На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и предмет взяточничества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ 
 

Реферат

По  дисциплине

  «Должностные преступления» 

на  тему:
  «Понятие и предмет взяточничества» 
 

                                  Выполнила:
                                  Студентка заочно отделения                                                       
                                  Юридического  факультета ВГНА
                                  Группы  ЮЗ-401 

                                  Научный руководитель:
                                  ________________________________
                                  ________________________________ 
 
 

Москва 2008 

Введение ………………… ……..………….……………………….……….…..3  § 1. Понятие и предмет взяточничества……………...……………..….….…….4
§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)……………………...…………………..6
§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)………………………………………………..12

§ 4. Отличие  взятки от правомерного подарка……………………...…………15

Заключение  ………………………………………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………..….20 
 

Введение

      Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий  эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Результативность этой деятельности напрямую зависит от безупречной и четкой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, ее должностных лиц. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступления, совершаемые самими работниками органов власти и управления. Их действия не только дезорганизуют функционирование того или иного управленческого звена, но и подрывают авторитет государственной власти в глазах общества, порождают у населения недоверие к ней.
      Некоторые звенья органов государственной  власти и местного самоуправления поражены коррупцией, взяточничеством, протекционизмом  и другими негативными явлениями, подрывающими нормальную деятельность органов власти и управления, зачастую срывают и тормозят решение важных мероприятий как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов, регионов, властных и управленческих структур.
      Преступные  действия представителей государственной  власти и иных должностных лиц (взяточничество, злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) влекут уголовную ответственность.
      В данной работе будут рассмотрены: понятие и предмет взяточничества, основные причины получения и дачи взятки и способы борьбы с данным явлением. 
 
 

§ 1. Понятие и предмет взяточничества

      Наиболее  серьезным и опасным преступлением, предусмотренным главой 30 УК РФ "Преступления против государственной службы, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления", является получение взятки. Опасность этого преступления заключается в том, что взяточничество дискредитирует государственную власть и ее представителей, повышает уровень коррупции в органах власти, способствует криминализации общества и усиливает пренебрежение к закону.
      Под взяточничеством следует понимать действие должностных лиц органов  государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение  определенных выгод материального  или имущественного характера в  ответ на совершение в интересах  взяткодателя определенных действий (бездействия). Эти действия (бездействие) могут вытекать из должностных обязанностей лица, т.е. их выполнение является обязательным, а могут носить незаконный характер (например, закрытие следователем уголовного дела за взятку от виновного).
      Важной  чертой взяточничества является то, что  взяткополучатель наделен определенными  властными полномочиями. Предметом взяточничества могут являться не только деньги в наличной или безналичной форме, но и различные дорогостоящие предметы (например, ювелирные изделия, аудио-, видеоаппаратура, автомашина). Помимо этого в качестве взятки могут быть предоставлены безвозмездно услуги, которые подлежат оплате (получение туристических путевок, производство строительных, ремонтных работ). К взятке следует отнести и получение товаров и услуг по ценам, гораздо ниже сложившихся на рынке.
      Необходимо  рассмотреть положение ст.575 ГК РФ, которая не допускает дарение подарков, чья стоимость превышает 5 МРОТ, государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Аналогичного положения в уголовном законодательстве не содержится и в Уголовном кодексе не установлены минимальные пределы стоимости взятки. Поэтому следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в т.ч. меньше 5 МРОТ) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя.
      Взяточничество  относится к числу трудно доказуемых преступлений, в связи с чем  для усиления борьбы с этим преступлением  необходимо, помимо установления уголовной ответственности, внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство. Например, принятие федерального закона "О государственном контроле за соответствием крупных расходов полученным доходам граждан" сделает затруднительным получение взятки не самим взяткополучателем, а иными лицами, посредниками. Способствовать борьбе со взяточничеством может и введение обязательного декларирования доходов физическими лицами по итогам календарного года.
      Основной  состав получения взятки определен  в ст.290 УК РФ. В уголовном праве  термин "взяточничество" употребляется  как собирательное понятие, включающее в себя два состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК).
      Опасность взяточничества определяется и тем, что оно зачастую влечет за собой  совершение других тяжких преступлений - особо крупных хищений, нанесение  существенного вреда рыночному  хозяйству, подрыв кредитно-финансовой системы и т.п.
      Взяточничество порой приобретает столь устойчивые формы, что взяточники объединяются в организованные группы и преступные сообщества, проникая во властные и управленческие структуры, правоохранительные органы, которые в конце концов становятся важнейшим средством обеспечения безопасности деятельности организованной преступности. 

