На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение самооценки в старшем школьном возрасте и особенности ее коррекции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение……………………………………………………………….......................3
Глава 1 Теоретико – методологические  характеристики самооценки и ее особенности  в старшем школьном возрасте
      Сущность самооценки в психологической науке...……………..………........7
      Возрастные особенности   формирования самооценки и ее влияние на   
эффективность учебной деятельности…………..…………………...……...…....17
        Условия эффективной организации учебного процесса по преподаванию
дисциплин историко-правового цикла……………..….…………………….........35
Выводы  по 1 главе………………………………………………………….………52
Глава 2 Изучение  самооценки в старшем  школьном возрасте и особенности  ее коррекции 
2.1. Определение  уровня самооценки и его влияния на  успеваемость по          дисциплинам историко – правового цикла в старшем школьном возрасте……...………………………………………………………………………55

2.2. Основные направления коррекционной работы………………………….....64

Выводы  по 2 главе………………………………………………………………….71
Заключение………………………………………………………………………….73Список литературы………………………………………………………………....76
Приложения…………………………………………………………………………81 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Внутренний  мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом значении и надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя. Возможно, из этого интереса и возникла сама психология как наука. «Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, - сказал К.С. Льюис – Эта вещь – мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя информация; мы в курсе дела» [Рогов 2003: 15].
        Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная  психология изучает особенности  психологического развития человека в  онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических  процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни.
      Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме самооценки и ее влиянию на эффективность овладения старшеклассниками дисциплинами историко- правового цикла. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.
      На  современном этапе развития общества тема достаточно  актуальна, так  как изучение самооценки – важная часть изучения индивидуальных  характеристик личности и улучшения прогнозирования ее поведения, поддержки и коррекции. Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка школьника, его отношение к себе и восприятия себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.  
      Самооценка  в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Трудности многих неуспевающих детей  не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а  скорее результат их восприятия себя как неспособных к серьезному учению. Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. «Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место» [Реан 2004: 115]. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации личности.
     Изучение  психологических источников, как  отечественных, так и зарубежных, дало возможность выстроить систему  определенных взаимосвязей между успешностью  обучения и такими личностными ценностями, как самооценка и связанный с ней уровень притязаний, глубже понять влияние этих факторов поведение  учащихся в разные возрастные периоды.  На основании этого следует выстраивать работу с конкретными учениками, помогать становлению отдельной личности в коллективе сверстников.
      Самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на развитие личности старшеклассника, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся. У старших школьников завершается подготовка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений старшеклассников с окружающими их людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Также особое внимание следует уделить и роли взаимоотношений с другими людьми, окружающими старшеклассника. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки.
      В современном обществе является актуальной проблема становления гражданского общества в России, которая требует от системы образования формирования сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Утвержденная правительством Концепция модернизации российского образования ориентирует образование на подготовку современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющих сотрудничать, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Для этого необходимо выяснить условия эффективного усвоения старшеклассниками исторических,  и правовых знаний общероссийской и региональной направленности.
     Таким образом, тема выпускной квалификационной работы: «Особенности влияния самооценки старших школьников на эффективность овладения дисциплинами историко – правового цикла» 

Объект  исследования: личностная сфера старших школьников.
Предмет исследования: самооценка старших школьников.
Цель – изучить влияние уровня самооценки старшеклассников на эффективность овладения дисциплинами историко – правового цикла.
Задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблематике;
    Раскрыть сущность самооценки и особенности ее формирования в старшем школьном возрасте;
    Изучить особенности влияния уровня самооценки на успеваемость и, в частности, на успешность усвоения  дисциплин историко- правового цикла;
    Раскрыть основные направления коррекционной работы по формированию адекватного уровня самооценки, влияющего на успешность усвоения дисциплин историко- правового цикла.
Гипотеза: Если уровень самооценки старшеклассника соответствует отметке «адекватная», то это позволяет говорить об успешности учебной деятельности и следовательно об эффективном овладении  дисциплинами историко- правового цикла т.к. адекватная оценка своих возможностей и способностей, уверенность в собственных силах являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.
Методы  исследования:  
    Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    Количественный и качественный анализ полученных данных;
    Беседа;
    Наблюдение;
    Тестирование.
База  исследования: МОУ СОШ №10 города Михайловки, 11 Б класс.
Структура работы: введение, 2 главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, приложения (14), список литературы (73).
Глава 1 Теоретико – методологические  характеристики самооценки и ее особенности в старшем школьном возрасте
      Сущность самооценки в психологической науке
      Изучение черт личности и особенностей ее самооценки позволят лучше понять процессы самовосприятия, самоотношения, самопрезентации личности, сделать шаг к целостному пониманию личности в единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов.
