На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прогнозирование национальной безопасности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 25.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Министерство  образования и науки Российской Федерации
   «Алтайский государственный технический  университет 
 им. И.И.Ползунова»
 Кафедра  теоретической  и прикладной социологии 
 
 
 

                                             
                                           
 РЕФЕРАТ
 Предмет «Проектирование, прогнозирование  и моделирование  в социальной работе»
 на  тему:

 «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 
 
 
 
 
 
 Выполнила:
                   Студентка группы 5 СР-51
 Лубанец М.Ю.
 Проверила:
 Щепочкина А.М. 
 
 
 
 

 БАРНАУЛ 2009
 

  Содержание: 
 

Введение
  Глава I. Понятие национальной безопасности и защита интересов страны.
  Глава II.  Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности.

  2.1 Возможности системы прогнозирования.

  2.2. Мониторинг как метод прогнозирования.

    2.3 Меры по повышению эффективности прогнозирования национальной безопасности

Глава III. Новая концепция национальной безопасности России: политические прогнозы или планы Кремля?
Заключение
Список  Литературы
 

  Введение:
  Теме  реферата «Прогнозирование национальной безопасности».
  Актуальность, данной темы заключается в том, что, процесс глобализации, претензии США на мировое лидерство, рост антагонистических противоречий между развитыми странами и странами «третьего мира», нестабильное развитие России, обострение экологических проблем и, наконец, международный терроризм заставляют искать новые пути обеспечения безопасности личности, общества и государства.
  Россия  первая столкнулась опасностью международного терроризма на Кавказе и в Средней Азии. Суть его - полный передел мира на псевдорелигиозных и националистических идеях, коренная ломка международных отношений и мирового порядка, перераспределение глобальных ресурсов к иным мировым центрам политической власти.
  Актуализация  задач обеспечения внешней и  внутренней безопасности Российской Федерации сформировала потребность в комплексном анализе и постоянном изучении феномена национальной безопасности страны в интересах обеспечения ее устойчивого развития, определения приоритетов угроз безопасности и достижения единства жизненно-важных интересов в системе «личность-общество-государство».
  Совершенно  определенно требуется применение методов анализа, позволяющих системно решать задачи получения наиболее полной информации об объектах исследования, сравнивать информацию о различных объектах исследований, сводить и обобщать информацию на различных уровнях, т.е. методов прогнозирования.
  Формирование  системы прогнозирования обеспечения  национальной безопасности должно происходить на основным ее видам, что в целом совпадает с принятым выделением основных сторон жизнедеятельности общества - экономической, общественно-политической, военной, социальной, правовой, культурно-духовной и т.п.
  В соответствии с избранной темой, цель реферата заключается в исследовании проблем прогнозирования национальной безопасности.
  Постановка  цели курсовой обуславливает решение следующих задач:
    Рассмотреть понятие «национальная безопасность» и «защита интересов страны»;
    Изучить обеспечение и прогнозирование национальной безопасности;
    Охарактеризовать возможности системы прогнозирования;
    Изучить мониторинг как метод прогнозирования;
    Проанализировать новую концепцию национальной безопасности России;
  Объектом является национальная безопасность.
  Предметом является процесс прогнозирования национальной безопасности.
  Реферат структурно состоит из введения, двух глав, заключения  и списка использованной литературы.
  Глава I
  Понятие национальной безопасности и защита интересов страны. 

  Одним из основных условий социально-экономического развития страны является состояние национальной безопасности.
  Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Обеспечение национальной безопасности имеет целью защиту интересов России.
   Национальные интересы России это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. 
Выделяют три группы интересов: личности, общества и государства. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении общественного согласия, повышении активности граждан в решении проблем развития страны. Интересы государства направлены на защиту территориальной целостности страны, ее суверенитета, конституционного строя, на обеспечение политической, экономической и социальной стабильности, высокой исполнительности законов. Таким образом, национальная безопасность это состояние страны, при котором устраняются или нейтрализуются угрозы национальным интересам, самому существованию государства. Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в экономической сфере являются ключевыми.
 