§ 2. Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
     Получение взятки - одно из самых опасных видов должностных преступлений. Посягая на нормальное функционирование аппарата управления государством, распространение этого вида преступлений дезорганизует деятельность органов управления, дискредитирует государственные институты в глазах населения.
     Субъектом указанного преступления в соответствии с примеч. к ст. 285 УК может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и в воинских формированиях РФ.
     Не  являются должностными лицами поверенные, представляющие в соответствии с  договором интересы государства  в органах управления акционерных  обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклада) которых закреплена (находится) в собственности государства. 
В случае незаконного получения ими ценностей или материальных выгод за совершение действия (бездействия) в интересах дающего они могут быть привлечены к ответственности по ст. 204 УК.

     Объективная сторона получения взятки выражается:
а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения; 
в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам;

г) в совершении должностным лицом  незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.
     Особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер.
     Другой  особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.
     Использование должностным лицом в интересах  дающего вознаграждение личных отношений, если они не связаны с занимаемой им должностью, не может рассматриваться  как использование должностного положения и не образует состава преступления.
     К общему покровительству по службе могут  быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий, не вызываемых необходимостью.
     К попустительству по службе следует  относить, например, непринятие должностным  лицом мер за упущения или нарушения  в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6).
     Особенностью  взяток за общее покровительство  и попустительство по службе является то, что между взяткодателем и  взяткополучателем могут и не оговариваться конкретные действия, которые за вознаграждение должно совершить должностное лицо, однако в любом случае этот вид взяток предполагает совершение должностным лицом в пользу взяткодателя определенных действий по службе.
     Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, например предоставление санаторных и туристических путевок, производство ремонтных, строительных и других работ.
     Как выгоды имущественного характера следует  понимать занижение стоимости передаваемого имущества по сравнению со стоимостью аналогичного имущества для других покупателей, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.д. В приговоре суда должна быть указана денежная оценка такой выгоды. 
Если деньги и иные имущественные выгоды предоставляются родным и близким должностного лица и он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.

     Статья 575 ГК позволяет государственным  и муниципальным служащим получать обычный подарок стоимостью не свыше  5 минимальных окладов в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Но если вручение "подарка" предшествовало действиям должностного лица либо если такие действия были обусловлены последующим вознаграждением в виде "подарка", его следует квалифицировать как получение взятки.
     Уголовная ответственность лица, посредничающего во взяточничестве, наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. 
В зависимости от того, в чьих интересах (взяткополучателя или взяткодателя) действует посредник, его действия квалифицируются как соучастие в получении либо даче взятки.

