На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство образования  и науки Российской Федерации
      ГОУ ВПО “Омский государственный  университет им. Ф.М. Достоевского”
      Факультет международного бизнеса
      Кафедра международных экономических отношений
      Дисциплина: Международные экономические отношения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа 

      “ Место Гвинеи-Бисау в системе  международных экономических отношений  ” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент  БЭ – 701 гр.
                  Воробьева Кристина Сергеевна
                  (фамилия, имя,  отчество)
 
                  (подпись)
                  Научный руководитель
                  д.э.н., Дусь Ю.П. 
                  (ученая степень, должность, фамилия,  инициалы)
 
                  (подпись)
 
 
 
 
 
 
      Омск 2009
 

       СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………………………....…...3
1.Основные  характеристики Гвинеи-Бисау…………………………………………………….….4
   1.1. Особенности географического  положения и природно-климатические условия…….…..4
   1.2. Описание демографической ситуации…………….…………………………………...…....5
   1.3. Государственное устройство и  политика……………………..…………………….…..…...7
   1.4. Экономическое развитие Гвинеи-Бисау………………..…………………………………...9
2. Участие  Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений………….....13
   2.1. Внешняя торговля………………………………..…………………………………..……....13
   2.2. Участие Гвинеи-Бисау в международном  движении капитала…………….……….….....15
   2.3. Участие в международной экономической  интеграции…………………..…….….....…..17
   2.4. Место Гвинеи-Бисау в системе  международного разделения труда………………...…...20
Заключение…………………………………………………………………………………….…....23
Библиографический список……………………………………………………………………..…24
Приложение 1. Карта Гвинеи-Бисау………………………………………………………......26
Приложение  2. Основные показатели демографического развития Гвинеи-Бисау…….….27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Динамика роста уровня ВВП…………………….…………………………..28
 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблемы  развития экономики Гвинеи-Бисау  на современном этапе актуальны. Это одна из немногих африканских стран, реформировавших свою экономику за последние десятилетия. Фундаментом экономики Гвинеи-Бисау являются сельское хозяйство и рыболовство. Важным ресурсом является высоко квалифицированная рабочая сила в Гвинее-Бисау. Страна имеет постоянных партнеров по импорту и экспорту, что позволяет рассчитывать на относительную устойчивость экономики страны. Безусловно, нельзя не упомянуть о развитии остальных отраслей производства, таких как, электроэнергетика, промышленность, что позволяет стране надеяться на стабильные источники доходов для развития более слабых отраслей национальной экономики.
      Целью данной работы является детальный анализ места Гвинеи-Бисау в международных экономических отношениях.  Анализ данной страны актуален и вызывает несомненный интерес, поскольку, на ее примере можно проанализировать тенденцию и предоставить анализ в пользование и изучение другим развивающимися странами, имеющими сходные проблемы, а, следовательно, и сходные пути их решения.
      Степень разработанности темы в современной литературе высока: она отражена в различных источниках, как на русском, так и на иностранных языках. В данной работе необходимо выделить основные задачи анализа положения Гвинеи-Бисау в мировой экономике:
      - рассмотрение особенностей географических и природно-климатических условий, выделение особенностей социального, экономического и политического развития Гвинеи-Бисау;
      - определение степени участия Гвинеи-Бисау в мировой торговле,
      - рассмотрение участия Гвинеи-Бисау в международной миграции капитала и причин инвестирования или же отказа от инвестирования в экономику страны;
      - отражение нынешнего положения страны в международном разделении труда.
      Для решения поставленных задач используются монографии, материалы периодических  изданий, статистических сборников и Интернет-ресурсы. Стоит отметить, что как в российской, так и в зарубежной литературе внимание уделяется всевозможным сферам международных экономических связей Гвинеи-Бисау. В данной работе в качестве основных источников используются ресурсы глобальной сети Интернет, таких как официальный сайт посольства Гвинеи-Бисау в России, сайты международных организаций и т.п. Кроме того, используются обобщающие сайты, содержащие информацию по отдельным странам мира.
     В связи с выделенными задачами, структура работы представлена двумя главами:
- в первой части рассматриваются внутренние факторы развития Гвинеи-Бисау, такие как демографическая ситуация, политическая обстановка и макроэкономические показатели. Кроме того, в первой части представлена справочная информация по географическому положению, климату, ресурсам и государственному устройству.
- во второй части работы подробно рассматривается положение Гвинеи-Бисау в системе международных экономических отношений. Представлен детальный анализ внешней торговли страны, ее положения в международной миграции капитала и трудовых ресурсов, рассматривается инвестиционная привлекательность страны.
 
 

       1. Основные характеристики  ГвинеИ-бисау
 
      Для того чтобы в полной мере рассмотреть  место Гвинеи-Бисау в международных экономических отношениях, необходимо сначала описать географическое положение страны, а также основные моменты исторического развития Гвинеи-Бисау, состояние экономики страны.  Таким образом, в данной главе рассматривается географическое положение страны, анализируется демографическая и политическая ситуация. Наиболее важный эпизод главы – исследование состояния национальной экономики, выявление её сильных и слабых сторон.

       1.1. Особенности географического  положения и природно-климатические  условия Гвинеи-Бисау

