На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российский потребительский рынок: тенденции и развитие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Всероссийская государственная налоговая академия при Минфине РФ 
 
 
 
 
 
 
 

Специальность: экономика (бакалавриат)
Курсовая  работа по дисциплине макроэкономика
Тема: Российский потребительский рынок: тенденции и развитие 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка ЭО-201
Борисова  Полина
Преподаватель: д.э.н. Морозко Н.И. 
 
 
 
 
 

Москва, 2011 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………………………………...3 стр.
1. Потребительский  рынок – важный  фактор экономического  роста России…………...4-9 стр.
1.1 Увеличение  доходов населения…………………………………………………………………4 стр.
1.2 Снижение инфляции, сокращение безработицы……………………………………………….5 стр.
1.3 Изменения  в потребительском поведении.  Рост импорта. Расширение потребительского  кредитования……………………………………………………………………………………….6-8 стр.
1.4 Иностранная конкуренция…………………………………………………………………...8-10 стр.
2. Анализ тенденций  развития отрасли……………………………………………………..11-32 стр.
2.1 Торговля и  общественное питание…………………………………………………………11-21 стр.
2.2 Рынок услуг  в России……………………………………………………………………….21-23 стр.
2.3 Пищевая промышленность…………………………………………………………………23-25 стр.
2.4 Лёгкая промышленность……………………………………………………………………26-30 стр.
2.5 Транспорт  и логистика……………………………………………………………………...30-32 стр.
3. Предложения по решению актуальных проблем отрасли…………………………….33-45 стр.
3.1 Действия государства  и местных властей…………………………………………………33-34 стр.
3.2 Конкуренция…………………………………………………………………………………34-36 стр.
3.3 Низкая производительность труда…………………………………………………………36-37 стр.
3.4 Прочие проблемы……………………………………………………………………………37-38 стр.
3.5 Потребительский рынок России сегодня………………………………………………......39-45 стр.
Заключение………………………………………………………………………………………...46 стр.
Список  используемой литературы……………………………………………………………...47 стр. 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Основные стратегические цели и задачи государства, определённые президентом РФ, - повышение качества жизни населения, обеспечение высоких  темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития – прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка России. Важнейшей составной частью потребительского рынка является розничная торговля, которая традиционно относится к пяти базовым отраслям экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь и торговля. В последние годы розничная торговля, по данным Федеральной службы налоговой статистики (ФСГС), постоянно лидирует в списке наиболее прибыльных отраслей экономике, уступая в отдельные короткие периоды времени только отрасли связи. С 2002 года отрасль «торговля» стала лидером по привлечению иностранных инвестиций. Это, можно сказать, отвергает мнение о том, что иностранцев интересует в России прежде всего ТЭК. Следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания. В этой активно растущей отрасли занято более 11 млн. человек. При этом важно, что уровень износа основных фондов в отрасли не превышает 30%, что выгодно отличает её от состояния всей экономике в целом, где аналогичный показатель составляет на 20% больше. В отрасли очень высок уровень нового строительства в 70-75% вводимых торговых площадей. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности, оцениваемой в 96%, и всё возрастающем уровнем конкуренции, что является стимулом её дальнейшего роста. Таким образом, в последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-25% ВВП России. Именно поэтому ТПП РФ и Комитет палаты по развитию потребительского рынка должны уделять большее внимание этой отрасли экономики страны и занимать более активную позицию по разрешению имеющихся у хозяйствующих субъектов этой отрасли проблем.
1. Потребительский  рынок – важный  фактор экономического  роста страны.
1.1 Увеличение доходов  населения. 

В последние 5 лет  потребительский рынок страны развивается  достаточно быстрыми темпами – 10-15% ежегодного прироста. Основу этого  роста составляют предприятия розничной  торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики, конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта, газовой промышленности  и связи. По оценкам ФСГС объём розничной торговли превысил $120 млрд. в 2002 году, $150 млрд. в 2003 году и достиг $180 млрд. в 2004 году.
Динамика  оборота розничной  торговли
 

Подобный стремительный  рост товарооборота отражает увеличение потребления населения и роста  личных доходов граждан. За 2004 год реальные располагаемые доходы населения увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли на 12,1%. Таким образом можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной.  

 

1.2 Снижение инфляции. Сокращение безработицы. 

