На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние и пути совершенствования учета выбытия основных средств в ООО «Мурминское»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  Российской Федерации 

ФГОУ  ВПО «Рязанский государственный  агротехнологический  университет им. П.А.Костычева» 
 

Кафедра бухгалтерского финансового учета и аудита 
 

Курсовой  проект
на  тему: «Состояние и  пути совершенствования  учета выбытия  основных средств в ООО «Мурминское» 
 
 

Выполнила:
студентка 41 гр.
учетно-финансового  факультета
специальность: бухгалтерский 
учет, анализ и аудит
Копченкова  Е.М.  
 
 

Рязань 2010 

Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы выбытия объектов основных средств 6
1.1. Экономическое содержание выбытия объектов основных средств 6
1.2. Экономическая характеристика организации 20
2. Современное состояние бухгалтерского учета по выбытию основных средств 31
2.1. Первичный учет выбытия основных средств 31
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств 34
3. Совершенствование учета выбытия основных средств 40
Выводы 41
Список литературы 43
Приложения 45
 

Введение

 
    Производственно – хозяйственная деятельность предприятий обеспечивается не только за счет использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов. В качестве основных фондов выступают средства труда и материальные условия процесса труда.
    Средства  труда – это станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
    Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в  процессе производства, сохранение первоначального  внешнего вида (формы) в течение длительного  периода. Под воздействием производственного  процесса и внешней среды они  снашиваются постепенно и переносят  свою первоначальную стоимость на затраты  производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
    Целью данной работы является изучение нормативной  законодательной базы по учету выбытия основных средств, определение основных операций по их оформлению, а также правильность оформления документации по операциям выбытия основных средств.
    В последние годы значительно изменилась нормативная база по бухгалтерскому учету основных средств, что внесло существенные изменения в технику  и методологию учета основных средств.
    Выбытие основных средств определено в Положении  о бухгалтерском учете основных средств ПБУ6/01, Типовой инструкции о порядке списания пришедших  в негодность зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств  и другого имущества, относящегося к основным средствам (фондам) (утверждена письмом Минфина СССР и Госплана СССР от 1 июля 1985 года № 100, в последующих  редакциях).
    Основные  средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей  совокупности образуют производственно – техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
    На  протяжении длительного периода  использования основные средства поступают  на предприятие и передаются в  эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при  помощи которого восстанавливаются  их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия  вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения.
    Предприятия имеют право владения, пользования  и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать  другим предприятиям, обменивать, сдавать  в аренду принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с  баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью  ли они амортизированы или нет.
    При ведении учета основных средств  применяются следующие методы бухгалтерского учета: документирование – все хозяйственные операции оформляются документами; инвентаризация – средства контроля за сохранностью имущества предприятия; оценка – денежное выражение имущества, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов; калькуляция – служит основой для определения себестоимости единицы продукции, а также для определения средних издержек производства; счета – предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; баланс – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении; бухгалтерская отчетность – система показателей отражающих имущественное и финансовое положение организации на определенную дату. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    При написании курсового проекта использовались различные методы исследования. Перед документированием материала были изучены разные библиографические источники. Полученные сведения были систематизированы. Далее, полученный материал был проанализирован и разделен по частям согласно плану работы.
    При написании работы были использованы различные нормативные документы и библиографические источники. Так, книга «Бухгалтерский финансовый учет» В.Г. Широбокова, З.М. Грибановой и А.А. Грибанова был взят за основу теоретической части курсового проекта. Учебник М.З. Пизенгольца «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» взят для сравнительного рассмотрения и поиска отличий в ведении учета выбытия объектов основных средств в обычных организациях и в организациях сельскохозяйственной направленности. Полный перечень библиографических источников, использованных для написания работы приведен в конце работы.
    По  своей структуре, курсовая работа состоит из трех основных глав. Первая глава содержит информацию об общих принципах организации в Российской Федерации выбытия основных средств, а также экономическая характеристика предприятия, на основе которой данный вопрос был изучен. Во второй главе раскрывается современное состояние учета выбытия основных средств из ООО «Мурминское». Третья глава содержит рекомендации по совершенствованию и рационализации учета выбытия основных средств. 