 
      Республика  Гвинея-Бисау - относительно небольшая  страна, расположенная в Северо-Западной Африке. На севере граничит с Сенегалом, на востоке и юге - с Гвинеей, на западе омывается Атлантическим  океаном. Протяженность побережья  составляет 350 км. В морские владения Гвинеи-Бисау входит двухсоткилометровая исключительная экономическая зона и 12 км. территориальных вод. Стране принадлежит также около 60 островов. Площадь, занимаемая Гвинеей-Бисау, составляет 36 125 кв.км., из которых земля 28 000 кв.км. и вода 8 125 кв. км.1 (см. рис. П. 1).
      Почти вся материковая  территория Гвинеи-Бисау — низменная  равнина, которую пересекают многочисленные полноводные реки, впадающие в  океан широкими воронкообразными устьями. Высшая точка с отметкой 262 м над у.м. находится на юго-востоке на отрогах массива Фута-Джаллон2. Подтопление берегов океаном вызвало отделение от материка многочисленных островов, в частности, архипелага Бижагош в устье рек Жеба и Корубал. Граница между водой и сушей непостоянна: она меняется в зависимости от подъема и спада воды в реках, приливно–отливных колебаний моря (высота приливной волны достигает 4 м.). Это побережье называют «районом–амфибией». По мере удаления от океана поверхность суши повышается и рельеф становится слабохолмистым, на востоке на поверхность выходят кристаллические породы, встречаются возвышенности, сложенные песчаниками. Высшая точка с отметкой 262 м над у.м. находится на юго-востоке на отрогах массива Фута-Джаллон.
      Климат  субэкваториальный муссонный, со среднемесячными температурами от +24 °С до +28 °С и суммарным количеством осадков (выпадающих в основном с мая по октябрь) от 1 400 мм в год в континентальной, до 2 500 мм в приокеанической части страны. Влажный сезон продолжается с мая по октябрь. Зимний (ноябрь-апрель) период относительно сухой и жаркий, средняя температура воздуха +28 °С. Во внутренних районах выпадает менее 1 400 мм осадков, а колебания температур больше, чем на побережье3.
      Климат  Гвинеи-Бисау, а также преобладание высокоплодородных аллювиальных почв определяют растительный мир данного региона. Большую часть побережья океана окаймляют мангровые заросли. За ними располагаются вечнозеленые влажные тропические леса. Во внутренних районах страны распространена саванна. Из полезных ископаемых известны месторождения бокситов, фосфоритов, золота, а на шельфе — нефти и газа.
      Характерной чертой растительности Гвинеи-Бисау  является повсеместное распространение  по побережью обширных мангров —  невысоких зарослей вечнозеленых деревьев, приспособленных к жизни в полузатопленном состоянии в приливно–отливной зоне. Дальше от океана мангры сменяются пресноводными болотистыми лесами, а затем — лесами твердой земли. Естественные леса сохранились в долинах рек, а в междуречьях вытеснены высокотравными саваннами, которые занимают большие площади и во внутренних районах страны. Коренные леса занимают 37% территории Гвинеи-Бисау, ежегодно сокращаясь на 1%4.
      Животный  мир страны довольно сильно обеднен  человеком. Из животных лучше других сохранились птицы, лишь кое-где можно встретить бегемотов, буйволов, леопардов, антилоп, хотя обезьяны довольно многочисленны. Реки и прибрежные моря страны богаты рыбой.
      Насущными природно-климатическими проблемами Гвинеи-Бисау являются засухи и пыльные бури. Также довольно остро стоят проблемы обезлесивания, эрозии почв, истощения травяного покрова в результате злоупотребления пастбищными угодьями, истощение рыбных запасов в результате злоупотребления выловом. Для борьбы с данными проблемами государством был подписан ряд международных соглашений по охране окружающей среды: “Biodiversity”, “Climate Change”, “Desertification”, “Endangered Species”, “Law of the Sea”, “Nuclear Test Ban”, “Wetlands”5.
      Подводя итог, можно сделать следующий вывод: географическое положение страны способствует её экономическому развитию. Благоприятствующими факторами для экономического развития страны являются: теплый климат (субэкваториальный муссонный), на ее территории располагается низменность с плодородной почвой, что дает возможность полноценному развитию сельского хозяйства и промышленности. Одним из преимуществ Гвинеи-Бисау является наличие пригодных для судоходства рек, которые считаются важнейшими водными артериями. Более того, страна богата различными полезными ископаемыми, что является немаловажным в связи с проблемой истощенности ресурсов во всем мире. Из полезных ископаемых известны месторождения бокситов, фосфоритов, золота, а на шельфе — нефти и газа. Страна обладает большим количеством продовольствия и сырья: орехи кешью, продукты переработки масличной пальмы, арахис, копра, шкуры животных и древесина, которые она успешно экспортирует. Большое значение имеет выход к морю, обеспечивающий необходимость транзита товаров в другие страны - партнеры. Данный фактор благоприятно сказывается на развитии региона. Перейдем к обзору населения и особенностей социального развития.

       1.2. Описание демографической  ситуации

 
      Общая численность населения Гвинеи-Бисау  составляет 1 442 029 (2006 г.) Ежегодный темп роста населения оценивается в 2,019%. Средняя плотность населения составляет 30,4 человек на 1 кв. км. Наиболее густо заселены прибрежные районы. На побережье находится и столица страны – город Бисау. За пределами страны проживает около 100 тыс. уроженцев Гвинеи-Бисау (главным образом в Сенегале и Мали). Уровень эмиграции в страну нулевой6.
      Гвинея-Бисау имеет показатель продолжительности жизни, характерный для слаборазвитой страны. Средняя продолжительность жизни у мужчин достигает 46,07 лет, у женщин едва превышает этот показатель - 49,79 года (2009 г.). Показатель рождаемости для Гвинеи-Бисау более чем двукратно превышает уровень смертности (36,4 рождений на 1000 населения против 16,05 смертей на 1000 населения (2008 г.)). Страна входит в десятку «лидеров» по уровню младенческой смертности (99,82 смертей на 1000 рождений)7.
      В 2008 г. уровень рождаемости составил приблизительно 36,4 рождений на 1000 населения, уровень смертности — около 16,05 смертей на 1000 населения (см. табл. П.2.1).
      По  возрастной принадлежности население  можно разделить на три группы: первая группа состоит из населения  в возрасте до 14 лет  и составляет 40,8%; вторая группа включает в себя население в возрасте от 15 до 64 лет и составляет 56,1%; в третью группу входит население старше 65 лет, которая составляет 3,1% (рис. 1.2.1).
 
      
      Рис. 1.2.1. Возрастная принадлежность в Гвинеи-Бисау.
      Источник: Электронная энциклопедия Wikipedia // http://ru.wikipedia.org.
 
      Республика  Гвинея-Бисау находится среди 50-ти худших стран по уровню образования. Люди в возрасте 15 лет и старше могут читать и писать. Уровень неграмотности в среднем составляет 80% (83% среди женщин и 75,2% среди мужчин). Порядка 70% детей не посещает школу. Лишь 8% населения страны владеет португальским языком8.
      По  этническому составу население  Республики можно разделить на несколько  групп. Более двух третей населения  составляют представители народа баланте (30%) и родственных ему - манджак (13%), пепель (7%), манканья (13%) и др. (16%). Другая обширная этническая группа - кочевники-скотоводы фульбе (20%), европейцы и мулаты меньше чем 1% (рис. 1.2.2). Обе группы населения относятся к нигер-конголезской языковой группе. Кроме них в стране живет 4 тыс. выходцев с островов Зеленого Мыса, 3 тыс. португальцев и др.9
 
      
      Рис. 1.2.2. Этнический состав населения Гвинеи-Бисау
      Источник: Электронная энциклопедия Вокруг света // http://www.vokrugsveta.ru.
 