Согласно МЭРТ увеличение роста доходов населения  в 2007 году составило 40%, поэтому произошёл  аналогичный рост объёмов товарооборота. Во многом это зависело от уровня динамики инфляции. По опросам общественного  мнения, почти половина россиян считают  снижение цен основной задачей власти.
Изменение уровня инфляции 

 

1.3 Изменение в потребительском  поведении. Рост  импорта. Расширение  потребительского  кредитования 

В структуре  оборота розничной торговли в 2002 и 2003 годах реализация непродовольственных  товаров демонстрировала большую  динамичность в сравнении с продуктами питания и их соотношение составляло 46,4% (продтовары) и 53,6 (непродовольственные  товары). Безработица в последние  годы сокращается незначительно. С  начала 2010 года еженедельный прирост  численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем составил 1,25%, в то время как в соответствующий  период 2009 года данный показатель составлял 4%. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по состоянию на 17 февраля 2010 года составила 2 263 314 человек. По официальным данным нашу страну ожидает ещё около полмиллиона увольнений. Опять же, в крупных городах жители получили не только больше возможностей для заработка, но и для траты заработанного, благодаря расширению практики потребительского кредитования. Так, социологический опрос показал, что возможность получения кредита, стала фактором принятия решения о покупке товара. Первые потребительские кредиты начал выдавать банк «Русский стандарт» в 2000 году. Известно, что 2 года назад сумма потребительских кредитов превысила 500 миллионов рублей. Благодаря кредитам в число активных потребителей стали вовлекаться более широкие слои населения из так называемой низшей части среднего класса. Среди их покупательских предпочтений фигурируют DVD-плееры, стиральные машины автомат, т.е. те товары, которые уже не интересуют более зажиточные прослойки, уже имеющие эти товары и ориентирующиеся на более дорогие товары длительного пользования, такие как автомобили, недвижимость и другое.  
 

Динамика  роста спроса на определённые товары 

 

Увеличивающийся спрос на высококачественные товары длительного пользования объективно ведёт к росту импорта, особенно в тех секторах и ценовых сегментах, где иностранные производители  находятся вне конкуренции. Потребление  платных услуг в России отличается специфическим характером административного  регулирования цен на услуги жилищно-коммунального  хозяйства, пассажирского транспорта и связи. Однако повышение доходов  населения находит своё отражение  и в росте спроса на такие платные  услуги как спорт, развлечения, культура, медицина, ремонт транспортных средств  и квартир. Рост благосостояния населения  находит своё отражение и в  его сберегательном поведении. Вклады и прочие привлечённые средства физических лиц в российских банках за 2010 год  увеличились на 31,2%: с 7,5 триллиона  рублей на 1.01.2010 до 9,8 триллиона рублей на 1.01.2011 года. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной  статистики. Вклады физлиц на общую  сумму 4,8 триллиона рублей в начале января 2011 года находились в Сбербанке  России. Доля Сбербанка в общем  объёме сбережений физлиц увеличилась по сравнению с 1.12.2010 года на 0,2% до 48,5%. Рублёвые банковские вклады населения на 1.01.2011 составляли 7,9 триллиона рублей, валютные – 1,9 триллиона рублей.
Объём вкладов физических лиц в Сберегательном банке РФ 

 

1.4 Иностранная конкуренция 

Всё большее  количество россиян готово платить  больше за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий  ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путём создания таких условий является создание торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получить серьёзные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведёт к серьёзному снижению внутренних издержек. Понятно, что ситуация в российских регионах всё ещё отличается от ситуации в двух столицах и крупных агломерациях. Современная Россия отличается высоким уровнем урбанизации. В стране насчитывается более 1000 городов и посёлков городского типа, суммарное население которых превышает 100 млн. человек. Только в 50 крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, 13 городов-миллионников, и 33 с населением более полумиллиона человек) проживает более 30 млн. человек. Потребительский рынок двух российских столиц всё больше подходит к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Поэтому интересы активных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растёт покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных торговых площадок под строительство. В 2004 году две крупные западные сети заявили о намерении активного развития в России: «Billa» (Германия) на сумму около $500 млн. и «Kingfisher» (Великобритания) на сумму около $600 млн. Наличие и приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несёт важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растёт уровень технологических процессов. Кроме того, практика работы иностранцев на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованной и прозрачной бизнес-среды. В результате весь рынок становится более цивилизованным и российские игроки получат больше возможностей привлекать доступные финансовые средства с мировых рынков на своё дальнейшее развитие.  