В психологии большое внимание уделено как понятию «самооценка», так и проблематике черт личности. Различные аспекты изучения самооценки рассмотрены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И. С. Кона, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.С. Шороховой, Л.В. Бороздиной, А.К. Болотовой, А.В. Захаровой, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Рождерса, Р. Бернса и др.
     К проблеме самооценки и уровню притязаний обращались многие отечественные  и зарубежные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. «Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент самопознания и как процесс самооценивания» [Немов 2006:215]. «Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира» [Божович 2005: 110]. Понятие  самооценки было детально исследовано Р.Бернсом. Ученый рассматривал самооценку в составе системы, известной как «Я-концепция личности». «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [Бернс 2004:45]. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом:
     1.  Образ «Я» - представление индивида о самом себе;
     2.  Самооценка - аффективная оценка  этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
     3.  Потенциальная поведенческая реакция,  т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.
     «При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
     «Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании» [Бернс 2004:28]. Я – концепция рассматривается как динамическая совокупность личностных установок, направленных на саму личность. «Самооценка не застывшее образование, она постоянно меняется, поскольку и сама личность изменяется, меняются ее представления о себе и отношение к себе» [Немов 2006: 213].
     Так как образов «Я» очень много (реальное, идеальное, зеркальное и др.), считается, что высокая степень совпадения реального-Я с идеальным-Я  есть важный показатель психического здоровья и высокой самооценки. При формировании самооценки  важно, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности существенно влияют на формирование самооценки: чем больше достижения, тем выше самооценка.
      «Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида»[Матюхина 2004:22].
     «Уровень притязаний как психологическая характеристика личности впервые был экспериментально изучен в 20-х годах под руководством К.Левина немецким психологом К. Хоппе. Было показано, что выбор задачи определенной трудности зависит от успеха или неудачи в решении предыдущих задач: успех способствует выбору более трудных задач (повышение уровня притязаний), неудачи - наоборот, более легких (снижение уровня притязаний). Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным)» [Морозов 2007: 124]
     Эксперименты Хоппе в различных модификациях были впоследствии повторены многими исследователями. Результаты позволили выявить следующую закономерность: обычно личность устанавливает свой уровень притязаний между очень трудными и очень легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. «Особый интерес представляет тот факт, что большая вариабельность уровня притязаний характерна для патологии и личностей с высоким уровнем тревожности. Оказалось, что неврастеники и дистимики ставят перед собой более высокие цели, чем нормальные люди. А истерики выбирают минимальный уровень притязаний, часто ставя перед собой более низкую цель, чем та, которую они только что достигли» [Нуркова 2005:243].
     «Уровень притязаний перекликается с  Я – идеальным , самооценка есть результат, своего рода проекция реального «Я»  на «Я» идеальное» [Петровский 2003: 101].
Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем  сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности;
2) путем  сравнения себя с другими людьми.
      Чем выше уровень притязаний, тем труднее  их удовлетворить. Удачи и неудачи  в какой-либо деятельности существенно  влияют на оценку индивидом своих  способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.
       «Аффективную часть образа, абстрагированную от знания, мы называем самооценкой. А когнитивную часть предпочитаем именовать представлением человека о себе, чтобы подчеркнуть ее связь по происхождению и по природе с познавательными процессами индивида» [Лисина 2003: 212]. Также автор придерживалась мнения, что общую самооценку нужно характеризовать не количественно (насколько она высока), а качественно — каков ее состав и окраска (положительная — отрицательная, полная — неполная и т. д.). Конкретная самооценка выражает отношение к успеху своего отдельного, частного действия.
     Самосознание  и самооценка юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
     «Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью» [Липкина 2004:96].
     Уровень притязаний  — характеризует:
     1)  уровень трудности,  достижение которого является общей целью серии будущих действий  (идеальная  цель);
      2) выбор  субъектом  цели  очередного  действия,  формирующейся  в   результате переживания  успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний  в данный  момент);
      3)  желаемый  уровень  самооценки  личности  (уровень  «Я»).
     Стремление  к повышению самооценки  в  условиях,  когда  человек  свободен  в выборе степени трудности очередного  действия,  приводит  к  конфликту  двух тенденций —  тенденции  повысить  притязания,  чтобы  одержать  максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать  неудачи.  Переживание  успеха (или неуспеха),  возникающее вследствие достижения (или не достижения)  уровня притязаний, влечет за собой  смещение  уровня  притязаний  в  область  более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой  цели  после успеха  или  ее  повышение  после  неудачи   (атипичное изменение уровня притязаний) говорят о  нереалистичном  уровне  притязаний  или  неадекватной самооценке. Представления  о  своих  возможностях делают  субъекта  неустойчивым  в  выборе  целей:   его   притязания   резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи. Влияние неудачи больше понижает самооценку, чем успех повышает её.
     Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. «Уровень  притязаний считается проявлением самооценки  в  действии  личности» [Захарова 2003:52].   «Представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
                                    успех
     Самооценка= ----------------------------------
                                  Притязания
     Неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку» [Джемс 2003:18 ].
«Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка» [Шибутани 2007: 29]. «Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости» [Кулагина 2004: 86].
     «Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» [Райс 2003: 33]. «Обобщая представления о самооценке, можно сказать, что она является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок»[Кон 2004: 62].
     «Самооценка и основанный на ней уровень притязаний становятся привычными для индивида и возникает потребность сохранять это равновесие. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают человека с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция человека на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой, позволяет в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний»[Сапогова 2005: 85].
     «Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения»[Немов 2006: 94].
Самооценка  характеризуется по следующим параметрам:
    По уровню: высокая, средняя и низкая;
    По соотношению с реальной успешностью: завышенная и заниженная;
    По особенностям строения: конфликтная и бесконфликтная.
     Неустойчивость, конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте. Достаточно высокая, устойчивая и вместе с тем вполне гибкая  самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретенного опыта, оценок окружающих, смены критериев, и т.п.) является оптимальной для развития и для продуктивной деятельности. И наоборот, отрицательное влияние на человека оказывает как чрезмерно устойчивая негибкая самооценка, так и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.
      Сохранение  сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью. С этим связан ряд важных самооценочных  феноменов, таких, как дискомфорт успеха  или аффект неадекватности (т.е. игнорирование  факта своего неуспеха и стремление сохранить сложившуюся высокую самооценку). Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.                        
     «На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым. Но, человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное» [Шибутани  2007: 55].
     «Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте,  часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу» [Пантилеев 2005: 83].  Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив. «Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он  трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться    развивать    у    себя    адекватную    самооценку    на    основе самопознания» [Рогов 2003: 180].  Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
     Завышенная  и заниженная самооценки являются в  равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими [Шибутани 2007: 103]. Допускалось правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья, но более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния. Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной  системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. «С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки»[Сосновский 2005: 320].
     Самооценка  сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
     Полноценный человек, деятельный и полезный для  общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Возрастные особенности   формирования самооценки и ее влияние на эффективность учебной деятельности
     «Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. Этот возрастной этап - считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Уже не ребенок, но еще и не взрослый» [Давыдов 2005: 36].К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.
     Юность  – время перехода к самостоятельности, усложнения систем отношений, расширения круга лиц, с которыми нужно соотносить свое поведение – все это активизирует самопознание, самооценку и становление самосознания. Речь идет не только о познании собственных качеств, освоении новых систем отношений, учете оценки, которую тебе дают другие, но и о становлении определенного мироощущения, формирования мировоззрения, при этом остаются условия для трудностей и конфликтов.
       Юноша озабочен оценкой новых  знаний и стремится выстраивать  свое поведение на основе сознательно  выработанных или усвоенных критериев  и норм. Данный период характеризуется  появлением чувства собственной  неповторимости, личной индивидуальности. «В период ранней юности происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание» [Кон 2004: 62].
     Главное новообразование этого возраста – открытие “Я”, своего внутреннего мира, появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. Образ “Я” - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?” Но, среди вопросов, которые интересуют молодых людей, не последнее место занимает внешний вид, облик, физические данные, хотя переживания по этому поводу тщательно скрываются.
      Рост  самосознания - это характерная особенность личности в юношеском возрасте. Уровень самосознания определяет и уровень требования школьников юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, взаимоотношения с другими людьми. У ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценка.
     «В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – путь его несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности»[Кулагина 2004:46].Некоторые аспекты формирования самооценки рассматривались в исследованиях А.И. Лишенной, А.В. Захаровой, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Божович, A.M. Кухарчук, Ш.А. Амонашвили, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.Н. Шамовой, М.Г. Казанкиной, Л.И. Айдаровой, Л.Е. Журовой, А.Е. Соловьевой, Д.В. Деминовой и др.
Самооценка  формируется под влиянием трех факторов:
    с раннего детства под влиянием оценки родителей,
    под влиянием оценки сверстников,
    под влиянием успеха или неуспеха деятельности.
     Таким образом, по данным фактам можно построить схему формирования самооценки (см. Приложение 1) 
 

   Основные  механизмы формирования самооценки в старшем школьном возрасте:
    усвоение оценок других людей, по мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой  невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем, так или иначе. «В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними» [Шибутани 2007:157]
    социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя когда сравниваем себя с другими. Как правило, мы предпочитаем сравнение себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе.
