Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
       Введение
       Светлый мир земли, где "краски неярки и звуки нерезки", рождает удивительной красоты людей. Как часто "неяркий" внешне человек заглянет вам в глаза - и душа распахивается, спешит навстречу ему!
         Земля наша подарила феномен  женского характера, ему дивятся во всем мире. Загадка этого удивления не во внешнем совершенстве, а в тайнах "негромкой" души.
         Женский образ - один из самых интересных и таинственных образов мировой литературы. Каждое новое столетие, создает свои новые идеалы слабой половины человечества. Ей посвящены многие произведения известных писателей и авторов, и благодаря им, мы можем представить образ женщины каждой эпохи и понять их мораль и сущность.
       Данная  курсовая работа посвящена изучению творчества английской писательницы XIX века Шарлотты Бронте и ее самому известному роману «Джейн Эйр».
       Актуальность  выбранной темы состоит в том, что на основе данного произведения можно проследить эволюцию развития женского образа в литературе и ее новые черты.
       Цель  нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть образы женщин в мировой литературе, исследовать образ Джейн Эйр и проанализировать художественные особенности романа.
       Нами  были поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть эпоху Шарлотты Бронте со всеми ее противоречиями
    Изучить основные принципы реализма и романтизма
    Выявить особенности создания образа героини нового времени
       Предмет исследования – женский образ в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
         Теоретическое значение – данная  работа вносит вклад в разработку  теоретических аспектов изучения  творчества Шарлотты Бронте.
       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава повествует об Англии в эпоху Бронте. Вторая глава посвящена образам женщины в мировой литературе и особенностям создания образа Джейн Эйр. В заключении приведены выводы. Список литературы содержит????источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I
      XIX век как культурно историческая эпоха
       XIX век стал веком «перманентной  революции», происходившей во всех  сферах жизни общества. Техническая  цивилизация сменяет в Европе  традиционную рабочую силу. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, демократизацию политических структур, рост образования и изменение социального статуса женщины.
       Индустриализация  и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество все более четко делилось на два  класса - владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств, пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условиях естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.
       Социальные  конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное  движение. К концу XIX века проведенные  политические реформы смягчили неблагоприятные  последствия индустриализации, и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
       В XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени. К концу века были изобретены пароход, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.
       Наука от периода собирания фактов перешла  к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранения и превращения энергии, в биологии - созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии - периодическая система, а в геометрии - теория Лобачевского.
       Наука стала не просто формой рационального  знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной  картины мира, заявленные в эпоху  Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.
       Процесс секуляризации в XIX в. выглядел как  неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры, привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризация способствовало не только развитию науки, но и росту образования.
       Претерпевала  радикальные и постоянные изменения  художественная жизнь общества. Противоречия европейского развития нашли свое выражение  в искусстве. Особенностью XIX века стало  многообразие художественных направлений.
       Европа  становилась нетрадиционным типом  общества, в котором все больше распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно  сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.
       Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX века, как Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы - иррационалисты - Шопенгауэр, Ницше, - высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.
       Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение  социальной структуры повлекло за собой  изменения восприятия искусства  в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать  произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку культурологи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные  романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных  сериалов в искусстве XX века. 

      Права человека и положение  женщины
       В середине XIX века женщины, считавшиеся  на протяжении всей истории существами низшего сорта, начали отвоевывать  все большие юридические права  и возможности. В конце концов, они добились избирательного права, но за этим успехом их ожидала новая борьба.
       В различных культурах и цивилизациях прошлых столетий, женщины занимали самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, а в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и возможностями чем женщины, и считали себя выше их.
       Первое  решительное требование уравнять женщин в правах с мужчинами прозвучало только в конце XVIII столетия. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе - «Декларации прав человека и гражданина».
       После Революции образ матери-республиканки стал популярным, материнский долг - женская миссия и задача. Вопрос о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые девушки могли получить серьезное академическое образование.