  Угрозы  экономической безопасности страны.
  Необходимо отметить, что с начала 90-х годов сформировался широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности нашей страны, из которых будут  рассмотрены основные угрозы экономической безопасности.
  В их числе можно выделить:
  -        сокращение (спад) производства, масштабов хозяйственной деятельности в подавляющем большинстве отраслей экономики и социальной сферы;
  -        усиление структурных диспропорций;
  -        рост внешнего и внутреннего государственного долга;
  -        сокращение научно-технического и технологического потенциала;
  -        углубление социальной дифференциации общества;
  -        снижение уровня продовольственной независимости страны;
  -        усиление неравномерности социально-экономического развития регионов;
  -        ослабление управляемости экономикой на всех уровнях;
  -        депопуляция населения;
  -        криминализация экономики.
  В составе перечисленных угроз первостепенную значимость по своим последствиям имеет сокращение производства, продолжающееся около 10 лет. Масштабы сокращения достигли в среднем более 50 % от уровня 1990 года. Реальная опасность этой экономической угрозы состоит в деиндустриализации производства в большинстве отраслей экономики, так как наибольшее сокращение произошло в отраслях, производящих орудия труда (машиностроение, станкостроение, приборостроение). Это значит, что по техническому уровню экономика отбрасывается на несколько десятилетий назад.
  Очень опасно усиление структурной деформированности экономики, проявляющееся в значительном сокращении объемов производства в отраслях обрабатывающей промышленности и потребительского сектора по сравнению с добывающими отраслями. Реальная опасность в структурной деформации для экономической безопасности состоит в истощении природных ресурсов, вывозимых в огромных количествах за рубеж, превращение страны в топливно-сырьевую периферию с экономикой колониального типа, усиление зависимости от конъюнктуры мирового рынка.
  Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях НТП, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности страны. В дореформенный период различия в условиях денежных доходов 10 % наиболее высокодоходных и 10 % низкодоходных групп населения не превышали 4-5 раз. В современных условиях они достигают по разным оценкам 15-20 раз. За чертой бедности находится около 50 % населения. Реальная опасность социального расслоения общества для национальной безопасности страны состоит в том, что нарушается баланс социальных интересов, возникают и развиваются такие отрицательные явления, как организованная преступность, наркомания, беспризорничество и т.д. Конечным результатом этих тенденций может быть социальный взрыв.
  Увеличение продовольственной зависимости страны проявляется в значительном снижении потребления в расчете на душу населения основных продуктов питания, в ухудшении структуры питания, в чрезмерно высокой доле импортных продуктов на внутреннем продовольственном рынке. За счет импорта формируется до 40 % продовольственного фонда страны, а в крупных городах около 50 %. Реальная опасность этой угрозы состоит в том, что продолжается спад сельскохозяйственного производства. На закупку продовольствия расходуется около 25 % валютных поступлений, что осложняет финансово-экономическую ситуацию в стране. Экономическая дезинтеграция регионов, значительные региональные различия в уровнях производства национального дохода на душу населения, денежных доходов населения, в обеспеченности жильем, в уровнях безработицы создают реальную угрозу национальной безопасности. При этом наибольшую угрозу представляет увеличение доли кризисных регионов, в которых экономические и социальные проблемы достигли особой остроты и велика возможность социального взрыва. В экономическую угрозу в 90-е годы превратилось снижение управляемости экономикой страны. Проявлением этого является нерешенность многих проблем, возникших в развитии экономики, социальной сферы и многочисленные ошибки, допускаемые законодательными и исполнительными органами управления. Значительную угрозу представляет депопуляция населения, то есть расстройство механизма воспроизводства населения, что отрицательно отражается на возможностях создания и использования научно-технического, производственного и природноресурсного потенциала страны. Криминализация экономики превратилась в экономическую угрозу вследствие огромных масштабов деятельности криминальных структур, проникновения их в систему управления, правосудия, в сферу финансового рынка, экспортно-импортных операций. 
 