    Теоретические основы выбытия объектов основных средств
      Экономическое содержание выбытия  объектов основных средств
 
    В.Г. Широбоков, З.М. Грибанова и А.А. Грибанов считают, что выбытие основных средств может происходить вследствие физического (морального) износа, продажи или безвозмездной передачи другим лицам, передачи в счет вклада в уставный капитал других организаций или вследствие стихийных бедствий.
    По  их мнению, в условиях рыночной экономики  основанием для списания основных средств служит не срок амортизации, а непригодность к дальнейшему использованию или нецелесообразность их использования. Для определения нецелесообразности или непригодности на предприятии создают комиссию. Списание застрахованных объектов производится в присутствии представителей страховой компании. Затем, после принятия решения, оформляются соответствующие документы, которые составляются в двух экземплярах и подписываются членами комиссии и руководителем или уполномоченным им лицом. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а другой лицу, ответственному за сохранность данного объекта основных средств. Причем, авторы уточняют, какой из документов должен оформляться при каждом виде выбытия:
    ликвидация – Акт на списание объекта основных средств (форма         № ОС-4), в котором отражают балансовую стоимость объекта, сумму начисленной амортизации, дату постройки (поступления) и сдачи в эксплуатацию, результат от ликвидации;
    продажа отдельных объектов и передача в уставный капитал осуществляется по договорным ценам, при этом, в зависимости от вида основных средств используются разные формы документов:
          все объекты основных средств, кроме зданий и сооружений – Акт о приеме – передаче основных средств (форма № ОС-1) или Акт о приеме – передаче групп объектов основных средств (форма № ОС-1б);
          сооружения – Акт о приеме – передаче здания (форма № ОС-1а).
    Авторы  этого учебного пособия, также считают, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств», что позволяет отражать выбытие основных средств двумя способами: с открытием субсчета «Выбытие основных средств» и без использования данного субсчета.
    Авторы  считают, что наиболее часто используемый способ отражения выбытия основных средств с помощью бухгалтерских  записей – без открытия субсчета. В данном случае вся сумма накопленных  амортизационных отчислений списывается  на уменьшение балансовой стоимости  конкретного объекта (Дт 02 Кт 01), а его остаточная стоимость переносится на счет прочих доходов и расходов (Дт 91 Кт01), на этот же счет относятся и расходы, связанные с выбытием актива (Дт) и доходы от его выбытия (Кт). В конечном итоге на счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Если выбытие основных средств осуществляется продолжительное время, то применяется способ с открытием субсчета «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится первоначальная стоимость объекта основных средств, а в кредит – сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость списывается со счета 01 субсчет «Выбытие основных средств» на счет 91 «Прочие доходы и расходы». При обнаружении недостач основных средств производится сначала списание суммы начисленной амортизации (Дт 02 Кт 01), затем отражаются суммы недостач в переделах остаточной стоимости (Дт 94 Кт01), далее отражается сумма разницы между рыночной стоимостью, взыскиваемой с виновного лица и его остаточной стоимостью (Дт 73 Кт98), а затем, постепенно, по мере взыскания денежных средств уменьшается задолженность виновного лица (Дт 50 Кт73), одновременно с этим отражается соответствующая сумма разниц и признается в составе доходов отчетного периода (Дт 98 Кт91). После всего этого сальдо по 91 счету списывается в конце месяца на счет 99 «Прибыли и убытки». [27]
    М.З. Пизенгольц выявляет те же причины, вследствие которых основные средства могут выбыть из хозяйства, но добавляет ко всем вышеперечисленным причинам несколько своих вариантов возможного выбытия объектов основных средств, которые являются специфическими именно для сельского хозяйства, к ним относятся: выбраковка скота из основного стада, утрата производственного назначения многолетними насаждениями, истечение сроков погашения капитальных затрат неинвентарного характера и др.
    М.З. Пизенгольц пишет о том, в каких  случаях объекты основных средств подлежат списанию: «Имущество, относящееся к основным средствам, подлежит списанию лишь в тех случаях, когда его невозможно или экономически нецелесообразно восстановить, а также когда оно не может быть в установленном порядке продано или передано другим предприятиям и организациям».
    Также, автор четко определяет, какие  должностные лица должны входить  в комиссию, определяющую непригодность  основных средств, невозможность или  неэффективность проведения их ремонта и кто должен проводить осмотр этих объектов. В комиссию входят: заместитель руководителя предприятия, главный инженер (старший механик), главный агроном и главный зоотехник, инженер-строитель (прораб), бухгалтер или его заместитель, а в необходимых случаях и другие специалисты. Проверку технического состояния объектов до их списания производят представители районных инспекций при управлении сельского хозяйства. Для этого, к установленному сроку предприятие готовит объекты и их документацию к осмотру.
    Еще, автор указывает в каких ценовых  границах находятся объекты основных средств, подлежащие списанию на затраты  производства, эта ценовая граница  находится на уровне не более 2000 руб. за единицу.
    Следует заметить также, что формы, применяемые  для списания имущества в сельскохозяйственных организациях другие. На сельскохозяйственных предприятиях применяют следующие  акты на списание имущества:
    Акт на списание зданий и сооружений (форма № 104-АПК);
    Акт на списание машин, оборудования и транспортных средств (форма № 105-АПК);
    Акт на выбраковку животных из основного стада (форма № 106-АПК);
    Акт на списание производственного и хозяйственного инвентаря (форма № МБ-8).
    В актах на списание имущества отражают все данные по этому объекту. Комиссия указывает в акте причины, обусловившие списание объекта, в необходимых  случаях конкретных лиц, виновных в  преждевременном выбытии имущества. Комиссия должна определить возможность  использования получаемых при ликвидации основных средств материалов, отдельных узлов и деталей и дать им оценку. Акты на списание имущества вместе с приложенными к ним документами комиссия передает на рассмотрение и утверждение руководителю хозяйства. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов не допускается. [21]
    Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. считают что при некоторых случаях поступления объектов основных средств унифицированные формы могут не применяются – это случаи, когда прием – передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
    Авторы  дают более полную информация о том, какие сведения об объекте должны содержаться в акте приемки – передачи. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. пишут: «В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указывается содержание драгоценных материалов, а также основные качественные и количественные показатели объекта, относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности; при этом следует ограничиваться двумя – тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование сведений в имеющейся в организации технической документации на этот объект». Также Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. пишут, что в случае группового учета краткая индивидуальная характеристика дается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
    Для оформления и учета списания пришедших  в негодность основных средств авторы учебника предлагают использовать акты о списании:
    форма № ОС-4 — при списании отдельного объекта основных средств;
    форма № ОС-4а — при списании автотранспортных средств;
    форма № ОС-4б — при списании групп объектов основных средств.
    Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. считают что выбытие основных средств помимо перечисленных ранее причин, также может происходить в следствии недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, вот что авторы пишут по этому поводу: «Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к чрезвычайным обстоятельствам относятся стихийные бедствия, аварии, эпидемии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Потери от списания имущества, возникшие как последствие чрезвычайных обстоятельств, включается в состав чрезвычайных расходов. При этом факт возникновения чрезвычайных обстоятельств должен быть документально подтвержден. За подтверждением того, что понесенные организацией убытки стали следствием чрезвычайных обстоятельств, необходимо обратиться в службы, которые занимаются ликвидацией последствий таких ситуаций (МЧС, Государственную противопожарную службу, органы внутренних дел и т.д.). В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, для выявления размера причиненного ущерба проводится инвентаризация. Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения». [18]
    Пошерстник  Н.В. определяет период, когда объект признается выбывшим – на дату единовременного прекращения действия условий принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету. Автор описывает один из способов отражения выбытия основных средств – при помощи открытия субсчета «Выбытие основных средств». Далее автор рассматривает движение основных средств при помощи первичных документов и бухгалтерских записей. [22]
    Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин рассматривают вопрос выбытия основных средств с точки зрения нормативных документов – ПБУ.
    С самого начала изложения материала имеется ссылка на ПБУ 6/01, в котором говорится, что стоимость объекта основных средств, которые не используются для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации либо выбывают, либо подлежат списанию с бухгалтерского учета. Но причины выбытия объекта основных средств из хозяйствующих субъектов остаются неизменными.
    Также, авторы уточняют вопрос перемещения основных средств между структурными подразделениями внутри организации, так вот они, выбытием не считаются. Авторы считают, что при необходимости к участию в работе комиссии, которая занимается решением вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, могут привлекаться сотрудники государственных инспекций (пожарной, ГИБДД, МЧС и пр.).
    Авторы  пишут о хранении инвентарных карточек по выбывшим основным средствам, они продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.
    Авторы  обосновано, относительно ПБУ, определяют куда относят и почему дополнительные расходы по выбытию основных средств: «Организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и др. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Также авторы не забывают упомянуть о том, что в результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части для ремонтов, лом и др.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
    Достаточно  подробно авторами рассматривается выбытие основных средств при их безвозмездной передаче, так же с учетом нормативной документации: «При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. Обычно, распространена передача имущества на безвозмездной основе между взаимозависимыми лицами, например, между учредителем, с одной стороны, и учреждаемым им хозяйствующим субъектом, с другой. По договору дарения имущество может передаваться некоммерческим организациям, в благотворительных целях и др.». [9]
    Шевелев А.Е. и Шевелева Б.В. описываются различные виды выбытия основных средств, также представлены вниманию читателей бухгалтерские записи по выбытию основных средств различными способами, и представлены примеры с наглядным оформлением их выполнения в виде Журналов хозяйственных операций, что является очень наглядным и упрощает понимание того, как вести себя с цифровыми данными в жизни. [25]
    Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко и Е.Н. Галанина рассматривают те же случаи выбытия основных средств и дают им краткое описание, они предлагают читателю наглядные пособия, с помощью которых разобраться в изучаемой теме гораздо легче.[15]
    Климова М.А. указывает причины выбытия основных средств в соответствии с ПБУ 6/01. Автор пишет о необходимости создания комиссии для определения необходимости выбытия или ликвидации основных средств, а также четко определяет границы компетенции данной комиссии: «В компетенцию комиссии входят: 1. осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использование объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;          2. установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг или управленческих нужд и т.д.); 3. выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством; 4. возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; 5. составление акта на списание объекта основных средств».
    Отражение стоимости выбывшего объекта  основных средств в бухгалтерском  учете по данным Климовой М.А. происходит с использованием субсчета «Выбытие основных средств». [14]
    По  мнению Ю.А. Бабаева, для определения пригодности дальнейшего использования объекта основных средств приказом руководителя должна создаваться комиссия, он считает, что в состав должны входить лишь бухгалтер и лица, которые несут ответственность за сохранность данного объекта основных средств. Автор по пунктам расписывает границы компетенции данной комиссии.
    Ю. А. Бабаев подробно, в качестве примера, рассматривает порядок учета выбытия объекта основных средств по каждому из видов выбытия, с понятными объяснениями каждой бухгалтерской записи. [10]
    Русакова Е.А. рассматривает каждый из возможных видов выбытия основных средств (реализация основных средств, взнос основного средства в качестве вклада в уставный капитал, передача объектов основных средств безвозмездно, выбытие основных средств при чрезвычайных ситуациях) отдельным подразделом учебника со своей теоретической частью и примерами. [30]
    Стражева  Н.С. и Стражев А.В. по каждому из вариантов бухгалтерского оформления выбытия основных средств расписывают корреспонденцию счетов с содержанием операций. [23]
    Аникин  С. не рассматривает возможных вариантов  выбытия основных средств из предприятия, он рассматривает лишь возможность  их продажи, вот что он об этом пишет: «МСФО предусматривают ситуацию, когда стоимость ОС возмещается при продаже, а не в ходе использования. В данном случае выбывающие объекты необходимо отнести к внеоборотным активам, предназначенным для продажи. В отчетности их надо показывать отдельно от «обычных» основных средств. Существует специальный стандарт, который необходимо применять в описанном случае, – МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, удерживаемые для продажи, и представление информации по прекращаемой деятельности». РСБУ не предусматривают специальных требований к учету выбывающих активов. Поэтому их продолжают считать основными средствами». [28]
