На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность использования земли и мероприятия, способствующие полному использованию сельскохозяйственных земель

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
/= 
 
 
 

= 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение………………………………………………………………….……......3
Глава 1. Земля как фактор производства
      Значение, состав и структура земельных ресурсов……………………...….5
      Земельные отношения и рынок земли…………………………………...…13
Глава 2.  Организационно-экономическая  характеристика ОАО  ПСХ «Энергетик»
2.1 Наименование  и месторасположения предприятия……………………….24
2.2  Размер  предприятия ОАО ПСХ «Энергетик»……………………………..25
2.3 Специализация  предприятия и его дополнительные отрасли…………….26
2.4 Обеспеченность предприятия основными средствами…………………..27 
Глава 3. Эффективность  использования земли  и мероприятия, способствующие полному использованию  сельскохозяйственных земель в ОАО ПСХ  «Энергетик»
3.1 Использование  земли в ОАО ПСХ «Энергетик»………………………….29
3.2 Мероприятия,  способствующие эффективному использованию земли…33
Выводы и предложения…………………………………………………………37
Приложение А……………………………………………………………………38
Приложение Б……………………………………………………………………39
Приложение В……………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Наряду  с трудом и капиталом важнейшим  фактором производства является земля. Термин "земля" охватывает все  полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для выращивания определенных сельскохозяйственных культур, для горожанина - территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий.  
        Земля является для человека средой его обитания, источником минеральных и органических ресурсов, сферой приложения труда, капитала и предпринимательского умения. Как отрасль материального производства сельское хозяйство органически связано со всеми другими видами хозяйственной деятельности. От промышленности оно получает машины, оборудование, минеральные удобрения, ядохимикаты, а для легкой и пищевой промышленности служит источником поступления сырьевых ресурсов. Агропромышленная интеграция, органическое соединение сельского хозяйства со смежными отраслями, занимающимися обслуживанием и доведением его продукции до потребителя, явились результатом развития производительных сил, углубления общественного разделения труда, его специализации.  
         Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. Землю можно свободно покупать и продавать, конечно, в рамках этих законодательств.  
        Земельная рента - это центральная экономическая категория, регулирующая экономические отношения между землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю для ведения сельского хозяйства на капиталистической основе. 
         Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.  
       Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она - часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ. Прежде всего, он предполагает выяснение двух главных обстоятельств, определяющих ее возникновение: это, во-первых, особенности ценообразования на продукцию сельского хозяйства, в котором природный ресурс имеет определяющее влияние на производительность труда, во-вторых, специфику получения в этой отрасли сверхприбылей и причин устойчивости их воспроизводства.   Указанные обстоятельства порождены следующими особенностями, присущими природному фактору производства: 1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда, подобно промышленным орудиям труда и материалам; 2) ограниченности земель сельскохозяйственного назначения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обуславливает мизерную эластичность предложения земель.  
        Целью данной работы является рассмотреть земельные ресурсы ОАО ПСХ «Энергетик» и формирование земельного рынка.
        Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: 
1. Рассмотреть специфику земли как фактора производства. 
2. Выявить особенности земли как фактора сельскохозяйственного производства. 
3. Определить экономическую и стоимостную оценку земельных участков.  
4. Рассмотреть мероприятия, способствующие эффективному использованию земли. 