       В религиозно-нравственной сфере женщины  добились также немаловажных успехов, продемонстрировав даже возможность контроля над мужчинами!
       Многие  женщины, вместе с мужчинами, боролись за отмену рабства - это была одна из форм борьбы за равноправное в обществе. После формирования женщинами обществ за моральные и религиозные реформы, как например запрещение проституции и против алкогольной дискриминации женщин, многие начали признавать участие женщин и в борьбе за запрещение рабства. Таким образом, были организованы женские отделения организаций по борьбе за отмену рабства, оказывающие поддержку тем обществам, которыми руководили мужчины. Но, несмотря на все ограничения, некоторые женщины добились признания своих прав. Благодаря им за всеми женщинами был признан ряд важных юридических прав, в том числе права на своих малолетних детей и право владеть своим имуществом
       С включением женщин в работу по одному политическому вопросу, мужчинам стало  сложнее удерживать их в стороне  от других проблем. Одна из деятелей движения за отмену рабства писательница Лидия  Мария Чайлд отмечала, что, привлекая женщин к общественной борьбе, мужчины-лидеры реформистских движений превратили семью в живущий организм, и уже невозможно вернуть женщину к роли только лишь домохозяйки. Получив доступ к инструментарию и тактике политических перемен, женщины приступили к поиску путей применения их для улучшения условий их собственной жизни. 

      Основные  литературные направления 19 века
       Романтизм в Англии оформился раньше, чем  в других странах Западной Европы, к концу XVIII - первой четверти XIX века. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего, по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. В это время романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущность, формируется как литературное направление.
       Романтики протестуют против унижения человека, борются за возвышение, раскрепощение личности. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, романтики стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
       Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания, над окружающим его миром корысти, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно, романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме.
       Реализм как ведущее направление утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX века. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В истории Англии этот период – время  напряженной социальной и идеологической борьбы.
       Критический реализм – это литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Его основой стали непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался выявить пути приближения к идеалу. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Здесь художественная правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. А воссозданная личность явлена в диалектике своего психологического развития. Писателя-реалиста в науке называли «доктором социальных наук». Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает.
       Критический реализм по-новому изображает отношение  человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального  анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую  роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».
       В отличие от романтического героя, герой  критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда – простой герой в типичных обстоятельствах. Он воплощает реальные черты того или иного социального слоя в обществе. Положительные герои не занимают центрального места, как правило, они второстепенны. Поменялась тематика. Реалисты 19 в. описывали механизм общества, устроенного на денежных интересах. Деньги становятся одним из действующих лиц. 

      Шарлотта  Бронте
     В истории развития английской литературы большую роль сыграл реалистический социальный роман ХІХ века. К писателям-реалистам этого периода относятся, в первую очередь, Диккенс, Гаскелл, Элиот, Мередит и сестры Бронте. Среди последних, особый след в литературе оставило творчество Шарлотты Бронте и, в частности, ее роман «Джейн Эйр».
     Шарлотта Бронте родилась в 1816 году в семье сельского священника в Йоркшире. Ее отец, Патрик Бронте, голландец по происхождению, смолоду был простым ткачом. Мечтая овладеть знаниями и стать образованным человеком, он избрал единственный на то время путь получить образование - стал священником.
     Изучив  богословие, он женился и получил  небольшой приход возле Лидса, где  и родились его дети - пять дочерей  и сын. После ранней смерти матери, Шарлотта и трое ее сестер были отданы в бесплатный пансион для дочерей духовенства. Здесь их должны были подготовить к профессии гувернантки.
     Недоедание, грязь, холод, издевательское обращение  персонала разрушали здоровье детей, а вспыхнувшая эпидемия тифа унесла жизнь многих учениц, в том числе  и двух сестер Шарлоты. Воспоминания о пансионе, впоследствии, легли  в основу прообраза Локвудского.
       После смерти двух дочерей,  Патрик Бронте, забрал оставшихся  в живых двух девочек - Шарлотту  и Эмилию, и дальнейшее обучение  они продолжали в хорошем бельгийском  пансионе, преподавая там английский  язык и тем самым, расплачиваясь  за свое обучение.
