На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Культорологии". Роль языка в культуре

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Вопрос 1. Роль языка в культуре?
    Ответ:
    Язык  человека принято называть “второй  сигнальной системой”. Она возникла исторически в процессе развития коммуникации и культуры, как инструмент познания и преобразования мира.1 Главная отличительная особенность второй сигнальной системы состоит в том,  оперируя условными знаками-символами и составленными из них предложениями, человек может выйти за границы инстинктов и выработать неограниченные по объему и разнообразию знания.
    Интересно, что все попытки научить человекообразных обезьян звуковому языку были безуспешны, так как звуковой аппарат животных не в состоянии воспроизводить разнообразные членораздельные звуки человеческой речи, однако удалось научить нескольких шимпанзе пользоваться рядом жестов языка глухонемых. Подобные опыты лишь подтверждают тот факт, что человеческая речь в ее современном виде появилась не сразу, а прошла длинный и трудный путь становления культуры, сопровождая этот процесс,  развиваясь вместе с ним.
    С древнейших времен до наших дней люди часто приписывают именам людей и названиям предметов магический смысл, волшебное значение. У многих народов, например, сохранилась традиция давать человеку  множество имен, в том числе и такое, которое не произносилось: оно считалось подлинным и настоящим. Запретным для употребления считалось в некоторых религиозных верованиях,  например, у тибетцев или иудеев, “настоящее имя бога”. Люди полагали, что знание имени чего-либо или кого-либо дает определенную власть над носителем этого имени. Недаром же Адам, первое, что сделал после своего сотворения, это дал имена всему,  что окружало, ибо Бог, согласно Библии, назначил ему “владеть  всем”.
      Любая культура опирается подобно  библейскому Адаму на раздачу  “имен” всем предметам и явлениям  мира. Культура находит  яркие, запоминающиеся имена, позволяющие воссоздать в памяти образы отсутствующих предметов, создает огромную систему значений, благодаря которой можно различать, дифференцировать оттенки восприятий и переживаний внешнего мира, выработать сложную иерархию оценок, в которой сконцентрирован опыт многих поколений. Дать имя предмету значит сделать первый шаг на пути к его познанию. А, следовательно, язык выполняет в культуре гносеологическую функцию, о которой подробно речь пойдет ниже.
    Только  благодаря языку возможно само существование культуры и мышления, как основополагающего фактора ее формирования и функционирования. Ряд антропологов полагает, что неандерталец, живший 200-40 тысяч лет назад в силу слаборазвитых речевых центров мозга, о чем свидетельстве анализ найденных археологами останков, почти не умел говорить. Однако   данные археологических раскопок свидетельствуют  и о том, что в этот период  строились жилища, осуществлялась загонная охота, т.е.  существовало  определенное достаточно эффективное средство общения, которое позволяло осуществлять совместные действия, не уподобляясь строителями Вавилонской башни. Сопоставление этих  данных позволяет сделать вывод о том, что язык как способ  коммуникации формируется в человеческом сообществе постепенно,  что отражается и на самом физиологическом строении “человека говорящего”. 

    Вопрос  № 2. Основные памятники  художественной культуры египтян.
    Ответ:    
    Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В  конце ІV тыс. до н.э. в  Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил,  сформировалось раннерабовладельческое государство Египет,  которое  стало  одним  из  самых великих центров мировой культуры.
    Историю  Древнего  Египта  делится на  три периода: первый - Древний (2800 -  2250  лет  до  н.э.),  второй  -  Среднее Царство (2050 – 1700 лет  до н.э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070  лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.
      Уже в древнем и  Среднем   царствах  были  созданы  уникальные  памятки культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена  и  Микерина,  сфинксы  фараона Хефрена  в  Гизе  и  фараона  Аменемхета  ІІІ  и  множество   художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Пирамида  Хеопса  по  размерам не имеет себе равных среди каменных сооружений мира  (высота  146  м,  длина основы каждой грани 230 м.).
    Пирамиды  и Сфинкс, который входит  в  состав  погребального  комплекса  пирамиды  Хефрена,  принадлежат  к   наиболее   характерным   монументальным памятникам  древнего  Египта.  Пирамиды  были  классическим  типом   царской усыпальницы в  эпоху  Древнего  царства,  а  в  менее  монументальном  виде, сохраняя  свою  внешнюю  форму,  возводились  также  для  фараонов  Среднего царства.
    Монументальный  царский некрополь является наиболее грандиозным  археологическим  комплексом Египта,  свидетельствующим  не  только  о  могуществе  правителей   Древнего царства, но одновременно о смелой мысли тогдашних архитекторов,  а  также  о неповторимом мастерстве каменщиков и рабочих.
    В гробницах сохранились скульптуры, рельефы и росписи, принадлежащие к шедеврам искусства эпохи Древнего царства. Достаточно  упомянуть  портретные скульптуры царевича  Рахотепа  и  его  жены  Нофрет,  членов  семьи  фараона Снофру, обнаруженные в их мастабе в Медуме. Также в Медуме в гробнице  Итет, супруги  сановника,  носившего  имя  Нефер-маат,  была  открыта   знаменитая роспись  с  изображением  гусей,  принадлежащая  к  числу  наиболее   ценных памятников живописи рассматриваемого периода.
