На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Отрасль рыболовства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Московский  Энергетический институт (Технический  Университет)
Институт  Технологии, Экономики  и Предпринимательства 
 
 

Кафедра экономики и финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: Экономика отраслевых рынков

 
Реферат на тему
“Отрасль  рыболовства” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Группа ИТ-05-07
Зинина  Ольга 

Преподаватель: Толикова Е. Э. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...…………3
1.Современное  состояние рыбного хозяйства  Российской Федерации и его  роль в экономике государства………………………………………………………………………………………..…...….4
2. Основные проблемы  рыбного хозяйства Российской  Федерации на современном этапе………………………………………………………………………………………………….……7
3. Цель и задачи  развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года………………..8
4. Направления  и этапы реализации Концепции………………………………….…………………...10
5. Механизмы  реализации Концепции и основные  меры по
совершенствованию использования водных биологических  ресурсов………………………………14
6.Классификация  компаний по Штакельбергу…………………………………………………………………………………….………17
Заключение………………………………………..…………………………………………………...…18
Список использованной литературы………………………………………….…..……………………19

Введение

 
Много рыбной продукции  выловленной у берегов Камчатки в Берингово и Охотском море поставляется в США, Японию, Канаду, Корею и др. страны.
Рыба и другие объекты промысла - млекопитающие, беспозвоночные и водоросли - занимают значительную часть рациона в питании населения  нашей страны. Наряду с полноценными белками в них содержатся легкоусвояемые жиры, витамины, макро - и микроэлементы.
Наша страна имеет современный морской промысловый  флот, способный вести добычу рыбы в любых районах Мирового океана Важнейшим направлением развития добывающей отрасли рыбного хозяйства является океаническое рыболовство. Основные бассейны отечественного промысла - Атлантический и Тихий океаны, где добывается более 88% рыбы. Важнейшими видами добываемых рыб являются треска, морской окунь, камбаловые, хек, скумбрия, сардина, мойва, минтай и др. Большое значение имеют крабы, моллюски, водоросли.
Наряду с океаническим ловом в современных условиях промысла повышается роль отечественного прибрежного и внутреннего рыболовства, продукция которого в виде свежей и охлажденной рыбы пользуется наибольшим спросом у населения.
Ведущее место  в отечественном рыболовстве занимает траловый лов, удельный, вес которого в общем объеме добычи составляет более 70%. При этом около 47% приходится на лов разноглубинными тралами. Удельный вес кошелькового лова составляет около 13%. Другие виды лова пока имеют незначительный удельный вес, однако они постоянно совершенствуются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Современное  состояние рыбного  хозяйства Российской  Федерации и его  роль в экономике  государства 

Освоение пространств  и ресурсов Мирового океана является одним из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество в этой области. 

Исторически Россия является ведущей морской державой исходя из ее пространственных и геофизических  особенностей, места и роли в глобальных и региональных международных отношениях.
 Состояние и тенденции развития мирового рыбного хозяйства в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих рыболовство, за право использования водных биологических ресурсов, особенно наиболее ценных видов рыб и ракообразных, а также за рынки сбыта рыбопродукции.
 Многие страны  рассматривают рыбное хозяйство  как компонент стратегического  значения, обеспечивающий безопасность, поскольку рыболовство способствует  заселенности отдельных прибрежных  регионов и их социально-экономическому развитию.
 В этой  связи большинством государств  с протяженной береговой линией  проводится протекционистская политика  по отношению к рыболовству  и созданию такого правового  поля, которое бы позволяло рыбному  хозяйству эффективно функционировать  и быть защищенным от внешней конкуренции. 

Рыбное хозяйство  в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
 Со многими  государствами заключены межправительственные  соглашения об организации использования  водных биологических ресурсов  в их исключительных экономических  зонах, районах действия международных  конвенций по рыболовству и  исключительной экономической зоне Российской Федерации.
 В рыбохозяйственном  комплексе работают более 5 тысяч  организаций различных форм собственности. 

В экономике  страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и др.). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков составляет около 10 процентов, а в мясорыбном балансе – около 25 процентов. 

Организации рыбного  хозяйства являются градообразующими во многих приморских регионах страны и обеспечивают занятость населения. Особое значение это имеет для  районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народов. 

Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд  особенностей, связанных с сезонностью  промысла, подвижностью водных биологических  ресурсов, трудностью прогнозирования  запасов водных биологических ресурсов и определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов обеспечиваются специализированными научными, рыбопромысловыми, рыбоохранными организациями с использованием специализированных судов, а также объектами по воспроизводству рыбных запасов. 

С 1991 по 2006 год  общий объем добычи водных биологических  ресурсов снизился с 6,93 млн. тонн до 3,3 млн. тонн (на 52,5 процента). Объем добычи сократился в исключительных экономических зонах иностранных государств на 65 процентов и открытых районах Мирового океана на 75 процентов. Существенно уменьшились запасы водных биологических ресурсов, пользующихся повышенным спросом на мировом рынке (минтай, треска, отдельные виды ракообразных и осетровые виды рыб). 

В результате экономических  причин внутри страны и ужесточения  регламентации промысла в исключительных экономических зонах иностранных  государств и районах действия международных  конвенций по рыболовству значительная часть отечественного рыбопромыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации. Добывающие мощности этого флота превзошли объемы запасов основных промысловых объектов. 

В то же время запасы многих видов водных биологических ресурсов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и другие виды рыб). В водных экологических системах происходит замещение наиболее ценных видов ресурсов малоценными или видами, не имеющими промыслового значения.
 С 1991 по 2006 год уловы водных биологических  ресурсов во внутренних водных  объектах страны уменьшились  более чем в 2 раза. При этом  общий объем допустимых уловов  осваивается только наполовину. 

Сокращение уловов водных биологических ресурсов обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции до 3 млн. тонн. Значительно снизилось производство непищевой рыбной продукции, в том числе рыбной муки и кормов. Более 90 процентов экспорта рыбных товаров приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки. 

Импорт рыбной продукции увеличился по сравнению  с 1991 годом в 1,65 раза. 

Снизилось отечественное  производство рыбной продукции, которая  на российском рынке замещается импортными аналогами.
 Сократилось  потребление рыбной продукции  в расчете на душу населения. Эта продукция стала менее доступной для широких слоев населения из-за продолжающегося роста цен и низкого уровня платежеспособного спроса. 

Отсутствие благоприятных  условий обслуживания рыбопромысловых  судов в отечественных портах привело к переориентации российских судовладельцев на импорт услуг в иностранных портах и снизило загрузку отечественных рыбоперерабатывающих организаций. 

Ухудшилось положение  с транспортировкой готовой рыбной продукции из мест ее массового производства, в первую очередь с Дальнего Востока, в такой основной район потребления, как европейская часть России, вследствие продолжающегося удорожания транспортных расходов и тарифов на обслуживание.
 Значительно  замедлились темпы обновления  основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса. Уровень технологической и технической оснащенности организаций рыбного хозяйства существенно снизился. 

Основное количество (около 90 процентов) судов рыбопромыслового флота отрасли составляют малоэффективные  физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям. В результате списания многих больших морозильных рыболовных траулеров старых проектов почти в 2 раза сократилась численность больших судов. Также более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавучих баз – почти в 3 раза. Уменьшилось число производственных рефрижераторов, средне- и крупнотоннажных транспортных судов. 

За последние  годы приобретено большое количество единиц старого флота зарубежной постройки в связи с его  низкой стоимостью. Крайне неудовлетворительным является состояние вспомогательного флота, в том числе аварийно-спасательных судов.
 Капитальные  вложения в 2006 году в целом  по рыбохозяйственному комплексу  составили около 12 процентов по  сравнению с 1990 годом. 

Ухудшилась ситуация с занятостью населения в субъектах  Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, особенно в районах Европейского Севера и Дальнего Востока. 

Система охраны водных биологических ресурсов и  среды их обитания требует совершенствования.
 Существенно  возросли масштабы незаконного  промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, в том числе на запасах ценных видов водных биологических ресурсов. 

Несмотря на сохранение высокой общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем воспроизводства тех объектов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб. 

В 1990-2006 годах  отмечено появление значительного  числа организаций, не имеющих достаточного опыта организации производства и мореплавания, что сопровождалось снижением уровня безопасности плавания и сохранения человеческой жизни на море. Кроме того, этот период функционирования рыбохозяйственного комплекса характеризовался крайне низким уровнем конкурентоспособности вырабатываемых отечественными производителями товаров и услуг, а также определялся высоким уровнем рисков ведения предпринимательской деятельности в этой сфере, в том числе значительными административными барьерами, низкой корпоративной культурой, слабым развитием форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, низким уровнем эффективности государственного управления, отсутствием стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности, недостаточным развитием инноваций, а также слабой взаимосвязью образования, науки и бизнеса. 

