Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности воспитательного процесса и его содержание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Особенности воспитательного  процесса и его  содержание

В целостном педагогическом процессе важное место  зани-мает процесс  воспитания. Сущ-ность, а также место  и роль этого процесса легче всего обнару-жить, рассматривая его  в структуре более  общего процесса формирования личности (рис. 1).

В той части, где  формирова-ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются  сознательными намерениями, дей-ствуют не стихийно, а по заранее намеченному  плану в соот-ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита-ние.

Воспитание - процесс целенаправленного  формирования личности. Педагогика / Под  ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Это специально организованное, управляемое и  кон-тролируемое  взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго-гике прежних  лет была распространена формулировка, соглас-но которой процесс  воспитания - это  организованное, целе-направленное руководство воспитанием школьников в соответ-ствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость  данно-го определения  мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе пред-ставляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Рисунок № 1

Воспитательный  процесс имеет  ряд особенностей. Прежде всего это  процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив-ность  обеспечивает такая  его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую  и понятную воспитан-нику. Именно единством целей, сотрудничеством при их дости-жении характеризуется современный воспитательный процесс. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Процесс воспитания - процесс  многофакторный, в  нем проявляются  многочисленные объективные  и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не-вообразимую сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич-ность  живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа-нию совпадают влияния организованной воспитательной дея-тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет-ся формирование личности.

Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплекс-ность в данном контексте означает единство целей, задач, со-держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи-ненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго-гическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи-рованное не соответствуют развитию других качеств.

Ком-плексный характер воспитательного  процесса требует  соблюде-ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель-ной  организации взаимодействия между воспитателями  и вос-питанниками. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа-тивность и неопределенность результатов. В  одних и тех же условиях последние  могут существенно отли-чаться. Это  обусловлено действиями названных выше субъек-тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи-танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита-телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока-зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет  двусторонний характер. Его те-чение необычно тем, что идет в  двух направлениях: от воспи-тателя к  воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом  строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо-ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз-действие.

Под содержанием воспитания понимают систему  знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умствен-ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита-ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды  на содержание воспитательного  процесса быстро и  радикально менялись. Нет единства и  се-годня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной  идеологии воспитания лежат следующие  комроненты: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз-ностороннее  развитие человека, опирающееся на его  способ-ности и  дарования. Средство достижения этой цели - освое-ние человеком  базовых основ  культуры. Отсюда центральное  понятие содержания воспитания - «базовая культура» лично-сти. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная  деятельность детей  и взрослых. Поиск  со-вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду-ховной культуры, культуры деятельности, выработка  на этой основе собственных  ценностей, норм и  законов жизни  состав-ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной  по-зицией. Важнейший элемент содержания воспитания - куль-тура жизненного самоопределения человека. Жизненное само-определение - понятие более широкое, чем только профес-сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самооп-ределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная  направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос-ток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической за-боты. Надо развивать их индивидуальные склонности и инте-ресы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинст-ва. Движение от ближайших интересов воспитанников к разви-тию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственной  доброй воли воспитан-ников  не могут быть воплощены  сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со-трудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребен-ка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Сво-бодная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опи-раются на интерес, романтику, чувство товарищеского и граж-данского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская  направленность. В  содержании воспи-тательной  работы предстоит  преодолеть отношение  к коллек-тиву как  к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен-ные силы.

Устремленность  школы в жизнь - залог обновления содер-жания и  способов воспитания, открывающего путь: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

a. от нивелирования  личности к ее разностороннему разви-тию;
b. от заучивания  догм к познанию и преобразованию  мира;
c. от авторитарности  и отчужденности к гуманности  и со-трудничеству.
Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб-щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж-но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.
Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работ-ника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направле-ниям.
Воспитание принадлежит  к социальным явлениям и выступает  в роли одного из факторов жизни  и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль-но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про-явлений воспитания как социального явления.

Если  взглянуть на воспитание с точки зрения биоло-гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько  отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин-стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи-тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра-вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа-ции или ситуации жизни.

Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических  навыках кошка своих детены-шей, хотя при сегодняшнем положении  кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспита-ние  в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы-страивало человечество на протяжении истории своего су-ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо-лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой-ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции  культурологической. Тогда этот процесс  предстает перед  нами как целенаправленная помощь ребенку в  его вхождении  в современную  культуру, достижения которой складывались на протяжении дли-тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож-дения  ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель-ных учреждениях, наделенными обществом профессио-нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.
Воспитание - это целенаправленная содержательная про-фессиональная деятельность педагога, содействующая макси-мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Основные принципы гуманистической педагогики
Многие гуманисты  прошлого считали, что образование  как передача знания от поколения  к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной  личности. Предполагалось, что теоретическое  знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)
Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.
С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей  части из общечеловеческих нравственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзотической и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составляющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопознания, самоорганизации и т.п.
Не столько что (это демонстрируется, объясняется  и понимается относительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического процесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов (1) объективности, непредвзятости и научности, (2) саморегуляции и самодетерминации и (3) предлагающего объяснения.
Достижение объективности, непредвзятости и научности –  это психологически и практически трудная процедура очищения педагогического процесса от идеологизмов, внушения, вольного или невольного навязывания учащимся определенной системы религиозных, атеистических, нигилистических или иных взглядов, а также политических убеждений, порой столь трудно отделимых от простой трансляции (сообщения) информации. Это очищение не бывает полным, поскольку и педагог никогда не бывает совершенно свободным от пристрастий, и сама атмосфера воспитательного процесса в большей или меньшей степени насыщена идеологизированными подходами и эмоциями.
Минимальным требованием  очищения является искренняя и сознательная готовность педагога дистанцироваться от каких-либо политических и религиозных  идеологий, соблюдение духа демократического законодательства относительно свободы совести и убеждений. Этически и граждански правильным будет воздержание от оценочных – порицающих или одобряющих – политических или идеологических суждений по поводу изучаемого материала,[1] либо сведение их к минимуму, а все-таки лучше – к нулю. Если же такие оценки невольно даются (тут можно заметить, что полное безучастие сделало бы изложение материала непонятным), то педагог обязан пояснить, что это его личное, не обязательное для всех остальных мнение. Таким же корректным должно быть изучение политико-идеологических или конфессиональных феноменов. Оно должно быть предельно объективным, научным, эмоционально нейтральным и свободным от субъективистских интерпретаций.
Саморегуляция и самодетерминация – перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это  то, что называется эмпатическим и  помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т.д., т.е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т.е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т.е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики – пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.
Предлагающее объяснение – сложная и ответственная  составляющая педагогического процесса. Речь идет о разъяснении учащимся оснований, правомерности, моральной  и психологической корректности именно такого метода и процедур обучения, о которых здесь говорится. Вы не можете уклониться от трудного ответа на простой вопрос обучаемого: почему я должен предпочесть, принять, согласиться с предлагаемыми мне (в данном случае гуманистической педагогикой) идеями и технологиями обучения и самообучения? Зачем мне все это нужно?
Все возможные варианты ответа на эти вопросы должны удовлетворять  как минимум следующему: они не должны ущемлять свободу человека и  оскорблять его убеждений или  веры. Здесь действуют общие принципы этики гуманизма. Ответы на всевозможные зачем? должны даваться в духе уважения и доброжелательности, в форме предложения свободно принять, так сказать, попробовать и испытать методы работы с собой.
Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола. Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.
Три выделенных здесь  аспекта педагогического процесса можно отнести к методологическим и вместе с тем к метамировоззренческим (идущим как бы поверх всякого мировоззрения), поскольку они носят общечеловеческий характер.
Существующая система  образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.
Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую  альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.
Гуманистическая педагогика исходит из факта, что знание создается  людьми разных убеждений. В связи с этим выдвигается идея, что современное образование – это, прежде всего, плюралистическое открытое образование. Здесь ни одна доктрина не признается главенствующей, ребенку предоставляется возможность обозреть все достижения культуры, его знакомят с миром альтернативных философских, этических и эстетических систем, со множеством социальных теории и исторических картин мира. Их знание необходимо в максимально возможной степени. Но в любом случае образование должно помочь каждому открыть самого себя, свой собственный образ. Оно не должно принуждать к «единственно правильному выбору» даже в том случае, если он, по-видимому, наличествует. Этот выбор должен быть свободно осуществлен самой личностью. Только тогда результаты деятельности могут быть ею самой оценены как действительно верные и нужные. Индивид должен сам выбрать из предлагаемой системы идей ту, которая полнее соответствует его истинным потребностям и наклонностям. Ему нужно лишь напоминать, что жизнь богата возможностями и исполнена значимости.