    Наибольшее  количество памятников наряду с некрополем в Гизэ  принесли раскопки  мастаб  в северной  части Саккары.  К ценнейшим   произведениям искусства принадлежат рельефы на  дереве,  обнаруженные  в гробнице  писца Хесира, относящейся к эпохе III династии.  Его портрет является  одним  из наиболее ранних классических  примеров  канона  в изображении человеческой фигуры  в барельефе.  Среди других  памятников,  датируемых  временем   IV династии, обращает внимание скульптурная группа, изображающая Неферхотепа и его жену. К известнейшим  произведениям  египетского  искусства  принадлежит скульптура сидящего писца со свитком папируса на  коленях  (V  династия),  а также серия статуэток из известняка, изображающих людей, занятых  физическим трудом — например, фигурка женщины, растирающей зерно. В  гробнице  вельможи Каапера  была  найдена  известная  реалистическая  скульптура   из   дерева, получившая  название  «сельский  староста»  (по-арабски  Шейх-эль-Белед).  В мастабе Ти, стражника пирамид  и  надгробного  храма  фараона  Сахура,  были обнаружены прекраснейшие рельефы, изображающие сцены из жизни Ти,  а также различные хозяйственные работы, выполняемые в его владениях.2
    Древние египтяне обожествляли природу и  земную власть. Звери считались священными, их  держали  при  храмах,  а  после  смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялись целые кладбища  баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется и звероликость  египетских богов, верховным среди  которых  считался  бог  Солнца  Ра,  которого  часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался  "сыном  солнца"  с  этим связанные и почести, которые ему отдавались, и  соответственное  отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени  и земной  реальности.  В   скульптурах   он   изображался   спокойно-холодным, неземным.
    В период Нового Царства расцвела архитектура  храмов.  В  то  же  время широко проводилось сооружение святилищ.  Самыми  известными  являются  храмы Амона-Ра в Луксоре  и  Карнаке  недалеко  от  Фив.  Характерная  черта  этих сооружений  -  масса  разнообразных  колонн,  которые  символизировали  лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми   звездами,  и  создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
    Очень интересны росписи гробниц в Фивах,  которые впечатляют  своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне  ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги  -  в профиль,  а торс  - развернутым. Только  в VІІ  в до  н.э.  в  египетском  искусстве  исчезает традиция такого изображения.
    Значительные  достижения египтян в физике,  химии, медицине,  хирургии. Они  пользовались  десятичной  системой   исчисления,   им   были   известны арифметические  и  геометрические   прогрессии.   Древние   египтяне   умели предвидеть  затмение  солнца,  другие  явления  природы,  особенно   периоды разлива Нила, от которых зависела системы орошения полей.
      Высокого уровня в Древнем  Египте достигли  различные   виды  искусства, для них характерен  необычайный  расцвет.  Раннее  изобретение  письменности способствовало  развитию  высокохудожественной  словесности   во   всех   ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние  мифы,  сказки,  повести, басни, дидактические  произведения,  философские диалоги,  гимны,  молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.  С древности,  прежде  всего в связи с культовыми действиями и церемониями,  развивались музыка,  изобразительное искусство, скульптура и архитектура. Фараоны и высшие  сановники  окружали себя скульпторами,  архитекторами,  певцами,  танцовщицами,  музыкантами.  В более поздний период развивается религиозная  драма  и  появляется  светский театр. Есть основания предполагать, что в Древнем Египте  существовали  даже труппы  бродячих   актеров.   Высокого   художественного   уровня   достигли древнеегипетская живопись, скульптура и монументальная архитектура.  До  сих пор поражают зрителя мастерством статуя  писца  Каи,  скульптурные  портреты царицы Хатшепсут,  фараона  Эхнатона  и  удивительный  своей  одухотворенной красотой образ Нефертити, великолепные аллеи сфинксов и  колоссальные  храмы в Луксоре и Карнаке.   
    В основе  календаря,  которым  мы  пользуемся  сегодня,  лежит,  в  конечном  счете,  египетский  календарь:  именно  он  был  первым  солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие  от  лунного,  месяцы которого свободно  перемещаются  по  сезонам  года).  В  основе  европейской медицины  лежит  древнеегипетская  медицина,  имеется   предположение,   что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего  в качестве прототипа латинского алфавита.
    Большое влияние на  древние  народы  имела  религия  древних  египтян: известен  культ  египетских  божеств  у  греков  и   римлян.   Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале  своего  развития  впитало в себя  ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами. 

    Вопрос 3. Основные достижения и памятники культуры Вавилонии и Ассирии.
    Ответ:
    Вавилоно-ассирийская культура, культура народов, населявших в древности, в 4—1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — ШумерАккадВавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.
       Материальная культура народов древнего Двуречья находилась на сравнительно высоком уровне. Однако каменные орудия вышли окончательно из употребления лишь в начале 3-го тыс. до н. э. В металлургии в середине 3-го тыс. были известны литье, ковка, чеканка, изготовление золотой и серебряной проволоки, филигрань. Основным строительным материалом был сырцовый и, реже, обожжённый кирпич; был известен, но мало применялся свод, система дренажа и т.п. Позднее начинается заметный прогресс в технике. Совершенствуется военная техника — вводятся колесничное войско (с начала 2-го тыс.), панцирь из медных блях (с середины 2-го тыс.), конное войско, меч, укрепленные военные лагеря, осадные орудия — тараны, строятся каменные и наплавные мосты (на кожаных бурдюках). В 1-м тыс. до н. э. в Ассирии и Вавилонии появляются железные орудия, в ремесле — также алмазное сверло, примерно на рубеже 2-го и 1-го тыс. до н. э. появляется и новая оросительная техника: водоподъёмное колесо (сакие), и «бесконечная» верёвка с кожаными ведрами (черд), в 7 в. до н. э. в Ассирии строится первый каменный акведук.