      Лингвистическая ситуация Гвинеи-Бисау очень сложна и несколько сходна с ситуацией  в Папуа Новой Гвинее. Каждая из присутствующих здесь 16 этнических групп  имеет собственный язык, и некоторые  из них принадлежат отдельному семейству языка. К примеру, некоторые исследователи считают, что манджак, пепель и манканья являются диалектами одного и того же языка, в то время как пиль, балант и мандиго очень сильно отличаются друг от друга. Кроме того, с политической точки зрения, выше этих языков стоит португальский и креол.
      В современной ситуации, португальский  считается официальным языком, а  креол - национальным языком. Другие языки  называют этническими, но, официально, использования этих языков рекомендуется  избегать в пользу португальского или в пользу креола. Это следует из того, что при такой сложной лингвистической ситуации, креол - единственный язык, который фактически объединяет страну, хотя государственным языком является португальский. Весь образовательный процесс проводится на португальском, несмотря на то, что он не родной язык ни для кого. Однако, это - язык письма, и на нем написана история страны. В то же время, нет ничего написанного на этнических языках и почти нет ничего существенного, написанного на креоле. Все 2% гвинейцев говорящих по-португальски, знают его как второй язык. Один обозреватель сказал, что гвинейцы говорят на языке, на котором не пишут (креол или этнический язык) и пишут на языке, на котором не говорят (португальский)10.
      Ситуация  в вероисповедании гвинейцев также сложна. 50% населения исповедуют ислам, 40% — коренные верования, остальные 10% придерживаются христианских верований. Однако, несмотря на разнообразие верований, религиозные конфликты возникают редко11.
      Таким образом, несмотря на неблагоприятную  обстановку на протяжении нескольких лет население Гвинеи-Бисау не уменьшалось, более того, уровень рождаемости рос более быстрыми темпами, чем уровень смертности, что положительно сказывалось на динамике численности населения. Гвинея-Бисау относится к странам второго типа воспроизводства населения (демографический взрыв), как и все страны Африки. Этнический состав страны пестрый, что может свидетельствовать о насыщенности страны различного рода культурами. Основная часть верующих исповедуют ислам (50%). Гвинея-Бисау находится среди 50-ти худших стран по уровню образования, в удаленных от столицы и других крупных городов районах население практически не получает образования, и уровень грамотности остается низким.

       1.3. Государственное  устройство и политика

 
      Полное  наименование - Республика Гвинея-Бисау. Государственный строй - республика. В составе страны - 3 провинции (Северная, Восточная и Южная). Столица - Бисау. Независимость Гвинея-Бисау получила 24 сентября 1973 г. от Португалии (прежнее название - Португальская Гвинея). Национальный праздник - 24 сентября - День провозглашения независимости12.
      Исполнительная  власть принадлежит председателю Государственного Совета, вице-президенту Госсовета  и Совету Министров. Конституция  предусматривает, что президентские  выборы будут проведены в течение двух месяцев. Глава правительства: премьер-министр Карлос Гомиш (с 25 декабря 2008 года). Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, премьер-министр назначается Президентом после консультаций с партийными лидерами в парламенте.
      Законодательную власть осуществляют Национальное народное собрание (однопалатный парламент) и  Государственный Совет. Ведущее  место в политической жизни страны занимает Африканская партия независимости  Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК). В рамках процесса демократизации в стране появился также ряд новых партий13. В стране существуют следующие партии: Африканская партия за независимость Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде (PAIGC) (Франшишку); Фронт за освобождение и независимость Гвинеи (FLING) (Франсуа Менди); Движение сопротивления Гвинеи-Бисау - Ба Фата (RGB-MB) (Эльдер Вас Лопеш); Гвинейский гражданский форум (FCG) (Антоньета Роза Гомеш); Международная лига экологической защиты (LIPE) (Альхайе БубакарДьяло, президент); Национальный союз за демократию и прогресс (UNDP) (Абубакер Баль-де, генеральный секретарь); Партия за демократическую конвергенцию (PCD) (Виктор Мандинга); Партия общественного обновления (PRS) (Коумба ЯЛЛА); Союз за перемены (UM) (Жорже МАНН, президент, Энн Саад, генеральный секретарь); Объединенная общественно-демократическая партия (PUSD) (Виктор Сауди Мариа)14.
      Судебная  власть представлена Верховным судом  или Верховным трибуналом (состоит  из девяти судей, назначаемых Президентом); региональными судами (по одному в  каждом из девяти регионов), 24 Секторальными судами.
      Со  времени провозглашения независимости  в 1973 г. Гвинея-Бисау долгое время оставалась однопартийным государством. Правящая партия – Африканская партия Независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) доминировала во всех сферах, и только в 1991 г. были приняты поправки к Конституции, вводившие многопартийную систему.
      Конституция 1984 г. утверждала однопартийное правление и государственный контроль над экономикой. Конституционные поправки 1991 г. резко изменили ситуацию. ПАИГК лишилась привилегированного положения в обществе, армия была деполитизирована. Был взят курс на создание рыночной экономики. Вводились прямые многопартийные выборы на пятилетний срок Президента и депутатов однопалатного Национального народного собрания. Поправки к Конституции стали приниматься большинством голосов депутатов собрания. В каждом из девяти районов страны функционировали собрания, которые избираются всеобщим голосованием.
      На  выборах в Национальное народное собрание, проведенных в июле 1994 г., Паигк одержала внушительную победу, получив 62 из 100 депутатских мест. Остальные места получили представители четырех оппозиционных партий. На президентских выборах, проведенных в августе того же года, был переизбран Жуан Бернарду Виейра, правивший страной с 1980.г. Военный мятеж и гражданская война в 1998 г. в конце концов привели к свержению Виейра в мае 1999 г. В феврале 2000 г. переходное правительство передало полномочия лидеру оппозиции Кумба Яла, после того как он был избран Президентом на выборах. В сентябре 2003 г., после трех лет пребывания в должности, Яла был свергнут военными в результате бескровного переворота, и бизнесмен Энрики Роюа был приведен к присяге в качестве временного Президента. В 2005 г. бывший Президент Виейра был вновь избран. Президент взял на себя обязательство добиваться экономического развития и национального примирения. Он был убит в марте 2009 г., новые выборы состоялись в апреле 2009 г.15.
      Гвинея-Бисау  — унитарная республика, состоящая  из восьми континентальных округов  и одного островного, расположенного на архипелаге Бижагош. Столица страны выделена в самостоятельный округ Бисау, являющийся наименьшим по площади, но самым большим по населению.
 
