение основных государственных функций и решение вопросов местного значения. Эта группировка должна через определение функций и выделение средств на обеспечение финансирования представить приоритеты государства в финансировании в тот или иной период времени. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов (рис. 2.1).
      Разделы являются первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и определяют расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов являются подразделы, которые более конкретно определяют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах раздела.
      Целевые статьи образуют третий уровень, который  отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей, а также по целевым программам (подпрограммам) в пределах подразделов. 

Код администратора Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Экономическая классификация
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 часть 2 часть  - функциональная классификация 3 часть
 
      Рис. Строение функциональной структуры 

      Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ
      6. Классификация источников  внутреннего и  внешнего финансирования  дефицитов бюджетов  Российской Федерации.
      7. Классификация видов  государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга.
      8. Классификация видов  государственных  внешних долга  Российской Федерации  и субъектов Российской  Федерации, а также  государственных  внешних активов Российской Федерации. 

      Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. 

Код администратора Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Программа Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
группа подгруппа статья подстатья элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 часть 2 часть 3 часть
 
      Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; коды классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации содержат наименование администратора, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента, программы (подпрограммы), код экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
      Источники внутреннего финансирования делятся на 9 групп:
      1. долговые обязательства РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, выраженные  в ценных бумагах, указанные  в валюте РФ;
      2. кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в валюте РФ;
     3. прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
      4. исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации;
      5. акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
      6. земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
      7. государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
      8. остатки средств бюджетов;
      9. курсовая разница.
      Каждая  группа делится на подгруппы.
      Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника соответствующим бюджетам:
    - федеральный бюджет;
    - бюджет субъекта Российской Федерации;
    - местный бюджет;
    - Пенсионный фонд Российской Федерации;
    - Фонд социального страхования Российской Федерации;
    - федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
    - территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
 
      Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета представляет из себя группировку заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, и имеет двухступенчатую схему. В соответствии с данной классификацией источники внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации делятся на четыре группы:
      1- долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте;
      2 - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте;
      3 - прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;
      4 - исполнение государственных гарантий в иностранной валюте.
      Бюджетная классификация должна отражать содержание бюджетных доходов и расходов, все изменения, происходящие в системе управления государством и в народном хозяйстве, поэтому она постоянно дополняется и изменяется. Так, например, в связи с реформацией административного управления, упразднением ряда министерств и ведомств, образованием новых структур будет существенно переработана ведомственная классификация. Без всяких изменений единой для всех видов бюджетов является экономическая классификация; функциональная адаптируется к другим уровням власти, а ведомственная применяется с учетом конкретной специфики и особенностей соответствующих уровней власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА  4
     Бюджетные отношения как  сфера правового  регулирования 

     План  лекции
    Понятие и значения бюджетных отношений (бюджетных правоотношений) как предмета бюджетного права
    Структура и состав бюджетных отношений.
    Субъекты бюджетных отношений и особенности их компетенции
 
      1.Понятие  и значения бюджетных  отношений (бюджетных правоотношений) как предмета бюджетного права.
      В настоящее время в финансово-правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т. е. отношения, которые в экономической науке именуются отношениями по поводу обращения публичных финансов, регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Еще в советский период такую отрасль именовали финансовым или бюджетно-финансовым правом, а бюджетное право называли его крупнейшей подотраслью или крупным центральным разделом, институтом. И в современной литературе по финансовому праву часто указывается, что предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Таким образом, считается, что финансовое право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности или публичных финансов. Отношения, складывающиеся в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и т.д.
      Таким образом, представляется возможным определить урегулированные правом бюджетные отношения (бюджетные правоотношения) как охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере в процессе функционирования бюджетной системы, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.
      Предмет бюджетного права:
      1) отношения по планированию формирования  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных фондов;
      2) отношения по распределению средств  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных  фондов;
      3) отношения по использованию средств  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных  фондов. 

      2. Структура и состав бюджетных отношений.
      Под составом каждого конкретного бюджетного отношения понимается совокупность его участников, т. е. субъектов бюджетных отношений. Права и обязанности указанных субъектов (бюджетополучателей, финансовых органов и т.д.) в состав бюджетных  отношений  выступают  в  качестве  юридических свойств этих участников. В свою очередь, под структурой бюджетных отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Субъекты бюджетных отношений — это его участники (стороны). Юридически содержание бюджетных отношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участии ков рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание бюджетных отношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное! реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объем бюджетных отношений — то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные блага — денежные средства бюджетов. 