     Теперь  их было три сестры. К Шарлотте и Эмили, присоединилась подросшая Энн. Талантливые, образованные девушки увлекались литературой, живописью и в 1846 году сестрам удалось издать сборник своих стихотворений. Они выступили под псевдонимом Керрер Белл.
     В 1947 году они послали под этим же псевдонимом лондонским издателям  свои романы. Романы Эмили и Энн  были приняты, а роман Шарлоты  «Учитель» был отвергнут. Но она уже работала над второй своей книгой - «Джейн Эйр», который был принят и в конце 1847 года увидел свет.
     Роман являл собой удивительное сочетание  злободневной общественно-политической актуальности и высокой художественности. Главным художественным открытием  молодой писательницы явилось умение выявить красоту и драматизм  становления человеческого духа в борьбе с социальной «судьбой», причем духа, воплощенного не в традиционном романтическом герое или героини. Идеал человеческой воли, неподвластной  сословной регламентации, был воплощен в образе неимущей труженицы, молодой  гувернантки, больше всего ценящей  свою независимость и человеческое достоинство.
     Бронте  выводила на авансцену  английского романа нового героя, обладающего  новым общественным и личным самосознанием, человека свободолюбивого, отвергающего утеснительную  социальную субординацию, готового на любые  жертвы и на борьбу, если потребуется  отстоять свои жизненные  права.
     Вместе  с тем, с образом  главной героини - Джейн Эйр, Ш. Бронте ввела в современную литературу тему женского равноправия, которое понимается писательницей, как право на приносящий радость труд и на яркую эмоциональную жизнь.
     Этот  роман имел большой  успех и принес Шарлотте Бронте неувядающую  и в наше время  славу. Роман, с момента  появления, вызвал многочисленные и зачастую противоречивые рецензии. Высокую  оценку роман получил  у прогрессивных  писателей и после  перевода на русский  язык, о нем положительно отозвался Н. Чернышевский. В реакционных  литературных кругах роман вызвал негодование, так как был  проникнут ропотом  против комфорта богатых  и лишений бедняков.
     Не  обойден вниманием  роман Шарлотты Бронте и деятелями литературы ХХ века, тем более что творчество писательницы нередко искажалось и фальсифицировалось.
     В 60-е годы наблюдался период особого оживления  интереса к творчеству Ш. Бронте и ее сестер. Широко известны работы Смингтона и Уайза, Шортера, Уинифред Жерен.
     Изучению  творчества Шарлотты Бронте в отечественном литературоведении положил начало Ф.П. Шиллер статьей в сборнике «Из истории реализма ХІХ века», вышедшем в 1934 году под его редакцией, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II
       2.1. Образ женщины в мировой литературе
       Мировую литературу невозможно представить  без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины-богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись.
         И в то же время женщина  всегда была окружена тайной, ее поступки приводили в замешательство  и недоумение. Вникнуть в психологию  женщины, понять ее - это то  же самое, что разрешить одну  из древнейших загадок Вселенной.  Писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. У каждого автора есть идеал женского образа, и даже если идеал не изображен в произведении, он почти всегда подразумевается и все-таки присутствует.
         Женский образ ярче всего проявляется  в любви, ревности, страсти; и,  чтобы ярче выразить идеал  женского образа, автор часто  ставит женщину в условия, когда  она полностью проявляет свои чувства.
       Тема  женской свободы  и равноправия, идеал  полнокровной, яркой, не ущемленной условностями жизни были свойственны творчеству всех Бронте. Критика не раз отмечала, как созвучна современности и тема борьбы за эмоциональное и гражданское равноправие женщины. Именно в творчестве Шарлотты Бронте и ее сестер возникает в английской литературе XIX века образ новой женщины в противовес утверждавшемуся буржуазно-викторианскому идеалу «кроткого ангела», чья роль в жизни - быть только хранительницей домашнего очага.