За последние  годы не удалось создать полноценную  нормативную правовую базу, необходимую  для эффективной работы рыбного  хозяйства, и обеспечить координацию  деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами. 

Рыбохозяйственный комплекс России в своем развитии практически исчерпал внутренние резервы  экономического роста и возможности  материально-технической базы, заложенной еще в 70-80-е годы прошлого века. 

Вместе с тем  Российская Федерация обладает значительным потенциалом запасов водных биологических  ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в мировой  экономике. 
 
 
 
 
 

2. Основные проблемы рыбного хозяйства Российской Федерации на современном этапе 

Анализ современного состояния рыбного хозяйства  страны позволяет определить, что  основными проблемами, препятствующими  его эффективному развитию и сдерживающими  рациональное ведение рыбохозяйственной деятельности, являются высокие административные барьеры и инфраструктурные ограничения. 

Следствием этих проблем являются:
 низкая эффективность  государственного администрирования  в области рыбного хозяйства;
 отсутствие  конкурентной институциональной среды, стимулирующей привлечение капитала в экономику рыбного хозяйства;
 отсутствие  необходимых условий для структурной  диверсификации и инновационного  развития рыбохозяйственного комплекса;
 низкий уровень  конкуренции, не создающий для  организаций стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
 рост масштабов  незаконного промысла водных  биологических ресурсов и нелегального  вывоза рыбной продукции за  рубеж;
 снижение  запасов водных биологических  ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, в особенности ценных видов этих ресурсов;
 усиливающееся  антропогенное воздействие на  состояние водных биоресурсов  и среду их обитания;
 обострение  конкуренции в мировом рыболовстве  и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации;
 отсутствие  стимулирующих условий для повышения  доступности строительства, модернизации  судов рыбопромыслового флота  и модернизации рыбоперерабатывающих производств;
 отсутствие  единой системы обеспечения безопасности  мореплавания судов рыбопромыслового  флота.
 Исходя из  приоритетов социально-экономического  развития Российской Федерации  на долгосрочную перспективу  и существующих основных проблем отрасли, в Концепции определяются цель развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года, задачи и направления ее реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цель и задачи  развития рыбного  хозяйства Российской Федерации до 2020 года  

   Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом.
   Достижение  этой цели требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации, создания эффективной системы управления и предусматривает решение следующих задач:  

    разработка  нормативной правовой базы в области  рыбного хозяйства, соответствующей  задачам его эффективного развития;
 
    формирование  и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего прозрачность системы их распределения;
 
 
    сохранение  и рациональное использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на эти ресурсы, в том числе путем стимулирования передислокации рыбопромыслового флота из исключительной экономической зоны Российской Федерации в исключительные экономические зоны других государств, в районы действия международных конвенций по рыболовству и в открытые районы Мирового океана;
 
    обеспечение соответствия добывающих мощностей  рыбопромыслового флота объемам  запасов водных биологических ресурсов;
 
 
    расширение  проведения научных исследований и  разработок в области рыбного  хозяйства, совершенствование методов  определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, развитие научно-технического потенциала и системы образовательных учреждений рыбохозяйственного комплекса;
 
    совершенствование системы охраны водных биологических  ресурсов и среды их обитания, обеспечение действенного государственного контроля за использованием и охраной водных биологических ресурсов в целях предотвращения и пресечения браконьерства и нарушений установленных правил рыболовства, а также нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж;
 
 
    - четкое разграничение  между федеральными органами  исполнительной власти и органами 
    исполнительной  власти субъектов Российской Федерации  полномочий в области использования  водных биологических ресурсов; 

    разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими охрану водных биологических ресурсов;
 
    - развитие  искусственного воспроизводства  водных биологических ресурсов, формирование генофондовых коллекций  и маточных стад ценных видов  этих ресурсов;
    - разработка  комплексных мер по развитию аква- и марикультуры;
    приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации (далее именуется - прибрежное рыболовство);
 
    - развитие  береговой инфраструктуры рыбопромышленного комплекса; 