    смысловая интерпретация жизненных переживаний;
    теория самосознания состоит в том, что когда люди фокусируют свое внимание на самих себе, то они оценивают и сравнивают свое поведение со своими внутренними стандартами и ценностями. Чем выше расхождение, тем ниже самооценка. Если отношение к себе положительное, можно с уверенностью сказать, что человек обладает определенными идеальными чертами своего идеального «Я», отрицательная же реакция на самого себя указывает на наличие нежелательных характеристик. Также имеет значение, какие положительные и отрицательные качества, с точки зрения конкретного человека широко распространены, а какие являются относительно редкими, каким он себя считает, зависит от того, что он о себе знает. Самая низкая самооценка обнаруживается у людей, считающих что
«идеальные» качества, которых им не хватает, достаточно широко распространены, а их нежелательные  характеристики относительно редки.
     Самооценка  – динамическое, постоянно развивающееся  явление. На уровень самооценки значительное влияние оказывают пол и возраст человека. Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств старшеклассников.
     Обнаружили  и половые различия в оценке личностных качеств. Подавляющее большинство  девушек оценивают своих товарищей  преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается. В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
     В самооценке старшеклассники проявляют  известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и «вспыльчивость», «грубость», «эгоизм». Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не подвожу друзей», «помогу в беде», то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)
     В коллективе самооценка становится основой  для формирования официального и  неофициального статуса личности, адекватного  выполнения социальных ролей. Подробно другим значениям, чувства к самому себе формируются и укрепляются  благодаря упорядоченным реакциям других людей. Если другие постоянно относятся к человеку с уважением, он начинает считать само собой разумеющимся, что он заслуживает такого отношения. И наоборот. По мере того, как выкристаллизовываются такие оценки, они становятся все более независимыми от реакции других людей. Человека, у которого образовался комплекс неполноценности, вряд ли  успокоят уговоры его друзей. Как только сформируется определенный уровень самооценки, появляется тенденция его к самоподкреплению. Все, что истолковывается как угроза самооценке, которой придерживается человек, вызывает сильные реакции. Всякий раз, когда по жестам окружающих он замечает, что их чувства не такие, какими, по его мнению, они должны были бы быть, он расстраивается. Чтобы восстановить самооценку, обычно прикладываются большие усилия. Когда такие попытки не достигают цели, автоматически активируются некоторые типичные шаблоны поведения – защитные механизмы. Они позволяют человеку сохранить чувство личной ценности в своих собственных глазах.
     Завышенная  самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
        «Чем важнее для личности оцениваемое  свойство, тем вероятнее включение  в процесс самооценки механизмов психологической защиты, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле» [Кон 2004: 32]. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Исследования показали, что становление адекватной самооценки возможно только в том случае, если обучение направлено на формирование всех компонентов учебной деятельности. В качестве критериев формирования адекватной самооценки у старших школьников выступают:
      • потребность в самооценивании;
      • интерес к деятельности по самооцениванию (мотивационно-ценностный компонент);
      • представления старших школьников о самооценке;
      • наличие знаний об эталоне с которым сравнивается оцениваемая деятельность (когнитивный компонент);
      • способность к развернутой дифференцированной самооценке (деятельностно – практический компонент);
      Низкая самооценка  тесно связанна с попытками родителей сформировать у ребенка способность к аккомодации, то есть к приспособительному поведению. Это выражается в следующих требованиях к нему: послушание; умение подстраиваться к другим людям; зависимость от взрослых в повседневной жизни; опрятность; бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Судя по всему, успешность, достигаемая  умением подстраиваться под желания других людей, а не на основе личных достижений, ведет к формированию низкой самооценки. Стремление родителей поставить детей в подчиненное, зависимое положение ведет к снижению самооценки. Ребенок в этой ситуации оказывается, психологически надломлен, он не доверяет окружающему миру, ему не хватает ощущения собственной личностной ценности.
      Родители  детей, у которых средний уровень самооценки в большей мере склонны занимать по отношению к ним покровительственную, снисходительную позицию. Уровень родительских притязаний в этой группе оказался более низким, чем у родителей двух других групп. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению. В то же время различные самостоятельные действия детей вызывают у родителей тревогу. Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей этой группы, как правило, ограничивается. По сравнению с детьми, обладающими адекватной самооценкой, дети этой группы больше ориентируются на мнения других людей о себе.
      Важная  особенность семей, в которых дети имеют адекватную самооценку, состоит в ясных, заранее установленных полномочиях в принятии решений; недвусмысленности проявления авторитета и ответственности. Один из родителей берет на себя принятие основных решений, с которыми соглашается вся семья. Менее принципиальные решения по различным бытовым вопросам в целом принимают коллективно. Соответствующие стандарты семейного поведения пользуются в таких семьях общей поддержкой. Здесь царит атмосфера взаимного доверия, каждый член семьи чувствует себя включенным в общий «домашний круг». В большинстве случаев основные решения принимает отец, но для формирования высокой самооценки важно скорее то, что эти решения одобряются всей семьёй. Таким образом, адекватная самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью. В глазах ребенка родителям всегда сопутствует успех. Он с готовностью следует задаваемым ими образцам поведения, настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные задачи, ибо чувствует уверенность в своих силах. Он меньше подвержен стрессу и тревожности, доброжелательно и реалистично воспринимает окружающий мир и себя самого.