       Женщина в творчестве Бронте - свободолюбивое, независимое, равное мужчине по интеллекту и силе характера личность. В этом аспекте интересна связь творчества Бронте и с XVIII веком, веком Просвещения, почему, в частности, закономерен вопрос о продолжении Шарлоттой и ее  сестрами традиции Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли. Но эта же традиция была «передана» сестрами Бронте и современникам. В Англии, например, образ Джейн нашел отклик в поэме Э.-Б. Браунинг «Аврора Ли», героиня которой утверждает ценность и равноправие женщины в мире духовном и в мире чувств. Особенно много подражаний вызвала «Джейн Эйр» в Америке, где в 60-70-е годы «женский роман», то есть роман, написанный женщиной и о женской судьбе, становится очень популярным. Сразу же завоевавший большую известность и признание, роман Бронте становится идеалом, по образу и подобию которого создается множество произведений. Укореняется сама типология образа бедной, но гордой девушки и конфликта, ситуации, «заданной» Шарлоттой Бронте в ее знаменитом романе: героиня оказывается в неблагоприятных обстоятельствах и только благодаря своей  моральной  цельности,  стойкости,  уму  и  характеру преодолевает жизненные невзгоды. Более того - добивается успеха, в том числе и прежде всего - материального.
       Такая, американская, трансформация  темы духовной и нравственной победы Джейн Эйр  была, конечно, данью  типично буржуазному  представлению о  счастье и благополучии. Многие  из  этих американских подражаний «Джейн Эйр» были, по сути дела, тривиальными, мелодраматическими историями на тему «как мне повезло», и не случайно подобная коллизия была высмеяна известным американским писателем Ф. Брет Гартом в одной из серий его пародий на знаменитые произведения XIX века, известной под названием «Романы в сжатом изложении». Отличительная черта этих историй - романтизация успеха, а не романтика труда, как это мы видим в произведениях Шарлотты Бронте.
       Центральный роман  Шарлотты  Бронте,  в  котором  явно  прослеживается проблема эмансипации  – «Джейн Эйр». Он привлек и поразил  читателей  образом главной  героини,  смелой  и  чистой  девушки,  одиноко  ведущей  борьбу  за существование и  за  свое  человеческое  достоинство.  История  этой  борьбы рассказана от первого лица. Это не автобиография  Шарлотты  Бронте:  история Джейн  Эйр  имеет  только   отдельные   точки   соприкосновения   с   жизнью писательницы.
             Недавно был описан  прообраз Джейн  Эйр. Английская  газета «Дейли  Мейл» сообщила, что преподавательница Маргарет  Коннор  занималась  исследованием прообраза главной героини романа  «Джейн  Эйр».  Ее  исследование  позволяет сделать вывод, что прототипом героини явилась действительно существовавшая женщина по имени Френсис Джейн Эйр. Жила она в Фулнеке, близ  города  Лидса, где служила учительницей в школе при церкви. Просматривая церковные записи, М. Коннор  обнаружила  там документальное   свидетельство   любви   молодой учительницы к врачу-хирургу Мэчилу,   практиковавшему   в   расположенном неподалеку городке Падси. Через общих друзей  и знакомых  слухи об  этом романе легко могли достичь семейства Бронте, жившего в том же  округе  Вест Райдине, графство Йоркишр.
       Роман стал важной вехой  в  истории  борьбы  за  женское  равноправие. Разумеется, это  пока  еще  не  политическое  равноправие.  Шарлотта  Бронте отстаивает равенство  женщины с мужчиной в  семье  и  трудовой  деятельности. Ш. Бронте своим  творчеством  близка  французской  писательнице  Жорж  Санд. Знаменитый роман  Ж. Санд «Консуэло» (1824) был любимым романом  Ш. Бронте  и оказал определенное влияние  на создание образа Джейн Эйр. 

