На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные финансы, оценка их правовой базы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию  и науки РФ                           ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ    Факультет Бизнеса  и управления                                                                                                Кафедра финансы и кредит 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА              по дисциплине «Финансы»                                                                                                На тему: «Государственные финансы, оценка их правовой базы» 
 
 
 
 
 

                      Выполнил(а): студент(ка) группы ФК-07-1   Содномова Э.Д.
                                                     Проверил: преподаватель Давыдова Е.С. 
     
     
     
     
     
     

Иркутск 2009
 


       Содержание:                                                                
                                                                                                                       стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.  Сущность государственных финансов
           1.1.  Содержание и структура системы
            государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
            1.2. Роль государственных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2.   Управление государственными финансами
      Понятие и сущность государственного бюджета как
              основного ресурса финансовых отношений . . . . . . . . . . . . 15
      Субъекты управления. Структура органов управления государственными финансами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
 
 
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных  периодов своей истории.
     Как свидетельствует мировая практика, начало века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.
     В этих условиях у России нет другого  выхода, кроме создания такой экономической  системы, фундаментом которой будет  система государственного регулирования  экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.
     Поскольку страна не может оставаться в таком  состоянии длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.
     Перед Россией на рубеже XXI века стоят животрепещущие вопросы: как накормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема производства, как сохранить рубль от инфляции, как предотвратить негативные тенденции превращения нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.
     Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они  аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.
     Объектом  исследования выбрана сектор государственного управления экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения.
     Актуальность  выбранной для исследования темы заключается в том, что одним  из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
     Целью исследования является рассмотрение особенностей государственных финансов и их оценка их правовой базы. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
      выявить структуру системы государственных финансов
      определить роль государственных финансов
      рассмотреть правовую базу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Сущность государственных  финансов
     1.1 Содержание и структура системы государственных финансов
     Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.
     Государственные финансы есть совокупность денежных средств (ресурсов), которые государство  мобилизует для выполнения своих  функций.
     Термин "финансы" происходит от латинского корня "финис", что означает "денежный платеж". Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе: в каждой стране "свои" государственные финансы отражают особенности "своего" государства.
     Суть  первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управлении госсектором, программировании и т.п.).
     Вторая  функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.
     Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.
     И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные  финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она  заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.
     Выполнение  этих четырех функций возлагается  на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис 3. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.
     Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика  стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как  известно, на следующие пять секторов:
    нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;
    финансовые учреждения;
    органы государственного управления;
    частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);
    домашние хозяйства.
     К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому  из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.
     Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджет.
     Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.
     Сектор  государственного управления по уровням  управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.
     Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время  существенную роль выполняют различные  государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.
     Исходя  из особенностей России, к сектору  государственного управления и соответственно к государственным финансам отнесен  Пенсионный фонд, выплаты из которого производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями: взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;
     Пенсионный  фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста; операции Пенсионного фонда являются составной  частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.
     По  аналогичным мотивам к государственным  финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие  социальные внебюджетные фонды: Фонд социального  страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
     Средства  этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.
     При формировании государственных финансов необходимо производить четкое разграничение  между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.
     Учреждения  или деятельность такого рода, осуществляемая в рамках сектора государственного управления, не относится к государственным финансам. Исключение таких финансовых функций из органов государственного управления необходимо для более полного и четкого представления результатов финансовой деятельности государственных органов, выражающейся в форме их операций с финансовой системой, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.
     В сектор финансовых учреждений входят следующие подсектора: органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.
     Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в  управлении валютными резервами  страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.
     Задачами  подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.
     В государственных финансах учитывается  только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем, и кто их контролирует.
     Финансовые  учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.
     К финансовым учреждениям, операции которых  не относятся к сектору государственного управления, относятся Сберегательный банк России, государственные банки развития, финансовые и инвестиционные компании, ипотечные банки и другие, аналогичные финансово-кредитные учреждения.
     В случае создания финансово-кредитных  органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств  и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.
     Преобразование  государственных финансов является одним из важнейших направлений  экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется. 
 