      Вавилонские математики широко  пользовались созданной ещё шумерами  шестидесятеричной позиционной  системой счёта; на основе этой  системы были составлены различные  вычислительные таблицы: деления  и умножения чисел, квадратов и кубов чисел и их корней (квадратных и кубических) и др.. Вавилоняне решали квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора» и располагали методами нахождения всевозможных «пифагоровых» чисел (более чем за тысячу лет до Пифагора); помимо планиметрических задач, решали и стереометрические, связанные с определением объёма различного рода пространств, тел, широко практиковали черчение планов полей, местностей, отдельных зданий, но обычно не в масштабе. 
       Больших успехов достигли вавилоняне в области химии, имевшей, разумеется, чисто прикладной характер. От 2-го тыс. до н. э. сохранились многочисленные рецепты изготовления бронзы, известны глазури и многокрасочные поливы на керамике. 
       Попыткой обобщения географических представлений является «карта мира», где земля изображена в виде плоскости, пересечённой реками Тигром и Евфратом, сбегающими с северных гор, и окруженной мировым океаном, на поверхности которого она, видимо, мыслилась плавающей. Океан представлялся окруженным «плотиной небес», на которой покоилось несколько (три или семь) небесных сводов; под землёй мыслилась преисподняя («Великая гора»). Но географический кругозор вавилонских купцов-практиков был гораздо шире (к 1-му тыс. — от Испании до Индии).
      Крупный шаг вперёд сделала в это время также медицина. Хирургические операции включали ампутации, сращивание переломов, удаление бельма с глаза и др. В медицинских текстах, дошедших от 2-й половины 2-го тыс. до н. э. и 1-й половины 1-го тыс. до н. э., части человеческого тела уже были сведены в анатомическую систему. Были систематизированы также некоторые болезни и соответствующие лекарства.  
       Из записей астрономических и метеорологических наблюдений стали развиваться астрология (лишь в 1-м тыс. до н. э.) и астрономия. Были выделены планеты, которые, в противоположность неподвижным звёздам, сравниваемым со спокойно пасущимися овцами, назывались «биббу», «козлами». Каждая планета получила своё специальное название (кроме Меркурия, названного «биббу», то есть планета): Венера — «Дильбат», Юпитер — «Мулубаббар» («звезда-солнце»), Марс — «Залбатану» и Сатурн — «Кайману». Тогда же начались наблюдения движений планет; в частности, сохранились тексты, посвященные изучению движения Венеры. Сравнительно высокое развитие астрономии было, видимо, связано с потребностями лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело самостоятельный календарь, но после возвышения Вавилона общим для всей страны стал календарь, принятый в Вавилоне. Год состоял из 12 лунных месяцев, имевших 29 или 30 дней (синодический месяц, или период смены фаз луны, равен приблизительно 29 дням). Из-за того, что солнечный год длиннее лунного на 11 дней, время от времени, для устранения этого несоответствия, вводился дополнительный месяц. Уже до середины 2-го тыс. до н. э. были описаны созвездия, велись записи гелиакальных восходов светил и т.п. Начиная с середины 1-го тыс. до н. э. устанавливаются твёрдые правила для вставки високосных месяцев, интенсивно развивается вычислительная астрономия, сохранились тексты, где для определённого года (или последовательности лет) указаны положения Луны (или планет) через определённые интервалы времени. Большой заслугой вавилонских астрономов было открытие сароса — промежутка времени, по истечении которого солнечные и лунные затмения повторяются в той же последовательности.4  
       С основами вавилонской науки были знакомы и соседние народы — эламиты, хурриты, хетты, финикийцы. Вклад в неё Ассирии был незначителен, однако большая часть вавилонских научных сочинений дошла до нас из ассирийских библиотек 12—7 вв. до н. э. Древнегреческая наука восприняла некоторые достижения вавилонской науки (видимо, не непосредственно, а через Финикию и Малую Азию), но вавилонская астрономия, по-видимому, оказала и прямое влияние на древнегреческую. 
       Шумеро-вавилонская система мер и весов легла в основу ряда метрологических систем древней Передней Азии, а шестидесятеричная позиционная система счисления дошла и до нашего времени: именно этой системой пользуются и сейчас, когда оперируют градусами (или часами), минутами и секундами.  
       Примером своего рода исторической концепции, зачатком истории как науки может служить изложение исторических событий в виде «Списка царей», начинающегося с момента, когда «царственность спустилась с неба», и тянущегося непрерывно от древнейших к позднейшим царям. Этот список был составлен около 2100 до н. э. для обоснования идеи абсолютности царской власти. 
           К первым сочинениям  научного характера в древнем  Двуречье можно отнести списки  знаков письма — сначала рисуночных, а затем развившихся из них  — клинописных — и перечни  терминов, записанных при помощи  таких знаков. Подобные перечни  были впервые составлены около 3000 до н. э. Позже, в связи с практической потребностью, были накоплены определенные знания в области филологии. Так, в связи с тем, что шумерский язык выходил из живого употребления, а бытовым языком стал аккадский, создавались пособия для изучения шумерского как языка религии и школы — списки слов и специальных терминов разного рода, в том числе ботанических, зоологических, минералогических и т.п.; в начале 2-го тыс. появились шумеро-аккадские общие и терминологические словари, были даже попытки составления этимологических словарей; ещё позднее, частично за пределами Двуречья, составлялись и многоязычные словари, например шумеро-аккадо-западносемитско-хурритский, шумеро-аккадо-хеттский и т.п. Составлялись пособия по грамматике. 