     2.2. Художественные особенности романа Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»
     Если  говорить о жанре «Джейн Эйр», то в ней сочетаются черты автобиографического  и социально-психологического романа. Сочетаются здесь и реалистический и романтический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рождения и развития чувства Джейн к Рочестеру, а так же крушение надежд на осуществление союза героини с любимым, обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено автором под очевидным воздействием романтической поэм Байрона и «готического» романа (вернее, приемов, общих для разных вариантов «готики»).
     Романтика и «готика», с одной стороны, почти  болезненная эротика - с другой, были порождены самой темой и отношением к ней Бронте: описание огромного  чувства Джейн к Рочестеру - напряженного до последнего предела, почти неистового, выбор героя с необыкновенной судьбой, страстного, мрачного и как  может показаться по началу, обреченного.
     Чувство Джейн к Рочестеру проходит через  горнило страшных испытаний, но получает счастливое завершение. Отсюда замена в финале сущего желаемым, а это «wishful thinking» должно было толкнуть Бронте на обращение к романтическим образцам. Она не могла писать историю любви Джейн к Рочестеру, в особенности любовь Рочестера к Джейн, не изменяя реалистическому методу и реалистическим приемам письма.
     Вторая  тема - хотя и неразрывно связанная  с первой - создавалась Бронте - реалистом, той Бронте которая восхищалась Теккереем как непревзойденным мастером реализма и стремилась ему подражать. Реальные люди Англии середины ХІХ века и характеры, типичные для различных слоев общества, - тот широкий «фон», на котором развертывается история романтического чувства главной героини романа.
     Отрывать  в «Джейн Эйр» романтическое от реалистического невозможно: книга воспринимается в ее художественном единстве, и в этом единстве ее сила. Но очень важно разобраться в формировании причудливого сплава двух пафосов, двух очень различных тенденций в книге.
     «Стрельба мимо цели» до сих пор происходит в некоторых англоязычных работах,- отмечает В. Ивашева,- когда объявляя роман реалистическим, закрывают  глаза на разнообразие стилистических ключей, в которых он написан, либо считая его романтическим, не видят в нем силы реалистического пласта. Даже «неправдоподобие», в котором неоднократно упрекали автора, постигается по законом реалистического искусства, не отвергающего воображение. Бронте понимала реализм по-своему и писала на основе своих, уже сложившихся к середине 40-х годов эстетических принципов.
     «Джейн  Эйр» построена по композиционным законам  «романа воспитания». Все, что происходит с Джейн Эйр», - эпизоды в жизненной  эволюции героини, приходящей через  борьбу, страдания и трудности  к постижению долга, а от этого  постижения к счастью.
     Первый  этап житейского воспитания Джейн (ребенка, родившегося в результате брака, неугодного семье богатых родителей  матери), пребывание ее в доме тетки  мисс Рид - богатой аристократки, помешанной на аристократических традициях, но превыше всего любящей деньги, наконец, бунт Джейн против миссис Рид  и последующее изгнание девочки  из дома Ридов. Первый этап воспитания Джейн завершается помещением героини  в Ловуд - пансион для сирот бедных священников. Эпизод этот также кончается бунтом: Джейн покидает школу-тюрьму и находит место гувернантки.
     С момента приезда Джейн в замок  Рочестера начинается третий - и  главный для автора эпизод романа - торнфильдский.
     Все в торнфильдском эпизоде «неправдоподобно»,- упрекал Бронте Уолтер Аллен. При всей проницательности критика, в данном случае он упрощает дело. Бронте меньше всего стремилась в данной части к правдоподобию. Почти все образы, связанные с Торнфильдом, - намеренное преувеличение, сатирическая, а порой романтическая гипербола. Бронте меняет здесь и метод изображения, и эмоциональный ключ повествования. Все восемнадцать глав, т.е. большая часть романа, почти целиком вписывается в картину романтического романа, частично даже «готического». Романтический пафос превалирует как в повествовании, так и в передаче нарастающего чувства Рочестера к Джейн Эйр и Джен к Рочестеру. Романтичен и его аллегорический аккомпанемент: сны Джейн, разбитое молнией дерево и тому подобное.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.