     1.2. Роль государственных финансов
     Для нормального социально-экономического и политического развития страны требуется эффективное государство. Государство необходимо для предоставления нужных обществу в целом и его жителям товаров и услуг, законодательного формирования необходимых норм и институтов, позволяющих успешно функционировать экономике и обеспечивать материальные и иные условия жизни гражданам.
     Основными функциями государства, обеспечивающими нормальное развитие, являются следующие:
     разработка, принятие, реализация и совершенствование  законодательных актов, формирующих  институциональные основы рыночного  хозяйства;
     поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
     финансирование  основных социальных услуг, поддержка  слабо защищенных групп населения;
     регулирование интеграции в мировую экономику  с учетом защиты национальных интересов;
     осуществление мер по охране окружающей среды.
     Для успешного развития страны требуются  как экономические и технологические  предпосылки, так и институциональная  среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство  может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. В общем виде, казалось бы, понятно. Тем не менее, до конца не определены роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии, ответ на вопрос о том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а если должно, то какими методами.
     Для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои подходы. Наиболее общими предпосылками являются следующие:
     объем осуществляемых государством функций  и реализуемые им меры должны соответствовать  экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
     используемые  меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;
     работа  госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение  проблем общества в целом, преодоление  противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.
     Уменьшение  объема благ, предоставляемых государством населению, чревато опасностью усиления социальной напряженности. Необходимо, чтобы общество и прежде всего  наименее обеспеченная его часть  восприняли эти меры хотя и без удовольствия, но как неизбежную, вынужденную меру, имеющую временный характер.
     Финансирование  основных социальных услуг и поддержка  слабо защищенных слоев населения. Одной из важнейших задач государства  является обеспечение возможно более  справедливого распределения благ между членами общества. Это связано с расходованием государственных средств на образование, здравоохранение, обеспечение имущественной и личной безопасности граждан. Государственная политика может способствовать сокращению бедности и неравенства, содействовать улучшению условий развития отсталых в экономическом отношении регионов, населенных национальными меньшинствами, а также так называемых неперспективных регионов, ликвидируя почву для политической и социальной нестабильности.
     Государственные органы в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это  осуществляется, в частности, путем  пенсионного обеспечения в преклонном возрасте, медицинского страхования  в случае заболеваний, страхования от безработицы. В. ряде стран государственные формы страхования являются основными. В других странах значительную часть расходов несет частный сектор. Наиболее развитыми являются системы страхования европейского типа. Однако многие развивающиеся страны, как, например, Китай, Индия, Бразилия, пока не могут позволить себе внедрение таких систем в силу недостаточного уровня экономического развития.
     Регулирование интеграции в мировую экономику. Развитие международной торговли и  движения капиталов дали импульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения, стремлением преодолеть ограниченные возможности отдельных стран, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества, связанные с выпуском продукции более высоких стадий обработки, высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использования международных валютных и фондовых рынков.
     Предоставляя  ряд преимуществ, вхождение в  глобальную экономику сопряжено с крупными рисками, особенно для развивающихся стран. Многие из них опасаются, что открытость экономики сделает их чувствительными к перетокам капитала на международных финансовых рынках, поставит под угрозу стабильность национальной валюты, затруднит развитие национального сектора экономики. Функцией государства в этих процессах является выработка и проведение общенациональной политики, позволяющей использовать выгоды глобализации и минимизировать ее негативные стороны. В этих условиях национальные государства используют свои бюджеты в качестве инструмента защиты национальных интересов, добиваются с их помощью укрепления позиций на международных рынках товаров, услуг и капиталов.
     Государственное регулирование охраны окружающей среды осуществляется на основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самого государства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночных механизмов, привлечения внимания общественного мнения, информации.
     В политическом отношении государственный бюджет является фактором воспроизводства существующих институтов и структур государственного управления, сложившихся традиций государственного устройства. Поскольку посредством бюджета реализуются функции государства, и оказывается воздействие на экономическое и социальное развитие, рассмотрение бюджета всегда является предметом острой политической борьбы в парламентах и иных представительных учреждениях. Политические партии, приходя к власти, реализуют собственные цели посредством формирования и утверждения бюджетов в соответствии со своими стратегическими планами в области экономической и социальной политики, берут под контроль аппарат финансовых органов и практически реализуют бюджетную политику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Управление государственными финансами
     2.1 Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений
     Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
     - государственную бюджетную систему;
     - внебюджетные специальные фонды;
     - государственный кредит;
     Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования  экономики и социальных отношений  на макроуровне. Финансовые отношения  предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
     Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
     Бюджетные отношения характеризуются большим  многообразием, поскольку охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
     В процессе функционирования бюджетные  отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.
     Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
     - государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;
     - с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;
     - пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
     - область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.