На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Типы конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание С.
Введение  
    Понятие конкуренции, ее роль в экономике и функции. Эффективность конкурентных рынков
 
4
    Виды конкуренции. Функциональная, видовая, межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная
 
 
11
    Основные рыночные структуры в современной экономике: конкуренция и монополия
 
15
Заключение 40
Список  использованной литературы 42
 
 
    Введение
    Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях экономики — от отдельного предприятия до мировой экономической  системы.
    Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
    Конкуренция является центром тяжести всей системы  рыночного хозяйства, типом взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
    Вот почему тема конкуренции, ее отражения  в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, является актуальной.
    Цель  данной курсовой работы заключается  в изучении типов конкуренции и основных рыночных структур в современной экономике.
    Задачи  курсовой работы предопределяются целью  и состоят в том, чтобы:
    Изучить понятие конкуренции, ее роли в экономике;
    Изучить функции конкуренции, эффективность конкурентных рынков;
    Изучить виды конкуренции;
    Изучить основные рыночные структуры в современной экономике.
    Информационной  базой для написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов, учебная, методическая литература.
    В работе применяются такие методы исследования как логический, монографический и метод сравнения. 
 

    Понятие конкуренции, ее роль в экономике и  функции. Эффективность конкурентных рынков
 
    Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом.
    «Конкуренция  — ситуация, когда существует несколько  альтернативных направлений использования  редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
    Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены [1].
    Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.
    Наряду  с поведенческой трактовкой начиная  с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
    Таким образом, при структурном подходе  акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры  рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю. Юданов [15], в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в обратном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.
    Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от ее определения  в классической теории, не проводившей  различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько - нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
    Позднее список рыночных структур был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
    Кроме поведенческой и структурной  трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
    Функциональный  подход к определению конкуренции  связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По его мнению, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию[15].
    Другой  австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая  ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать[15].
    Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться" и, как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
    Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.
    Конкуренция в рыночной экономике выполняет  функции обеспечения безопасности, регулирования, мотивации, а также  распределения и контроля.
    Функция обеспечения безопасности предпринимателей
    При большом числе конкурентов всех уничтожить просто невозможно. Напротив, следствием монополизма на рынке  является криминализация экономики, когда борьба за доход ведется с помощью винтовки.
    Все это подтверждает тот факт, что  конкуренция относится к сфере  публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция поддерживается государством и охраняется различными правовыми средствами.
    Ради  достижения общественно значимых результатов  государство создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие конкуренции и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении.
    Функция регулирования заключается в  том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность, и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.
    Отсюда  и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где  в них существует наибольшая потребность.
    Функцию мотивации конкуренция выполняет  путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль возникает лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка более удачливыми конкурентами.
    Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
    предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует  технический прогресс;
    предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
    Функция распределения.
    Конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
    Доход от предпринимательской деятельности перераспределяется в пользу предпринимателей, использующих свои ресурсы наиболее эффективно. Именно в этом проявляется другая экономическая роль конкуренции – функция распределения.
    Функция контроля позволяет конкуренции  ограничивать односторонние действия предпринимателей и предоставляет  потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не дает какому-либо предпринимателю безраздельно господствовать на рынке и диктовать потребителю свою волю.
    Характер  взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка (рыночной структурой). Простейшим и  исходным типом рынка является рынок  совершенной конкуренции («чистой  конкуренции»), характерными чертами которого являются:
    – на рынке взаимодействует множество покупателей и продавцов;
    – предлагаемая ими продукция является однородной;
    – фирмы свободно входят на рынок или покидают его;
    – поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения незначительна, фирма приспосабливается к цене, установленной рынком, и не может ее регулировать.
    Кривая  спроса отдельной фирмы на таком  рынке совершенно эластична и  совпадает с кривой предельного дохода (рис. 1.1):
     .
    

    Рис. 1.1. График совокупного и предельного доходов на конкурентном рынке
    Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующим прибыль:
    

    Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства:
    

    1. Если при оптимальном объеме производства Qmax P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 1.2).
    2. Если при оптимальном производстве МС=Р=АС, то фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. будет работать в режиме самоокупаемости (рис. 1.3).
    3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков), (рис. 1.4).
    4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 1.5).
    5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 1.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.
    

Рис. 1.2. Механизация прибыли Рис. 1.3. Равновесие фирмы в длительном периоде
    

Рис. 1.4. Минимизация издержек Рис. 1.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период
    Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
    На  рис. 1.6 и 1.7 треугольники В и С отражают полные убытки, связанные с государственным вмешательством в рыночное ценообразование.
    
Рис. 1.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня Рис. 1.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня
    Недостатки рынка совершенной конкуренции:
    – в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
    – способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
    – не может распространяться на производство общественных благ;
    – вытесняется монополиями и олигополистическими структурами [10].
    2. Виды конкуренции.  Функциональная, видовая,  межфирменная, внутриотраслевая и межотраслевая, совершенная и несовершенная, добросовестная и недобросовестная 

    Различают конкуренцию:
    1)  функциональную (это конкуренция определенного товара);
    2)  видовую (по цене и качеству);
    3)  межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);
    4)  внутриотраслевую и межотраслевую.
    По  определению Золотогорова В. Г [6], функциональная конкуренция - конкуренция между  производителям товаров, которые могут  удовлетворить потребности различными способами (к таким товарам относятся, например, товары для спорта, туризма  и отдыха).
    Функциональная  конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для туризма — это лодки, велосипеды, рюкзаки, лыжи, палатки, байдарки, котелки, специальная одежда и т.п.
    Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то существенно нужным характеристикам, например магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.
    Внутриотраслевая  конкуренция – это конкуренция  предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
    Межотраслевая конкуренция – это конкуренция  между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.
    В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:
    а)  большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.
    Совершенная конкуренция означает такое состояние  рынка, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Совершенная конкуренция — абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Поэтому неоклассическая школа (А. Маршалл, Л. Вальрас), основывая свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение;
    б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
    в)  единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);
    г) структура взаимосвязей, где единому  потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.           
    Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.                            
    Основные  методы добросовестной конкуренции:
    •  повышение качества продукции,
    •  снижение цен («война цен»),
    •  реклама,
    •  развитие до- и послепродажного обслуживания,
    •  создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.
    Недобросовестная  конкуренция это:
    распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
    некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
    продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
    получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
    Во  многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
    Также к недобросовестной конкуренции  часто относят так называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.
    Спектр  деятельности, которую можно назвать  нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:
    все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
    ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
    использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
 
 
  3. Основные рыночные  структуры в современной  экономике: конкуренция  и монополия 

  Поведение фирмы на рынке, установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типа рынка, на котором  она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмами за ограниченный спрос потребителей.
  По  степени развития конкурентности различают  рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:
  1) рынок совершенной конкуренции,  при котором на каждую фирму  приходится небольшая часть рынка;
  2) рынок монополистической конкуренции,  который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;
  3) рынок олигополии, на котором  небольшое число фирм-продавцов  взаимодействуют с множеством покупателей;
  4) рынок монополии, характеризующийся  наличием в отрасли одной фирмы.
  На  рынке совершенной конкуренции  функционирует множество мелких производителей, у которых в силу их многочисленности, нет возможности  навязывания своей воли потребителям. На рынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможности диктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условиях монополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополии значительна, а в условиях монополии – почти полная.
  Совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.[7]
  Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка.
  1. Однородность продукции. Однородность  продукции означает, что все ее  единицы абсолютно одинаковы  в представлении покупателей, и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы, и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой.
  Совокупность  всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.