  Глава II
    Обеспечение и прогнозирование национальной безопасности

  2.1 Возможности системы прогнозирования

  Возможности прикладной математики в задачах  прогноза развития социально-экономических систем, динамики систем вооружения, предвидения кризисов и катастроф существенно расширились. Можно привести несколько наглядных примеров.
  Девятнадцатый век прошёл под знаком геополитики (знаменитое высказывание Карла Клаузевица о войне, как о продолжении политики другими средствами). Двадцатый век стал веком геоэкономики , когда судьбы стран определяли производительность труда, потоки ресурсов, финансовые инструменты. По мнению многих экспертов, XXI век будет веком геокультуры, в котором разные цивилизации будут отстаивать свои смыслы и ценности, свой тип жизнеустройства. Борьба уже происходит за умы и души. И перспективы цивилизаций будут определяться тем, насколько активно они готовы поддерживать «своих» и противостоять «другим». (Именно это главное в проекте, связанном с глобализацией или с американизацией мира).
  В последние годы на основе теории самоорганизации  – синергетики – появилась возможность описывать конкуренцию носителей разных проектов, различной «ценной информации», как говорят математики. Именно эта информация может быть связана с ценностями и большими проектами. Модель, построенная в рамках этого подхода, сотрудником Института Прикладной Математики А.С. Малковым показывает, какой будет политическая карта России к 2030 году в случае инерционного сценария развития без военного вмешательства, если сверхусилия, необходимые для того, чтобы изменить облик страны, не будут вложены. Курилы и Сахалин отходят к Японии, на Дальнем Востоке возникает зона китайского влияния, Камчатка, Чукотка, Восточная и часть Западной Сибири оказываются в зоне влияния США, появляется мусульманский анклав в Поволжье и Северо-Западная республика. Это согласуется с мнением, высказанным рядом американских аналитиков.
  К сожалению, будущее, перспектива 2030 года выпадает в России из массового сознания и представителей элиты. Это особенно опасно – в конце ХХ века мы начали жить в мире самосбывающихся прогнозов. Кроме того оружием, направленным против предлагаемого оппонентом прогноза или большого проекта, может быть только другой прогноз или проект. Последние выступления Президента РФ дают надежду на изменение ситуации.
  При прогнозировании, естественно, основное внимание должно быть уделено главным факторам, ключевым процессам. Каковы же они в современном мире? Традиционный подход связан с экстраполяцией, с планированием « от достигнутого». Однако проведенные исследования показывают, что мир за время жизни одного поколения принципиально изменился . В нем происходит событие, не имеющее аналога в истории (самая близкая аналогия – это неолитическая революция). Это событие, составляющее основное содержание переживаемой исторической эпохи – глобальный демографический переход. В соответствии с представлениями священника и профессора Мальтуса численность любого вида в условиях избытка ресурсов растёт по геометрической прогрессии ( , где – численность популяции). Исследования историков и палеодемографов, выполненные в конце ХХ века, показывают, что это не относится к человеку. В течение сотен тысяч лет скорость роста числа людей была пропорциональна их квадрату ( ). Это приводило к гиперболическому закону роста ( , гораздо более быстрому, чем геометрическая прогрессия. И на протяжении последних 20 лет этот закон роста, действовавший на протяжении всей истории, меняется. Происходит резкое замедление роста числа людей – отклонение от предыдущего гиперболического закона уже составило 2 миллиарда человек! На фоне этого грандиозного изменения многие экономические, политические, социальные проблемы представляются второстепенными. Прогнозы ООН, ЦРУ, исследования, проведенные в ИПМ, предсказывают стабилизацию численности населения мира (в наиболее благоприятном варианте) на уровне 9-12 млрд. человек. Это совершенно другая реальность. В течение десятилетий человечеству предстоит изменить свои алгоритмы развития, набор жизнеобеспечивающих технологий. Возрастает вероятность глобальных переселений народов. Проектируя будущее на уровне страны, естественно иметь в виду эти глобальные мировые тренды.
  Многие  важнейшие процессы, нуждающиеся  в мониторинге и прогнозировании, сейчас происходят на уровне регионов. Формально каждый регион должен прогнозировать и планировать своё развитие. Однако привлечение в эту область профессионалов и современных технологий мониторинга и прогноза даёт новое качество. Оно позволяет губернатору, министрам, правительствам регионов, директорам предприятий, депутатам увидеть будущее тех структур, которыми они руководят, и оценить, как их сегодняшние действия могут это будущее изменить.