      
      Рис. 1.3.1. Территориальное деление страны Гвинея-Бисау.
      Источник: Электронная энциклопедия Кругосвет // http://www.krugosvet.ru.
 
      Делая вывод, следует отметить, что Гвинея-Бисау  – унитарное государство, в 1991 г. в Гвинеи-Бисау введена многопартийная система, правящая партия - Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК). Власть в стране разделена на три ветви: законодательная (Национальное народное собрание и Государственный Совет), исполнительная (председатель Государственного Совета, вице-президент Госсовета и Совет Министров) и судебная (Верховный суд или Верховный трибунал, 24 Секторальных суда). Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, не более двух сроков подряд, премьер-министр назначается Президентом после консультаций с партийными лидерами в парламенте.

       1.4. Экономическое развитие  Гвинеи-Бисау

 
      Некогда западные экономисты предлагали Гвинею-Бисау  как потенциальную модель развития для стран третьего мира. В середине 1980-х гг. в стране была упразднена командно-административная экономика, а в 1986 г. отменена государственная монополия на торговлю. Страна взяла курс на экономические реформы, одобренные МВФ, включавшие ценовую либерализацию и реформу рынка торговли. Благодаря этому, к 1997 г. инфляция в стране резко пошла на спад16.
      В наследство от колониального прошлого страна получила крайне отсталую экономику, базирующуюся в основном на сельскохозяйственном производстве мелких крестьян. В этой области экономики, не имевшей крупных  плантационных хозяйств, было занято более 90% населения. Обрабатывающая промышленность, энергетика и транспортная инфраструктура были развиты слабо, а горнодобывающей промышленности не существовало вообще. Большой ущерб экономике нанесла длительная колониальная война, в ходе которой разрушалась инфраструктура, уничтожались материальные ценности и сокращалось производство. Доходы на душу населения в 1973 г., когда была провозглашена политическая независимость на части территории страны, составляли лишь около 100 долл./чел.17
      Восстановление  экономики началось в условиях, когда большая часть квалифицированных рабочих, в основном португальцев, покинула страну, создав дополнительные трудности для молодой республики, не имевшей своих национальных кадров. В то же время на родину из соседних государств вернулось большое число беженцев, устройство которых требовало дополнительных материальных и финансовых ресурсов. Борьба народа Гвинеи-Бисау за возрождение страны привела к определенным сдвигам в сфере производства и увеличению выпуска продукции в отдельных секторах экономики. Однако в целом на протяжении всего периода национальной реконструкции, начавшейся в 1974 г. и до конца 80-х годов экономическое положение республики оставалось крайне тяжелым, а нерешенная продовольственная проблема вынуждала страну тратить большие валютные средства на закупки продуктов питания за рубежом18.
      Экономическая политика в Гвинее-Бисау за годы независимости до сегодняшнего дня  претерпела довольно существенные изменения. В ее развитии можно выделить три  основных этапа: первый этап охватывает 1974-1980 гг., второй— 1981-1996 гг., третий начался с 1997 г. Четкой границей между первым и вторым являются события 14 ноября 1980 г., когда Президентом страны вместо Л. Кабрала стал Ж. Б. Виейра. Хотя в целом курс страны на радикальные общественные преобразования не изменился, однако в экономической политике нового руководства стало довольно ясно просматриваться внимание к использованию различных государственно-капиталистических форм в интересах развития национальной экономики.
      Первый  этап экономической политики в республике характеризовался широкой национализацией и курсом на создание государственного сектора во многих отраслях экономики. На втором этапе экономической стратегии страны был определен курс на постепенную денационализацию государственного сектора, расширение смешанного сектора экономики и поощрение частного предпринимательства. На третьем этапе для приостановления экономического кризиса руководство страны приняло следующие основные меры:
      - создана программа для увеличения  финансовых расходов на поддержание частного сектора (создание малых предприятий) за счет инвестиций МВФ, ВБ;
      - отменена самостоятельная денежная  единица страны, то есть Гвинея-Бисау присоединилась к TJMOA (Денежное Объединение Западно-Африканских Стран), приняла Западно-Африканский франк (CFA), что означает его свободное перемещение в этих странах, наличие общего центрального банка постоянное соотношение CFA с франком (1 ФР франк к 100 CFA)19.
      Предполагалось, что этот огромный рынок позволит интенсифицировать финансовые, экономические и коммерческие отношения Гвинеи-Бисау с другими странами региона и вывести страну из сложившейся ситуации. Все это служило причинами начала третьего этапа экономических преобразований в Гвинее-Бисау в 1997 г. В то же время можно отметить, что комплекс мер, принятых на втором этапе руководством страны, способствовал некоторому улучшению состояния экономики, положив начало процессу структурной перестройки народного хозяйства.
      Общим для трех этапов является ориентация страны на иностранную экономическую помощь, что привело к усилению зависимости Гвинеи-Бисау от стран Запада и международных финансовых организаций. В это же время Гвинея-Бисау продолжает поддерживать тесные экономические связи с восточными странами, которые оказывают ей техническое содействие в осуществлении ряда проектов и предоставляют финансовую помощь на двусторонней основе.
      В первые годы независимости был принят ряд законов и декретов, определяющих направления восстановления экономики  и пути решения важнейших социально-экономических задач. В экономической стратегии развития страны сельское хозяйство - основа экономики, а промышленность призвана оказывать содействие сельскому хозяйству. Главной целью поставлена задача скорейшего подъема сельского хозяйства страны20.
      В период действия Программы экономической и финансовой стабилизации экономики (1983-1986 гг.) Гвинея-Бисау получила в рамках официальной помощи развитию от различных стран и международных организаций 27 525 млн. долл., в том числе 19 121 млн. долл. в форме субсидий. В эти годы заметно возросли суммы, поступающие от таких международных организаций, как ООН. На двусторонней основе наибольшую финансовую помощь Гвинее-Бисау оказывают Швеция, Нидерланды, Италия и Франция21.