    В.В.Семенихин  в своей статье рассматривает вопрос выбытия основных средств достаточно подробно, вот что он об этом пишет: «Документами, которыми должны руководствоваться организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, формируя информацию об объектах основных средств, являются, в частности: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Выбытие объектов основных средств согласно ПБУ 6/01 и Методическим указаниям № 91н имеет место в случаях: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях. Во всех вышеперечисленных случаях выбывающий объект основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета организации. Списание стоимости основного средства рекомендуется отражать на отдельном субсчете, открываемом к счету 01 "Основные средства". Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет субсчета 01-2 списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, в нашем случае это субсчет 01-1. В кредит субсчета 01-2 относится сумма начисленной амортизации за весь срок полезного использования основного средства в корреспонденции с дебетом счета 02 "Амортизация основных средств". Такой порядок установлен Методическими указаниями № 91н. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основного средства списывается с кредита субсчета 01-2 "Выбытие основных средств" в дебет счета учета прочих доходов и расходов, которые учитываются на счете 91, предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. Если основное средство списывается с бухгалтерского учета в результате продажи, выручка от продажи согласно ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи. Доходы и расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Поступления от продажи основных средств на основании ПБУ 9/99 являются прочими доходами организации. Величину поступлений определяют в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ПБУ 9/99 , иными словами, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества без учета сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей. Расходы, связанные с продажей основных средств, в соответствии с ПБУ 10/99 являются прочими расходами организации. Величина расходов определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ПБУ 10/99, т.е. расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Расходы согласно ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Организация в результате продажи основного средства может получить как прибыль, так и убыток. И прибыль, и убыток определяются на дату совершения операции, т.е. учитываются единовременно. Прочие доходы и расходы, как было отмечено ранее, учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". По кредиту этого счета в течение отчетного периода отражаются поступления, связанные с продажей основных средств, по дебету счета отражается остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация. К счету 91 "Прочие доходы и расходы" рекомендуется открыть субсчета: 91-1 "Прочие доходы" – для учета поступления активов, признаваемых прочими доходами; 91-2 "Прочие расходы" – для учета прочих расходов; 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов". Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" следует вести по каждому виду прочих доходов и расходов, организовав построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же хозяйственной операции, таким образом, чтобы обеспечить возможность выявления финансового результата по каждой операции. При продаже основного средства на сумму реализации необходимо начислить НДС. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета сумму начисленного НДС следует отражать на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" на специальном субсчете "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Начисление суммы НДС производится по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы". Выбытие основного средства по причине его продажи или передачи другой организации оформляется организацией с помощью актов форм № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. Нередко организации, продающие основные средства физическим лицам, задают вопрос о том, необходимо ли в этом случае оформлять акт приема-передачи. В Письме УМНС России разъяснило, что правила бухгалтерского учета основных средств предусматривают обязательное оформление акта приема-передачи при реализации объекта основных средств независимо от того, кому указанное средство реализуется. Финансовым результатом от продажи основного средства не всегда является прибыль. Организация может получить и убыток, который в бухгалтерском учете учитывается единовременно. В отношении продажи объектов основных средств, требующих государственной регистрации, в Письме Минфина России от 26.12.2008 отмечено, что организация-продавец не может списать с баланса учтенное в составе основных средств недвижимое имущество – объект продажи до признания выручки от его реализации в бухгалтерском учете, включая переход соответствующего права на указанный объект недвижимого имущества к организации-покупателю. Если основное средство списывается по причине прекращения использования вследствие физического или морального износа, то списанию должны предшествовать определенные процедуры, которые позволят определить целесообразность дальнейшего использования основного средства, возможность его восстановления. Для этих целей согласно Методическим указаниям № 91н в организации приказом руководителя создается комиссия, состоящая из соответствующих должностных лиц, в том числе главного бухгалтера, а также лица, ответственного за сохранность объектов основных средств в организации, в компетенцию которой входят: осмотр основного средства, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления; установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.); выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством; возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего основного средства и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; составление акта на списание объекта основных средств. Для документального оформления списания основных средств применяются акты о списании унифицированных форм № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б. Списание стоимости основного средства отражается в бухгалтерском учете на субсчете 01-2, в дебет которого списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, а в кредит - сумма амортизации, начисленной за срок полезного использования объекта. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость списывается с кредита субсчета 01-2 в дебет счета прибылей и убытков в качестве прочих расходов, что определено в Методических указаниях № 91н. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета основного средства, как и в случае продажи, отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Детали, узлы и агрегаты выбывающего основного средства, пригодные для ремонта аналогичных объектов основных средств, а также другие материалы на основании Методических указаний № 91н принимаются к учету по текущей рыночной стоимости по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счета 99 "Прибыли и убытки" в качестве прочих доходов. Расходы, связанные с выбытием основных средств, учитываются по дебету счета 99 в качестве прочих расходов. Эти расходы предварительно могут учитываться на счете 23 "Вспомогательное производство", если демонтаж основного средства осуществлялся силами вспомогательного подразделения организации. По кредиту счета 99 в качестве прочих доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость принятых к учету материальных ценностей, полученных от разборки основных средств, по цене возможного использования. Один объект основных средств, как известно, может иметь несколько частей с различными сроками полезного использования, существенно отличающимися друг от друга. В этом случае каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект и ей присваивается отдельный инвентарный номер. Выбытие отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитываемых как отдельные инвентарные объекты, на основании Методических указаний № 91н оформляется в порядке, аналогичном изложенному выше». [31]
     Вопрос  выбытия объектов основных средств  рассматривается во многих учебниках, но для полного и всестороннего  изучения этого вопроса не достаточно ознакомления с одним из перечисленных учебников – необходимо рассмотреть такие источники как: учебное пособие В.Г. Широбокова, З.М. Грибановой и А.А. Грибанова[27]; учебник  Н.А. Лытневой, Л.И. Малявкиной и Федоровой Т.В.[18]; для рассмотрения вопроса с точки зрения законодательства – учебник для студентов ВУЗов Ю.А. Бабаева, И.П. Комиссаровой и В.А. Бородина[9]; для изучения вопроса специализированно для сельского хозяйства – учебник Пизенгольца М.З.[21]; для рассмотрения вопроса о бухгалтерском оформлении операций движения объектов основных средств – учебно – методическое пособие Н.С. Стражевой и А.В. Стражева[23].
      Экономическая характеристика организации
 