  Для работы с регионами в ИПМ создан «Центр компьютерного моделирования  и экспертного анализа» (им руководят  Н.А. Митин и В.В. Шишов). И результаты прогноза развития регионов и для исследователей, и для руководителей оказались парадоксальными. Оказалось, что, несмотря на огромный научно-технический потенциал Московской области, Москва съедает её, превращая в регион складов, свалок, спальных районов. При инерционном развитии роль этого региона в экономике России будет падать. И здесь есть своя точка бифуркации (точка принятия решения) после которой траекторию региона уже не изменить. Однако сейчас есть возможность резко ускорить развитие, опираясь на большой потенциал, имеющейся на территории области наукоградов, и построить другое будущее. Ключ к этому – повышение восприимчивости экономики региона к нововведениям.
  Другая  работа, выполненная в Центре, касается рисков регионов, связанных с вступлением России в ВТО. К примеру. В соответствии с принятием Думой рядом законов школы, предприятия и институты должны перейти на лицензированные программные продукты. Сейчас сотрудники ОБЭП изымают компьютеры, накладывают штрафы, привлекают к ответственности в сотнях организаций России. По сути, интересы корпорации Microsoft наши правоохранительные организации защищают в ущерб отечественным предпринимателям и работникам. Сделанные оценки показывают, что только для малого и среднего бизнеса Московской области это обойдется в несколько миллиардов рублей. Для малого бизнеса это не маленькие деньги. Разработки Центра показывают, как можно избежать этих затрат.
  Имея  в виду задачу, поставленную Президентом  РФ перед Академией, сотрудники 10 институтов РАН в 2002 году во главе с ИПМ выдвинули идею создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах. Повышение наблюдаемости опасных явлений, связанное с их мониторингом, комплексным анализом может защитить граждан России от многих бед . В мире происходит революция в области мониторинга. Это противоречивый процесс, но одним из его результатов может стать существенное повышение безопасности, значительная экономия средств, улучшение управляемости регионов, отраслей промышленности, страны в целом. Однако это исключает ведомственный и местнический подход, преобладающий в настоящее время. Можно сказать, что государственный аппарат оказался, не подготовлен к использованию инновационных технологий в сфере мониторинга и телекоммуникации. Предложение академических институтов начало воплощаться только в 2006 году, в настоящее время в ИПМ создается экспериментальный стенд этой системы.
  Получены  интересные результаты. Однако масштаб  работ и использование результатов пока гораздо меньше необходимых.
  Суть  современного подхода к мониторингу  многих сложных явлений очень  проста. В России нет хороших математических моделей для человеческого организма. Однако если у нас есть градусник и температура превышает 37 ° , то есть основания беспокоиться и принимать меры. Модели атмосферы весьма сложны. Однако если барометр «падает», то можно ждать изменения погоды, а если «падает» очень сильно, то и бури. Многие алгоритмы прогноза опираются на аналоги температуры или атмосферного давления, а компьютерные системы ориентируются на поиск предвестников катастрофических событий. Такие системы обучают на предыстории системы.
  Такой подход применим к очень многим объектам. На этой основе дается среднесрочный прогноз землетрясений (российская наука в этой области занимают передовые позиции). Аналогом температуры здесь являются 8 величин, которые рассчитываются с помощью усреднения данных сейсмостанций. Когда 7 из них пересекают опасный уровень (именно эти уровни и определяются в результате настройки или "обучения" компьютерной системы) объявляется тревога.
  Как показали исследования, проведенные  в ИПМ и в Международном  институте теории прогноза землетрясений  и математической геофизики РАН  в последние годы, таким образом  можно прогнозировать кризисы в  социально-экономических системах. Более того, на этой основе удается предсказывать скачки тяжелых преступлений (убийства, изнасилования, разбой) на региональном уровне. Это было сделано на материале Ярославского и Тамбовского регионов. В мире пока нет аналогичных результатов.
  Возможности мониторинга и прогноза за последние  годы существенно выросли. Для решения  этих задач создана серьёзная  научная основа . Осталось добиться, чтобы эти возможности активно использовались во, благо России.  
 