      В настоящее время Гвинея-Бисау  имеет стабильную экономическую систему. По данным Всемирного Банка, валовой внутренний продукт Гвинеи-Бисау составил в 2008 г. $ 442 млн. долл. США. В этом периоде в расчете на душу населения, показатель ВВП составил 600 долл. США (с учетом паритета покупательной способности). ВВП данной страны состоит из трех основных секторов: сельское хозяйство - 62%, промышленность - 12%, услуги - 26%22 (см. табл. П.3.1).
      Экономический рост Гвинеи-Бисау относительно высок. К примеру, в 2008 г. он составил 3,9%. Следует отметить, что рост достигнут в сочетании с умеренной инфляцией, составившей 3,8 % (2008 г.)23.
      Трудоспособным  населением являются 480 000 человек, из которых около 82% занято в отраслях сельского хозяйства. Главные сельскохозяйственные культуры – кешью (81 тыс. т.), арахис (53 тыс. т.), рис (98 тыс. т.), кукуруза (39,8 тыс. т.), маниок (38 тыс. т.), в промышленности занято 18% трудоспособного населения24. Важно отметить, что показатель занятости женщин равен 44%25.
      Главные отрасли промышленности Республики это производство и переработка сельхозпродукции, пивная промышленность и производство легких спиртных напитков. Рост производства в промышленности составил в 2007 г. 4,9%. В стране имеется несколько небольших заводов по очистке риса и арахиса, по производству пальмового масла, соков, лесопильное предприятие и завод по переработке рыбы26.
      Индикатором состояния инфраструктуры страны является развитость энергосистемы. Главным и единственным источником создания электроэнергии в Гвинеи-Бисау является каменный уголь. Производство электроэнергии в 2007 году составило 66 млн. кВт, а потребление – 57,2 млн. кВт. Учитывая то, что электроэнергия не импортируется и не экспортируется можно говорить о больших потерях энергии в стране.
      Сельское  хозяйство Гвинеи-Бисау в основном мелкоземельное, 95% земель принадлежит обрабатывающим их крестьянам. Основные растительные культуры: орехи кешью, арахис и просо. В последние годы значительно увеличились урожаи ореха кешью, и страна вышла на пятое место в мире по производству этой культуры. Во внутренних районах страны, на заливных землях речных долин, выращивают рис, являющийся главной зерновой культурой. На побережье выращивают масличные и кокосовые пальмы27. Прибрежные воды страны богаты рыбой. Продажа лицензий на ее лов иностранным судам стала важным источником доходов.
      Проанализировав историю развития экономики Гвинеи-Бисау, стоит отметить, что страна прошла сложный путь становления экономической  системы и в настоящее время  вышла на более высокий уровень. В последние десятилетия экономика  страны была ориентирована на иностранную финансовую помощь (ВБ, МВФ, Швеция, Нидерланды, Италия, Франция). Экономика Гвинеи-Бисау зависит главным образом от сельского хозяйства и рыболовства. Рис и орешки кешью являются главными сельскохозяйственными культурами и главными продуктами питания. Урожайность кешью значительно возросла в последние годы, и в настоящее время страна занимает пятое место в производстве кешью. Гвинея-Бисау экспортирует рыбу и другие морепродукты, а также в небольших объемах арахис, пальмовую сердцевину и лесоматериалы. В настоящее время наблюдается интенсивный рост ВВП, который составил 3,9% в 2008 г. ВВП данной страны включает в себя три основных сектора: сельское хозяйство (62%), промышленность (12%), услуги (26%).
      Из  общей характеристики страны, ее социального и экономического развития можно сделать ряд выводов.
      Во-первых, географическое положение страны способствует её экономическому развитию. Благоприятствующими факторами для экономического развития страны являются: теплый климат (субэкваториальный муссонный), наличие на ее территории низменности с плодородной почвой, что дает возможность полноценному развитию сельского хозяйства и промышленности. Одним из преимуществ Гвинеи-Бисау является наличие пригодных для судоходства рек, которые считаются важнейшими водными артериями. Более того, страна богата различными полезными ископаемыми, что является немаловажным в связи с проблемой истощенности ресурсов во всем мире. Из полезных ископаемых известны месторождения бокситов, фосфоритов, золота, а на шельфе — нефти и газа. Страна обладает большим количеством продовольствия и сырья: орехи кешью, продукты переработки масличной пальмы, арахис, копра, шкуры животных и древесина, которые она успешно экспортирует. Большое значение имеет выход к морю, обеспечивающий необходимость транзита товаров в другие страны - партнеры. Данный фактор благоприятно сказывается на развитии региона.
      Во-вторых, на протяжении нескольких лет население  Гвинеи-Бисау не уменьшалось, более  того, уровень рождаемости рос  более быстрыми темпами, чем уровень смертности, что положительно сказывается на динамике численности населения. Гвинея-Бисау относится к странам второго типа воспроизводства населения (демографический взрыв), как и все страны Африки. Этнический состав страны пестрый, что может свидетельствовать о насыщенности страны различного рода культурами. Основная часть верующих исповедуют ислам (50%). Гвинея-Бисау находится среди 50-ти худших стран по уровню образования, в удаленных от столицы и других крупных городов районах население практически не получает образования, и уровень грамотности остается низким.
      В-третьих, Гвинея-Бисау – унитарное государство, правящая партия - Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК). Власть в стране разделена  на три ветви: законодательная (Национальное народное собрание и Государственный Совет), исполнительная (председатель Государственного Совета, вице-президент Госсовета и Совет Министров) и судебная (Верховный суд или Верховный трибунал, 24 Секторальных суда). Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, не более двух сроков подряд, премьер-министр назначается Президентом после консультаций с партийными лидерами в парламенте.
      В настоящее время в Гвинеи-Бисау отмечается экономический рост, происходит увеличение количества заводов и фабрик, сокращается число безработных, темпы инфляции снижаются. Таким образом, можно говорить об успешном развитии страны в последнее десятилетие.
 

2. Участие Гвинеи-Бисау  в системе международных  экономических отношений

       
      Для понимания того, какое место занимает Гвинея-Бисау в системе международных экономических отношений, мы должны рассмотреть внешнюю торговлю данной страны, какие связи она имеет с другими странами, необходимо проанализировать участие страны в международной экономической интеграции, а также выяснить, какими темпами развивается страна, т.е. изучить ее основные макроэкономические показатели.