    разработка  мер государственной поддержки  отечественного судостроения и технического перевооружения рыбопромыслового флота;
 
    - создание  условий для формирования развитого  внутреннего рынка рыбной продукции,  его эффективной функциональной  инфраструктуры; 

    - развитие  системы информационного обеспечения  рыбного хозяйства; 

    - разработка  государственной социальной стратегии  в области рыбохозяйственного  комплекса, обеспечивающей оптимальную  занятость и доходы населения  в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4. Направления и  этапы реализации  Концепции  

   Основными направлениями реализации Концепции  являются:  

    - совершенствование  управления водными биологическими  ресурсами;
    - регулирование  промысловой деятельности и создание  условий для поставок рыбной  продукции на территорию Российской  Федерации;
    - организация  и развитие прибрежного рыболовства,  аква- и марикультуры;
    - создание  условий для работы российского  рыбопромыслового флота в исключительных экономических зонах иностранных государств, в районах действия международных конвенций по рыболовству и в открытых районах Мирового океана;
    - совершенствование  системы охраны водных биологических  ресурсов и их сохранение;
    - совершенствование проведения отраслевых научных исследований и системы образования.   
     

Первый  этап (2003-2005 годы)
   На  этом этапе будут решаться в основном первоочередные задачи по созданию нормативной  правовой базы, охватывающей все аспекты  рыбохозяйственной деятельности и структурных преобразований, осуществляемых в период подготовки и проведения административной реформы.
   Будет разработан механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности, связанной с использованием водных биологических ресурсов. Имеются в виду организация прибрежного рыболовства, разработка правил распределения промышленных квот на вылов (добычу) указанных ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, определение объемов квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях. Предусматривается разработка документации о конкурсах по распределению квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделяемых в соответствии с межправительственными соглашениями по рыболовству, предложений по отбору пользователей для работы в исключительных экономических зонах иностранных государств и в районах действия международных конвенций по рыболовству, принятие мер по совершенствованию деятельности и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану этих ресурсов.
   Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:  

    - разработка  нормативной правовой базы, регулирующей  государственное управление в  области рыбохозяйственного комплекса;
    - проведение  инвентаризации объектов рыбохозяйственного  комплекса;
    - создание  эффективной и прозрачной системы  распределения водных биологических  ресурсов на долгосрочной основе;
    - введение  в полном объеме платы за  пользование водными биологическими ресурсами в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
    - создание  условий для стимулирования продажи  рыбных товаров на территории  Российской Федерации, захода  российских рыбопромысловых судов  в отечественные порты для  выгрузки рыбной продукции на береговые перерабатывающие предприятия;
    - содействие  формированию рыночных механизмов  и развитию конкуренции на  внутреннем рынке рыбной продукции;
    - совершенствование  системы охраны водных биологических  ресурсов и среды их обитания, разработка мер по усилению ответственности за организацию браконьерского лова и незаконного предпринимательства в сфере рыбного промысла;
    - создание  условий для возрождения экспедиционного  промысла в открытой части  Мирового океана и разработка  системы его научного сопровождения;
    - создание  условий для разработки и реализации  высокоэффективных проектов строительства  в Российской Федерации рыбопромысловых  судов;
    - разработка  и осуществление мер по улучшению  экологической и эпизоотической  обстановки на рыбохозяйственных водоемах и в товарных рыбоводных хозяйствах;
    - разработка  системы мер по стимулированию  развития аква- и марикультуры  на индустриальной основе, оптимизация  территориального размещения и  видовой специализации племенных  рыбоводных хозяйств;
    - реорганизация подведомственных Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству организаций в рамках проводимой административной реформы;
    - разработка  мер по восстановлению и обновлению  аварийно-спасательного и другого  вспомогательного флота;
    - создание условий для ускоренного развития прибрежного рыболовства;
    - разработка  и введение защитных мер в  отношении отечественной рыбной  продукции на внутреннем и  внешнем рынках в условиях  подготовки к вступлению Российской  Федерации во Всемирную торговую  организацию.  

   Завершение  первого этапа предполагает создание условий для выхода рыбохозяйственного комплекса из кризиса, перехода к  рыночным механизмам управления отраслью, формирование соответствующей рыночной инфраструктуры, создание эффективной  системы распределения водных биологических ресурсов.   
 

Второй  этап (2006-2010 годы) 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.