       Средоточием науки в древнем Двуречье до середины 2-го тыс. до н. э. была так называемая э-дубба — тип светской школы-академии, готовившей главным образом писцов, но имелись, видимо, и храмовые школы. Писец было почётным званием образованного человека. В соответствии со степенью эрудиции и специализации различалось около двадцати видов писцов. Среди дидактических школьных текстов известно «Поучение земледельцу», нечто вроде краткого сельскохозяйственного справочника. 
        Религия древних народов Двуречья не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходе общественного развития она претерпела существенные изменения.. Верховным божеством считался бог Энлиль. Энлиль, Ан и Энки составляли триаду великих божеств. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, а также скотоводства — Думузи-абзу (Таммуз) и др. Загробный мир представлялся в виде мрачного подземного города, где правит богиня Эрешкигаль (или бог Нергал). Большое распространение имели верования в различных добрых и злых духов. 
      В конце 3-го тыс. до н.  э. в связи с укреплением  единого деспотического государства  местные культы соединились в общий для всей страны пантеон. Роль людей в религиозной системе была сведена к роли рабов, подносящих богам свои жертвы, а царская власть объявлена божественной субстанцией. 
       В период возвышения Вавилона (18 в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук. В 1-м тыс. до н. э. развиваются астральные культы на основе отождествления некоторых божеств с небесными светилами. На С.-В. Двуречья, в Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением некоторых местных (хурритских и др.) божеств, но верховным богом здесь считался покровитель главного города Ассирии — Ашшура, носивший то же имя, что и город. Наряду с верховным богом (Энлилем, Мардуком или Ашшуром) «великими богами, решающими судьбы», составляющими совет старейшин в общине богов, признавались 7 или 12 главных божеств. 
           Сохранялись представления,  восходящие к культу вождя как воплощения жизненных сил общины. Пережитком ритуального убийства состарившегося вождя являлся в Вавилоне ежегодный обряд, при котором царь временно заменялся бедняком или рабом, подвергавшимся побоям со стороны верховного жреца. 
       Во 2—1-м тыс. получает развитие понятие греха и покаяния, которые, однако, воспринимались главным образом в ритуальном плане (нарушение магических запретов и правил почитания богов и искупление прегрешения). 
       Профессиональное жречество создаётся в Двуречье очень рано — ещё в 4-м тыс. Жрецом был и правитель (царь). Для культовых целей с 4-го тыс. до н. э. из общинных начали выделять специальные обширные храмовые хозяйства, затем они вошли как составные части в царские хозяйства. 
           В 1-ой половине 3-го тыс. до н. э. литература народов Двуречья была исключительно устной. Именно к этому периоду восходит, вероятно, часть шумерских эпических песен, дошедших до нас в записях 19—18 вв. до н. э. Цикл песен о героях г. Урука — Энмеркаре, Лугальбанде, Гильгамеше и др. — содержит некоторые реалистические подробности. Мифологический характер носят песни о змееборце Лугальбанде, об иве богини Иннин и др. Архаичностью отличается культовая эпическая песня о нисхождении богини Иннин в преисподнюю. К более поздним временам относятся, очевидно, этиологические эпические песни, посвященные золотому веку, происхождению культурных изобретений. 24— 21 вв. до н. э. — время расцвета историко-героического эпоса на шумерском и аккадском языках о деяниях и походах царей Саргона и Нарамсина. Им же были посвящены и нравоучительные жреческие поэмы с антимонархической тенденцией, обвиняющие царей в нечестии. Вероятно, к 22 в. до н. э. относится и аккадская эпическая поэма о Гильгамеше, с большой художественной силой рассказывающая о трагедии человеческой судьбы и поисках бессмертия. Начиная с 22 в. до н. э. получают оформление некоторые официальные надписи (надпись-поэма о постройке храма Гудеей и надпись-поэма о победе царя Утухегаля над полчищами кутиев, обе на шумерском языке). К концу 3-го тыс. до н. э. восходит, очевидно, и обширная дидактическая литература, известная по записям 18 в. до н. э. и более позднего времени. К ней относятся: афористические поучения, приписывавшиеся Шуруппаку и его сыну Зиусудре. Интересны покаянные псалмы, литургические «плачи», иногда подлинно лиричные, отражающие настоящие человеческие горести, а также уникальные две шумерские свадебные и две погребальные песни. Классическая аккадская литература складывается, вероятно, в кассидский период литературы 16—12 вв. до н. э.: большой космогонический эпос в 7 песнях, описывающий сотворение мира из хаоса, борьбу старшего и младшего поколений богов и т.п. Появляются и произведения, выражающие скептическое и даже критическое отношение к действительности: поэма о «Ниппурском бедняке» и др. 
       Из Ассирии почти не дошло самостоятельных литературных памятников. Писались подражательные поэмы, гимны и молитвы в вавилонских жанрах; некоторые из них написаны царём Ашшурбанипалом. Самостоятельным жанром ассирийской литературы являются царские анналы. Некоторые из них, написанные ритмической прозой, живо и красочно рисуют картины битв: письмо Набушаллимшуну к богу о походе Саргона II в 714 дон. э. против Урарту. После падения Ассирии в конце 7 в. до н. э. в литературе не было создано ничего значительного. Памятники старой вавилонской, а отчасти и шумерской, главным образом культовой, литературы переписывались вплоть до 1 в. до н. э. на живом арамейском языке. За исключением анналов, летописей, предсказаний и т.п., вся литература народов древнего Двуречья — стихотворная.  
    В художественной культуре древнего мира важное место занимают пластические искусства племён и народов Месопотамии 4—1-го тыс. до н. э. В Месопотамии, как  и в Древнем Египте, складываются и получают первоначальное развитие многие формы архитектуры, скульптуры, синтеза искусств, изображения человека и окружающего мира, характерные для последующих эпох.  
       Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины с раскрашенным ритмизовским геометрическим узором и стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к 5—4-му тыс. до н. э. С середины 4-го тыс. до н. э. появляется гончарный круг, развивается строительство храмов (прямоугольный в плане «Белый храм» в Уруке на высокой сырцовой платформе), стены, которых иногда украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В период Джемдет-Наср (конец 4-го — начало 3-го тыс. до н. э.) получает развитие круглая скульптура (тщательно моделированная женская голова из Урука со строгими обобщёнными чертами, начала 3-го тыс. до н. э., Иракский музей, Багдад), складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа (сосуд из Урука с ярусами плоскорельефных фризов, где изображены ритмически чередующиеся жанровые сцены, процессии людей и зверей, Иракский музей, Багдад), расцветает искусство глиптики (резные цилиндрические печати с сюжетными сценами, отмеченными свободой композиции и передачи движения). 
       В период образования городов-государств (начало 3-го тыс. до н. э.) в искусстве нарастают черты условности и каноничности. В эпоху возвышения Шумера усиление царской власти и влияния жречества определяет ведущую роль храмовой архитектуры. Стремление утвердить могущество божества воплощается в величественной геометрической простоте архитектурных масс. Прямоугольные в плане храмы сооружались из кирпича-сырца на насыпных платформах, предохранявших здания от сырости. Стены членились прямоугольными выступами и нишами (так называемый Овальный храм в Хафадже, начало 3-го тыс. до н. э. — 22 в. до н. э.). К раннединастическому храмовому зодчеству Шумера восходит тип многоступенчатой башни-зиккурата с «жилищем бога» наверху. Зиккурат в Уре (22—21 вв. до н. э.) состоял из поставленных одна на другую трёх усечённых пирамид: террасы зиккурата соединялись наружными лестницами, ярусы были окрашены в разные цвета. Жилые здания Шумера, повлиявшие на последующую храмовую и дворцовую архитектуру, имели плоские крыши и прямоугольный в плане открытый внутренний двор. 
       Мелкая пластика Шумера (статуэтки молящихся из камня и бронзы) отличалась схематичностью и нерасчленённостью форм. На застывших лицах с резко выступающими носами выделялись огромные, инкрустированные цветными камнями глаза. Изображения на рельефах плоскостны и статичны: голова и ноги обычно изображены в профиль, глаза и плечи — в фас; фигуры бога и царя выделены размером (каменная стела Эаннатума — правителя г. Лагаша, или так называемая Стела коршунов, с поярусно расположенными военными сценами, около 2500 до н. э., Лувр, Париж). Сходен по стилю так называемый штандарт из Ура — мозаика из раковин и лазурита со сценами битв и триумфов (около 2600, Британский музей, Лондон). Замечательны золотые предметы из «царских» гробниц Ура — орнаментированный шлем, диадема и кинжал с ножнами филигранной работы, полная живой выразительности голова быка (украшавшая арфу) из золота и лазурита. Резным печатям Шумера свойственны условность и орнаментальность форм. 
       Немногочисленные сохранившиеся памятники периода объединения Месопотамии под властью династии Аккада (24—22 вв. до н. э.) отражают усиление культа властителя. При сохранении условных приёмов в рельефах появляется стремление к большей свободе композиции, к объёмности фигур, показу окружающей природы (каменная стела царя Нарамсина с батальными сценами, Лувр, Париж, цилиндрические печати со сценами охоты — все 23 в. до н. э.), в круглой скульптуре — стремление к портретности черт (бронзовая голова правителя из Ниневии, 23 в. до н. э., Иракский музей, Багдад). Высокого совершенства достигает техника художественной обработки бронзы — литья, чеканки, гравировки. Традиции искусства Аккада сохраняются в портретном искусстве г. Лагаша (статуя правителя Гудеа, 22 в. до н. э., Лувр, Париж).
           В объединённом  государстве III династии Ура (конец  22—21 вв. до н. э.), в условиях  жреческого бюрократического режима, в художественных мастерских  создавались главным образом рельефы с каноническими сценами поклонения божествам, отличающиеся сухостью форм. От периода возвышения г. Вавилона (18 в. до н. э.) сохранилось немного памятников: диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, украшенная в верхней части рельефом с изображением царя в молитвенной позе перед богом Шамашем (Лувр, Париж); росписи дворца в Мари с культовыми сценами и изображениями богов, и др. 
       Новый этап в развитии искусства Месопотамии связан с возвышением Ассирии. Собственно ассирийское искусство складывается во 2-м тыс. до н. э. под воздействием культур Аккада и хеттов (рельефы дворца в г. Кар-Тукульти-Нинурта, 13 в. до н. э.). Расцвет искусства Ассирии совпадает со временем наибольшего могущества и военной экспансии ассирийского государства (9—7 вв. до н. э.). Его основными темами становятся войны, прославление царей-победителей. Дворцы царей Ассирии, включенные в регулярную планировку городов, представляли собой прямоугольные в плане цитадели на насыпной террасе, с многочисленными помещениями, которые группировались вокруг асимметрично расположенных открытых внутренних дворов. Парадные арочные ворота-порталы фланкировались башнями с монументальными фигурами гениев-хранителей (в виде крылатых быков с головой человека) у основания. Дворцовые комплексы включали прямоугольные храмовые помещения и зиккураты (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, современный Хорсабад, 712—707 до н. э.). В убранстве дворцов главную роль играли рельефы из известняка и алебастра с изображениями мифологических существ, сцен войны и охоты, придворного быта. Редким памятникам круглой скульптуры Ассирии, тесно связанной с архитектурой, свойственны монументальность, торжественность, застылость и нерасчленённость масс (статуя Ашшурнасирпала II, 9 в. до н. э., Британский музей, Лондон). Расцвета достигло прикладное искусство — выделка цилиндрических печатей, художественное ткачество, резьба по кости и дереву, обработка металла. 