      Ребенок с адекватной самооценкой приучен  постоянно испытывать свои возможности, узнавая и признавая свои сильные  и слабые стороны. Таким образом, дети с адекватной самооценкой ставят перед собой более высокие цели и чаще добиваются успеха, и наоборот, для детей с заниженной самооценкой характерны весьма скромные цели и уверенность в возможности их достижения. Ожидания родителей (или отсутствие таковых) является важным фактором, направляющим личностное развитие ребенка по определенному руслу, что особенно отчетливо проявляется в стенах школы в виде заранее обусловленных успехов или неудач.
      Поведение людей с высокой самооценкой  противоположно хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих депрессивное состояние. Для последних характерна как раз пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил, чтобы влиять на других людей, противостоять им, не могут с легкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение.
Отличительные черты  старшеклассников с заниженной самооценкой:
      1. Отрицательные эмоции;
      2. Самоосуждение и самобичевание;
      3. Чрезмерная драматизация ситуации;
      4. Страхи, обиды и фобии;
      5. Отсутствие мотивации;
      6. Неясное виденье целей;
 Особенности  поведения старшеклассников с  адекватной самооценкой: 
      1. Умение концентрироваться и расслабляться;
      2. Правильная постановка целей;
      3. Принятие самого себя и умение прощать себе свои недостатки;
      4. Постоянное самосовершенствование и самообучение;
      5. Умение отличать разумную критику  от необоснованной;
      6. Правильная реакция на неудачи;
      7. Умение отстаивать свою жизненную позицию.
      Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки. Говоря о самооценке, нельзя не упомянуть об образе «Я» старшеклассников, как о необходимом условии формирование полноценной личности. «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения старшеклассника, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»» [Кон 2003 : 182]
      В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие  информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Размышляя, он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон.
      Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.
      Становление личности включает в себя также становление  относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?» «Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с жизнью коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только свои способности, но даёт  ему и уверенность в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего добиться» [Давыдов 2004: 113]. Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои способности.
     «Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды» [Кон 2003: 113]. 
     «Для ранней юности характерна устремлённость в будущее, а она только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше» [Кулагина 2004: 38]. «Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов на мир и своё место в нём, мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни» [Немов 2006:380].
      Положительные качества связаны с выбором профессии, жизнью в обществе. В выпускных  классах дети сосредотачиваются  на профессиональном самоопределении. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, опираясь на чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. При этом нужно трезво оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
     «Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. При этом происходит осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем» [Кулагина 2004: 86]. «Самоопределение, построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Все это тесно связано с самооценкой. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению» [Амонашвили 2003: 146].
     «Перестройка самосознания в подростковом и юношеском возрасте, связанная с открытием своего внутреннего мира, появлением новых контекстов и углов зрения, под которыми индивид себя рассматривает, оказывает значительное влияние на самооценку. Это объясняется еще и переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности — спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов» Кон.
     Самооценка также служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом повышается: самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские — чем подростковые, в чем сказываются большой жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. Несовпадение реального и идеального «Я» — вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет. Так же, как и завышенная, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности, в том числе и в учебе, не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
      Каждый  человек стремится к одобрению  со стороны других людей. Всякая деятельность имеет определенную цель. Способность достичь ее дает чувство уверенности в своих силах. Для учащихся это овладение учебным материалом, для учителей – владение своим предметом и способность добиваться от учащихся нужного уровня знаний. Успех в этом дает и учителю и ученику сознание собственной компетенции. Чувство собственной значимости (или противоположное ему ощущение своей ничтожности) – является производным от общей оценки, которую человек интуитивно выносит себе.
      Доминирующей  ценностью в системе образования  являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной ценностями и стандартами, связанными с учебными достижениями. Дети с высоким уровнем учебных успехов получают одобрения и вознаграждения. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, либо вообще не получают одобрения, либо получают его в связи с успехами в какой-либо иной деятельности. Существуют, конечно, дети с низкими способностями к учебе. В идеале они получают свою долю одобрения  за упорство и прилежание, которые тем самым приобретают в сфере образования самостоятельную ценность. Чтобы успехи в учебе стали источником самооценки школьника, они вначале должны получить внешнюю оценку.