       2.1. Внешняя торговля

 
      Внешнеторговый  баланс Гвинеи-Бисау хронически имеет отрицательное сальдо. География внешней торговли ограничена в основном странами Западной Европы, Сенегалом, Индией и Китаем. Основными статьями экспорта являются: орехи кешью, морепродукты, ценные породы древесины. Основными статьями импорта: продовольствие, сырье и нефтепродукты, средства транспорта и оборудование. Объем внешнего государственного долга Гвинеи-Бисау по официальным данным превысил 1,1 млрд. долл. США28.
      Производство  Гвинеи-Бисау развивается по трем основным отраслям29.
      Во-первых, это промышленность. Её основные отрасли: производство и переработка сельхозпродукции, пиво, мягкие спиртные напитки. Рост производства в промышленности в 2006 г. составил 3,1%. Имеется несколько небольших заводов по очистке риса и арахиса, по производству пальмового масла, соков, лесопильное предприятие, завод по переработке рыбы. В 1976 г. было создано предприятие по переработке нефти.
      Во-вторых, это электроэнергия, производство которой составило в 2007 г. 66 млн. кВт. Источником получения электроэнергии является исключительно каменный уголь. Потребление составило 57,2 млн. кВт в 2007 г. Учитываю то, что электроэнергия не импортируется и не экспортируется, можно говорить о значительных потерях.
      Третьей отраслью производства в Гвинеи-Бисау  является сельское хозяйство. Основные культуры: кешью, арахис и просо во внутренних районах страны, рис (главная зерновая культура) – на заливных землях речных долин, масличная и кокосовая пальмы – на побережье.
      Гвинея-Бисау  имеет несколько постоянных партнеров  по экспорту: Индия – 76,1%, Нигерия  – 18,1%, Италия – 1,4%. Именно с этими странами ведется непрерывная торговля продовольствием, машинами и оборудованием, топливом (рис. 2.1.1).
 
      
      Рис. 2.1.1. Основные торговые партнеры Гвинеи-Бисау.
      Источник: Официальный сайт Всемирной Торговой Организации // http://wto.org/.
 
      Основные  партнеры Гвинеи-Бисау по импорту: Португалия - 30 %, Сенегал – 14,6 %, Таиланд – 8,5 %, Китай – 5,7 % (2008 г.).
      Оценивая  торговый баланс Гвинеи-Бисау, следует отметить, что в послевоенный период замечено повышение экспорта при снижении импорта.
      Рост  экспорта обусловлен в основном ростом продаж орехов кешью, преимущественно  в Индию; доля орехов кешью в экспорте Гвинеи-Бисау составляет около 90%.
      Гвинея-Бисау, наряду с Мозамбиком, Танзанией и  Нигерией, является одним из ведущих производителей орехов кешью на африканском континенте. Производство орехов имеет повышательную тенденцию, в период с 1989 по 1998 гг., когда доля страны в мировом производстве этой культуры возросла с 4 до 4,2%30.
      В производстве и экспорте этой культуры для Гвинеи-Бисау поучительным может быть пример Танзании. Дело в том, что в 1994 г. после того, как в 1989-90 гг. танзанийский объем сбора орехов кешью упал до предельно низкого уровня (17 тыс. т), в отрасли была проведена либерализация. Она позволила впервые закупщикам из частного сектора напрямую сотрудничать с фермерами-производителями орехов, что повысило их заинтересованность в увеличении производства. Роль государственного сектора свелась к регулирующим функциям, но не касалась вопросов ценообразования и закупочных цен. Воодушевленные самым высоким урожаем орехов кешью в 2000 г. танзанийские власти планируют увеличить их производство в течение следующих 8 лет на 330%31.
      Другой  очень важной и перспективной  статьей экспорта Гвинеи-Бисау является тропическая древесина. По экспорту всех видов необработанной промышленной лиственной древесины Африка занимает второе место в мире, уступая только Азии. В 1998 г. объем африканского экспорта лиственной древесины составил 4 498 тыс. куб.м., азиатский – 7 465 тыс. куб.м., а латиноамериканский - 1882 тыс. куб.м.32
      Леса  покрывают до 82,1% территории Республики Гвинея-Бисау. Общая площадь лесов  составляет 2 309 тыс.га.
      Освоение  и эксплуатация лесных ресурсов Гвинеи-Бисау  сопряжены с влиянием двух важнейших факторов: спросом на тропическую древесину на мировом рынке и потребностями местного населения в древесном топливе33. Дело в том, что высокие цены на другие альтернативные источники топлива (нефть, газ и т.д.) и неразвитость топливной инфраструктуры в стране, склонность населения даже в городах к использованию дров или древесного угля приводят к массовым заготовкам древесины для бытовых нужд, которые превышают вырубку лесов для производства деловой древесины в несколько раз.
      Основными покупателями лесной продукции Гвинеи-Бисау являются Китай, Филиппины, а также страны ЕС.
      В общем, основными партнерами Гвинеи-Бисау  по экспорту являются: Индия - 76,1%, Италия - 1,4%, Южная Корея - 2,0%, Бельгия - 2,0%34.
      Как уже отмечалось выше, импорт товаров  Гвинеи-Бисау в последние годы имеет тенденцию к понижению. Это связано в основном со снижением деловой активности в стране и уменьшением внешней экономической помощи.
      В течение 1993-1997 гг., импорт в среднем  составлял более 80 млн. долл. в год, но понизился до 71 млн. долл. в год в течение 2002-2003 гг. Продукты питания (30%) и средства производства (33%), - основные компоненты общего импорта товаров35.
      Дефицит услуг, главным образом отражающих страхование, фрахт и другие издержки импорта, остался приблизительно на том же уровне номинально, а также в процентах к импорту, как и в 1997 г. Условия торговли ухудшились немного в 2003 г. (на 1,5%) благодаря увеличению импортных цен (главным образом нефтепродукты) и только частичной компенсации увеличением экспортных цен36.
      Страна  экспортирует преимущественно продовольствие и сырье: орехи кешью, продукты переработки  масличной пальмы, арахис, копру, шкуры  животных и древесину. Стоимость  импорта (главным образом промышленных товаров и продовольствия) значительно  превышает поступления от экспорта. Главным внешнеторговым партнером была и остается Португалия. Другие партнеры – Сенегал, Кот-д'Ивуар, Испания, Индия, Нидерланды, Китай, Германия и Нигерия. Принятое в 1997 г. решение о введении в денежное обращение франка (КФА) стимулировало развитие торговли с другими африканскими странами37.
      Анализируя  вышесказанное, стоит отметить, что  Гвинея-Бисау стремится к международному товарообмену и принимает участие  в торговле. Основными статьями экспорта и импорта являются орешки кешью, арахис, тропическая древесина. Республика Гвинея-Бисау уже имеет постоянных партнеров по экспорту и импорту, что может гарантировать некоторую стабильность в дальнейшем развитии. Негативным фактором в данном секторе является преобладание стоимостного объема импорта над экспортом, что приводит к отрицательному торговому сальдо.