    Организационно-правовой формой предприятия является ООО. Учредителем  данного предприятия является одно лицо, этот человек так же выполняет  функции руководителя организации  – Светиков В.А. Он несет ответственность  по обязательствам организации лишь суммой внесенной в счет вклада в  уставный капитал, без учета личного  имущества, сам решает важнейшие  экономические и хозяйственные  вопросы. Учредительным документом является устав организации.
    ООО «Мурминское» расположено в восточной  части Рязанского района, Рязанской  области.
     Совхоз  «Мурминский» был организован в  результате разукрупнения совхоза  «Варские-Шумашь» на три самостоятельных  совхоза. Совхозу «Мурминский» отошло 4776 га общей земельной площади.                        ООО «Мурминское» находится в 25 км от областного центра и 30 км от районного  центра пос. Соколовка, до ближайших  железнодорожных станций Рязань I и Рязань II – 25 км, до пристани Рязань на Оке – 20 км. Удобное географическое и территориальное расположение, хорошие дороги позволяют хозяйству с меньшими затратами организовывать транспортировку производимой продукции и завоз горюче-смазочных материалов, удобрений и т.п.
    Административным  и хозяйственным центром является пос. Мурмино, в котором сосредоточены  основные культурно – бытовые  и производственные постройки, проживает  основная часть населения хозяйства.
    По  характеристике основных природно-экономических  условий сельскохозяйственного  производства хозяйство входит во вторую сельскохозяйственную зону области.
    Основным покупателем продукции предприятия являются детские лагеря и базы отдыха, расположенные неподалеку, в с. Выползово, а также городские больницы и реабилитационные центры, тюрьмы и др. государственные учреждения.
    Организация производит готовую продукцию, такую  как:
     - молоко цельное;
     - молочная продукция (ряженка,  масло, творог и др.);
     - мясо.
    Вся продукция выполняется в соответствии с мировыми стандартами, действующими нормами и технологической документацией. Рассмотрим изменение состава и структуры землепользования ООО «Мурминское» за последние три года (табл. 1). 
 