       После падения Ассирии (кон. 7 в. до н. э.) кратковременный расцвет вновь переживает искусство Вавилона (7—6 вв. до н. э., так называемый ново вавилонский период). Великолепен ансамбль г. Вавилона со сложной системой укреплений, широкими прямыми дорогами процессий, дворцом Навуходоносора II, храмовым комплексом Эсагила и 90-метровым зиккуратом Этеменанки. 
           В результате  завоевания Вавилона державой  Ахеменидов (539 до н. э.) и его  вхождения в государство Селевкидов (конец 4в. до н. э.) в вавилонской  культуре проявляется влияние  персидского, а позже эллинистического искусства. В свою очередь вавилонское искусство повлияло на развитие искусства Ирана и Парфии. 

    Вопрос 4. Основные религиозные  учения Древней Индии.
    Ответ:
    Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность.
    Основные религиозные учения Древней Индии:
    1. Ведизм. О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).
      Для ведизма характерным было  обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей)  и отдельных природных и социальных  явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.
    Многие  черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

    2. Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.6

      В ранних индуистских текстах  говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он  предстает в облике Кришны - героя  племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.
    Большую популярность очень рано приобрел культ  Шивы, который в триаде главных  богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется  с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель  скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.
    Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.
    3. Буддизм. Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.
    Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами  Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.
    Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".
    В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное  жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи  разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.
    Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального  культа. Имеется в виду такая форма  религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.
    К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и  махасангики. Последнее учение легло  в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
    Ранний  Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ  Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением  и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
    Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. 

    Вопрос 5.  Средневековая  культура Западной Европы.
    Ответ:
    Термин "средневековье" возник в эпоху  Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.7
    Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).
    Хотя  средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.
    Светская  культура, будучи одним из компонентов  западноевропейской средневековой  культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
    Варварское  завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно-феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, которую нужно было освободить для высшего блаженства.
    Аскетизм  стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как «жития святых». Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры «века сего» определенной частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской культуры.
    В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают проводить  римские папы, подчиняя ее решению  идеологических и социальных задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого «последнего римлянина», основавшего первую средневековую мастерскую письма и соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного сосуществования различных идеологий.
    Такого  рода нетерпимость в области культуры, существенным элементом которой  является религия Христа, способствовала росту нетерпимости к инакомыслящим единоверцам и впоследствии послужила одним из культурных оснований для создания священной инквизиции. В средние века росли доходы и владения церкви, усиливалось ее могущество. На Западе в условиях отсутствия стабильной централизованной власти она накопила значительные богатства, которые оставлены ей были королями варварских государств, возникших на территории Западной Римской империи. Значимость католической церкви обусловлена была исключительным значением религии в средние века — она представляла собой идеологическую форму внеэкономического принуждения, составлявшего существенную черту классовых отношений в феодальном обществе.
    Римский народ после 382 г., а также германские и славянские племена воспринимали христианскую веру путем крещения их вождей и дружин. В этот момент вожди брали на себя обязательство подчиняться папе в области духовной жизни и в области некоторых тогдашних дел. Христианизация вождей была тождественна христианизации племен и народов в соответствии с принципом «народ исповедует веру короля». В силу этого правового принципа христианином становился каждый член племени или народа, чей владыка принял христианство. Поскольку христианство было государственной религией, постольку повиновение светскому и духовному владыке влекло за собой легитимизацию христианства..
    Религиозная универсальность, основанная на юридическом  и аграрном характере индивидуальной религиозности, в регионе своего существования не могла быть терпимой ни к религиозной индифферентности, ни к инаковерию. Согласно тогдашним представлениям, неконформистское поведение нарушало порядок природы — угрожало расстройством общественной стабильности и нарушением ритмов природы, т.е. влекло за собой катастрофические последствия. Если кто-то не принимал веру, тот «не умещался» в существующем общественном устройстве. Толпа устраивала над ним самосуд; власти, защищая его перед самоволием плохо сдерживаемой толпы, отдавали под суд. Сильная связь, существовавшая между церковью, государством и обществом, приводила к тому, что каждый, кто хотел жить в обществе, должен был быть одновременно и христианином.8
    Христианство  в феодальном обществе Западной Европы выполняло функцию идеологического  интегратора, что привело к консолидации его организации — римско-католической церкви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему во главе с римским папой и стремящейся к главенству в «христианском» мире. Вековое сооружение папской теократии основано на двух взаимоисключающих принципах — принципе аскетизма (отречения от мира) и принципе всемирной власти (владычества над миром). История средних веков Западной Европы свидетельствует о взаимосвязи этих двух принципов. Аскетизм, отречение от мира и вера в бога служили существенным инструментом в руках католической церкви для достижения ее целей.