      «Практически  в любой учебной ситуации присутствует момент самой детальной оценки, которой  подвергают школьника учителя, сверстники, родители, а нередко и он сам  себя; основой такой оценки служат внешние стандарты. Старшеклассники, обладающие высокой самооценкой, обычно объясняют свои учебные успехи хорошими способностями. Старшеклассники  с низкой самооценкой, как правило, не принимают успех как свое личное достижение и объясняют его случайностью. Те и другие дети воспринимают неудачу как свидетельство недостатка собственных умений. Однако ученикам с высокой самооценкой в отличие от их сверстников с низкой самооценкой этот недостаток представляется принципиально восполненным» [Бернс 2003: 129].           
«Старшеклассники с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением [Райс 2003: 44].
     «Учащиеся, имеющие адекватную самооценку, проявляют устойчиво растущую активность самопознания при решении учебных задач. Для учащихся с заниженной самооценкой характерна угасающая после первого неверного ответа активность самопознания. Учащиеся, имеющие завышенную самооценку, проявляют угасание активности самопознания в начале решения задания и ее рост после первого неверного ответа. Заниженная самооценка, сопровождаемая неуверенностью в своих возможностях, может привести к отказу от решения задачи самопознания или к ее быстрому отрицательному решению (ученик уверен, что не выполнит задание). Это вызывает угасание активности самопознания, отказ от выполнения задания. Завышенная самооценка, чрезмерная уверенность в своих возможностях приводит к тому, что учащиеся, недооценивая задание, не рассматривают его как адекватное для самопознания и не проявляют активность самопознания. После неверного ответа учащиеся убеждаются, что задание нестандартное, оригинальное, проявляют к нему интерес. Одновременно наблюдается рост активности самопознания» [Шарага 2007: 8].
     Для успешного обучения и восприятия материала, огромную роль играет активность учащихся. Активность представляет собой определенную степень взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, что предопределяет условие осуществления любого вида деятельности, в том числе и учебной. Учебная активность – это степень включенности учащегося в этот процесс. Учебная активность тесно связана с интересами к учебе. Интересы классифицируют на устойчивые и глубокие, с одной стороны, неустойчивые и поверхностные – с другой. «Характеризуя учебное поведение школьников, можно отметить, что понятия “активность” и “самостоятельность” очень близки между собой. Это умение учиться без систематического контроля, помощи и стимуляции со стороны педагога. Экспериментально доказано, что фактор автономности (самостоятельности) положительно влияет на успеваемость учащихся» [Рогов 2003: 194].
     «В процессе обучения учащиеся усваивают знание, развивается их мышление, с одной стороны, и, с другой, - у них воспитываются определенные личностные качества. Успех в решении учебных задач зависит не только от умственных способностей ребенка, но и от его личностных свойств, в частности, от самооценки» [Липкина2004: 27].
     Уровни самооценки в научной литературе характеризуются следующим образом: «Самооценка неадекватно завышенная: личность с такой самооценкой, как правило, переоценивает свои возможности, свои личные качества, может стать высокомерной, заносчивой, нетерпимой к чужим мнениям и оценкам. В то же время, получая от других людей совсем иные оценки, чем он ожидает, он может утратить веру в окружающих, в их справедливость или же веру в собственные силы. Такие люди часто будут получать отметки совершенно не те, на которые рассчитывали и обвиняют в своей невысокой успеваемости учителей, а не самого себя. Самооценка неадекватно заниженная: личность с такой самооценкой характеризуется устойчивой неуверенностью в себе, недооценкой своих возможностей, своих личных качеств. Боязнь отрицательного мнения и очень большая ранимость вызывает стремление ограничить социальные контакты и быть в психологической изоляции, одному. В данной ситуации очень важна роль учителя. Необходимо как можно больше уделять внимание данному ученику,
постоянно подбадривать его, тем самым, повышая его самооценку, а значит вызывать у него желание учиться, что повысит его успеваемость. Самооценка адекватная, высокая: личности с высокой адекватной самооценкой характерна отличная успеваемость, интерес к учению и активность в нем, самостоятельность в анализе изучаемого материала. Самооценка адекватная, средняя: люди с такой самооценкой имеют, в основном хорошую успеваемость. Преподаватели характеризуют этих учащихся не как заинтересованных и активных, а как способных и дисциплинированных, показывающих хорошие профессиональные знания, но и проявляющих склонность к репродуктивности, скорее пересказу, чем к собственному анализу материала» [Казаков 2005: 42]
Самооценка адекватная, низкая: учащиеся с такой самооценкой отличаются посредственной успеваемостью и получают характеристики безынициативных, незаинтересованных. При изучении уровня притязаний, лица с низкой самооценкой выбирают легкие задачи, обращаясь к трудным, лишь для ознакомления с их содержанием, не беря на себя обязательности решить их. Позиция занижения в самооценке служит неким тормозом в овладении знаниями и навыками, ухудшает эффективность учебной деятельности.