     Глава 1. Земля как фактор производства 

      Значение, состав и структура  земельных ресурсов
 
     Естественной  основой сельскохозяйственного  производства являются ресурсы земли. Правильное их использование позволяет  решать проблемы продовольственного снабжения  населения, повышать его благосостояние, обеспечивать социальную стабильность.
     Земля как средство производства отличается от всех остальных рядом существенных особенностей.
     Первая  особенность заключается в том, что земля является продуктом природы, тогда как другие средства – результат труда человека. Она возникла намного раньше самого человека и не может быть продуктом его труда. Лишь плодородие верхнего слоя земли (почвы) зависит от результатов труда. Другими словами, земля искусственно не воспроизводима.
     Вторая  особенность  земли  - ее территориальная ограниченность. В экономическом смысле это означает не столько ограниченность поверхности суши, сколько недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, благоприятных для сельскохозяйственного производства.
     Третья  особенность заключается в том, что земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.
     Четвертая особенность – то, что земля неоднородна по качеству; при равных вложениях на единицу площади получают неодинаковое количество продукции и доходов.
     Пятая особенность – зависимость результатов сельскохозяйственного производства от местоположения , размеров  и рельефа участков.
     Шестая  особенность состоит в том, что земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что вызывает широкое применение в сельском хозяйстве мобильных машин.
     Седьмая особенность – многоплановый характер использования земли в сельскохозяйственном производстве. На ней возделываются большое количество различных видов сельскохозяйственных культур : зерновых, технических, кормовых, плодовых и др.
     Восьмая особенность заключается в том, что земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства физически изнашиваются, устаревают морально и постепенно заменяются новыми. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством – плодородием почвы.
     Все отмеченные особенности земли как  средства производства учитываются  как при организации землеустройства, так и прежде всего в самом  сельском хозяйстве.[10; 69-70стр.]
     Земельные ресурсы как объекты собственности и хозяйствования учитываются:
     - по целевому назначению(основу  которого составляет распределение  земель по категориям);
     - по хозяйственному использованию(основанному  на классификации угодий по  видам и подвидам);
     - по административно-территориальному  делению (в основу которого заложено распределение земель по землепользователям).
     В соответствии с основным целевым  назначением различают земли:
     - сельскохозяйственного назначения;
     - населенных пунктов (городов,  поселков и сельских населенных  пунктов);
     - промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
     - лесного фонда;
     - водного фонда;
     - запаса;
     К землям сельскохозяйственного назначения относят всю территорию, предоставленную сельскохозяйственным товаропроизводителям и предназначенную для ведения сельского хозяйства. Их основу составляют сельскохозяйственные угодья. Сюда включены также большие площади, занятые лесом, кустарником, болотами, усадьбами и другими угодьями, без которых ведение сельского хозяйства невозможно. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 657 млн. га, или более 38% земельного фонда России.
     По  хозяйственному использованию эти  земли подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья систематически используются для получения сельскохозяйственной продукции; они включают пашню, залежь, многолетние насаждения сенокосы и пастбища.
     Пашня – это сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур(включая многолетние травы и чистые пары). По естественно – историческим и другим свойствам пашню подразделяют на следующие подвиды: орошаемые; осушенная; избыточно увлажненная; подверженная эрозии; засоренная камнями.
     К залежам относятся земельные участки, которые ранее были пашней, но по различным причинам не засевались более одного года сельскохозяйственными культурами.
     Многолетние насаждения – это сады, ягодники, виноградники, хмельники, цитрусовые, чайные и другие плантации.
     Сенокосами называют сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение. Их подразделяют на заливные, суходольные, заболоченные, заросшие кустарником и лесом, засоренные камнем и кочками, чистые, улучшенные.
     Пастбища – это земли, на которых систематически пасут животных, причем такое использование является для них основным. Различают пастбища суходольные и заболоченные; чистые и заросшие кустарником и лесом; каменистые; летние, весенне-осенние, зимние, круглогодичные; культурные и улучшенные(в том числе коренного улучшения). [5, стр.79-86]
     Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных  видов сельхозугодий в общей  площади. В целом по России на долю пашни приходится 61%, сенокосов – 9,5, пастбищ – 28%. Прочие сельскохозяйственные угодья занимают 1,5 %.
     Эффективность использования земли на предприятии  в определенной степени характеризуется  структурой сельскохозяйственных угодий. Пашня и многолетние насаждения наиболее продуктивны, поэтому их высокий удельный вес способствует лучшему использованию земли. В значительной степени это зависит от зональных особенностей территории. Так, удельный вес пашни в структуре сельхозугодий колеблется от 36,6 %  в Восточно-Сибирском экономическом районе до 80,3% в Центрально-Черноземном, сенокосов – от 2,4%(Северо-Кавказский) до 30,8% (Северный, пастбищ – от 13,9 (Центрально-Черноземный до 46,6% (Восточно-Сибирский).
     Естественно, сказывается и специализация  хозяйств; так, на садоводческих предприятиях многолетние насаждения могут составлять до 30% всех сельхозугодий.
     Российская  Федерация имеет большие земельные  ресурсы. Общая их площадь составляет 1709,5 млн. га, из которых сельскохозяйственные угодья занимают 206,3 млн. га(12,1 %), в том  числе пашня – 124,6 млн. га (7,3 %). Низкие показатели сельскохозяйственной освоенности и распаханности земель объясняются неблагоприятными природными и климатическими условиями большей части территории страны. Боле 80 % ее находится в зоне рискованного земледелия. Общая земельная площадь сельскохозяйственных товаропроизводителей включает не только сельхозугодия, но и несельскохозяйственные угодья (земли, занятые лесом, болотами, усадьбами и т.д.)
     Таблица 1.
Распределение земельного фонда Российской Федерации  по категориям земель (2003г.)
Земли млн. га %
Сельскохозяйственного назначения 440,1 25,8
Населенных  пунктов 18,6 1,1
В том  числе: в городской  черте
в черте сельских населенных пунктов
7,7 
10,9
0,5 
0,6
Промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения 17,4 1,0
Природоохранного  и историко-культурного назначения 31,7 1,9
Лесного фонда 1059,8 61,9
Водного фонда 27,8 1,6
Запаса Всего земель
114,4 1709,8
6,7 100
 