       2.2. Участие Гвинеи-Бисау  в международном  движении капитала

 
      В Республике Гвинея-Бисау, прямые иностранные  инвестиции (ПИИ) определяются как любой вклад финансов, ввезенных в страну из внешнего источника с помощью физических или юридических лиц, в целях их собственной коммерческой деятельности или для участия в доле капитала компании, которая уже создана, или вновь создаваемаемой компании38.
      Инфляция  в Гвинее-Бисау замечательна не своими абсолютными показателями (она колеблется между 50% и 100% в год - для развивающихся стран это далеко не рекорд), а тем, как органично она вписалась в жизнь страны. Повседневные траты - еда и кров - в пересчете на твердую валюту в Бисау всегда обходились примерно одинаково. Сбережения в этой бедной стране со средним годовым доходом менее $200 на душу населения имеют немногие. Так что и люди, и правительство, казалось, вполне смирились с привычной инфляцией. Тем не менее власти Бисау сделали неожиданно резкое движение и ввели в своей стране твердую валюту.
      На 1 августа 2005 г. американский доллар по официальному курсу стоил чуть больше 35 000 песо Гвинеи-Бисау39. В этот день правительство республики распрощалось с ненадежной национальной валютой и ввело новую, которая тоже называется "песо Гвинеи-Бисау", но приравнено к франку Африканского финансового сообщества (КФА). Франк КФА (коллективная валюта, которой пользуются два десятка африканских стран, в том числе и многие соседи Гвинеи-Бисау) жестко привязан к французскому франку в соотношении 100:1. Таким образом, и песо Гвинеи-Бисау отныне приравнено к устойчивой валюте, хотя и не напрямую.
      Ввоз  и вывоз этой валюты за пределы  страны запрещен. Кроме этого, никаких  валютных строгостей на границе нет. Иностранные деньги можно ввозить  в любых количествах, а поскольку  оформление таможенных деклараций на них не требуется, то и вывоз СКВ происходит совершенно свободно. Обязательного обмена некоторой суммы в СКВ на местные дензнаки, как это практикуется в странах-соседях по континенту, в Гвинее-Бисау не требуется.
      Банки страны обменивают наличные деньги и  дорожные чеки. Найти учреждение, обслуживающее кредитные карты, очень трудно. Зато нет недостатка в частных “менялах”. Теоретически их деятельность незаконна, но полицейские не вмешиваются в эти дела, если только сделки не совершаются у них на глазах. При соблюдении минимальных предосторожностей пользоваться услугами "черного рынка" в Гвинее-Бисау так же безопасно, как и банковскими. Это даже позволяет сэкономить время: частные “менялы” работают быстрее, без очередей40.
      Международный валютный фонд также предоставляет данные о прямых иностранных инвестициях в стране, в своем платежном балансе, в статистике. Инвестиционный кодекс в Гвинеи-Бисау, обеспечивает стимулы для инвестиций и гарантии против национализации и экспроприации41.
      Обмен счетами осуществляется с разрешения Центрального банка западноафриканских государств - ЦБЗАГ. Платежи и переводы, как правило, свободны от ограничений. Правительство должно разрешить проблемы по вывозу капитала. Капитальные трансферты для членов Западноафриканского экономического и Валютного союзов являются неограниченными. Правительство должно учитывать личное движение капитала между резидентами и нерезидентами, такое, как персональные кредиты, подарки или наследство, передача имущества. В целом, можно сказать, что страна обладает умеренными барьерами по сравнению с мировыми стандартами.
      В стране достаточно потенциала для развития индустрии туризма. Этот сектор имеет некоторые возможности, которые включают глубоководную рыбалку и подводное плавание, операции по исследованию архипелага. В стране, кроме того, есть исторический и архитектурный интерес. Этот сектор пока еще не разработан. Для повышения его информационно-пропагандистской деятельности в мире и расширения торговых возможностей, Гвинея-Бисау является членом Экономического сообщества западноафриканских государств и Межгосударственного Сахалинского Комитета42.
      Таким образом, можно говорить о непосредственном участии Гвинеи-Бисау в международном  движении капитала. На данный момент страна имеет новую национальную валюту – «песо Гвинеи-Бисау», которая приравнена к устойчивой валюте, что говорит об относительной стабильности денежной единицы. В стране существуют ограничения на ввоз и вывоз национальной валюты, но на иностранную валюту ограничений нет, что способствует активному вовлечению Гвинеи-Бисау в систему международных экономических отношений.