    Таблица 1 – Состав и структура земельного фонда
      2007 2008 2009 Отклонение
    га % га % га % га %
    Общая земельная площадь 3560 100,0 2544 100,0 2536 100,0 -1024 100,0
    в т.ч. с/х угодья 2803 78,7 1787 70,2 1779 70,1 -1024 100,0
    из  них: пашня 1953 54,8 937 36,8 929 36,6 -1024 100,0
                 сенокосы 378 10,6 378 14,8 378 14,9 - -
                 пастбища 472 13,3 472 18,6 472 18,6 - -
    Леса  и кустарники 679 19,1 679 26,8 679 26,9 - -
    Пруды и водоемы 39 1,1 39 1,5 39 1,5 - -
    Приусадебные  участки - - - - - - - -
    Прочие  земли 39 1,1 39 1,5 39 1,5 - -
 
    Таблица 1 показывает, что на протяжении 3 лет произошло снижение общей земельной площади на 1024 га, за счет снижения площади сельскохозяйственных угодий, а именно за счет снижения площади пашен на 1024 га. Хотя часть земель и выбыла из землепользования, хозяйство вполне обеспечивает свои потребности в кормах, а также использует часть урожая на продажу.
    Хозяйство характеризуется не высокой распаханностью – площадь пашни  составляет 36,8% от общей земельной площади. Однако площадь всех сельскохозяйственных угодий велика и составляет 70,2% от всей площади.
    Пашня является основным видом сельскохозяйственных угодий, и ее использование определяет результаты хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия.
    Графическое изображение таблицы 1 представлено в Приложении 1.
    ООО «Мурминское» специализируется на производстве продукции животноводства (молоко, мясо) и растениеводства (зерно, корма). Основным видом его экономической  деятельности является производство и  переработка сельскохозяйственной продукции. Произведенная продукция  животноводства почти полностью  идет на реализацию, а вот произведенная  растениеводческая продукция в  большинстве своем идет на нужды  самого предприятия, в продажу поступает лишь малая ее часть. Для доказательства этого рассмотрим состав и структуру товарной продукции (табл. 2).
    Таблица 2 – Состав и структура товарной продукции организации
 