     Основными землепользователями в Российской Федерации являются сельскохозяйственные предприятия (кооперативы, акционерные общества, товарищества, и др.) На их долю приходится до 80% земли сельскохозяйственного назначения. В них сконцентрировано 549 млн. га земельных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий 165,8 млн. га (83,2 % общей их площади), пашни – 108,6 млн. га (87,2 %), сенокосов и пастбищ  55,8 млн. га (76 %). В сельскохозяйственных предприятиях за годы аграрной реформы площадь всех видов сельскохозяйственных угодий сократилась, за исключением площади залежи, которая с каждым годом возрастает. [10, стр. 72-73]
     В России провозглашено многообразие форм земельной   собственности – государственной, муниципальной, частной – и их равенство в условиях многоукладной экономики. К государственной собственности относятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований. Это исключает существование земли и других природных ресурсов в качестве бесхозного имущества. Часть земли, находящейся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями (учебно-производственными хозяйствами, опытно-производственными хозяйствами и др.) во владение, пользование и распоряжение.
     Земельные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями во владение, пользование, распоряжение.
     В Российской Федерации в частной  собственности находится 129,6 млн. га сельхозугодий (65,6% их общей площади); из них земельные доли сельскохозяйственных жителей занимают 117,6 млн. га. Большинство земельных долей (91,8%) передано сельскохозяйственным предприятиям на разных правовых условиях. В фермерских хозяйствах сконцентрировано 13,5 млн. га (6,9%), в личных подсобных хозяйствах – 11,9 млн. га (6%), в государственной собственности – 68 млн. га сельскохозяйственных угодий (34,4%).
     Значительная  часть сельскохозяйственных угодий России  неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более  половины сельхозугодий излишне  увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти общей площади пашни расположены в районах рискованного земледелия и с недостаточной влагообеспеченностью. [7]
     Из  всех деградационных процессов наибольшую опасность по последствиям представляет эрозия. Различным ее видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий (54 млн. га), в том числе почти треть пашни (36 млн. га). Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6%). Удельный вес деформированных земель составляет 5,8% общей площади сельхозугодий.
     Основные  направления рационального  использования земельных  ресурсов и их охраны определяются следующими долгосрочными целями:
     - стабилизация природной среды  путем создания системы средостабилизирующих  и особо охраняемых территорий, способных поддерживать экологический баланс;
     - вовлечение в сельскохозяйственное  производство выбывших из сельскохозяйственного  использования земель;
     - предотвращение деградации земель;
     - восстановление утраченных вследствие  нерациональной хозяйственной деятельности и деградации первоначальных свойств и качеств земельных угодий, соответствующих окружающим природным условиям;
     - переход на ресурсосберегающие  технологии и системы хозяйственного  использования земель.
     В решении этих проблем большая  роль принадлежит федеральным целевым программам, как важнейшему средству реализации политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы.
     Рациональное  использование земельных ресурсов предполагает ведение их мониторинга, который представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда и предназначен для своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, её целевого назначения и характера использования.
          При введении мониторинга земель  выявляются следующие процессы:
    эволюционные (связанные с естественноисторическими процессами развития);
    цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными колебаниями природного характера);
    антропогенные (связанные с человеческой деятельностью);
    чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями и др.)
    Основные  задачи мониторинга земель:
- своевременное  выявление изменений в состоянии  земельного фонда, их оценка, прогноз  и выработка рекомендаций по  предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- информационное  обеспечение государственного земельного кадастра, рационального контроля за использованием и охраной земель.
          Содержание мониторинга составляют  систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за  состоянием земель, оценка состояния  землепользований, угодий, полей, участков, отслеживание процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почвы, заболачивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами.
         По результатам оценки состояния  земель составляют оперативные  сводки, доклады, научные прогнозы  и рекомендации; к ним прилагают  тематические карты, диаграммы и таблицы, характеризующие динамику и направление развития изменений, прежде всего негативный характер. [2] 
 