       2.3. Участие в международной  экономической интеграции

 
      Для анализа вовлеченности Гвинеи-Бисау в процесс международной экономической интеграции и места государства на международной экономической арене необходимо рассмотреть место Гвинее-Бисау в различных международных организациях.
      Первостепенное  значение для экономики Республики Гвинея-Бисау имеют региональные организации, так как в данных организациях Гвинея-Бисау имеет  достаточно серьезные возможности влиять на действия данных организаций в отличие от организаций мирового масштаба. К наиболее влиятельным и значимым организациям западноафриканского региона, членом которых является Гвинея-Бисау, необходимо отнести следующие организации.
      Африканское экономическое сообщество. Сотрудничество и интеграция в Африке существенно отличаются от подобных процессов в других регионах. С 1950-60-х гг. да и в настоящее время существует идея общеконтинентального подхода к интеграции, при этом на протяжении 1960-80-х гг. африканские теоретики развивали идею опоры на собственные силы, т.е. интеграция должна позволить освободиться от влияния ведущих мировых держав, вывести африканские государства из неэквивалентного обмена. Однако результаты были незначительны, интеграция была затруднена. Доля внутрирегиональной внешней торговли на 1993 г. составляла приблизительно 5%43. Это вызвано характерными чертами экономик африканских стран: монокультурность и однотипность экономических структур. Для преодоления данных трудностей в 1991 г. было подписано соглашение об Африканском экономическом сообществе, которое было ратифицировано в 1994 г. Главная цель создания данного сообщества - создание экономического союза, как высшей цели интеграции. Для достижения главной цели намечено преодолеть несколько стадий интеграции, такие как таможенный союз, общий рынок, единый валютный союз. Предполагается, что переходный период составит 34 года и продлится до 2025 г. Между тем, региональное сотрудничество в настоящее время развивается через субрегиональные группировки, одной из которых является ECOWAS44.
      Экономическое сообщество государств Западной Африки. Организация создана в 1975 г., в  состав входят 16 государств Западной Африки, в том числе Гвинея-Бисау. Основное направление деятельности данного сообщества – создание общего рынка, экономического и валютного союза, осуществление программ валютного сотрудничества и либерализация региональной торговли. В рамках этой организации создан Фонд сотрудничества, компенсации и развития. Таможенные пошлины были отменены на 80% взаимопоставляемой продукции, но внутрирегиональный оборот между участниками составляет всего 5%, на этом основании можно утверждать, что значение группировки не столь велико как планировалось при ее создании. Большое значение в рамках ECOWAS имели проекты в области электроэнергетики, в горнодобывающей промышленности, дорожном строительстве. Был установлен свободный режим перемещения граждан и их имущества, создан банк с уставным фондом в 100 млн. долл. США.
      Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА)45. Организация создана в 1994 г., в состав входили 7 стран: Бенин, Буркина-Фасо, Кот д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того. Целями и основными направлениями деятельности ЮЭМОА являются: экономическая интеграция путем координации экономического развития и экономической политики стран-членов посредством введения многосторонней системы контроля, а также создание общего рынка на основе введения общих таможенных тарифов, проведения совместной торговой политики, обеспечения свободного движения товаров и услуг, людей и введение свободы места жительства. Страны-члены данной организации используют одну валюту – франк КФА, а также имеют единый центральный банк. В середине 1990-х годов Гвинея Бисау присоединилась к ЮЭМОА. Данный союз позволяет Республике Гвинея Бисау, как и остальным членам, облегчить процедуру осуществления внешнеторговых сделок, снизить издержки связанные с разницей валютных курсов, а также избежать так называемых валютных рисков в процессе международной торговли46.
      Страны-члены  ЮЭМОА имеют также единый фондовый рынок, главным инструментом регулирования  которого является Региональная фондовая биржа Западной Африки47. Данный инструмент является новым для стран Африки и способствует проникновению в данный регион современных рыночных механизмов купли-продажи акций различных компаний региона.
      Положение страны в различных международных  организациях мирового масштаба можно  характеризовать как фактическое  членство, однако государство практически  не в состоянии влиять на действия данных организаций и на решения, принимаемые ведущими членами данных организаций. Таким образом, Гвинея-Бисау не имеет возможности оказывать какое-либо влияние на действия данных организаций. Напротив, сами международные организации оказывают огромное воздействие на экономику Гвинеи-Бисау.
      Воздействие Организации Объединенных Наций  на Республику Гвинея-Бисау осуществляется через своеобразное «представительство»  ООН в Африке – Экономическую  комиссию ООН для Африки (ЭКА). Данная организация создана Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОС) в 1958 г., в ее состав входит 53 государства-члена, в том числе Гвинея-Бисау и ее ближайшие торговые партнеры. В список основных целей и направлений деятельности входят следующие пункты48:
      - содействие экономическому и социальному развитию в Африке;
      - проведение исследований по экономическим  и технологическим проблемам  и предоставление информации, консультационных  услуг, а также организация  профессиональной подготовки кадров;
      - практическое осуществление программ  и политики в области промышленности, финансов, торговли, природных ресурсов, транспорта и связи, туризма;
      - сотрудничество с региональными  и международными организациями;  оказание финансовой помощи ряду  региональных и субрегиональных  организаций;
      - создание многонациональных центров по планированию и оперативному управлению, действующих в качестве региональных бюро по реализации региональных программ развития. Один из таких центров, отвечающих за действия данной организации в Западной Африке, расположен в Нигере.
      На 4 992-м заседании Совета Безопасности 18 июня 2004 г. в связи с рассмотрением  Советом пункта, озаглавленного «Положение в Гвинее-Бисау», Председатель Совета Безопасности сделал от имени Совета следующее заявление: «…Совет выражает свое удовлетворение по поводу прогресса, достигнутого национальными властями в деле восстановления конституционного порядка… Совет Безопасности выражает признательность национальным властям и народу Гвинеи-Бисау за их неизменную приверженность и преданность демократии»49.
      Членство в ООН позволяет Республике Гвинея-Бисау активно сотрудничать главным образом с европейскими организациями в различных сферах: от образовательных проектов и оказания гуманитарной помощи населению, проживающему за чертой бедности, до планирования деятельности отдельных отраслей народного хозяйства. Такое сотрудничество позитивно влияет на процесс стабилизации политической ситуации в государстве.
      Сотрудничество  с Международным Валютным Фондом и Всемирным Банком формально  носит консультативный характер, однако на практике данные организации практически полностью определяют направление экономических действий правительства страны. В 1996 г. специалисты Всемирного Банка и МВФ разработали крупную программу для развития наименее развитых стран мира - Heavily Indebted Poor Countries Initiative. В том же году была начата ее реализация на практике в Республике Гвинея-Бисау. Главными целями запуска данной программы стали создание стабильной базы для деятельности различного рода кредиторов, в том числе и многонациональных, а также обеспечение долговых облегчений наименее развитым странам. В результате комплекса данных мероприятий планировалось стимулирование экономического роста и сокращение бедности среди населения50. Данная программа была дополнена в 1999 г., после чего были опубликованы дальнейшие направления деятельности, реализующиеся и в настоящее время:
      - более масштабное списание долгов  и их реструктуризация. В результате  данных мероприятий определенная  часть внешнего долга Республики  Гвинея-Бисау ежегодно списывается или реструктуризируется, что создает более благоприятную обстановку для достижения дальнейшего экономического роста;
      - ускорение процесса списания  долгов. Данные меры позволят  Республике Гвинея-Бисау в более  сжатые сроки выплачивать внешний  государственный долг различным кредиторам;
      - усиление связи между списанием  долгов и сокращением бедности  среди населения. Данный комплекс  мер предусматривает усиление  контроля за средствами, высвободившимися  после списания долгов, и их  эффективное применение в рамках программ по искоренению бедности, также разработанным с участием специалистов МВФ.
      Таким образом, практически все важнейшие  цели экономической политики правительства  Гвинеи-Бисау были разработаны специалистами  МВФ и Всемирного Банка, либо совместно  с ними. Это позволяет добиться достаточно стабильного экономического роста, медленного снижения бедности среди населения, однако делает страну чрезвычайно зависимой от политики проводимой вышеперечисленными организациями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.