  2.2. Мониторинг как метод прогнозирования
  Для обеспечения национальной безопасности выявляются причины, факторы возникновения внутренних и внешних угроз безопасности РФ, осуществляется их мониторинг (непрерывное наблюдение и анализ) и прогнозируется их влияние.
  Мониторинг  как метод социального познания и прогнозирования представляет собой совокупность аналитических приемов и процедур, обеспечивающих регулярное наблюдение, фиксирование и исследование строго ограниченного стандартного набора показателей (модели) с последующим их анализом и оценкой на основе общепринятых критериев и нормативов. Основу мониторинга, с учетом характера объекта исследования, определяют междисциплинарные положения теорий социального управления, социальной информатики, математической и экономической статистики, прогнозирования и анализа и др.
  Использование мониторинговых исследований наиболее актуально при изучении объектов, представляющих собой сложную систему связей и отношений между действующими в ней элементами. Именно таковой сложной системой является обеспечение национальной безопасности, так как в ней проявляются результаты воздействия факторов, обуславливающих процесс жизнедеятельности человека, состояние общества и государства. Данный мониторинг должен быть ориентирован и на практические цели обеспечения национальной безопасности страны, текущее, среднее и перспективное ее прогнозирование, чтобы своевременно предупредить развитие угроз национальной безопасности и предложить пути их парирования.
  Мониторинг  обеспечения национальной безопасности, по сути, выступает не только инструментом по изучению и оценке состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз и опасностей, но научной основой и базой для принятия оптимальных решений и эффективных действий по приоритетным направлениям обеспечения национальной безопасности страны.
  Мониторинг  процесса обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должен быть непрерывным. Целью мониторинга является системный анализ основных показателей факторов, влияющих на состояние национальной безопасности России, в интересах предупреждения негативных тенденций, прогнозирования политических, экономических, военных, социальных, дипломатических и иных последствий принимаемых решений и выработки предложений по совершенствованию государственного управления в сфере национальной безопасности.
  Ведение мониторинга процесса обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации должно возлагаться на Совет Безопасности, на министерства и ведомства, в чьем ведении находятся те или иные вопросы обеспечения видов и подвидов национальной безопасности, а также соответствующие структуры управления в Федеральных округах и регионах страны. Тем самым обеспечивается многоуровневый подход к систематизации информации по вопросам национальной безопасности.
  Мониторинг  проводится в министерствах и  ведомствах Российской Федерации, в  Федеральных округах и субъектах  Российской Федерации по кругу вопросов и проблем, которые определяются специальным нормативно правовым актом - Положением о мониторинге процесса обеспечения национальной безопасности, которое утверждается Указом Президента Российской Федерации.
  Для практической реализации предлагаемого  методического подхода необходимо осуществлять ряд организационных и научно-методических мер:
  - создать сеть информационных  центров в федеральных округах  и регионах;
  - провести серию НИР, направленных  на разработку и накопление сценариев изменения среды безопасности в XXI веке;
  - организовать разработку и накопление  математических моделей безопасности разного уровня, поддерживающих модельное воспроизведение исследуемых процессов в рамках сценариев изменения среды безопасности;
  - разработать инструментальные средства  моделирования, позволяющие хранить программы, реализующие различные модели безопасности, легко организовывать из них необходимые для исследований в рамках различных сценариев взаимосвязанные комплексы программ, поддерживать выполнение имитационных игр, т.е. обрабатывать и визуализировать результаты, иметь диалоговый сетевой режим проведения имитационных игр, хранить результаты выполненных имитационных экспериментов;
  - организовать разработку и накопление  программ, реализующих различные модели в рамках инструментального комплекса имитационного моделирования;
  - организовать проведение организационно-деятельностных  и имитационных игр в рамках  имеющихся сценариев, преследующих  конкретные цели анализа комплексных проблем безопасности;
  - организовать анализ результатов выполненных игр и извлечение из этих результатов практических выводов и рекомендаций.
  Несомненно, для такой работы необходим орган  межведомственной координации и взаимодействия. Таким органом по мнению ИПМ должен стать аппарат Совета Безопасности РФ, исходя из статуса и задач подразделения которого связаны с решением задач информационно-аналитической работы и государственного управления. Но для этого надо, чтобы Совет Безопасности освободился от несвойственных функций и определи в качестве своих основных приоритетов деятельности информационно-аналитическую работу по обеспечению национальной безопасности страны.
  Система мониторинга обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации должна стать важной частью специальной государственной системы обоснования принятия решений в области национальной безопасности страны.
  Поэтому можно констатировать, что все  управляющие воздействия в сфере  обеспечения национальной безопасности страны опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются информационно-аналитической работой, которая должна проводиться межведомственным органом государственной власти, по нашему мнению – Советом безопасности Российской Федерации.
  Введение  системы мониторинга обеспечения  национальной безопасности как одной из функций Совета Безопасности Российской Федерации позволит придать государственному управлению научность и системность в подготовке, обосновании и выполнении тех или иных государственных решений в области национальной безопасности, улучшит возможность по их согласованию, координации и рационализации в интересах достижения эффективности функционирования системы национальной безопасности страны в целом.
  В этой связи представляется, что система  мониторинга обеспечения национальной безопасности должна стать главным звеном в системе научной поддержки принимаемых государственных решений в области национальной безопасности.
  Вместе  с тем достижение эффективности  в информационно-аналитическом обеспечении деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и самом обеспечении национальной безопасности страны без опоры на ее мониторинг, по сути, невозможно: национальная безопасность как сверхсложная система функционирует под воздействием огромного числа взаимосвязанных переменных, да и сами условия в которых функционирует эта система, очень динамична.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.