Виды  продукции
2007г. 2008г. 2009г. В среднем  за 3 года
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Рожь  487 3,2 735 3,4 - - 407,3 3,3
Прочие  зерновые и зернобобовые - - 64 0,3 - - 21,3 0,1
Прочая  продукция растениеводства 168 1,1 286 1,3 243 0,9 232,3 1,1
Растениеводство – всего  655 4,3 1085 5,0 243 0,9 661 3,4
КРС 3725 24,2 4219 19,3 3157 11,7 3700,3 14,78
Лошади 15 0,1 - - - - 5 0,03
Молоко  цельное 10849 70,4 16194 74,2 22779 84,7 16607,3 76,43
Прочая  продукция животноводства 62 0,4 205 0,9 467 1,7 244,67 1,0
Молочные  продукты (в пересчете на молоко) 35 0,2 11 0,1 103 0,4 49,67 0,23
Мясо  и мясопродукция (в пересчете  на ж.м.) 59 0,4 115 0,5 145 0,6 106,3 0,5
Животноводство  – всего  14745 95,7 20744 95,0 26651 99,1 20713,3 96,6
Итого: 15400 100,0 21829 100,0 26894 100,0 21374,3 100,0
 
    Состав  товарной продукции организации на протяжении 3 лет почти не изменялся. Из состава товарной продукции вышли рожь, прочие зерновые и зернобобовые, а также лошади. Другие же виды продукции приносят организации значительную стабильную прибыль. Производство продукции растениеводства для реализации фактически прекращено. Но производство продукции животноводства увеличивалось в течение 3 лет и приносило все больший и больший доход, и в 2009 году выпуск продукции животноводства стал составлять 99,1% от всей реализованной продукции предприятия.
    Из  данных таблицы 2 видно, что главной  отраслью предприятия является производство продукции животноводства, на долю которой, в общей структуре товарной продукции приходится в среднем  за 3 года 96,6% доходов, основу которой составляет производство цельного молока, доля которого составляет 76,43%, что говорит о том, что данный вид производства является главным на предприятии. Это предприятие специализированное и отраслью специализации является производство цельного молока, доля которого в товарной продукции предприятия превышает 50%. Уровень специализации предприятия можно определить с помощью коэффициента специализации, рассчитанного по формуле:
К = , где
      – доля товарной продукции отдельных отраслей;
    i – порядковый номер вида товарной продукции по удельному весу в сумме выручки от реализации, начиная с наивысшего.
К =                                =
    В результате расчетов получаем совокупный коэффициент специализации равный 0,6, что свидетельствует о высоком уровне специализации данного предприятия.
    Графическое изображение таблицы 2 представлено в Приложении 2.
    В условиях становления рыночных отношений, а также необходимости роста  эффективности аграрного сектора  экономически важное значение приобретает  интенсификация сельскохозяйственного  производства.
    Экономическую эффективность интенсификации характеризуют  как стоимостные, так и натуральные  показатели. К стоимостным показателям  относятся такие, как выход валовой  продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий,  на 100 руб. основных производственных фондов, на 100 руб. производственных затрат; сколько получено на 100га сельскохозяйственных угодий прибыли, товарной продукции и т.д.
    Натуральные показатели характеризуют экономическую  эффективность сельскохозяйственного  производства в динамике за ряд лет. К таким показателям относятся: урожайность сельскохозяйственных культур, надой молока на 1 лактирующую  особь, выход продукции и т.д.
    Об  уровне интенсивности и экономической  эффективности сельскохозяйственного  производства  в ООО «Мурминское» за                  2007 – 2009 годы можно судить по показателям табл.3.
    Таблица 3 – Уровень интенсивности и  экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного производства.
 