      Земельные отношения и рынок  земли
 
         Земельные отношения включают отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в ходе ее оборота и процессе взимания, распределения и использования платы на землю.
       Земельный оборот представляет собой систему перераспределения земель различного целевого назначения между собственниками, владельцами и пользователями земельных участков. Эта система включает различные операции с землей: аренду, куплю-продажу, наследование, дарение, залог и др.
         В Российской Федерации земельный  оборот постепенно интенсифицируется.  В 2003г. По сравнению с 1997г.  Число сделок возросло с 4 до 5,6 млн., а площадь земли в обороте увеличилась с 23,5 до 72,2 млн. га; средний размер участка, задействованного в обороте во всех его формах, увеличился с 1,3 до 13,9 га. [9, стр. 25-26]
         Из всех форм земельного оборота  наибольшее распространение получила аренда; на ее долю приходится 90% сделок с землей. Число зарегистрированных договоров увеличилось за анализируемые годы с 3,6 до 5,0 млн., а площадь земель, переданных в аренду, возросла с 23,4 до 72,0 млн. га. Арендодателями в сельской местности являются местные органы власти, сельскохозяйственные предприятия и граждане.
       Доля граждан и их объединений  в общем числе сделок по  аренде земли достигает 90%, тогда  как сельскохозяйственных предприятий  – только 3%. Однако размер арендуемой  площади больше у сельскохозяйственных предприятий; им передано в аренду 81% земель, гражданам и их объединениям – 14,2%; остальное приходится на предприятия несельскохозяйственной специализации.
         В отличие от аренды купля-продажа  земельных участков распространена  гораздо меньше, хотя с каждым годом число таких сделок растет. В 2003г. Количество сделок по купле-продаже земли между гражданами и юридическими лицами составило 306,2 тыс.; по сравнению с 1997г. Их число увеличилось на 15%. Также возросло количество операций по продаже государственных и муниципальных земель – с 20,9 до 24,5 тыс., или на 17,2%.
           В 2002г. были проданы земельные  участки общей площадью 89 тыс.га около 70% числа сделок и площади проданной земли относится к сфере личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства. В некоторых областях в соответствии с местным законодательством происходила купля-продажа сельскохозяйственных угодий, которая с вступлением в силу в январе 2003г. закона РФ «ОБ обороте земель сельскохозяйственного назначения» должна приобрести более массовый характер на всей территории страны.
          К основным причинам, сдерживающим  нормальное функционирование земельного  оборота, относятся:
- противоречивость  современной концепции регулирования  земельных отношений;
-  отсутствие  эффективной правовой основы  для развития земельного оборота,  как на федеральном уровне, так  и на местах;
- слабое  развитие инфраструктуры земельного  рынка, которая явно не соответствует  его потребностям во многих  регионах страны;
- многочисленные барьеры, возникающие при реализации прав земельной собственности, связанные, прежде всего, с выделением земельных участков в натуре, сложностью процедур правового, организационного и технического оформления сделок; особенно это касается реализации прав собственности владельцев земельных долей.
           Землевладение и землепользование  в Российской Федерации являются  платными. Целью введения платы  за землю является стимулирование  рационального землепользования, охраны  и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества.
           Плата за землю существует в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли.
          Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, а также все землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. На сельскохозяйственные угодья он устанавливается с учетом их состава,  качества и местоположения. Средние размеры земельного налога с 1 га пашни по республикам, краям  и областям установлены Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон оплате на землю».  В соответствии с этим документом ставка земельного налога с 1 га пашни колеблется от 0,67 руб. до 4,95 руб. [10, стр. 74-76]
         Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, должны использоваться на следующие цели:
- финансирование  мероприятий по землеустройству,  разработке и ведению земельного  кадастра, охране земель и повышению  их плодородия, освоению новых  земель;
- инженерное  и социальное обустройство территории;
- финансирование  хозяйств, ведущих сельскохозяйственное  производство на землях низкого  качества.
          В настоящее время земельный  налог пока не выполняет функцию  эффективного регулятора земельных  отношений, так как составляет всего около 5% от общей суммы налогов, взимаемых с сельскохозяйственных товаропроизводителей.
          Арендная плата вносится за земли, переданные в аренду; ее размер устанавливается договором. Величина арендной платы в значительной степени зависит от целевого использования земельных участков и их местоположения. Так, средняя арендная плата по стране за 1м2 земельных участков, расположенных в городах и поселках и переданных предприятиям торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания в 2002г. составило 49,3 руб., а в сельских населенных пунктах за аналогичные участки – 3,5 руб. Сельскохозяйственные предприятия платили в среднем за землю от60 до 150 руб. с 1 га.
        Нормативная цена  земли используется с целью экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно- долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельных участков.
         Рыночная цена  земли формируется в процессе купли-продажи земельных участков, то есть зависит от величины спроса и предложения. Владелец земельного участка в нормальной ситуации продаст его лишь в том случае, если полученная за него сумма, будучи помещенной в банк, принесет в виде процента доход на меньший, чем получаемая с данного участка рента.
       Цена земли – это капитализированная  годовая земельная рента, которую  рассчитывают по формуле 