     Ч. 2 ст. 290 предусмотрена повышенная ответственность в случаях получения должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Если эти незаконные действия (бездействие) должностного лица образуют самостоятельные составы преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, соучастие в хищении чужого имущества, выразившееся, например, в получении в качестве взятки имущества, похищенного по подстрекательству взяткополучателя, и т.д.), содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений.
     Ч. 3 ст. 290 предусмотрена повышенная ответственность за получение взятки лицами, занимающими государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления.
     Организаторы, подстрекатели или пособники этого преступления несут ответственность по ст. 33 УК и ч. 3 ст. 290.
     К квалифицирующим признакам рассматриваемого состава преступления относится  совершение его:
     а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
     б) с вымогательством взятки;
     в) в крупном размере.
     Применительно к большинству названных квалифицирующих  признаков необходимо иметь в  виду разъяснения, содержащиеся в Постановлении  Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6.
     Взятку  надлежит считать полученной группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовало 2 и более должностных лица, заранее договорившихся о совместном совершении данного преступления. Преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. 
При получении взятки группой лиц по предварительному сговору размер этого незаконного вознаграждения определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг, а при взыскании в доход государства неосновательно приобретенного следует исходить из денежной суммы или размера материальной выгоды, которая пришлась на долю каждого из взяткополучателей.

     Должностное лицо, получившее взятку без предварительной  договоренности с другим должностным  лицом, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений, т.е. за получение и дачу взятки.
     Если  в получении взятки группой лиц  по предварительному сговору участвует  частное лицо либо государственный  служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, содеянное этими лицами рассматривается как соучастие в получении взятки. Если в указанном преступном сговоре участвовало наряду с частным лицом одно должностное лицо, то действия первого при отсутствии иных отягчающих обстоятельств данного преступления должны быть квалифицированы по ст. 33 и ч. 1 ст. 290, а если в указанном сговоре наряду с частным лицом состояло несколько должностных лиц, о чем было заведомо известно частному лицу, содеянное последним квалифицируется по ст. 33 и п. "а" ч. 4 ст. 290.
     В отличие от участников получения  взятки по предварительному сговору  члены организованной группы независимо от той роли, которая была отведена каждому из них в совершении указанного преступления, признаются его соисполнителями и несут ответственность при отсутствии других отягчающих обстоятельств по п. "а" ч. 4 ст. 290 без ссылки на ст. 33 УК.
     Вымогательство  означает требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить  ущерб законным интересам граждан, либо создание для гражданина таких условий, когда он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
     Не  может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и ущемляющие его интересы.
     Крупным размером взятки (п. "г" ч. 4 ст. 290) признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.
     Четкое  определение в рассматриваемой  норме крупного размера взятки имеет  существенное значение для деятельности соответствующих правоохранительных органов и судов, которые при  применении прежнего закона (ст. 173 УК РСФСР), не устанавливавшего конкретных размеров взятки, были вынуждены полагаться при решении данного вопроса лишь на данные судебной практики.
     Если  незаконное вознаграждение в крупном  размере получено частями, но эти  действия представляли собой эпизоды  одного продолжаемого преступления, налицо получение взятки в крупном размере.
     Квалифицирующие признаки данного преступления - получение  должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), вымогательство, крупный размер взятки - должны вменяться  в вину и соучастникам получения взятки, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.
     Получение взятки считается оконченным преступлением  с момента принятия должностным  лицом хотя бы части взятки. Если взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки.
     Данное  преступление совершается только с  прямым умыслом. 

§ 3. Дача взятки (ст. 291 УК РФ)
     Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
     Дачей взятки лицо преследует цель извлечь  соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.
     Если  взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, образующих иной состав преступления (например, превышение должностных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в совершении соответствующего преступления.
     Должностное лицо, предложившее подчиненному ему  по службе работнику добиваться желаемого  действия или бездействия путем  дачи взятки другому должностному лицу, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.
     Квалифицирующими  признаками рассматриваемого преступления являются: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
     Первый  из указанных признаков предполагает, что лицо, давая взятку, осознает, что склоняет должностное лицо к  совершению незаконных действий (бездействия) по службе, и желает наступления  конкретного результата таких действий (бездействия) - выдача подложного документа, постановка вне очереди на получение жилья в нарушение установленного порядка, отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона и т.д.
     Дача  взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, а действия его посредника - как соучастие в покушении на дачу взятки.
     Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
     Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в орган, имеющий право  возбудить уголовное дело (прокурор, следователь, орган дознания), должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
     Применительно к рассматриваемому основанию освобождения от уголовной ответственности представляется, что добровольное заявление о  даче взятки может быть подано в силу конкретных обстоятельств (стихийное бедствие, отдаленность местонахождения органа, который вправе возбудить уголовное дело, болезнь заявителя и т.д.) представителям иных органов власти (например, депутату), которые в свою очередь должны сообщить о поступившем заявлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. 
Заявление о даче взятки должно быть не только добровольным, но и соответствующим действительности. Во избежание оговора невиновного должностного лица заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос.