     В  учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. «Как один из важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большой мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности». [Менчинская  2006: 134]  «Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается  на процессе, а также и на результате учебной деятельности. Возможно повышение самооценки школьника, когда она была занижена в результате длительных учебных неудач путем целенаправленного изменения с помощью педагога «социальной позиции» ученика в коллективе класса» [Липкина 2004: 15].
     «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку (занятия спортом или другими видами деятельности, иногда дело доходит до правонарушений). Ученые установили, что Я-концепции успевающих школьников более адекватны, чем у неуспевающих. Неуспевающие школьники отличаются ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения».
     «Дети, которые хорошо учатся, получают преимущество не только в плане самооценки, но и во взаимоотношениях с учителем, сверстниками и родителями. Это в  свою очередь мотивирует ребенка сознательно проявлять в учебе еще большее упорство. К факторам, влияющим на успеваемость по мнению Р.Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей» [Бернс 2004: 300]
     Почти все учителя сталкиваются со следующей  проблемой: родители приходят с вопросом, почему моему ребенку ставите плохие отметки? Вроде бы, дома данный ученик всегда делает домашнее задание, родители его проверяют, а приходит из школы – и опять плохая отметка. А все дело в том, что школьник часто боится отвечать у доски, боится осуждения учителя, одноклассников, то есть у данного ученика очень низкая самооценка. Такому ученику должны помочь преодолеть эти трудности, как учителя, так и родители. Школьник, убежденный в том, что его не любят учителя, может не только усиливать их антипатию своим поведением, но и вследствие избирательности восприятия усматривать подвох в любом  поведение учителей. Если, например, учитель улыбается, то это не является признаком его расположения к нему: он просто смеется, издевается над ним.
     «Если учитель  старается на уроке вовлечь его в общую дискуссию, то лишь означает, что его хотят сделать посмешищем перед всем классом. Даже самые искренние попытки учителя вступить в контакт с учащимся, могут быть восприняты как стремления унизить его, известно, определяется не словами и жестами, как таковыми, а личностью того, кто воспринимает эти слова и жесты. Возникающее у человека стойкое ощущение собственной неадекватности, предчувствие неудачи, негативное представление о своих возможностях начинают все более властно определять его последующее поведение. Ожидание неудачи, поддерживаемое и питаемое действиями и реакциями, как самого учащегося, так  и учителей, создает в их взаимоотношениях труднопреодолимый психический барьер, заставляют ребенка отвернуться от школы» [Бернс 2004: 332].
     Таким образом, мы еще раз подтвердили, что знать самооценку учащегося  очень важно для установления отношения с ним, нормального  общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Необходимо правильно определить самооценку школьника. Для этого разработано множество методик, для примера приведем  следующие: Казаков В.Г.; Пантилеев С.Р.; Рогов Е.И. ; Джек Кэнфилд, Фрэнк Синконе , методика Дембо – Рубинштейна и другие.
     Учитывая  все вышесказанное можно сделать  вывод, что одна из важнейших задач  воспитательной работы - формирование адекватной самооценки;  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.  Условия эффективной организации учебного процесса по преподаванию дисциплин историко-правового цикла
     В нашей стране наблюдается беспрецедентный взрыв интереса к дисциплинам историко – правового цикла. Это вполне объяснимо. Стремясь понять, осознать сущность происходящих глубоких перемен в разных областях нашей жизни, мы пытаемся новыми глазами смотреть на прошлое, поскольку оно вросло в настоящее и во многом определяет его будущее развитие, в этом стремлении нам помогает изучение истории и исторических наук. Также обществознания не может не изучаться в школе, т.к. оно формирует определенные ценностные ориентиры и влияет на формирование жизненных принципов, включает в себя определенные идеологические установки.
«Право  есть искусство добра и справедливости, оно создано для пользы человечества», — заметили наши предки, подчеркнув тем самым глубокую функциональную значимость изучения юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество»» [Певцова 2003: 38].
     Одна  из дисциплин историко – правового цикла, изучаемая в школе, это - отечественная история. Рассмотрим отличительные особенности данного предмета и его преподавания. Интерес к истории в данное время велик. Это вполне объяснимо. Историческая проблематика далеко вышла за рамки научных исследований и учебных курсов. Она вторглась в средства массовой информации, занимает все большее место в научно-популярной и художественной литературе. Сложность и противоречивость процесса преподавания объясняется разными причинами. Со временем обнаруживаются новые факты, появляются новые свидетельства, достоянием историков становятся прежде засекреченные материалы архивов, наконец, разрабатываются новые методы исторических исследований. Но дело далеко не только в этом. При смене общественных формаций неизбежно обостряются споры об историческом наследии. История — политика, опрокинутая в прошлое, сколько бы ни осуждали эту формулу, ее нельзя начисто отрицать.