    Многое  в этом плане христианством было взято из предшествующих эпох и культур  и трансформировано в соответствии с потребностями папской власти. Религия и философия Древнего мира проповедуют аскетизм и отречение от мира, христианство же провозглашает, что царство божье не от мира сего; аскетизм лежит в основе манихейства,
    возникшего  на Востоке; аскетизмом завершается  древнегреческая философия в  неоплатонизме. Августин Блаженный  обратился к этим трем источникам при написании своих трудов, к тому же он сам культивировал аскетизм, он придал аскетизму высокий статус своим учением о первородном грехе, совершенным Адамом и передающемся по наследству. Августин Блаженный считал, что следствием этого греха является похоть, поэтому отречение от похоти, борьба с ней является как бы возвращением к первоначальной, райской чистоте. В этом плане монашество — это уже не особый образ жизни, а высокое призвание человека.
    Контраст  между аскетическим настроением  средневекового общества Западной Европы и завоевательными стремлениями римско-католической церкви является характерной чертой истории средних веков (хотя в конечном счете ни та, ни другая цель не были достигнуты). Поборники аскетизма и церковной иерархии ведут упорную борьбу, чтобы установить в мире господство теократии и подчинить средневековому мировоззрению все сферы человеческой жизнедеятельности — государство, общественный строй, экономику, право, литературу и науку. Можно сказать, что стремление к отречению от мира и стремление к господству над миром, по сути, едины; что переход от аскетического христианства к завоевательной политике папства имеет свою логику; что притязания средневековой церковной иерархии на власть имели свои основания не в произволе отдельных личностей, а в самой логике развития религиозной системы католицизма. Религиозный фанатизм служил одним из средств в стремлении римско-католической церкви установить тоталитарное управление над западным обществом. Более того, римско-католическая церковь от имени бога пыталась добиться также «интернационализации» своей власти — пробиться на Восток^хотя и потерпела в этом поражение. В остальном же католическая церковь продемонстрировала необыкновенную живучесть. Она успешно находила выход из ситуации, которые, казалось, грозили ее гибелью. Достаточно вспомнить о многочисленных сектах, имеющих свои истоки и опору в массовых общественных движениях, — катарах, вальденсах, флагеллантах, немецких и фландрских мистиках XIV в., гуситах и других «еретиках», наконец, о движениях эпохи Реформации. И одним из эффективных орудий решения такого рода задач выступала священная инквизиция, вскормленная в атмосфере религиозного фанатизма и сама представляющая собою фанатическое учреждение.
    Инквизиция  возникла в XII—XIII вв. и закончила свое существование в первой половине XIX в. Следует отметить, что к концу XIII в. Западная Европа, находящаяся под влиянием католической церкви, была покрыта сетью инквизиционных трибуналов. В ту эпоху священная инквизиция выступала в качестве международной полиции, ибо у нее были длинные руки и хорошая память. Она внушала мистический ужас в силу таинственности ее деятельности и ее сверхъестественной бдительности. Деятельности инквизиции были присущи разнообразные методы и формы — от пыток в застенках и аутодафе в средние века до анафем, отлучений и Индекса запрещенных книг в Новое и Новейшее время.
    Однако  деятельность священной инквизиции не смогла предотвратить Реформации, и падение римско-католической церкви казалось неизбежным. Это случилось в тот момент, когда Европу со всеми ее мирянами, духовенством и монашескими орденами охватили сомнения в истинности доктрин римско-католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений органически связаны с тем, что ее нетерпимость переплетается с неопределенностью многих догм христианства. Поэтому для борьбы с «христовыми врагами» и отступниками был создан в середине XVI в. орден иезуитов, во главе которого стал Игнатий Лойо-ла, основатель этой полувоенной-полумонашеской организации. Именно этому фанатичному ордену удалось потеснить множество других католических орденов (доминиканцев, францисканцев и др.) и осуществить тотальный контроль над мыслями, духовной жизнью многих людей в мире.
    Римско-католическая церковь с самого начала установила монополию на интеллектуальное образование, она использовала некоторые знания античности при организации епископских и монастырских школ, необходимых для обучения клириков. В них Боэцием и Кассио-дором было введено (VI в.) деление «семи свободных искусств» на две части: тривиум (три пути знания: грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (четыре пути знания: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). В XII и XIII вв. из них иногда возникали университеты (в том случае, если в школах были крупные профессора богословия, философии, медицины и римского права). В 1200 г. во Франции был основан Парижский университет, в Италии находились такие знаменитые школы, как Болонская юридическая и Салернская медицинская школы. 

    Вопрос 6. Основные достижения  и памятники Древнего Китая.
    Ответ: 

          Ханьский период был своего  рода  кульминацией  культурных  достижений Древнего  Китая.  На   основе   вековых   астрономических   наблюдений   был усовершенствован  лунно-солнечный  календарь.  В 28  г.  до  н.э.  ханьские астрономы впервые отметили  существование солнечных пятен.   Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее  поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала  на  Юг.  Ученый  Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в  мире  сконструировал  прототип  сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий.  Им была  разработана  теория  Земли  и  безграничной  Вселенной  во  времени  и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в  истории изобрели  отрицательные  числа,  уточнили  значение  числа  П.   Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов  по  разным  болезням.  Чжан  Чжуецзын (150-219  гг.)   разработал   методы   пульсовой   диагностики   и   лечения
    эпидемиологических  заболеваний.9
          Конец эпохи древности отмечен   изобретением  механических  двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного  насоса,  усовершенствованием плуга.
          К выдающимся успехам материальной  культуры  относится  древнекитайское  лаковое производство.  Лаковые   изделия  составляли  важную  статью  внешней торговли Ханьской  империи.
          Со времен «открытия» Великого шелкового пути империя Хань  Становиться всемирно  известным  поставщиком  шелка.  Китай  был  единственной   страной древнего мира, освоившей культуру шелкопряда.