Показатели
 
2007г.
 
2008г.
 
2009г.
2006г. в % к  2009г.
Уровень интенсивности сельскохозяйственного  производства
На 100 га с.-х. угодий приходится: - основных фондов  с.-х. назначения, тыс. руб.
- производственных  затрат, тыс. руб.
- затрат труда,  тыс. чел.-час
- энергоресурсов, л.с.
 
2829 
 
678,9 

4,9
220
 
3059,3 
 
1205,7 

7,5
349,9
 
3198,1 
 
1620 

10,0
306,1
 
131,1 
 
в 2,4 раза 

в 2 раза
139,1
Экономическая эффективность интенсификации сельскохозяйственного  производства
Урожайность, ц/га (зерновые) Среднегодовой удой 1 фуражной коровы, кг
Произведено на 100га пашни, ц (зерна)
Произведено на 100га с.-х. угодий, ц:
- молока;
- прироста КРС
Получено на 100 га с.-х. угодий, тыс.руб.:
- валовой продукции;
- товарной продукции;
- прибыли
26,1 3209,2 

80,2 

512,9
28,7 

1251,4
569,0
113,4
29,8 3975,8 

317,6 

889,9
42,6 

2623,3
1265,0
93,3
- 5053,5 

- 

1136,3
61,6 

3248,9
1550,5
147,8
- 157,5 

- 

в 2,2 раза
в 2,1 раза 

в 2,6 раза
в 2,7 раза
130,3
 
    Приведенные показатели свидетельствуют о явном  увеличении уровня интенсивности сельскохозяйственного  производства в ООО «Мурминское» за 2007 – 2009 годы. Хотя выпуск зерна прекратился на предприятии, в связи с изменением основного вида экономической деятельности предприятие продолжает развиваться и увеличивать количество получаемой прибыли. Так увеличение основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 100 га сельскохозяйственных угодий за данный период составило 13,5%. Дополнительная поставка сельскохозяйственной техники обусловила рост энергомощностей в хозяйстве на 39,1%. В связи с ростом цен на запасные части, ГСМ происходит рост затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Это обстоятельство обусловило рост производственных затрат в 2,4 раза.
    Показатели  данной таблицы также свидетельствуют  о росте экономической эффективности  производства в ООО «Мурминское» за         2007 – 2009 годы. За этот период произошел рост среднегодового удоя с 1ой фуражной коровы на 57,5%; производство молока увеличилось в 2,2 раза, что связано с углублением специализации предприятия в 2009 году на развитие КРС, по той же причине произошло увеличение прироста КРС в 2,1 раза. Увеличение валовой и товарной  продукции, а также прибыли свидетельствует об устойчивом финансовом положении организации. Выход валовой продукции увеличился в 2,6 раза, товарной продукции в 2,7 раза, а прибыль увеличилась на 30,3%. Финансовое положение предприятия устойчивое и продолжает укрепляться и развиваться.
    Таблица 4 – Оснащенность основными фондами  сельскохозяйственного назначения и экономическая эффективность  их использования.