     Действительно, возможно ли при изображении и оценке важных, социально значимых событий прошлого целиком абстрагироваться от нынешнего мировоззрения, от современного политического режима, а также от собственных прочно сложившихся убеждений, симпатий и антипатий исследователя или преподавателя? Исторический материал поистине необъятен. Факты всегда найдутся для обоснования любой точки зрения. Приведем пример из далекой истории. Приближенный византийского императора Юстиниана (VI в.) Прокопий Кесарийский написал два исторических труда: официальную льстивую историю для своего повелителя и тайную правдивую, которую боялся показывать даже близким знакомым. Подобное двоемыслие, увы, не осталось достоянием только прошлого.
     Расхожее выражение – «история не знает сослагательного наклонения» нередко интерпретируется с позиций социального и исторического фатализма: раз так произошло, значит, иначе и быть не могло. Но такая логика вряд ли правомерна. Конечно, рассуждения на тему "что было бы, если бы..." похожи на фантастику. Но нам естественно задаваться вопросами — могли ли события пойти иным путем, были ли альтернативы проводившейся политике в разных сферах общественной жизни? Особенно важно попытаться понять, как то или иное крупное историческое событие судьбоносного характера оказалось возможным. Разумеется, нельзя "задним числом" изменить историю, однако интерпретация и оценка прошлого в большой мере зависят от нашего нынешнего мировоззрения, от вновь открывшихся фактов и новых возможностей их анализа. И такой анализ имеет большое воспитательное значение.
     Процессы  обновления исторического образования приняли поистине обвальный характер. Вместо прежнего принудительного единомыслия — десятки разнообразных концепций, выдвижение все новых гипотез, множественность позиций, подходов, оценок. В результате создается новая "разноцветная" картина прошлого, радикально отличающаяся от предыдущей. Это не ограничивается академическими дискуссиями, а находит так или иначе отражение в учебной литературе. Работы, вышедшие всего несколько лет назад, порой оказываются безнадежно устаревшими. Новейшие пособия, заявлявшие своей целью отказ от прежних ошибочных тезисов, объективно раскрыть многомерность и разнообразие путей исторического развития нашего Отечества, нередко предлагают свои новые весьма сомнительные версии. Все это дезориентирует многих учителей и отрицательно сказывается на формировании нравственного и гражданского облика школьников. Речь идет не о стремлении возвратиться к единой, "железобетонной" концепции исторического образования по прежнему образцу. Да и вряд ли это возможно в современных условиях. Но как избежать хаоса? Где те безусловно приемлемые для основной части общества методологические опоры исторического образования?
     Учащиеся  ставят перед учителями многочисленные и разнообразные вопросы, которые могут не относиться непосредственно к содержанию учебных программ, к темам уроков, но как бы витают и воздухе и требуют ответов. Проблемный метод при изучении общественных явлений, безусловно, полезен, но его конкретное применение сопряжено с большими сложностями. В истории России, да, видимо, и любой другой страны, спорных вопросов больше, чем тех, которые не вызывают ничьих возражений. Найти спорные вопросы не стоит никакого труда. Нелегкая задача — решить, какие из них целесообразно сделать предметом дискуссии в учебной аудитории. Для этого необходимо, чтобы предлагаемые альтернативы входили в контекст обоснованных научных представлений, чтобы серьезным (хотя и дискуссионным) теориям не противопоставлять бездоказательные, а то и абсурдные утверждения. Важно, чтобы темы дискуссий были направлены не только на интеллектуальное развитие, приобщение к опыту решения познавательных задач, но непременно способствовали формированию сознания учащихся в духе высоких гражданских идеалов и гуманистических ценностей.
     Разумеется, отечественная история не должна освещаться только в розовом свете. Но все же ведущий тезис при изучении многовекового пути нашей страны должен состоять в том, что, несмотря на нападения внешних врагов, внутренние потрясения, наконец, нелегкие природно-климатические условия, огромные территории, было создано прочное великое Российское государство, существующее много веков. Самобытность и своеобразие исторического пути нашей страны бесспорно. Этому закономерно уделяется огромное внимание в российской научной и учебной литературе. Заметим, однако, что особенности политического, социального и культурного развития присущи, в конечном счете, любой стране.
     Во  многих современных публикациях часто приводится известное, зацитированное до дыр четверостишие Ф.И.Тютчева:
«Умом Россию не понятъ,
Аршином общим не измерить.
У ней  особенная стать.
В Россию можно только верить!»
        Следующим предметом из цикла историко – правовых дисциплин школьной программы является обществознание. Преподавание обществознания не может отказаться от определенных ценностных ориентиров и формирования жизненных принципов. Следовательно, оно включает определенные идеологические установки, как и многие други
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.