          Великим вкладом Древнего Китая   в  общечеловеческую  культуру  явилось изобретение бумаги. Изобретение бумаги и туши создало  условие  для  техники эстампов, а затем и возникновению печатной книги. С  бумагой  и  тушью  было связано и усовершенствование китайской письменности.
          В период Хань  производится  сбор,  систематизация  и  комментирование древних памятников. По сути все, что осталось от древнекитайского  духовного наследства, дошло до нас благодаря  записям,  осуществленным  в  это  время. Тогда же зародились филология,  поэтика,  были  составлены  первые  словари. Появились  крупные   произведения   художественной   прозы,   прежде   всего исторической.
            Некоторые достижения  Древнего Китая – бумага, порох,  компас  и  пр.  – были  заимствованы  у  китайцев  другими   цивилизациями.   Благодаря   этим достижениям мир претерпел значительные изменения.  И  тот  мир,  который  мы видим  сейчас,  является  результатом  тех  изменений,   которые   произошли благодаря открытиям разных цивилизаций, в том числе и  цивилизации  Древнего Китая. Древнейшие произведения китайского искусства датируются III тыс. до н. э. Они представлены в основном керамическими изделиями: сосудами, раковинами, небольшими скульптурными изображениями в виде статуэток. Основным рабочим материалом была глина. Изделия изготовлялись гладкими или расписными. Большая часть сосудов отличается грубой отделкой, хотя встречаются сосуды, окрашенные в красный или черный цвет 
снаружи и полированные внутри, ряд изделий с геометрическим орнаментом. Керамика была изготовлена с помощью гончарного круга. Наряду с бытовой посудой изготовлялись и жертвенные сосуды (“дин”), Памятники искусства иньского периода характеризуются большим разнообразием. В городищах эпохи Инь обнаружены ремесленные мастерские по выделке каменных, бронзовых предметов и ювелирных изделий. Бронзовые предметы представлены военным снаряжением и обрядовой утварью. В этот период бронзовые изделия отмечаются богатством форм и искусной отделкой.

          Чаще всего встречаются  бронзовые сосуды, предназначенные  для жертвоприношений и исполнения ритуалов. Эти сосуды подразделяются на три типа — дин (треножник с двумя ручками), ли (треножник с полыми ножнами) и сянь (сложный сосуд). Поверхность сосудов всех типов в основном была рельефной с изображением представителей животного и мифического мира. Чаще всего изображали драконов и чеканили иероглифы. В чжоус-кий период на сосудах стали выгравировывать большие надписи, которые состояли из нескольких сотен иероглифов. Помимо бронзы, все чаще исходным материалом служит нефрит и яшма. Изделия из яшмы были обязательной принадлежностью различных обрядов знати. Крупные и мелкие чиновники вана часто приказывали в память о каком-нибудь событии изготавливать подобные изделия. В дальнейшем произошло обогащение сложившихся ранее художественных форм. Изделия становятся более легкими и оригинальными по форме, рисунок на них приобретает тонкость и изящество, надписи делаются главным образом рифмованные, иероглифы — стилизованные, меняется первоначальный стиль.
          Такие произведения искусства могли быть созданы  только высококвалифицированными мастерами. В древнем Китае сложилась определенная группа лиц, обладавших специальным мастерством — “байгун”. Они из поколения в поколение передавали свои навыки и по знаниям в области ремесла превзошли ремесленников соседних государств того времени. Вместе с тем ремесленникам были предоставлены привилегии: они были освобождены от воинской повинности и могли успешно заниматься только своим делом.
          Наряду с остальными видами искусства музыкальное искусство  возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. В чжоуский период музыкальное искусство получает дальнейшее развитие, песни и пляски перестают быть только ритуальными.
    Постепенно  песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые и ударные. При дворе знати создается специальная музыкальная служба. Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: “Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать”.
    Архитектура древнего Китая первой половины I тыс. не столь богата и разнообразна и  представлена зданиями, основу конструкции  которых составляли не стены, а столбы. В то время полагали, что без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой платформе. В период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение правители княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие, возводили роскошные дворцы. 

    Вопрос 7. Особенности и  достижения культуры эллинизма.
    Ответ:
          Понятие  "Эллинизм"  обозначает  историческую  эпоху,  которая началась с воцарением Александра  Македонского  и  окончилась  с  включением Птолемеевского Египта в  состав  римского  государства  (336-330  до  н.э.). Причины (формирования эпохи Эллинизма были следующие. В Греции 4 в. до  н.э. значение полисов  упало,  и  они  переживали  острый  социально-политический кризис.  В  этих  условиях  усилившаяся  Македония  добилась   политического господства над греческими полисами. В Македонии к тому  времени  утвердилась централизованная монархия (Филипп II) со столицей в  городе  Пелла.  хотя  в горных районах еще было сильным влияние родовой знати.  В то  же  время в персидской державе Ахеменидов вследствие центробежных тенденций в сатрапиях (Египет, Вавилон, Фригия и т.д.) обнаружились отчетливые кризисные явления.
          Для  преодоления  кризиса  в  Греции  были  предприняты   под   руководством
    Македонии завоевания на Востоке (Персидское царство). Эллинистическая  эпоха охватывает:  период походов Александра Македонского вплоть до Инда  (334-323  до  н.э.), распад   этого   государства   и   образование   на   его   основе "эллинистического" и восточного государства в течении войн диадохов  (323-280 до н.э.). Историю этих государств до их подчинения Римом или Парфией (280-230 до н.э.).10
          Классическая культура Древней Греции стала преемницей  древневосточных культур  и  колыбелью  европейской  культуры. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.