Подводя итоги  первой главы моей работа, можно  сделать следующие выводы:
    На фоне увеличения доходов населения, сокращения инфляции, происходит очевидное изменение структуры потребительского спроса и потребительского поведения;
    Распространение практики потребительского кредитования преодолевает негативные последствия сохраняющегося уровня безработицы и социального расслоения, однако объективно способствует переносу интереса покупателей на импортную продукцию;
    Высокий уровень урбанизации в стране и растущая покупательная способность населения в крупных агломерациях приводят к активному росту торговых розничных сетей и их дальнейшему продвижению в российские регионы;
    Приход иностранных игроков на потребительский рынок влечёт за собой ужесточение конкурентной борьбы, активизирует процессы слияний, но и способствует оздоровлению бизнес-среды, что весьма актуально, поскольку более половины рынка по-прежнему находится в «тени».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Анализ тенденций  развития отрасли
2.1 Торговля и общественное  питание
2.1.1 Розничная торговля 

Розничную торговлю в 2009 году можно характеризовать  следующими итогами:
    В формировании валового внутреннего продукта РФ доля оптовой розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовой техники и предметов личного пользования) составила в основных ценах (включая субсидии на продукты, без налогов на них) 19,7% (в 2008 г. – 20,9%);
    Впервые за последние 10 лет в 2009 году индекс физического объёма оборота розничной торговли в целом в РФ опустился ниже 100% отметки и составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008 годом наблюдалось в течении всех месяцев 2009 года;
    На фоне снижения покупательского спроса предпочтения населения во многом были отданы рыночной торговле. При сокращении по сравнению с 2008 годом объёмов товаров торгующими организациями (включая ИП вне рынка) на 5,3%, объёмы продажи на рынках упали лишь на 2,3%, в основном за счёт уменьшения покупок непродовольственных товаров, продажа пищевых продуктов на рынках сохранилась практически на том же уровне (99,4%);
    Несмотря на отрицательную в 2009 году динамику оборота розничной торговли в целом по всем хозяйствующим субъектам, торговые сетевые структуры удерживали торговый оборот на относительно постоянном уровне (102,4% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах). Доля продажи через сетевые форматы торговли в общем обороте розничной торговли составила 14,6% против 13,6% в 2008 году. В обороте торгующих организаций эта доля составила 24,2% (в 2008 году – 22%);
    Прочное место в торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Субъекты малого предпринимательства формировали в 2009 году более половины всего оборота розничной торговли;
    Соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров до кризиса 2008 года показывало динамику увеличения доли последних. В 2009 году в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров снизилась до 51,4% против 53,4% в 2008 году и 55% в 2007 году;
    Более высокая инфляция на непродовольственные товары, чем на продукты питания, сокращение потребительского кредитования способствовали тому, что в течение всего года (за исключением января) объёмы продажи непродовольственных товаров (в сопоставимых ценах) были ниже уровня 2008 года и отставали от объёмов продажи пищевых продуктов. При сокращении оборота пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в целом за 2009 год на 1,6% по сравнению с 2008 годом оборот непродовольственных товаров уменьшился на 8%;
    Импорт потребительских товаров в 2009 году сократился по сравнению с 2008 годом на 25,3%, в результате доля указанных товаров в объёме ресурсов оборота розничной торговли сократилась до 41% против 44% в 2008 году;
    Практически в течение всего года сохранялся устойчивый уровень товарных запасов в организациях розничной торговли (32-33 дня торговли), за исключением января (31 день) и декабря (29 дней);
    По данным Роспотребнадзора о качестве товаров, поступивших в 2009 году на потребительский рынок, по ряду товаров наблюдалось снижение доли продукции ненадлежащего качества и опасной для потребителя, причём по пищевым продуктам в основном улучшилось качество продукции отечественного производства, а по непродовольственным товарам – импортного производства. В то же время, по таким товарам, как рыбная и цельномолочная продукция, сахар, крупа, швейные изделия, радиоприёмные устройства, холодильники, стиральные машины, качество проинспектированных образцов в 2009 году было хуже, чем в 2008 году независимо от страны их производства;
    После отмечавшегося в 2007 и 2008 гг. ежегодного увеличения темпов прироста цен на товары в потребительском секторе (соответственно 11,3% и 12,4%), в 2009 году тенденция в динамике потребительских цен изменилась. Индекс потребительских цен на товары в 2009 году был одним из самых низких (107,9%) за весь период наблюдения. Впервые за последние 8 лет увеличение потребительских цен на непродовольственные товары (на 9,7%) превысило его значение на продовольственные товары (6,1%). При этом прирост цен на непродовольственные товары был самым высоким за период с 2003 года;
    За 2009 год увеличилось число хозяйствующих субъектов на потребительском рынке. Число организаций с основным видом деятельности «розничная торговля автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом» выросло на 21,7%, «розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования» - на 20,7%. Количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, увеличилось на 0,8%. В то же время, число розничных рынков сократилось на 5%;
    В 2009 году численность работников розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и осуществляющих ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, составила 2376,7 тыс. человек или 5% от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. По сравнению с 2008 годом она снизилась на 0,9%, в то же время среднемесячная начисленная заработная плата работников выросла на 8,2% и составила 70% от среднемесячной начисленной заработной платы работников в целом по экономике;
    Степень износа основных фондов организаций розничной торговли (кроме субъектов малого предпринимательства) на конец 2008 года увеличилась на 1,1 процентного пункта по сравнению с концом 2007 года, но оставалась более, чем в 2 раза ниже, чем степень износа основных фондов по экономике в целом (43,6%). Коэффициент обновления основных фондов организаций розничной торговли (ввод в действие основных фондов в процентах от наличия основных фондов на конец года) составил в 2008 году 26,8% и превысил среднероссийский уровень (11,6%) более чем в 2 раза. Коэффициент ликвидации составил 1,2%, что в 2 раза больше среднего уровня по экономике (0,6%);
    На развитие розничной торговли в 2009 году было направлено 96,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 27,7% меньше, чем в 2008 году. Основным источником финансирования инвестиций являлись собственные средства организаций, которые составили 59,9% от их общего объёма;
    Финансовое состояние организаций розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (кроме субъектов малого предпринимательства) несколько изменилось. Если в 2008 году сальдированный финансовый результат снизился по сравнению с 2007 годом на 9,2%, то в 2009 году по сравнению с 2008 годом сальдированный финансовый результат возрос на 8,8%. Доля убыточных организаций в общем числе организаций розничной торговли в 2009 году составила 21,6% и возросла по сравнению с 2008 годом на 2,1 процентного пункта.
На протяжении многих лет внутренняя торговля была одной из наиболее быстро развивающихся  отраслей экономики России, опережая по темпам роста другие отрасли и  обеспечивая более 20% ВВП. Однако, в  связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падения промышленного  производства, сокращения инвестиций в экономику, рост безработицы и  снижение доходов населения в 2009 году впервые за последние 10 лет  индекс физического объёма оборота  розничной торговли в целом по РФ опустился ниже 100% отметки и  составил 95,1%. Сокращение оборота по сравнению с 2008 годом наблюдалось  в течение всех месяцев 2009 года, кроме  января, достигнув своего пика в  сентябре.  