Ц = Р/П * 100, 

      где Ц – цена земельного участка, руб.; Р  - земельная рента, руб.; П – ссудный процент. 

       Цены на землю имеют устойчивую тенденцию к росту; особенно высоки они на земельные участки в городах и поселках под индивидуальное жилищное строительство. Экономической основой цены земли, земельного налога и арендной платы служит земельная рента как форма реализации права земельной собственности. Так, при аренде доход земли делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход земельного собственника).
          Существует две формы земельной  ренты: абсолютная и дифференциальная; последняя в свою очередь, имеет две разновидности: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.
          Дифференциальная рента I возникает из-за различий земельных участков по плодородию и местоположению по отношению к ранкам сбыта. Удовлетворение спроса на сельскохозяйственную продукцию возможно лишь при использовании не только лучших, но и худших участков. Соответственно и рыночная цена на сельхозпродукцию устанавливается на таком уровне, который обеспечивает рентабельное производство на худших землях. Таким образом, дифференциальная рента образуется в результате более низких индивидуальных издержек на участках с лучшими и средними условиями производства.
          Дифференциальная рента II возникает при последовательных вложениях капитала в один и тот же участок земли в процессе интенсификации производства. Интенсификация приносит дополнительный доход, который сначала получает арендатор; но по истечении арендного договора собственники повышают арендную плату в соответствии с возросшей доходностью земли. Этот вид дохода называют дифференциальной рентой II; его можно получать и на худших по плодородию участках, если использовать передовые технологии производства.
           Дифференциальная рента I в основном измывается у землепользователей в форме земельного налога и используется в интересах всего общества; лишь небольшая ее часть остается в распоряжении землепользователей для стимулирования производства. Дифференциальная рента II почти полностью достается землепользователю, за исключением части, идущей на повышение плодородия почвы (эта часть изымается для общественных нужд). [3, стр. 45-50]
         Абсолютную ренту земельные собственники получают в форме арендной платы за любой, даже самый худший участок земли. Ее возникновение связано с монополией собственника на распоряжение землей ( то есть с тем фактом, что земля вообще не может быть использована никаким образом без его согласия). Напротив, дифференциальная рента возникает в силу другой монополии – исключительного права предпринимателя на арендуемый им участок как объект хозяйствования.
         Для установления реальной рыночной  цены земли необходимы данные земельного кадастра; только на их основе можно объективно оценить земельные ресурсы с учетом их качества и других свойств.
         Земельный кадастр – это система действий по учету, описанию и оценке земель, проводимых государством с целью получения объективных сведений о земле; кадастр, таким образом, представляет собой специальное государственное учетно-оценочное мероприятие. Он содержит достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и оценке земель.
         Государственный кадастр ведется в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников земли, землепользователей и арендаторов, создания объективной основы для установления цены земли, земельного налога, арендной платы.
         Кадастр земель сельскохозяйственного  назначения включает следующие  операции:
- государственную  регистрацию землепользований;
- количественный  и качественный учет земель;
- оценку  земель (включая бонитировку почв  и экономическую оценку).
         Регистрация проводится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов. Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге земель, и содержит данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земель, целевом назначении земельных угодий.
       Количественный  учет земель включает учет их наличия и распределения по объектам земельной собственности и землепользователям и по видам угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища).
        Учет качества земель предполагает земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, их характеристику по экологическим и технологическим свойствам, группировку почв (например, черноземы обыкновенные, черноземы выщелоченные, каштановые и т.д.).
        При ведении учета земель устанавливается  степень ценности продуктивных  земель, выделяются нерационально используемые, нарушенные и малопродуктивные земли, деградированные сельскохозяйственные угодья. Земли сельскохозяйственного назначения оцениваются с учетом их производительной способности, местоположения и других свойств.
         Бонитировка почв – это сравнительная оценка почв по их плодородию, проводимая при сопоставимых уровнях агротехники и интенсивности земледелия. В систему показателей, применяемых при бонитировке, входит урожайность сельскохозяйственных культур, а также наиболее устойчивые свойства почв, коррелирующие с ней: содержание физической глины, гумуса, сумма поглощенных оснований, кислотность почв, смытость и др. По этим показателям и рассчитывается совокупный почвенный балл по оценочным группам почв.
        Экономическая оценка земли характеризуется  ее ценность как средства производства  в сельском хозяйстве. В отличие от бонитировки земля в данном случае оценивается не как природное тело, а как средство производства в неразрывной связи с экономическими условиями хозяйствования. При экономической оценке учитывают не только качественную характеристику почв (бонитет), но и такие показатели, как количество работников на 100 га площади, стоимость силовых и рабочих машин на 1 га, применение удобрений, количество осадков за вегетационный период и др. Оценка проводится на основе массовых данных о фактической урожайности сельскохозяйственных культур и затратах на их производство за длительный период (не менее 5 лет) и, как и бонитет почв, выражается в баллах.