      3.Субъекты  бюджетных отношений и особенности их компетенции
      Действующее российское бюджетное законодательство не содержит исчерпывающего перечня участников (субъектов) бюджетных отношений, при этом многие из участников бюджетных отношений наделены специальной компетенцией в бюджетной сфере — особыми функциями, правами, обязанностями, ибо бюджетное строительство в том или ином виде входит в предмет их ведения.
      Среди участников бюджетных отношений  необходимо в первую очередь назвать:
      • государство и его территориальные подразделения:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации, а это:
      21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
      6 краев: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
      49 областей: Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область,  Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область. Пензенская область, Пермская область1, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область. Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
      (1 Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1 -ФКЗ «Об образовании в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного ок руга» с 1 декабря 2005 г. вместо двух указанных объединившихся субъект Российской Федерации будет образован новый — Пермский край.) 

      1 автономная область — Еврейская автономная область;
      10 автономных округов: Агинский  Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырски (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономны! округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономны! округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;
      2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург;
      • муниципальные образования, а именно:
- 1867 районов;
- 1091 город;
- 329 районов и округов в городах;
- 1922 поселка городского типа;
- 24 444 сельских администраций;
    Президент Российской Федерации;
    органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) Российской Федерации;
    федеральные органы специальной компетенции, созданные для осуществления финансовой деятельности государства: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Счетная палата Российской Федерации и др.;
    органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) субъектов Российской Федерации;
    органы местного самоуправления;
    кредитные организации;
    органы государственных внебюджетных фондов;
    главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    бюджетные учреждения;
    государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      ТЕМА 5
      Источники (формы) правового регулирования бюджетных отношений в России 

      План  лекции
1. Понятие  и система источников правового  регулирования бюджетных отношений
2. Источники  правового регулирования бюджетных  отношений:
- Конституция  РФ
- бюджетное  законодательство
- подзаконные  нормативные правовые акты
- локальные  акты
- договоры  РФ
- судебные  прецеденты 

      1. Понятие и система  источников правового  регулирования бюджетных  отношений
      Источники (формы) правового  регулирования бюджетных  отношений - это источники бюджетного права, т.е. официально определенные внешние формы, в которых содержаться нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы, т.е. формы внешнего содержания бюджетного права.
      Иерархически  выстроенная по убыванию их юридической силы система источников (форм) правового регулирования бюджетных отношений выглядит следующим образом:
    Конституция Российской Федерации.
    Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.
    Решения Конституционного Суда РФ.
    Внутренние договоры Российской Федерации (необходимо учитывать, что их место и роль в системе являются спорными).
    Бюджетное законодательство, которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
      а) федеральное бюджетное законодательство:
    Бюджетный кодекс Российской Федерации;
    ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;
      6) региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Российской Федерации о бюджете этих субъектов и др.;
      в) нормативные правовые акты о местных  бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.
      5) Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:
      а) акты органов общей компетенции:
    указы Президента;
    постановления правительства;
- подзаконные  нормативные правовые акты по  вопросам связанным с бюджетной  деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ или исполнительными нами местного самоуправления;
      б) акты органов специальной компетенции:
— ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты. 

      2. Источники правового  регулирования бюджетных  отношений
      Основные  источники правового  регулирования бюджетных отношений:
      Конституция РФ как источник правового  регулирования бюджетных  отношений - Источниками бюджетного права являются положения Конституции РФ, как непосредственно содержащие бюджетно-правовые нормы, так и положения, имеющие большое значение при установлении общих принципов бюджетного устройства Российской Федерации, установлении налоговых и неналоговых доходов бюджетов, формировании бюджетной политики Российской Федерации, а также нормы, определяющие магистральные направления совершенствования и развития бюджетного права и в целом образующие конституционные основы бюджетного устройства России. К таким важным положениям Конституции РФ прежде всего, следует отнести ст. 15, 34, 35, 46, 57 72, 74, 75, 76, 90, ч. 5 ст. 101. ч. 3 ст. 104, 106, 114 и др.
      Бюджетное законодательство как источник правового регулирования бюджетных отношений - как уже говорилось, бюджетное законодательство включает в себя:
    федеральное бюджетное законодательство (состоящее из Бюджетного кодекса Российской Федерации и ежегодных федеральных законов о федеральном бюджете);
    региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Российской Федерации о бюджете этих субъектов Российской Федерации;
      • нормативные правовые акты о местных  бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления;
      • иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.
      В настоящее время наиболее важные положения об организации и осуществлении бюджетной деятельности в России закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, который был принят 31 июля 1998 г. (Федеральный закон № 145-ФЗ1) и действует с учетом изменений. При этом согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ указанный кодифицированный нормативный, правовой акт был введен в действие с 1 января 2000 г.
      Подзаконные нормативные правовые акты как источник правового регулирования бюджетных отношений. - Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных (допускаемых) бюджетным законодательством случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетированием, которые не должны противоречить бюджетному законодательству.
      При этом подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы бюджетного права, в свою очередь, подразделяются на две группы: акты органов общей компетенции и акты органов специальной компетенции. К актам органов обшей компетенции относятся:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.