Динамика  оборота розничной  торговли

                                 2008 год                         2009 год
Оборот розничной  торговли в январе 2011 года составил 1346,1 млрд. рублей, что в товарной массе составляет 100,5% к январю 2010 года. В январе 2011 года оборот розничной  торговли на 87,2% формировался торгующими организациями и индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими  деятельность вне рынка, доля розничных  рынок и ярмарок составила 12,8%. На 1 января 2011 года на территории РФ функционировало 3427 розничных рынков. По сравнению  с 1 января 2010 года их число сократилось  на 70 рынков, в том числе универсальных  – на 82 рынка, специализированных вещевых  – на 17 рынков, по продаже продуктов  питания – на 5 рынков, по продаже  строительных материалов – на 1 рынок. Вместе с тем, число сельскохозяйственных рынков возросло на этот период с 204 до 235 рынков, сельскохозяйственных кооперативных с 13 до 15 рынков. Распределение розничных рынков по типам практически не изменилось: универсальные рынки по-прежнему составляли 72,9% от их общего числа, вещевые – 9,3%, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные – 7,3%, рынки по продаже радио и электробытовой техники – 0,1%, рынки другой специализации – 3,9%. Основная часть рынков располагалась в городах. В частной форме собственности находилось 71,3% от общего числа рынков, в собственности потребительской кооперации – 7,1%, в государственной и муниципальной собственности – 19,1% рынков. Количество торговых мест на рынках составило на 1 января 2011 года 961,1 тысяча. Их число сократилось на 9,9 тысяч (по состоянию на 1 января 2010 года). Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели. На 1 января 2011 года предприниматели арендовали 756 тысяч торговых мест или 78,6% от их общего числа. Уровень использования этих мест практически не изменился и составил 77,5%. Частные лица (население) арендовали 143,2 тыс. торговых мест. Самый высокий процент использования был зарегистрирован по торговым местам, закреплённым за юридическими лицами. Личным подсобным хозяйствам на отчётную дату было выделено 18,6 тыс. торговых мест. Как и год назад розничные рынки обеспечивали работой более 517 тыс. индивидуальных предпринимателей. В январе 2011 года розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 18,7% общего объёма оборота розничной торговли. В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, удельный вес оборота торговых сетей составил 16,1%. В 29 субъектах РФ доля сетевых торговых структур в общем объёме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в 20 субъектах РФ сетевые структуры в январе 2011 года обеспечивали менее 10% общего объёма оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 20,5%, по Санкт-Петербургу – 52,2%. На розничных рынках и ярмарках население покупает около 10% продовольственных товаров, по непродовольственным они формируют более 15% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, напольными покрытиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем, удельный вес рынков в общем объёме продажи аудио- видео- аппаратуры, бытовых электротоваров не превышает 4%.
Структура продажи основных товаров в 2010 году