         Ведение государственного земельного  кадастра на всех уровнях возлагается  на соответствующие комитеты  по земельной реформе и земельным ресурсам.
         Земельные отношения в России постепенно приобретают рыночный характер, но земельный рынок все еще слабо развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой. Основным товаром по-прежнему являются данные и приусадебные участки, тогда как основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий находятся вне оборота. Многие специалисты по-прежнему считают, что для сельскохозяйственных предприятий введение свободного оборота земли является преждевременным. Другие наоборот, видят в этом большие преимущества и полагают, что земельный рынок будет способствовать:
 -  совершенствованию форм и методов государственного регулирования рыночных отношений в аграрной сфере;
-      улучшению инвестиционного климата  в аграрной сфере;
- укреплению правового статуса и социального положения сельскохозяйственных товаропроизводителей. [8, стр.  123-127]
           В любом случае, при формировании  рынка земель сельскохозяйственного  назначения необходимо придерживаться  следующих принципов:
- обязательное целевое использование земельных участков;
- адекватная  профессиональная подготовка лиц,  приобретающих земельный участок;
- изъятие  земли у собственников, не обрабатывающих  ее или использующих ненадлежащим  образом;
- преимущественное право аренды и приобретения участка в собственность для арендатора данного участка, собственников соседних участков, жителей ближайших населенных пунктов;
- соблюдение предельных (по максимуму и минимуму) границ площади земельных участков, находящихся в собственности отдельного гражданина;
- предоставление  иностранным гражданам и юридическим  лицам земель сельскохозяйственного  назначения только в аренду;
-  учет  особенностей всех возможных  форм перехода прав на земельные  участки (аренда, купля-продажа, назначение  ренты, дарение);- урегулирование всех отношений, касающихся оборота земельных участков, находящихся в общей собственности, и земельных долей;
- применение  мер против спекуляции земельными  участками, в том числе при  продаже земель, полученных бесплатно  от государства, при передаче за плату государственных земель, при изменении категории земельных участков;
- обязательная  продажа залогодержателям заложенного  земельного участка с аукциона  в случае неисполнения залогодателям  принятых на себя кредитных  обязательств. [7]
        Сложная проблема, требующая скорейшего  решения при формировании рынка  сельскохозяйственных земель –  порядок установления цен. Существует  два вида цен на землю: нормативная  и рыночная. Исходной является  нормативная цена, и в действующих  нормативных актах она рассчитывается исходя из ставок земельного налога. Многие экономисты считают, что это неточно и неправильно. Во-первых, сами ставки земельного налога нуждаются в уточнении; во-вторых, они значительно отличаются от реальной рыночной оценки. При определении нормативной цены необходимо обязательно учитывать положение участка земли по отношению к рынкам сбыта продукции, пунктам снабжения, к дорожной сети и т.д.
        На свободном рынке будет господствовать  цена, которая складывается под  воздействием спроса и предложения. Считается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах из-за большого числа заявок на продажу сложатся заниженные цены на землю. В этом случае придется защищать продавца, чтобы рыночная цена не упала ниже нормативного уровня. Наивысшие цены сложатся в пригородных зонах.
       Формирование рынка земли, по-видимому, принесет как положительные, так  и отрицательные последствия.  К положительным можно отнести  следующие:
- продажа  и аренда земли позволят зарабатывать  средства для дальнейшего расширения производства, интенсивнее использовать оставшиеся земли;
- внутрихозяйственный  оборот земельных долей даст  возможность увеличить размеры  крестьянских и личных подсобных хозяйств до оптимальной величины;
- прекратится  бесплатное изъятие земель.
      Будут также и негативные последствия, в том числе:
- из-за  низких закупочных цен на сельскохозяйственную  продукцию сельские жители будут  не способны конкурировать с  городскими, что приведет к изъятию  части из сельскохозяйственного  оборота;
- часть  сельских жителей быстро распродадут свои земельные доли и в результате из собственников превратятся в наемных работников с соответствующим отношением к земле;
- в России  снова могут появиться крупные  землевладельцы, рантье. [3, стр. 70-75]
      В сложившихся в стране условиях купля-продажа земли не может быть полностью свободной и бесконтрольной; необходимо использовать различные методы государственного регулирования как прямого, так и косвенного. Так, к методам прямого регулирования относится:
- изъятие  по решению государственных органов определенных видов земель из рыночного оборота или их ограничение в обороте;
- запрет  на изменение целевого назначения  сельскохозяйственных  угодий, и  на приобретение  их лицами, не  обладающими возможностью организовать  их использование по назначению;
- предоставление  отдельным землепользователям преимущественного  права покупки или аренды земли;
- установление  предельных размеров продаваемых  участков и т.д.
      Возможно и косвенное регулирование  земельного рынка – дифференцированное налогообложение, как самих сделок, так и   доходов от последующего использования земли; льготное кредитование и субсидирование определенных категорий землепользователей; частичное финансирование со стороны государства землеустроительных работ и др.
       Вместе с тем каждому сельскохозяйственному товаропроизводителю должна быть представлена возможность приобретать дополнительные земельные участки, если они нужны, чтобы довести объем производства до оптимального размера, позволяющего рационально использовать имеющиеся материальные и трудовые ресурсы.  
 