Следовательно, задачей  педагогов является максимально  объективная подача материала и  предоставление индивиду права самому сделать соответствующий вывод. «В этом заключается смысл жизни  – каждый человек имеет возможности  для созидания своего собственного жизненного мира, – пишет П. Куртц. – Лучшее, на что я могу надеяться, заключается в том, что мои дети, как и я, увидят, что жизнь удивительна и прекрасна, полна смысла и вдохновений»[2]. Поэтому педагог должен помочь осмыслить те или иные этические принципы, но внедрять их в сознание учащихся принудительным и догматическим образом он не имеет права. Как было сказано, педагоги обязаны демонстрировать нейтральность по отношению к религиозным, политическим и прочим ценностям. Быть максимально корректным – наиважнейшая задача любого педагога, особенно приверженца гуманистической педагогики, поскольку каждая личность имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равными с другими достоинством и ценностью.
Педагогика, открывающая  максимально широкое поле свободы  и не закрепощающая процесс воспитания жесткими нормами, недирективна: ее главная  задача – оказать личности помощь в приобщении к подлинным человеческим ценностям, помочь прояснить ее высшие потребности. Она учит человека свободе, творчеству, самостоятельности и ответственности. Она не ограничивает сферу свободного выбора учащегося и отказывается его вести к какой-то конкретной цели, идее, образу мыслей или идеалу, поскольку уважает свободу его самоопределения, мышления и совести. Это способствует созданию нужного – раскованного, свободного, творческого и ответственного – эмоционально-интеллектуального климата для успешного воспитания.
Гуманистическая педагогика предполагает, что в процессе воспитания гуманистические ценности и нормы поведения подвергаются интернализации, глубокому внутреннему усвоению.
Своей важной задачей  гуманистическая педагогика считает  преодоление псевдопроблем и  концентрацию внимания личности на действительно серьезных экзистенциальных проблемах. Псевдопроблемы, возникающие в результате дефицита смысла или смыслоутраты, могут быть сняты образованием, ориентированным не только на передачу знания, но и на «тренировку» совести, чуткости к «требованиям момента», т.е. нравственному смыслу каждой конкретной ситуации и содержащемуся в ней императиву.
Гуманистическая педагогика призвана преодолевать нигилизм, безразличие  и инфантилизм. Она стремится  вернуть положительное отношение  к таким понятиям, как цель жизни, ценности и идеалы. Она берет на себя задачу помочь человеку преодолеть страх и вместе с тем выработать мужество и резистентность (стойкость и сопротивляемость) по отношению к возможности того, что смысл и ценность его жизни могут оказаться не более чем средством для общего: государства, партий, корпораций, идеологий, церкви и т.д. По отношению к самой гуманистической педагогике эти опасения, надо полагать, излишни, так как гуманистическая педагогика ориентирована на личность, это не социоцентрическая и идеологическая, а антропоцентрическая и идеологически нейтральная, самокритичная педагогика. Она настаивает на необходимости учета уникальности и самоценности личности каждого учащегося.
Что дает такой подход к образованию? Он учит не бояться нестандартных ситуаций и эвристическому отношению к жизни. В этом и проявляется фундаментальное право личности на самоопределение. Самоопределение означает здесь возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, не препятствуя другим в реализации такой же возможности. Будучи во многом синонимичным идеям равенства и свободы, принцип самоопределения личности выглядит более конкретным и жизненным. Он помогает каждому занять свое уникальное место в жизни, снять напряженность в отношениях между столь несхожими друг с другом людьми.
Задача гуманистического воспитания и образования – не проповедовать какую-либо идеологию, а помогать учащимся становиться  свободными и ответственными в своем  личном выборе, в том, что касается их основных жизненных проблем.
Гуманистическая педагогика – это педагогика постпросветительская, сформировавшаяся с учетом исторического  опыта XIX и XX веков, когда выявилась  ограниченность абстрактного рационализма и неполноценность авторитарного  похода к процессу воспитания. Как справедливо замечает Пол Куртц, авторитарная модель едва ли дотягивает до зрелого уровня морального педагога и ученика, так как бездумное и догматическое следование внушенному этическому кодексу не обеспечивает адекватного морального поведения в конкретных ситуациях. Соблюдаемые под страхом наказания или в результате внушения моральные правила отнюдь не гарантируют, что подлинные цели поступков будут действительно нравственны. Вряд ли возможен настоящий моральный рост личности, пока она находится в плену навязанных, но не осмысленных и не прочувствованных ею установок. Более того, именно воспитанный в жесткой, авторитарной атмосфере человек, как показали исследования Э. Фромма, в изменившихся и провоцирующих условиях может оказаться чрезвычайно жестоким, способным на самые чудовищные преступления.
Гуманистическая педагогика – это свободная и ответственная  педагогика неопросвещения. Она опирается  на практические идеи гуманистической  психологии и видит свое призвание  в оказании помощи молодежи в процессе самоопределения и развития уважения к своим и чужим правам. «Обучать – значит помогать ребенку осознать свои возможности, – пишет В. Франкл. – Обучение противостоит манипулированию, основанному на отсутствии веры в то, что задатки ребенка развиваются, и на убеждении, что ребенок только тогда пойдет по верной дороге, когда взрослые вложат в него все желательное и подавят все, что кажется им нежелательным» [3].
Гуманистическое обучение и воспитание учит ребенка сознавать и ценить фундаментальные моральные добродетели. Это в свою очередь способствует интернализации справедливых социальных норм (превращению поведенческой привычки в черту характера), развитию нравственного чутья (для гуманизма это в первую очередь эмпатия) и пониманию необходимости владеть своими страстями, «мирно справляться» с самим собой, со своими прихотями ради общих соображений или долговременных планов. Здоровое отношение к жизни не может быть достигнуто унизительными чувствами страха и повиновения. Если мы желаем раскрытия своих способностей и талантов, нужно избегать недоверия к себе, подозрительности или недоброжелательства к миру.
Идеал гуманистической  педагогики не объективируется, не задается каким-то конкретным и стационарным образом, он – свободная, физически, психически, нравственно и интеллектуально здоровая личность. Эта педагогика предлагает развивать в молодежи, прежде всего, такие качества, которые помогут ей ориентироваться в насущных задачах, осознать и занять свое место в современном мире, прожить яркую, радостную и полноценную жизнь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.