В объёме товарных ресурсов продовольственных товаров  доля импорта составила в 2010 году 34%. В организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в январе 2011 года по сравнению с предыдущим месяцем  отмечалось снижение объёмов продажи  продуктов питания: рыбы и морепродуктов, кондитерских изделий, сыров, чая, мяса и мясопродуктов, животных и растительных масел, яиц, сахара, соли, картофеля, овощей и фруктов; из непродовольственных  товаров снизилась реализация холодильников  и морозильников, стиральных машин, телевизоров, мобильных телефонов, легковых автомобилей, верхней одежды, кожаной обуви, компьютеров, строительных материалов, книг, газет и журналов.  

2.1.2 Оптовая торговля
Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар  приближается к потребителю, но ещё  не попадает в сферу личного пользования. Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение  в соответствии со спросом. Объективная  возможность успешно решить эту  задачу, обусловлена промежуточным  положением оптовой торговли: в ней  концентрируется значительная часть  товарных ресурсов, что позволяет  не ограничиваться, что позволяет  не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу  производства, розничную торговлю и  через неё - на сферу потребления. Оптовая торговля как никакое  другое звено, связанное с реализацией  товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки  за счёт накопления и перемещения  товаров. Это направление работы и должно занять определяющее место  во всей её деятельности. Оптовые предприятия  призваны совершенствовать звенность  товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с  положительным в деятельности оптовых  предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются  сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.  От работы оптовой торговли во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного  комплекса, сбалансированность внутреннего  рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет  значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано  не только с развитием оптовой  торговли предметами потребления, но и  с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две  формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов. Основной показатель хозяйственной деятельности предприятий  и организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного  потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход  товаров из сферы производства в  сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности. Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота  и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить  и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины  недостатков в торгово-коммерческой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие  в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое  развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий  и других поставщиков, наличие у  них товарных ресурсов, объём и  структуру предполагаемого поступления  товаров из других регионов. Оборот оптовой торговли за 2010 год составил 45,4 млрд. рублей, что на 4,6% больше, чем  за 2009. В обороте оптовой торговли организаций всех видов экономической  деятельности за 2010 год наибольший удельный вес занимали организации  с основным видом деятельности «оптовая торговля» - 81,1% от общего объёма оборота. В январе 2011 года оборот оптовой  торговли составил 2500 млрд. рублей или 103,6% к соответствующему месяцу предыдущего  года. На долю субъектов малого предпринимательства  приходилось 29,3% оборота оптовой  торговли. В январе 2011 года оборот оптовой  торговли на 81,9% формировался организациями  оптовой торговли, оборот которых  составил 2048,3 млрд. рублей.  