 
      

  

     

        
        
       
  

        
  
 

  

Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ОАО ПСХ «Энергетик» 

       Наименование и месторасположения предприятия
 
       ОАО ПСХ «Энергетик» это открытое акционерное общество, которое располагается в Тарском районе, г. Тара, ул. Немчиновская 69, индекс 646531, зарегистрирован в налоговой инспекции по Тарскому району и имеет ИНН 5535007011. Хозяйство было организовано 11 февраля 2005 года, как дочернее общество компании ОАО АК «Омскэнерго».
       ОАО ПСХ «Энергетик» Тарского  района расположен на левом  берегу Иртыша в подтаежной  зоне Омской области, в 35 км  от районного центра г. Тара, и в 335 км от областного центра  г. Омск.(Приложение А)
       Причиной утверждения ОАО ПСХ  «Энергетик» послужила ликвидация  в феврале 2005 года (в связи с  убыточной деятельностью) раннее  действующего «Подсобного хозяйства  СЭС», бухгалтерский учет деятельности  которого велся в составе балансового счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» коммерческого предприятия «Северные электрические сети», которое является отделением ОАО АК «Омскэнерго» в г. Тара.
       ОАО ПСХ «Энергетик» находится в подтаежной зоне, климат – резко континентальный. Общими чертами температурного режима климата является холодная продолжительная зима и короткое, не всегда теплое лето. Очень редко бывают резкие похолодания, до -45`С. Средняя температура летом: 18-20`С. Преобладающими ветрами являются в основном ветра северного, северо-восточного и северо-западного направления. [1]
       ОАО ПСХ «Энергетик» представлено  одним отделением, включающим в  себя растениеводческую и животноводческую  бригады.  В помощь основным  видам производства в хозяйстве  организованы обсуживающие вспомогательные подразделения.  
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.