     Вопрос  о том, не связано ли добровольное сообщение о даче взятки с имевшей  место провокацией взятки, решается в ходе расследования дела.
     Освобождение  взяткодателя от уголовной ответственности  по указанным выше основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления, а поэтому он не может быть признан потерпевшим и претендовать на возвращение ему денег или иных ценностей, переданных в качестве взятки.
     Подлежат  возвращению владельцу деньги и другие ценности, переданные им взяткополучателю, если лицо до передачи этих ценностей добровольно сообщило о предстоящей даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя.
     Также подлежат возврату владельцу деньги и другие ценности, если он вынужден был передать их в качестве взятки в результате акта вымогательства для  предотвращения вредных последствий  для своих правоохраняемых интересов  либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц.
     Деньги  и другие ценности, явившиеся предметом  взятки и признанные вещественными  доказательствами, подлежат обращению  в доход государства. Если полученные должностным лицом предметы взятки не обнаружены, неосновательно приобретенное взыскивается судом в доход государства в силу требований ст. 1102 ГК.
     Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие 16-летнего возраста.
     С субъективной стороны дача взятки характеризуется  только прямым умыслом. Давая взятки, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе. 
 

§ 4. Отличие взятки от правомерного подарка

     Где пролегает грань между подарком и взяткой? Если ГК РФ разрешает государственным и муниципальным служащим принимать подарки в сумме до 5 МРОТ в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей, то, согласно уголовному законодательству, минимальный размер взятки не определен законодателем (определен только крупный размер взятки, который оценивается в 150 тыс. руб.) и поэтому отличие взятки от подарка состоит не в денежном эквиваленте, а в наличии или отсутствии обусловленности вознаграждения.

     Разграничить  взятку от подарка возможно. Вне  зависимости от размера подарка, даже если он равен 5 минимальным размерам оплаты труда, подарок необходимо квалифицировать  как взятку, если:

1. она вымогается;

2. «подарок» передается за незаконные действия (бездействия);

3. обещанное  или переданное вознаграждение  имело форму подкупа,  обусловило  соответствующее служебное поведение  должностного лица.

      Взятка  прозрачна, она понятна и тому, кто её дает, и тому, кто её получает. Подарок же, как правило, наделен «мистичностью», неизвестностью.

      Поэтому независимо от стоимости подарка  должностному лицу, он не должен считаться  взяткой, если это не обусловлено  конкретными действиями (бездействиями) должностного лица, т.е. если налицо безвозмездность. Ст. 572 ГК РФ четко закреплено понятие дарения: «При наличии, встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор дарения не признается дарением». В этом и есть суть разграничения между «подарком» (он безвозмезден) и «взяткой» (она всегда возмездна). Взяточничество всегда имеет характер сделки, исходя из этой диспозиции и необходимо разграничивать эти понятия.

     По словам министра финансов Алексея Кудрина в России необходимо выработать систему контроля за подарками, которые так любят получать некоторые чиновники. В пример он привел Сингапур, где такой механизм существует давно и работает очень четко. Там чиновники могут принимать презент определенной стоимости, свыше которой подарки полагается отправлять на аукцион, а полученные деньги сдавать в бюджет. Как подчеркнул российский министр, «это одна из мер борьбы с коррупцией, и такая мера позволила Сингапуру стать одним из наименее коррумпированных государств».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.