Динамика оборота оптовой торговли

                          2009                                2010                     2011 

Общественное  питание так же занимает не последнее  место на потребительском рынке. По международным документам термин «общественное питание» характеризуется  такими различными определениями, как  «методы приготовления большого количества пищи, выполняемые без  предварительного согласования с потребителем», или как любые «виды питания, организованного вне дома». Во всём мире предприятия общественного  питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору. Как свидетельствует  государственная статистика, в 2006 году объём рынка общественного питания  России составил 397,5 млрд. рублей, что  на 27,2% больше, чем было в 2005 году. При  этом в начале 2007 года во всей России насчитывалось порядка 30 тысяч различных  предприятий общественного питания. Наибольшую долю российского рынка  общественного питания естественным образом занимает г. Москва. На неё  приходится более 20% оборота всех предприятий  общепита России. В 2006 году объём московского  рынка увеличился более чем на 20,5% и достиг 79,9 млрд. рублей. Доля сетевых  предприятий фаст-фуда, по разным оценкам, в настоящее время в столице  составляет 25-35% рынка и продолжает увеличиваться. Развитие различных  сегментов рынка фаст-фуда происходит еравномерно. Наиболее динамично развиваются  заведения типа street food (уличная еда). Лидерами в этом сегменте являются «Стардог’s» и «Крошка-Картошка», обладающие крупнейшими в России уличными сетевыми точками быстрого питания. Оборот общественного питания  в сентябре 2010 года составил 67,6 млрд. рублей.  

                                                 2.2 Рынок услуг в России 

Российский  рынок услуг начал формироваться  в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До настоящего времени отечественный  рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского  дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом  индустрии развлечений. В 2000 году доля сферы услуг в ВВП России составила  около 55%, в то время как в 1990 годы эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера  услуг в решении вопросов занятости  населения: доля занятых в сфере  услуг в общей занятости населения  достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России ещё недостаточно высока: в ВВП  развитых стран её доля превышает 65%, а в США достигла 77%. Экономические  реформы в РФ привели к созданию новых видов услуг: аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке  недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие. В сентябре 2010 года населению было оказано платных  услуг на 413,2 млрд. рублей. В структуре  объёма платных услуг населению  продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (64,6% от общего объёма). 

  Сентябрь 2010 год Январь - сентябрь 2010г.
  млрд. рублей в % к в % к январю-сентябрю 2009г.
  сентябрю 2009г. августу 2010г. итогу  
Платные услуги 413,2 102,5 101,4 100 101,1
В т.ч.: бытовые 41,6 100,9 100,2 10,1 100,8
транспортные 91,1 108,1 100,1 22 100,7
связи 79,7 103,2 99,4 19,3 104,6
жилищные 22,7 103,1 102,2 5,5 103,7
услуги  гостиниц и др. 10,8 102,3 105,2 2,6 101,8
коммунальные 73,6 103,6 101 17,8 102,6
культуры 6,5 92,9 108,8 1,6 94
туристические 8,2 106,4 82,7 2 110,1
физкультуры и спорта 2 88,1 108,9 0,5 99,8
медицинские 20,1 102,4 107,2 4,9 101
санаторно-оздоровительные 5,4 99,7 75 1,3 95,4
ветеринарные 0,7 94,4 105 0,2 96,9
системы образования 30,4 97,3 122,1 7,3 99,5
прочие  услуги 20,4 ...(1) ...(1) 4,9 ...(1)
(1) Не  рассчитывается индекс цен
Более половины объёма бытовых услуг в  сентябре 2010 года приходилось на два  вида услуг: по ремонту и строительству  жилья и других построек и по техобслуживанию  и ремонту транспортных средств, машин и оборудования. Бытовое  обслуживание населения является одним  из важнейших звеньев в системе  отраслей платных услуг. Эта отрасль  обеспечивает сокращение времени населения  на удовлетворение бытовых нужд в  домашних условиях, способствуя увеличению свободного времени граждан на цели самообразования, отдыха, удовлетворения культурных потребностей и т.д. 

2.3 Пищевая промышленность 

Пищевая промышленность в РФ быстро и динамично  развивается. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал этого сектора ещё  полностью не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных  и международных участников рынка. Пищевая промышленность - это одна из отраслей лёгкой промышленности, которая  представляет собой совокупность производств  пищевых продуктов в виде полуфабрикатов и готовых продуктов, а также  мыла, моющих средств, табачных изделий  и парфюмерно-косметический продукции. Пищевая промышленность имеет тесные связи с агропромышленным комплексом, в частности с сельским хозяйством, которое выступает в роли поставщика сырья. Кроме того, пищевое производство неразрывно связано с торговлей. Пищевая и перерабатывающая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объёмах  и ассортименте, достаточных для  формирования правильного и сбалансированного  рациона питания. В её отраслях вырабатываются практически все необходимые  продукты питания, в том числе  для детей и диетического назначения. В совокупности с сельским хозяйством по общему объёму производства продукции  они занимают второе место в экономике  страны, а среди отраслей, производящих промышленную продукцию, пищевая промышленность - третье, уступая по этому показателю лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.  Пищевая  и перерабатывающая промышленность обладает целым рядом специфических  особенностей, среди которых наиболее выражена жёсткая конкуренция с  зарубежными поставщиками. Рынок  её продукции обладает высокой ёмкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным  объектом для инвестиций. Пищевая  промышленность России относится к  категории отраслей, производящих продукцию  массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что  способствует сравнительно быстрой  оборачиваемости средств и окупаемости  инвестиций. Инвестирование осуществляется в строительство новых и реконструкцию  старых предприятий, создание совместных производств с иностранными компаниями. Инвестиции в основной капитал в 2005 году по сравнению с 2000 годом выросли  с 42,2 до 83,9 млрд. рублей. В структуре  инвестиций по крупным и средним  предприятиям их основной объём приходится на закупку оборудования и составляет примерно 2/3 от всего объёма инвестируемых  финансовых средств. Одной из наименее привлекательных с точки зрения инвестиции отраслей на протяжении долгого  времени остаётся производства хлеба  и хлебобулочных изделий. Предпосылок  для изменения ситуации в ближайшем  будущем не видно. Причина непривлекательности  данного направления заключается  в том, что россияне отдают предпочтение традиционным сортам хлеба. Кроме того, существует государственное регулирование  цен на хлеб. Более того, хлебобулочная  промышленность носит локальный  характер и, как правило, ориентирована  на местного потребителя. Рынок хлебобулочной  продукции давно поделен, и производители  не пытаются расширить географию  своего бизнеса, т.к. считают, что расширение сбыта может лишить их и без  того невысокой прибыли. Многие предприятия, чтобы повысить свою рентабельность, начали работать в смежных отраслях, например, в кондитерской. За счёт создания собственных сетей сбыта они  стараются увеличить свою прибыль. Такая практика, в случае удачного развития событий, позволяет увеличить  доходы до 40%. Однако основной проблемой  для хлебобулочной отрасли продолжает оставаться нехватка инвестиционных ресурсов. Что же касается наиболее привлекательной  отрасли пищевой промышленности, то это, несомненно, производство кондитерских изделий. Эта сфера привлекает как  российских, так и зарубежных инвесторов, поскольку в России уровень потребления  кондитерских изделий достаточно высок. По данным статистики ежегодно россияне потребляют 770 тысяч тонн мучных изделий, 500 тысяч тонн карамели и 325 тысяч  тонн шоколада. Увеличился импорт мяса, молоко и молокопродуктов, сыра и  творога, масла пальмового и кокосового, фруктов, соков фруктовых и овощных, виноградных вин и табачного  сырья. В структуре импорта, как  и прежде, наибольший удельный вес  в денежном выражении занимают мясные и молочные продукты, сахар-сырец  и товарная группа алкогольной продукции. Растёт импорт растительных масел, традиционно  не производимых в России: пальмового, кокосового, соевого. В целом, импорт продовольственных товаров и  сельскохозяйственного сырья в  Россию в январе - марте 2009 года снизился, составив 81,5% от показателей аналогичного периода 2008 года. Снижение спроса на продовольственную  продукцию впоследствии сложившейся  кризисной ситуации в конце 2008 года, продолжилось и в начале 2009 года. При этом пищевая отрасль пострадала не столь значительно от экономического кризиса в сравнении с другими  отраслями экономики. 
 
 

2.4 Лёгкая промышленность 

Лёгкая  промышленность входит в комплекс отраслей, производящих товары народного потребления. Отрасль выпускает свыше 40% всех непродовольственных товаров этой группы. Существенную роль играет лёгкая промышленность в межгосударственных отношениях стран СНГ: идёт постоянный обмен сырьём, полуфабрикатами, готовой  продукцией. В отраслях лёгкой промышленности в России занято больше 2 млн. человек (в основном женщины). Продукция лёгкой промышленности идёт на удовлетворение потребностей людей, а также используется в других отраслях промышленности в  виде сырья и вспомогательных  материалов (в пищевой, машиностроении и др.). Лёгкая промышленность - комплексная  отрасль, включающая более чем 20 подотраслей, которые могут быть объединены в 3 основные группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.